Jump to content

Тертуллиан

Тертуллиан
Рожденный
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

155 г. н.э.
Умер 220 г. н. э. (64–65 лет)
Карфаген, Римская империя
Заметная работа извиняющийся
Богословская работа
Эра Святоотеческий возраст
Традиция или движение Тринитаризм
Основные интересы Сотериология , традуцианизм
Известные идеи Ипостась , усия , таинство , единосущие , персона .

Тертуллиан ( / t ər ˈ t ʌ l i ə n / ; латынь : Квинтус Септимий Флоренс Тертуллиан ; ок. 155 – ок. 220 н.э.) [1] был плодовитым раннехристианским писателем из Карфагена в римской провинции Африки . [2] [3] Он был первым христианским автором, создавшим обширный сборник латинской христианской литературы, а также раннехристианским апологетом и полемистом против ереси , включая современный христианский гностицизм . [4] Тертуллиана называли «отцом латинского христианства ». [5] [6] а также « основатель западного богословия ». [7]

Тертуллиан создал новые богословские концепции и продвинул развитие учения ранней церкви. Он, пожалуй, наиболее известен как первый писатель на латыни, использовавший термин «троица» (лат. trinitas ). [8] Однако некоторые его учения, такие как подчинение Сына Отцу и Духа , позже . были отвергнуты Церковью [9] По словам Джерома, позже он присоединился к секте монтанистов и, возможно, отступил; [10] однако современные ученые оспаривают это. [11]

Жизнь [ править ]

О жизни Тертуллиана существует мало надежных свидетельств; большая часть знаний поступает из мимолетных ссылок в его собственных трудах. Римская Африка была известна как родина ораторов , и это влияние можно увидеть в его стиле письма с его архаизмом или провинциализмом, яркими образами и страстным характером. Он был учёным с прекрасным образованием. Он написал по крайней мере три книги на греческом языке койне . В них он упоминает себя, но ни одно из них не сохранилось.

Некоторые источники описывают его как бербера . [12] [13] Лингвист Рене Браун предположил, что он имел пуническое происхождение, но признал, что на это трудно ответить, поскольку наследие Карфагена стало общим для берберов. [14] Понимание Тертуллианом своей этнической принадлежности было поставлено под сомнение. [14] он называл себя Poenicum inter Romanos ( букв. « Пунический среди римлян » ). В своей книге «Де Паллион» [15] и провозгласил Африку своей родиной. [14] По церковному преданию, Тертуллиан вырос в Карфагене. [16] и считался сыном римского центуриона. Утверждается, что Тертуллиан был дипломированным юристом и рукоположенным священником. Эти утверждения основаны на рассказах Евсевия Кесарийского , «Церковная история» , II, ii. 4, и Иеронима « De viris illustribus» О знаменитых людях »), глава 53. [а] Иероним утверждал, что отец Тертуллиана занимал должность центурио проконсуляриса («адъютанта») в римской армии в Африке. [17]

Кроме того, Тертуллиан считался юристом на основании использования им юридических аналогий и отождествления его с юристом Тертуллианом, которого цитируют в « Пандектах» . Хотя Тертуллиан использовал в своих трудах знание римского права, его юридические знания явно не превосходят того, чего можно было бы ожидать от достаточного римского образования. [18] Сочинения Тертуллиана, юриста того же агномена , существуют лишь во фрагментах и ​​не обозначают явно христианского авторства. Наконец, любое представление о том, что Тертуллиан был священником, также сомнительно. В своих дошедших до нас произведениях он никогда не описывает себя как рукоположенного в церкви. [11] и, кажется, помещает себя среди мирян. [19]

Его обращение в христианство, возможно, произошло около 197–198 годов (ср. Адольф Гарнак , Бонвеч и другие), но его непосредственные предшественники неизвестны, за исключением тех случаев, когда они предполагаются из его сочинений. Событие, должно быть, было внезапным и решающим, сразу изменив его личность. Он пишет, что не мог представить себе истинно христианской жизни без такого сознательного разрыва, радикального акта обращения: «Христианами делаются, а не рождаются» ( Апол. , XVIII). Две книги, адресованные его жене, подтверждают, что он был женат на христианке. [20]

В середине жизни (около 207 г.) его привлекло «Новое пророчество» монтанизма , но сегодня большинство ученых отвергают утверждение, что Тертуллиан покинул господствующую церковь или был отлучен от церкви. [21] «[Нам] остается задаться вопросом, мог ли святой Киприан считать Тертуллиана своим учителем, если бы Тертуллиан был известным раскольником. Поскольку ни один древний писатель не был более определенным (если не фанатичным) в этом вопросе раскола, чем святой Киприан, на этот вопрос, несомненно, следует ответить отрицательно». [22]

Во времена Августина группа «тертуллианистов» еще имела базилику в Карфагене, которая в тот же период перешла к православной церкви. Неясно, было ли это имя просто еще одним названием для североафриканских монтанистов. [б] или что это означает, что Тертуллиан позже отделился от монтанистов и основал свою собственную группу.

Джером [23] говорит, что Тертуллиан дожил до старости. Благодаря опубликованным им доктринальным трудам Тертуллиан стал учителем Киприана и предшественником Августина, который, в свою очередь, стал главным основателем латинского богословия.

Сочинения [ править ]

Общий характер [ править ]

Сохранилось тридцать одно произведение, а также фрагменты других. Около пятнадцати работ на латыни или греческом языке утеряны, некоторые из них были написаны совсем недавно, в 9 веке ( De Paradiso , De superstitione saeculi , De carne et anima все они сохранились в ныне поврежденном Кодексе Агобардина в 814 году нашей эры). Сочинения Тертуллиана охватывают всю богословскую область того времени — апологетику против язычества и иудаизма, полемику , политику, дисциплину и мораль или всю реорганизацию человеческой жизни на христианской основе; они дали картину религиозной жизни и мысли того времени, представляющую большой интерес для церковного историка.

