Роберт Дженсон
Роберт Дженсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Роберт Уильям Дженсон 2 августа 1930 г. |
Умер | 5 сентября 2017 г. Принстон , Нью-Джерси , США | (87 лет)
Супруг | Бланш Рокн ( . ок 1954 г. ) |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Диссертация | Почему Бог — Человек? [1] (1959) |
Докторантура | Питер Бруннер [2] |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | Систематическое богословие |
Школа или традиция | лютеранство |
Учреждения | |
Докторанты | Колин Гантон |
Известные работы |
|
Под влиянием | Роджер Э. Олсон [9] |
Роберт Уильям Дженсон (2 августа 1930 г. - 5 сентября 2017 г.) был ведущим американским лютеранским и экуменическим богословом. До выхода на пенсию в 2007 году он семь лет проработал директором Центра теологических исследований Принстонской духовной семинарии . Он был соучредителем Центра католической и евангелической теологии и известен своей двухтомной «Систематической теологией», опубликованной в период с 1997 по 1999 год. [10]
Студенческие годы [ править ]
Дженсон родился 2 августа 1930 года в О-Клэр , штат Висконсин . [2] Он изучал классику и философию в Лютер-колледже в конце 1940-х годов, а затем начал богословское обучение в Лютеровской семинарии в 1951 году. Из-за автомобильной аварии он пропустил большую часть своего первого курса семинарии и в течение этого года погрузился в работы Иммануил Кант и Сёрен Кьеркегор . Дженсон начал читать историко-критических ученых, таких как Герман Гункель и Зигмунд Мовинкель , и в результате он глубоко заинтересовался библейскими текстами и богословским значением Ветхого Завета .
В семинарии Лютера Дженсон был ассистентом известного ортодоксального лютеранского богослова Германа Преуса. Преус внушил Дженсону восхищение теологией лютеранской схоластики после Реформации и твердую веру в ортодоксальное лютеранское понимание предопределения . Против большинства сотрудников семинарии Лютера в то время, которые верили, что Бог избрал людей для спасения на основе «предвиденной веры», Преус утверждал, что Бог постановил спасти определенное число избранных без указа о спасении. осуждение. Среди других людей, оказавших влияние на семинарию Лютера, были Эдмунд Смитс, который познакомил Дженсона с работами Августина Гиппопотама , и однокурсник Герхард Форде , который познакомил его с работами Рудольфа Бультмана . Во время учебы в семинарии Дженсон также встретил и женился на Бланш Рокн, которая стала одним из главных стимулов для его богословской работы (одна из его более поздних книг включает посвящение Бланш, «матери всего моего богословия»). [а]
После семинарии Дженсон преподавал на факультете религии и философии Лютера-колледжа с 1955 по 1957 год, а затем переехал в Гейдельберг для обучения в докторантуре в 1957–1958 годах. Хотя он планировал написать диссертацию о Бультмане, его научный руководитель Питер Бруннер посоветовал ему поработать над Карла Барта доктриной выборов . Таким образом, Дженсон работал над теологией Барта в Гейдельберге, а также изучал немецкую теологию и философию девятнадцатого века, частично с помощью нового преподавателя Гейдельберга Вольфхарта Панненберга . Он также посетил там семинар с Мартином Хайдеггером (а во время более позднего визита в Гейдельберг — с Хансом-Георгом Гадамером ). Что еще более важно, в Гейдельберге он подружился с другим молодым лютеранским ученым, Карлом Браатеном , который позже стал его «главным богословским товарищем». [12] и его самый важный богословский сотрудник.
карьера Ранняя
Докторская диссертация Дженсона (переработанная и опубликованная в 1963 году под названием «Альфа и Омега» ) была завершена в Базеле с одобрения Барта, и поэтому Дженсон вернулся в Лютер-колледж, где продолжил изучать Барта, одновременно развивая растущий интерес к философии Г. В. Ф. Гегеля . Преподавателям факультета религии не нравился богословский либерализм Дженсона , а его открытость библейской критике и эволюционной биологии подверглась резкому осуждению. Когда колледжу не удалось добиться выхода Дженсона на пенсию, несколько профессоров факультетов религии и биологии в знак протеста подали в отставку. Таким образом, с 1960 по 1966 год перед Дженсоном стояла задача помочь в восстановлении целого факультета религии, и он стал особенно участвовать в развитии нового факультета философии. [13] В эти годы он также написал «Религия против самой себя» (1967), в которой подверг резкой критике американскую религиозную культуру 1960-х годов.
