тенорун
![]() Тенорун, гр. 1820 г. | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.112 ( Двухязычковый аэрофон с клавишами ) |
Связанные инструменты | |
|
Теноровый фагот или тенорун — член семейства деревянных фаготных с двойной тростью духовых инструментов . Подобно альтовому фаготу, также называемому октавным фаготом, он встречается относительно редко.
Номенклатура
[ редактировать ]По поводу номенклатуры малых фаготов велось много споров. Все малые фаготовы в то или иное время назывались фаготтино (мн. fagottini), но исторически этот термин обычно применяется только к октавному фаготу. Термины «кварт-фагот» ( Quartfagott ) и «квинт-фагот» ( Quintfagott ) применяются соответственно к инструментам, расположенным на кварту выше и на квинту выше обычного фагота. Чтобы еще больше запутать, эти термины также можно применять к инструментам на квинту ниже (квинт-фагот в фа) и кварту ниже (кварта-фагот в соль), известных как полуконтрафаготы . Обратите внимание, что клавиши младшей и высшей версий поменялись местами. Часто термины бас и тенор или высокий добавляются, чтобы уточнить, о каком инструменте идет речь, например, квартовый фагот или высокий квинтовый фагот ( Hochquintfagott ). Одним из наиболее распространенных терминов, используемых для описания этих инструментов, является термин тенорун, который представляет собой сокращение от «тенор-фагот», что является более правильным названием инструмента, хотя в наши дни тенорун вполне принят. Алтун (сочетание слов «альт» и «фагот») как прозвище для фагота меньшей октавы еще не прижился. Недавно представленная альтернатива - фагонелло, который по размеру и весу аналогичен этим меньшим фаготам, но играет с нормальной высотой звука, хотя и с немного уменьшенным диапазоном.
История
[ редактировать ]
В эпоху Возрождения инструменты производились всех доступных размеров: от сопрано, сопранино и гарклейнов до баса, большого баса и контрабаса. Фагот (или, точнее, в ту эпоху дульциан или курталь) можно было найти как минимум в шести размерах. Большие размеры, бас и великий бас были более популярны, но меньшие размеры все еще использовались, их можно найти в нескольких Генриха Шютца мотетах ; они также были довольно популярны в Испании, где были известны как «бахонсильо». Фаготы меньшего размера появились в более поздние эпохи барокко и классицизма, хотя их точное использование несколько туманно. Это правда, что литературы по меньшим фаготам практически не существует. Заметным исключением является партита Иоганна Каспара Фроста (а не Троста, как иногда упоминается), которая рассчитана на два октавных фагота, два теноровых фагота, два фагота и две валторны. Кажется, именно так обстояло дело в девятнадцатом веке. Такие известные имена, как Карл Альменредер, выступали за использование фаготов меньшего размера в учебных целях, и говорят, что Жанкур часто исполнял на одном из них соло во время сольных концертов. Гектор Берлиоз посетовал на его неиспользование в своем «Трактате об инструментах» и даже уточнил, что его идеальный оркестр будет состоять из пяти теноровых фаготов (хотя сам он никогда не писал для этого инструмента).
В конце девятнадцатого века в Париже было представлено несколько улучшенных моделей тенорового фагота, но они не были очень хорошо приняты, поскольку реальной потребностью в то время был работающий контрфагот (а не саррусофон, который использовался в настоящее время). Но теноровый фагот в конечном итоге использовался, несмотря на его малоизвестность. После почти столетнего отсутствия теноровый фагот вернулся в 1989 году, когда Гунтрам Вольф из Кронаха создал первый современный теноровый фагот по системе Хеккеля. С тех пор тенор-фагот процветал. [ нужна ссылка ] , используется в качестве детского инструмента в Германии (и в регионах по всему миру) и рассматривается профессионалами как серьезный инструмент, достойный использования. [ нужна ссылка ] .
