Бомбарда (музыкальный инструмент)
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Другие имена | бомбардировать, бомбардировать, бомбардировать |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.112 (Инструмент с двумя язычками и коническим отверстием) |
Связанные инструменты | |
Бомбарда по - ( бретонски : бомбарда, талабард , по-французски : бомбарда ) — современное семейство гобоев, широко используемых для исполнения традиционной бретонской музыки , где она считается символической. Бомбардировщик известен как талабардер .
Традиция: пара звонящих
[ редактировать ]Бомбарды в их наиболее традиционной обстановке сопровождаются волынкой, называемой биниу кож («старая волынка»), которая играет на октаву выше бомбарды. Бомбарда зовет, и биниу отвечает. Относительно жесткая трость бомбарды требует достаточной поддержки губ и дыхания, поэтому талабард не может сыграть длинную, продолжительную мелодическую линию. Биниу постоянно играет мелодию, в то время как бомбардир делает перерывы, устанавливая шаблон вызова и ответа. Призыв и ответ остается центральным аспектом бретонской музыки независимо от используемых инструментов.
До Первой мировой войны определенная пара Сонеров (музыкантов) обычно освещала все свадьбы, похороны и другие общественные мероприятия на определенной территории, которые ревностно охранялись от других исполнителей. Этот территориальный аспект вполне может распространяться на местный репертуар, танцы и даже на уникальную настройку инструментов. Этот дуэт бомбарды и волынки, иногда сопровождаемый барабанщиком в прошлые века, практиковался в Бретани уже по крайней мере 500 лет в непрерывной традиции.
Возрождение в группах
[ редактировать ]В первой половине ХХ века количество игроков в бомбарды и биниу-кож значительно сократилось. В некоторых частях Бретани с начала 20-го века и до периода возрождения 1970-х годов самыми популярными сонерами пары были парный кларнет «treujenn gaol» и аккомпанирующий ему баян. В конце 1940-х годов создание Bagad , специфически бретонского оркестра волынок, бомбард и барабанов, такими фигурами, как Полиг Монжаррет и организация Bodadeg ar Sonerion (Братство музыкантов), предложило инструменту новую роль.
В большинстве городов Бретани теперь есть один или несколько Багаду (множественное число по-бретонски от Багад), и они постоянно соревнуются друг с другом в серии ежегодных турниров и фестивалей. Поскольку Bagad был бретонским подходом к концепции шотландского трубочного оркестра, изначально исполняемая музыка обычно носила более воинственный характер. В настоящее время багадо исполняют почти исключительно бретонскую танцевальную музыку. Большое количество музыкантов-бомбардистов на багаду стало ключевым фактором успешной популяризации этого инструмента на протяжении десятилетий. Еще одним фактором стало возрождение традиционного сочетания бомбарды и биниу в 1970-х годах с возрождением бретонской культуры благодаря успеху Алана Стивелла (бомбарда Кристофа Карона) и растущей популярности как танцев Fest Noz, так и традиционных музыкальных конкурсов. .
Органология
[ редактировать ]Бомбарды — это деревянные духовые инструменты, которые широко считаются членами семейства гобоев . Хотя у нее мощный звук, отдаленно напоминающий трубный, бомбарда не является шаумом . Почитаемый музыкант и педагог Кристоф Карон написал на обложке своей записи бомбардно-фортепианного дуэта Gwenrann (2000) с пианистом Кристианом Метайером: «Качество традиционных музыкантов доказывает это: сегодня невозможно считать Bombard просто простым , громогласный инструмент с приблизительной интонацией. Я хочу показать другие звуки и концертную реальность этого древнего гобоя. В этом смысле фортепиано в полной мере помогает раскрыть этот потенциал». На этномузыкологической выставке «Sonnez Bombardes, Résonnez Binious!» проходивший в замке Кержан на северо-западе Бретани с 3 марта по 7 ноября 2012 года, в подробном трехъязычном (бретонском, французском и английском) широкоформатном описании бомбарды прямо говорится, что «Бомбарда произошла от гобоя эпохи Возрождения и его дизайн отражает накопленный на протяжении веков музыкальный опыт».
