Индийская фисгармония
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Индийская фисгармония , ручная фисгармония, самвадини , пети («коробочка») или баха , часто называемая просто фисгармонией , представляет собой небольшой портативный язычковый орган с ручной накачкой , который очень популярен на Индийском субконтиненте . [ 1 ] Звук напоминает аккордеон или другие язычковые аэрофоны с сильфонным приводом . [ 1 ]
Органы прибыли в Индию в середине 19 века, возможно, с миссионерами или торговцами. [ 2 ] Со временем индийские мастера модифицировали их, чтобы на них можно было играть на полу (поскольку большая часть традиционной индийской музыки исполняется именно таким образом), а также сделать их меньше и портативнее. [ 1 ]
Эта индийская фисгармония меньшего размера быстро стала очень популярной в индийской музыке 19 и 20 веков. Он также стал широко использоваться для индийской религиозной музыки, исполняемой в храмах и публично. Индийская фисгармония до сих пор широко используется сикхами , индуистами , мусульманами и буддистами для исполнения религиозных жанров, таких как каввали , газель , киртан и бхаджан . В Южной Азии фисгармония наиболее широко используется для аккомпанемента вокалистам. [ 1 ]
Индийская фисгармония также недавно стала популярной в субкультуре западной йоги . Его популяризировали американские певцы киртана, такие как Кришна Дас и Джай Уттал .
Родственным инструментом является шрути-бокс , фисгармония без ключа, используемая только для создания дронов для поддержки других солистов.
История
[ редактировать ]Развитие в 19 веке
[ редактировать ]Европейская фисгармония была разработана в 18 веке по образцу китайского шэна , губного органа из тыквы . [ 3 ] Различные типы европейских фисгармоний и язычковых органов прибыли в Индию в XIX веке, некоторые из них были привезены миссионерами. [ 2 ] [ 1 ]
Индийская фисгармония произошла от конструкции язычкового органа ( насосного органа ), разработанной во Франции . Первоначально это были большие инструменты, на которых можно было играть сидя на стуле, что позволяло раскачивать инструмент с помощью ножных педалей. [ 4 ] Со временем европейцы разработали фисгармонии меньшего размера, такие как Guide-chant , которые включали мехи с ручной накачкой. [ 5 ]
Индийские мастера вскоре создали инструмент гораздо меньшего размера, основанный на европейском дизайне, который опирался на пол с помощью мехов, накачиваемых левой рукой. Были добавлены и другие элементы, например, остановки дронов (использование дронов важно в индийской музыке). Этот инструмент быстро стал популярным: он был легким и, следовательно, портативным, надежным, простым в освоении и производил насыщенный звук. [ 6 ] Дварканатх Гхош из компании Dwarkin часто считается одним из первых изобретателей фисгармонии в индийском стиле. [ 4 ]
Двиджендранату Тагору приписывают использование импортированного инструмента в 1860 году в своем частном театре, но, вероятно, это был громоздкий инструмент с педальным насосом или, возможно, какая-то разновидность язычкового органа. Поначалу это вызывало любопытство, но постепенно в нее начали играть. [ 7 ] и Гхош взял на себя инициативу изменить его. [ 4 ] Новая фисгармония была представлена в ответ на потребности Индии. На всех индийских музыкальных инструментах музыкант сидит на полу или на сцене, за инструментом или держит его в руках. В ту эпоху в индийских домах не было столов и стульев. [ 4 ]
Более того, в западной музыке, основанной на гармонии, для игры аккордов требовались обе руки музыканта, поэтому лучшим решением было прикрепить мехи к ногам; в индийской музыке, основанной на мелодии, для исполнения мелодии была необходима только одна рука, а другая рука была свободна для мехов.
Споры в 20 веке
[ редактировать ]Фисгармония получила широкое распространение в индийской музыке конца 19 века. Однако к началу 20 века в контексте индийских националистических движений, которые стремились изобразить Индию отдельной от Запада, фисгармония изображалась как нежелательный иностранный нарушитель.
С точки зрения индийской классической музыки , были также технические проблемы с фисгармонией, в том числе ее неспособность производить нечленораздельные слова , гамаку (игра полутона между нотами) и менд (скольжение между нотами), что можно сделать на таких инструментах, как ситар. и Сарод , [ 2 ] и тот факт, что, как клавишный инструмент, он настроен на определенную высоту звука. [ 2 ] [ 6 ] В отличие от струнных инструментов, большинство фисгармоний нельзя транспонировать в процессе исполнения, хотя некоторые из них имеют механизмы.
