Jump to content

Кающийся вор

(Перенаправлено с Дисмаса )


Дисмас, добрый вор
XV века Арабская христианская икона Святого Дисмаса из Берлинского государственного музея с надписью «Иисус, помяни меня, когда придешь в свое царство».
Первый Святой
Рожденный Галилея , Иудейское царство Ирода , Римская империя
Умер в. 30–33 гг. н.э.
Холм Голгофа за пределами Иерусалима , Иудея , Римская империя
Причина смерти Распятие
Почитается в Католическая церковь
Восточная Православная Церковь
Восточная Православная Церковь [1]
канонизирован в. 30–33 гг. н. э., Голгофа за пределами Иерусалима , Иисус Христос. [2]
Главный храм Церковь Святого Дисмаса Доброго Вора , Даннемора , Нью-Йорк , США
Праздник 25 марта (римско-католический)
Страстная пятница (восточно-православное)
Атрибуты
Носить набедренную повязку и либо держать крест, либо быть распятым; иногда изображается в Раю .
Покровительство Заключенные (особенно осужденные )
Похоронные директора
Раскаивающиеся воры
Меризо, Гуам
Сан-Димас , Мексика

, Кающийся разбойник также известный как Добрый вор , Мудрый вор, Благодарный вор или Вор на кресте , — один из двух безымянных воров в рассказе Луки о распятии Иисуса в Новом Завете . В Евангелии от Луки описывается, как он просил Иисуса «вспомнить его», когда Иисус придет в свое царство . Другой, как нераскаявшийся вор , бросает вызов Иисусу, чтобы спасти себя и их обоих, чтобы доказать, что он Мессия.

Он официально почитается в католической церкви . Римский мартиролог помещает его память 25 марта вместе с праздником Благовещения по древней христианской традиции. [3] что Христос (и кающийся разбойник) были распяты и умерли ровно в годовщину воплощения Христа .

ему дано имя Дисмас В Евангелии от Никодима , а в католицизме он традиционно известен как Святой Дисмас. [4] (иногда Дисмас ; по-испански и португальски — Димас ). Другие традиции дали другие имена:

Евангелие

[ редактировать ]

Повествование

[ редактировать ]
Русская православная икона «Добрый разбойник в раю», около XVI века, в Ростовском кремле.

Одновременно с Иисусом были распяты два человека: один справа, другой слева. [10] что Евангелие от Марка интерпретирует как исполнение пророчества Исайи 53:12 («И к беззаконникам причтен был»). [11] Согласно Евангелиям от Матфея и Марка соответственно, оба вора издевались над Иисусом; [12] Лука, однако, сообщает:

39 Теперь один из висевших там преступников поносил Иисуса, говоря: «Разве Ты не Мессия? Спаси себя и нас».

40 Другой же, упрекая его, сказал в ответ: «Неужели ты не боишься Бога, ибо подвергаешься тому же осуждению? 41 И действительно, нас осудили справедливо, ибо приговор, который мы получили, соответствует нашим преступлениям, но этот человек не сделал ничего преступного». 42 Затем он сказал: «Иисус, помяни меня, когда придешь в Царство Твое».

43 Он ответил ему: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со мной в раю». [13]

В Евангелии от Иоанна, рассказывающем о смерти Иисуса, оба этих преступника просто называются «... и двое других», не называя их преступлений.

Гармонизация

[ редактировать ]

Были предприняты различные попытки примирить очевидное противоречие между рассказом Луки и дублирующим рассказом Марка и Матфея. Татиан опустил/отвергнул традицию Маркана/Матфея в своем «Диатессароне» , и Ефрем Сирин, по-видимому, последовал этому примеру. Ориген Александрийский , Евстафий Антиохийский и Епифаний Саламинский описали различия как отражение разных, но дополняющих друг друга намерений авторов. Ориген и его многочисленные наследники продвигали хронологическую гармонизацию, при которой оба вора сначала оскорбляли Иисуса, но один вор тут же раскаялся. Епифаний, а затем Амвросий Миланский и Августин Гиппопотамский , утверждали, что Марк и Матфей ради краткости использовали фигуру речи, называемую силлепсис , при которой множественное число использовалось для обозначения единственного числа. [14] Более поздние комментаторы, такие как Фредерик Фаррар , обратили внимание на разницу между используемыми греческими словами: «Два первых синоптика говорят нам, что оба грабителя в начале часа распятия упрекали Иисуса (ὠνείδιζον), но мы учимся у Св. Лука, что только один из них употреблял в адрес Него оскорбительные и оскорбительные слова (ἐβλασφήμει)». [15]

