Теория перепросмотра искупления
Часть серии о |
Искупление в христианство |
---|
Теории
|
выкуп ( патристический ) |
Кристус Виктор ( 20 век ) |
Перепросмотр
|
Удовлетворение ( Схоластик / Ансельм ) |
Замена пенальти (схоластический/ реформаторский / арминианский ) |
Правительственный
|
Моральное влияние (Смешанный) |
Моральный пример ( Социниан ) |
Типы |
Ограниченный (Схоластический / реформатский) |
Безлимитный ( Д. православный / католик /арминианин) |
Теория перепросмотра искупления — это доктрина христианского богословия, связанная со значением и последствиями смерти Иисуса Христа .
Хотя иногда он отсутствует в кратком изложении теорий искупления , [1] более полные обзоры истории доктрины искупления обычно включают раздел, посвященный «перепросмотру» взгляда на искупление, который впервые был четко сформулирован Иринеем Лионским . [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
В одном из главных текстов Нового Завета, на котором основана эта точка зрения, говорится: «[Божья цель состоит в] полноте времен суммировать все, что во Христе, и то, что на небесах, и то, что на земле. ..» (Ефесянам 1:10, С.В.). Греческое слово «подводить итог» (ἀνακεφαλαιώσασθαι, anakephalaioosasthai) на латыни буквально переводится как «перепросматривать». [10]
С точки зрения перепросмотра искупления, Христос рассматривается как новый Адам , который преуспевает там, где Адам потерпел неудачу . [11] Христос устраняет зло, совершенное Адамом, и благодаря своему союзу с человечеством ведет человечество к вечной жизни (включая нравственное совершенство ). [12]
Из-за непослушания человека процесс эволюции человеческой расы пошел не так, и этот неправильный путь не мог быть ни остановлен, ни обращен вспять никакими человеческими средствами. Но в Иисусе Христе весь ход человеческой эволюции был совершенным образом осуществлен и реализован в послушании замыслу Божиему.
История
[ редактировать ]Как подчеркивалось выше, Ириней считается первым, кто ясно выразил точку зрения перепросмотра на искупление, хотя его предвосхищает Иустин Мученик , [14] которого Ириней цитирует в «Против ересей» 4.6.2:
В своей книге против Маркиона Иустин хорошо говорит: «Я не поверил бы Самому Господу, если бы Он возвестил кого-либо иного, кроме Того, Кто есть наш создатель, творец и кормилец. Но потому, что Единородный Сын пришел к нам от единый Бог, Который и сотворил этот мир, и образовал нас, и содержит и управляет всем, суммируя в Себе дело Своих рук , моя вера к Нему непоколебима, и моя любовь к Отцу непоколебима, и то и другое Бог дарует нам». [курсив добавлен]
Ниже следуют две характерные цитаты Иринея:
[Христос] в эти последние дни, согласно времени, назначенному Отцом, соединился со Своим творением, поскольку Он стал человеком, подверженным страданиям... Он начал заново 1 длинный ряд человеческих существ и вкратце и всеобъемлющим образом обеспечил нам спасение; чтобы то, что мы потеряли в Адаме, а именно быть по образу и подобию Божию, мы могли восстановить во Христе Иисусе.
- 1 Итак, сирийский. На латыни есть «in seipso recapitulavit», Он суммировал в Себе . [15]
Таким образом, в Своей работе перепросмотра Он суммировал все, как ведя войну против нашего врага, так и сокрушая того, кто вначале увел нас в плен в Адаме... враг не был бы полностью побежден, если бы не был мужчиной, [рожденным] от женщины, которая победила его. ... И поэтому Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, заключая в себе того первоначального мужчину, из которого была создана женщина, для того, чтобы, как наш род сошёл на смерть через побеждённого мужчину, так и мы можем вознеситесь к жизни вновь через победоносную; и как через человека смерть получила пальму [победы] над нами, так и через человека мы можем получить пальму первенства против смерти. [16]
Для Иринея конечная цель работы Христа по солидарности с человечеством — сделать человечество божественным. Об Иисусе он говорит: «Он стал тем, что мы есть, чтобы сделать нас такими же, как Он Сам». [17] Эта идея имела наибольшее влияние в восточном христианстве , особенно в Восточной Православной Церкви . [18] его взяли на вооружение многие другие отцы Церкви , такие как св. Афанасий , Григорий Назианзин , Августин и Максим Исповедник . [18] Это восточно-православное богословское развитие, основанное на перепросмотре искупления, называется теозисом (« обожение »).
