Паяльная лампа
![]() Современная школа Шалюмо | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | аэрофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.211.2 ( аэрофон с одной язычком , цилиндрическим каналом и отверстиями для пальцев) |
Развитый | от самых ранних инструментов с одной тростью, в которых звучащая трость и отверстия для пальцев были вырезаны в стебле растения. В конце 17, начале 18 века трость стала отдельно стоящей, закрепленной на деревянном корпусе инструмента. [1] |
Связанные инструменты | |
Звуковой образец | |
Duration: 7 seconds. |
лампа Паяльная ( Английский: / ˈ ʃ æ l ə m oʊ / ; Французский: [ʃa.ly.mo] ; множественное число chalumeaux ) — одноязычковый деревянный духовой инструмент эпохи позднего барокко и ранней классической эпохи. Шалюмо — народный инструмент, предшественник современного кларнета . Он имеет цилиндрический канал с восемью тональными отверстиями (семь спереди и одно сзади для большого пальца) и широкий мундштук с одной разноязычной тростью ( т.е. отдельной, а не сплошной частью корпуса инструмента), сделанной из трости. [2] Подобно кларнету, шалюмо передувает двенадцатую ступень .

История
[ редактировать ]Слово шалюмо впервые начало появляться в письменной форме в 1630-х годах, но, возможно, оно использовалось еще в двенадцатом веке. [3] В нескольких французских словарях шестнадцатого века это слово использовалось для обозначения различных типов простых идиоглотных тростниковых трубок с тональными отверстиями. Трость в стиле гетероглота (отделенная от боковой стенки тростника) была позже принята в семнадцатом и восемнадцатом веках. [4] Эти однотрубные инструменты, вероятно, произошли от более ранних многотрубных инструментов за счет отказа от дроновой трубки. [5] (См . « Подобные инструменты» ниже. Этимология подробно обсуждается на сайте Shawm # Etymology .)
Использование шалюмо зародилось во Франции, а затем к концу семнадцатого века распространилось на Германию. [4] К 1700 году шалюмо стал признанным инструментом на европейской музыкальной сцене. [3] Примерно в это же время известный нюрнбергский производитель инструментов Иоганн Кристоф (Дж.К.) Деннер усовершенствовал шалюмо, в конечном итоге превратив его в кларнет в стиле барокко. Шалюмо отличается двумя клавишами (предположительно добавленными Деннером), которые закрывают тональные отверстия, просверленные диаметрально друг к другу. Положение этих тональных отверстий предотвращает переигрывание инструмента, ограничивая его диапазон всего двенадцатью нотами. [3] Чтобы компенсировать ограниченный диапазон, были произведены шалюмо разных размеров - от баса до сопрано. [4]
Примерно за 20 лет кларнет стал отличаться от шалюмо благодаря ряду конструктивных усовершенствований. Первым и самым важным изменением стало смещение задней клавиши вверх к мундштуку. Деннер также уменьшил размер отверстия и вставил небольшую трубку, чтобы облегчить продувку, что значительно увеличило диапазон инструмента почти до трех октав. Инструмент также был удлинен для повышения точности настройки, ножной сустав шалюмо, похожий на блокфлейту , был заменен раструбом, похожим на гобой , а в конечном итоге была добавлена клавиша на нижнем шарнире для звука ля 'b'. [2] Этот новый инструмент в конечном итоге стал кларнетом в стиле барокко и специализировался на более высоком регистре кларино , в отличие от нижнего регистра шалюмо. На раннем этапе своего развития кларнет нельзя было настроить по всему диапазону инструмента, поэтому шалюмо все еще использовался для музыки в нижнем диапазоне. Более поздние разработки в ключевой работе позволили улучшить интонацию во всем диапазоне кларнета, а регистр шалюмо на кларнете в конечном итоге сделал само шалюмо ненужным. [3] Ограниченный диапазон и скромная сила звука по сравнению с кларнетом делали шалюмо все более непрактичным. [3] К 1800 году шалюмо полностью исчезло из репертуара, и кларнет прочно утвердился на европейской музыкальной сцене.
Эти улучшения приписываются Дж. К. Деннеру, но, возможно, они также были изобретением его сына Джейкоба Деннера, которого обучал его отец. Другой сын, Иоганн Давид, помогал в бизнесе, но не числился изготовителем инструментов. [4] Деннеры были единственными производителями инструментов, производившими как шалюмо, так и кларнеты.