Как и другие раннехристианские писатели , Тертуллиан использовал термин «язычник» в значении «гражданский человек» в отличие от «воинов Христа». [24] Мотив Майлза Кристи не принимал буквального значения участия в войне до тех пор, пока примерно в V веке не были разработаны церковные доктрины, оправдывающие участие христиан в битве. [25] В трудах Тертуллиана II века слово paganus означало «гражданский человек», которому не хватало самодисциплины. В De Corona Militis XI.V он пишет: [26]

Для него [Христа] язычник является таким же верным воином, как язычник является верным воином. [27] У Него [Христа] верный гражданин является солдатом, так же как верный солдат является гражданином. [28]

Хронология и содержание [ править ]

Хронологию его сочинений трудно установить с уверенностью. Частично это определяется собственными намеками автора на это письмо или то, что предшествовало другим (ср. Гарнак, Litteratur ii.260–262), а также определенными историческими данными (например, ссылкой на смерть Септимия Севера , Ad Scapulam , iv). В своем сочинении против Маркиона , которое он называет своим третьим сочинением о марионитской ереси, он называет его датой пятнадцатого года правления Севера ( Adv. Marcionem , i.1, 15) – что будет примерно 208 годом.

Сочинения можно разделить по тематике на две группы: апологетические и полемические сочинения, такие как Apologeticus , De testimonio animae , антиеврейские Adversus Iudaeos , Adv. Маркион , адв. Праксея , Адв. «Гермоген» , «De praescriptione hereticorum» и «Скорпиас» были написаны с целью противодействия гностицизму и другим религиозным или философским доктринам. Другая группа состоит из практических и дисциплинарных сочинений, например, «О моногамии» , «О жене» , «О покрывании девственниц» , «О поклонении женщинам» , «О терпении» , «О целомудрии» , «О молитве » и «О мучениках» .

Среди его апологетических сочинений « Апологетик», адресованный римским магистратам, представляет собой наиболее резкую защиту христианства и христиан от упреков язычников и важное наследие древней Церкви, провозглашающее принцип свободы вероисповедания как неотъемлемый принцип. прав человека и требуя справедливого суда над христианами, прежде чем их приговорят к смертной казни.

Тертуллиан был первым, кто опроверг обвинения в том, что христиане приносили в жертву младенцев во время празднования Вечери Господней и совершали инцест. Он указывал на совершение подобных преступлений в языческом мире, а затем доказал свидетельствами Плиния Младшего , что христиане обязывались не совершать убийств, прелюбодеяний и других преступлений. Он продемонстрировал бесчеловечность языческих обычаев, таких как скармливание зверям плоти гладиаторов. Он утверждал, что богов не существует и, следовательно, не существует языческой религии, которую христиане могли бы оскорбить. Христиане не занимаются глупым поклонением императорам, что они поступают лучше: они молятся за них, и что христиане могут позволить себе подвергаться пыткам и смерти, и чем больше их низвергают, тем больше они растут; «кровь христиан есть семя» ( Apologeticum , 50). В « De Praescriptione» он развивает в качестве основной идеи, что в споре между Церковью и отделившейся стороной все бремя доказывания лежит на последней, поскольку Церковь, обладая непрерывной традицией, уже самим своим существованием является гарантия ее истинности.

Пять книг против Маркиона, написанные в 207 или 208 году, представляют собой наиболее полные и подробные из его полемических работ, неоценимые для оценки раннехристианского взгляда на гностицизм. Джо Энн Макнамара определила Тертуллиана как человека, который первоначально наделил посвященную деву «невестой Христа», что помогло поставить независимую деву под патриархальное правление. [29]

Ученые прошлого, принимавшие монтанистскую теорию, также разделили его работы на более ранние католические работы и более поздние предположительно монтанистские работы (ср. Гарнак, II.262 кв.), стремясь показать изменение взглядов, которое претерпел Тертуллиан.

Рукописи [ править ]

Самая ранняя рукопись (рукописная копия) любого из произведений Тертуллиана датируется восьмым веком, но большинство из них относятся к пятнадцатому веку. Существует пять основных коллекций работ Тертуллиана, известных как Cluniacense , Corbeiense , Trecense , Agobardinum и Ottobonianus . Некоторые труды Тертуллиана утеряны . Все рукописи коллекции Корбейенсе также сейчас утеряны, хотя коллекция сохранилась в виде ранних печатных изданий. [30]

Теология [ править ]

учения Конкретные

Основные доктринальные учения Тертуллиана заключаются в следующем:

Бог [ править ]

Тертуллиан оставляет за Отцом имя «Бог» в смысле «конечный создатель всего сущего». [31] который сотворил мир из ничего, хотя его Сын, Слово, имеет телесность, хотя он и есть дух ( De praescriptione , vii.; Adv. Praxeam , vii). Однако Тертуллиан использовал слово «телесное» только в стоическом смысле, имея в виду что-то, имеющее реальное материальное существование, а не более позднюю идею плоти.

Тертуллиана часто считают одним из первых сторонников никейской доктрины , подходившего к этому вопросу с точки зрения доктрины Логоса , хотя он не излагал более позднюю доктрину имманентной Троицы . В своем трактате против Праксея, преподававшего патрипассианство в Риме, он использовал слова «троица», «экономия» (употребляемые по отношению к трем лицам), «лица» и «субстанция», сохраняя отличие Сына от Отец как безначальный Бог, и Дух как от Отца, так и от Сына ( Adv. Praxeam , xxv). «Эти трое суть одна сущность, а не одна личность; и сказано: «Я и Отец Мой суть одно» не в отношении единичности числа, а в отношении единства сущности». Сами имена «Отец» и «Сын» указывают на различие личности. Отец один, Сын другой, и Дух другой ( «dico alium esse patrem et alium filium et alium Spiritum» Adv. Praxeam , ix)), и тем не менее, защищая единство Бога, он говорит, что Сын есть не другой ( «alius a patre filius non est» , ( Adv. Prax. 18) в результате получения части субстанции Отца. [31] Иногда, говоря об Отце и Сыне, Тертуллиан упоминает «двух богов». [31] [с] Он говорит, что все, что от Отца, принадлежит также Сыну, включая Его имена, такие как Всемогущий Бог, Всевышний, Господь Саваоф или Царь Израиля. [32]

