Воплощение (христианство)
Часть серии о |
христология |
---|
В христианском богословии учение о воплощении учит, что предсуществовавшая божественная личность Иисуса Христа , Бог-Сын , вторая личность Троицы и вечно рожденный Логос ( греческое койне означает «слово») приняли человеческую природу и «стал плотью» [1] будучи зачатым во чреве женщины, Девы Марии , также известной как Богородица (по-гречески «Богоносица» или «Богородица»). Таким образом, учение о воплощении предполагает, что Иисус был одновременно и полностью Богом, и полностью человеком. [2]
В воплощении, как традиционно определяют те Церкви, которые придерживаются Халкидонского Собора , божественная природа Сына была соединена, но не смешана с человеческой природой. [3] в одной божественной личности , Иисусе. Это занимает центральное место в традиционной вере, которой придерживается большинство христиан. Альтернативные взгляды на эту тему (см. «Эбиониты и Евангелие от евреев ») предлагались на протяжении веков, но все они были отвергнуты никейским христианством .
Воплощение отмечается и празднуется каждый год на Рождество , также можно упомянуть праздник Благовещения ; «различные стороны тайны воплощения» отмечаются на Рождество и Благовещение. [4]
Этимология
[ редактировать ]Существительное «воплощение» происходит от церковного латинского глагола incarno , который в свою очередь происходит от префикса in- и caro , «плоть», что означает «превращать во плоть» или, в пассивном залоге , «стать плотью». Глагол incarno не встречается в латинской Библии, но этот термин взят из Евангелия от Иоанна 1:14 « et Verbum caro factum est » ( Вульгата ), версия короля Иакова : «и Слово стало плотью» .
Описание и развитие традиционной доктрины
[ редактировать ]Воплощение относится к действию ранее существовавшей божественной личности, Сына Божьего, в становлении человеком. Хотя все христиане верили, что Иисус действительно был Единородным Сыном Божьим , [5] «Божественность Христа была богословской темой для Ранней Церкви». [6] Дебаты по этому вопросу происходили в течение первых четырех столетий христианства, в них участвовали, , христиане-евреи , гностики , последователи Ария Александрийского и приверженцы Папы Александра Александрийского среди прочих .
Игнатий Антиохийский учил, что «Врачем мы имеем также Господа Бога нашего Иисуса Христа, Единородного Сына и Слова, прежде времени, но впоследствии ставшего и человеком, от Марии Девы». [7] Юстин Мученик утверждал, что воплощенное Слово было прообразом в пророчествах Ветхого Завета.
В Катехизисе Католической Церкви Боговоплощение обсуждается в параграфах 461–463 и цитируется несколько отрывков из Библии, чтобы доказать его центральную роль ( Филиппийцам 2:5–8 , Евреям 10:5–7 , 1 Иоанна 4:2 , 1 Тимофею 3:16 ). . [8]
Никейский Символ веры
[ редактировать ]Никейский символ веры – это утверждение веры, зародившееся на двух вселенских соборах: Первом Никейском соборе в 325 году и Первом Константинопольском соборе в 381 году. Таким образом, он по-прежнему актуален для большинства христианских церквей сегодня. [9] Воплощение всегда исповедуется, хотя разные Ритуалы используют разные переводы . Текущий перевод Римско-католической церкви звучит так: «Ради нас, людей, и ради нашего спасения Он сошел с небес: силой Святого Духа он родился от Девы Марии и стал человеком». [10]
Апостольское вероучение
[ редактировать ]В Апостольском Символе веры есть пункт веры: «Он был зачат от Духа Святого и рожден от Девы Марии». [11] По словам Папы Иоанна Павла II , своим воплощением Иисус является фигурой каждого человека и соединился с ним, включая нерожденных в момент их жизни при зачатии . [12]
Вселенские соборы
[ редактировать ]Со временем учение Александра, Афанасия и других никейских отцов о том, что Сын единосущен и совечен Отцу, было определено как ортодоксальный догмат. Все расходящиеся верования были определены как ереси . Сюда входили докетизм , арианство , несторианство , монофизитство , адопционизм и савеллианство . [13]
