Jump to content

Индийская фисгармония

стиле Индийская фисгармония бренда Bina в делийском со встроенным чемоданом для удобной транспортировки и 9 ручками воздушной остановки (остановки 2, 4, 6, 8 — это дроны).
Музыканты в Катманду , Непал , играют на табле и фисгармонии.

Индийская фисгармония , ручная фисгармония, самвадини , пети («коробочка») или баха , часто называемая просто фисгармонией , представляет собой небольшой портативный язычковый орган с ручной накачкой , который очень популярен на Индийском субконтиненте . [ 1 ] Звук напоминает аккордеон или другие язычковые аэрофоны с сильфонным приводом . [ 1 ]

Органы прибыли в Индию в середине 19 века, возможно, с миссионерами или торговцами. [ 2 ] Со временем индийские мастера модифицировали их, чтобы на них можно было играть на полу (поскольку большая часть традиционной индийской музыки исполняется именно таким образом), а также сделать их меньше и портативнее. [ 1 ]

Эта индийская фисгармония меньшего размера быстро стала очень популярной в индийской музыке 19 и 20 веков. Он также стал широко использоваться для индийской религиозной музыки, исполняемой в храмах и публично. Индийская фисгармония до сих пор широко используется сикхами , индуистами , мусульманами и буддистами для исполнения религиозных жанров, таких как каввали , газель , киртан и бхаджан . В Южной Азии фисгармония наиболее широко используется для аккомпанемента вокалистам. [ 1 ]

Индийская фисгармония также недавно стала популярной в субкультуре западной йоги . Его популяризировали американские певцы киртана, такие как Кришна Дас и Джай Уттал .

Родственным инструментом является шрути-бокс , фисгармония без ключа, используемая только для создания дронов для поддержки других солистов.

Французский гимн-гид , который исполняется, опираясь на стол правой рукой, левая рука качает ручкой.
Мастер ремонтирует фисгармонию в своей мастерской в ​​Амритсаре , Индия.

Развитие в 19 веке

[ редактировать ]

Европейская фисгармония была разработана в 18 веке по образцу китайского шэна , губного органа из тыквы . [ 3 ] Различные типы европейских фисгармоний и язычковых органов прибыли в Индию в XIX веке, некоторые из них были привезены миссионерами. [ 2 ] [ 1 ]

Индийская фисгармония произошла от конструкции язычкового органа ( насосного органа ), разработанной во Франции . Первоначально это были большие инструменты, на которых можно было играть сидя на стуле, что позволяло раскачивать инструмент с помощью ножных педалей. [ 4 ] Со временем европейцы разработали фисгармонии меньшего размера, такие как Guide-chant , которые включали мехи с ручной накачкой. [ 5 ]

Индийские мастера вскоре создали инструмент гораздо меньшего размера, основанный на европейском дизайне, который опирался на пол с помощью мехов, накачиваемых левой рукой. Были добавлены и другие элементы, например, остановки дронов (использование дронов важно в индийской музыке). Этот инструмент быстро стал популярным: он был легким и, следовательно, портативным, надежным, простым в освоении и производил насыщенный звук. [ 6 ] Дварканатх Гхош из компании Dwarkin часто считается одним из первых изобретателей фисгармонии в индийском стиле. [ 4 ]

Двиджендранату Тагору приписывают использование импортированного инструмента в 1860 году в своем частном театре, но, вероятно, это был громоздкий инструмент с педальным насосом или, возможно, какая-то разновидность язычкового органа. Поначалу это вызывало любопытство, но постепенно в нее начали играть. [ 7 ] и Гхош взял на себя инициативу изменить его. [ 4 ] Новая фисгармония была представлена ​​в ответ на потребности Индии. На всех индийских музыкальных инструментах музыкант сидит на полу или на сцене, за инструментом или держит его в руках. В ту эпоху в индийских домах не было столов и стульев. [ 4 ]

Более того, в западной музыке, основанной на гармонии, для игры аккордов требовались обе руки музыканта, поэтому лучшим решением было прикрепить мехи к ногам; в индийской музыке, основанной на мелодии, для исполнения мелодии была необходима только одна рука, а другая рука была свободна для мехов.

