Jump to content

Ян Дисмас Зеленка

Ян Дисмас Зеленка
Рожденный 16 октября 1679 г.
Умер 23 декабря 1745 г. (1745-12-23) (66 лет)
Место отдыха Старое католическое кладбище Дрездена, Stadtkreis Dresden, Саксония (Саксония), Германия
Род занятий Композитор, Исполнитель, Скрипач, Музыкант
Эра Барокко

Ян Дисмас Зеленка (16 октября 1679 - 23 декабря 1745), крестил Яна Лукаша Зеленку. [1] чешский композитор и музыкант эпохи барокко . Его музыка восхищает своей гармонической изобретательностью и мастерством контрапункта .

Зеленка вырос в Среднечешском крае , получил образование в Праге и Вене , а свою профессиональную жизнь провел в Дрездене . Наибольшим успехом в его карьере стало исполнение обширной композиции Sub olea pacis et Palma virtutis в присутствии императора Карла VI вскоре после его коронации королём Богемии в 1723 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Место рождения Зеленки в Лоуньовице-под-Блаником отмечено мемориальной доской и солнечными часами.

Зеленка родилась в Лоуньовице-под-Бланике , торговом городке к юго-востоку от Праги , в Богемии . [2] Он был старшим из восьми детей, рожденных Марией Магдаленой (урожденной Гаек) и Иржи Зеленкой. Второе имя Дисмас, вероятно, является его именем- конфирмацией . Отец Зеленки Иржи был школьным учителем и органистом в Лоуньовицах и, вероятно, был его первым учителем музыки. О ранних годах Зеленки больше ничего достоверно не известно, кроме того, что он получил музыкальное образование в иезуитском колледже Клементинум в Праге и что его инструментом была виолончель (басовая виолончель ). Его первые произведения, вероятно, были написаны в Праге. Его самое раннее известное произведение — школьная драма «Via laureta» (ZWV 245), написанная в 1704 году, от которой только либретто сохранилось .

В 1709 году в Праге Зеленка служила барону фон Иоганна Губерту фон Хартигу до его назначения скрипачом в . королевский оркестр Дрездена [3] Барон фон Хартиг был известным ценителем музыки и музыкантом-виртуозом. Он переписывался со многими выдающимися итальянскими композиторами и собрал огромную музыкальную библиотеку, к которой позже получила доступ Зеленка, в том числе, в частности, Антонио Лотти » «Missa Sapientiae . Зеленка скопировал это произведение из коллекции Хартига около 1729 года, а позже, в 1730-х годах, Иоганн Себастьян Бах приобрел его копию из библиотеки Зеленки. Георгом Фридрихом Генделем Экземпляр той же мессы, написанный , также мог быть приобретен через Зеленку. Когда Иоганн Губерт умер в Праге в 1741 году, Зеленка посвятил своему старому покровителю свою Litaniae Lauretanae «Salus infirmorum » (ZWV 152).

Интерьер придворной часовни

Барон фон Хартиг, возможно, рекомендовал Зеленку в дрезденскую Хофкапелле (придворный оркестр) в качестве контрабасиста. Во всяком случае, в 1710/11 году он поступил на службу при дворе Дрездена с жалованьем в 300 талеров. Условия для создания там музыки стимулировали его творчество, особенно в отношении сочинения духовной музыки для придворной католической церкви. Его первой крупной работой в Дрездене была месса Missa Sanctae Caeciliae (около 1711 г.). Музыка Зеленки, должно быть, произвела впечатление на двор, ведь всего через несколько месяцев после приезда в Дрезден его зарплата была увеличена до 350 талеров. Это поставило его в число самых высокооплачиваемых музыкантов Хофкапелле . Три года спустя она была повышена до 400 талеров.

