Юрген Мольтманн
Юрген Мольтманн | |
---|---|
![]() Мольтманн в 2016 году | |
Рожденный | |
Умер | 3 июня 2024 г. Тюбинген , Баден-Вюртемберг, Германия | (98 лет)
Церковная карьера | |
Религия | христианство |
Церковь | Протестантская церковь в Германии |
Альма-матер | Геттингенский университет |
Академическая карьера | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | |
Школа или традиция | |
Учреждения | |
Известные работы |
|
Докторантура | Отто Вебер |
Докторанты | |
Влияния | |
Под влиянием |
Юрген Мольтманн (8 апреля 1926 – 3 июня 2024) был немецким богословом-реформатором, профессором систематического богословия в Тюбингенском университете и был известен своими книгами, такими как « Теология надежды» , «Распятый Бог» , «Бог в творении» и другими. вклад в систематическое богословие. Его произведения были переведены на многие языки.
Мольтманн описал свое богословие как продолжение богословских работ Карла Барта , особенно « Церковной догматики» , и назвал свою работу постбартианской . Он разработал форму теологии освобождения, основанную на представлении о том, что Бог страдает вместе с человечеством, а также обещает человечеству лучшее будущее через надежду на Воскресение , которую он назвал «теологией надежды». Большая часть работы Мольтмана заключалась в разработке последствий этих идей для различных областей богословия. Мольтманн стал известен разработкой формы социального тринитаризма . Он был удостоен нескольких международных почетных докторских степеней.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Мольтманн родился в Гамбурге . 8 апреля 1926 года [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Его отец был учителем; семья не была религиозной. [ 4 ] [ 5 ] Его дед был гроссмейстером масонов . Будучи подростком, Мольтманн боготворил Альберта Эйнштейна и мечтал изучать математику в университете. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Мольтманн сдал вступительные экзамены, чтобы продолжить свое образование, но вместо этого был призван на военную службу в 1943 году в возрасте 16 лет, во время Второй мировой войны , где служил вспомогательным военно-воздушным силами в немецкой армии . «Читанием, которое он взял с собой в невзгоды войны, были стихи Гете и произведения Ницше ». [ а ] [ 8 ] Он работал в зенитной батарее во время бомбардировки его родного города Гамбурга Королевскими ВВС , в результате которой погибло 40 000 человек, в том числе друг, стоявший рядом с ним. [ 4 ] [ 9 ] Призванный в Клевер Рейхсвальд , немецкий лес на передовой, он сдался в темноте 1945 года первому встречному британскому солдату. С 1945 по 1948 год он находился в заключении как военнопленный (военнопленный) и перемещался из лагеря в лагерь. [ 7 ]
Сначала он был заключен в качестве военнопленного в Бельгии, затем в Шотландии, а затем в Англии. В лагере в Бельгии заключенным особо нечем было заняться. Мольтмана и его товарищей по заключению мучили «воспоминания и грызущие мысли». Они избежали смерти, но потеряли всякую надежду и уверенность. [ 10 ] После Бельгии Мольтманн был переведен в лагерь в Килмарноке , Шотландия , где вместе с другими немцами работал над восстановлением районов, пострадавших от бомбардировок. Гостеприимство жителей Шотландии по отношению к заключенным произвело на него большое впечатление. [ 11 ] Берген-Бельзен , приколотые в их хижинах Бухенвальд и В Шотландии они также видели фотографии концлагерей . Первоначальной реакцией заключенных было то, что эти фотографии были пропагандистскими, но постепенно они начали видеть себя глазами жертв нацистов. [ 12 ] подарил Мольтманну небольшой экземпляр Нового Завета и Псалмов , и чтение их дало ему новую надежду. Американский капеллан [ 4 ] [ 6 ]
В июле 1946 года его в последний раз перевели в Нортон-Кэмп, британскую тюрьму, расположенную в деревне Какни недалеко от Ноттингема , Великобритания. Лагерем управляла YMCA , и здесь Мольтманн встретил многих студентов-теологов. В Нортон Кэмпе он открыл для себя Райнхольда Нибура книгу « Природа и судьба человека ». Это была первая книга по богословию, которую он когда-либо читал, и Мольтманн утверждал, что она оказала огромное влияние на его жизнь. Его опыт военнопленного дал ему прекрасное понимание того, как страдания и надежда усиливают друг друга, оставив неизгладимое впечатление на его богословие. Позже Мольтманн утверждал: «Я никогда не решал в пользу Христа, как от нас часто требуют, но я уверен, что именно тогда, в темной яме моей души, Он нашел меня». [ 7 ] [ 11 ]
После войны
