Из зрелищ
De Spectaculis , также известный как «О зрелищах» или «Представления» , представляет собой сохранившийся нравственный и аскетический трактат Тертуллиана . Написанная где-то между 197 и 202 годами, эта работа рассматривает моральную законность и последствия христианами посещения цирка , театра или амфитеатра. [1]
Тертуллиан утверждает, что человеческие удовольствия могут быть оскорблением Бога . [2] По его мнению, эти публичные развлечения являются злоупотреблением Божьим творением и извращением даров, данных Богом человеку. Он поддерживает свое утверждение, напоминая читателю, что эти представления и зрелища произошли от языческих ритуальных обрядов ( Либералии , Консуалии , Эквирии , Вакханалии и т. д.). Это означает, что события происходят от идолопоклонства. Ключевое беспокойство вызывало то, что «шоу всегда приводит к духовному волнению». Посещая и участвуя в мероприятии, человек подвергается сильным волнениям, возникающим вследствие естественных погрешностей, порождающих страстное желание. Кроме того, Тертуллиан пишет, что то, что нельзя сказать или сделать, недопустимо видеть или слышать.
Фридрих Ницше в «О генеалогии нравственности» (Очерк 1, раздел 15) использует слова Тертуллиана, чтобы подчеркнуть сходство христианского богослужения с походами в цирк: «Вместо спортсменов у нас есть мученики; если мы жаждем крови, у нас есть кровь Христа...» Тем, кто пристрастился к наслаждению языческими зрелищами, Тертуллиан пытался показать, что христианство предлагает зрелища гораздо превосходящие. По этой причине он говорил о Втором пришествии , воскресении святых, Новом Иерусалиме и о том, «чего не видело око, не слышало ухо, и не задумывало сердце человеческое» ( 1 Кор 2:9 ), но о зрелище, больше всего он расширил Страшный суд и последующее наказание врагов Христа:
[Этот] последний день суда с его вечными последствиями; тот день, неожиданный для народов, тема их насмешек, когда поседевший от старости мир и все его многочисленные произведения сгорят в одном великом пламени! Какое грандиозное зрелище предстало тогда перед глазами! Что там вызывает мое восхищение? к чему мои насмешки? Какое зрелище доставляет мне радость? что возбуждает меня к ликованию? - поскольку я вижу так много прославленных монархов, о приеме которых на небеса было объявлено публично, стенающих теперь в самой глубокой тьме с самим великим Юпитером, а также тех, которые были свидетелями их ликования; также и наместники провинций, преследовавшие христианское имя, в огне более яростном, чем тот, которым во дни своей гордыни они свирепствовали против последователей Христа. Какие мировые мудрецы, кроме тех самых философов, которые учили своих последователей, что Бога не заботит подлунное должное, и имели обыкновение уверять их, что либо у них нет души, либо они никогда не вернутся в тела? который они оставили после смерти, теперь покрытый стыдом перед бедными обманутыми, как один огонь пожирает их! И поэты, не трепещущие перед судилищем Радамант или Минос , но неожиданного Христа! У меня будет лучшая возможность услышать трагиков, громче говорящих о своем собственном несчастье; взгляд на актеров, гораздо более «развратных» в тающем пламени; смотреть на возничего, сияющего в его огненной колеснице; видеть борцов не в их гимнастических залах, а мечущихся в огненных волнах… Какой квестор или священник в своей щедрости одарит вас благосклонностью видеть и радоваться таким вещам, как эти? И все же даже теперь мы в некоторой степени имеем их по вере в образы воображения. [3]
Подобное выражение радости по поводу гибели проклятых не находит себе равных в других произведениях ранних христиан . Однако следует принять во внимание, что в более ранней главе трактата Тертуллиан писал, что «невиновный не может найти удовольствия в чужих страданиях: он скорее скорбит о том, что брат согрешил так гнусно, что нуждается в столь ужасном наказании». [4] Этот отрывок трудно, если вообще возможно, согласовать с приведенным ранее, и поэтому остается спорным, каковы были настоящие чувства Тертуллиана в отношении проклятых.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см. также Антитеатральность
- ^ De Spectaculis Реджинальд Мелвилл Чейз Классический журнал, Том. 23, № 2 (ноябрь 1927 г.), стр. 107–120. Опубликовано: Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга. Стабильный URL-адрес статьи: https://www.jstor.org/stable/3289360.
- ^ «Тертуллиан, Представления, глава XXX» . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Тертуллиан, Представления, глава XIX» . Проверено 20 октября 2018 г.
- Тертуллиан, Септимус Флоренс (1869). Сочинения Септимия Флоренса Тертуллиана, Vol. Я. Преподобный С. Телуолл (пер.). Т. и Т. Кларк .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- De spectaculis : латинский текст с английским переводом Террота Ривли Гловера , Классическая библиотека Леба, 1931 г.
- De spectaculis в Тертуллианском проекте , включая ссылки на текст и переводы