Джо-ха-кю
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2014 г. ) |
Дзё-ха-кю ( 序破急 ) — это концепция модуляции и движения, применяемая в самых разных традиционных японских искусствах . Грубо переводится как «начало, перерыв, быстро», по сути, это означает, что все действия или усилия должны начинаться медленно, ускоряться, а затем быстро заканчиваться. Эта концепция применяется к элементам японской чайной церемонии , боевым искусствам ( кендзюцу , иайдо , кендо , карате ), драматической структуре традиционного театра, а также к традиционным совместным связанным стихотворным формам ренга и рэнку (хайкай-но ренга).
Эта концепция зародилась в придворной музыке гагаку , особенно в способах выделения и описания элементов музыки. Несмотря на то, что в конечном итоге оно было включено в ряд дисциплин, наиболее известным образом оно было адаптировано, тщательно проанализировано и обсуждено великим Но драматургом Дзеами . [ 1 ] который рассматривал это как универсальную концепцию, применимую к закономерностям движения всех вещей.
Театр
[ редактировать ]Возможно, именно в театре дзё-ха-кю используется наиболее широко и на большинстве уровней. Следуя трудам Дзэами, все основные формы японской традиционной драмы ( Но , кабуки и дзёрури ) используют концепцию дзё-ха-кю , от выбора и организации пьес в течение дня до композиции и темпа действий в течение дня. пьеса, вплоть до отдельных действий актеров.
Дзэами в своей работе « Сандо » («Три пути») первоначально описал пятичастную (пять данов ) пьесу Но как идеальную форму. Оно начинается медленно и благоприятно в первой части ( дзё ), наращивая драматизм и напряжение во второй, третьей и четвертой частях ( ха ), с величайшей кульминацией в третьем дане и быстро завершаясь возвращением к миру и благоприятность в пятом дане ( кю ). [ 2 ]
Эта же концепция позже была адаптирована в дзёрури и кабуки, где пьесы часто состоят из пяти актов с дзё-ха-кю учетом . Такемото Гидаю , великий певец дзёрури , был первым, кто описал закономерности или логику пяти действий, которые также соответствуют пяти категориям Но, которые исполнялись в течение дня. [ 3 ]
Он описал первый акт как «Любовь»; Спектакль открывается благоприятно, используя нежные темы и приятную музыку, чтобы привлечь внимание публики. Второй акт описывается как «Воины и сражения» ( шура ). Хотя он не обязательно должен содержать настоящую битву, обычно для него характерен повышенный темп и интенсивность сюжета. Третий акт, кульминация всей пьесы, характеризуется пафосом и трагизмом. Сюжет достигает своей драматической кульминации. Такемото описывает четвертый акт как мичиюки (путешествие), которое облегчает напряженную драму кульминационного акта и часто состоит в основном из песен и танцев, а не из диалогов и сюжета. Таким образом, пятый акт представляет собой быстрое завершение. Все концы сведены к минимуму, и пьеса возвращается в благоприятное русло. [ 3 ]
Поэзия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2010 г. ) |
В 1356 году Нидзё Ёсимото установил последовательную схему ренга , хайкай и но, требуя дзё-ха-кю для ренги в своем Цукубашу ( 菟玖波集 ). [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Драматическая структура
- Кишотенкецу , контрастная четырехчастная структура.
- Шухари
- Трехактная структура
- Вкусный
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зеами. «Учение о стиле и цветке ( Фушикаден )». от Римера и Ямадзаки. Об искусстве драмы Но . стр20.
- ^ Куинн, Шелли Фенно. Дзеами «Как написать пьесу Но – Сандо ». Monumenta Nipponica , том 48, выпуск 1 (весна 1993 г.). пп58-62
- ^ Jump up to: а б Герстл, Дрю (2001). Чикамацу: Пять поздних пьес . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 16-17.
- ^ Майнер, Эрл. Японская связанная поэзия . Издательство Принстонского университета, 1980. ISBN 0-691-01368-3 стр. 21