Джон Зизиулас
Джон Зизиулас | |
---|---|
митрополит Пергамский | |
Родное имя | Иоаннис Зизиулас |
Церковь | Вселенский Константинопольский Патриархат |
епархия | Метрополис Пергам |
Заказы | |
Посвящение | 22 июня 1986 г. |
Личные данные | |
Рожденный | 10 января 1931 г. |
Умер | 2 февраля 2023 (92 года) Афины , Греция |
Похороненный | Первое кладбище Афин |
Национальность | Греческий |
Номинал | Восточно-православный |
Альма-матер | Университет Салоник, Афинский университет |
Джон Зизиулас ( греческий : Иоаннис Зизиулас ; 10 января 1931 г. - 2 февраля 2023 г.) [ 1 ] [ 2 ] был греческим православным епископом, служившим митрополитом Пергамским Константинопольского патриархата с 1986 года до своей смерти в 2023 году. Он был одним из самых влиятельных православных богословов 20-го и 21-го веков. [ 3 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Митрополит Иоанн родился в Катафигио , Вельвентос . Его образование началось с учебы в университетах Салоник и Афин в 1950 году, а затем года в Экуменическом институте Босси в 1955 году. Между 1960 и 1964 годами Зизиулас проводил докторские исследования под руководством восточно-православного богослова. [ 4 ] Георгий Флоровский (1893–1979; заведующий кафедрой истории Восточной церкви в Гарварде и член Русской православной церкви) и был научным сотрудником Центра византийских исследований в Думбартон-Оксе. [ 5 ] Он получил докторскую степень в 1965 году в Афинском университете .
Зизиулас занял должность в Афинском университете в 1964 году в качестве доцента кафедры истории Церкви, а затем шесть лет спустя работал профессором патристики в Новом колледже Эдинбурга с 1970 по 1973 год. Он перешел в Университет Глазго , где около четырнадцати лет возглавлял кафедру систематического богословия. Кроме того, Зизиулас также был приглашенным профессором в Исследовательском институте систематической теологии Королевского колледжа Лондона . В 1986 году он был избран титулярным митрополитом Пергамским. В том же году он занял штатную академическую должность в Школе богословия Университета Салоник в качестве профессора догматики. В 1993 году он был избран членом Афинской академии , а в 2002 году был ее председателем.
Почести
[ редактировать ]Зизиулас имел степени почетного доктора Парижского католического института , Белградского университета , Института Св. Сергия в Париже , Университета Бабеш-Бойяи , Мюнстерского университета (2010 г.), [ 6 ] Мюнхенский университет (2015 г.), [ 7 ] Новый Грузинский университет в Поти (2019). [ 8 ] Он также был избран почетным членом Волосской академии богословских исследований (2011 г.).
В 2003 году президент Греции наградил его старшим бригадным генералом ордена Феникса , в 2007 году он был награжден Ламбетским крестом . В 2019 году Президент Украины наградил его орденом «За заслуги» III степени.
Смерть
[ редактировать ]Зизиулас умер от COVID-19 в Афинах 2 февраля 2023 года в возрасте 92 лет. [ 9 ]
Теология
[ редактировать ]Богословская работа митрополита Иоанна сосредоточилась на двух темах: экклезиологии и богословской онтологии . Богословие митрополита Иоанна отражает влияние русских богословов-эмигрантов, таких как Николай Афанасьев , Владимир Лосский и его учитель Жорж Флоровский . На Зизиуласа также существенно повлияло аскетическое богословие архимандрита Софрония (Сахарова) . [ 10 ] основатель Ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе , Англия.
Экклезиология
[ редактировать ]Экклезиология Зизиуласа была впервые развита в его докторской диссертации, впоследствии опубликованной на английском языке под названием «Евхаристия, Епископ, Церковь» . Здесь митрополит Иоанн критически развивает евхаристическую экклезиологию Николая Афанасьева . Он принимает основное утверждение Афанасьева о том, что Церковь следует понимать в терминах Евхаристии. Однако он критикует понимание Афанасьева как чрезмерно конгрегационалистское и недостаточно епископское по своему акценту. Наконец, Зизиулас выступает за епископоцентрическое понимание церковной структуры, понимая епископа прежде всего как председателя Божественной литургии и евхаристической общины.
