Кёген
Театр Ногаку | |
---|---|
![]() Кёгэн Выступление в замке Химэдзи | |
Страна | Япония |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 12 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
![]() |
Кёгэн ( 狂言 , «безумные слова» или «дикая речь») — форма традиционного японского комического театра . Он развивался вместе с Но , исполнялся вместе с Но как своего рода антракт между выступлениями Но на одной сцене и сохраняет тесную связь с Но в наши дни; поэтому его иногда называют Но-кёгэн . Тем не менее его содержание совсем не похоже на формальный, символический и торжественный Но театр ; Кёгэн — это комическая форма, и его основная цель — рассмешить аудиторию.
Кёген вместе с Но является частью театра Ногаку . [ 1 ]
Кёгэн иногда сравнивают [ кем? ] к итальянской комической форме комедии дель арте , которая возникла примерно в тот же период (14 век) и также включает в себя стандартных персонажей . У него также есть параллели с пьесой греческих сатиров — короткой комической пьесой, разыгрываемой между трагедиями.
История
[ редактировать ]Одним из древнейших предков кёгэн считается комическая мимикрия, которая была одним из искусств, составляющих сангаку ( джа:散楽 ), а сангаку был завезен в Японию из Китая в период Нара в 8 веке. В период Хэйан (794–1185 гг.) сангаку превратилось в саругаку путем слияния с японскими традиционными исполнительскими видами искусства, такими как дэнгаку , а в период Камакура (1185–1333 гг.) оно разделилось на Но, которое представляло собой драму серьезного пения и танцы и кёгэн — комическая речь и игра. Когда Канами и Дзэами завершили Но в стиле, известном сегодня, в ранний период Муромати (1333–1573) в 14 веке, «Кёгэн» представлял собой простую и комичную короткую пьесу, отличную от стиля, известного сегодня, и исполнители кёгэн находились под контроль над труппой Но. В конце периода Муромати был развит кёгэн как форма театра, и школа Окура исполнителями кёгэн была основана . В период Эдо (1606–1868 гг.) были созданы школы Саги и школы Идзуми. Поскольку Сёгунат Токугава обозначил кёгэн и Но как церемониальные искусства в период Эдо, исполнители кёгэн этих трёх школ были наняты сёгунатом Токугава, каждым даймё (феодалом) и императорским двором , и кёгэн также значительно развился. [ 2 ]
Кёген оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра кабуки . После того, как более ранние, более непристойные формы кабуки были объявлены вне закона в середине 17 века, правительство разрешило создание нового яро-кабуки (мужского кабуки) только на том основании, что оно воздерживается от непристойности предыдущих форм кабуки и вместо этого сама модель по образцу Кёгена. [ 2 ]
Но был официальной формой развлечения периода Эдо и поэтому субсидировался правительством. Кёген, выступавший вместе с Но, в это время также получил покровительство правительства и высшего класса. после Реставрации Мэйдзи Однако эта поддержка прекратилась. Без государственной поддержки Но и Кёгэн пришли в упадок, поскольку многие японские граждане тяготели к более «современным» западным формам искусства. Однако в 1879 году тогдашний бывший президент США Улисс С. Грант и его жена во время поездки по Японии проявили интерес к традиционному искусству Но. Они стали первыми американцами, которые стали свидетелями пьес Но и кёгэн, и, как говорят, им это представление понравилось. Считается, что их одобрение вызвало возрождение интереса к этим формам. [ 3 ]
В современной Японии кёгэн исполняется как отдельно, так и как часть Но. При исполнении в рамках представления Но кёгэн может принимать три формы: отдельная (комическая) пьеса кёгэн, исполняемая между двумя пьесами Но (интер-Но), которая известна как хонкёгэн ( 本狂言 , настоящий кёгэн) , как ( некомическая) сцена в пьесе Но (внутри Но, между двумя сценами), известная как айкёгэн ( между кёгэн , промежуточный кёгэн, интервал кёгэн) или как бэцукёгэн ( бэцукёгэн , специальный кёгэн) .
