Jump to content

Теозис (восточно-христианское богословие)

Икона « Лествицы Божественного восхождения» (шаги к обожению , описанные Иоанном Лествичником ), изображающая монахов, поднимающихся (и падающих) по лестнице к Иисусу.

Теозис ( древнегреческий : θέωσις ), или обожение (обожение может также относиться к апофеозу , букв. «создание божественного»), представляет собой преобразующий процесс, целью которого является подобие или союз с Богом , как учат восточно-католические церкви и восточные церкви. Православная церковь ; та же самая концепция также встречается в Латинской церкви Католической церкви , где она называется « обожествлением ». Как процесс трансформации, теозис вызывается эффектами катарсиса (очищения разума и тела) и теории («озарение» «видением» Бога). Согласно восточно-христианскому учению, обожение во многом является целью человеческой жизни. Это считается достижимым только посредством синергии (или сотрудничества) человеческой деятельности и нетварных энергий (или действий) Бога. [1]

По мнению митрополита Иерофея (Влахоса) , примат теозиса в богословии восточно-православного христианства напрямую связан с тем фактом, что византийское богословие (в историческом понимании его основных представителей) основано в большей степени, чем латино-католическое богословие, на прямых духовных прозрениях. о святых или мистиках церкви, а не о традициях рационального мышления Запада. [2] Византийские христиане считают, что «никто, кто не идет по пути единения с Богом, не может быть богословом». [3] в собственном смысле. Таким образом, богословие в византийском христианстве не рассматривается в первую очередь как академическое занятие. Вместо этого оно основано на прикладном откровении (см. гносеология ), а первичное подтверждение богослова понимается как святая и аскетическая жизнь, а не интеллектуальная подготовка или академические полномочия (см. Схоластика ). [2]

Обожение

[ редактировать ]

Афанасий Александрийский писал: «Он воплотился, чтобы мы могли стать богами». [4] То, что в противном случае могло бы показаться абсурдным (что падший, грешный человек может стать святым, как свят Бог), стало возможным благодаря Иисусу Христу, Который есть воплощенный Бог. Естественно, решающее христианское утверждение о том, что Бог Един, устанавливает абсолютный предел значению теозиса , поскольку ни одно сотворенное существо не может онтологически стать Богом , необходимой частью Бога или даже одним из трех существований Бога. Бог назвал ипостаси (поэтому тварное существо не может стать ни Иисусом Христом, ни Святым Духом, ни Отцом Троицы). [5]

В частности, твари, т.е. сотворенные существа, не могут стать Богом в его трансцендентной сущности, или усии , гиперсуществе (см. апофатизм ). Такой концепцией может быть генозис , или поглощение и слияние с Богом греческой языческой философии. Однако каждое существо и сама реальность считаются состоящими из имманентной энергии, или energeia , Бога. Поскольку энергия есть действительность Бога, т.е. его имманентность, из бытия Бога, она также является energeia или активностью Бога. Таким образом, учение избегает пантеизма , частично принимая Плотин термины и общие понятия неоплатонизма, но не его суть (см. ) . [5]

Максим Исповедник писал:

Верное основание для того, чтобы с надеждой смотреть вперед на обожение человеческой природы, дает Боговоплощение, которое делает человека Богом в той же степени, в какой Сам Бог стал человеком. ...Сделаемся образом единого цельного Бога, не неся в себе ничего земного, чтобы нам соединиться с Богом и стать богами, приняв от Бога свое существование как богов. Ибо ясно, что Тот, Кто без греха стал человеком (ср. Евр. 4:15 ), обожествует человеческое естество, не изменяя его в Божественное естество, и возвысит его ради Себя в той же степени, в какой Он унизил Себя ради ради человека. Именно этому мистически учит св. Павел, когда говорит: «чтобы в грядущие века явить преизбыток богатства благодати Своей» ( Еф. 2:7 ). [6]