Богословская онтология
[ редактировать ]работал над богословием личности Зизиулас , апеллируя к трудам Иринея и Максима Исповедника . Основным направлением его работы была разработка собственной онтологии личности, основанной на обширном исследовании греческой философии, сочинений святоотеческих времен и современной рационалистической философии. [ нужна ссылка ]
Он утверждает, что полная человечность достигается только как личность, чтобы она могла участвовать ( койнония ) в Троичной жизни Бога. Однако существенным компонентом онтологии личности является . свобода самоутверждения участия в отношениях Он продолжает, что человек изначально существует как биологическая ипостась, ограниченная относительно типов возможных отношений (биологических) и конечного конца этого типа бытия - смерти.
Он использует философов-экзистенциалистов и романистов, в частности французского -абсурдиста писателя Альбера Камю , чтобы показать, что единственный тип онтологической свободы в биологической ипостаси — это выбор совершить самоубийство. Он утверждает, что Крещение представляет собой онтологическое изменение человека, делающее его церковной ипостасью , или личностью . Это возрождение «сверху» дает новую онтологическую свободу, поскольку оно не ограничено пределами биологического существования. Такое церковное бытие эсхатологично, то есть является парадоксальным «сейчас», но «ещё нет». Завершение этого возрождения свыше есть день воскресения, когда тело уже не будет подвержено смерти.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и Епископа в течение первых трех столетий» (En Athinais, 1965). Опубликовано во французском переводе как «L'Evêque Et L'eglise Durant Les Trois». Premiers Siècles». 2-е изд. Перевод Жана-Луи Пальерна. (Париж: Desclée De Brouwer, 1994). Опубликовано в английском переводе как «Евхаристия, Епископ, Церковь» (см. ниже).
- Церковное бытие (Париж: Labor et Fides, 1981). ISBN 978-2-8309-0180-1 . Опубликовано в английском переводе как «Быть как причастие» (см. ниже).
- Творение как Евхаристия: богословский подход к проблеме экологии (Афины: Акритас, 1992). ISBN 978-960-7006-98-1 . Данная работа основана на лекциях, ранее прочитанных на английском языке. Доступно в трех частях: King's Theological Review vol. 12, нет. 1 (1989): 1-5, вып. 2 (1989): 41-45, том. 13, нет. 1 (1990): 1–5.
- Быть как общение: исследования личности и церкви (Крествуд, Нью-Йорк: издательство Св. Владимирской семинарии, 1997). ISBN 978-0-88141-029-7 .
- Евхаристия, епископ, Церковь: единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в течение первых трех столетий ( Бруклин, Массачусетс: Святой Крест, 2001). ISBN 978-1-885652-51-5 .
- Эллинизм и христианство: встреча двух миров (Афины: ApostolikeDiakonia, 2003).
- Общение и инаковость: дальнейшие исследования личности и церкви (Лондон: T&T Clark, 2007). ISBN 978-0-567-03148-8 ; переведен на голландский язык Хильдегард К. Коетсвельд OSB (Мидделбург: Скандалон, 2019). ISBN 978-94-92183-82-8 .
- Лекции по христианской догматике (Лондон: T&T Clark, 2009). ISBN 978-0-567-03315-4 .
- Один и многие: исследования Бога, человека, церкви и современного мира (Sebastian Press, 2010) ISBN 978-0-9719505-4-2 .
- Вспоминая будущее: эсхатологическая онтология (Лондон: T&T Clark, 2012). ISBN 978-0-567-03235-5 .
Существует обширная библиография, посвященная опубликованным работам Зизиуласа на разных языках:
- Макпартлан, Пол. Евхаристия создает церковь: Анри де Любак и Иоанн Зизиулас в диалоге. Эдинбург: T&T Clark, 1993.
- Папаниколау, Аристотель. Бытие с Богом: Троица, апофатизм и богочеловеческое общение. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2006.
