Космический Христос
Космический Христос — это взгляд христологии , который подчеркивает степень заботы Иисуса Христа о космосе. Библейские основы космической христологии часто можно найти в Послании к Колоссянам , Ефесянам и в прологе Евангелия от Иоанна . [1]
Ранняя церковь
[ редактировать ]Ириней (ок. 130 – ок. 202 г. н. э.) предложил одно из самых ранних изложений космической христологии в своей книге «Против ересей» . В своей теории искупления Ириней говорит о том, что все человечество было создано хорошим, но запятнанным грехом, но что все творение было « перепросмотрено » и восстановлено под новым главенством Христа. Эта «космическая» христология будет доминирующей точкой зрения на протяжении большей части святоотеческого периода , а также внутри восточного христианства , в то время как альтернативные позиции начали возникать в средневековый период. [2]
Современная экотеология
[ редактировать ]В современный период среди ряда западных ученых, заинтересованных в развитии экотеологии , возникнет новый интерес к космическому Христу .
Пьер Тейяр де Шарден был одним из первых, кто снова заговорил о космическом Христе в 1920-х и 1930-х годах. Он понимал Воплощение как приведение исторического Христа в материальный мир и посредством эволюции ведущее все творение к совершенству в Точке Омега . [3]
Более поздние ученые, такие как Джозеф Ситтлер , [4] Мэтью Фокс , [5] Ричард Рор [6] и Юрген Мольтманн , [7] также говорил бы о необходимости вернуть космическую христологию, чтобы говорить о заботе Христа о творении.
Азиатский контекст
[ редактировать ]Космический Христос также вызывал особый интерес среди азиатских христиан.
Это было особенно остро в дебатах, возникших на заседании Всемирного совета церквей в Нью-Дели в 1961 году, когда индиец Пол Д. Деванандан утверждал на основании Ефесянам 1:10, что космический Христос объединил все сущее; он утверждал, что сюда входят и нехристианские религии. с Цейлона, будут продолжать утверждать это Христиане Южной Азии, такие как М.М. Томас из Индии и Д.Т. Найлс как обоснование диалога и совместной работы с другими религиями. [8]
В Китае было высказано предположение, что космическая христология присутствовала в начале 20-го века среди таких фигур, как TC Chao и YT Wu . [9] Космический Христос также имел большое значение для более поздних китайских христиан, присоединившихся к Патриотическому движению трех автономий в 1980-х и 1990-х годах. Например, К. Х. Тинг использовал космического Христа как основу для сотрудничества христиан с коммунистами. [9] [10] а Ван Вэйфан предлагает евангелическую версию космического Христа для работы с нехристианами. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кутен, Герт Хендрик ван (2003). Космическая христология у Павла и школы Павла: Послание к Колоссянам и Ефесянам в контексте греко-римской космологии, с новым обзором греческих текстов . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 9783161480072 .
- ^ Галлоуэй, Аллан Дуглас (1951). Космический Христос . Лондон: Харпер. стр. 121–130.
- ^ Лайонс, Джеймс А. (1982). Космический Христос у Оригена и Тейяра де Шардена: сравнительное исследование . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 202–203. ISBN 9780198267218 .
- ^ Пихкала, Пану (2017). Ранняя экотеология и Джозеф Ситтлер . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783643908377 .
- ^ Фокс, Мэтью (1988). Пришествие Космического Христа . Харпер Коллинз. ISBN 9780060629151 .
- ^ Рор, Ричард (2021). Универсальный Христос: как забытая реальность может изменить все, что мы видим, на что надеемся и во что верим . Нью-Йорк. ISBN 978-0-593-23832-5 . OCLC 1155071369 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мольтманн, Юрген (1993). Путь Иисуса Христа: христология в мессианских измерениях . Крепость Пресс. стр. 274–280. ISBN 9781451412079 .
- ^ Левисон, Джон Р.; Поуп-Левисон, Присцилла (январь 1994 г.). «К экуменической христологии для Азии». Миссиология: международный обзор . 22 (1): 3–17. дои : 10.1177/009182969402200101 . ISSN 0091-8296 . S2CID 144194286 .
- ^ Перейти обратно: а б Тан, Эдмонд (октябрь 1995 г.). «Космический Христос — поиск китайского богословия». Исследования мирового христианства . 1 (2): 131–142. дои : 10.3366/swc.1995.1.2.131 . ISSN 1354-9901 .
- ^ Чоу, Александр (2013). Теозис, китайско-христианская теология и второе китайское Просвещение: Небеса и человечество в единстве . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 89–111. дои : 10.1057/9781137312624 . ISBN 9781137312624 .
- ^ Чоу, Александр (июль 2016 г.). «Космический Христос Ван Вэйфаня: Космический Христос Ван Вэйфаня» (PDF) . Современная теология . 32 (3): 384–396. дои : 10.1111/мес.12260 . hdl : 20.500.11820/354a4459-7dbe-41a1-bc83-4bd08245fcb9 .