Споры в 20 веке

[ редактировать ]
Фаррух Фатех Али Хан , «Король фисгармонии», один из величайших музыкантов на фисгармонии 20 века.
Представление индийской классической музыки с фисгармонией

Фисгармония получила широкое распространение в индийской музыке конца 19 века. Однако к началу 20 века в контексте индийских националистических движений, которые стремились изобразить Индию отдельной от Запада, фисгармония изображалась как нежелательный иностранный нарушитель.

С точки зрения индийской классической музыки , были также технические проблемы с фисгармонией, в том числе ее неспособность производить нечленораздельные слова , гамаку (игра полутона между нотами) и менд (скольжение между нотами), что можно сделать на таких инструментах, как ситар. и Сарод , [ 2 ] и тот факт, что, как клавишный инструмент, он настроен на определенную высоту звука. [ 2 ] [ 6 ] В отличие от струнных инструментов, большинство фисгармоний нельзя транспонировать в процессе исполнения, хотя некоторые из них имеют механизмы.

Неспособность скользить между нотами не позволяет ему выразить тонкие интонации (например, андолан , нежное колебание), столь важные для многих раг индийской классической музыки. Тот факт, что инструмент настроен на определенную высоту звука, также делает его менее совместимым с классической индийской концепцией свары , которая фокусируется не на определенных тонах, а на диапазоне тонов. [ 2 ] Фиксированная высота звука не позволяет ему четко выражать тонкие различия в интонационной окраске между данной сварой в двух разных рагах. [ 2 ] По этим причинам его запретили на Всеиндийском радио с 1940 по 1971 год. [ 2 ]

С другой стороны, многие качества фисгармонии очень хорошо подходили для недавно реформированной классической музыки начала 20 века: любителям легко учиться; он поддерживает групповое пение и большие занятия по вокалу; он предоставляет шаблон для стандартизированной грамматики рага; он достаточно громкий, чтобы услышать дрон в концертном зале. По этим причинам он стал предпочтительным инструментом для сопровождения большинства классических вокальных жанров Северной Индии, при этом ведущие вокалисты (например, Бхимсен Джоши ) регулярно используют аккомпанемент фисгармонии на своих концертах. Кроме того, некоторые индийские музыканты также использовали фисгармонию в качестве сольного инструмента, в том числе Пандит Бхишмадев Веди, Пандит Мунешвар Даял, Пандит Монту Банерджи и Памабхусан ДжнанПракаш Гош. [ 6 ]

Фисгармония до сих пор не нравится некоторым ценителям индийской музыки, предпочитающим саранги в качестве аккомпанирующего инструмента пения кьяла . [ 6 ]

Музыкальные опасения по поводу ограничений фисгармонии также привели к новым техническим инновациям, которые пытались создать фисгармонию, более подходящую для классической индийской музыки. Одной из таких попыток является работа Бхишмадева Веди , который, как говорят, был первым, кто задумал улучшить фисгармонию, дополнив ее свармандалом ( коробкой для струн, напоминающей арфу), прикрепленной к верхней части инструмента. Его ученик Манохар Чимоте позже реализовал эту концепцию, также сделав инструмент более чувствительным к давлению клавиш, и назвал инструмент самвадини - имя, которое сейчас широко распространено. [ 8 ] [ 6 ] Говорят также, что Бхишмадев Веди был одним из первых, кто задумал и разработал композиции специально для фисгармонии, стилизованные в стиле «тантакари» - исполнения музыки на струнных инструментах. Эти композиции, как правило, содержат много сокращенных нот и высокоскоростных пассажей, создавая эффект, аналогичный эффекту перебирания струны.

Доктор Видьядхар Оке со своей 22-микротонной фисгармонией.

В 1954 году покойный Джогеш Чандра Бисвас впервые модифицировал существовавшую тогда фисгармонию, так что она складывается в гораздо более тонкое пространство для облегчения маневренности. До этого, если инструмент хранился в коробке, его переносили два человека, держа их с обеих сторон. С тех пор эта импровизация стала общепринятой в большинстве фисгармоний и получила термин «складные фисгармонии».