Производители
[ редактировать ]Во многих отношениях фагот меньшего размера играет так же, как и полноразмерный фагот . В настоящее время доступны три размера от четырех разных производителей. [Мусманн изготавливает инструмент фа фа (на четверть выше обычного фагота) с упрощенной аппликатурой, опускающейся только до низкой до, и предназначен для маленьких детей. Компания Bassetto в Швейцарии производит инструменты в G (на пятую часть выше) и имеет дополнительный бонус в виде модели с альтиссимо-отверстием в боковой части, но без шепота. Бруно Саленсон из Нима во Франции исполняет мелкий фагот ми-бемоль с упрощенной французской или немецкой клавиатурой, специально для детей. Компания Howarth of London продает инструменты, разработанные и изготовленные Гунтрамом Вольфом как в фа, так и в соль (соответственно называемые в компании «теноруном» и «мини-фаготом»). Гунтрам Вольф производит и продает свои собственные модели F и G, а также фагот на октаву на одну октаву выше, чем обычный фагот. Он также предлагает все три инструмента с дополнительной клавиатурой для профессиональных музыкантов: инструменты F и G с полным механизмом шепота и F – F. ♯ ссылка; а октавный фагот (названный Вольфом «Фаготтино») может иметь до девяти клавиш, добавляя клавишу крыльевого динамика, а также клавиши C ♯ , B ♭ , F ♯ и низкую E ♭ к базовой детской модели. Наиболее часто используемыми из них, по-видимому, являются инструменты Вольфа: модель солью или квинтовым фаготом больше ориентирована на детей, поскольку ее немного меньший размер им больше подходит, а фагот фа или кварта больше подходит детям старшего возраста. или профессионалы из-за его немного большего размера, а также из-за его ощущения и звучания, больше похожего на полноразмерный фагот, хотя в базовой детской модели он имеет ограниченное профессиональное использование из-за отсутствия полноценной современной клавишной работы и, действительно, некоторых профессиональных музыкантов, использующих этот инструмент. решили добавить к профессиональному инструменту Вольфа альтернативные клавиши F ♯ и G ♯ (стандартные функции обычного фагота), чтобы облегчить воспроизведение более продвинутой музыки.
Октавный фагот
[ редактировать ]Инструменты, расположенные на октаву выше фагота, как и все фаготы меньшего размера, исторически являются довольно старыми инструментами. Практически не существует литературы по фаготу такого размера, кроме партиты Фроста (или Троста?) и кантаты Захау (в которой указано «Бассонетти» , которое, по-видимому, представляет собой маленькие фаготы). За последнее десятилетие этот инструмент пережил своего рода возрождение. Вновь создаются как исторически точные копии, так и современные инструменты. Современные инструменты очень просты в аппликатуре: для них требуется всего четыре клавиши (хотя их может быть девять и более), что значительно меньше клавиш, чем у оригинального фагота. Однако инструмент не является полностью хроматическим. В нем отсутствуют нижние B ♮ и C ♯ , что сродни инструментам в стиле барокко и классическим инструментам. Этот инструмент не является средством против высоких нот фагота и не может значительно расширить диапазон. Октавный фагот обычно может достигать только написанной фа над басовым ключом (но звучит на октаву выше), хотя профессионалы могут расширить этот диапазон. Звук тонкий и не будет лишним в духовом ансамбле эпохи Возрождения или Барокко. Из-за несколько меньшего размера и обилия скрещенных пальцев техника игры на октавном фаготе может оказаться сложной задачей для непрофессионала. Октавные фаготы (альтовые фаготы) изготавливаются в различных тональностях, D, D. ♭ (на октаву выше самого низкого и самого большого теноруна) и C.
