Театр Древнего Рима
Архитектурная форма театра в Риме связана с более поздними, более известными образцами от I века до нашей эры до III века нашей эры. [1] Театр Древнего Рима относился к периоду времени, когда в Риме проходила театральная практика и представления. Эта традиция еще больше связана с IV веком до нашей эры, после перехода государства от монархии к республике . [1] Театр в эту эпоху обычно разделяется на жанры трагедии и комедии , которые представлены особым стилем архитектуры и сценической игры и передаются публике исключительно как форма развлечения и контроля. [2] Что касается публики, римляне отдавали предпочтение развлечениям и представлениям, а не трагедиям и драмам, демонстрируя более современную форму театра, которая все еще используется в наше время. [2]
«Зрелище» стало неотъемлемой частью повседневных ожиданий римлян, когда дело касалось театра. [1] Некоторые работы Плавта , Теренция и Сенеки Младшего, сохранившиеся до наших дней, освещают различные аспекты римского общества и культуры того времени, включая достижения римской литературы и театра. [1] Театр в этот период времени стал представлять важный аспект римского общества в республиканский и имперский периоды Рима. [1]
Истоки римского театра
[ редактировать ]Рим был основан как монархия под властью этрусков и оставался таковой на протяжении первых двух с половиной веков своего существования. После изгнания последнего царя Рима, Луция Тарквиния Гордого , или «Тарквиния Гордого», около 509 г. до н.э., Рим стал республикой и отныне возглавлялся группой магистратов, избранных римским народом. Считается, что римский театр зародился в течение первых двух столетий Римской республики , после распространения римского правления на большую территорию итальянского полуострова , примерно в 364 году до нашей эры.
После разрушительной эпидемии чумы в 364 г. до н.э. римские граждане начали включать театральные игры в дополнение к уже проводившимся церемониям Лектистерниума , чтобы еще больше умиротворить богов. Спустя годы после появления этой практики актеры начали адаптировать эти танцы и игры в спектакли, разыгрывая тексты, положенные на музыку и одновременное движение.
По мере развития эпохи Римской республики граждане начали включать профессионально исполняемые драмы в эклектичные предложения луди (праздников государственных праздников), проводимых в течение каждого года – крупнейшим из этих фестивалей является Луди Романи , проводимый каждый сентябрь в честь Римский бог Юпитер . [3] Именно в рамках Ludi Romani в 240 г. до н.э. писатель и драматург Ливий Андроник стал первым, кто сделал переводы греческих пьес для исполнения на римской сцене. [4] [5] [6]
До 240 г. до н.э. контакты римлян с культурами северной и южной Италии начали влиять на римские представления о развлечениях. [7] На ранней римской сцене доминировали: Филак (разновидность трагической пародии, возникшая в Италии во время Римской республики с 500 по 250 гг. до н.э.), ателланские фарсы (или тип комедии, изображавшей предполагаемое обратное мышление юго-восточного осканского города Ателла; форма этнического юмора, возникшая около 300 г. до н. э.), и фесеннинские стихи (происходящие из южной Этрурии). [7] Кроме того, ученые Филака обнаружили вазы с изображением постановок старой комедии (например, Аристофана , греческого драматурга), что привело многих к выводу, что такие комедийные пьесы в какой-то момент были представлены итальянской, если не «латиноязычной» аудитории еще в далеком прошлом. 4 век. [7] Это подтверждается тем фактом, что латынь была важным компонентом римского театра. [7] С 240 г. до н. э. по 100 г. до н. э. римский театр вступил в период литературной драмы, в течение которого классические и постклассические греческие пьесы были адаптированы для римского театра. [7] С 100 г. до н. э. по 476 г. н. э. римские развлечения стали заключаться в цирковых представлениях, зрелищах и мимике, но при этом оставались очарованными театральными представлениями. [7]