Через теорию (озарение или непосредственное переживание Триединого Бога) люди приходят к познанию и опыту того, что значит быть полностью человеком, т. е. сотворенным образом Бога; через их общение с Иисусом Христом Бог разделяет Себя с человечеством, чтобы сообразовать его со всем, чем Он является, в знании, праведности и святости. Поскольку Бог стал человеком всеми способами, кроме греха, он также сделает человека «Богом», т. е. «святым» или «святым», во всех отношениях, кроме своей Божественной Сущности, которая беспричинна и несотворена. Ириней объяснил это учение в работе «Против ересей» , книга 5, предисловие : «Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа, Который по Своей трансцендентной любви сделался тем, чем мы являемся, чтобы Он мог сделать нас такими же, как Он есть». Сам».

Как святоотеческое и историческое учение

[ редактировать ]

Для многих отцов церкви теозис выходит за рамки простого восстановления людей в их состоянии до падения Адама и Евы , они учат, что, поскольку Христос объединил человеческую и божественную природу в личности Иисуса, теперь для кого-то возможно испытать более близкое общение с Богом, чем Адам и Ева изначально испытали в Эдемском саду , что люди могут стать более похожими на Бога, чем Адам и Ева были в то время. бы Некоторые византийские христианские богословы говорят, что Иисус воплотился только по этой причине, даже если бы Адам и Ева никогда не согрешили. [7]

Все человечество полностью восстановлено в полном потенциале человечества, потому что Сын Божий принял на себя человеческую природу, чтобы родиться от женщины, и взял на себя также страдания из-за греха (однако сам не грешен, и Бог неизменным в своем существовании). Во Христе две природы Божья и человеческая суть не две личности, а одна; таким образом во Христе осуществляется союз между всем человечеством в принципе и Богом. Итак, святой Бог и грешное человечество в принципе примирились в одном безгрешном человеке, Иисусе Христе. (См. молитву Иисуса, записанную в Иоанна 17. ) [8]

Это примирение осуществляется через борьбу за соответствие образу Христа. Без борьбы и практики нет настоящей веры; вера ведет к действию, без которого она мертва. Надо соединить волю, мысль и действие с волей Бога, Его мыслями и Его действиями. Христиане должны превратить свою жизнь в зеркало, истинное подобие Бога. Более того, поскольку Бог и человечество — это не просто подобие во Христе, а истинный союз, жизнь христиан — это больше, чем просто подражание, а скорее союз с жизнью самого Бога:

«Итак, если есть какое-либо ободрение во Христе, какое-либо утешение от любви, какое-либо участие в Духе, какое-либо сострадание и сочувствие, ибо именно Бог действует в вас, позволяя вам и желать, и действовать по Его благоволению. " (Филиппийцам 2:13)

Распространенная аналогия теозиса , приведенная греческими отцами, — это металл, брошенный в огонь. Металл приобретает все свойства огня (тепло, свет), при этом его сущность остается металлической. [9] Используя аналогию головы и тела апостола Павла , каждый, в ком живет Христос, причастен славе Христовой. Как замечает Иоанн Златоуст , «где голова, там и тело. Между Главой и телом нет промежутка, ибо если бы было разделение, то не было бы уже тела, тогда не было бы уже голова." [10]

обожение Считается, что имеет три стадии: первая — очистительный путь , очищение или катарсис ; во-вторых, озарение, просветляющий путь , видение Бога, или теория ; и в-третьих, святость, объединяющий путь или теозис . Таким образом, термин « теозис » описывает весь процесс и его цель. Путем очищения человек приходит к теории , а затем к обожению . Обожение – это участие человека в жизни Бога. Согласно этому учению, святая жизнь Божия, данная в Иисусе Христе верующему через Духа Святого , выражается через три стадии обожения , начиная с борьбы этой жизни, возрастая в опыте познания Бога и завершается воскресением верующего , когда победа Бога над страхом, грехом и смертью, совершенная в распятии и воскресении Иисуса Христа, навсегда проявляется в верующем. [11]

Аскетическая практика

[ редактировать ]