Хотя Тертуллиан считал Отцом Бога (Яхве), он ответил на критику модалиста Праксея , что это означало, что христианство Тертуллиана не было монотеистическим, отметив, что, хотя и был один Бог (Яхве, который стал Отцом, когда Сын стал его агент творения), Сына также можно было бы назвать Богом, когда его называют отдельно от Отца, потому что Сын, хотя и подчинен Богу, имеет право называться Богом «из единства Отца» в отношении бытия. создан из части Его субстанции. [31] [д] Католическая энциклопедия отмечает, что для Тертуллиана «было время, когда не было ни Сына, ни греха, когда Бог не был ни Отцом, ни Судьей». [33] [34] Точно так же Дж. Н. Д. Келли заявил: «Тертуллиан последовал апологетам, датируя Его «совершенное поколение» на основе Его экстраполяции на работу творения; до этого момента нельзя было строго сказать, что у Бога был Сын, тогда как после этого термин «Отец» , который для более ранних богословов обычно подразумевал Бога как творца реальности, начал приобретать специализированное значение Отца Сына». [35] Что касается темы подчинения Сына Отцу, то « Новая католическая энциклопедия» прокомментировала: «Во многих областях богословия взгляды Тертуллиана, конечно, совершенно неприемлемы. Так, например, обнаруживается его учение о Троице. подчинение Сына Отцу, которое в позднейшей грубой форме арианства Церковь отвергла как еретическое». [9] Хотя он и не сформулировал полностью доктрину имманентности Троицы, по словам Б. Б. Уорфилда, он прошёл долгий путь в подходе к ней. [34]

Апостольство [ править ]

Тертуллиан был защитником необходимости апостольства. В своем «Рецепте против еретиков » он открыто призывает еретиков предоставить доказательства апостольской преемственности своих общин. [36]

Евхаристия [ править ]

В отличие от многих раннехристианских писателей, Тертуллиан вместе с Климентом Александрийским использовал слова «фигура» и «символ» для определения Евхаристии, поскольку в своей книге « Против Маркиона» подразумевалось, что: «это тело мое» следует интерпретировать как «фигуру мое тело». Хотя другие также предположили, что он верил в духовное присутствие в Евхаристии . [37] [38] [39]

Крещение [ править ]

Тертуллиан советует отложить крещение маленьких детей и неженатых, он упоминает, что было принято крестить младенцев, причем от их имени выступали покровители. [40] Он утверждал, что младенец рискует вырасти, а затем впасть в грех, что может привести к потере спасения, если он будет крещен в младенчестве. [41]

Вопреки ранней сирийской доктрине и практике крещения, Тертуллиан описывает крещение как процесс очищения и подготовки, который предшествует принятию Святого Духа при помазании после крещения ( De Baptismo 6). В «De Baptismo» содержится самое раннее известное упоминание о молитве об освящении вод крещения. Этот призыв может означать изменение практики с крещения в живой (или проточной) воде, где считалось присутствие Духа, на крещение в стоячей воде. [42]

У Тертуллиана был взгляд на крещение ex opereoperato , поэтому эффективность крещения не зависела от веры принимающего. [41] Он также считал, что в случае крайней необходимости миряне могут совершить крещение. [43]

Церковь [ править ]

Тертуллиан истолковал, что в Евангелии от Матфея 16: 18–19 «скала» относится к Петру. Для него Петр — это прообраз единой Церкви и ее истоки, эта Церковь, ныне присутствующая во множестве поместных церквей. [44] Он также считал, что власть «связывать и развязывать» перешла от Петра к апостолам и пророкам монтанистской церкви, а не к епископам. [ сомнительно обсудить ] Он высмеивал Папу Каликста или Агриппина (неизвестно, о каком из них он имел в виду), когда тот бросал ему вызов в отношении того, что Церковь прощает грешников и позволяет им вернуться в церковь. [44] Он считал, что в церковь нельзя пускать людей, совершивших тяжкие грехи, такие как чародейство, блуд и убийство. [45]

Будучи монтанистом, [ сомнительно обсудить ] он нападал на церковные власти, поскольку они больше заинтересованы в собственной политической власти в церкви, чем в том, чтобы слушать Духа. Критику Тертуллиана церковных властей сравнивают с протестантской реформацией .

Брак [ править ]

Более поздний взгляд Тертуллиана на брак, например, в его книге «Призыв к целомудрию », возможно, находился под сильным влиянием монтанизма. Раньше он считал брак фундаментально хорошим, но после его обращения [ сомнительно обсудить ] он отрицал его доброту. Он утверждает, что брак считается добром, «когда его сравнивают с величайшим из всех зол». Он утверждал, что до пришествия Христа повеление размножаться было пророческим знаком, указывающим на пришествие Церкви; после его прихода командование было заменено. Он также считал, что вожделение к своей жене и к другой женщине по сути одинаково, поэтому супружеское желание было похоже на прелюбодейное желание. Он считал, что секс даже в браке нарушит христианскую жизнь и что воздержание — лучший способ достичь ясности души. Взгляды Тертуллиана позже оказали влияние на большую часть западной церкви . [46]

Тертуллиан был первым, кто представил точку зрения на «сексуальную иерархию»: он считал, что те, кто воздерживается от сексуальных отношений, должны иметь более высокую иерархию в церкви, чем те, кто этого не делает, поскольку он рассматривал сексуальные отношения как барьер, который удерживает человека от сексуальной иерархии. близкие отношения с Богом. [46]

Священное Писание [ править ]