[ редактировать ]Мольтманн вернулся домой в возрасте 22 лет и обнаружил, что его родной город Гамбург (фактически, большая часть его страны) лежит в руинах после бомбардировок союзников во время Второй мировой войны . [ 7 ] В 1947 году он и еще четверо были приглашены принять участие в первом послевоенном студенческом христианском движении в Суонвике, конференц-центре недалеко от Дерби , Англия. Конференция глубоко повлияла на него. Мольтманн вернулся в Германию, чтобы учиться в Геттингенском университете , учреждении, профессорами которого были последователи Карла Барта и богословы, сотрудничавшие с Исповедующей церковью в Германии. [ 7 ] Докторскую степень он получил под руководством Отто Вебера в 1952 году. С 1952 по 1957 год Мольтманн был пастором в Бремен-Вассерхорсте, [ 5 ] а также пастор для студентов. [ 13 ] В 1958 году Мольтманн стал преподавателем теологии в Kirchliche Hochschule Wuppertal [ 13 ] которым управляла Исповедующая церковь, и в 1963 году он поступил на богословский факультет Боннского университета . [ 5 ] Он был назначен профессором систематического богословия в Тюбингенском университете в 1967 году и оставался там до выхода на пенсию в 1994 году. [ 5 ] [ 13 ] С 1963 по 1983 год Мольтманн был членом Комитета веры и устройства Всемирного совета церквей . С 1983 по 1993 год Мольтманн был почетным приглашенным профессором систематического богословия имени Роберта В. Вудраффа в богословской школе Кэндлера Университета Эмори в Атланте , штат Джорджия. Он читал Гиффордские лекции в Эдинбургском университете в 1984–1985 годах. [ 14 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Мольтманн был женат на Элизабет Мольтманн-Вендель , которая училась вместе с ним. [ 7 ] и стала известным теологом-феминисткой. [ 4 ] Они поженились в 1952 году, у них родилось четыре дочери. [ 7 ] Его жена умерла в 2016 году. [ 5 ]
Мольтманн умер в Тюбингене 3 июня 2024 года в возрасте 98 лет. [ 4 ] [ 5 ] [ 15 ]
Богословские взгляды
[ редактировать ]Раннего Мольтмана можно увидеть в его трилогии «Богословие надежды» (1964), «Распятый Бог» (1972) и «Церковь в силе духа» (1975): [ 5 ] [ 16 ]
- Теология надежды находилась под сильным влиянием эсхатологической ориентации -марксиста философа Эрнста Блоха » «Принципа надежды .
- Распятый Бог утверждал, что Бог умер на Кресте, поднимая вопрос о бесстрастии Бога.
- «Церковь в силе духа» исследует последствия этих исследований для церкви в ее собственной жизни и в мире.
Более поздний Мольтманн придерживался менее систематического подхода к теологии, что привело к тому, что он назвал своим «систематическим вкладом в теологию». [ 17 ] это было направлено на то, чтобы спровоцировать и вовлечь больше, чем просто разработать некую устоявшуюся молтмановскую теологию.
Мольтманн подкрепил свои идеи идеями католиков, православных христиан и евреев в попытке достичь большего понимания христианской теологии, которую, по его мнению, следует развивать экуменически. [ 18 ]
У Мольтмана была страсть к Царству Божьему, существующему как в будущем, так и в Боге настоящего. Его богословие часто называют теологией «Царства Божьего». Его богословие построено на эсхатологии и надежде, обретенной в воскресшем Христе. Это богословие наиболее ясно объяснено в его книге «Богословие надежды» . [ 19 ]
Теология Мольтмана также рассматривается как теология освобождения, хотя и не в том смысле, в котором этот термин понимается наиболее широко. Мольтманн рассматривал спасение не только как «предпочтительный вариант Христа для бедных», но и как предложение надежды на примирение угнетателям бедных. Если бы это было не так, божественного примирения было бы недостаточно. [ 20 ]
Систематические вклады
[ редактировать ]Наиболее значительные труды Юргена Мольтмана состоят из двух наборов богословских работ: первый — его «Вклад в систематическое богословие» , а второй — его « Первоначальная Троица» . [ 16 ]
Оригинальная троица Юргена Мольтмана
[ редактировать ]- Теология надежды (1967); Теология надежды (1964); [ 16 ]
- Распятый Бог (1974); Распятый Бог (1972) [ 16 ]
- Церковь в силе духа (1975); Церковь в силе духа (1975) [ 16 ]
Систематический вклад Юргена Мольтмана
[ редактировать ]- Троица и Царство: Учение о Боге (1981); Троица и Царство Божие. Об учении о Боге (1980) [ 16 ]
- Бог в творении: экологическая доктрина творения (1985); Бог в творении. Теория экологического сотворения (1985) [ 16 ]
- Путь Иисуса Христа: христология в мессианских измерениях (1990); Путь Иисуса Христа. Христология в мессианских измерениях (1989) [ 16 ]
- Дух жизни: универсальное утверждение (1992); Дух жизни. Целостная пневматология (1991) [ 16 ]
- Пришествие Бога: христианская эсхатология (1996) Пришествие Бога. Христианская эсхатология (1995) [ 16 ]
- Опыт богословия: пути и формы христианского богословия (2000); Опыт богословского мышления (2000) [ 16 ]
- Этика надежды (2012); Этика надежды (2010) [ 16 ]
Эсхатология: теология надежды