«Аминь... сегодня... в раю»

[ редактировать ]

Фраза, переведенная как «Аминь, говорю тебе, ныне будешь в раю» в Луки 23:43 («Аминь говорю тебе, ныне будешь в раю»). [16] Amén soi lego sémeron met' emoû ése en tôi paradeísoi ) оспаривается в меньшинстве версий и комментариев. Греческие рукописи не содержат знаков препинания, поэтому наречие « сегодня» отнесено к глаголу «быть», как «Аминь говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю» (мнение большинства), или глаголу «говорить». «, как «Аминь, говорю тебе сегодня, ты будешь со мной в раю» (точка зрения меньшинства), зависит от анализа правил порядка слов в греческом койне . Большинство древних переводов Библии также следуют точке зрения большинства, и только на арамейском языке Куретонские Евангелия служат важным свидетельством точки зрения меньшинства. [17] В результате в некоторых молитвах добрый вор признается единственным человеком, подтвержденным как святой, то есть человеком, о котором известно, что он окажется в Раю после смерти, Библией и самим Иисусом. Фома Аквинский писал:

Слова Господа (Сегодня... в раю) поэтому надо понимать не о рае земном или телесном, но о том рае духовном, в котором, можно сказать, находятся все, пребывающие в наслаждении божественной славы. Следовательно, разбойник поднялся со Христом на небо, чтобы ему быть со Христом, как было сказано ему: «Ты будешь со Мною в раю»; но что касается награды, то он был в раю, ибо там вкусил и наслаждался божественностью Христа вместе с другими святыми. [18] [19] [20]

Безымянный

[ редактировать ]

Только Евангелие от Луки описывает одного из преступников как кающегося, и это Евангелие не называет его имени.

Августин Гиппонский не называет имени вора, но задается вопросом, не мог ли он когда-то креститься. [21]

По традиции, [22] Добрый вор был распят справа от Иисуса, а другой вор был распят слева от него. По этой причине изображения распятия Иисуса часто показывают, что голова Иисуса наклонена вправо, показывая, что он принял Доброго Вора. В Русской Православной Церкви и распятия , и кресты обычно изготавливаются с тремя перекладинами: верхней, представляющей титул (надпись, которую написал Понтий Пилат и прибил над головой Иисуса); более длинная перекладина, к которой были пригвождены руки Иисуса; и наклонная перекладина внизу, изображающая подножку, к которой были прибиты ноги Иисуса. Подставка для ног наклонена, направлена ​​вверх в сторону Доброго Вора и вниз, в сторону другого.

Картина из ок. 1450

По словам Иоанна Златоуста , вор жил в пустыне и грабил или убивал всех, кому не повезло попасться ему на пути. По словам папы Григория I , он «был виновен в крови, даже в крови своего брата» ( братоубийство ). [18] [19] [20]

Вор или революционер

[ редактировать ]

Согласно комментарию Конференции католических епископов США к Иоанну 18:40, этот термин обычно переводится как вор – léstés. [23] - также может означать «партизан, борющийся с националистическими целями». [24]

Именованный

[ редактировать ]