Наиболее широко принятые определения воплощения и природы Иисуса были даны Первым Никейским собором в 325 году, Эфесским собором в 431 году и Халкидонским собором в 451 году. Эти соборы провозгласили, что Иисус был полностью Богом (рожденным от Отца, но не создан им) и вполне человек, принявший свою плоть и человеческую природу от Девы Марии . Эти две природы, человеческая и божественная, ипостасно соединились в одну личность Иисуса Христа. [примечание 1] По мнению Католической церкви , декларации Вселенского собора непогрешимы , что делает воплощение догмой в Католической церкви . [14]
Эффект
[ редактировать ]Воплощение подразумевает три факта: (1) Божественная личность Иисуса Христа; (2) Человеческая природа Иисуса Христа; (3) Ипостасное соединение человеческого с божественной природой в божественной личности Иисуса Христа. Не умаляя своей божественности, он добавил к ней все, что необходимо для человеческого бытия. [15] В христианской вере понимается, что Иисус был одновременно полностью Богом и полностью человеком, двумя природами в одном человеке. [2] Поэтому тело Христово было подвержено всем телесным слабостям, которым повсеместно подвержена человеческая природа; таковы голод (Мф.4:2), жажда (Иоанна 19:28), усталость (Иоанна 4:6), боль и смерть. Он предполагал, что это были естественные результаты человеческой природы. [16] Такие подходы, как несторианство , эбонизм, арианство , апполирианство и евтихианство , пытались понять две природы Христа; некоторые из них традиционно осуждались как еретики. [17] В «Криптической модели воплощения » Эндрю Локе оценивает многие из этих попыток и предлагает возможную модель божественного предсознания (DPM), которая постулирует, что во время воплощения разум Христа включал божественное сознание и божественное предсознание наряду с человеческим предсознанием. [18]
Воплощение Иисуса также является одним из ключевых факторов, который, наряду с людьми, созданными по образу и подобию Божию, формирует христианскую антропологию. В частности, воплощение жизненно важно для понимания концепции обожения человека, наиболее хорошо и детально разработанной в православии и наиболее хорошо выраженной отцами церкви, такими как св. Афанасий Александрийский («Поэтому Он не был человеком, а затем стал Богом». , но Он был Богом, а потом стал человеком, и чтобы нас обожествить» [19] ), святитель Кирилл Александрийский («Ибо и мы — сыны и боги по благодати, и непременно приведены к этому чудному и сверхъестественному достоинству, ибо имеем в себе Единородное Слово Божие». [20] ) и многие другие .
Современный протестантизм
[ редактировать ]Связь между воплощением и искуплением в систематическом богословии сложна. В рамках традиционных моделей искупления, таких как Замещение , Удовлетворение или Христос Победитель , Христос должен быть человеком, чтобы крестная жертва была эффективной, чтобы человеческие грехи были «устранены» и/или «побеждены». В своей работе «Троица и Царство Божие » [21] Юрген Мольтманн различал то, что он называл «случайным» и «необходимым» воплощением. [22] Последнее придает сотериологическое значение воплощению: Сын Божий стал человеком, чтобы спасти нас от наших грехов. Первый же говорит о воплощении как об исполнении любви Бога , о Его желании присутствовать и жить среди человечества, «гулять в саду» с нами. Мольтманн предпочитает «случайное» воплощение прежде всего потому, что он чувствует, что говорить о «необходимости» воплощения — значит несправедливо относиться к жизни Христа .
Гимны и молитвы
[ редактировать ]Восточно-православные и византийские католики
[ редактировать ]Значение воплощения широко обсуждалось на протяжении всей христианской истории и является предметом бесчисленных гимнов и молитв . Например, Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста (ок. 400 г.), используемая православными христианами и византийскими католиками , включает в себя этот «Гимн Единородному Сыну»:
О Единородный Сын и Слово Божие,
Кто, будучи бессмертным,
Создано для нашего спасения
Чтобы воплотиться
О Святой Богородице и Приснодеве Марии,
И стал человеком без изменения;
Ты тоже был распят,
О Христос, Боже наш,
И смертью растоптали Смерть,
Будучи одним из Святой Троицы,
Прославлен Отцом и Святым Духом –
Спасите нас!