В айкёгене чаще всего главный актёр Но ( ситэ ) покидает сцену и его заменяет актёр кёгэн ( 狂言方 , кёген-ката ) , который затем объясняет пьесу (для пользы публики), хотя возможны и другие формы. возможно - айкёген происходит в начале, или актер кёген иным образом взаимодействует с актерами Но. В составе Но айкёген не комичен – манера (движения, речь) и костюм серьезны и драматичны. Тем не менее, актер одет в одежду кёгэн и использует язык и подачу в стиле кёгэн (а не язык и подачу Но) – что означает более простой, менее архаичный язык, произнесенный ближе к говорящему голосу – и, таким образом, в целом может быть понят зрителями. , отсюда и роль в объяснении пьесы. Таким образом, хотя костюм и подача выполнены в стиле кёгэн (кёгэн по форме ), одежда будет более элегантной, а подача менее игривой, чем в отдельном комическом кёгэне. До и после айкёген актёр кёген ждёт (стоя на коленях в сэйдза ) на месте кёгэн. ( 狂言座 , кёгэн-дза ) в конце моста ( хасигакари ), рядом со сценой.
Традиции кёгэн поддерживаются в первую очередь семейными группами, особенно школой Идзуми и школой Окура .
Элементы
[ редактировать ]Пьесы Кёгэн неизменно кратки — часто около 10 минут, как это традиционно исполняется между действиями Но — и часто содержат только две или три роли, в которых часто участвуют стандартные персонажи . Известные из них включают Таро кая ( 太郎冠者 , главный слуга, буквально «первенец + слуга») , Дзиро кая ( 次郎冠者 , второй слуга, буквально «второй сын + слуга») и хозяин ( 主人 , сюдзин ) .
Движения и диалоги в кёгене обычно сильно преувеличены, что облегчает понимание действия пьесы. Элементы фарса или сатиры присутствуют в большинстве пьес кёгэн. Некоторые пьесы представляют собой пародии на настоящие буддийские или синтоистские религиозные ритуалы; другие представляют собой более короткие, живые и упрощенные версии пьес Но, многие из которых взяты из народных сказок . Как и в случае с Но, дзё-ха-кю — это фундаментальный принцип, который особенно важен для движения.
Как и в случае с Но и Кабуки, все актеры кёгэн , включая тех, кто играет женские роли, — мужчины. Женские роли обозначаются особым предметом одежды — бинанказура ( 美男鬘 ) — длинным белым поясом, обернутым вокруг головы, концы которого спускаются вниз по передней части тела и заправлены в пояс, наподобие символических кос; в двух точках (по обе стороны головы), где створка переходит из обернутого в свисающее положение, створка торчит вверх, как два маленьких рога.
Точно так же актеры играют роли независимо от возраста: например, старик может играть роль Таро Кая напротив молодого человека, играющего мастера.
Костюмы
[ редактировать ]Наряды, как правило, представляют собой камисимо (одежда периода Эдо, состоящая из верха катагину и штанов хакама ), при этом мастер (если он присутствует) обычно носит нагабакама (длинные тянущиеся штаны).
Актеры в кёгене, в отличие от актеров в Но, обычно не носят масок, если только роль не принадлежит животному (например, тануки или кицунэ ) или богу. Следовательно, маски кёгэн менее разнообразны, чем маски Но. И маски, и костюмы проще, чем характерные для Но. Используется мало реквизита и минимальные декорации или вообще их нет. Как и в случае с Но, обычным аксессуаром является веер.
Язык
[ редактировать ]Язык кёгена зависит от периода, но большая часть классического репертуара написана на японском языке раннего Нового времени , что в достаточной степени аналогично раннему английскому языку Нового времени (как у Шекспира ). Язык в значительной степени понятен современным носителям японского языка, но звучит архаично, с повсеместным использованием формы годзару ( ござる ), а не формы масу ( ます ), которая используется сейчас (см. связку: японский язык ). Например, при подтверждении команды Таро кая часто отвечает кашикоматте-гозару ( 畏まってござる , «Да, сэр!») , что в современном японском языке используется кашикомаримасита ( 畏まりました ) . Далее, некоторые слова и нюансы не могут быть понятны современному зрителю (без примечаний), как у Шекспира. Это контрастирует с Но, где язык более сложен и, как правило, непонятен современной аудитории.