Безымянному кающемуся разбойнику Луки позже было присвоено имя Дисмас в ранней греческой редакции Acta Pilati и латинского Евангелия от Никодима , части которых могут быть датированы концом четвертого века. Имя «Дисмас», возможно, произошло от греческого слова, означающего «умирающий». [4] Имя другого вора — Гестас . В детства сирийском Евангелии «Жизнь хорошего вора» ( Histoire Du Bon Larron, французский, 1868, английский, 1882) Августин Гиппонский сказал, что вор сказал Иисусу, ребенку: «О благословеннейший из детей, если когда-нибудь настанет время приди, когда я буду жаждать Твоей милости, вспомни обо мне и не забудь того, что произошло в этот день». [18] [19] [20]

Анна Кэтрин Эммерих видела Святое Семейство «измученным и беспомощным»; согласно Августину Гиппонскому и Петру Дамиану , Святое Семейство встретило Дисмаса при таких обстоятельствах. [25] Папа Феофил Александрийский (385–412) написал « Проповедь о распятии и добром разбойнике» , которая является классикой коптской литературы .

В коптском православии его зовут Димас. [5] Это имя дано ему в Повествовании Иосифа Аримафейского . [6]

Апокрифическое сирийское Евангелие детства называет двух разбойников Титом и Думахом и добавляет рассказ о том, как Тит (добрый) помешал другим ворам в его компании ограбить Марию и Иосифа во время их бегства в Египет .

традиции Доброго Вора зовут Рах В русской . [ нужна ссылка ]

Святость

[ редактировать ]

Католическая церковь вспоминает Доброго Вора 25 марта. В Римском Мартирологе дана такая запись: «Память святого разбойника в Иерусалиме, исповедовавшего Христа и канонизировавшего Его Самим Иисусом [26] на кресте в тот момент и заслужил услышать от него: «Сегодня ты будешь со мной в раю». ' " ряд городов, в том числе Сан-Димас в Калифорнии В его честь назван . Кроме того, в его честь названы приходские церкви , такие как Церковь Доброго Вора в Кингстоне, Онтарио , Канада, построенная заключенными в соседней тюрьме Кингстона , Церковь Святого Дисмаса в Уокегане , Иллинойс, Старый католический приход Святого Дисмаса в Козли и Церковь Святого Дисмаса, Доброго Вора , католическая церковь в исправительном учреждении Клинтона в Даннеморе, Нью-Йорк.

Восточная православная церковь вспоминает его в Страстную пятницу вместе с распятием. Синаксарион : предлагает в его честь этот куплет

Запертые врата Эдема Вор распахнул настежь,
Вставив ключ: «Помни меня».

Молитва и музыка

[ редактировать ]

Его память вспоминается в традиционной восточно-православной молитве (тропарь tou deipnou), произнесенной перед принятием евхаристии : «Не скажу врагам Твоим о Тайне Твоей, и, как Иуда, не поцелую Тебя; но, как вор, исповедую Тебя». Тебе: Помяни меня, Господи, во Царстве Твоем.». [27] По словам литургического ученого Роберта Тафта, этот гимн был включен в литургию Великого четверга в Константинополе в конце VI века. [28] В Восточной Православной Церкви один из гимнов Страстной пятницы называется «Добрый разбойник» (или «Мудрый разбойник», церковнославянское : « Разбойника благоразумнаго ») и говорит о том, как Христос даровал Димасу рай. [29] Несколько композиций этого гимна [30] используются в Русской Православной Церкви и составляют один из основных моментов утрени в Страстную пятницу.

Искусство

[ редактировать ]

Самым ранним изображением вора может быть деревянный рельеф дверей Святой Сабины в Риме. Здесь добрый вор, очевидно, расположен справа от Иисуса, подобно знаменитому изображению распятия конца шестого века в Евангелиях Раббулы.

Икона, изображающая Христа (в центре), приводящего Дисмаса (слева) в Рай : Справа — Врата Рая, охраняемые серафимом ( Соловецкий монастырь , 17 век).

В средневековом искусстве святой Дисмас часто изображается сопровождающим Иисуса в адских муках , как описано в 1 Петра 3:19–20 и Апостольском Символе веры (хотя ни в одном тексте вор не упоминается). Известные книги, исследующие место хорошего вора в искусстве, включают монографии Митчелла Мербака («Вор, крест и колесо»), Майкала Парсонса и Хайди Хорник («Освещая Люка», том 3) и Кристиан Клапиш-Зубер («Ле «волер де рай»).

