Социальный тринитаризм
Социальный тринитаризм — это христианская интерпретация Троицы как состоящей из трех личностей , находящихся в любовных отношениях, что отражает модель человеческих отношений. [1]
В учении подчеркивается, что Бог по своей сути является социальным существом. [2] Человеческое единство приближается к соответствию образу единства Бога через самоотдачу, сочувствие, обожание друг друга и т. д. Такая любовь является подходящим этическим подобием Богу, но она резко контрастирует с единством бытия Бога. [3]
К числу тех, кого часто ассоциируют с этим термином, относятся Юрген Мольтманн , [4] Мирослав Вольф , [5] Элизабет Джонсон , [6] Леонардо Бофф , [7] Джон Зизиулас [8] и Кэтрин ЛаКунья .
Три человека
[ редактировать ]Православное христианское богословие утверждает, что единый Бог существует в трех «лицах» (этот термин обычно использовался на Латинском Западе). [9] Социальная тринитарная мысль утверждает, что каждая из трех личностей представляет собой отдельные реальности - на Востоке это обычно представлялось с помощью греческого термина « ипостась », начиная с Первого Никейского собора . Ипостась использовалась здесь для обозначения конкретного индивидуального случая бытия. Итак, Троица состоит из трёх отдельных «лиц» или «ипостасей», находящихся в неразрывной связи друг с другом. Каппадокийские отцы изложили традиционный набор доктрин, описывающих реляционный характер Троицы: Отец является Отцом в силу рождения Сына ; точно так же Сын есть Сын именно потому, что был рожден. Эти две ипостаси сначала не тождественны как отдельные сущности, которые затем соотносятся друг с другом; скорее, они являются тем, чем они являются, именно благодаря своим отношениям. Джон Зизиулас, пожалуй, самый известный современный сторонник этого акцента в тринитарном богословии, который он называет реляционной онтологией . [10]
Многие сторонники социального тринитаризма, в том числе Джон Зизиулас , критикуют современный индивидуализм, также отображая человеческие отношения на этой реляционной онтологии. Это говорит о том, что личность не формируется над другими людьми и против них. Напротив, говорят эти сторонники, идентичность и самость человека глубоко конституируются его отношениями, так что человек не мог бы быть тем же самым человеком, если бы не отношения - отношения, по крайней мере, в некотором смысле, предшествуют ( онтологически , хотя и не обязательно во времени) человек, а не человек, предшествующий отношениям. [11]
Двумя богословскими ключами к идее личности, найденными в социальном тринитаризме, являются тринитарная концепция перихорезиса ( «взаимопроникновения», наиболее тесно связанная со святым Иоанном Дамаскинским ) и христологическое учение о двух волях в одном человеке (которое было центральным для Максима защита исповедником православия). Учение о двух волях Христа берет свое начало на Халкидонском соборе , где Церковь подтвердила, что Иисус полностью человек и полностью божественен, без разделения и в то же время без смешения . Таким образом, Иисус — одна личность, но обладающая двумя природами, причем две природы порождают две воли. [ нужна ссылка ] Это было предназначено для борьбы как с подходом Нестория о двух личностях, так и с монофизитской доктриной о том, что Иисус был настолько божественным, что его человечность была подавлена. Это позволило Церкви подтвердить, что Иисус действительно был одной личностью, которая участвовала как в божественной Троичной «экономике», так и в человеческой сфере материального бытия.
Одна сущность
[ редактировать ]Три личности Троицы не следует путать с тремя отдельными богами - ошибка, для борьбы с которой было разработано само название «Троица»: Триединство (как впервые было описано Тертуллианом ) . Все три лица/ипостаси имеют одну божественную природу: свою сущность (« усия » по-гречески). Именно в развитии Троицы греческие термины ousia и ипостась были полностью разделены; до Первого Никейского собора они часто использовались как синонимы. [ нужна ссылка ] . Социальная тринитарная мысль утверждает, что эту единую сущность можно рассматривать как любовные отношения между Отцом, Сыном и Духом. Эти отношения можно сравнить с человеческими любовными отношениями; однако, как уже говорилось выше, оно представляет собой полное единство — оно не возникает из трех ипостасей, но глубоко включено в самое их онтологическое строение. Идея перихорезиса лиц Троицы упоминалась как обеспечивающая хотя бы часть этого большего единства. [1]
Хотя каппадокийцы , например, имели тенденцию начинать с трех личностей и оттуда развивать чувство единства, в то время как Августин Гиппонский более или менее начинал, опираясь на латинскую традицию Тертуллиана , с единства, а затем развил три отдельные личности. (в соответствии с психологической метафорой) ни восточная, ни западная традиции на самом деле не рассматривают ни 3, ни 1 как онтологически предшествующие другому: три всегда объединены и конституированы одним; единое всегда выражается в трёх. [12]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Карен Килби , Перихорез и проекция: проблемы социальной доктрины Троицы , впервые опубликовано в журнале New Blackfriars , октябрь 2000 г., URL-адрес доступен 12 января 2007 г.
- ^ Богословие для Сообщества Бога, стр. 76, Стэнли Дж. Гренц, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000, ISBN 0-8028-4755-2 : «В основе христианского понимания лежит заявление о том, что Бог триедин – Отец, Сын и Дух. Это означает, что в Своей вечной сущности единый Бог является социальной реальностью, социальной Троицей. Потому что Бог есть социальная Троица, множественность в единстве»
- ^ Против Евномия , особенно. 2.12, Григорий Нисский, CCEL
- ^ Мольтманн, Юрген (1981). Троица и Царство: Учение о Боге . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1206-2 .
- ^ Вольф, Мирослав (1998). По подобию Нашему: Церковь как образ Троицы . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4440-8 .
- ^ Джонсон, Элизабет А. (2017). Та, Кто Есть: Тайна Бога в феминистском богословском дискурсе . Издательская компания «Перекресток». ISBN 978-0-8245-2207-0 .
- ^ Бофф, Леонардо (1988). Троица и общество . Книги Орбис. ISBN 978-0-88344-622-5 .
- ^ Зизиулас, Джон (1985). Бытие как общение: исследования личности и церкви . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-029-7 .
- ^ МакГрат, Алистер Э. (2011) [1994], Христианское богословие: Введение (5-е изд.), Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell , ISBN 9781444335149 , LCCN 93018797 , OCLC 637037336 [ нужна страница ]
- ^ Джон Зизиулас. Быть как причастие, Крествуд, Нью-Йорк: Пресса Святого Владимира, 1985.
- ^ Патрисия Фокс, Бог как общение, Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 2001. Фокс описывает, как мысли Зизиуласа, Ранера и Элизабет Джонсон могут способствовать четкому пониманию термина «человек».
- ^ Кэтрин ЛаКунья. Бог для нас, Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско, 1991.