Неспособность скользить между нотами не позволяет ему выразить тонкие интонации (например, андолан , нежное колебание), столь важные для многих раг индийской классической музыки. Тот факт, что инструмент настроен на определенную высоту звука, также делает его менее совместимым с классической индийской концепцией свары , которая фокусируется не на определенных тонах, а на диапазоне тонов. [ 2 ] Фиксированная высота звука не позволяет ему четко выражать тонкие различия в интонационной окраске между данной сварой в двух разных рагах. [ 2 ] По этим причинам его запретили на Всеиндийском радио с 1940 по 1971 год. [ 2 ]
С другой стороны, многие качества фисгармонии очень хорошо подходили для недавно реформированной классической музыки начала 20 века: любителям легко учиться; он поддерживает групповое пение и большие занятия по вокалу; он предоставляет шаблон для стандартизированной грамматики рага; он достаточно громкий, чтобы услышать дрон в концертном зале. По этим причинам он стал предпочтительным инструментом для сопровождения большинства классических вокальных жанров Северной Индии, при этом ведущие вокалисты (например, Бхимсен Джоши ) регулярно используют аккомпанемент фисгармонии на своих концертах. Кроме того, некоторые индийские музыканты также использовали фисгармонию в качестве сольного инструмента, в том числе Пандит Бхишмадев Веди, Пандит Мунешвар Даял, Пандит Монту Банерджи и Памабхусан ДжнанПракаш Гош. [ 6 ]
Фисгармония до сих пор не нравится некоторым ценителям индийской музыки, предпочитающим саранги в качестве аккомпанирующего инструмента пения кьяла . [ 6 ]
Музыкальные опасения по поводу ограничений фисгармонии также привели к новым техническим инновациям, которые пытались создать фисгармонию, более подходящую для классической индийской музыки. Одной из таких попыток является работа Бхишмадева Веди , который, как говорят, был первым, кто задумал улучшить фисгармонию, дополнив ее свармандалом ( коробкой для струн, напоминающей арфу), прикрепленной к верхней части инструмента. Его ученик Манохар Чимоте позже реализовал эту концепцию, также сделав инструмент более чувствительным к давлению клавиш, и назвал инструмент самвадини - имя, которое сейчас широко распространено. [ 8 ] [ 6 ] Говорят также, что Бхишмадев Веди был одним из первых, кто задумал и разработал композиции специально для фисгармонии, стилизованные в стиле «тантакари» - исполнения музыки на струнных инструментах. Эти композиции, как правило, содержат много сокращенных нот и высокоскоростных пассажей, создавая эффект, аналогичный эффекту перебирания струны.
В 1954 году покойный Джогеш Чандра Бисвас впервые модифицировал существовавшую тогда фисгармонию, так что она складывается в гораздо более тонкое пространство для облегчения маневренности. До этого, если инструмент хранился в коробке, его переносили два человека, держа их с обеих сторон. С тех пор эта импровизация стала общепринятой в большинстве фисгармоний и получила термин «складные фисгармонии».
Другая модификация инструмента принадлежит музыковеду Видьядхару Оке , который разработал фисгармонию с 22 микротонами, которая может воспроизводить 22 микротона, как того требует индийская классическая музыка. Основной тон ( Шаджа ) и пятая ( Панчам ) фиксированы, но остальные десять нот имеют по два микротона: один выше и один ниже. Более высокий микротон выбирается путем вытягивания ручки под клавишей. Таким образом, фисгармонию с 22 шрути можно настроить на любую конкретную рагу, просто вытягивая ручки там, где требуется более высокий шрути.
Конструкция и компоненты
[ редактировать ]К основным компонентам индийской фисгармонии относятся: деревянный корпус с двумя металлическими ручками для переноски, банки латунных тростей (часто 1, 2 или 3), установленные на деревянной трости, насосный аппарат ( сильфон ), воздушные упоры (в т.ч. остановки для дронов) и клавиатуру (похожую на клавиатуру фортепиано, но с меньшим количеством клавиш). [ 9 ] Некоторые модели включают в себя октавный соединитель - механизм, который связывает один лепестковый клапан с другой нотой (обычно той же нотой на октаву выше или ниже). [ 9 ]
Звук создается воздухом, который нагнетается сильфоном во внутренний резервуар сильфона внутри фисгармонии. Воздух из этого внутреннего резервуара выходит, вызывая вибрацию тростей. Это позволяет добиться непрерывного устойчивого звука. [ 9 ]
Типы
[ редактировать ]Существует два основных стиля стандартных индийских фисгармоний (т.е. фисгармоний с равномерным темперированием), построенных в Индии : стиль Дели и стиль Калькутты . В каждом стиле традиционно используются разные породы дерева, методы строительства и дизайн, что приводит к разному звуку и ощущению.
Фисгармонии в стиле Дели обычно дешевле, чем фисгармонии в стиле Калькутты, которые, как правило, более высокого класса. Фисгармонии в стиле Калькутты часто имеют три или четыре ряда тростей (в то время как в стиле Дели обычно используется только два ряда). Они также обычно изготавливаются из твердой древесины , например тика (стиль Дели чаще изготавливается из хвойных пород ). Эти различия делают фисгармонии в стиле Калькутты более дорогими, но их звук значительно полнее, а диапазон больше. Фисгармонии в стиле Калькутты также обычно имеют устройство смены гаммы, которое позволяет перемещать клавиатуру для изменения гаммы без изменения положения аккордов. Это еще больше увеличивает стоимость.