Возникшая ранняя драма была очень похожа на драму в Греции. Рим участвовал во многих войнах, некоторые из которых происходили в районах Италии, где греческая культура имела большое влияние. [8] Примеры этого включают Первую Пуническую войну (264–241 гг. До н.э.) на Сицилии. [8] Благодаря этому возникли отношения между Грецией и Римом, начавшиеся с возникновения эллинистического мира, в котором эллинистическая культура была более широко распространена, а также через политическое развитие через римские завоевания средиземноморских колоний. [8] Аккультурация стала характерной для греко-римских отношений: Рим в основном перенимал аспекты греческой культуры, их достижения и развивал эти аспекты в римской литературе, искусстве и науке. [8] Рим стал одной из первых развивающихся европейских культур, которые формировали свою культуру за другой. [8] С окончанием Третьей македонской войны (168 г. до н.э.) Рим получил больший доступ к богатству греческого искусства и литературы, а также к притоку греческих мигрантов, особенно философов-стоиков , таких как Кратес Маллуса (168 г. до н.э.), и даже афинских философов. (155 г. до н. э.). Это позволило римлянам развить интерес к новой форме выражения — философии. [8] Произошедшее развитие событий было впервые инициировано драматургами-греками или полугреками, жившими в Риме. [8] Хотя греческая литературная традиция в драме повлияла на римлян, римляне предпочли не полностью перенимать эти традиции, а вместо этого использовался доминирующий местный язык - латынь. [8] Эти римские пьесы, которые начали исполняться, находились под сильным влиянием этрусских традиций, особенно в отношении важности музыки и исполнения. [8]
Жанры древнеримского театра
[ редактировать ]Первыми важными произведениями римской литературы были трагедии и комедии, написанные Ливием Андроником начиная с 240 г. до н.э. Пять лет спустя Гней Невий , младший современник Андроника, также начал писать драму, сочиняя также в обоих жанрах. Пьесы обоих писателей не сохранились. К началу II века до нашей эры в Риме прочно обосновалась драматургия и гильдия писателей ( collegium poetarum ). образовалась [9]
Римская трагедия
[ редактировать ]Ни одна ранняя римская трагедия не сохранилась, хотя в свое время она пользовалась большим уважением; историкам известны три ранних трагика — Энний , Пакувий и Луций Аций . Важным аспектом трагедии, отличавшимся от других жанров, было выполнение хоров, которые включались в действие на сцене во время исполнения многих трагедий. [10]
Однако со времен империи сохранились произведения двух трагиков — одного неизвестного автора, а другого — философа-стоика Сенеки . Сохранилось девять трагедий Сенеки, все из которых представляют собой fabulae crepidatae ; fabula crepidata или fabula cothurnata — латинская трагедия на греческие сюжеты.
Сенека появляется как персонаж трагедии «Октавия» , единственного дошедшего до нас примера fabula praetexta (трагедий на римские сюжеты, впервые созданных Невием ), и в результате пьесе ошибочно приписали авторство самого Сенеки. Однако, хотя историки с тех пор подтвердили, что пьеса не была одним из произведений Сенеки, истинный автор остается неизвестным. [9]
Сенеканская трагедия продемонстрировала декламационный стиль или стиль трагедии, в котором подчеркивались риторические структуры. [11] Это был стиль, характеризующийся парадоксом , разрывом , антитезой и принятием декламационных структур и техник, которые включали аспекты сжатия, разработки, эпиграммы и, конечно же, гиперболы, поскольку большинство его пьес, казалось, подчеркивали такие преувеличения, чтобы сделать точки более убедительны. [11] Сенека писал трагедии, отражающие душу, посредством чего риторика использовалась в процессе создания трагического персонажа и кое-что раскрывала состояние души. [11] Одним из наиболее примечательных способов, с помощью которых Сенека развил трагедию, было использование отступления или обычного театрального приема, обнаруженного в эллинистической драме, которая в то время была чужда миру аттической трагедии . [11] Сенека исследовал внутреннюю часть психологии разума посредством «саморепрезентативных монологов или монологов», в которых основное внимание уделялось внутренним мыслям человека, центральным причинам его эмоциональных конфликтов, его самообмана, а также других разновидностей психологических потрясений, которые служили драматизировать эмоции способом, который стал центральным в римской трагедии , отличаясь от ранее использовавшихся форм греческой трагедии . [11] Те, кто был свидетелем использования риторики Сенекой; Было отмечено, что ученики, читатели и аудитория были обучены Сенекой использованию вербальной стратегии, психической мобильности и публичных ролевых игр, которые для многих существенно изменили психические состояния многих людей. [11]
Римская комедия
[ редактировать ]Все дошедшие до нас римские комедии можно отнести к категории fabula palliata (комедии на греческие сюжеты) и были написаны двумя драматургами: Титом Макцием Плавтом (Плавтом) и Публием Терентием Афером (Теренцией). (римская комедия в римской обстановке) не Фабула тогата сохранилась.