У Тертуллиана не было конкретного списка канона; однако он цитирует 1 Иоанна , 1 Петра , Иуды , Откровение , послания Павла и четыре Евангелия . В своих более поздних книгах он также начал использовать Пастыря Ермы . [47] Тертуллиан не сделал никаких ссылок на книгу Товита ; однако в своей книге Adversus Marcionem он цитирует книгу Юдифи . [48] Он цитировал большую часть Ветхого Завета , включая многие второканонические книги , однако никогда не использовал книги Паралипоменон , Руфь , Есфирь , 2 Маккавеев , 2 Иоанна и 3 Иоанна . [49] Он защищал Книгу Еноха и считал, что евреи исключили эту книгу из канона. Он считал, что послание к евреям было написано Варнавой . [49] Для Тертуллиана Священное Писание имело авторитет; он использовал Священные Писания в качестве первоисточника почти в каждой главе каждого своего произведения и очень редко в чем-либо еще. [49] Похоже, он ставит авторитет Священного Писания превыше всего остального. [50]

Толкуя Священные Писания, он иногда считал отрывки аллегорическими или символическими, тогда как в других местах он поддерживал буквальное толкование. Он особенно использовал аллегорические интерпретации, когда имел дело с христологическими пророчествами Ветхого Завета. Он также включил веру в простоту Священного Писания: он считал, что Священное Писание интерпретирует само себя; по его мнению, Священное Писание должно интерпретироваться в свете большего числа текстов, и они должны согласовываться друг с другом. [50]

Другие убеждения [ править ]

отрицал девственность Марии Тертуллиан частично . [51] и его цитировал Гельвидий в своем споре с Иеронимом. [52] [53] Он придерживался тех же взглядов, что и антидикомарианцы . [54] JND Келли утверждал, что Тертуллиан считал, что Мария имела несовершенства, тем самым отрицая ее безгрешность . [55]

Говорят, что Тертуллиан придерживался взглядов, аналогичных протестантскому священству всех верующих. [56] [ сомнительно обсудить ] и что различие духовенства и мирян происходит только из-за церковного учреждения и, таким образом, при отсутствии священника миряне могут действовать как священники; его теория о различии мирян и духовенства находится под влиянием монтанизма, и его ранние сочинения не содержат тех же убеждений. [57]

Он верил в иконоборчество . [58]

Он верил в исторический премилленаризм : христиане пройдут через период скорби, за которым последует буквальное 1000-летнее царствование Христа. [59]

Он подверг критике использование греческой философии в христианском богословии. По его мнению, философия поддерживала религиозное идолопоклонство и ересь. Он считал, что многие люди стали еретиками из-за того, что полагались на философию. [60] Он заявил: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?» [61]

На взгляды Тертуллиана на ангелов и демонов повлияла Книга Еноха. Он считал, что нефилимы родились от падших ангелов, которые смешивались с человеческими женщинами и вступали в сексуальные отношения. Он считал, что из-за действий наблюдателей, описанных в Книге Еноха, люди позже будут судить ангелов. [62] [63] Он считал, что ангелы уступают людям и не созданы по образу Божию. Он считал, что ангелы невидимы для наших чувств, но могут принять человеческий облик или изменить облик. [64]

Он преподавал фидеистические концепции, такие как более поздние философы Уильям Оккам и Сёрен Кьеркегор . [65]

Монтанизм [ править ]

Тертуллиан был привлечен к монтанизму главным образом из-за его строгих моральных норм. Он считал, что Церковь оставила христианский образ жизни и вступила на путь разрушения. Монтанизм в Северной Африке, похоже, был ответной реакцией на секуляризм. Форма монтанизма в Северной Африке, по-видимому, отличалась от взглядов Монтана , и поэтому североафриканские монтанисты считали епископов преемниками апостолов, а Новый Завет — высшим авторитетом в христианстве, и они не отрицали большинство доктрин монтанизма в Северной Африке. Церковь. [66] [67]

Тертуллианисты [ править ]

Тертуллианисты — группа, упомянутая Августином как основанная Тертуллианом. [68] Существуют разногласия относительно тертуллианистов; Августин, похоже, считал, что Тертуллиан вскоре после присоединения к монтанистам основал свою собственную секту, произошедшую от монтанизма, в то время как некоторые ученые полагают, что Августин ошибался и что тертуллианисты были просто альтернативным названием североафриканского монтанизма, а не отдельной сектой. [69] [70]

Моральные принципы [ править ]

Тертуллиан был сторонником дисциплины и строгого кодекса практики и, как многие африканские отцы, одним из ведущих представителей ригористического элемента в ранней Церкви. Его сочинения о публичных развлечениях, покрытии девственниц, поведении женщин и тому подобном отражают эти мнения. Его взгляды, возможно, привели его к принятию монтанизма с его аскетической строгостью и верой в хилиазм и сохранение пророческих даров. Джеффри Д. Данн пишет, что «Некоторые из трактатов Тертуллиана показывают, что он имел много общего с монтанизмом… В какой степени это означало, если вообще имело, то, что он присоединился к раскольнической группе (или, говоря по-другому, что он покинул церковь) продолжают обсуждаться». [71]

Исходя из принципа, что мы не должны смотреть или слушать то, что мы не имеем права делать, и что оскверненные вещи, увиденные и осязаемые, оскверняют ( «De spectaculis» , viii, xvii), он заявил, что христианин должен воздерживаться от театра и амфитеатр. Там применялись языческие религиозные обряды и вызывались имена языческих божеств; там заповеди скромности, чистоты и гуманности игнорировались или отбрасывались в сторону, и там не было места зрителям для развития христианских добродетелей. Женщинам следует оставить свое золото и драгоценные камни в качестве украшений. [72] а девственницы должны подчиняться закону Святого Павла для женщин и строго носить чадру ( De Virginibus velandis ). Он восхвалял состояние безбрачия как высшее ( De monogamia , xvii; Ad uxorem и египетским священникам превосходить себя в добродетели безбрачия , i.3) и призывал христиан не позволять весталкам . Он даже назвал второй брак разновидностью прелюбодеяния ( De exhortatione castitatis , ix), но это прямо противоречило Посланиям апостола Павла . Решение Тертуллиана никогда больше не жениться и никому больше не вступать в повторный брак в конечном итоге привело к его разрыву с Римом, поскольку ортодоксальная церковь отказалась следовать за ним в этом решении. Вместо этого он отдавал предпочтение секте монтанистов, которая также осуждала второй брак. [73] Одной из причин презрения Тертуллиана к браку была его вера в трансформацию, ожидающую супружескую пару. Он считал, что супружеские отношения огрубляют тело и дух, притупляют их духовные чувства и отвращают Святой Дух, поскольку муж и жена после свадьбы становятся одной плотью. [29]