Что касается фисгармоний, изготовленных в Пакистане , фисгармонии в стиле Лахора (иногда называемые стилем Каввали или пакистанским ) также уникальны по своей конструкции. Фисгармониям в стиле Лахора обычно не хватает многочисленных ручек остановки и гудения, которые можно найти в фисгармониях, построенных в Индии. Модели более высокого класса также обычно оснащены редкими немецкими тростями Jubilate Harmonium . Они также могут поставляться с правым октавным соединителем верхнего действия, который постоянно включен.
Некоторые фисгармонии (иногда называемые «портативными» или «дорожными» моделями) также поставляются со встроенным деревянным чемоданом. Верхняя часть чемодана снимается, и для игры клавиатура поднимается. [ 10 ]
Помимо основных стилей конструкции, фисгармонии также бывают разных размеров, и поэтому их звук варьируется в зависимости от конструкции. Меньшие сборки также могут иметь меньшее количество ключей. Стандартный номер — клавиатура с 42 клавишами, но меньшие версии могут иметь 39 или 32 клавиши. Модели меньшего размера также могут быть построены в несколько ином дизайне или представлять собой простые уменьшенные версии классического дизайна. Маленькие модели обычно имеют меньший сустейн и менее насыщенный звук, поскольку звуковой ящик значительно меньше.
Еще один более редкий и дорогой тип фисгармонии - это фисгармония 22 шрути (22 микротона). Они используются специально для индийской классической музыки, поскольку могут воспроизводить 22 микротона, используемые в индийской классической музыке , чего не могут достичь другие модели.
Использование
[ редактировать ]Фисгармония — важный инструмент во многих жанрах индийской , пакистанской и бангладешской музыки . Он используется во многих музыкальных жанрах Южной Азии, включая формы классической музыки Северной Индии, такие как Дхрупад и Хейал , суфийскую мусульманскую музыку Каввали , индуистскую и сикхскую религиозную ( бхакти ) музыку ( Бхаджан и Киртан ), а также народную музыку , Филми Сангит ( индийский фильм). Музыка), Газаль , Гит, Дхамар , Тумри и Шабад. [ 11 ] [ 12 ]
В большинстве жанров индийская фисгармония обычно сопровождается каким-нибудь ударным инструментом, придающим талу музыке , например табла , дхолак , таал или мридангам .
Почти все каввалы используют фисгармонию в качестве музыкального сопровождения. [ 13 ] Он получил международное признание, поскольку жанр музыки каввали популяризировали известные пакистанские музыканты, в том числе Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997) и Азиз Миан (1942–2000). [ 13 ]
Гармонии обычно можно найти в гурдварах (сикхских храмах) по всему миру, где они обычно используются для киртана Шабад религиозного пения . Сикхам фисгармония известна как ваджа или баха (ਵਾਜਾ; Vāja ). Он был широко принят сикхами в 19 и 20 веках, часто заменяя местные инструменты. [ 14 ] Его также называют пети (буквально «шкатулка») в некоторых частях Северной Индии и Махараштры (где он широко используется в киртане на маратхи ).
Индийская фисгармония пришла в западный мир во время распространения индийских религий на запад в 20 веке. Индийские религиозные движения, такие как Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) и 3HO Йоги Бхаджана, принесли на Запад индийский религиозный киртан, который включал использование фисгармонии. [ 15 ] Западные певцы киртана, такие как Кришна Дас , Джай Уттал и Снатам Каур, стали хорошо известными музыкантами на фисгармонии, особенно в субкультурах нью-эйдж и йоги . [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 3. Публикации Абхишека.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Маленькая энциклопедия индийских инструментов» . india-instruments.com .
отрывок из книги Суниры Касливал, Классические музыкальные инструменты, Дели, 2001 г.
- ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 5. Публикации Абхишека.
- ^ Jump up to: а б с д «Изобретение ручной фисгармонии» . Dwarkin & Sons (P) Ltd. Архивировано из оригинала 9 апреля 2007 г. Проверено 24 апреля 2007 г.
- ^ «поющий гид» . Словари и энциклопедии по академической тематике (на французском языке) . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 7. Публикации Абхишека.
- ^ Хан, Мобарак Хоссейн (2012). «Гармониум» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ «О Самвадини» . Сидней: Самвад (музыкальный центр). Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 6. Публикации Абхишека.
- ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 9. Публикации Абхишека.
- ^ Джонс, Л. Джафран (1990). «Обзор суфийской музыки Индии и Пакистана: звучание, контекст и значение в Каввали» . Азиатская музыка . 21 (2): 151–155. дои : 10.2307/834116 . ISSN 0044-9202 . JSTOR 834116 .
- ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 7-26. Публикации Абхишека.
- ^ Jump up to: а б Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 8. Публикации Абхишека.
- ^ «Сикх Саадж | Другое | Табла - Откройте для себя сикхизм» . www.discoversikhism.com . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Джексон, Карл Т. (1994). Веданта для Запада . Издательство Университета Индианы. п. 134. ИСБН 0-253-33098-Х .
- ^ Гудман, Фрэнк (январь 2006 г.). «Интервью с Кришной Дасом» (PDF) . Чистая музыка (61) . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Экель, Сара (5 марта 2009 г.). «Пение — это упражнение для тела и духа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 апреля 2009 г.