Адаптируя греческие пьесы для римской публики, римские драматурги-комики внесли несколько изменений в структуру постановок. Наиболее примечательным является устранение ранее заметной роли хора как средства разделения действия на отдельные эпизоды. пьес было добавлено музыкальное сопровождение как одновременное дополнение Дополнительно к диалогам . Действие всех сцен, как правило, происходило на улице вне жилища главных героев, а сюжетные осложнения часто были результатом подслушивания второстепенным персонажем.
Плавт писал между 205 и 184 годами до нашей эры, и до наших дней дошли двадцать его комедий, из которых его фарсы наиболее известны . Им восхищались остроумие его диалогов и разнообразное использование поэтических размеров . В результате растущей популярности пьес Плавта, а также этой новой формы письменной комедии, сценические пьесы стали более заметным компонентом римских праздников того времени, заявив свое место в мероприятиях, которые раньше включали только скачки и спортивные соревнования. и гладиаторские бои.
все шесть комедий, сочиненных Теренсом Сохранились между 166 и 160 годами до нашей эры. Сложность его сюжетов, в которых он регулярно объединял несколько греческих оригиналов в одну постановку, вызвала резкую критику, в том числе утверждения о том, что при этом он разрушает оригинальные греческие пьесы, а также слухи о том, что он получал помощь от высокопоставленных чиновников. ранжирование мужчин при составлении своего материала. Фактически, эти слухи побудили Теренса использовать прологи в нескольких своих пьесах как возможность умолять публику, прося ее объективно оценить его материал и не поддаваться влиянию того, что они, возможно, слышали о его методах. . Это резко отличалось от написанных прологов других известных драматургов того периода, которые обычно использовали свои прологи как предисловие к сюжету разыгрываемой пьесы. [12] [9]
Стандартные персонажи римской комедии
[ редактировать ]Ниже приведены примеры стандартных персонажей римской комедии:
- Adulescens ; — неженатый мужчина, обычно в возрасте от двадцати до двадцати лет его действия обычно связаны с поиском любви к проститутке или рабыне, которая, как позже выясняется, является свободнорожденной женщиной и, следовательно, имеет право на брак. Персонажа adulescens обычно сопровождает умный персонаж-раб, pseudolus servus , который пытается решить проблемы adulescens или оградить его от конфликта. [13]
- Сенекс , в первую очередь озабочен его отношениями с сыном adulescens . Хотя он часто выступает против выбора сыном любовного увлечения, иногда помогает ему добиться его желаний. Иногда он влюблен в ту же женщину, что и его сын, женщину, которая слишком молода для сенекса . Он никогда не получает девушку, и его часто утаскивает разгневанная жена. [13]
- — Перевивочный перевивочный перевивочный перевивочный канат это персонаж сутенера или «работорговца». Хотя деятельность персонажа изображается в высшей степени аморальной и подлой, перевивочник всегда действует законно и всегда получает полную оплату за свои услуги. [13]
- Майлс славный — высокомерный и хвастливый персонаж-солдат, происходящий из старой греческой комедии. Название персонажа взято из одноименной пьесы Плавта. Персонаж Майлс Глориосус обычно доверчив, труслив и хвастлив. [14]
- Паразит ( паразит ) часто изображается как эгоистичный лжец. Его обычно ассоциируют с персонажем «Miles Gloriosus» , и он ловит каждое его слово. Паразит . в первую очередь озабочен собственным аппетитом или тем, где он получит следующую бесплатную еду [13]
- Матрона — это образ жены и матери, и обычно она раздражает мужа, постоянно мешая его свободе преследовать других женщин. Застав мужа с другой женщиной, она обычно заканчивает роман и прощает его. Она любит своих детей, но часто бывает темпераментной по отношению к мужу. [13]
- Дева О ней (молодая девушка) — незамужняя молодая женщина, любовный интерес adulescens . часто говорят, но она остается за кулисами. Типичный сюжет последнего акта пьесы показывает, что она свободнорожденного происхождения и, следовательно, имеет право на брак. [13]
Римский театр в спектакле
[ редактировать ]Сцена и физическое пространство