В 1716 году Зеленка продолжил образование в Вене у Габсбургов императорского капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса . Вряд ли он посетил Венецию , как когда-то думали. В документе саксонского суда 1715 года зафиксирован королевский аванс на поездку в Италию Зеленки с его коллегами-музыкантами и композиторами Пьером Габриэлем Буффарденом, Иоганном Кристианом Рихтером и Иоганном Георгом Пизенделем . Сейчас появились новые документы, подтверждающие приезд в Италию гобоиста Рихтера и скрипача Пизенделя, однако ни Зеленка, ни Буффарден с ними не путешествовали. [4]

Вернувшись в Дрезден в 1719 году, он остался там, за исключением длительного пребывания в Праге в 1722-1723 годах, когда он дирижировал премьерой одного из своих главных светских произведений, Sub olea pacis et palma virtutis conspicua orbi regia Bohemiae Corona ( мелодрама о св. Вацлав ), во время коронации Карла VI . Находясь в Праге, он сочинил некоторые из своих весьма оригинальных инструментальных произведений, о чем свидетельствует автограф партитуры Concerto à 8 Concertanti — «Шесть концертов, написанных в спешке в Праге в 1723 году» (ZWV 186, 187, 188, 189).

Вид с правого берега Эльбы на барочный город Дрезден середины XVIII века, резиденцию курфюрста и правителя Саксонии .

В начале 1720-х годов Зеленка написал некоторые из своих лучших произведений, такие как « Responsoria pro hebdomada» (ZWV 55) и «Плач» (ZWV 53). Его сочинения до сих пор составляют важную часть репертуара придворной католической церкви. После частых болезней капельмейстера Иоганна Давида Хайнихена , Зеленка постепенно взяла на себя руководство духовной музыкой. В январе 1726 года он начал вносить свои произведения и произведения других людей, которых он собирал, в реестр под названием «Инвентариум» (1726-39) , один из важнейших документов дрезденской музыки барокко. В июле 1729 года Хейнихен умер, и Зеленка стал исполняющим обязанности капельмейстера, и эту должность он занимал в неофициальном качестве до 1734 года. Этот период известен как « Междуцарствие» — термин, придуманный профессором Вольфгангом Хорном. [5] Первым произведением, подтверждающим новый статус Зеленки, является Симфония (ZWV 190, 18 мая 1729 г., ранее известная как Каприччио ), которая, как установила Дженис Б. Стокигт, была исполнена на гала-концерте по случаю дня рождения саксонского курфюрста и польского король Август II Сильный . [6] Официальное издание Кенигль. Польнишер и Чурфюрстль. Sächsischer Hoff- und Staats-Calender (Hof- с 1734 г.), в котором перечислены члены и слуги дрезденского двора, Зеленка числился как контрабасист и композитор в изданиях 1731 и 1732 гг.; в 1733 году он числится только композитором , что позволяет предположить, что он больше не играл на контрабасе. Вместо этого он, скорее всего, руководил музыкой в ​​качестве певца. [7]

1730-е годы

[ редактировать ]

Период Междуцарствия породил ряд диковинных теорий о положении Зеленки при дрезденском дворе, и особенно вокруг его прошений в октябре-ноябре 1733 года о должности капельмейстера . Дело в том, что еще до смерти Хейнихена в 1729 году дрезденский двор уже активно подыскивал состоявшегося оперного композитора на место Хейнихена. Это было частью долгосрочного проекта по восстановлению итальянской оперы в Дрездене. В 1724 году двор Дрездена начал обучение пяти молодых итальянских оперных певцов у лучших преподавателей вокала в Италии, таких как Никола Порпора , великий композитор и будущий учитель молодого Йозефа Гайдна . молодые певцы — кастрат-альт Доменико Аннибали , кастрат-сопрано Джованни Бинди (также называемый Порпорино ), Вентура Роккетти «Вентурини» и сестры-сопрано Мария Роза Негри и Анна Негри В первую неделю февраля 1730 года в Дрезден были вызваны . Вряд ли есть совпадение, что на одной и той же неделе Иоганну Адольфу Хассе предложили должность «прима» капельмейстера . [7]