Тертуллиана критиковали как женоненавистника на основании содержания его De Cultu Feminarum, раздел II, часть 2 (пер. CW Marx): [74] [75] «Разве вы не знаете, что вы — Ева ? Суд Божий над этим полом продолжается в этом веке; следовательно, обязательно должна жить и вина. Вы — врата дьявола; вы — тот, кто снимает печать проклятия это дерево, и ты первый, кто отвернулся от божественного закона, ты тот, кто убедил того, кого дьявол не способен развратить, ты легко разрушил образ Божий, Адам . то есть смертью, даже Сын Божий должен был умереть».

Критик Эми Плейс , однако, отмечает, что «ревизионистские исследования позже реабилитировали» Тертуллиана. [74] Это обсуждается другими теоретиками, такими как Бенджамин Х. Даннинг. [76]

Тертуллиан имел радикальный взгляд на космос. Он считал, что небо и земля пересекаются во многих точках и что возможны сексуальные отношения со сверхъестественными существами. [77]

Работает [ править ]

Опера Септими Флоренсиса Тертуллиани (1598)

Сочинения Тертуллиана редактируются в 1–2 томах Patrologia Latina , а современные тексты существуют в Corpus Christianorum Latinorum . Английские переводы Сиднея Телуолла и Филипа Холмса можно найти в томах III и IV книги «Доникейские отцы» , которые находятся в свободном доступе в Интернете; сделаны более современные переводы некоторых произведений.

извиняющийся
  • Апологетика для христиан .
  • Две книги народам .
  • О свидетельствах души
  • Ад Мученики .
  • О очках
  • Идолопоклонства
  • В сопровождении книги Лопатка .
догматический
  • речи Об
  • О Крещении .
  • О покаянии
  • терпении О
  • Две книги для жены .
  • О поклонении женщинам lib. II .
полемический
  • О рецептах против еретиков
  • короне На солдатской
  • О бегстве в преследовании .
  • Адверсус Гностикос Скорпиас .
  • Против праксиса
  • Лицом к Гермогену
  • Книга «Адверсус Маркион» В.
  • Против валентиниан
  • Против евреев
  • От Анимы .
  • Карне Кристи .
  • О воскресении плоти
О морали
  • О покрывании девственниц .
  • О призыве к целомудрию
  • О моногамии .
  • О постах .
  • целомудрии О
  • О Паллиуме

Возможная хронология [ править ]

Следующий хронологический порядок был предложен Джоном Кэем , епископом Линкольна в 19 веке: [78]

Вероятно, мейнстрим (премонтанист):

  • 1. покаянии О
  • 2. молитве О
  • 3. Крещении О
  • 4, 5. Жене , либ. I и II (Жене)
  • 6. Ад Мартирас (Мученикам)
  • 7. терпении О
  • 8. Против евреев
  • 9. О предписаниях еретикам

Неопределенный:

  • 10. христиан Апология
  • 11, 12. ad Nationes , lib. I и II (Нациям)
  • 13. De Testimonio animae (О свидетельстве души)
  • 14. Де Паллио (На аскетической мантии)
  • 15. Адверсус Гермогенем (Против Гермогена)

Вероятно, постмонтанист:

  • 16. Adversus Valentinianus (Против валентиниан )
  • 17. ad Scapula (Скапуле, проконсулу Африки)
  • 18. играх Об
  • 19. идолопоклонстве Об
  • 20, 21. О поклонении женщинам , либ. I и II (О женском платье)

Определенно постмонтанист:

  • 22. Против Маркиона , книга I (Против Маркиона , Кн. I)
  • 23. Против Маркиона , книга II.
  • 24. Де Анима (О душе),
  • 25. Против Маркиона , книга III.
  • 26. Против Маркиона , книга IV.
  • 27. Де Карне Кристи (О плоти Христовой)
  • 28. плоти О воскресении
  • 29. Против Маркиона , книга V.
  • 30. Adversus Praxean (Против Праксея )
  • 31. Скорпион (противоядие от укуса скорпиона)
  • 32. De Corona Militis (На солдатской гирлянде)
  • 33. девственницах О покрывающих
  • 34. О призыве к целомудрию
  • 35. преследования Бегство от
  • 36. Де Моногамия (О моногамии)
  • 37. О посте , против материалистов.
  • 38. Де Пудитиция (О скромности)

Поддельные произведения [ править ]

В прошлом Тертуллиану приписывалось множество работ, которые с тех пор почти наверняка были написаны другими. Тем не менее, поскольку их настоящие авторы остаются неопределенными, они продолжают публиковаться вместе в сборниках сочинений Тертуллиана.

  • 1 Adversus Omnes Haereses (Против всех ересей) – возможно. Викторин из Петтау
  • 2. О отвратительных языческих богах
  • 3 Поэма против Маркиона
  • 4 Кармен де Иона Профета (Поэма о пророке Ионе) – возможно. Киприан Галл
  • 5 Кармен де Содом (Поэма о Содоме) – пос. Киприан Галл
  • 6 Кармен де Генези (Поэма о Бытии)
  • 7 Кармен де Джудисио Домини (Поэма о Суде Господнем)

Популярный Passio SS. Perpetuae et Felicitatis («Мученичество Святых Перпетуи и Фелицитас»), большая часть которого представлена ​​как личный дневник святой Перпетуи , когда-то предполагалось, что ее редактировал Тертуллиан. Эта точка зрения больше не получила широкого распространения, и работа обычно публикуется отдельно от собственных работ Тертуллиана.