Другая модификация инструмента принадлежит музыковеду Видьядхару Оке , который разработал фисгармонию с 22 микротонами, которая может воспроизводить 22 микротона, как того требует индийская классическая музыка. Основной тон ( Шаджа ) и пятая ( Панчам ) фиксированы, но остальные десять нот имеют по два микротона: один выше и один ниже. Более высокий микротон выбирается путем вытягивания ручки под клавишей. Таким образом, фисгармонию с 22 шрути можно настроить на любую конкретную рагу, просто вытягивая ручки там, где требуется более высокий шрути.

Конструкция и компоненты

[ редактировать ]
Тахир Хусейн с фисгармонией, меняющей гамму
Фисгармония Шрути из 22 штук с многочисленными небольшими остановками.

К основным компонентам индийской фисгармонии относятся: деревянный корпус с двумя металлическими ручками для переноски, банки латунных тростей (часто 1, 2 или 3), установленные на деревянной трости, насосный аппарат ( сильфон ), воздушные упоры (в т.ч. остановки для дронов) и клавиатуру (похожую на клавиатуру фортепиано, но с меньшим количеством клавиш). [ 9 ] Некоторые модели включают в себя октавный соединитель - механизм, который связывает один лепестковый клапан с другой нотой (обычно той же нотой на октаву выше или ниже). [ 9 ]

Звук создается воздухом, который нагнетается сильфоном во внутренний резервуар сильфона внутри фисгармонии. Воздух из этого внутреннего резервуара выходит, вызывая вибрацию тростей. Это позволяет добиться непрерывного устойчивого звука. [ 9 ]

Фисгармония в пакистанском стиле Лахора, это наиболее распространенная фисгармония, используемая в Каввали . музыке
Две банки немецких тростей Jubilate Harmonium.

Существует два основных стиля стандартных индийских фисгармоний (т.е. фисгармоний с равномерным темперированием), построенных в Индии : стиль Дели и стиль Калькутты . В каждом стиле традиционно используются разные породы дерева, методы строительства и дизайн, что приводит к разному звуку и ощущению.

Фисгармонии в стиле Дели обычно дешевле, чем фисгармонии в стиле Калькутты, которые, как правило, более высокого класса. Фисгармонии в стиле Калькутты часто имеют три или четыре ряда тростей (в то время как в стиле Дели обычно используется только два ряда). Они также обычно изготавливаются из твердой древесины , например тика (стиль Дели чаще изготавливается из хвойных пород ). Эти различия делают фисгармонии в стиле Калькутты более дорогими, но их звук значительно полнее, а диапазон больше. Фисгармонии в стиле Калькутты также обычно имеют устройство смены гаммы, которое позволяет перемещать клавиатуру для изменения гаммы без изменения положения аккордов. Это еще больше увеличивает стоимость.

Что касается фисгармоний, изготовленных в Пакистане , фисгармонии в стиле Лахора (иногда называемые стилем Каввали или пакистанским ) также уникальны по своей конструкции. Фисгармониям в стиле Лахора обычно не хватает многочисленных ручек остановки и гудения, которые можно найти в фисгармониях, построенных в Индии. Модели более высокого класса также обычно оснащены редкими немецкими тростями Jubilate Harmonium . Они также могут поставляться с правым октавным соединителем верхнего действия, который постоянно включен.

Некоторые фисгармонии (иногда называемые «портативными» или «дорожными» моделями) также поставляются со встроенным деревянным чемоданом. Верхняя часть чемодана снимается, и для игры клавиатура поднимается. [ 10 ]

Помимо основных стилей конструкции, фисгармонии также бывают разных размеров, и поэтому их звук варьируется в зависимости от конструкции. Меньшие сборки также могут иметь меньшее количество ключей. Стандартный номер — клавиатура с 42 клавишами, но меньшие версии могут иметь 39 или 32 клавиши. Модели меньшего размера также могут быть построены в несколько ином дизайне или представлять собой простые уменьшенные версии классического дизайна. Маленькие модели обычно имеют меньший сустейн и менее насыщенный звук, поскольку звуковой ящик значительно меньше.

Еще один более редкий и дорогой тип фисгармонии - это фисгармония 22 шрути (22 микротона). Они используются специально для индийской классической музыки, поскольку могут воспроизводить 22 микротона, используемые в индийской классической музыке , чего не могут достичь другие модели.