[ редактировать ]Начиная с первого представления театра в Риме в 240 г. до н.э., пьесы часто ставились во время публичных фестивалей. Поскольку эти спектакли были менее популярны, чем некоторые другие виды мероприятий (гладиаторские бои, цирковые представления и т. д.), проводимые в том же помещении, театральные представления проводились с использованием временных деревянных конструкций, которые приходилось перемещать и разбирать на несколько дней. , когда были запланированы другие зрелищные мероприятия. Медленный процесс создания постоянной площадки для выступлений был обусловлен решительным возражением высокопоставленных чиновников: члены сената считали, что граждане проводят слишком много времени на театральных мероприятиях, и что потворство такому поведению приведет к коррупция римского общества. В результате до 55 г. до н. э. не было построено ни одного постоянного каменного сооружения для театральных представлений. Иногда проекты строительства театров могли длиться несколько поколений, прежде чем были завершены, и требовали сочетания частных благотворителей, общественной подписки и доходов от сумм гонораров или платежей. на должности, занимаемые судьями. [15] Чтобы продемонстрировать свои благодеяния, статуи или надписи (иногда в денежных суммах) были воздвигнуты или написаны на всеобщее обозрение перед трибуналами, в просканиях или сценах на лбу , в частях здания, предназначенных для всеобщего обозрения. [15] Строительство театров требовало как масштабных усилий, так и значительного количества времени, часто растягивавшегося на несколько поколений. [15]
Римские театры, особенно построенные в западно-римском стиле , в основном создавались по образцу греческих. [15] Они часто располагались полукругом вокруг оркестра, но и сцена, и здание сцены были соединены вместе со зрительным залом и подняты на одну высоту, образуя ограждение, очень похожее по структуре и внешнему виду на ограждение современного театра. [15] Этому способствовала одея или небольшие театры с крышами или более крупные театры с велой, позволяющие зрителям иметь некоторую тень. [15]
Во времена этих временных построек театральные представления отличались очень минималистской атмосферой. Это включало в себя пространство, где зрители могли стоять или сидеть и смотреть спектакль, известное как кавеа , и сцену или сцену . Обстановка каждой пьесы изображалась с помощью тщательно продуманного фона ( scaenae frons ), а актеры выступали на сцене, в игровом пространстве перед scaenae frons , называемом proscaenium . Эти сооружения были возведены в нескольких разных местах, включая храмы, арены, а иногда на центральной площади Рима ( Форуме ) проводились спектакли. [12] [4]
Социальные разногласия внутри театра проявились в том, как зрительный зал был разделен, обычно широкими коридорами или preecinctiones, на одну из трех зон: ima, media и summa caba. [15] Эти зоны служили для отделения определенных групп населения. [15] Из этих трех отделений summa caba или «галерея» была местом, где сидели мужчины (без тог или пуллати (бедные)), женщины, а иногда и рабы (по общему признанию). [15] Расположение сидений в театре подчеркивает гендерное неравенство в римском обществе, поскольку женщины сидели среди рабов. [15] Сур отмечает, что только при Августе в театре была введена сегрегация, при которой женщины должны были сидеть либо сзади, либо рядом с ним. [15]
Театры финансировались определенными благотворителями и рассматривались как объекты благотворительности, главным образом из-за необходимости поддерживать гражданский порядок и, как следствие, из-за стремления граждан к театральным представлениям. [15] Театры почти всегда строились в интересах тех, кто занимал высшие чины и должности в Римской республике. [15] Чтобы сохранить сегрегацию власти, высокопоставленные лица часто сидели в первых рядах или на виду у общественности (трибуналии). [15] Лица, жертвовавшие на строительство театров, часто делали это из пропагандистских соображений. [15] Будь то императорский благотворитель или богатый человек, высокая стоимость строительства театра обычно требовала пожертвований более чем одного человека. [15]