В конце концов Дженсон покинул Лютер-колледж, чтобы провести три года в качестве декана и преподавателя лютеранских исследований в -колледже Мэнсфилд Оксфордского университета . [14] Здесь он впервые смог сосредоточиться на преподавании богословия, и на него глубоко повлияли его встречи с англиканством и экуменическим богослужением. Три года в Оксфорде ознаменовали творческий и продуктивный период в карьере Дженсона. В «Познании того, на что надеются» (1969) он стремился объединить традиции европейской герменевтики и английской аналитической философии, а также опирался на святоотеческих и средневековых богословов, таких как Ориген и Фома Аквинский . А в книге «Бог после Бога» (1969) он стремился выйти за рамки теологии « смерти Бога », подчеркивая актуальность и будущность Божьего бытия. Предложение, выдвинутое « Бог после Бога», во многих отношениях было параллельно новой «теологии надежды», которая разрабатывалась в то время в Германии молодыми учёными, такими как Юрген Мольтманн и Вольфхарт Панненберг . В Оксфорде Дженсон также руководил докторской работой Колина Гантона , который впоследствии стал одним из самых выдающихся и влиятельных богословов-систематиков Великобритании.
Из Оксфорда Дженсон вернулся в Америку в 1968 году и занял должность в лютеранской семинарии в Геттисберге . Его работа здесь частично сосредоточена на явно лютеранских темах, особенно в книгах «Лютеранство» (1976) и «Видимые слова» (1978). Он также начал глубоко заниматься святоотеческой мыслью (особенно с Григорием Нисским , Кириллом Александрийским и Максимом Исповедником ), что привело его к разработке нового творческого предложения по тринитарному богословию в «Триединой идентичности» (1982).
Кроме того, в результате его столкновения с англиканством в Оксфорде, Дженсон был назначен участником первого раунда лютерано-епископального экуменического диалога в 1968 году. Это было началом его длительного участия в экуменическом движении , которое глубоко сформировало его более позднее богословие. Вместе с Джорджем Линдбеком он стал участвовать в римско-католическом и лютеранском диалоге; а в 1988 году он работал в Институте экуменических исследований в Страсбурге . На протяжении всей своей карьеры богословие Дженсона продолжало развиваться во все более католическом, консервативном и экуменическом направлении. Он широко взаимодействовал с работами католических богословов, таких как Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) и Ганс Урс фон Бальтазар , а также с восточно-православными богословами, такими как Максим Исповедник, Иоанн Зизиулас и Владимир Лосский .
карьера Более поздняя
После двух десятилетий преподавания в лютеранской теологической семинарии в Геттисберге Дженсон в 1988 году перешёл на факультет религии колледжа Св. Олафа в Нортфилде , штат Миннесота . В Нортфилде к нему присоединился его друг Карл Бротен , и вместе они основали консервативный Центр католической и евангелической теологии в 1991 году. Основание этого центра ознаменовало для Дженсона новый период интенсивной экуменической деятельности: вместе с Браатеном он организовал многочисленные экуменические конференции. и начал издавать богословский журнал Pro Ecclesia , где оставался старшим редактором до самой смерти. [15]
Дженсон продолжал преподавать в колледже Св. Олафа до 1998 года, когда он вышел на пенсию и занял должность старшего научного сотрудника по исследованиям в Центре теологических исследований в Принстоне , штат Нью-Джерси . Прежде чем покинуть колледж Святого Олафа, он завершил работу над своим выдающимся произведением , двухтомной «Систематической теологией» (1997–1999), которая с тех пор широко рассматривается как одна из самых важных и творческих последних работ по систематическому богословию . В обзоре этой работы Вольфхарт Панненберг охарактеризовал Дженсона как «одного из самых оригинальных и знающих богословов нашего времени». [16]
Дженсон умер в своем доме в Принстоне 5 сентября 2017 года. [17]
Работает [ править ]
Авторские работы [ править ]
- Cur Deus Homo? Избрание Иисуса Христа в теологии Карла Барта (докторская диссертация в Гейдельберге; 1959 г.)