[ редактировать ]Богословие надежды Мольтмана представляет собой богословскую перспективу, имеющую эсхатологическую основу и фокусирующуюся на надежде, которую приносит воскресение. Через веру мы связаны со Христом и поэтому имеем надежду на воскресшего Христа («Хвала Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа! По Своей великой милости Он дал нам новое рождение в живую надежду через воскресение». Иисуса Христа из мертвых» (1 Петра 1:3, NIV)), и знание о Его возвращении. Для Мольтмана надеждой христианской веры была надежда на воскресение распятого Христа. Надежда и вера зависят друг от друга, чтобы оставаться истинными и существенными; и только у того и другого можно найти «не только утешение в страдании, но и протест божественного обетования против страдания». [ 21 ]
Однако из-за этой надежды мы никогда не сможем гармонично существовать в таком обществе, как наше, основанном на грехе. Следуя теологии надежды, христианин должен найти надежду на будущее, но также испытывать сильное недовольство тем, каким мир является сейчас, развращенным и полным греха. Грех основан на безнадежности, которая может принимать две формы: самонадеянность и отчаяние. «Самонадеяние — это преждевременное, своевольное ожидание исполнения того, чего мы надеемся от Бога. Отчаяние — это преждевременное, произвольное ожидание неисполнения того, чего мы ожидаем от Бога». [ 22 ]
По мнению Мольтмана, все следует рассматривать с эсхатологической точки зрения, глядя на те дни, когда Христос сделает все новым. «Поэтому правильная теология должна быть построена в свете ее будущей цели. Эсхатология должна быть не ее концом, а ее началом». [ 23 ] Это не означает, как многие опасаются, «удаления счастья в настоящем», сосредоточив все внимание на надежде на возвращение Христа. Мольтманн ответил на эту проблему следующим образом: «Лишит ли эта надежда человека счастья настоящего? Как она могла это сделать! Ибо она сама по себе является счастьем настоящего». [ 24 ] Важность настоящего времени необходима для богословия надежды, поскольку оно переносит будущие события здесь и сейчас. Эта богословская перспектива эсхатологии делает надежду на будущее надеждой сегодняшнего дня. Надежда укрепляет веру и помогает верующему жить жизнью любви и направляет его к новому творению всего сущего. Оно создает в верующем «страсть к возможному». [ 25 ] «Для нашего познания и понимания реальности и наших размышлений о ней это означает, по крайней мере, следующее: что в среде надежды наши богословские концепции становятся не суждениями, привязывающими реальность к тому, чем она является, а предвосхищениями, показывающими реальности ее перспективы и его будущие возможности». [ 25 ] Эта страсть сосредоточена вокруг надежды на воскресшего и возвращающегося Христа, создавая перемены внутри верующего и движет переменами, которые верующий стремится произвести в мире.
Для Мольтмана творение и эсхатология зависят друг от друга. Существует непрерывный процесс творения, продолжающееся творение, наряду с creatio ex nihilo и завершением творения. Завершение творения будет состоять в эсхатологическом преображении этого творения в новое творение. [ 26 ] Для Мольтмана эсхатологическое — это не просто один из элементов христианства, это ключевой элемент. [ 27 ] Христианское богословие, основанное на воскресении, «по своей сути представляет собой богословие креста… И наоборот, богословие креста является «обратной стороной» богословия надежды». [ 27 ] Христос в этом мире принимает форму креста Христова и страданий христиан, и этот крест есть эсхатологически открытое событие, в котором раскрывается любовь Божия к безбожным. [ 28 ] В то время как Мольтманн видел христианскую надежду, заключенную в обещании эсхатологического будущего, как построенную на противоречии: (распятый и воскресший Иисус, крест и воскресение, богом забытость и близость Бога), именно противоречие содержит в себе идентичность внутри него, а не над ним или за его пределами. [ 29 ] «Цель истории — эсхатологический «панентеизм», в котором Бог будет во всем и все будет в Боге». [ 30 ]
Теология освобождения
[ редактировать ]Мольтмана Теология освобождения включает понимание как угнетенных, так и угнетателей как нуждающихся в примирении. «У угнетения есть две стороны: с одной стороны господин, с другой стороны раб... Угнетение уничтожает человечество с обеих сторон». [ 31 ] Целью является взаимное освобождение. Божий «предпочтительный выбор для бедных» не должен быть исключительным, а, скорее, включать богатых; поскольку Бог судит и их. Страдания бедных не следует рассматривать как эквиваленты страданий Иисуса или их отражение. Наши страдания – это не приношение Богу, от нас не требуется страдать. Целью распятого Христа было предоставить альтернативу человеческим страданиям. Человеческие страдания не являются качеством спасения, и их не следует рассматривать как таковые. Это не значит, что страдания людей не имеют значения для Бога.