Влияние на новацианство [ править ]

Новациане отказывали в прощении идолопоклонникам или людям, совершившим другие тяжкие грехи, и широко пользовались произведениями Тертуллиана; некоторые новациане даже присоединились к монтанистам . [79] Взгляды Новациана на Троицу и христологию также находятся под сильным влиянием Тертуллиана. [80]

Рональд Э. Гейне пишет: «С новацианством мы возвращаемся к духу Тертуллиана и проблеме христианской дисциплины. [80]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ См. введение к ( Barnes 1971 ); однако Барнс отказался от некоторых своих позиций в исправленном издании 1985 года.
  2. Отрывок из Praedestinatus, описывающий тертуллианистов, предполагает, что это могло быть так, поскольку министр-тертуллианист получил право пользования церковью в Риме на том основании, что мученики, которым она была посвящена, были монтанистами. Однако отрывок очень сжатый и двусмысленный.
  3. ^ «Поэтому вы говорите, что если бог сказал и бог сделал, если другой бог сказал, а другой сделал, то два бога являются высказываемыми. два бога упомянуты в псалме: Престол Твой, Боже, во веки жезл царства Твоего, Ты возлюбил справедливость и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя Бог, Бог твой». ( « Поэтому, — говоришь ты, — если бог сказал и бог создал, если один бог сказал, а другой создал, то проповедуются два бога». Если ты так упорен, подумай немного! И чтобы ты мог думать больше полностью примите, что в Псалме говорится о двух богах: «Престол Твой, Боже, вовек, скипетр правильного направления — скипетр твой, ты возлюбил справедливость и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя Бог, Бог твой; . ' ') Нареч. упражняться 13
  4. ^ «Если они не хотят, чтобы сын считался вторым после отца, чтобы второго не называли двумя богами, мы показали также двух богов, упомянутых в писаниях, и двух господ: и все же, чтобы они не оскорблялись этим мы даем причину, почему ни боги не называются двумя, ни господами, но что отец и сын суть двое, и это не по разделению субстанции, а по расположению, когда мы произносим индивидуальное и неразделимое. сын от отца, и не в состоянии, а в другой степени, который, хотя и называется богом, когда его называют в единственном числе, тем не менее делает не двух богов, а одного, сам факт, что и Бог называется из единства у отца есть». («Если они не хотят, чтобы Сына считали вторым после Отца, чтобы, будучи вторым, Он не заставил говорить, что есть два бога, то мы также показали, что в Писании связаны два бога и два господина. , пусть не смущаются этим – мы объясняем, почему не говорится о двух богах и господах, а скорее о двух, как об Отце и Сыне. И это не по разделению сущности, а по характеру, поскольку мы произносим Сына. неделимый и неотделимый от Отца, иной не по статусу, а по степени, который, хотя и называется Богом, когда упоминается о нем самом, тем не менее делает не двух богов, а одного, поскольку он также имеет право называться Богом из единство Отца»). Адв. Упражняться. 19