После прибытия пяти молодых певцов в Дрезден в апреле 1730 года Зеленка сыграла важную роль в их дальнейшем образовании. После поездки « композитора итальянской музыки » Джованни Альберто Ристори в конце 1730 года в Москву, Зеленка, как старший придворный композитор, стал ответственным за снабжение светской вокальной музыкой для камерных концертов в королевском дворце в Дрездене. Именно в этот момент он начал собирать свою увлекательную коллекцию партитур итальянских опер и кантат, которая частично до сих пор существует в Дрездене и индивидуально пронумерована собственноручно Зеленкой. Это позволяет предположить, что он записал полный перечень имеющихся в его распоряжении светских произведений, и, сверившись с номерами, которые он присвоил каждому произведению, можно было восстановить ныне недостающий перечень. Сюда вошел ряд арий Хассе, приехавшего в Дрезден в июле 1731 года со своей знаменитой женой Фаустиной Бордони-Хассе , самой блестящей певицей эпохи барокко. Вскоре после прибытия Хассе был официально назначен Капельмейстер и, непревзойденный и неоспоримый, сохранял эту позицию в течение следующих 32 лет. После исполнения его оперы «Клеофида» в сентябре 1731 года Хассе и Фаустина вернулись в Италию, но не раньше, чем будущие приготовления к Хофкапелле были решены и позже приведены в действие . Пизендель, один из величайших скрипачей эпохи барокко, был официально назначен концертмейстером. 28 ноября того же года в оркестр были приняты одиннадцать новых музыкантов. В тот же день Зеленке была назначена солидная прибавка к зарплате на 37,5%, в результате чего его зарплата выросла до 550 талеров. Это могло бы позволить ему приобрести 24 оперные арии, один дуэт, восемь светских кантат и два священных мотета в партитуре Антонио Вивальди , музыку, которую он затем мог использовать как в зале, так и в церкви. [8]

После того, как Август II умер в Варшаве 1 февраля 1733 года, его сын и преемник на посту саксонского курфюрста Фридрих Август быстро действовал и подписал с Хассе и Фаустиной чрезвычайный контракт на сумму ошеломляющих 6000 талеров в год, при этом их дорожные расходы также оплачивались судом. В то время Хассе уже был одним из самых известных композиторов в Европе, и для дрезденского двора было большим успехом заручиться услугами его и Фаустины. Подтверждением позиции Хассе является либретто к его «Сироэ», исполненное в Болонье в мае 1733 года, где композитору было присвоено звание Maestro di Cappella di SAR l'Elettore di Sassonia . В том же месяце Зеленка был также назван «родовитым и виртуозным капельмейстером » курфюрста в письме, написанном настоятелем католической придворной церкви в Дрездене.

После избрания Фридриха Августа Августом III, королем Польши в октябре 1733 года, слуги всех департаментов дрезденского двора направили прошения о невыплате жалованья или повышении по службе. Зеленка была одной из тех, кто подал петицию. Желание композитора добиться официального признания от новоизбранного польского короля было вполне естественным. В литературе часто создается впечатление, что Зеленка был прямым конкурентом Хассе за должность капельмейстера, но это заблуждение. В то время Зеленке было совершенно ясно, что его коллега Хассе был и останется старшим капельмейстером. [9] Это побудило дрезденский двор создать официальную должность церковного композитора (по сути вице-капельмейстера), которую Зеленка занимал с 1734 года вместе со своим учеником Тобиасом Бузом, а с ноября 1736 года - И.С. Бахом, получившим "титульную" должность. .

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]
Мемориальная доска на Кляйне Брюдергассе в Дрездене, посвященная последнему месту жительства Зеленки.

Бах очень уважал Зеленку, и два композитора знали друг друга, о чем свидетельствует письмо его сына К.П.Е. Баха от 13 января 1775 года биографу Баха Иоганну Николаусу Форкелю . Зеленка пользовался достаточным доверием Баха, чтобы его старший сын Вильгельм Фридеман скопировал Аминь из третьего Магнификата Зеленки (ZWV 108) для использования в лейпцигской церкви Св. Фомы, где И.С. Бах был кантором в течение последних двух с половиной десятилетий его жизнь. Помимо сочинения, Зеленка на протяжении всей своей жизни обучал ряду выдающихся музыкантов своего времени, таких как Иоганн Иоахим Кванц ( давний придворный флейтист и учитель флейты Фридриха Великого из Пруссии) и И.Г. Рёллиг. Среди его близких друзей были такие выдающиеся композиторы, как Георг Филипп Телеман , Иоганн Георг Пизендель и Сильвиус Леопольд Вайс .