Существует множество устоявшихся шаблонов – стандартных фраз и связанных с ними жестов, таких как кашикоматте-гозару (с луком) и Коре ва мазу нанто итасо. Ия! Итасийо га годзару. «Итак, сначала что делать. Ага! Есть способ сделать это.», исполняется с наклоном и поднятием головы (указывая на мысль), с последующим вставанием на Ию! Пьесы часто начинаются с таких фраз, как Коре ва коно атари ни сумай-итасу моно де гозару. «Это человек, который проживает в этом месте». и (если с участием Таро кая) часто заканчиваются тем, что Таро кая убегает со сцены с криками « Яру-май зо, йару-май зо!» «Я этого не сделаю, я этого не сделаю!».
Строки произносятся характерным ритмичным, певучим голосом и, как правило, довольно громко. Темп, высота и громкость варьируются в зависимости от акцента и эффекта.
Движения
[ редактировать ]
Как и в случае с Но, который исполняется на той же сцене, а также во многих боевых искусствах (таких как кендо и айкидо ), актеры двигаются через суриаси ( 摺り足 ) , скользя ногами, избегая шагов на легко вибрирующей сцене Но. При ходьбе тело стремится оставаться на одном уровне, не подпрыгивая вверх или вниз. В пьесах также часто используются топанье ногами или другие удары по земле (например, прыжки), чтобы получить преимущество от сцены.
Как и в случае с Но, важен угол взгляда, и обычно используется пристальный взгляд (избегая взгляда вниз или вверх, который создает печальную или жестокую атмосферу, которой следует избегать). Персонажи обычно смотрят друг на друга во время разговора, но поворачиваются к аудитории, когда произносят длинную речь.
Руки и ноги держат слегка согнутыми. Если не задействованы в действии, руки держат на верхней части бедер, пальцы вместе и большой палец прижаты друг к другу – при поклоне они опускаются к коленям.
Музыка
[ редактировать ]Кёгэн исполняется под аккомпанемент музыки, особенно флейты, барабанов и гонга. Однако акцент в кёгене делается на диалоге и действии, а не на музыке или танце.
Космос
[ редактировать ]Кёгэн обычно исполняется на сцене Но, поскольку сцена является важной частью спектакля (пространство, реакция на удары, легкость скольжения и т. д.). Однако его можно исполнять в любом помещении (особенно любителями или более молодыми исполнителями), хотя, если возможно, будет установлен пол в стиле Но.
Все
[ редактировать ]Помимо самих пьес кёгэн, представления включают короткие танцы, называемые комай ( 小舞 , небольшой танец) . Это традиционные драматические танцы (не шуточные), исполняемые под пение и на разнообразную тематику. Движения во многом похожи на танцы Но. Часто архаичный язык, используемый в текстах и пении, означает, что эти песнопения часто непонятны современной аудитории.
Кёген сегодня
[ редактировать ]Сегодня кёгэн регулярно исполняется и практикуется как в крупных городах (особенно в Токио и Осаке), так и по всей стране, а также транслируется в культурных телевизионных программах. Помимо представлений во время пьес Но, оно также исполняется самостоятельно, обычно в программах из трех-пяти пьес.
Новые кёгэн пишутся регулярно, хотя в репертуар входит немного новых пьес. Особое значение имеет «Сусугигава» ( 濯ぎ川 , «Омывающая река ») , написанный и поставленный Тэцудзи Такэти в 1953 году, во время его работы в театре после Кабуки . Эта пьеса, основанная на средневековом французском фарсе, стала первым новым кёгэном , вошедшим в традиционный репертуар за столетие. [ 4 ] В редких случаях имело место двуязычный кёгэн или слияние кёгэн с западными формами. Ранним примером является группа Мэй-но-кай, состоящая из актеров Кёгэн, Но и шингеки Беккета , которые поставили «В ожидании Годо» в 1973 году; игра кёгена была принята лучше всего. [ 5 ] Ярким примером является труппа театра Нохо, базирующаяся в Киото под руководством американца Джона Зальца и основной актерской игры Акиры Сигэямы. Эта группа исполнила двуязычный японско-английский перевод Сусугигавы под названием «Муж-подкаблучник» вместе с произведениями Сэмюэля Беккета , в частности, пантомимой « Действие без слов I » в исполнении актера-кёгэн в японском театральном стиле (впервые исполнено в 1981 году). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В последнем присутствуют движения кёгэн и японская культурная адаптация — например, безымянный персонаж размышляет о самоубийстве, поднося ножницы не к горлу (согласно сценическим указаниям), а к животу, как будто созерцая харакири . Что необычно для адаптации Беккета, которая обычно строго контролируется Беккетом и его поместьем, это было представлено Беккету и встречено его одобрением.