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ауди, Роберт (1999). Кембриджский философский словарь . Издательство Кембриджского университета. п. 908.
  2. ^ Барнс 1971 , с. 58.
  3. ^ Харрисон, Питер (июнь 2017 г.). « Я верю, потому что это абсурд: изобретение Просвещением кредо Тертуллиана» . История Церкви . 86 (2): 339–364. дои : 10.1017/S0009640717000531 . ISSN   0009-6407 . JSTOR   26784720 . S2CID   164425317 .
  4. ^ Верслуис, Артур (2007). Магия и мистика . Роуман и Литтлфилд. п. 23.
  5. ^ Бенхэм, Уильям (1887). Словарь религии . Касселл. стр. 1013 .
  6. ^ Economou 2007 , с. 22 .
  7. ^ Гонсалес, Хусто Л. (2010). «Ранняя церковь на заре Реформации». История христианства . Том. 1. Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. стр. 91–93.
  8. ^ «Тертуллиан, создатель Троицы». От Логоса к Троице . Издательство Кембриджского университета. 30 января 2012 г. стр. 190–220. дои : 10.1017/cbo9781139003971.010 . ISBN  978-1-139-00397-1 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ле Сен, В. (2003). «Тертуллиан». Новая католическая энциклопедия . Том. 13. с. 837.
  10. ^ «Тертуллиан | Биография, произведения, теология, монтанизм и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 11 апреля 2022 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барнс 1971 , с. 11.
  12. ^ Бертье, Андре (1951). Алжир и его прошлое: иллюстрированная работа с 82 коллотипными гравюрами (на французском языке). Пикард. п. 25. ISBN  978-2-7084-0171-6 .
  13. ^ Хиллиард, Констанс Б. (1998). Интеллектуальные традиции доколониальной Африки . МакГроу-Хилл. п. 150. ИСБН  978-0-07-028898-0 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилхайт, Дэвид Э. (2011). Тертуллиан Африканский: антропологическое прочтение контекста и идентичности Тертуллиана . Вальтер де Грюйтер. п. 134. ИСБН  978-3-11-092626-2 .
  15. ^ Янг, Фрэнсис Маргарет; Эдвардс, Марк Дж.; Парвис, Пол М. (2006). Другие греческие писатели, Иоанн Дамаскин и другие, Запад до Хилари . Издательство Питерс. ISBN  978-90-429-1885-6 .
  16. ^ Кросс, Флорида, изд. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  17. ^ Джером , «Хроникон» 16.23–24.
  18. ^ Барнс 1971 , стр. 24, 27.
  19. ^ Тертуллиан, О призыве к целомудрию 7.3 и о моногамии 12.2
  20. ^ «Книга, написанная его жене» . Новый Адвент . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г.
  21. ^ И все же, Тодд Д.; Уилхайт, Дэвид Э (2012). Тертуллиан и Павел . А&С Черный. ISBN  978-0-567-55411-6 .
  22. ^ «Тертуллиан: Дуглас Пауэлл, Тертуллианисты и катафригийцы, Vigiliae Christianae 29 (1975), стр. 33–54» .
  23. ^ Джером. О выдающихся людях . п. 53.
  24. ^ Эрнест Уикли, Этимологический словарь английского языка , св. «язычник».
  25. ^ Иванчак, Войцех (2012). «Майлз Кристи: средневековый идеал рыцарства» . Журнал Австралийской ассоциации раннего средневековья . 8 (журнальная статья): 77–. ISSN   1449-9320 .
  26. ^ Кэмерон, Алан Г. (2011). Последние язычники Рима . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-978091-4 . OCLC   553365192 .
  27. ^ De Corona Militis XI.V
  28. ^ Доникейские отцы III, корона XI
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бител 2008 , с. 17.
  30. ^ Текстовая традиция: введение и обзор рукописей из проекта Тертуллиана. Он содержит полный список известных сохранившихся и утраченных рукописей Тертуллиана.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тагги, Дейл (2016). «История тринитарных учений» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Проверено 24 сентября 2016 г.
  32. ^ Реклама. Упражняться. 17.
  33. ^ «Тертуллиан» . Католическая энциклопедия .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. Б. Уорфилд в Princeton Theological Review , 1906, стр. 56, 159.
  35. ^ JND Келли, Ранние христианские доктрины, Continual International Publishing Book, c. 1960, 2000, с. 112
  36. ^ «Рецепт против еретиков: Глава 32» .
  37. ^ Bibliotheca Sacra и теологическое обозрение . Аллен, Моррилл и Уордвелл. 1844.
  38. ^ Британский журнал и ежемесячный реестр религиозной и церковной информации, приходской истории и документов, касающихся положения бедных, прогресса образования и т. д . Дж. Петерам. 1833.
  39. ^ Кэй, Джон (1888). Произведения Джона Кея, епископа Линкольна: Разные произведения с мемуарами автора . Ривингтоны.
  40. ^ «Отсрочка крещения предпочтительна; однако главным образом в случае маленьких детей. Ибо почему необходимо ... чтобы спонсоры также подвергались опасности? ... Ибо не по меньшей причине должны быть также незамужние отсроченные – у которых приготовлена ​​почва для искушения, как у тех, кто никогда не женился по причине своей зрелости, так и у вдовцов по причине своей свободы – до тех пор, пока они либо не выйдут замуж, либо еще более укрепятся для воздержания». Робертс, Александр; Дональдсон, Джеймс; Кокс, Артур Кливленд; Шафф, Филип, ред. (1885). Доникейские отцы: сочинения отцов вплоть до 325 г. н.э. Том. 3. Компания христианской литературы. Часть III, Глава 18. Текст см. в Wikisource .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эслер, Филип Ф. (11 сентября 2002 г.). Раннехристианский мир . Рутледж. ISBN  978-1-134-54919-1 .
  42. ^ Джонсон, Максвелл Э. (2007). Обряды христианского посвящения: их эволюция и интерпретация (переработанное и дополненное изд.). Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN  978-0-8146-6215-1 . OCLC   123485489 .
  43. ^ И все же, Тодд Д.; Уилхайт, Дэвид (20 декабря 2012 г.). Тертуллиан и Павел . А&С Черный. ISBN  978-0-567-00803-9 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пуглиси, Джеймс (9 ноября 2010 г.). Как петровское служение может служить единству Вселенской Церкви? . Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-4862-8 .
  45. ^ Гомес, Кристина Лледо (2018). Церковь как женщина и мать: историко-богословские основы . Паулист Пресс. ISBN  978-1-58768-694-8 .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шафер, Стивен (9 сентября 2019 г.). Брак, секс и деторождение: современные версии теологии брака Августина . Випф и Сток. ISBN  978-1-5326-7182-1 .
  47. ^ Макдональд, Ли Мартин (26 января 2017 г.). Формирование библейского канона: Том 2: Новый Завет: его авторитет и каноничность . Блумсбери. ISBN  978-0-567-66885-1 .
  48. ^ Хенгель, Мартин (1 мая 2004 г.). Септуагинта как христианское Священное Писание . А&С Черный. ISBN  978-0-567-08287-9 .
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс; Данн, Джеффри Д. (2004). Тертуллиан . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-28231-4 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (2004). Тертуллиан . Перевод Данна, Джеффри Д. Psychology Press. п. 15. ISBN  978-0-415-28231-4 .
  51. ^ Вирт 2016 , с. 167.
  52. ^ Вирт, Дуглас (13 мая 2016 г.). Дрожащий младенец, славный Господь: Рождественские истории в христианской традиции . ВестБоу Пресс. ISBN  978-1-5127-3871-1 .