23 декабря 1745 года Зеленка умерла от водянки и была похоронена в сочельник. Он никогда не был женат и не имел детей, а его сочинения и музыкальное имущество были куплены у его бенефициаров курфюрстом Саксонии и королевой Польши Марией Иосифой Австрийской . После его смерти они считались ценным придворным имуществом. Телеман при содействии Пизенделя безуспешно пытался издать «Респонсорию» Зеленки. 17 апреля 1756 года он писал, что «полная рукопись будет находиться при дворе Дрездена под замком как нечто очень редкое».

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Произведения Зеленки характеризуются очень смелой композиционной структурой, энергичной гармонической изобретательностью и сложным контрапунктом. Его произведения зачастую виртуозны и сложны в исполнении, но всегда свежи и удивительны, с резкими поворотами гармонии. В частности, его сочинение для басовых инструментов гораздо более требовательно, чем у других композиторов его эпохи. Его инструментальные произведения, трио-сонаты , каприччи и концерты являются образцовыми образцами его раннего стиля (1710-1720-е гг.). Шесть трио-сонат требуют от исполнителей высокой виртуозности и выразительной чуткости. Поскольку Зеленка сам был скрипачом, он, как известно, писал быстрые партии континуо с драйвом и сложным ритмом.

Зеленка была знакома с музыкой в ​​разных регионах Европы. Он писал сложные фуги , витиеватые оперные арии , галантные танцы, барочные речитативы , Палестрины типа хоралы и виртуозные концерты. Музыкальный язык Зеленки наиболее близок к баховскому, особенно по богатству контрапунктических гармоний и остроумному использованию фугальных тем. Тем не менее, язык Зеленки своеобразен в своих неожиданных гармонических поворотах, одержимости хроматическими гармониями, обильным использованием синкопированных фигур и фигур -туплетов , а также необычайно длинными фразами, полными разнообразных музыкальных идей. Его иногда считают католическим коллегой Баха.

На музыку Зеленки повлияла чешская народная музыка . В этом отношении он продолжает традицию создания особой чешской национальной музыки, начатую Адамом Михной из Отрадовича и доведенную до своей кульминации Бедржихом Сметаной и Антонином Дворжаком в девятнадцатом веке, а также Леошем Яначеком и Богуславом Мартину в двадцатом веке.

Что касается масс, то Зеленка не побоялся бросить вызов устоявшимся традициям своего времени. Кроме того, от его неортодоксальных, бессвязных и «причудливо» звучащих фугальных сюжетов (таких как Кирие Элейсон из ZWV 48) до пламенной оркестровки, он представляет свежие интерпретации устоявшихся литургических массовых текстов .

Признание современников

[ редактировать ]

Несмотря на посмертное пренебрежение, Зеленка пользовался большим уважением на протяжении всей своей карьеры и уважал выдающихся композиторов того времени, таких как Телеман, Бах (как упоминалось выше) и Граупнер . [10] Новаторский контрапункт его музыки (например, в « Мизерере ре минор», ZWV 56 ), ясность и умение писать партии (особенно в фугах) снискали ему уважение некоторых из самых известных контрапунктистов (композиторов и исполнителей, практикующих искусство контрапункт). [11]

Между 1716 и 1719 годами Зеленка учился под руководством Дж. Дж. Фукса (1660-1741), автора Gradus ad Parnassum в Вене и принял Дж. Дж. Кванца (1697-1773) в число своих учеников. [12] Зеленка также встретился с А. Кальдарой (1671–1736), а также с Ф. Б. Конти (ок. 1681–1732) в Вене, Австрия.

повторное открытие

[ редактировать ]
Мемориал Зеленки на Старом католическом кладбище в Дрездене

Повторное открытие творчества Яна Дисмаса Зеленки приписывается Бедржиху Сметане , который переписал некоторые партитуры из архивов Дрездена и представил одну из оркестровых сюит композитора на фестивалях пражского Нового городского театра в 1863 году.