Кроме того, Божественная литургия святого Иакова песнопение « Да умолкнет всякая плоть смертная » включает в свое приношение :
Пусть вся смертная плоть замолчит,
и стоишь со страхом и трепетом,
и не размышлять ни о чем земном в себе:
Для Царя царей и Господа господ,
Христос, наш Бог , идет на жертву ,
и отдавать в пищу верным;
и полки ангелов идут пред Ним
со всякой силой и господством,
многоглазые херувимы ,
и шестикрылый серафим ,
закрывая лица,
и громко выкрикивая гимн,
Аллилуия , Аллилуия, Аллилуия. [23]
Западно-сирийские церкви
[ редактировать ]Западно-сирийские церкви – сирийская православная, маланкарская православная, сиро-маланкарская католическая, сирийско-католическая и маронитская католическая – в основном празднующие Святой Курбоно Святого Иакова (ок. 60 г. н.э.) имеют аналогичный манито , [примечание 2] поэтический гимн, традиционно приписываемый святому Северу, патриарху Антиохийскому (ок. 465–538):
Превозношу Тебя, Господь и Царь,
Единородный Сын и Слово
Небесного Отца,
бессмертный по природе, Ты сошел по благодати
для спасения
и жизнь для всего человечества; был воплощен
святого
славная, чистая Дева
Мария, Богородица
и стал человеком без всякого изменения;
был распят за нас.
О Христос, Боже наш,
Кто смертью Твоей попрал и зарезал нашу смерть,
Кто один из Святой Троицы,
поклонялись и почитали
Отец и Святой Дух,
помилуй нас всех. [24]
Альтернативные взгляды
[ редактировать ]Майкл Серветус
[ редактировать ]Во время Реформации Михаил Сервет учил теологии воплощения, которая отрицала тринитаризм , настаивая на том, что классические тринитаристы были, по сути, тритеистами, которые отвергли библейский монотеизм в пользу греческой философии . Сын Божий, утверждал Сервет, не является вечно существующим существом, а, скорее, воплощенным более абстрактным Логосом (проявлением Единого Истинного Бога, а не отдельной личностью). По этой причине Сервет отказался называть Христа «вечным Сыном Божьим», предпочитая вместо этого «Сына вечного Бога». [25]
Описывая теологию Логоса Сервета , Эндрю Дибб (2005) комментирует: «В Бытии Бог раскрывает Себя как Творец. В Иоанне Он показывает, что Он создал посредством Слова, или Логоса. Наконец, также и в Иоанне Он показывает что этот Логос стал плотью и «обитал среди нас». Творение произошло посредством изреченного слова, ибо Бог сказал: «Да будет...» Изреченное слово Бытия, Логос Иоанна и Христос — все едино и едино. одинаковый." [26]
Осужденный как римско-католической, так и протестантской церквями за свою неортодоксальную христологию , Сервет был сожжен на костре за ересь в 1553 году протестантами-реформаторами в Женеве, Швейцария . Французский реформатор Жан Кальвин , утверждавший, что он обеспечит смерть Сервета, если тот вступит в Женеву из-за его нереформаторских взглядов на Троицу и таинство крещения, просил обезглавить его как предателя, а не сжечь как еретика. , но власти настояли на казни Сервета на огне. [27]
Английские ариане
[ редактировать ]Постреформационные ариане, такие как Уильям Уистон, часто придерживались взглядов на воплощение, соответствующих личному предсуществованию Христа. Уистон считал, что воплощением является Логос, Который ранее существовал как «метафизическое существование, in potentia или подобным высшим и возвышенным образом в Отце как Его Мудрость или Слово до Его реального Творения или Порождения». [28]
Джейкоб Баутумли
[ редактировать ]Джейкоб Баутумли отвергал мнение, что Бог «проявился только во плоти Христа или человека, называемого Христом». Вместо этого он считал, что Бог «по существу обитает во плоти других людей и созданий», а не только во Христе. [29]
Социнианство и унитаризм