Путь к обожению включает в себя множество форм практики , наиболее очевидными из которых являются монашество и духовенство. Из монашеской традиции практика исихазма наиболее важна как способ установления прямых отношений с Богом. Жить в церковной общине и регулярно принимать таинства, особенно Евхаристию , считается само собой разумеющимся. Также важно развивать « сердечную молитву », и молитву, которая никогда не прекращается, как увещевает Павел в 1 Фессалоникийцам 5:17. Эта непрестанная молитва сердца является доминирующей темой в сочинениях отцов, особенно в собранных в Добротолюбии . Считается, что никто не может достичь обожения без безупречной христианской жизни, увенчанной верной, теплой и, наконец, молчаливой, непрерывной сердечной молитвой. [12]

«Деятелем» в обожении является Святой Дух, с которым человек соединяет свою волю к получению этой преображающей благодати практикой и молитвой, и, как учит Григорий Палама , христианские мистики обожествляются, когда они наполняются Светом Фавора . Святого Духа в той степени, в какой они открываются Ему посредством аскетизма (обожение есть не одностороннее действие Божие, а любовное сотрудничество между Богом и продвинутым христианином, которое Палама считает синергией). [13]

Эта синергия или сотрудничество между Богом и Человеком не приводит к поглощению человечества Богом, как учили в более ранних языческих формах обожения, таких как генозис . Скорее, оно выражает единство во взаимодополняемости между созданным и творцом. Приобретение Святого Духа является ключевым моментом, поскольку приобретение Духа ведет к самореализации . [14]

Западные взгляды

[ редактировать ]

Западное отношение традиционно было негативным не к самому обожествлению (что также является частью доктрины Римско-католической церкви), а к тому, каким образом, согласно византийскому богословию, должно происходить обожествление. В своей статье Блур выделяет различных западных богословов, которые внесли свой вклад в то, что он называет «стигмой» в отношении теозиса . [15] Тем не менее, в недавнем богословском дискурсе ситуация изменилась: Блур обратился к западным богословам из множества традиций, которые, как он утверждает, поддерживают теозис /обожествление. [15]

Практика аскетической молитвы, называемая исихазмом в Восточной Православной Церкви и Византийской Католической Церкви , «сосредотачивается на просветлении или обожении (... или обожении , по-гречески) человека». [16]

Исихазм направлен к цели, которая не ограничивается одной только природной жизнью и выходит за ее рамки к обожению ( обожению ). [17]

В прошлом римско-католические богословы в целом выражали негативное отношение к исихазму . Учение Григория Паламы почти не завоевало последователей на Западе. [18] и недоверчивое отношение Варлаама к нему преобладало среди западных богословов, сохранившееся до начала 20 века, как показано в Адриана Фортескью статье об исихазме в Католической энциклопедии 1910 года . [19] Фортескью перевел греческие слова ἥσυχος и ἡσυχαστής как «тихий» и «тихий». [20]

В тот же период в статье Эдварда Пейса о квиетизме указывалось, что, хотя в самом строгом смысле квиетизм представляет собой доктрину 17-го века, предложенную Мигелем де Молиносом , этот термин также используется в более широком смысле для обозначения как индийских религий, так и того, что Эдвард Пейс назвал «квиетизмом». капризы исихазма», тем самым выдавая те же предубеждения, что и Фортескью, в отношении исихазма; [21] и снова в тот же период Симеон Вайле описал некоторые аспекты учения Паламы как «чудовищные заблуждения», «ереси» и «воскрешение многобожия» и назвал исихастский метод достижения совершенного созерцания «не более чем грубая форма самовнушения ». [22]

На Востоке и на средневековом Западе существовали разные концепции «естественного созерцания». [а] [23]