Ошибочно предполагалось, что многие партитуры с автографами Зеленки были уничтожены во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года. Однако партитуры хранились не в Католической Хофкирхе , а в подвале Японского дворца, к северу от реки Эльбы . Некоторые, конечно, отсутствуют, но, вероятно, это произошло постепенно – и утраченные партитуры составляют лишь небольшую часть от общего числа его произведений.

Интерес к музыке Зеленки возрос, особенно с конца 1950-х годов с возрождением интереса к музыке барокко. [13]

К концу 1960-х — началу 1970-х годов все инструментальные сочинения Зеленки и избранная литургическая музыка были изданы в Чехословакии . Наиболее важное возрождение продемонстрировало первое представление избранных произведений чешского дирижера Милана Мюнклингера и его ансамбля Ars Rediviva . Это были трио-сонаты в 1958–60 годах, Концертная симфония в 1963 году и изысканная интерпретация «Lamentationes Jeremiae Prophetae» с солистами Карлом Берманом, Неддой Казеи и Тео Альтмейером в 1969 году. С тех пор музыка Зеленки стала широко известна и доступна. время посредством записей и вызвало интерес у других музыкантов, таких как Хайнц Холлигер и Райнхард Гебель .

Более половины произведений Зеленки сейчас записано, в основном в Чехии и Германии. К таким записям относятся мессы Missa Purificationis , Missa Sanctissimae trinitatis , Missa Votiva , Missa Sancti Josephi , а также его светские произведения « Sub olea pacis » и « Il Diamante », в основном исполняемые новыми чешскими ансамблями с использованием оригинальных инструментов и техник интерпретации эпохи барокко. . Наиболее популярные — Musica Florea , Collegium 1704 , Ensemble Inégal и Capella Regia Musicalis .

В честь Яна Дисмаса Зеленки в 1984 году был основан Осенний музыкальный фестиваль под руководством Бланика [ cs ] и отмечен мемориальной доской на его доме. С тех пор выступления музыки Зеленки регулярно проходят на его родине и в окрестностях.

Несколько анализов духовных и инструментальных произведений композитора (особенно фуг и других контрапунктов) [11] способствовали его популярности благодаря усилиям как музыковедов , так и организаций, занимающихся распространением его творчества. [14] Наиболее анализируемыми из сочинений Зеленки являются его мессы , реквиемы , ектении и другие священные вокальные произведения, которые с момента возрождения его музыки испытали всплеск репутации и почитания. По словам Сюзанны Ошманн, «Ян Дисмас Зеленка в последнее время был признан одним из самых оригинальных композиторов музыкальной эпохи, которая, как долгое время считалось, была сформирована Бахом и Генделем». [15] и, по словам Хайнца Холлигера , «мне кажется существенным, что Зеленка (как и Бах) очевидно впитал в себя все композиционные знания предыдущих поколений и в силу своей наиболее индивидуальной личности подвергает их испытанию на прочность, тем самым освобождая критический элемент, противостоящий традиции». [15]

Композиции

[ редактировать ]

Полные сочинения Зеленки указаны в оцифрованной базе Музыкальной библиотеки Петруччи , а также на сайте Discover Zelenka . [16]

Общее количество известных и атрибутированных пронумерованных произведений Зеленки составляет 249. Духовная вокально-инструментальная музыка находится в центре его сочинений и включает более 20 месс , четыре обширные оратории и реквиемы , два Magnificats и настройки Te Deum , 13 ектений , множество псалмов , гимнов и антифонов . Зеленка написал также ряд чисто инструментальных произведений — шесть трио- или квартетных сонат, пять каприччи, одну «Ипокондрию» и другие концерты , увертюры и симфонии .

Из священных произведений Зеленки наиболее ценятся его мессы , прежде всего его Missa Purificationis (ZWV 16, его последняя месса, включающая медные духовые инструменты) и его последние пять пьес (ZWV 17–21), обычно называемые композициями «Высокой мессы», написанные между 1736 и 1741 годы считаются композиционным пиком Зеленки. Последние три также назывались «Missae ultimae» («Последние мессы»).