[ редактировать ]Сервет отверг арианство, потому что оно отрицало божественность Иисуса. [30] поэтому несомненно, что он также отверг бы социнианство как форму арианства, которая отвергает как то, что Иисус есть Бог, так и то, что Иисус сознательно существовал до своего рождения, что принимает большинство арианских групп. Фаусто Соццини и писатели «Польских братьев», такие как Самуэль Пшибковский , Марцин Чехович и Иоганн Людвиг фон Вольцоген, считали воплощение прежде всего функцией отцовства . А именно, что Христос был одновременно «Сыном Человеческим» по материнской линии и буквально «Сыном Божьим» по отцовской линии. Идея воплощения — «Слово стало плотью и обитало среди нас» — понималась как буквальное слово или логос из Пс. 33:6, ставший человеком посредством непорочного зачатия. Соццини, Пшибковский и другие социнианские писатели отличались от Сервета тем, что заявляли, что Иисус «сошел с небес», главным образом, с точки зрения чудесного зачатия Марии, а не с точки зрения того, что Иисус в каком-либо буквальном смысле был на небесах. [31] [32] Сегодня число церквей с социнианской христологией очень невелико, основная известная этим группа — христадельфиане , к другим группам относятся CoGGC и CGAF . Современные социнианские или « библейские унитаристы » писатели обычно делают упор на «воплощении», что означает не только «созданное тело», но и на воплощение (термин, которого эти группы избегают), требующее, чтобы Иисус имел искушенную и смертную природу Его матери. [33]
Пятидесятничество единства
[ редактировать ]В отличие от традиционного взгляда на воплощение, упомянутого выше, приверженцы пятидесятничества единства верят в доктрину Единства. Хотя и Единство, и традиционное христианство учат, что Бог — это единый Дух, приверженцы Единства отвергают идею о том, что Бог — это Троица личностей. Доктрина единства учит, что существует один Бог, который проявляет Себя по-разному, в отличие от Троицы, где Бог рассматривается как одно существо, состоящее из трех отдельных личностей. [34]
Пятидесятники-единственники видят Иисуса одновременно полностью божественным и полностью человеком. Термин «Отец» относится к Самому Богу, который вызвал зачатие Сына в Марии и, таким образом, стал отцом ребенка, которого она родила. Термин «Сын» относится к полностью человеческой личности, Иисусу Христу; а Святой Дух относится к проявлению Духа Божьего внутри и вокруг Его народа. Таким образом, Отец не является Сыном – и это различие имеет решающее значение – но находится в Сыне как полнота Его божественной природы. [35] Традиционные тринитарианцы верят, что Сын всегда существовал как вечное второе лицо Троицы; Сторонники единства верят, что Сын не возник до воплощения, когда единственный истинный Бог принял человеческий облик в первый, последний и единственный раз в истории. [36]
Свидетели Иеговы
[ редактировать ]Свидетели Иеговы верят, что Иисус — единственное прямое творение Бога, через которое Бог создал все остальное. [37] [13] Его воплощение считается временным, после чего Христос, соответственно, вновь принял свой духовный и ангельский вид. Христос не рассматривается как божественный или равный Богу Отцу. [37] Считается, что после воскресения Иисус принимает временные человеческие формы, но в конечном итоге возобновляет свою духовную форму. [38]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонизм)
[ редактировать ]Согласно богословию Святых последних дней , два из трех существ Божества божественных усовершенствовали и прославили физические тела, а именно Бог-Отец ( Элогим ) и Бог-Сын ( Иегова ). Вместо того, чтобы рассматривать Отца, Сына и Святого Духа как одно целое по своей сути или сущности , Святые последних дней понимают единство Божества как символ Их совершенно единых характеристик и цели, признавая при этом, что их трое. отдельные и различные существа. [39] Чтобы объяснить это отклонение от тринитарного единства как буквальное, а не символическое, Святые последних дней обычно цитируют [40] [41] Заступническая молитва Христа в Иоанна 17:20-23 гласит:
- «Не только этих [учеников] прошу, но и верующих в Меня по слову их, чтобы все были одно, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они может быть в нас, чтобы мир поверил, что Ты послал Меня. Славу, которую Ты дал мне, я дал им, чтобы они были одно, как и мы одно, я в них и ты во мне, чтобы они были едины, как и мы. они могут стать совершенно одним целым, чтобы мир узнал, что ты послал меня и любил их так же, как ты любил меня». [42]
