Jump to content

Сенпай и Кохай

Сэмпай и кохай японские термины, используемые для описания неформальных иерархических межличностных отношений, встречающихся в организациях, ассоциациях, клубах, предприятиях и школах в Японии , а также в проявлениях японской культуры во всем мире. Отношения сэмпай 先輩 ( , но в , «старший») и кохай ( 後輩 , «младший») уходят своими корнями в конфуцианство них развился характерный японский стиль. Термин «сэмпай» можно считать термином в японском почетном знаке .

Концепция

[ редактировать ]
Отношения сэмпай -кохай распространились по японским боевым искусствам , в которых члены разных уровней кю и дана сортируются по цвету пояса .

Отношения являются взаимозависимыми, поскольку сэмпаю нужен кохай , и наоборот. [ 1 ] и устанавливает связь, определяемую датой вступления в организацию. [ 2 ] Сенпай относится к члену с более высоким опытом, иерархией, уровнем или возрастом в организации, который предлагает помощь, дружбу и совет новому или неопытному члену, известному как кохай , который должен демонстрировать благодарность, уважение и иногда личную преданность. [ 2 ] [ 3 ] Кохай используя уважает сэмпая старшинство и опыт и разговаривает с ним, почтительный язык . Сенпай . действует одновременно как друг [ 2 ] [ 4 ] Эти отношения аналогичны межличностным отношениям между наставником и обучаемым в восточной культуре, но отличаются тем, что сэмпай и кохай должны работать в одной организации. [ 5 ]

Эта связь берет свое начало в конфуцианском учении, а также в морали и этике, пришедших в Японию из древнего Китая и распространившихся на различные аспекты японской философии. Отношения сэмпай -кохай представляют собой вертикальную иерархию (подобно отношениям отца и сына), которая подчеркивает уважение к власти, субординации и старшим, устраняя все формы внутренней конкуренции и укрепляя единство организации. [ 3 ] [ 4 ]

Со временем этот механизм позволил передавать опыт и знания, а также расширять знакомства и формировать институциональную память . Это также позволяет развивать полезный опыт между обоими, поскольку кохай извлекает выгоду из сэмпая , знаний а сэмпай учится новому опыту от кохая посредством развития чувства ответственности. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Это товарищество не подразумевает дружбы; сэмпай кохай и могут стать друзьями , но это не ожидаемо. [ 9 ]

Корейские . термины «сонбэ» и «хубэ» написаны одними и теми же китайскими иероглифами и указывают на схожие отношения между старшим и младшим [ нужна ссылка ] И японские, и корейские термины основаны на китайских почетных знаках сяньбэй (предок/предшественник) и хоубэй (后поколение/потомство), написанных одними и теми же китайскими иероглифами .

Похожая концепция существует в китайскоязычном мире, хотя термины различаются в зависимости от контекста. В бизнесе это термины обычно qiánbei (старший/старший) для пожилых людей и hòubei (младший/младший) для младших школьников. обычно xuézhong/xuéjiě (старший брат/сестра, чаще встречается на Тайване) или shīxiōng/shījiě (старший брат/сестра, материковый Китай) для мужского и женского сэмпаев соответственно, и xuédì/xuémèi (младший однокурсник/сестра, Тайвань) или шиди/шимэй (Младший брат/сестра, материковый Китай) для кохаев мужского и женского пола соответственно. [ 10 ] Студенческие термины также используются в тайваньской армии и полиции, хотя существование этой системы старшинства параллельно со званиями подвергается критике. [ 11 ]

Демонстрация использования нагинаты на спортивном фестивале в Хамамацу в 1911 году. Обучение дисциплине в школьных клубах исторически повлияло на систему сэмпай-кохай с учениками.

Система сэмпай-кохай глубоко укоренилась в истории Японии . Три элемента оказали существенное влияние на его развитие: конфуцианство , традиционная японская семейная система и Гражданский кодекс 1898 года . [ 12 ]

Конфуцианство пришло из Китая между VI и IX веками, но производным направлением мысли, которое привело к глубоким социальным изменениям в Японии, было неоконфуцианство , которое стало официальной доктриной сёгуната Токугава (1603–1867). Заповеди верности и сыновней почтительности как дани ( 朝貢 chōkō ) доминировали в Японии в то время, поскольку уважение к старшим и поклонение предкам, которым учило китайское конфуцианство, были хорошо приняты японцами, и это влияние распространилось на всю повседневную жизнь. Как и другие китайские влияния, японцы переняли эти идеи выборочно и по-своему, так что «лояльность» в конфуцианстве воспринималась как верность феодалу или императору . [ 13 ]