Теноровые фаготы
[ редактировать ]Теноровый фагот — исторически очень старый инструмент, произошедший от тенора дульциана или куртала. Литературы по этому инструменту практически нет, за исключением нескольких произведений, написанных в стиле позднего барокко относительно малоизвестными композиторами (в частности, произведения Фроста). Старая теория о том, что открытая партия английского валторны в увертюре Россини к его опере «Вильгельм Телль» изначально была написана для фагота тенора (поскольку она была написана старой итальянской нотацией в басовом ключе), теперь широко развенчана. Есть также много названий, под которыми этот инструмент известен: тенорун (сокращение от тенорового фагота), кварта и квинта-фагот (первое для инструмента в фа, второе для инструмента в соль), фаготтино и мини-фагот. фагот. Теноровые фаготы были созданы во многих различных тональностях: D ♭ , E ♭ только инструменты E ♭ , F и G. В настоящее время доступны , F и G. Часто эти меньшие инструменты используются для начинающих детей, поскольку фагот нормального размера будет слишком большим для детей младше 10 лет. Естественно, из-за меньшего размера инструмента тон становится намного светлее. и более пронзительный, чем у фагота. Инструменты удивительно быстры в ответе, и при некоторой практике можно добиться более быстрой техники игры на теноровом фаготе. Большинство теноровых фаготов имеют несколько упрощенную систему аппликатуры, при этом большинство альтернативных клавиш на стыковом соединении удалено из соображений экономии места. Для фагота тенора предпочтительна легкая и узкая трость для фагота, так что совершенно другая трость не нужна. Однако более короткая и узкая трость будет способствовать более высоким нотам. Аппликатура верхнего регистра несколько отличается от фагота и по гамме может восходить только до B. ♭ (хотя их ответ сомнителен, B и C и даже C ♯ возможны и D). В целом профессионалы предпочитают инструмент F, поскольку он по ощущениям и отклику больше похож на фагот, в то время как меньший инструмент G больше используется для детей.

Звук тенора-фагота можно сравнить со звуком глухого английского рожка, и его описывают как нечто похожее на саксофон. Он может стать отличным тенором или альтом в духовом ансамбле или оркестре (последнему может быть полезно иметь настоящий теноровый инструмент в отделе деревянных духовых инструментов). Он мог бы эффективно преодолеть октавный (или полторы октавы, если опустить бас-гобой) разрыв между семейством фаготов и семейством гобоя. Хотя он не увеличивает дальность действия фагота эффективно, его можно использовать для обеспечения большей гибкости в том диапазоне, где фаготу недостает подвижности. D ♭ Диапазон звучания инструмента от B 1 до B 4 (C ♭ 2 до C ♭ 5 ), E ♭ диапазон звучания инструмента от D ♭ 2 до D ♭ 5 , диапазон звучания инструмента F от E ♭ 2 до E ♭ 5 и диапазон звучания инструмента G от F 2 до F 5 . [1]
Известные работы
[ редактировать ]- Иоганн Каспар Фрост (Трост?) – Парфия № IV для 2-х валторн до мажор, 2 октавных фаготов, 2 теноровых фаготов фа и 2 фаготов
- Виктор Брунс – Сонатина для фагота тенора фа и фортепиано, соч. 96
- Виктор Брунс – Трио для тенора фагота фа фа, фагота и контрафагота, соч. 97, посвященный Уильяму Уотерхаусу [2]
- Тимоти Рэймонд - «Потерянная музыка» для тенора фагота фа и фортепиано (1992)
- Брет Ньютон - «Осирис: Повелитель Дуата», симфоническая поэма для фагота тенора соло с оркестром (2005)
- Брет Ньютон - «Лесные сцены» для тенора фагота фа и трех маримб (2006)
- Роберт Харви - «Руны» для тенора фагота фа фа и фортепиано (2009)
- Грэм Уотерхаус - «Аконд Свата» для тенора фагота фа, фагота и фортепиано (2009) [3]
- Эллиот Шварц - «Теноровые вариации» для тенора фагота фа и фортепиано (2013) [4]
- Винченцо Тоскано - «Просопон» для тенора фагота соль мажор, двух фаготов и контрафагота (2018) [5]
- Карла Маньян - «Великолепный телескоп» для двух фаготов-тенора соль, фагота и контрафагота (2018) [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Тенор Фагот (Tenoroon)" Брета Ньютона, Bandestration.com, 16 сентября 2015 г.
- ^ «Трио оп. 97» . Arbc.de (на немецком языке) . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ «Аконд Свата» . Arbc.de. Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ «Теноровые вариации» . Композиторы.com . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Группа фаготов Low-Bемоль» . Prestomusic.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео на YouTube , Виктор Брунс : Трио для фагота, фагота и контрафагота тенора, соч. 97 (1992)