Эта концепция Божества отличается от тринитарного взгляда на воплощение, согласно которому только Бог-Сын временно обладал воплощенным физическим телом, в то время как Бог-Отец есть и всегда оставался невоплощенным. Несмотря на эти различия, доктрина Святых последних дней принимает аналогичную версию так называемого этического монотеизма (который развился из еврейской традиции ), согласно которой Святые последних дней верят, что Свет Христа (также называемый Духом Христа) ) исходит от Бога-Сына по всему миру, тем самым влияя на всех людей повсюду, заставляя их творить добро и избегать зла. Лучше всего это учение иллюстрируется в Книге Мормона в Моронии 7:13–19, где говорится:
- «Поэтому все доброе исходит от Бога, а все злое исходит от дьявола; ибо дьявол есть враг Богу, и постоянно борется против Него, и побуждает и соблазняет грешить и делать то, что является зло постоянно. Но вот, то, что от Бога, призывает и побуждает постоянно творить добро; а потому все, что побуждает и побуждает делать добро, любить Бога и служить Ему, вдохновлено Богом... Ибо вот. Дух Христов дан каждому человеку, чтобы он мог отличить добро от зла; а потому я показываю вам путь суда, ибо все, что побуждает делать добро и убеждает поверить во Христа, посылается; силой и даром Христа; а потому вы можете знать с совершенным знанием, что это от Бога. совершенное познание - от дьявола... А потому я умоляю вас, братья, чтобы вы усердно искали во свете Христовом, чтобы отличить добро от зла; и если вы будете держаться за всякое добро и не осуждать его, то непременно будете чадом Христовым». [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Семь Вселенских Соборов от никейских и постникейских отцов , тт. 2–14 (CCEL.org) Содержит подробные заявления каждого из этих советов. Первый Никейский собор, Эфесский собор и Халкидонский собор являются «Первым», «Третьим» и «Четвертым» Вселенскими соборами соответственно.
- ^ (Сир.): ответ, первоначально на псалом, где каждый стих псалма имел ответ в поэтической форме. Текст этого мането датируется VI веком и в более поздних источниках приписывается святому Северу, патриарху Антиохийскому (ок. 465–538). В византийском православном обряде также есть аналогичный гимн, называемый тропарем, который приписывается там императору Юстиниану (ок. 483–565).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКим, Дональд К. 1996. Вестминстерский словарь богословских терминов . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архиепископ Джастин обращается к Мусульманскому совету Уэльса» . Архиепископ Кентерберийский . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Фома Аквинский, «О воплощении как части приспособленности вещей», Центр Жака Маритена, Университет Нотр-Дам» . Архивировано из оригинала 22 июня 2015 г. Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ «Адвентистская молитва и воплощение | EWTN» . Глобальная католическая телевизионная сеть EWTN . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Артерми, Эйрини, Религиозная политика византийских императоров с 1-го по 4-й Вселенский собор , получено 25 марта 2015 г.
- ^ «Что христиане думают о Воплощении? Был ли Иисус действительно Богом? - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Филип Шафф: ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 461–463 .
- ^ «Сравните христианские конфессии: вера и теология» . Религиозные факты . 5 марта 2005 г.
- ^ «ПРОФЕССИЯ ВЕРЫ» . Ватикан.ва .
- ^ «Катехизис Кредо» . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Evangelium Vitae (25 марта 1995 г.) | Иоанн Павел II» . www.vatican.va . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марбанианг, Доменик (2011). «В Иисусе человечество и божественность объединились». Оживить . 4 (5): 3.
- ^ «Катехизис Католической Церкви 85–90» . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Пакер, Дж.И. «Воплощение навсегда» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Драм, Уолтер. «Воплощение». Католическая энциклопедия Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 20 октября 2016 г.