В двадцатом веке произошло заметное изменение в отношении римско-католических богословов к Паламе, его «реабилитация», которая привела к тому, что все больше частей Западной Церкви стали считать его святым, даже если он не канонизирован. [24] Некоторые западные ученые утверждают, что между учением Паламы и римско-католической мыслью нет противоречия. [25] По мнению Дж. Филипса, различие сущности и энергий является «типичным примером вполне допустимого богословского плюрализма», совместимого с римско-католическим учением. [25] Джеффри Д. Финч утверждает, что «будущее сближения Востока и Запада, похоже, приведет к преодолению современной полемики нео-схоластики и неопаламизма». [26] Некоторые западные богословы включили богословие Паламы в свое мышление. [27]

Папа Иоанн Павел II заявил, что католики должны быть знакомы с «почтенными и древними традициями восточных церквей», чтобы питаться ими. Среди сокровищ этой традиции он, в частности, упомянул:

учение каппадокийских отцов об обожествлении (которое) перешло в традицию всех Византийских Церквей и является частью их общего наследия. Это можно суммировать в мысли, высказанной уже святым Иринеем в конце второго века: Бог перешел в человека, чтобы человек перешел к Богу. Эта теология обожения остается одним из достижений, особенно дорогих византийской христианской мысли. [28]

Некоторые лютеране утверждают, что теозис совместим с лютеранским богословием. [29]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Мейендорф писал:

    Спор между Варлаамом и исихастами, вероятно, лучше всего можно понять в свете их различных интерпретаций того, что св. Максим Исповедник называл «естественным созерцанием» ( physikē theōria ) или новым состоянием творческого бытия во Христе. Варлаам – а также средневековая латинская традиция – склонны понимать этот созданный габитус как условие, а не следствие благодати. Палама, напротив, провозглашает ошеломляющую новизну Царства Божия, открывшегося во Христе, и безвозмездность божественных и спасительных деяний Божиих. Следовательно, для него видение Бога не может зависеть от человеческого «познания». [23]

  1. ^ Бартос 1999 , с. 253; Капсанис 2006 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Влахос 1994 .
  3. ^ Лосский 2002 , с. 39.
  4. ^ Афанасий 2011 , с. 54.3, с. 167.
  5. ^ Перейти обратно: а б Лосский 2002 , стр. 29–33.
  6. ^ ФИЛОКАЛИЯ , Том 2, стр. 178).
  7. ^ Лосский 2002 , гл. 1.
  8. ^ Мэтьюз-Грин 2009 , с. 12.
  9. ^ Попов 2012 , с. 48.
  10. ^ Златоуст 2012 , с. ???.
  11. ^ Лосский 2002 , стр. 8–9, 39, 126, 133, 154, 196.
  12. ^ Котсонис, Джон (2010). «Непрестанная молитва» . ПравославиеToday.org . Проверено 10 января 2017 г.
  13. ^ Мэлони 2003 , с. 173.
  14. ^ Капсанис н.д.
  15. ^ Перейти обратно: а б Блур 2015 .
  16. ^ Златоуст 2001 , с. 206.
  17. ^ Фортескью 1910 ; Хоружий 2005 .
  18. ^ Фортескью 1910 .
  19. ^ Андреопулос 2005 , с. 215; Фортескью 1910 год .
  20. ^ Фортескью 1910 , с. 301.
  21. ^ Пейс 1911 .
  22. ^ Вайле 1909 , с. 768.
  23. ^ Перейти обратно: а б Мейендорф 1983 , стр. 12–13.
  24. ^ Пеликан 1983 , с. xi.
  25. ^ Перейти обратно: а б Финч 2007 , с. 243.
  26. ^ Финч 2007 , с. 244.
  27. ^ Уэр 2000 , с. 186.
  28. ^ «Папа Иоанн Павел II, Orientale Lumen » . vatican.va . Проверено 16 января 2018 г.
  29. ^ Христификация: лютеранский подход к обожению . Wipf и Stock Publishers. 18 июля 2014 г. ISBN.  9781625646163 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b23fb4e9b3e58d3c7d95a72bbbfe5f33__1713924180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/33/b23fb4e9b3e58d3c7d95a72bbbfe5f33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theosis (Eastern Christian theology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)