Это «взаимное освобождение» обязательно предполагает «освобождение угнетателей от зла, которое они совершают; иначе не может быть освобождения нового сообщества в условиях справедливости и свободы». [ 32 ] Однако освобождение угнетенных имеет приоритет и должно включать в себя их собственное агентство, чтобы добиться истинной справедливости и примирения: «Чтобы достичь этой цели, угнетенным придется освободиться от ограничений угнетения и отрезать себя от своих угнетателей, чтобы обрести себя и свою человечность. Только после этого они смогут попытаться найти поистине гуманное сообщество со своими предыдущими угнетателями». [ 32 ] Это направлено на то, чтобы избежать зависимости угнетенных или использования угнетателем борьбы угнетенных. Именно с такой чувствительностью Мольтманн в своем «Опыте теологии» исследует , что различные теологии освобождения могут означать для угнетателя: черная теология для белых, латиноамериканская теология освобождения для стран Первого мира, феминистская теология для мужчин и т. д. Он также выходит за рамки угнетение как просто личный грех и вместо этого призывает угнетателей выйти из «структур насилия», которые разрушают жизни угнетенных. [ 33 ]
Тринитарное богословие
[ редактировать ]Мольтманн подчеркивал перихорез Отца, Сына и Святого Духа. Это значит, что он верит, что эти трое обитают друг в друге. Эти три личности различны по своим характеристикам, но связаны своим первоначальным обменом. [ 34 ] Мольтманн стремился победить монотеистическое христианство, которое используется как инструмент политического и клерикального абсолютного монархизма. Он считал, что учение о Троице должно развиваться как «истинное богословское учение о свободе». [ 35 ] Он предложил, чтобы мы «перестали понимать Бога монотеистически как единый, абсолютный субъект, а вместо этого увидели Его в тринитарном смысле как единство Отца, Сына и Духа». [ 36 ]
Мольтманн связал свои взгляды на троицу с тремя видами человеческой свободы. Первый способ — это политический смысл свободы как превосходства. Этот способ был отвергнут Мольтманном, который считал его соответствующим Богу, который управляет своим творением, существующим просто для того, чтобы служить Ему. Это отношение субъекта с объектом, целью которого является усиление главенства субъекта. Второй способ человеческой свободы — это социально-исторический и гегелевский смысл свободы как общения, предполагающего отношения между двумя субъектами. Эти отношения направлены на любовь и солидарность и соответствуют перихорезу Отца и Сына, а через Сына — детей Божьих или человечества. Эти отношения одновременно освобождают и полны любви, и Мольтманн предпочитает их. Третий вид человеческой свободы — это имплицитно религиозная концепция свободы как страсти творения к реализации своего потенциала. Речь идет об отношениях между субъектами и их общим будущим проектом. Этому способу больше всего отдает предпочтение Мольтманн, который соотносит эти отношения с теми отношениями, которые люди разделяют с Богом в сфере Святого Духа. Здесь пребывание Духа позволяет людям дружить с Богом. Как видите, первый вид свободы является политическим и фокусируется на Отце; второй — общинный, ориентированный на Сына; и третий – религиозный, сосредоточенный на Духе. [ 36 ]
Влияния
[ редактировать ]По возвращении в Германию в 1948 году Мольтман начал обучение в Геттингенском университете, где на него сильно повлияло диалектическое богословие Карла Барта . [ 6 ] Мольтман стал критиковать пренебрежение Бартом исторической природой реальности и начал изучать Бонхёффера . [ 6 ] Он стал больше заботиться о социальной этике и отношениях между церковью и обществом. Мольтманн также проявил интерес к Лютеру и Гегелю , первое из которых учение об оправдании и теология креста очень его заинтересовало. Отто Вебер был научным руководителем будущей жены Мольтмана, и в начале зимнего семестра 1949 года Мольтманн попросил у Вебера идею для собственной докторской диссертации. Вебер предложил кальвиниста семнадцатого века, который защищал универсализм внутри предопределения, который позже лег в основу большей части теологии Мольтмана. Вебер оставался важным для Мольтмана на протяжении всей его жизни. [ 37 ]
Мольтманн цитирует английского пацифиста и антикапиталистического теолога Джеффри Анкетелла Стаддерта Кеннеди как человека, пользующегося большим уважением. Однако вдохновением для его первой крупной работы, «Теологии надежды» философа-марксиста Эрнста Блоха » , послужил «Принцип надежды . Блох стремится сделать надежду руководящим принципом своего марксизма и подчеркивает подразумеваемый гуманизм, присущий мистической традиции. Блох утверждает, что определяет атеизм в основе христианства, воплощенный в идее смерти Бога и продолжающемся императиве поиска Царства. Вся тема « Теологии надежды» была разработана в противовес теологии Вольфхарта Панненберга , который работал вместе с Мольтманном в Вуппертале, а также пережил опыт обращения во время поражения Германии во Второй мировой войне. Богословие Панненберга со своим лозунгом «История как откровение» имеет много параллелей, но Мольтманн стремился отвергнуть любое представление об истории как закрытой системе и перенести акцент с откровения на действие; надежда – это открытость будущему. [ 38 ]