  1. ^ Слонимский, Николас (1978). «Зеленька, Ян Дисмас». Биографический словарь музыкантов Бейкера (6-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 1940. ISBN  0-02-870240-9 .
  2. ^ «Ян Дисмас Зеленка: биографическая справка» . www.baroquemusic.org . Проверено 4 ноября 2021 г.
  3. ^ Капса, Вацлав, Перуткова, Яна и Спачилова, Яна, Некоторые замечания об отношении богемской аристократии к итальянской музыке во времена Перголези , в: Джованни Баттиста Перголези и наполетская музыка в Центральной Европе (Studi pergolesiani - Перголези изучает 8) , и. К. Баччиагалуппи, Х.-Г. Оттенберг и Л. Цоппелли, Берн, Питер Ланг, 2012, стр. 315-316.
  4. ^ Стокигт, Дженис Б. и Агустссон, Йоханнес (2015), Размышления и недавние открытия о жизни и музыке Яна Дисмаса Зеленки (1679–1745) , Clavibus unitis 4: 7–48 (стр. 12). Доступно онлайн .
  5. ^ Хорн, Вольфганг, Дрезденская придворная церковная музыка 1720-1745: исследования ее требований и репертуара , Кассель, Бэренрейтер - Штутгарт, Карус, 1987, стр. 89.
  6. ^ Стокигт, Дженис Б., О дрезденских источниках инструментальной музыки Зеленки , в: Инструментальный репертуар Дрезденского придворного оркестра в первых двух третях XVIII века, традиции и нотисты [Инструментальный репертуар Дрезденского придворного оркестра в первые две трети XVIII века, традиции и передача]: материалы коллоквиума, Qucosa, 2010, стр. 192-207. Доступно онлайн
  7. ^ Jump up to: а б Агустссон, Йоханнес (2013), Светский вокальный сборник Яна Дисмаса Зеленки – Реконструкция , Studi vivaldiani 13: 3-52 (стр. 31).
  8. ^ Там же , стр. 38-40.
  9. ^ Стокигт, Дженис Б. и Агустссон, Йоханнес (2016), Визит членов Дрезденской Хофкапеллы в Баутцен: май 1733 г. , Clavibus unitis 5: 1-12.
  10. ^ «РОЖДЕСТВО В ДАРМШТАДТЕ — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ГРАУПНЕРА, ТОМ 3 — Классика сегодня» . Проверено 4 ноября 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б Коллинз, Денис (3 июля 2019 г.). «Зеленка и комбинативный импульс: контрапунктические приемы в мизерере ре минор, ZWV 56» . Музыковедение Австралии . 41 (2): 199–225. дои : 10.1080/08145857.2019.1703488 . ISSN   0814-5857 . S2CID   216609297 .
  12. ^ Стокигт, Дженис Б.; Стокигт, научный сотрудник музыкального факультета Дженис Б. (2000). Ян Дисмас Зеленка: богемный музыкант при дворе Дрездена . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816622-1 .
  13. ^ Рейли, Роберт (21 марта 2017 г.). «Чешский Бах»: кем был Ян Дисмас Зеленка?» . Образный консерватор . Проверено 4 ноября 2021 г.
  14. ^ «Открой Зеленку: Музыка и жизнь композитора эпохи барокко Яна Дисмаса Зеленки» . www.jdzelenka.net . Проверено 3 ноября 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Открой Зеленку: Музыка и жизнь композитора эпохи барокко Яна Дисмаса Зеленки» . www.jdzelenka.net . Проверено 4 ноября 2021 г.
  16. ^ Откройте для себя Зеленку (Найти/просмотреть работы), https://www.jdzelenka.net/ , на основе каталогов Вольфганга Хорна, Томаса Кольхазе, Дженис Б. Стокигт и др.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64cd65613c6b04edf0259e5dd93ae857__1712742300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/57/64cd65613c6b04edf0259e5dd93ae857.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Dismas Zelenka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)