В произведении Сэмюэля Беккета « В ожидании Годо » главные герои Владимир и Эстрагон кратко обсуждают несоответствия между рассказами четырех евангелистов о раскаявшихся и нераскаявшихся ворах. Владимир заключает, что, поскольку только Лука говорит, что один из двоих был спасен, «тогда они оба должны были быть прокляты [...] почему верить ему, а не остальным?» [31]

[ редактировать ]

Вор фигурирует в христианской популярной музыке, например, в песне «Thief» христианской рок-группы Third Day 1995 года и в названии христианской рок-группы Dizmas . Вор является рассказчиком скандальной песни Сиднея Картера «Friday Morning». [32]

Его роль сыграл Стелио Саванте в отмеченном наградами фильме «Страстная пятница» Однажды мы были рабами ». режиссера Далласа Дженкинса « [33]

Святой Дисмас занимает центральное место в раннем сюжете видеоигры Uncharted 4: A Thief's End , в которой охотник за сокровищами Натан Дрейк использует крест Святого Дисмаса, чтобы помочь в поисках пиратских сокровищ.

В песне "Vida Loka, Pt. 2" бразильская рэп-группа Racionais MC's называет Дисмаса "первым бандитом всех времён". [34]

Дисмас — имя одного из двух стартовых персонажей видеоигры Darkest Dungeon . В игровых описаниях его также называют мошенником, вором и разбойником. Комикс, показывающий его предысторию, а также описания игровых предметов, подразумевает, что он пытается искупить свою вину после убийства невинной женщины и ее ребенка. Особое достижение дается, если оба стартовых персонажа справятся с последним испытанием игры, подходящим названием «На старой дороге мы нашли искупление».

В романтической комедии 1967 года « Фитцуилли » вдохновитель дворецкого Клод Фицуильям ( Дик Ван Дайк ) и его вороватый персонал управляют благотворительным магазином St. Dismas Thrift Shoppe в Филадельфии, вымышленной благотворительной организацией, куда они отправляют и хранят украденную добычу.

Святой Дисмас широко упоминается в фильме 1946 года «Святой хулиган» в главных ролях с Уильямом Пауэллом , Эстер Уильямс и Анджелой Лэнсбери .

Дисмас Харди — главный герой серии юридических и криминальных триллеров Джона Лескроарта .

Сан-Димас, Калифорния, и средняя школа Сан-Димаса представлены в медиа-франшизе Билла и Теда .

В фильме 2022 года « Клерки III » Элиас несколько раз упоминает Доброго Вора, цитируя его слова: «Иисус не сделал ничего плохого, тогда как мы всего лишь воры». В постоянном приколе все слышат «но воры» как «воры в заднице» и вслух задаются вопросом, что это значит.

В «Технической истории» Пола Андерсона (цикл научно-фантастических рассказов) Николас ван Рейн (с 2376 по 2500 год), генеральный директор компании Solar Spice and Liquors, хранит марсианскую статую святого Дисмаса из песчаных корней, которому он часто зажигает свечи. В какой-то момент у него заканчиваются свечи, и он запихивает под статую большое количество долговых расписок. Он также комментирует: «... Хо! Святой Дисмас подумает, что он замучен в жирном пожаре».

