Проскинезис
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|



Проскинезис ( / ˌ p r ɒ s k ɪ ˈ n iː s ɪ s / ) , также называемый проскинезисом ( / ˌ p r ɒ s ɪ ˈ n iː s ɪ s / ) или проскинезисом ( / ˌ p r ɒ s k ɪ ˈ n iː s ɪ s / ; греческий : προσκύνησις proskýnēsis ; латинский : adoratio ), был торжественным жестом уважения к богам и людям во многих обществах. У персов это относилось к человеку, простирающемуся ниц и целующему землю или конечности уважаемого человека. Это был также один из религиозных обрядов как у греков, так и у римлян . [1]
В византийском обществе это был обычный жест мольбы или почтения. Физический акт варьировался от полноценного простирания или, альтернативно , коленопреклонения , поклона или простого приветствия, которое конкретизировало относительные позиции исполнителя и бенефициара в иерархическом порядке ( τάξις táxis ). [2]
Этимология
[ редактировать ]Греческое слово προσκύνησις происходит от глагола προσκύνεω, proskyneo , который сам образован от составных слов προς, pros (в сторону) и κυνεω, kyneo ([Я] целую). [3] Оно описывает отношение смирения, подчинения или поклонения – особенно по отношению к суверенному правителю, Богу или богам. [ нужна ссылка ]
Упражняться
[ редактировать ]По словам Геродота в его «Историях» , человек равного ранга получал поцелуй в губы; кто-то несколько ниже по рангу поцеловал в щеку; и кто-то очень низкого социального положения должен был полностью поклониться другому человеку перед ним. [4] Грекам давать проскинезис смертному считалось варварством и нелепостью. В своем «Анабасисе» (3.2.13) Ксенофонт цитирует отказ греков совершить проскинезис как знак их свободы, отличающий их от персов: «В качестве знаков этих побед [над вторжением Ксеркса ] мы действительно все еще можем видеть трофеи, но самым сильным свидетельством о них является свобода государств, в которых вы родились и выросли; ибо ни одному человеческому существу вы не поклоняетесь как господин, но одним богам "
Приложения
[ редактировать ]Персидский обычай, возможно, заставил некоторых греков поверить в то, что они поклонялись своему царю как богу, единственному человеку, который получал проскинезис от всех, а другие неверные интерпретации вызывали культурные конфликты. Проскинцис не был особым обычаем только при дворе Ахеменидов , поскольку ранее он практиковался при ассирийском дворе. Вопреки предположениям греческих авторов, ближневосточные источники не оставляют сомнений в том, что проскинцис не имел характера религиозного жеста, а был элементом придворной церемонии. [5]
Александр Великий предложил эту практику еще при жизни, чтобы адаптироваться к местным обычаям завоеванных им персидских территорий, но она не была принята его греческими товарищами (как, например, отметил придворный историк Каллисфен ); Позже он не настаивал на этой практике. Большинство его людей могли справиться с интересом Александра к персидскому гардеробу, но почитание короля, как если бы он был богом с проскинезисом, зашло слишком далеко. [6] По мнению Арриана , Каллисфен объясняет существование отдельных способов почитания бога и человека и что простирание — это способ явного почитания богов. В этом видят угрозу грекам, «людям, наиболее преданным свободе». По мнению Каллисфена, простирание было чуждой и унизительной модой. [6]
Диоклетиан Обычно считается , что император ( гг. н.э.) ввел эту практику в Римской империи , положив конец республиканским институтам принципата 284–305 , которые сохранили форму, если не намерение, республиканского правительства. Однако есть некоторые свидетельства того, что неформальная форма проскинеза практиковалась уже при дворе Септимия Севера . [7] Политической причиной этого изменения было повышение роли императора с «первого гражданина» до потустороннего правителя, удаленного от своих подданных, что снизило вероятность успешного восстания, которое преследовало Империю в течение предыдущих 50 лет.