Музыка для шалюмо
[ редактировать ]
Первоначально композиторы отдавали предпочтение шалюмо, но вскоре кларнет обогнал его по репертуару и повсеместному распространению. Эстьен Роже из Амстердама опубликовал набор дуэтов для двух шалюмо в 1706 году (до первых дуэтов для кларнета). А в 1716 году то же издательство выпустило шесть томов дуэтов для шалюмо. [3] В первые десятилетия восемнадцатого века шалюмо было особенно популярно при дворе Габсбургов , о чем свидетельствуют партии шалюмо в более чем сорока операх и ораториях, а у Деннеров было много заказов на шалюмо от королевских особ по всей Европе. [4] Композиторы Фукс , братья Бонончини , Зеленка , де Росси , Вивальди , Телеман и Хассе писали для шалюмо, но партии шалюмо не были распространены во второй половине века. Граупнер много писал для шалюмо всех размеров и использовал этот инструмент, часто группами по два или три человека, в многочисленных увертюрах-сюитах, концертах, церковных кантатах и трио-сонатах. Во время краткого возрождения шалюмо после 1760 года Флориан Гассманн включил партию шалюмо в две пьесы, а партии шалюмо были включены в несколько балетов 1770-х годов. Но в более поздних исполнениях этих пьес партии шалюмо были перенесены на кларнет или флейту. [3] Шалюмо часто включали в музыкальные словари до начала девятнадцатого века. [4]
Тембр и тон
[ редактировать ]Шалюмо звучит намного ниже, чем можно было ожидать, из-за акустической природы цилиндрической заглушки. Он имеет интимный, похожий на кантабиле звук – в отличие от трубного звука кларнета в стиле барокко – и очень похож на звук речи. [3]
Исторические и современные шалюмо
[ редактировать ]
Сохранилось около десяти оригинальных шалюмо, но современные мастера изготавливают копии на основе этих оригинальных инструментов. Большинство оригинальных инструментов изготовлены из самшита и все имеют две клавиши, расположенные друг напротив друга, на которые можно играть большим и указательным пальцами левой руки. Мундштуки этих инструментов обычно имеют трость, расположенную сверху, так что при игре она вибрирует над верхней губой. [4] Сохранившиеся шалюмо были изготовлены между началом восемнадцатого века и примерно 1760 годом пятью известными производителями инструментов, включая Дж. К. Деннера, В. Кресса, Либау, Кленига и Мюллера. [4] Из этих инструментов есть одно сопрано и один бас-шалюмо, несколько теноров и альт-шалюмо и один редкий шалюмо д'амур. Chalumeau d'amour имеет выпуклый колокол, как и его редкий современник - кларнетта d'amour и современный английский рожок . [3]
В число современных производителей точных копий шалюмо входят Питер ван дер Поэль, Андреас Шёни, Р. Тутц, Франсуа Массон и Гунтрам Вольф. [ нужна ссылка ] Другие производители, в том числе Тупиан, Хал и Кунат, производят современные модификации шалюмо. [6]
Похожие инструменты
[ редактировать ]Подобные народные инструменты с одной тростью и одинарными цилиндрическими трубками встречаются во многих арабских и европейских культурах на протяжении всей истории. Примеры включают альбог , альбока , диплика , хорнпайп , пибгорн и сипси .
В Англии к 1698 году аналогичный инструмент был известен как ложная труба . [7] Ложная труба предшествовала шалюмо и, возможно, была одним из основных предшественников как шалюмо, так и кларнета. [4]
Похожий инструмент под названием ксафун (также называемый «бамбуковым саксофоном Мауи» или «карманным саксофоном») был разработан гавайским мастером Брайаном Уиттманом . Похожий инструмент под названием venova был создан и продан корпорацией Yamaha в 2017 году.
Примечания
[ редактировать ]Название «шалюмо» используется европейскими производителями органов для обозначения восьмифутового упора с коротким резонатором, используемого для цветовых эффектов. Впервые он был обнаружен в органе Фрауэнкирхе в Дрездене и был построен знаменитым мастером органов Готфридом Зильберманом между 1732 и 1736 годами. Зильберманн был настолько доволен звучанием этого нового изобретения, что включил его в большинство своих более поздних органов. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркузе, Сивилла (1964). «Шалюмо». Музыкальные инструменты, Большой словарь . Нью-Йорк: Doubleday добавить компанию. п. 87.
- ^ Jump up to: а б Бирсак, К. (1994). Кларнет: история культуры . Бухло: Печать и издательство Obermayer GmbH.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хёприх, Э. (2008). Кларнет . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Райс, Арканзас (1992). барочный кларнет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Кролл, О. (1968). Кларнет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Taplinger Publishing Company.
- ^ «Тупиан Чалюмо» . Тупиан Шалюмо . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Дарт, Терстон (июль 1953 г.). «Ложная труба» . Журнал Общества Галпина . 6 . Общество Галпина: 35–40. дои : 10.2307/841715 . JSTOR 841715 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ с участием Шалюмо на IMSLP
СМИ, связанные с Шалюмо, на Викискладе?
- Деликатность, сентиментальность и интимность: шалюмо как «означающее» — Ингрид Элизабет Пирсон