Отличительная дикция кёгэн также иногда используется в других средствах массовой информации, где актеры кёгэн озвучивают. Примером может служить анимационный фильм «Деревенский доктор» ( カフカ 田舎医者 , Kafuka: Inaka Isha ) Кодзи Ямамуры , основанный на « Сельском докторе » Франца Кафки , где голоса исполнены семьей Сигэяма.
Как и в случае с Но, многие японцы знакомы с кёгеном только благодаря тому, что узнали о нем в школе или из телевизионных представлений. В учебниках часто фигурирует пьеса « Бусу» ( 附子 , «Вкусный яд» ) , где слугам Таро-кая и Дзиро-кая их хозяин доверил немного сахара, но велел не есть его, так как это яд; естественно, они это едят. Как и в случае с Но, многие профессиональные исполнители рождаются в семье и часто начинают выступать в молодом возрасте, но другие не рождаются в семьях и начинают заниматься в средней школе или колледже. В отличие от драмы Но или танца нихонбуё, которые зарабатывают на жизнь в основном обучением и поддержкой со стороны подчиненных в системе иэмото , но аналогично комедии ракуго , профессиональные игроки кёгэн зарабатывают на жизнь выступлениями (возможно, дополняемыми подработкой) и ведут активные гастроли. расписание. Из-за ограниченного репертуара (классический канон, многие из которого больше не исполняются из-за устаревания, и появляется мало новых пьес) и частых представлений, можно ожидать, что профессиональный актер кёгэн будет знаком со всеми ролями во всех пьесах своего жанра. школьного репертуара и регулярно исполнять их.
Хотя существует множество семей кёгэн, в настоящее время существуют две ведущие семьи: семья Номура 野村 из Токио (традиционно регион Эдо) и семья Сигэяма 茂山 из Киото (традиционно Камигата регион ) школы Окура . [ 9 ] оба часто выступают по телевидению, появляются в новостях, гастролируют за границей, а также участвуют в популяризации и некоторых усилиях по модернизации кёгэн. [ 10 ] [ 11 ] См. также Список живых национальных сокровищ Японии (исполнительское искусство) , в состав кёгэн которого входят, среди прочих, представители этих семей.
Иностранные актеры
[ редактировать ]В послевоенный период иностранцы участвовали в кёгене в качестве самодеятельных исполнителей. Ярким ранним примером было выступление в 1956 году ученого и переводчика Дональда Кина в пьесе «Чидори» ( 千鳥 , «Руга» ) с Тэцудзи Такечи в роли владельца магазина саке перед аудиторией, включавшей таких выдающихся авторов, как Танидзаки , Ясунари Кавабата и Юкио Мисима. . [ 12 ] Это отражено в его серии эссе « Хроники моей жизни в 20 веке » и вдохновило его на название антологии «Голубоглазый Тарокая: антология Дональда Кина». Сегодня иностранцы (жители Японии, обладающие достаточными навыками японского языка) могут заниматься с любительскими труппами. [ 9 ] проводится интенсивная летняя программа (первоначально 6 недель, теперь 3 недели) по кёгэну для начинающих Кроме того, с 1985 года в Киотском центре искусств , которую преподают Акира Сигэяма (из семьи Сигэяма) и другие и организует ученый Японский театр Джона Сальц. [ 6 ] [ 13 ] [ 14 ]
Пьесы
[ редактировать ]В репертуаре несколько сотен пьес (около 180 в школе Окура), но многие сейчас ставятся редко, так как зрители не поймут шуток или сочтут их оскорбительными (например, за высмеивание слепого денежника). кредитор). [ 15 ]
Пьесы, обычно изучаемые и исполняемые новичками, из-за краткости и простоты, включают Сибири ( 眓痢 , «Судороги», «Иголки и иголки») , Чжоучуань, Доби, И Любо и Кучиманэ ( 口真похожий , Мимик) . [ 16 ] Кучиманэ, в частности, часто исполняется. Другая известная пьеса, фигурирующая в учебниках, — «Бусу » ( 附子 , «Волчья губительная болезнь», «Вкусный яд») , упомянутая выше.