Определенные формы проскинесиса, например те, которые влекли за собой целование груди, рук или ног императора, были предназначены только для определенных категорий чиновников. Аудиенция, предоставленная отечественным или иностранным делегациям, включала несколько серий проскинеза в точках, отмеченных порфировыми дисками ( омфалиями ), установленными в полу. По крайней мере, до X века императорские церемонии избегали проскинезиса по воскресеньям из почтения к Богу. Проскинезис как демонстрация лояльности имел сильный политический подтекст; он повторяется в имперской иконографии, и его значение в имперских церемониях иногда могло вызывать деликатные дипломатические дилеммы, когда в дело вступали иностранные властители. [8]
Точно так же императора на монетах прославляли уже не как « Имп(атор) », что означало «главнокомандующий», а как « Д(оминус) Н(остер) » – «Наш Господь». С обращением Константина I Бога в христианство проскинезис стал частью тщательно продуманного ритуала, посредством которого император становился наместником на земле. [9] [ нужна полная цитата ] Титульная инфляция затронула и другие главные офисы Империи. Юстиниан I и Феодора оба настаивали на крайней форме проскинезиса, даже со стороны членов римского сената . [10] и за это на них напал Прокопий в своей «Тайной истории» . [11]
В христианстве
[ редактировать ]Глагол προσκυνέω ( проскинео ) часто используется в Септуагинте и Новом Завете для обозначения поклонения языческим богам или поклонения Богу Израиля . Кроме того, это слово в некоторых случаях использовалось для поклонения ангелам. [12]
Как и в случае с греками пятью веками ранее, эта практика была шокирующей, но преобладала. [13] С обращением Константина в христианство это стало частью тщательно продуманного ритуала, делавшего императора «наместником Бога на земле».
Вопрос о допустимости проскинесиса по отношению к иконам (поклонения и целования иконам) был поднят в VIII веке, в период иконоборчества . Противники проскинесиса по отношению к иконам ссылались на вторую заповедь Закона Моисея :
«Не делай себе резного изображения, никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся (προσκυνήσεις) им и не служи им. (λατρεύσῃς) их, ибо Я Господь , Бог твой, — Бог ревнитель». [14] [15]
Одним из защитников проскинесиса по отношению к иконам был Иоанн Дамаскин . он написал «Три трактата о божественных образах» В защиту икон , в которых описал несколько видов проскинезиса. Первый вид — это проскинезис латрейи (λατρεία), который люди отдают Богу, единственному обожаемому по природе. Иоанн считал, что только первый вид проскинезиса, связанный с латреей, запрещен Богом. Другие виды проскинесиса: проскинесис, совершаемый по отношению к святым и изображениям их ( иконам ), разрешен Богом. [16]
В христианском богословии проскинесис обозначает то простое почитание, которое разрешено также святым , иконам и т. д., в противоположность латрее (поклонению), которое свойственно только триединому Богу .
«Привет и почтенный проскинесис» ( греч .: «ἀσπασμόν καί τιμητικήν προσκύνησιν» ; латынь : «osculum ethonariam adorationem» ) для икон был установлен Вторым Никейским собором (Седьмым Вселенским Собором ) в 787 году. [17]
Греческое слово «προσκύνησις» из христианских текстов на английский разные авторы переводят по-разному: поклонение , [18] поклонение , [19] [20] почитание , [21] поклон , почтение. [22]
Мормонская церковь
[ редактировать ]В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней проскинезис встречается в ряде повествований Книги Мормона . [23] [24] [25] [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Любкер 1860 , с. 10.
- ^ Оксфордский словарь Византии : в 3 т. / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1991. — 2232 стр. — ISBN 0-19-504652-8 . - Третий том, стр. 1738.
- ^ плюсы , поклонение , ниц , ниц . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Геродот. Истории . стр. I.134.
- ^ Домброва, Эдвард (2014) Аршакиды: боги или богоподобные существа? С. 157.
- ^ Jump up to: а б Александр III и проскинезис: роман
- ^ Фрэнк Колб, Правящая идеология в поздней античности . Архивировано 5 июня 2011 г. в обзоре Wayback Machine Криса Эпплетта, Bryn Mawr Classical Review , 2 июля 2002 г.
- ^ Оксфордский словарь Византии : в 3 т. / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1991. — 2232 стр. — ISBN 0-19-504652-8 . — Т. 3, С. 1738.