Более современное, несколько иное выражение взгляда на перепросмотр можно увидеть в прочтении Д.Э. Уайтли богословия Апостола Павла . Уайтли благосклонно цитирует [19] Представление Иринея о том, что Христос «стал тем, что мы есть, чтобы сделать нас такими, какими Он является Сам», [17] хотя он никогда не описывает точку зрения Павла на искупление как на перепросмотр; скорее, он использует слово «участие»:
... если можно сказать, что Св. Павел придерживается теории modus Operandi [искупления], ее лучше всего описать как теорию спасения через участие: Христос разделил весь наш опыт, за исключением только греха, включая смерть, чтобы чтобы мы, в силу нашей солидарности с ним, могли разделить его жизнь. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Например, Леон Моррис, «Теории искупления» в Евангельском словаре Элвелла .
- ^ HN Oxenham, «Католическая доктрина искупления» (Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, 1865), стр. 114-118
- ^ Джеймс Бетьюн-Бейкер , Введение в раннюю историю христианского учения ко времени Халкидонского Собора (Лондон: Methuen & Co, 1903), стр. 333-337
- ^ Дж. К. Мозли , Доктрина искупления (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916), стр. 100-101
- ^ Р. Макинтош, Исторические теории искупления (Лондон: Hodder & Stoughton , 1920), стр. 89-90
- ^ Л. В. Гренстед , Краткая история доктрины искупления (Манчестер: Издательство Манчестерского университета , 1920), стр. 57-60
- ^ Роберт С. Фрэнкс, История учения о деле Христа в его церковном развитии, том. 1 (Лондон: Ходдер и Стоутон), с. 37 и след.
- ^ Густав Аулен, Кристус Виктор (1931) (Лондон: SPCK), стр. 16 и след., особ. п. 20-22,29
- ^ Майкл Грин , Пустой крест Иисуса (Истборн: Kingsway, 2004; впервые опубликовано в 1984 г.), стр. 66-68
- ^ «Что за шум вокруг теологии перепросмотра?» . Октябрь 2007 года.
- ^ Например, Джеймс Бетьюн-Бейкер , Введение в раннюю историю христианского учения ко времени Халкидонского Собора (Лондон: Methuen & Co, 1903), стр. 334: «Как человечество в Адаме утратило свое первородство, так во Христе человечество восстанавливает свое первоначальное состояние».
- ^ Роберт С. Фрэнкс, История учения о деле Христа в его церковном развитии, том. 1 (Лондон: Ходдер и Стоутон), с. 37-38
- ^ Уильям Барклай , Распятый и Коронованный (SCM, впервые опубликовано в 1961 г.), стр. 100
- ^ Дж. К. Мозли, Доктрина искупления (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916), стр. 100 н. 4
- ^ Ириней, Против ересей 3.18.1 в А. Робертсе и Дж. Дональдсоне (ред.), The Writes of Irenaeus Vol. 1 (Эдинбург: T&T Clark, 1848), с. 337-338
- ^ Ириней, Против ересей 5.21.1 в А. Робертсе и Дж. Дональдсоне (ред.), The Writes of Irenaeus Vol. 2 (Эдинбург: T&T Clark, 1869), с. 110-111
- ^ Перейти обратно: а б Ириней, Против ересей. Предисловие к книге 5 в книге А. Робертса и Дж. Дональдсона (ред.), The Writes of Irenaeus Vol. 2 (Эдинбург: T&T Clark, 1869), с. 55
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Грин , «Пустой крест Иисуса» (Истборн: Kingsway, 2004; впервые опубликовано в 1984 году), стр. 67
- ^ ДЭХ Уиттли, Богословие Святого Павла (Оксфорд: Блэквелл, 1964), стр. 113: 'Св. Ириней был в корне верен мысли Павла, когда сказал: « Он создан такими, какие мы есть, чтобы сделать нас такими, какие он есть ».
- ^ ДЭХ Уитли, Богословие Святого Павла (Оксфорд: Блэквелл, 1964), стр. 130