Другая пьеса - 柿山伏 ( Какиямабуси или «Горный отшельник с хурмой») о священнике-аскете, который голодает в горах; он раскрывает и ест дерево хурмы, принадлежащее фермеру. Фермер ловит его с поличным и выставляет священника дураком, заставляя священника притвориться вороной, обезьяной и большой птицей, заставляя его упасть с дерева. Позже священник отомстил, воспевая и вызывая сверхъестественные силы. Но в конце концов фермер отказывается вылечить священника.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Театр Ногаку – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Котобанк, Кёген . Асахи Симбун
- ^ « Первая программа Но и Кёгэн, свидетелями которой стали американцы» в Бостоне 7 декабря 2004 года» . ПРВеб. 25 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2004 г. Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Соль, стр. 131–136.
- ^ Международный прием Сэмюэля Беккета, Мэтью Фельдман, «Прием Беккета в Японии», с. 153
- ^ Jump up to: а б Павасарат, Кэтрин (12 декабря 2001 г.). «Театр Нохо: Кёгэн с изюминкой» . «Джапан таймс онлайн» . Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Театральная группа Нохо ДЕЙСТВИЕ БЕЗ СЛОВ 1 , видео
- ^ « Театр: Беккет в японском стиле », Мел Гуссов, The New York Times, 12 марта 1986 г.
- ^ Jump up to: а б Джозеф Вудворт. «Кёген: Фарс и безумие на сцене» . AJET.net — Голос Онлайн . Архивировано из оригинала 20 июля 2014 г. Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Парелес, Джон (21 июля 1984 г.). «Сцена: Японский театр Номура Кёгэн» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Танака, Нобуко (14 ноября 2001 г.). «Оживленный кёгэн на перепутье» . «Джапан таймс онлайн» . Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Кин, Дональд (8 июля 2006 г.). «25. Триумф как Тарокая » Симбун Ёмиури Архивировано из оригинала 20 июля . Получено 4 января.
- ^ Категория TTT в Киотском центре искусств. Архивировано 19 декабря 2012 г., archive.today .
- ^ Паура Чан (5 апреля 2011 г.). «Традиционное театральное образование в Киото» . Что я могу делать со степенью бакалавра японоведов? . Проверено 26 июля 2012 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|work=
- ^ Дон Кенни - Книга Кёгэн: антология японских классических комедий 1989 Демон играет Асахину (Асахину, воина) Бакучидзюо (Игрок побеждает короля ада) Бакуро (Бакуро, дрессировщик лошадей) Каминари (Гром) Кубихики (Дергание шеи) ) Они-но Мамако* (Пасынок Демона) Сейрай (Сейрай, Ястреб...
- ^ Флегмийная диарея [ постоянная мертвая ссылка ] Шибири «Судороги»
Источники
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
- Брэндон, Джеймс Р. (1997). Но и Кёген в современном мире . Гонолулу: Гавайский университет Press.
- Кенни, Дон (составитель) (1989). Книга Кёгэн: антология японских классических комедий . Токио : Джапан Таймс. ISBN 4-7890-0459-7 .
- Ричи, Дональд (1972). Три современных Кёгэн . Ратленд, Вермонт: Издательство Tuttle. ISBN 0-8048-1038-9 .
- Саканиси, Сихо (1938). Кёген; комические интерлюдии Японии . Бостон: Компания Маршалл Джонс.
- Зальц, Иона (2007). «Оспаривание авторитета посредством комического разрушения: смешанные браки как метафора в послевоенных экспериментах Кёгэн». В Хироши Нара (ред.). Неумолимая современность: борьба Японии с современностью в искусстве . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 129–150. ISBN 978-0-7391-1842-9 .
- Такеда, Шарон Садако (2002). Чудеса и шалости: Театр Но и Кёгэн в Японии . Лос-Анджелес : Агентство по делам культуры правительства Японии. ISBN 0-87587-188-7 .