Jump to content

Роберт Дженсон

Роберт Дженсон
Рожденный
Роберт Уильям Дженсон

( 1930-08-02 ) 2 августа 1930 г.
Умер 5 сентября 2017 г. (05.09.2017) (87 лет)
Супруг Бланш Рокн ( .   ок 1954 г. )
Академическое образование
Альма-матер
Диссертация Почему Бог — Человек? [1]  (1959)
Докторантура Питер Бруннер [ де ] [2]
Влияния
Академическая работа
Дисциплина Теология
Субдисциплина Систематическое богословие
Школа или традиция лютеранство
Учреждения
Докторанты Колин Гантон
Известные работы
  • Триединая идентичность (1982)
  • Систематическое богословие (1997–1999)
Под влиянием Роджер Э. Олсон [9]

Роберт Уильям Дженсон (2 августа 1930 г. - 5 сентября 2017 г.) был ведущим американским лютеранским и экуменическим богословом. До выхода на пенсию в 2007 году он семь лет проработал директором Центра теологических исследований Принстонской духовной семинарии . Он был соучредителем Центра католической и евангелической теологии и известен своей двухтомной «Систематической теологией», опубликованной в период с 1997 по 1999 год. [10]

Студенческие годы [ править ]

Дженсон родился 2 августа 1930 года в О-Клэр , штат Висконсин . [2] Он изучал классику и философию в Лютер-колледже в конце 1940-х годов, а затем начал богословское обучение в Лютеровской семинарии в 1951 году. Из-за автомобильной аварии он пропустил большую часть своего первого курса семинарии и в течение этого года погрузился в работы Иммануил Кант и Сёрен Кьеркегор . Дженсон начал читать историко-критических ученых, таких как Герман Гункель и Зигмунд Мовинкель , и в результате он глубоко заинтересовался библейскими текстами и богословским значением Ветхого Завета .

В семинарии Лютера Дженсон был ассистентом известного ортодоксального лютеранского богослова Германа Преуса. Преус внушил Дженсону восхищение теологией лютеранской схоластики после Реформации и твердую веру в ортодоксальное лютеранское понимание предопределения . Против большинства сотрудников семинарии Лютера в то время, которые верили, что Бог избрал людей для спасения на основе «предвиденной веры», Преус утверждал, что Бог постановил спасти определенное число избранных без указа о спасении. осуждение. Среди других людей, оказавших влияние на семинарию Лютера, были Эдмунд Смитс, который познакомил Дженсона с работами Августина Гиппопотама , и однокурсник Герхард Форде , который познакомил его с работами Рудольфа Бультмана . Во время учебы в семинарии Дженсон также встретил и женился на Бланш Рокн, которая стала одним из главных стимулов для его богословской работы (одна из его более поздних книг включает посвящение Бланш, «матери всего моего богословия»). [а]

После семинарии Дженсон преподавал на факультете религии и философии Лютера-колледжа с 1955 по 1957 год, а затем переехал в Гейдельберг для обучения в докторантуре в 1957–1958 годах. Хотя он планировал написать диссертацию о Бультмане, его научный руководитель Питер Бруннер [ де ] посоветовал ему поработать над Карла Барта доктриной выборов . Таким образом, Дженсон работал над теологией Барта в Гейдельберге, а также изучал немецкую теологию и философию девятнадцатого века, частично с помощью нового преподавателя Гейдельберга Вольфхарта Панненберга . Он также посетил там семинар с Мартином Хайдеггером (а во время более позднего визита в Гейдельберг — с Хансом-Георгом Гадамером ). Что еще более важно, в Гейдельберге он подружился с другим молодым лютеранским ученым, Карлом Браатеном , который позже стал его «главным богословским товарищем». [12] и его самый важный богословский сотрудник.

карьера Ранняя

Докторская диссертация Дженсона (переработанная и опубликованная в 1963 году под названием «Альфа и Омега» ) была завершена в Базеле с одобрения Барта, и поэтому Дженсон вернулся в Лютер-колледж, где продолжил изучать Барта, одновременно развивая растущий интерес к философии Г. В. Ф. Гегеля . Преподавателям факультета религии не нравился богословский либерализм Дженсона , а его открытость библейской критике и эволюционной биологии подверглась резкому осуждению. Когда колледжу не удалось добиться выхода Дженсона на пенсию, несколько профессоров факультетов религии и биологии в знак протеста подали в отставку. Таким образом, с 1960 по 1966 год перед Дженсоном стояла задача помочь в восстановлении целого факультета религии, и он стал особенно участвовать в развитии нового факультета философии. [13] В эти годы он также написал «Религия против самой себя» (1967), в которой подверг резкой критике американскую религиозную культуру 1960-х годов.