Японская семейная система ( ie ) также регулировалась конфуцианскими кодексами поведения и имела влияние на установление отношений сэмпай-кохай . В этой семейной системе отец как глава мужского пола имел абсолютную власть над семьей, а старший сын наследовал семейную собственность. Отец имел власть, потому что именно он получил образование и считался обладателем превосходных этических знаний. Поскольку почтение к начальству считалось в японском обществе добродетелью, жена и дети должны были ему подчиняться. Помимо наследственной системы, имущество отца мог получить только старший сын, и ни старшая дочь, ни младшие дети не получали от него ничего. [ 14 ]

Последним фактором, повлиявшим на систему сэмпай-кохай, стал Гражданский кодекс 1898 года, который ужесточил правила привилегий старшинства и укрепил традиционную семейную систему, дав четкие определения иерархических ценностей внутри семьи. Это называлось косусэй ( 戸主制 , «система главы семьи»), при которой глава семьи имел право командовать своей семьей, а старший сын унаследовал это положение. Эти статуты были отменены в 1947 году , после капитуляции Японии в конце Второй мировой войны . Тем не менее эти идеалы сохранялись в последующие годы, оказывая психологическое влияние на японское общество. [ 14 ]

Терминология

[ редактировать ]

Правила старшинства отражены в различных грамматических правилах японского языка . Человек, уважительно разговаривающий с начальником, использует почтительный язык ( 敬語 keigo ), который делится на три категории: [ 15 ] [ 14 ]

  • Сонкейго ( 尊敬語 , «уважительный язык»): используется для обозначения уважения к вышестоящему лицу, с которым или о котором разговаривают, включая действия, объекты, характеристики и людей, связанных с этим человеком. [ 15 ]
  • Кендзёго ( 謙譲語 , «скромный язык»): в отличие от сонкейго , при использовании кэндзёго говорящий демонстрирует уважение к вышестоящему, унижая или унижая его или себя. [ 16 ]
  • Тейнейго ( 丁寧語 , «вежливый язык»): отличается от двух других тем, что уважение оказывается только к человеку, к которому обращаются, а не к тем, о ком говорят. Использование глагола desu («быть») и окончания глагола -masu являются примерами тейнейго . [ 15 ]

В сонкейго и кэндзёго есть выражения (глаголы, существительные и специальные префиксы), специфичные для типа языка; например, обычный японский глагол «делать» — суру , но в сонкейго насару , а в кэндзёго итасу . [ 17 ]

Еще одним правилом иерархических отношений является использование почетных суффиксов адреса. Сенпай мужчина обращается к кохаю с суффиксом -кун после кохая имени или фамилии , независимо от того, это кохай или женщина. Кохай суффиксом аналогичным образом обращается к семпаю с -семпай или -сан ; крайне необычно для кохая обращаться к семпаю с суффиксом -сама , что указывает на высший уровень уважения к человеку, с которым он разговаривает. [ 18 ]

Распространенность

[ редактировать ]

Единственное место, где отношения сэмпай-кохай в наибольшей степени применимы в Японии, — это школы. Например, в младших и старших классах средней школы (особенно в школьных клубах) третьекурсники (самые старшие) демонстрируют огромную силу как сэмпаи . часто В школьных спортивных клубах новым кохай приходится выполнять основные задачи, такие как извлечение мячей, уборка игровых полей, уход за оборудованием и даже стирка одежды старших учеников. Они также должны поклониться или отдать честь своему семпаю , когда его поздравляют. [ 19 ] [ 20 ] и сэмпай может наказать кохая или жестоко с ним обращаться. [ 1 ] [ 19 ]

Основная причина этих скромных действий заключается в том, что считается, что члены команды могут стать хорошими игроками только в том случае, если они будут покорными, послушными и будут следовать приказам тренера или капитана, и, таким образом, станут скромными, ответственными и готовыми к сотрудничеству гражданами. будущее. В отношениях в японских школах также больший упор делается на возраст, чем на способности учеников. Правила превосходства между сэмпаем и кохаем аналогичны отношениям учитель-ученик, в которых возраст и опыт учителя должны уважаться и никогда не подвергаться сомнению. [ 20 ]

Отношения сэмпай -кохай слабее в университетах, поскольку одни и те же занятия посещают студенты разного возраста; Студенты проявляют уважение к старшим членам в первую очередь посредством вежливой речи ( тейнейго ). Тем не менее, между учителями преобладают правила вертикального старшинства, основанные на академическом звании и опыте. [ 20 ]

Система сэмпай-кохай также преобладает в японском бизнесе. Социальная среда в японском бизнесе регулируется двумя стандартами: системой превосходства и системой постоянной занятости . Статус, зарплата и положение сотрудников во многом зависят от стажа работы, а сотрудники-ветераны обычно занимают самые высокие должности и получают более высокую зарплату, чем их подчиненные. До рубежа 20-го и 21-го веков занятость гарантировалась пожизненно, и таким образом таким работникам не приходилось беспокоиться о потере своих должностей. [ 20 ]