Последняя песня христианской метал-группы Holyname на их одноименном альбоме называется «St. Дисмас» и посвящен распятию его и Иисуса Христа.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Как кающийся разбойник спасся без крещения? - Сравнительное богословие | St-Takla.org» . st-takla.org .
  2. ^ «Святой Дисмас – Святой Дисмас» .
  3. ^ Холвек, Фредерик Джордж (1907). «Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  4. ^ Перейти обратно: а б Лоуренс Каннингем, Краткая история святых (2005), стр. 32.
  5. ^ Перейти обратно: а б Габра, Гавдат (2009). Коптская церковь от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . п. 120. ИСБН  9780810870574 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Эрман, Барт ; Плесе, Златко (2011). Апокрифические Евангелия: тексты и переводы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 582 . ISBN  9780199732104 . человек по имени Димас.
  7. ^ Мецгер, Брюс М.; Эрман, Барт Д. (2005). Текст Нового Завета: его передача, искажение и восстановление (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 270 . ISBN  978-019-516667-5 .
  8. ^ «Анте-никейские отцы/Том VIII/Апокрифы Нового Завета/Арабское Евангелие детства Спасителя» . Викиисточник . 19 апреля 2009 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
  9. ^ Рената Герстенлауэр, Икона Ракха: открытие ее истинной идентичности , Legat Verlag, 2009 ( ISBN   978-3932942358 ). Цитируется в "Кто раскаявшийся вор?" . Иконы и их интерпретация . 17 декабря 2011 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
  10. ^ Матфея 27:38 ; Марка 15:27–28,32 ; Луки 23:33 ; Иоанна 19:18
  11. ^ Исаия 53:12
  12. ^ Матфея 27:44 ; Марка 15:32
  13. ^ 23:39–43
  14. ^ Додс, Маркус, изд. (1873). «Гармония евангелистов» . Произведения Аврелия Августина, Vol. 8 . Перевод Салмонда, SDS Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 430–1.
  15. ^ Феррар, FW (1891). Евангелие от Луки . Кембриджская Библия для школ и колледжей. Лондон: CJ Clay and Sons. п. 351.
  16. ^ SBL Греческий Новый Завет . Цитируется по https://www.biblegateway.com/passage/?search=luke+23%3A43&version=SBLGNT.
  17. ^ Мецгер, Брюс М. (2006). Текстовый комментарий к греческому Новому Завету . Хендриксон Паблишерс Маркетинг, ООО. ISBN  978-1-59856-164-7 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Жизнь хорошего вора, монсеньор. Гауме, Loreto Publications , 1868–2003 гг.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Новости католической семьи , апрель 2006 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Христианский Орден , апрель 2007 г.
  21. ^ Стэнли Э. Портер , Энтони Р. Кросс. Размеры крещения: библейские и богословские исследования , 2002 г., стр. 264 «Интересно отметить в этой связи, что в своих «Отказах» Августин задавался вопросом, не мог ли вор на самом деле быть крещен в какой-то более ранний пункт (2.18)».
  22. ^ Луки 23:32-33 .
  23. ^ «Греческое Стронга: 3027. λῃστής (léstés) — разбойник» . biblehub.com .
  24. ^ «Джон, ГЛАВА 18 | USCCB» . bible.usccb.org .
  25. Житие Пресвятой Богородицы из видений преп. Энн Кэтрин Эммерих , TAN Books , 1970. (№ 2229)/(№ 0107).
  26. ^ Кларк, Джон (3 апреля 2015 г.). «Канонизированный с креста: как святой Дисмас показывает, что никогда не поздно…» Журнал Seton . Проверено 1 марта 2020 г.
  27. ^ «Совместные молитвы – до и после Святого Причастия» . oca.org .
  28. ^ «Большой вход» .
  29. Текст гимна (переведено на английский язык): «Мудрый разбойник Ты удостоил Рая в одно мгновение, Господи. Древом Креста Твоего освети и меня и спаси меня»
  30. ^ Одна из самых известных версий гимна - « Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова (Мудрый вор).
  31. ^ Беккет, Сэмюэл. Полное собрание драматических произведений . Фабер и Фабер. п. 15.
  32. Сидней Картер, некролог Daily Telegraph , 16 марта 2004 г.
  33. ^ «Стелио Саванте получил награду за заслуги перед КОГДА МЫ БЫЛИ РАБАМИ» .
  34. ^ Павиотти, Джоэл (16 октября 2020 г.). «Кем был Димас? Первая «Вида Лока» в истории» . Иконография истории (на бразильском португальском языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f057d6d731218905fa029b11956f5f97__1721563380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/97/f057d6d731218905fa029b11956f5f97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Penitent thief - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)