  53. ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том III: Никейское и постникейское христианство. 311–600 гг. Н. Э.» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 18 февраля 2022 г.
  54. ^ Кросс, Флорида, изд. (2005), «Братья Господни». Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  55. ^ Уайт, Джеймс (1998). Мария — еще один Искупитель? . Бетани Хаус.
  56. ^ Эллингсен, Марк (21 октября 2015 г.). Африканские христианские матери и отцы: почему они важны для церкви сегодня . Випф и Сток. ISBN  978-1-60608-550-9 .
  57. ^ «Иерархия Ранней Церкви» . Католические ответы . Проверено 6 мая 2022 г. H. Иерархия как церковный институт. — (I) Высказывание Тертуллиана (De exhort. cast. vii), заявляющее, что различие между священниками и мирянами обусловлено церковным институтом и что, следовательно, любой мирянин в отсутствие о том, что священник мог приносить жертвы, крестить и действовать как священник, основано на монтанистских теориях и противоречит более ранним учениям Тертуллиана (например, De baptismo, xvii). (2)
  58. ^ Диммик, Джереми; Симпсон, Джеймс; Зееман, Николетт (14 февраля 2002 г.). Изображения, идолопоклонство и иконоборчество в позднесредневековой Англии: текстуальность и визуальный образ . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-154196-4 .
  59. ^ Чунг, Сон Ук; Мэтьюсон, Дэвид Л. (27 августа 2018 г.). Модели премилленаризма . Випф и Сток. ISBN  978-1-5326-3769-8 .
  60. ^ Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс; Данн, Джеффри Д. (2004). Тертуллиан . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-28230-7 .
  61. ^ Уилхайт, Дэвид Э. (24 июня 2011 г.). Тертуллиан Африканский: антропологическое прочтение контекста и идентичности Тертуллиана . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-092626-2 .
  62. ^ Линдси, Деннис (21 августа 2018 г.). Гиганты, падшие ангелы и возвращение нефилимов: древние тайны для подготовки к грядущим дням . Образ судьбы. ISBN  978-0-7684-4418-6 .
  63. ^ Портер, Стэнли Э.; Пирсон, Брук В. (19 декабря 2004 г.). Христианско-еврейские отношения на протяжении веков . А&С Черный. ISBN  978-0-567-04170-8 .
  64. ^ Рассел, Джеффри Бертон (1987). Сатана: раннехристианская традиция . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-9413-0 .
  65. ^ «Фидеизм» . Британская энциклопедия . Проверено 8 сентября 2022 г.
  66. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Монтанизм» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  67. ^ «Монтанизм» . Британская энциклопедия . Проверено 7 апреля 2022 г.
  68. ^ Табберни, Уильям (2007). Ложные пророчества и оскверненные таинства: церковная и имперская реакция на монтанизм . Брилл. ISBN  978-90-04-15819-1 .
  69. ^ Табберни, Уильям (2007). Ложные пророчества и оскверненные таинства: церковная и имперская реакция на монтанизм . Брилл. ISBN  978-90-04-15819-1 .
  70. ^ Биндер, Стефани Э. (13 ноября 2012 г.). Тертуллиан, Об идолопоклонстве и Мишне Аводе Заре: Ставя под сомнение разделение путей между христианами и евреями . Брилл. ISBN  978-90-04-23478-9 .
  71. ^ Данн, Джорджия (2004). Тертуллиан . Отцы ранней церкви. Рутледж. п. 4. ISBN  978-0-415-28231-4 . Проверено 11 июля 2023 г.
  72. ^ Decultu , v – vi
  73. ^ Бител 2008 , с. 21.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плейс, Эми (2020). «Образование женщины в ранней североафриканской церкви» . В Харлоу, М.; Мишель, К.; Кувиллен, Л. (ред.). Текстиль и гендер в древности: от Востока до Средиземноморья . Монографии Блумсбери по классическим исследованиям: классика и археология. Академик Блумсбери. п. 260. ИСБН  978-1-350-14149-0 . Проверено 11 июля 2023 г.
  75. ^ МакКечни, Пол (1999). « Женская религия» и христианство второго века» . В Фергюсоне, Эверетт (ред.). Христианство и общество: социальный мир раннего христианства . Серия «Гирлянда». Гарленд Паб. п. 44. ИСБН  978-0-8153-3068-4 . Проверено 11 июля 2023 г.
  76. ^ Даннинг, Б.Х. (2011). Призраки Павла: сексуальные различия в раннехристианской мысли . Гадания: перечитывание позднеантичной религии. Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 126. ИСБН  978-0-8122-0435-3 . Проверено 11 июля 2023 г.
  77. ^ «Ученый обсуждает «Невесту Христа» в ранней церкви» . Фордхэм.edu . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года.
  78. ^ см . Дж. Кэй, 1845, Церковная история второго и третьего веков .Список здесь воспроизведен в книге преподобных Александра Робертса и Джеймса Дональдсона, редакторов, 1867–1872 гг., Доникейская христианская библиотека: перевод сочинений отцов, вплоть до 325 г. н.э. , Vol. 18, с. xii–xiii
  79. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Новацианство и новацианство» . 03.04.2019. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 г. Проверено 18 февраля 2022 г.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Новациан» . Earlychristianwritings.com . Проверено 18 февраля 2022 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Эймс, Сесилия. 2007. «Римская религия глазами Тертуллиана». В «Спутнике римской религии». Под редакцией Йорга Рюпке, 457–471. Оксфорд: Блэквелл.
  • Данн, Джеффри Д. 2004. Тертуллиан. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Геро, Стивен. 1970. «Миль славный: христиане и военная служба по Тертуллиану». История Церкви 39:285–298.
  • Хиллар, Мэриан. 2012. От Логоса к Троице. Эволюция религиозных верований от Пифагора до Тертуллиана. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Лейн, Энтони Н.С. 2002. «Tertulianus Totus Noster? Использование Кальвином Тертуллиана». Обзор Реформации и Возрождения 4:9–34.
  • О'Мэлли, Томас П. 1967. Тертуллиан и Библия. Язык, Образы, Экзегеза. Раннехристианская латинизация 21. Неймеген, Нидерланды: Деккер и Ван де Вегт.
  • Оттен, Виллемиен. 2009. «Взгляды на женщин в раннем христианстве: воплощенная герменевтика у Тертуллиана и Августина». В герменевтике, библейской политике и правах человека. Между текстом и контекстом. Под редакцией Баса де Гаая Фортмана, Курта Мартенса и М. А. Мохамеда Салиха, 219–235. Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Осборн, Эрик Ф. (2003). Тертуллиан, первый богослов Запада . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-52495-7 .
  • Рэнкин, Дэвид. 1995. Тертуллиан и церковь. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Уилхайт, Дэвид Э. 2007. Тертуллиан Африканский. Антропологическое прочтение контекста и идентичности Тертуллиана. Millennium Studien 14. Берлин и Нью-Йорк: Де Грюйтер.

Внешние ссылки [ править ]

Первоисточники

Вторичные источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e234f05cba75ccf735f589568184946__1718782200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/46/4e234f05cba75ccf735f589568184946.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tertullian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)