Отношения сэмпай-кохай являются краеугольным камнем межличностных отношений в японском деловом мире; например, на собраниях сотрудник низшего звена должен сидеть на месте, ближайшем к двери, называемом шимоза ( 下座 , «нижнее место»), в то время как старший сотрудник (иногда начальник) сидит рядом с каким-нибудь важным гостем, занимающим должность называется камиза ( 上座 , «верхнее сиденье»). Во время встреч большинство сотрудников не высказывают своего мнения, а просто слушают и соглашаются с мнением своего начальства, хотя высказывать мнение они могут с предварительного согласия сотрудников более высокого ранга и влияния в компании. [ 21 ]

За пределами Японии отношения сэмпай-кохай часто встречаются в преподавании японских боевых искусств , хотя недоразумения возникают из-за недостатка исторических знаний, а также из-за того, что вертикальная социальная иерархия Японии не существует в культурах, таких как культуры Запада. [ 22 ]

Проблемы

[ редактировать ]

Несмотря на глубокие корни отношений сэмпай-кохай в японском обществе, с конца 20-го века в академических и деловых организациях произошли изменения. Кохай больше не проявляет такого большого уважения к опыту своего сэмпая , отношения стали более поверхностными, а возрастной фактор начал терять значение. Студенческий состав расширился за счет японских студентов, которые провели большую часть своей жизни за границей и вернулись в Японию, а также иностранных студентов, не имеющих менталитета, укорененного в японской иерархической системе. [ 4 ]

Крах экономического пузыря в начале 1990-х годов вызвал высокий уровень безработицы, включая увольнение высокопоставленных сотрудников. С тех пор компании впервые начали учитывать навыки сотрудников, а не возраст или стаж работы в компании, из-за чего многие сотрудники, проработавшие долгое время, потеряли свои должности из-за неспособности оправдать ожидания. Постепенно многим компаниям пришлось реструктурировать свои системы заработной платы и продвижения по службе, и, таким образом, стаж работы потерял некоторое влияние в японском обществе. [ 4 ]

Отношение к системе сэмпай-кохай варьируется от признания традиций и преимуществ хороших отношений сэмпай-кохай ; к неохотному согласию; к антипатии. Те, кто критикует систему, считают ее произвольной и несправедливой, что семпаи часто бывают настойчивыми и что система приводит к тому, что ученики застенчивы или боятся выделиться из группы. Например, некоторые кохаи опасаются, что, если они превзойдут своего сэмпая в каком-либо деле, их сэмпай потеряет лицо , за что кохаи должны извиниться. В некоторых случаях отношения открыты для насилия и издевательств. Большинство японцев — даже те, кто ее критикует — принимают систему сэмпай-кохай как аспект здравого смысла общества, отклонение от которого неизбежно будет иметь негативные социальные последствия. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Бломберг 1994 , с. 203.
  2. ^ Jump up to: а б с Коданша 1994 , стр. 310.
  3. ^ Jump up to: а б Мацумото 2005 , стр. 1480–1481.
  4. ^ Jump up to: а б с д Дэвис и Икено 2002 , с. 187.
  5. ^ Копп 2010 .
  6. ^ Панек 2006 , с. 135.
  7. ^ Хассел 1983 , с. 61.
  8. ^ Рубио, Броуди и Кастроджованни 2008 , стр. 37.
  9. ^ Бринтон 2001 , с. 159.
  10. ^ « Две стороны пролива очень разные: условия в материковом Китае и условия на Тайване]. xinmedia.com (на китайском языке). 13 августа 2018 г. Проверено 28 октября 2021 г.
  11. ^ , которое должно было « Система старшего брата — это не авторитет, а живое ископаемое авторитаризма давно исчезнуть». udn.com (на китайском языке). 23 августа 2017 г. Проверено 28 октября 2021 г.
  12. ^ Дэвис и Икено 2002 , с. 188.
  13. ^ Дэвис и Икено 2002 , стр. 188–189.
  14. ^ Jump up to: а б с Дэвис и Икено 2002 , с. 189.
  15. ^ Jump up to: а б с Мацуура и Порта Фуэнтес 2002 , с. 261.
  16. ^ Мацуура и Порта Фуэнтес 2002 , с. 262.
  17. ^ Мацуура и Порта Фуэнтес 2002 , стр. 263–265.
  18. ^ Мацуура и Порта Фуэнтес 2002 , стр. 115–116.
  19. ^ Jump up to: а б Сугимото 2003 , стр. 132.
  20. ^ Jump up to: а б с д Дэвис и Икено 2002 , с. 191.
  21. ^ Дэвис и Икено 2002 , с. 192.
  22. ^ Лоури 2002 , стр. 28, 122.
  23. ^ Маквей 2015 , стр. 220–224.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fd4d25b1f4edd955a70b601d101a78e__1721229720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/8e/8fd4d25b1f4edd955a70b601d101a78e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Senpai and kōhai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)