Как и в других гобоях, в основе двойной трости бомбарды лежит латунная скоба. Конический или цилиндрический, в зависимости от модели, внешний слой пробки вокруг нижней части скобы, аналогичный скобе консерваторского гобоя, позволяет легко и предсказуемо с герметичным уплотнением вставить трость в гнездо геркона на верхняя часть инструмента. На нем играют так же, как на гобое, с тростью, помещенной между губами, что обеспечивает динамическую выразительность. Вторая октава «раздута»; достигается за счет увеличения давления губ и воздуха или за счет использования октавной тональности. Как и у других гобоев, корпус инструмента состоит из секций, которые для игры собираются вместе в местах соединения. В меньших инструментах раструб и корпус разделены, в то время как более крупные инструменты дополнительно будут иметь корпус, состоящий из двух частей, с соединением, расположенным между позициями игры для левой и правой руки, как и во многих других современных деревянных духовых инструментах.
Исторические и более простые инструменты имеют диатоническую основу с типичным диапазоном около полутора октав. Бомбарды варьируются от больших басовых моделей, напоминающих английский рожок , до крошечных инструментов, играющих диатоническую гамму высокой до. Обычно, чем меньше инструмент, тем более проникновенный тон. Наиболее распространенные ключи имеют промежуточный размер. Инструменты B ♭ используются в больших группах Bagad, в то время как инструменты в A и G популярны для использования в дуэтах бомбардир-биниу, а также в группах Fest Noz , использующих смешанные инструменты, такие как гитары, аккордеоны и скрипки.
Современные разработки
[ редактировать ]В последние десятилетия бомбарда постоянно развивалась. Современные бомбарды могут иметь сложную клавиатуру, в результате чего получаются полностью хроматические инструменты. Более мягкие версии, имеющие тенденцию к звуку гобоя романтической эпохи, такие как « пистон » Юэна Ле Биана (гибрид гобоя и бомбарды в стиле барокко), были разработаны для использования в смешанных ансамблях, что приводит к совершенно новым звукам и сферам выражения.
Bagadoù создали значительный рынок качественных инструментов и сопутствующих материалов, и возникшее в результате большое количество игроков, исследующих различные сферы деятельности, привело к постоянному развитию и совершенствованию каждого аспекта инструмента. Деятельность Bombard поддерживает класс профессиональных музыкантов, профессиональных производителей инструментов и даже профессиональных производителей тростей, производящих большое количество стандартизированных тростей. Издатели продают многочисленные учебные пособия, видео и записи.
Сегодня на бомбарде играют в сочетании с самыми разными инструментами (биниу, вез, шотландские горные трубы, саксофон, фортепиано, орган, кларнет/ тройженн гаол , скрипка, флейта, гитара, бас, перкуссия...) в Fest Noz. группах, а также в ансамблях многих других стилей - от классики до фолка, рока, поп, панка, металла - в обработках традиционных бретонских танцевальных мелодий или в новых композициях.
Музыканты и производители инструментов
[ редактировать ]Некоторые талабардеры:
- Матье Серо
- Гильдас не будет
- Христианский Жнец
- Жорж Эпинетт
- Андре Ле Мут..
- Джордж Ботуха
- Кристоф Карон
- Сирил Бонно
- Дэвид Паске
- Джосик Аллот
- Ронан Ле Диссент
- Одран Плантек
- Жан Барон
- "Тито"
- Стефан Харди
- Серж Риу
- Янн Кермабон
- Юэнн Ле Бихан
- Ивониг Ле Местре
- Эрван Хамон
- Джил Лехарт (Жиль Лехарт)
Некоторые производители инструментов:
- Тудуаль Эрвье
- Юэнн Ле Бихан
- Ивон Ле Коант
- Джил Лехарт (Жиль Лехарт)
- Эрик Оллу
- Руди Ле Дуайен
Некоторые записи:
- «Эвит Дансал» Джил Лехарт и Даниэль Феон
- «Спор» Гильдас Моал и Рене Капеллан
- «Удовольствие» Хоржа Ботухи с Паскалем Гинго, Филиппом Кийе, Паскалем Марсо
- "An deiziou kaer" Сторван
Фильмы
[ редактировать ]- 15 Влоаз Моал-Капеллан (2008). Продюсер: Дастум Бро Дрегер. Продюсирование и мастеринг — Тибо Колен и Филипп Оливье. Продается вместе с книгой Ифига Кастеля «Bombarde et biniou» в твердом переплете, Editions Dastum.
- О волынщиках и крапивниках (1997). Продюсер и режиссер Гей Занцингер в сотрудничестве с Дастумом. Лоис В. Кутер, консультант по этномузыкологии. Деволт, Пенсильвания: Constant Spring Productions.