ссылаются чаще, чем на любого другого писателя Фоновым влиянием всех этих мыслителей является Гегель, на которого в «Теологии надежды» . Подобно левым гегельянцам, которые сразу же сменили мастера, и Мольтман, и Панненберг полны решимости сохранить ощущение истории как значимого и центрального в христианском дискурсе, избегая при этом по существу конформистских и консервативных аспектов его мысли. При этом они борются с историей самой Германии. Они также неявно предлагают критику неоортодоксальной теологии Карла Барта и Эмиля Бруннера , которую они считают антиисторической по своей сути. Мольтманн пишет, что эсхатология Барта поначалу была «не враждебна по отношению к динамическим и космическим перспективам», но затем он попал под влияние Платона и Канта и, таким образом, «приступил к работе в терминах диалектики времени и вечности и подвергся проклятию трансцендентальная эсхатология Канта». [ 39 ] Либерализм Рудольфа Бультмана не отличается резко от других диалектических теологий, поскольку он все еще сосредоточен на событии откровения - хотя и как на «событии, которое переводит меня в новое состояние меня самого». [ 40 ]
В то время как «Теология надежды» философа-марксиста Эрнста Блоха находилась под сильным влиянием эсхатологической ориентации «Принципа надежды» , во второй крупной работе Мольтмана «Распятый Бог » философское вдохновение исходит из другого направления философии. В «Объяснении темы», предисловии к книге, Мольтманн признает, что направление его вопросов сместилось в сторону экзистенциалистской философии и марксизма Франкфуртской школы . [ 41 ] Мольтманн цитирует Иоахима Иванда , Эрнста Вольфа и Отто Вебера, которые оказали большое влияние на его богословие, развивавшееся в Геттингене. [ 42 ]
Название решающей работы Мольтмана заимствовано у Мартина Лютера , и его использование ознаменовало возобновление взаимодействия со специфически лютеранским направлением протестантского богословия , в отличие от более кальвинистского тона его более ранних работ. Растущий интерес Мольтмана к богословским перспективам на широкой культурной арене очевиден в использовании им книги 1946 года Казо Китамори « Теология боли Бога» . [ 43 ] который он соотносит с тюремными размышлениями Бонхеффера. [ 44 ] Однако он отмечает очень консервативные, индивидуалистические выводы Китамори, которые он не разделяет. Мольтманн продолжал видеть, что Христос умирает в знак солидарности с освободительными движениями, а Бог выбирает смерть вместе с угнетенными. Эта работа и сноски к ней полны прямых и подразумеваемых ссылок на « Новых левых» и восстания 1968 года, Пражскую весну, французский май и, ближайшую к дому, немецкую АПО и их последствия. Мольтманн процитировал Иоганна [ 45 ] и Кристоф Блюмхардт как основные авторы его мысли. [ 46 ]
Почести
[ редактировать ]Мольтманн получил почетные докторские степени ряда учреждений, таких как Университет Дьюка (1973 г.), [ 47 ] в Лувенский университет Бельгии (1995 г.), [ 48 ] Университет Александру Иоана Кузы в Румынии (1996 г.), [ 49 ] Христианский университет Чунг Юань на Тайване (2002 г.), [ 50 ] Никарагуанский евангелический университет (2002 г.), [ 51 ] и Университет Претории в Южной Африке (2017 г.). [ 52 ]
Мольтманн получил в 2000 году премию Гравемейера Университета Луисвилля и пресвитерианской теологической семинарии Луисвилля в области религии за свою книгу «Пришествие Бога: христианская эсхатология» . [ 53 ]
Библиография работ на английском языке
[ редактировать ]Основные работы
[ редактировать ]- Теология надежды: основа и последствия христианской эсхатологии , SCM, Лондон, 1967. [ 6 ]
- Распятый Бог: Крест Христов как основа и критика христианского богословия , SCM, Лондон, 1974 г. [ 6 ]
- Церковь в силе духа: вклад в мессианскую экклезиологию , SCM, Лондон, 1975 г. [ 6 ]
- Троица и Царство: Учение о Боге , Харпер и Роу, Нью-Йорк, 1981. [ 6 ]
- Бог в творении: экологическая доктрина творения , SCM, Лондон, 1985 г. [ 6 ]
- Путь Иисуса Христа: христология в мессианских измерениях , SCM, Лондон, 1990 г. [ 6 ]
- Дух жизни: универсальное утверждение , SCM, Лондон, 1993 г. [ 6 ]
- Пришествие Бога: христианская эсхатология , Крепость, Миннеаполис, 1 996. [ 6 ]
- Опыт богословия: пути и формы христианского богословия , SCM, Лондон, 2000 г. [ 6 ]
Другие работы
[ редактировать ]Другие работы Мольтмана включают: [ 54 ]
- Религия, революция и будущее , Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1969 г.
- Надежда и планирование , Harper & Row, Нью-Йорк, 1971 г.
- Евангелие освобождения , Word, Уэйко, Техас, 1973 г.
- Человеческая идентичность в христианской вере , издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, 1974 г.
- Человек: христианская антропология в конфликтах современности , SPCK, Лондон, 1974 (перепечатано как «О человеке: христианская антропология в конфликтах современности» , Фортресс, Миннеаполис, 2009 г.)
- Эксперимент «Надежда» , SCM, Лондон, 1975 г.
- Открытая церковь , SCM, Лондон, 1978 г. (американское издание: Страсть к жизни: мессианский образ жизни , Крепость, Филадельфия, 1978 г.)
- Размышления о страстях: два размышления над Марком 8:31–38 , Паулист, Нью-Йорк, 1979 г.