- Малецкий, Роман. Косциол как сообщество. Церковь как общение. Догматическое и экуменическое исследование экклезиологии Иоанна Зизиуласа. Люблин: РВ КУЛ, 2000.
вторичный
[ редактировать ]- Алан Браун, «О критике «бытия как общения» в англоязычном ортодоксальном богословии», в книге Дугласа Найта (ред.) «Богословие Джона Зизиуласа: личность и церковь» (Ashgate, 2006) защищает Зизиуласа от нескольких полемических отклонений его богословская онтология.
- Аристотель Папаниколау. Быть с Богом: Троица, апофатизм и богочеловеческое общение (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2006).
- Лучиан Турческу, «Человек против личности и другие современные заблуждения Григория Нисского», Modern Theology 18, вып. 4 (октябрь 2002 г.): 527–539 представляет собой полемику против использования Зизиуласом имен каппадокийских отцов, особенно святого Григория Нисского.
См. также
[ редактировать ]- Антииндивидуализм
- Христианская философия
- Экуменизм
- Евхаристическое богословие
- Юрген Мольтманн
- Православное христианское богословие
- Социальный тринитаризм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ "enploeditions.gr - Зизиулас Иоаннис (митрополит Пергамский)" . www.enploeditions.gr . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «(Беженец) Митрополит Пергамский Иоаннис Зизиулас: 30 лет в качестве первосвященника» . mikrovalto.gr (на греческом языке). 5 мая 2016 г. Проверено 18 января 2021 г.
- ^ См. например, Роуэн Уильямс, «Восточно-православное богословие», в книге Дэвида Ф. Форда (ред.) «Современные теологи» , 3-е изд. (Оксфорд: Блэквелл , 2005, стр. 572–88.
- ^ См. Роуэн Уильямс, «Восточно-православное богословие», в журнале Ford (ed.) The Modern Theologians , стр. 572–88.
- ^ См. Джон Мейендорф, «Предисловие» к книге «Бытие как общение» (1985)
- ^ https:// Почетная докторская степень Зизиуласа, июль, 2010 г.
- ↑ Митрополит Иоаннис Зизиулас получает степень почетного доктора ЛМУ, июль 2015 г.
- ^ Митрополит Пергамский Иоаннис (Зизиулас) удостоен звания почетного доктора Университета Нью-Джорджии.
- ^ «Старый митрополит Пергамский Иоаннис уснул» . Православное информационное агентство. 2 февраля 2023 г. . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Николай Васильевич Сахаров (2002). Я люблю, следовательно я есть: Богословское наследие архимандрита Софрония . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 235. ИСБН 0-88141-236-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Памяти: митрополит Иоанн Д. Зизиулас и путешествие богословия в будущее
- Митрополит Иоанн Зизиулас, 1931-2023 гг.
- Папа Франциск написал предисловие к книге митрополита Иоанна Зизиуласа
- Джон Криссавгис, Жажда встречи. Вспоминая Джона Зизиуласа
- Роуэн Уильямс, Джон Зизиулас: экуменическая оценка
- Никос Цойтис, Зизиулас, пророк богословия, свободного от оков истории
- Официальный сайт Фонда Джона Зизиуласа
- Богословская дискуссия по богословию Зизиуласа
- Уроки христианской догматики. Лекции профессора Иоанна Зизиуласа в Университете Салоник.
- Статья: Является ли Джон Зизиулас замаскированным экзистенциалистом?
- Иоанн Зизиулас, Евхаристия, епископ, церковь: единство церкви в божественной евхаристии и епископа в течение первых трех столетий
- 1931 рождений
- 2023 смерти
- Смертность от пандемии COVID-19 в Греции
- Греческие богословы
- Академики Эдинбургского университета
- Преподаватели Королевского колледжа Лондона
- Восточно-православные митрополиты
- Восточно-православные богословы
- Восточно-православные богословы ХХ века
- Восточно-православные богословы XXI века
- Члены Афинской академии (современные)
- Епископы Константинопольского Вселенского Патриархата
- Люди из Велвентоса