В конце концов Дженсон покинул Лютер-колледж, чтобы провести три года в качестве декана и преподавателя лютеранских исследований в -колледже Мэнсфилд Оксфордского университета . [14] Здесь он впервые смог сосредоточиться на преподавании богословия, и на него глубоко повлияли его встречи с англиканством и экуменическим богослужением. Три года в Оксфорде ознаменовали творческий и продуктивный период в карьере Дженсона. В «Познании того, на что надеются» (1969) он стремился объединить традиции европейской герменевтики и английской аналитической философии, а также опирался на святоотеческих и средневековых богословов, таких как Ориген и Фома Аквинский . А в книге «Бог после Бога» (1969) он стремился выйти за рамки теологии « смерти Бога », подчеркивая актуальность и будущность Божьего бытия. Предложение, выдвинутое « Бог после Бога», во многих отношениях было параллельно новой «теологии надежды», которая разрабатывалась в то время в Германии молодыми учёными, такими как Юрген Мольтманн и Вольфхарт Панненберг . В Оксфорде Дженсон также руководил докторской работой Колина Гантона , который впоследствии стал одним из самых выдающихся и влиятельных богословов-систематиков Великобритании.

Из Оксфорда Дженсон вернулся в Америку в 1968 году и занял должность в лютеранской семинарии в Геттисберге . Его работа здесь частично сосредоточена на явно лютеранских темах, особенно в книгах «Лютеранство» (1976) и «Видимые слова» (1978). Он также начал глубоко заниматься святоотеческой мыслью (особенно с Григорием Нисским , Кириллом Александрийским и Максимом Исповедником ), что привело его к разработке нового творческого предложения по тринитарному богословию в «Триединой идентичности» (1982).

Кроме того, в результате его столкновения с англиканством в Оксфорде, Дженсон был назначен участником первого раунда лютерано-епископального экуменического диалога в 1968 году. Это было началом его длительного участия в экуменическом движении , которое глубоко сформировало его более позднее богословие. Вместе с Джорджем Линдбеком он стал участвовать в римско-католическом и лютеранском диалоге; а в 1988 году он работал в Институте экуменических исследований в Страсбурге . На протяжении всей своей карьеры богословие Дженсона продолжало развиваться во все более католическом, консервативном и экуменическом направлении. Он широко взаимодействовал с работами католических богословов, таких как Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) и Ганс Урс фон Бальтазар , а также с восточно-православными богословами, такими как Максим Исповедник, Иоанн Зизиулас и Владимир Лосский .

карьера Более поздняя

После двух десятилетий преподавания в лютеранской теологической семинарии в Геттисберге Дженсон в 1988 году перешёл на факультет религии колледжа Св. Олафа в Нортфилде , штат Миннесота . В Нортфилде к нему присоединился его друг Карл Бротен , и вместе они основали консервативный Центр католической и евангелической теологии в 1991 году. Основание этого центра ознаменовало для Дженсона новый период интенсивной экуменической деятельности: вместе с Браатеном он организовал многочисленные экуменические конференции. и начал издавать богословский журнал Pro Ecclesia , где оставался старшим редактором до самой смерти. [15]

Дженсон продолжал преподавать в колледже Св. Олафа до 1998 года, когда он вышел на пенсию и занял должность старшего научного сотрудника по исследованиям в Центре теологических исследований в Принстоне , штат Нью-Джерси . Прежде чем покинуть колледж Святого Олафа, он завершил работу над своим выдающимся произведением , двухтомной «Систематической теологией» (1997–1999), которая с тех пор широко рассматривается как одна из самых важных и творческих последних работ по систематическому богословию . В обзоре этой работы Вольфхарт Панненберг охарактеризовал Дженсона как «одного из самых оригинальных и знающих богословов нашего времени». [16]

Дженсон умер в своем доме в Принстоне 5 сентября 2017 года. [17]

Работает [ править ]

Авторские работы [ править ]

