Ма (негативное пространство)

Ма ( 間 , букв. « пробел, пространство, пауза » ) — японская концепция негативного пространства и японское прочтение китайско-японского иероглифа 間 . [1] [2] [3] [4]
Ма в японской культуре
[ редактировать ]В современных интерпретациях традиционного японского искусства и культуры ма — это художественная интерпретация пустого пространства, часто имеющая такое же значение, как и остальная часть произведения искусства, и фокусирующая внимание зрителя на намерении создать негативное пространство в произведении искусства. Представлению о пространстве как положительной сущности противостоит отсутствие такого принципа в соответствующем «японском» представлении о пространстве.
обычно используется для обозначения буквального, видимого негативного пространства, оно Хотя ма также может относиться к восприятию пространства, разрыва или интервала, не обязательно требуя физического композиционного элемента. Это приводит к тому, что концепция ма меньше зависит от существования разрыва и более тесно связана с восприятием разрыва. [5] Существование ма в произведении искусства интерпретировалось как «пустота, полная возможностей, как обещание, которое еще предстоит выполнить», и описывалось как «тишина между нотами, составляющими музыку». [6]
В декоративно-прикладном искусстве
[ редактировать ]Ниша токонома . в традиционной японской комнате — это пространство или сцена, используемая для демонстрации важных объектов, таких как свиток с картинами, важный объект искусства или цветочная композиция Эта концепция также связана с оку или японской пространственной концепцией «внутренности». [7] : 4
В икебане пространство вокруг цветов считается столь же важным, как сами цветы и растения, а гармония и баланс между ними считаются идеалом. [8] [9]
В карате ма . означает расстояние между двумя бойцами Знание безопасного расстояния между собой и противником в зависимости от его досягаемости считается «пониманием ма ».
Этимология
[ редактировать ]Среди английских заимствований японского происхождения и ма (интервал, пространство), и кен (единица архитектурного измерения) пишутся китайским иероглифом 間, производным от иероглифа 門 («дверь») и 日 («солнце»).
Первоначально иероглиф 間 был написан с радикалом «луна» ( 月 ) вместо иероглифа «солнце» ( 日 ), и в этой форме ( 閒 , xián ) изображался, по словам Бернхарда Карлгрена , «дверью». сквозь щель, из которой заглядывает самогон». [10]
Иероглиф может читаться по-разному, когда акцент делается на связи между вещами ( авай ), расстоянии между вещами ( айда ) или расстоянии между людьми ( айдагара ). [11]
Ма на Западе
[ редактировать ]В своей книге 2001 года « Искусство смотреть в сторону » графический дизайнер Алан Флетчер обсуждал важность, которую воспринимаемое негативное пространство может иметь в искусстве:
Пространство — это материя. Сезанн рисовал и моделировал пространство. Джакометти создавал скульптуры, « снимая жир с пространства ». Малларме придумал стихи не только со словами, но и с пропусками. Ральф Ричардсон утверждал, что актерское мастерство состоит из пауз... Исаак Стерн описывал музыку как «небольшой отрывок между каждой нотой - паузу, которая придает форму» ... У японцев есть слово (ма) для обозначения этого интервала, которое придает форму целому. . На Западе у нас нет ни слова, ни термина. Серьезное упущение.
— Искусство смотреть в сторону , стр. 370. [12]
Деррик де Керхов описал ма как «сложную сеть отношений между людьми и объектами». [13]
См. также
[ редактировать ]- Острый
- В
- У Вэй — термин в китайской философии.
- Негативное пространство
- Инь и Ян
- Лиминальность
- Пустота (философия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Введение в японский язык» . МысльКо .
- ^ «Часто задаваемые вопросы: «Ма» и «Му » . Хаузз .
- ^ "Страница ArtLex's Ne-Nz" . Архивировано из оригинала 12 мая 2012 г. Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Заметка для МА: Пространство/Время в саду Рёан-Дзи - Иимура» . www.mfj-online.org .
- ^ «Ма» . www.columbia.edu .
- ^ «Когда меньше значит больше: японская концепция «МА», минимализм и не только» . wawaza.com .
- ^ Косинский, Ежи (1995). Проходя мимо: Избранные очерки, 1962–1991 гг . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-3423-3 .
- ^ «Ма «Уникальная Япония» .
- ^ «МА — японская концепция пространства и времени | Киёси Мацумото | Medium» . 24 апреля 2020 г.
- ^ Бернхард Карлгрен , Аналитический словарь китайского и китайско-японского языков , ( Librairie orientaliste Paul Geuthner , 1923) Dover Publications Перепечатка 1974, стр. 130.
- ^ Ма и Аида: возможности японской мысли и культуры (на французском языке). Франция: Éditions Picquier. 2021. с. 56. ИСБН 978-2-8097-1521-7 .
- ^ Искусство смотреть в сторону . Алан Флетчер. Страница 370. Опубликовано Phaidon, 2001. ISBN 0-7148-3449-1 .
- ^ Геноско, Гэри (2 апреля 2019 г.). Маршалл Маклюэн: Теоретические разработки . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415321716 – через Google Книги.