- ^ Джон Джулиус Норвич
- ^ Митчелл, Стивен. (2007) История позднейшей Римской империи, 284–641 гг. Н.э.: Преобразование древнего мира . Оксфорд: Блэквелл , с. 228. ISBN 9781405108560
- ^ Прокопий, Тайная история 30, 21–30.
- ^ Лозано, Рэй М. (2019). Проскинезис Иисуса в Новом Завете: исследование значения Иисуса как объекта «Проскунео» в писаниях Нового Завета . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 21 . ISBN 978-0-567-68814-9 .
- ↑ Аммьен Марселлен , История Рима , IV век, книга XV, глава 5.
- ^ "Исх.20" . azbyka.ru (на русском языке) . Проверено 03 апреля 2020 г.
- ^ Подстрочный греческий английский Септуагинта Ветхого Завета (LXX) . Интернет-архив. 2014.
- ^ PG 94. / кол. 1237, ϛ; полковник 1245 г., ιϛ
- ^ Новое и самое обширное собрание священных советов. Том 13 столбец. 378
- ^ Союзники, Мэри (1898). Святой Иоанн Дамаскин на святых образах . Лондон: Томас Бейкер. п. 104 .
- ^ «Никейский Собор аннулировал постановления иконоборческого Константинопольского Синода и торжественно санкционировал ограниченное поклонение (проскинесис) изображениям». – Филип Шафф . «История христианской церкви» / Том III / ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД: ЦЕРКОВЬ СРЕДИ ВАРВАР. От Григория I. К Григорию VII. 590 – 1049 (1073) н.э. ГЛАВА X. ПОКЛОНЕНИЕ И ЦЕРЕМОНИИ. / § 102. Восстановление иконопочитания Седьмым Вселенским Собором, 787.
- ^ Мендхэм 1850 , с. 440.
- ^ Уэр, епископ Каллист (Тимофей) (1993). Православная Церковь . Лондон: Книги Пингвина. п. 257 . ISBN 0-14-014656-3 .
- ^ «Семь вселенских соборов неразделенной церкви: их каноны и догматические постановления вместе с канонами всех местных синодов, получившими экуменическое признание» / Персиваль, Генри Р., / 1900 / стр. 550
- ^ «Свидетельства из Книги Мормона: падение на землю во время поклонения (Древний Ближний Восток)» . сайт factcentral.org . Книга Мормона Центральная . 19 сентября 2020 г. Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Нибли, Хью (1988). «Ритуал Старого Света в Новом Свете» . Подход к Книге Мормона . Солт-Лейк-Сити и Прово, Юта: Книга Дезерет и ФЕРМЫ . стр. 295–310.
- ^ Боуэн, Мэтью Л. (22 июня 2016 г.). « И вот, они упали на землю»: Исследование Проскинезиса в Книге Мормона» . Студия Антиква . 4 (1). Центральная книга Мормона: 91–110 . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Боуэн, Мэтью (2013). « Они пришли, держали Его за ноги и поклонялись Ему»: Прокинез перед Иисусом в его библейском и древнем ближневосточном контексте» . Исследования Библии и древности . 5 (1). ISSN 2151-7800 . Проверено 13 августа 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Любкер, Фридрих (1860). Настоящий лексикон классической античности для вузов . Лейпциг: Тойбнер.
- Йозеф Визехёфер : «Ибо вы отдаете дань уважения не человеку как своему правителю, а только богам». Заметки о проскинезе в Иране», в: К.Г. Черети / М. Магги / Э. Проваси (ред.), Религиозные темы и тексты доисламского Ирана и Центральной Азии. Исследования в честь Г. Гноли по случаю его 65-летия. День рождения 6 декабря 2002 г., Висбаден, 2003 г., стр. 447–452.
- Мендхэм, Джон (1850). Седьмой Генеральный совет, Второй Никейский, состоялся в 787 году нашей эры, на котором было установлено поклонение изображениям: с многочисленными примечаниями из «Каролинских книг», составленных по приказу Карла Великого для его опровержения . Лондон: МЫ Художник.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рунг, Эдуард В. (2020). «Жесты проскинесиса в империи Ахеменидов» . Клио . 102 (2): 405–444. дои : 10.1515/klio-2019-1001 . S2CID 226278942 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]