В 55 г. до н. э. был построен первый постоянный театр. Основная цель этого сооружения, построенного Помпеем Великим, на самом деле заключалась не в разыгрывании драмы, а, скорее, в том, чтобы предоставить нынешним и будущим правителям место, где они могли собрать публику и продемонстрировать свою пышность и власть над массами. Грандиозное сооружение, вмещавшее 20 000 зрителей, имело сцену шириной 300 футов и могло похвастаться трехэтажной сценой, окруженной искусными статуями по бокам. Театр Помпея использовался до начала VI века, но в средние века был разобран ради камня. Сегодня над землей практически ничего не видно из огромного сооружения. [12] [3]
Актеры
[ редактировать ]Первые актеры, появившиеся в римских спектаклях, были родом из Этрурии . Эта традиция иностранных актеров продолжится в римских драматических спектаклях. Начиная с первых спектаклей, актерам было отказано в тех же политических и гражданских правах, которые были предоставлены обычным римским гражданам, из-за низкого социального статуса актеров. Кроме того, актеры были освобождены от военной службы, что еще больше ограничивало их права в римском обществе, поскольку человек не мог делать политическую карьеру, не имея определенного военного опыта. Хотя актеры не обладали многими правами, у рабов была возможность добиться свободы, если они смогли проявить себя как успешные актеры. [16]
Декламация, жестикуляция, пение и танцы под открытым небом в римской театральной сцене требовали выносливости и ловкости. [17]
Распространение драматических представлений по Риму произошло с ростом актерских трупп, которые, как полагают, со временем начали путешествовать по всей Италии. Эти актерские труппы обычно состояли из четырех-шести обученных актеров. Обычно в спектакле говорящие роли исполняли два-три актера труппы, а остальные актеры труппы присутствовали на сцене в качестве помощников говорящих актеров. По большей части актеры специализировались на одном жанре драмы и не чередовали другие жанры драмы. [18]
Самым известным актером, сделавшим карьеру в поздней Римской республике, был Квинт Росций Галл (125–62 до н. э.). Он был прежде всего известен своими выступлениями в жанре комедии и прославился своими выступлениями среди элитных кругов римского общества. [19] Благодаря этим связям он сблизился с Луцием Лицинием Крассом , великим оратором и членом Сената, и Луцием Корнелием Суллой . [20] В дополнение к актерской карьере, которую построил Галлус, он также использовал свои актерские способности, чтобы научить актеров-любителей ремеслу достижения успеха в искусстве. Он также отличился своим финансовым успехом в качестве актера и преподавателя актерского мастерства в области, которая не пользовалась большим уважением. В конце концов, он решил завершить свою карьеру актера, не получая денег за свои выступления, потому что хотел предложить свои выступления как услугу римскому народу. [21]
До недавнего времени считалось, что, хотя существует вероятность того, что женщины могли исполнять не говорящие роли в римских театральных постановках, исторические данные свидетельствуют о том, что все говорящие роли исполняли актеры-мужчины. Более поздние исследования показали, что, хотя и редко, были женщины, которые исполняли роли говорящих. [22] Басилла и Фабия Арете были двумя актрисами, известными своей ролью Милосердия в популярной народной комедии. Например, [22] Конечно, существовали успешные женщины-исполнительницы в танцах и пении в театральных постановках, многие из которых, по-видимому, пользовались широкой известностью, и даже существовала гильдия исключительно женских сценических артистов — Sociae Mimae .
Общественное мнение об актерах было очень низким, что ставило их в один социальный статус с преступниками и проститутками, а актерская профессия считалась незаконной и отвратительной. Многие римские актеры были рабами, и нередко хозяин избивал артиста в наказание за неудовлетворительное исполнение. Эти действия и мнения сильно отличаются от тех, что демонстрировались во времена древнегреческого театра , когда актеры считались уважаемыми профессионалами и получали гражданство в Афинах. [13] [4]
Известные римские драматурги
[ редактировать ]- Ливий Андроник , греческий раб, увезенный в Рим в 240 г. до н. э.; писал пьесы на греческие сюжеты и существующие пьесы. Первый драматург Рима.