- Альфа и Омега: исследование теологии Карла Барта (1963)
- Религия против самой себя (1967)
- Бог после Бога: Бог прошлого и Бог будущего в работах Карла Барта (1969)
- Знание того, на что надеялись: смысл богословского дискурса (1969)
- (совместно с Карлом Э. Браатеном) Футуристический вариант (1970)
- История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе (1973)
- (совместно с Эриком В. Гричем ) Лютеранство: теологическое движение и его сочинения (1976)
- Видимые слова: интерпретация и практика христианских таинств (1978)
- Триединая Личность: Бог согласно Евангелию (1982)
- История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе (1983)
- Американский теолог: рекомендация Джонатана Эдвардса (1988)
- Большой катехизис (1991)
- Некрещеный Бог: основной недостаток экуменического богословия (1992)
- Очерки теологии культуры (1995)
- Систематическое богословие: Том 1: Триединый Бог (1997)
- Систематическое богословие: Том 2: Дела Божии (1999)
- О человеческом мышлении: разрешение сложных понятий (2003)
- Песня песней (2005)
- (совместно с Сольвейг Люсией Голд) Беседы с Поппи о Боге: восьмилетняя девочка и ее дедушка-теолог, торговые вопросы (ноябрь 2006 г.)
- Иезекииль (2009)
- Канон и Крид (2010)
- Лютеранские лозунги: использование и злоупотребление (2011)
- Теология как ревизионистская метафизика: очерки о Боге и творении (под редакцией Стивена Джона Райта) (2014)
- Богословие в общих чертах: могут ли эти кости жить? (2016)
Отредактированные работы [ править ]
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Христианская догматика , 2 тома. (1984)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Карта теологии двадцатого века: чтения от Карла Барта до радикального плюрализма (1995)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Либо/или: Евангелие или неоязычество (1995)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Католичность Реформации (1996)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Возвращение Библии для церкви (1996)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Два города Бога: ответственность церкви за земной город (1997)
- (под редакцией Освальда Байера и Симо Кнууттила) Каритас Деи: Вклад в понимание Лютера и современного экуменизма: Фестиваль Туомо Маннермаа к его 60-летию (1997)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Союз со Христом: новая финская интерпретация Лютера (1998)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Знаки Тела Христова (1999)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Грех, смерть и дьявол (1999)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Церковное единство и папская канцелярия: экуменический диалог по энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint (2001)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Странный новый мир Евангелия: повторная евангелизация в постмодернистском мире (2002)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Евреи и христиане: народ Божий (2003)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Последние вещи: библейские и богословские взгляды на эсхатологию (2003)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) В одном теле через крест: Принстонское предложение о христианском единстве (2003)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Экуменическое будущее (2004)
- (под редакцией Карла Э. Бротена) Мария, Богородица (2004)
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ Дженсон 1959 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верхуф 2012 , с. 106.
- ^ Восток 2011 , аннотация; Верхуф 2012 , с. 106; Верховф 2013 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хинликки, Пол Р. (14 сентября 2017 г.). «Роберт Дженсон и Бог Евангелия» . Христианский век . Чикаго . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Верховф 2013 , с. 1.
- ^ Никол 2016 , стр. 96.
- ^ Шлезингер 2016 , с. 198.
- ^ Дженсон 2007 , с. 49.
- ^ Олсон, Роджер Э. (7 ноября 2017 г.). «Американские лютеранские богословы, которых я знал» . Роджер Э. Олсон: Мои размышления евангелистско-арминианского богослова . Патеос . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Брюс, Мэтью Дж. Арагон (12 сентября 2017 г.). «Потому что Бог Есть: дань уважения Роберту В. Дженсону (1930–2017)» . Христианство сегодня . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Jenson 1997 , p. v.