Использование

[ редактировать ]
Певцы каввали в Фатехпур Сикри
Сикх Рагис Киртан Джатха. Найроби, 1942 год.
Кришна Дас на Bhakti Fest West в 2014 году.

Фисгармония — важный инструмент во многих жанрах индийской , пакистанской и бангладешской музыки . Он используется во многих музыкальных жанрах Южной Азии, включая формы классической музыки Северной Индии, такие как Дхрупад и Хейал , суфийскую мусульманскую музыку Каввали , индуистскую и сикхскую религиозную ( бхакти ) музыку ( Бхаджан и Киртан ), а также народную музыку , Филми Сангит ( индийский фильм). Музыка), Газаль , Гит, Дхамар , Тумри и Шабад. [ 11 ] [ 12 ]

В большинстве жанров индийская фисгармония обычно сопровождается каким-нибудь ударным инструментом, придающим талу музыке , например табла , дхолак , таал или мридангам .

Почти все каввалы используют фисгармонию в качестве музыкального сопровождения. [ 13 ] Он получил международное признание, поскольку жанр музыки каввали популяризировали известные пакистанские музыканты, в том числе Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997) и Азиз Миан (1942–2000). [ 13 ]

Гармонии обычно можно найти в гурдварах (сикхских храмах) по всему миру, где они обычно используются для киртана Шабад религиозного пения . Сикхам фисгармония известна как ваджа или баха (ਵਾਜਾ; Vāja ). Он был широко принят сикхами в 19 и 20 веках, часто заменяя местные инструменты. [ 14 ] Его также называют пети (буквально «шкатулка») в некоторых частях Северной Индии и Махараштры (где он широко используется в киртане на маратхи ).

Индийская фисгармония пришла в западный мир во время распространения индийских религий на запад в 20 веке. Индийские религиозные движения, такие как Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) и 3HO Йоги Бхаджана, принесли на Запад индийский религиозный киртан, который включал использование фисгармонии. [ 15 ] Западные певцы киртана, такие как Кришна Дас , Джай Уттал и Снатам Каур, стали хорошо известными музыкантами на фисгармонии, особенно в субкультурах нью-эйдж и йоги . [ 16 ] [ 17 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 3. Публикации Абхишека.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Маленькая энциклопедия индийских инструментов» . india-instruments.com . отрывок из книги Суниры Касливал, Классические музыкальные инструменты, Дели, 2001 г.
  3. ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 5. Публикации Абхишека.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Изобретение ручной фисгармонии» . Dwarkin & Sons (P) Ltd. Архивировано из оригинала 9 апреля 2007 г. Проверено 24 апреля 2007 г.
  5. ^ «поющий гид» . Словари и энциклопедии по академической тематике (на французском языке) . Проверено 6 ноября 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 7. Публикации Абхишека.
  7. ^ Хан, Мобарак Хоссейн (2012). «Гармониум» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
  8. ^ «О Самвадини» . Сидней: Самвад (музыкальный центр). Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 11 августа 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 6. Публикации Абхишека.
  10. ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 9. Публикации Абхишека.
  11. ^ Джонс, Л. Джафран (1990). «Обзор суфийской музыки Индии и Пакистана: звучание, контекст и значение в Каввали» . Азиатская музыка . 21 (2): 151–155. дои : 10.2307/834116 . ISSN   0044-9202 . JSTOR   834116 .
  12. ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 7-26. Публикации Абхишека.
  13. ^ Jump up to: а б Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 8. Публикации Абхишека.
  14. ^ «Сикх Саадж | Другое | Табла - Откройте для себя сикхизм» . www.discoversikhism.com . Проверено 31 августа 2022 г.
  15. ^ Джексон, Карл Т. (1994). Веданта для Запада . Издательство Университета Индианы. п. 134. ИСБН  0-253-33098-Х .
  16. ^ Гудман, Фрэнк (январь 2006 г.). «Интервью с Кришной Дасом» (PDF) . Чистая музыка (61) . Проверено 15 января 2014 г.
  17. ^ Экель, Сара (5 марта 2009 г.). «Пение — это упражнение для тела и духа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 апреля 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 672ffa72b4e3761b60bdac6616f20990__1722565920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/90/672ffa72b4e3761b60bdac6616f20990.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indian harmonium - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)