- Плавт , комедийный драматург III века до н.э. и автор произведений «Милс Глориос» , «Псевдол» и «Менаехми» .
- Теренций писал между 170 и 160 годами до нашей эры.
- Титиний , писавший во втором веке до нашей эры.
- Гай Меценат Мелисс , драматург I века «комедии нравов».
- Сенека , драматург I века, наиболее известный своими римскими адаптациями древнегреческих пьес (например, «Медея» и «Федра»).
- Энний , современник Плавта, написавший и комедию, и трагедию.
- Луций Аций , трагический поэт и литературовед.
- Пакувий , племянник Энния и трагический драматург.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Филлипс, София Кикар (2024). «Архитектура римского театра: истоки, каненизация и распространение» . ПРОКВЕСТ . стр. 13–50 . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаммер, Дин (2010). «Римские зрелищные развлечения и технология реальности». Аретуза . 43 : 64–68. ПроКвест 221210783 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Заррилли, Филипп Б.; МакКоначи, Брюс; Уильямс, Гэри Джей; Фишер Соргенфрай, Кэрол (2006). Истории театра: Введение . Рутледж. стр. 102, 106. ISBN. 978-0-415-22728-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мур, Тимоти Дж. (2012). Римский театр . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-13818-5 .
- ^ Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43437-9 .
- ^ Бичем, Ричард К. (1991). Римский театр и его публика . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-77914-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Филлипс, Лаура Клар (2006). «Архитектура римского театра: истоки, канонизация и распространение» . ПРОКВЕСТ . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гезине, Манувальд (2011). Римский республиканский театр . EBSCOhost: Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2011. с. 385. ИСБН 978-0-521-11016-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брокетт, Оскар; Хильди, Франклин Дж. (2003). История театра . Аллин и Бэкон. ISBN 978-0-205-35878-6 .
- ^ Гезине Манувальд, Римский республиканский театр, ( Кембридж: Cambridge University Press, 2011), 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бойл, Эй Джей (1997). Трагический Сенека: Очерк театральной традиции . стр. 15–32. ISBN 1-134-80231-5 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бибер, Маргарет (1961). История греческого и римского театра . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 151–171.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Торберн, Джон Э. (2005). Факты о сопутствующем файле классической драмы . Издательство информационной базы. ISBN 978-0-8160-7498-3 .
- ^ Хохман, Стэнли (1984). Энциклопедия мировой драмы Макгроу-Хилла . ВНР АГ. п. 243. ИСБН 978-0-07-079169-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сир, Фрэнк. «Римские театры: архитектурное исследование» . Академия : 1–83.
- ^ Гезине Манувальд, Римский республиканский театр (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011), 22-24).
- ^ Гезине Манувальд, Римский республиканский театр, ( Кембридж: Cambridge University Press, 2011), 73.
- ^ Гезине Манувальд, Римский республиканский театр, ( Кембридж: Cambridge University Press, 2011), 85.
- ^ Уильям Дж. Слейтер, Римский театр и общество (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1996), 36.
- ^ Уильям Дж. Слейтер, Римский театр и общество (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1996), 37.
- ^ Уильям Дж. Слейтер, Римский театр и общество (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1996), 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пэт Истерлинг, Эдит Холл: Греческие и римские актеры: аспекты древней профессии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив древнего театра, греческая и римская театральная архитектура - доктор Томас Г. Хайнс, факультет театра, Колледж Уитмена.
- Клифф, Ю. Римский театр , Журнал истории Clio, 2009.
- Римский театр , Римский Колизей, 2008 г.
- Классическая драма и театр , Марк Дэмен, Университет штата Юта
- Какой была римская пьеса , Краткая история драмы, Марта Флетчер Беллинджер
- Рифма, женщины и песня: настройтесь на Плавта , Энн Х. Гротон, Колледж Олафа