- ^ Дженсон 1973 .
- ^ Дженсон 2007 .
- ^ Браатен 2011 , стр. 6.
- ^ «Роберт Дженсон, богослов, почитаемый многими его сверстниками, умирает в возрасте 87 лет» . Христианский век . Чикаго. 13 сентября 2017 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Панненберг, Вольфхарт (май 2000 г.). «Тринитарный синтез: обзор систематического богословия : тома I и II, Роберт В. Дженсон» . Первые вещи . № 103. Нью-Йорк: Институт религии и общественной жизни. п. 49. ISSN 1047-5141 . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Браатен 2018 , стр. 3.
Библиография [ править ]
- Бротен, Карл Э. (2011) [2000]. «Роберт Уильям Дженсон – Личные мемуары». В Гантоне, Колин Э. (ред.). Троица, время и церковь: ответ на теологию Роберта В. Дженсона . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. стр. 1–9. ISBN 978-1-60899-487-8 .
- ——— (2018). «Роберт В. Дженсон (1930–2017)» . Диалог . 57 (1): 3–4. дои : 10.1111/наберите.12368 . ISSN 1540-6385 .
- Восток, Брэд (2011). Верующая церковь и Триединый Бог: как тринитарное богословие Роберта В. Дженсона критикует и дополняет экклезиологию Джона Ховарда Йодера (диссертация магистра кафедры). Атланта, Джорджия: Университет Эмори . Проверено 15 июня 2019 г.
- Дженсон, Роберт В. (1959). Cur Deus Homo? Избрание Иисуса Христа в богословии Карла Барта (докторская диссертация). Гейдельберг, Западная Германия: Гейдельбергский университет. OCLC 34656808 .
- ——— (1973). История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе .
- ——— (1997). Систематическое богословие. Том 1: Триединый Бог . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2001 г.). ISBN 978-0-19-514598-4 .
- ——— (2007). «Богословская автобиография на сегодняшний день». Диалог . 46 (1): 46–54. дои : 10.1111/j.1540-6385.2007.00307.x . ISSN 1540-6385 .
- Никол, Эндрю В. (2016). Исход и воскресение: Бог Израиля в теологии Роберта В. Дженсона . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-1-5064-1683-0 .
- Шлезингер, Юджин Р. (2016). «Троица, воплощение и время: новое изложение учения о Боге в разговоре с Робертом Дженсоном». Шотландский богословский журнал . 69 (2): 189–203. дои : 10.1017/S0036930616000053 . ISSN 1475-3065 . S2CID 170834025 .
- Верхуф, Энн Х. (2012). «Роберт В. Дженсон (1930–): драматическая телеология творения». В Конради, Эрнст М. (ред.). Сотворение и Спасение. Том 2: Спутник последних богословских движений . Цюрих: LIT Verlag. стр. 106 и далее. ISBN 978-3-643-90137-8 .
- ——— (2013). «Отношения между творением и спасением в тринитарном богословии Роберта Дженсона» . HTS Теологические исследования/Богословские исследования . 69 (1). дои : 10.4102/hts.v69i1.1191 . ISSN 2072-8050 .
Внешние ссылки [ править ]
- 1930 рождений
- смертей в 2017 году
- Американские богословы XX века
- Лютеране 20-го века
- Протестантские богословы ХХ века
- Американские богословы XXI века
- Лютеране 21 века
- Протестантские богословы XXI века
- Учёные из Пенсильвании
- Учёные из Висконсина
- Академики Оксфордского университета
- Американские лютеранские богословы
- Христиане из Пенсильвании
- Христиане из Висконсина
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Выпускники Лютер-колледжа (Айова)
- Факультет Колледжа Лютера (Айова)
- Выпускники семинарии Лютера
- Люди из О-Клэр, Висконсин
- Жители Геттисберга, штат Пенсильвания.
- Люди в христианском экуменизме
- Факультет Принстонской духовной семинарии
- Преподаватели колледжа Святого Олафа
- Систематические богословы