- Будущее творения , SCM, Лондон, 1979 г. [ 6 ]
- Опыт Бога , SCM, 1980 г.
- Бог – Его и Ее , Перекресток, Нью-Йорк, 1981 г.
- Еврейский монотеизм и христианская тринитарная доктрина: диалог Пинхаса Лапида и Юргена Мольтмана , Крепость, Филадельфия, 1981 г.
- Следуя за Иисусом Христом в современном мире: ответственность за мир и христианское ученичество , Институт меннонитских исследований, Элкхарт, Индиана, 1983 г.
- Человечество в Боге , Пилигрим, Нью-Йорк, 1983 г.
- Сила бессильных , SCM, Лондон, 1983 г.
- О человеческом достоинстве: политическая теология и этика , Крепость, Филадельфия, 1984 г.
- Сообщества веры и радикального ученичества , издательство Mercer University Press, Мейкон, 1986 г.
- Богословие сегодня: два вклада в создание теологии , Trinity International, Филадельфия, 1988 г.
- Создание справедливого будущего: политика мира и этика творчества в мире, находящемся под угрозой , Trinity International, Филадельфия, 1989 г.
- История и Триединый Бог: вклад в тринитарное богословие , SCM, Лондон, 1991.
- Иисус Христос для сегодняшнего мира , SCM, Лондон, 1994 г.
- Теология и будущее современного мира , Ассоциация теологических школ США и Канады, Питтсбург, Пенсильвания, 1995 г.
- Источник жизни , Fortress Press, Лондон, 1997, ISBN 978-1-45-141203-1 [ 55 ]
- Страсть к Божьему правлению , Эрдманс, Гранд-Рапидс, Мичиган, 1998 г. [ 56 ]
- Есть ли жизнь после смерти? , Издательство Университета Маркетт, Милуоки, 1998 г. [ 57 ]
- Страсть к Богу: теология в двух голосах , Вестминстер Джон Нокс, Луисвилл, Кентукки, 2003 г.
- Наука и мудрость , SCM, Лондон, 2003 г. [ 6 ]
- В конце, начале , SCM, Лондон, 2004 г.
- Широкое место: автобиография , Миннеаполис, Крепость, 2009 г. [ 6 ]
- Солнце Правды, встань! Божье будущее для человечества и мира , Крепость, Миннеаполис, 2010 г. [ 6 ]
- Этика надежды , Крепость, Миннеаполис, 2012 г.
- Юрген Мольтманн: Сборник чтений , Крепость, Миннеаполис, 2014 г.
- Живой Бог и полнота жизни , Вестминстер Джон Нокс, Луисвилл, Кентукки, 2015 г.
- Дух надежды: теология для мира в опасности, Вестминстер Джон Нокс, Луисвилл, Кентукки, 2019 г.
- Воскресшие к вечной жизни: о смерти и возрождении, Крепость, Миннеаполис, 2021 г.
Статьи и главы
[ редактировать ]- «Полезна ли «плюралистическая теология» для диалога мировых религий?» в Гэвине Д'Коста , «Переосмысление христианской уникальности» (Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 1990; стр. 149–156).
- «Пассибильность или бесстрастие Бога: ответы на «шесть необходимых вопросов» Дж. К. Мозли в книге Энтони Кларка и Эндрю Мура, « В любви к Богу: очерки учения о Боге в честь Пола С. Фиддеса» (Оксфорд: Oxford University Press, 2014; стр. 108–119) , ISBN 9780198709565 , ОЛ 27555453М
- «Является ли мир незавершенным? О взаимодействии науки и теологии в концепциях природы, времени и будущего», Теология , т. 1, с. 114, нет. 6 (ноябрь 2011 г.). Лекция Бойля с ответом Эй. Дж. Торренса , дои : 10.1177/0040571X11418439
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Эти предметы были подарком его сестры. В других местах Мольтман упоминает, что «Фауст» вошел в сборник стихов Гете.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ридль, Матиас (23 октября 2017 г.). Спутник Иоахима Фиорского . БРИЛЛ. ISBN 9789004339668 .
- ^ Олсон, Роджер Э. (8 сентября 2014 г.). «Вольфхарт Панненберг RIP» Роджер Э. Олсон: Мои размышления евангелического арминианского богослова . Патеос . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Уильямс, Стивен (2018). «Джон Полкингхорн о доктрине творения» . Центр теологического понимания Карла Ф. Х. Генри . Дирфилд, Иллинойс: Евангелическая богословская школа Тринити . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сезанн, Стефан (5 июня 2024 г.). «Между благочестием и революцией: О смерти великого Юргена Мольтмана» . Церковь и жизнь (на немецком языке) . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Траур по богослову века Юргену Мольтману» . Протестантская церковь в Германии (на немецком языке). 4 июня 2024 г. Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Конради, Э.М. (2012). Сотворение и спасение: спутник недавних богословских движений . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 978-3-64-390137-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Силлиман, Дэниел (4 июня 2024 г.). «Умер: Юрген Мольтманн, теолог надежды» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 5 июня 2024 года.