  • Cur Deus Homo? Избрание Иисуса Христа в теологии Карла Барта (докторская диссертация в Гейдельберге; 1959 г.)
  • Альфа и Омега: исследование теологии Карла Барта (1963)
  • Религия против самой себя (1967)
  • Бог после Бога: Бог прошлого и Бог будущего в работах Карла Барта (1969)
  • Знание того, на что надеялись: смысл богословского дискурса (1969)
  • (совместно с Карлом Э. Браатеном) Футуристический вариант (1970)
  • История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе (1973)
  • (совместно с Эриком В. Гричем ) Лютеранство: теологическое движение и его сочинения (1976)
  • Видимые слова: интерпретация и практика христианских таинств (1978)
  • Триединая Личность: Бог согласно Евангелию (1982)
  • История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе (1983)
  • Американский теолог: рекомендация Джонатана Эдвардса (1988)
  • Большой катехизис (1991)
  • Некрещеный Бог: основной недостаток экуменического богословия (1992)
  • Очерки теологии культуры (1995)
  • Систематическое богословие: Том 1: Триединый Бог (1997)
  • Систематическое богословие: Том 2: Дела Божии (1999)
  • О человеческом мышлении: разрешение сложных понятий (2003)
  • Песня песней (2005)
  • (совместно с Сольвейг Люсией Голд) Беседы с Поппи о Боге: восьмилетняя девочка и ее дедушка-теолог, торговые вопросы (ноябрь 2006 г.)
  • Иезекииль (2009)
  • Канон и Крид (2010)
  • Лютеранские лозунги: использование и злоупотребление (2011)
  • Теология как ревизионистская метафизика: очерки о Боге и творении (под редакцией Стивена Джона Райта) (2014)
  • Богословие в общих чертах: могут ли эти кости жить? (2016)

Отредактированные работы [ править ]

  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Христианская догматика , 2 тома. (1984)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Карта теологии двадцатого века: чтения от Карла Барта до радикального плюрализма (1995)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Либо/или: Евангелие или неоязычество (1995)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Католичность Реформации (1996)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Возвращение Библии для церкви (1996)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Два города Бога: ответственность церкви за земной город (1997)
  • (под редакцией Освальда Байера и Симо Кнууттила) Каритас Деи: Вклад в понимание Лютера и современного экуменизма: Фестиваль Туомо Маннермаа к его 60-летию (1997)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Союз со Христом: новая финская интерпретация Лютера (1998)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Знаки Тела Христова (1999)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Грех, смерть и дьявол (1999)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Церковное единство и папская канцелярия: экуменический диалог по энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint (2001)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Странный новый мир Евангелия: повторная евангелизация в постмодернистском мире (2002)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Евреи и христиане: народ Божий (2003)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Последние вещи: библейские и богословские взгляды на эсхатологию (2003)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) В одном теле через крест: Принстонское предложение о христианском единстве (2003)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Экуменическое будущее (2004)
  • (под редакцией Карла Э. Бротена) Мария, Богородица (2004)

Примечания [ править ]

  1. ^ Посвящение на латыни: «Genetrici teologiae meae omniae / Blanche amatissimae». [11]

Ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Дженсон 1959 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верхуф 2012 , с. 106.
  3. ^ Восток 2011 , аннотация; Верхуф 2012 , с. 106; Верховф 2013 , с. 1.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хинликки, Пол Р. (14 сентября 2017 г.). «Роберт Дженсон и Бог Евангелия» . Христианский век . Чикаго . Проверено 15 июня 2019 г.
  5. ^ Верховф 2013 , с. 1.
  6. ^ Никол 2016 , стр. 96.
  7. ^ Шлезингер 2016 , с. 198.
  8. ^ Дженсон 2007 , с. 49.
  9. ^ Олсон, Роджер Э. (7 ноября 2017 г.). «Американские лютеранские богословы, которых я знал» . Роджер Э. Олсон: Мои размышления евангелистско-арминианского богослова . Патеос . Проверено 5 декабря 2019 г.
  10. ^ Брюс, Мэтью Дж. Арагон (12 сентября 2017 г.). «Потому что Бог Есть: дань уважения Роберту В. Дженсону (1930–2017)» . Христианство сегодня . Проверено 15 июня 2019 г.
  11. ^ Jenson 1997 , p. v.
  12. ^ Дженсон 1973 .
  13. ^ Дженсон 2007 .
  14. ^ Браатен 2011 , стр. 6.
  15. ^ «Роберт Дженсон, богослов, почитаемый многими его сверстниками, умирает в возрасте 87 лет» . Христианский век . Чикаго. 13 сентября 2017 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  16. ^ Панненберг, Вольфхарт (май 2000 г.). «Тринитарный синтез: обзор систематического богословия : тома I и II, Роберт В. Дженсон» . Первые вещи . № 103. Нью-Йорк: Институт религии и общественной жизни. п. 49. ISSN   1047-5141 . Проверено 15 июня 2019 г.
  17. ^ Браатен 2018 , стр. 3.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e94e0fa4b3e585ec7ee1f2c2ae03241b__1696946820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/1b/e94e0fa4b3e585ec7ee1f2c2ae03241b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Jenson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)