Jump to content

Джо-ха-кю

Дзё-ха-кю ( 序破急 ) — это концепция модуляции и движения, применяемая в самых разных традиционных японских искусствах . Грубо переводится как «начало, перерыв, быстро», по сути, это означает, что все действия или усилия должны начинаться медленно, ускоряться, а затем быстро заканчиваться. Эта концепция применяется к элементам японской чайной церемонии , боевым искусствам ( кендзюцу , иайдо , кендо , карате ), драматической структуре традиционного театра, а также к традиционным совместным связанным стихотворным формам ренга и рэнку (хайкай-но ренга).

Эта концепция зародилась в придворной музыке гагаку , особенно в способах выделения и описания элементов музыки. Несмотря на то, что в конечном итоге оно было включено в ряд дисциплин, наиболее известным образом оно было адаптировано, тщательно проанализировано и обсуждено великим Но драматургом Дзеами . [ 1 ] который рассматривал это как универсальную концепцию, применимую к закономерностям движения всех вещей.

Возможно, именно в театре дзё-ха-кю используется наиболее широко и на большинстве уровней. Следуя трудам Дзэами, все основные формы японской традиционной драмы ( Но , кабуки и дзёрури ) используют концепцию дзё-ха-кю , от выбора и организации пьес в течение дня до композиции и темпа действий в течение дня. пьеса, вплоть до отдельных действий актеров.

Дзэами в своей работе « Сандо » («Три пути») первоначально описал пятичастную (пять данов ) пьесу Но как идеальную форму. Оно начинается медленно и благоприятно в первой части ( дзё ), наращивая драматизм и напряжение во второй, третьей и четвертой частях ( ха ), с величайшей кульминацией в третьем дане и быстро завершаясь возвращением к миру и благоприятность в пятом дане ( кю ). [ 2 ]

Эта же концепция позже была адаптирована в дзёрури и кабуки, где пьесы часто состоят из пяти актов с дзё-ха-кю учетом . Такемото Гидаю , великий певец дзёрури , был первым, кто описал закономерности или логику пяти действий, которые также соответствуют пяти категориям Но, которые исполнялись в течение дня. [ 3 ]

Он описал первый акт как «Любовь»; Спектакль открывается благоприятно, используя нежные темы и приятную музыку, чтобы привлечь внимание публики. Второй акт описывается как «Воины и сражения» ( шура ). Хотя он не обязательно должен содержать настоящую битву, обычно для него характерен повышенный темп и интенсивность сюжета. Третий акт, кульминация всей пьесы, характеризуется пафосом и трагизмом. Сюжет достигает своей драматической кульминации. Такемото описывает четвертый акт как мичиюки (путешествие), которое облегчает напряженную драму кульминационного акта и часто состоит в основном из песен и танцев, а не из диалогов и сюжета. Таким образом, пятый акт представляет собой быстрое завершение. Все концы сведены к минимуму, и пьеса возвращается в благоприятное русло. [ 3 ]

В 1356 году Нидзё Ёсимото установил последовательную схему ренга , хайкай и но, требуя дзё-ха-кю для ренги в своем Цукубашу ( 菟玖波集 ). [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зеами. «Учение о стиле и цветке ( Фушикаден )». от Римера и Ямадзаки. Об искусстве драмы Но . стр20.
  2. ^ Куинн, Шелли Фенно. Дзеами «Как написать пьесу Но – Сандо ». Monumenta Nipponica , том 48, выпуск 1 (весна 1993 г.). пп58-62
  3. ^ Jump up to: а б Герстл, Дрю (2001). Чикамацу: Пять поздних пьес . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 16-17.
  4. ^ Майнер, Эрл. Японская связанная поэзия . Издательство Принстонского университета, 1980. ISBN   0-691-01368-3 стр. 21
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce5c64eb59575e74d683b454daae5137__1714069740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/37/ce5c64eb59575e74d683b454daae5137.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jo-ha-kyū - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)