- ^ К. Эллис Нельсон, «Как созревает вера», Вестминстер/John Knox Press, Луисвилл, Кентукки, 1989, стр. 96
- ^ Райан, Робин (2011). Бог и тайна человеческих страданий (1-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Paulist Press. п. 193. ИСБН 978-0-8091-4713-7 .
- ^ Мольтманн 1997 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Мольтманн 1997 , с. 5.
- ^ Мольтманн 1997 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с Пик, Ульрих (4 июня 2024 г.). «Умер теолог Юрген Мольтманн» . Тагешау (на немецком языке) . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Опубликовано как Мольтманн, Юрген (1985). Бог в творении: новая теология творения и Духа Божьего . Перевод Коля, Маргарет. Лондон: СКМ Пресс. ISBN 978-0800628239 .
- ↑ Реформированные СМИ, умирает богослов Юрген Мольтманн (на немецком языке) , опубликовано 4 июня 2024 г., по состоянию на 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Систематический вклад Юргена Мольтмана (и оригинальная троица)» . ПостБартиан . 11 августа 2018 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Мольтманн, Троица и Царство (Сан-Франциско: Harper & Row, 1981), xi.
- ^ Ким 2004 , с. 11.
- ^ Уэллс, Сэмюэл (сентябрь 2012 г.). «Этика надежды», Юрген Мольтманн . Христианский век . .
- ^ Пэт 2005 , с. 218.
- ^ Мольтманн, Теология надежды, стр.21.
- ^ Мольтманн, Теология надежды, стр. 23
- ^ Мольтманн, Теология надежды
- ^ Мольтманн, Теология надежды, стр. 32
- ^ Jump up to: а б Мольтманн, Теология надежды, стр. 35
- ^ Мольтманн, Бог в творении, 88.
- ^ Jump up to: а б Бокэм 1997 , с. 301.
- ^ Бокэм 1997 , стр. 301, 308.
- ^ Бокэм 1997 , с. 302.
- ^ Бокэм 1997 , с. 310.
- ^ Мольтманн, Опыты, 168.
- ^ Jump up to: а б Юрген., Мольтманн (2000). Опыт богословия: пути и формы христианского богословия (1-е изд. Fortress Press). Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. п. 186. ИСБН 0800632672 . OCLC 44313372 .
- ^ Юрген., Мольтманн (2000). Опыт богословия: пути и формы христианского богословия (1-е изд. Fortress Press). Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. стр. 186, 188. ISBN. 0800632672 . OCLC 44313372 .
- ^ Мольтманн, Тринидад, 169.
- ^ Троица, 107.
- ^ Jump up to: а б троица
- ^ Мольтманн 2013 , стр. 45–48.
- ^ Бокэм 1997 , стр. 310–312.
- ^ Мольтманн, Дж: Теология надежды, SCM, Лондон, 1967, стр. 51.
- ^ Молтман, Дж.: Теология надежды , SCM, Лондон, 1967, стр. 45.
- ^ Мольтманн 2015 , стр. 64–66.
- ^ Мольтманн 2015 , с. 80.
- ^ Китамори, Казо (2005). Теология боли Бога . Перевод Грэма Харрисона с японского Kami no itami no shingaku , исправленное издание 1958 года, первое издание 1946 года. Юджин, Орегон : Wipf and Stock . ISBN 1-59752256-2 .
- ^ Дж. Мольтманн, Распятый Бог , Лондон: SCM, 1974, с. 47.
- ^ Изинг, Дитер (7 октября 2005 г.). «Иоганн Кристоф Блюмхардт (1805–1880) – жизнь – работа – эффекты» . hsozkult.de (на немецком языке) . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ «Теология Земли и что бы сказал Блюмхардт о СДПГ сегодня» . Евангелическая академия Бад-Болл (на немецком языке). 6 октября 2014 года . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Мольтманн, Юрген (2007). Широкое место . Перевод Коля, Маргарет. Лондон: СКМ Пресс. п. 179. ИСБН 978-0800696542 .
- ^ Мольтманн. Широкое место . п. 251.
- ^ Мольтманн. Широкое место . п. 291.
- ^ Мольтманн. Широкое место . стр. 319–320.
- ^ Мольтманн. Широкое место . стр. 370–371.
- ^ «Юрген Мольтманн получает почетную докторскую степень Университета Претории» . Всемирный совет церквей . 6 апреля 2017 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «2000 – Юрген Мольтманн» . Премии Грейвмейера . 11 июля 2000 года . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Баукманн, Ричард (1 января 1996 г.). «Библиография: Юрген Мольтманн» . Университет Ливерпуля . 28 (2): 55–60. дои : 10.3828/MC.28.2.55 . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Мольтманн 1997 .
- ^ Мольтманн, Юрген (1998). Страсть к Божьему правлению: богословие, христианское обучение и христианское «я» . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-80-284494-1 . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Мольтманн, Юрген (1999). Есть ли жизнь после смерти? . Издательство Университета Маркетт. ISBN 978-0-87-462578-3 . Проверено 10 июня 2024 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Юрген Мольтманн, «Почему я христианин?» в «Опытах Бога» (Филадельфия: Fortress Press, 1980).