- ^ Марбанианг, Доменик (май 2011 г.). «В Иисусе человечество и божественность объединились». Оживить . 4 (5): 3.
- ^ Локи, Эндрю (2016). Загадочная модель воплощения . Оксон: Рутледж.
- ^ Афанасий , «Беседа I, абзац 39» , Против ариан , получено 6 ноября 2012 г.
- ^ Александрийского, Кирилл (1995). О единстве Христа . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. п. 80. ИСБН 978-0-88141-133-1 .
- ^ Троица и Царство Божие. Об учении о Боге 1980 г.
- ^ Мольтманн, Юрген (1993). Троица и Царство: Учение о Боге (PDF) . Перевод Коля. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press . п. 114. ИСБН 9780060659066 .
- ^ Божественная литургия святого Иакова . Перевод Джеймса Дональдсона. От доникейских отцов , Vol. 7. Под редакцией Александра Робертса, Джеймса Дональдсона и А. Кливленда Кокса. ( Буффало, Нью-Йорк : Издательство христианской литературы, 1886 г.) Отредактировано и отредактировано для «Нового пришествия» . Кевином Найтом
- ^ «Маргонито: сирийские православные ресурсы» . syriacorthodoxresources.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Об ошибках Троицы» , Книга 7.
- ^ Эндрю Дибб, Сервет, Сведенборг и природа Бога , University Press of America, 2005, стр. 93. Интернет в Google Book Search.
- ^ Коттрет, Бернар (2000). Джон Кальвин . Перевод Макдональда, М. Уоллеса. Гранд-Рапидс: WBEerdmans. стр. 222–225.
- ^ Джеймс Э. Форс Уильям Уистон, честный ньютоновец , 1985, стр. 16
- ^ Баутумли, Джейкоб (1650). Светлая и темная стороны Бога, или Простое и краткое рассуждение о светлой стороне . Лондон, Английское Содружество. п. 11.
- ^ Реституция , с. 137.
- ^ Джордж Хантстон Уильямс Радикальная Реформация
- ^ Роланд Х. Бейнтон . Реформация шестнадцатого века
- ^ А.Д. Норрис, Личность Господа Иисуса Христа , Кристадельфианин , Бирмингем, 1982 г.
- ^ Бойд, Грегори А. (1992). Пятидесятники-единственники и Троица . Гранд-Рапидс: Baker Books. ISBN 9781441214966 . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Дэвид К. Бернард (30 сентября 1994 г.). Взгляд единства на Иисуса Христа (места Kindle 362–367). Мировая пресса в огне. Киндл издание.
- ↑ Доктрина единства подробно объяснена в книге министра UPCI доктора Дэвида К. Бернарда «Единство Бога». Архивировано 16 февраля 2008 г. в Wayback Machine , Дэвид К. Бернард (30 сентября 1994 г.); Взгляд на Иисуса Христа (1994-09-30); Адреса Kindle 362–367). Мировая пресса в огне. Kindle издание; Дэвид С. Норрис (12 ноября 2013 г.). Я ЕСМЬ: пятидесятническое богословие единства (места Kindle 190–192). Word Aflame Press. Киндл издание.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Иисус Христос» . Свидетели Иеговы . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «После воскресения Иисуса было ли Его тело плотью или духом?» . Свидетели Иеговы . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «Учение и Заветы 130» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Единый Истинный Бог и посланный Им Иисус Христос» . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Голден, старейшина Кристоффель-младший «Отец и Сын» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иоанна 17 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Мороний 7» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 22 декабря 2021 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Воплощение». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Об ошибках Троицы» , Майкл Сервет (нетринитарист)
- О воплощении святого Афанасия Александрийского . (Тринитарный)
- Домашняя страница Единства Бога доктора Дэвида К. Бернарда. (Единство)
- Семь Вселенских соборов от никейских и посленикейских отцов , тт. 2-14 (Тринитарный)
- [1] Архивировано 5 сентября 2013 г. в Wayback Machine Артеми Эйрини.