- Юрген Мольтманн, «Автобиографическая заметка» в книге А. Дж. Коньерса, Бог, надежда и история: Юрген Мольтманн и христианская концепция истории (Мейкон, Джорджия: издательство Mercer University Press, 1988).
- Юрген Мольтманн, Предисловие к М. Дугласу Миксу, «Истоки теологии надежды» (Филадельфия: Fortress Press, 1974).
- Юрген Мольтманн, выступление в Назарейской теологической семинарии , 10 декабря 2001 г.
- Юрген Мольтманн, «Упрямая надежда», интервьюер Кристофер А. Холл, «Христианство сегодня» , том. 37, нет. 1 (11 января 1993 г.).
- Юрген Мольтманн: Теология надежды . Публичное богословие, 1993.
- Мольтманн, Юрген (2013). Широкое место. Автобиография . Гимны Древние и Современные Limited. ISBN 9780334048763 .
- Мольтманн, Юрген (1997). Источник жизни: Святой Дух и теология жизни . Крепость Пресс. ISBN 9781451412031 .
- Ким, Нам Ван (2004). Церковь надежды в свете эсхатологической экклезиологии Юргена Мольтмана . ДИАЛ (Диссертация). hdl : 2078.1/5397 . Проверено 9 июня 2014 г.
- Пэт, Скотт (2005). «Публичное богословие Юргена Мольтмана» . Политическая теология . 6 (2): 215–234. дои : 10.1558/pot.6.2.215.65446 .
- Бокэм, Ричард (1997). «Эсхатология Креста Мольтмана». Шотландский богословский журнал . 30 (4): 301–311. дои : 10.1017/S0036930600026144 .
- Мольтманн, Юрген (2015). Распятый Бог (переиздание). Крепость Пресс. ISBN 9781506402963 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мольтманн: Мессианское богословие в процессе становления , Ричард Бокэм, Бейзингсток, Маршалл Пикеринг, 1987 г.
- Бог, надежда и история: Юрген Мольтманн и христианская концепция истории , Эй. Дж. Коньерс, Мерсер, Джорджия, Университет Мерсера, 1988 г.
- Творческие страдания Бога , Пол С. Фиддес , Оксфорд, Clarendon Press, 1988.
- Богословие Юргена Мольтмана , Ричард Бокэм, Эдинбург, T&T Clark, 1 995
- Будущее теологии: Очерки в честь Юргена Мольтмана , изд. М. Вольф, Гранд-Рапидс, Мичиган, Эрдманс, 1996 г.
- Бог будет всем во всем: эсхатология Юргена Мольтмана , изд. Ричард Бокэм, Эдинбург, T&T Clark, 1999 г.
- Отказ от Константина: миссия, церковь и социальный порядок в теологии Джона Х. Йодера и Юргена Мольтмана , Найджел Райт, Карлайл, Патерностер, 2000
- Царство и власть: теология Юргена Мольтмана , Гейко Мюллер-Фаренгольц, Миннеаполис, Крепость, 2 001
- Дух последних дней: пятидесятническая эсхатология в разговоре с Юргеном Мольтманном , Питер Альтхаус, Лондон, T&T Clark, 2003. (Предисловие Мольтманна)
- Этика надежды Юргена Мольтмана: эсхатологические возможности морального действия , Тимоти Харви, Берлингтон, ВТ, Ашгейт, 2009. (Предисловие Мольтмана)
- Богословие как надежда: основа и последствия доктрины надежды Юргена Мольтмана , Серия теологических монографий Принстона, № 99, Райан А. Нил, Юджин, Орегон, Pickwick Publications, 2009.
- ВИЛЕЛА Д.М. Забытые утопии. Истоки теологии освобождения . Сан-Паулу: Fonte Editorial, 2013. ISBN 9788566480276
- Агуцци, Стивен Д. Исраэль, церковь и милленаризм: путь за пределы теологии замещения, с предисловием Юргена Мольтмана . Нью-Йорк: Рутледж, 2017. ISBN 9781472485229
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Читальный зал Юргена Мольтмана : обширные первичные и вторичные источники в Интернете (Семинария Тиндейла)
- Юрген Мольтманн Библиография : Различные библиографии основных и второстепенных работ.
- Юрген Мольтманн в Theopedia (консервативная кальвинистская точка зрения)
- Юрген Мольтманн: Жизненная сила надежды
- Теология радости - интервью Мольтмана с Мирославом Вольфом на YouTube
- 1926 рождений
- 2024 смерти
- Писатели из Гамбурга
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенным Королевством
- Немецкие кальвинистские и реформатские богословы
- Систематические богословы
- Члены христианской мирной конференции
- Теология Холокоста
- Кальвинистские и реформатские богословы XX века
- Кальвинистские и реформатские богословы XXI века
- Выпускники Геттингенского университета
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Политические теологи
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Баден-Вюртембергом».
- Помощник ВВС
- Персонал немецкой армии времен Второй мировой войны
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Немецкие писатели-мужчины XXI века
- Немецкие протестантские богословы XXI века