Jump to content

Японские политические ценности

Традиционные японские политические ценности обычно характеризуются сильным чувством общности и групповой солидарностью , а также важностью личных связей и достижения консенсуса . [1]

Клише и их критика

[ редактировать ]

Что касается ценностей , японскую политику обычно называют прагматичной, ограниченной партикуляристской лояльностью и основанной на человеческих отношениях, а не на идеологии или принципах. Типичный японский лидер – это скорее строитель сетей, чем воплощение харизмы или идеалов; больше похож на хитрого и находчивого основателя бакуфу Токугава Токугава Иэясу , чем на безжалостного, но героического Ода Нобунагу . Такая политическая динамика очевидна, например, в деятельности ЛДП , которая остается сильнейшей партией с 1955 года, несмотря на трехлетнюю потерю контроля над большинством в начале 1990-х годов. [1]

Прагматичный, персоналистический взгляд на политику не может объяснить милитаристское прошлое Японии , политические кризисы 1960-х годов, разногласия вокруг императора , Девятой статьи или нежелание многих членов Социал-демократической партии Японии , несмотря на огромные политические издержки, отказаться от нее. их антивоенная и революционная деятельность в начале 1990-х годов. [1]

Он также не учитывает очевидно искренние идеологические убеждения периода войны. «Новый порядок в Большой Восточной Азии» был легитимизирован на основе универсальных принципов, таких как « паназиатство », «международная справедливость» и «постоянный мир», даже если результаты были совершенно противоположными. Неидеологический характер основной японской политики в послевоенный период отражает поражение в войне, неспособность после 1945 года найти национальный идеологический консенсус для замены дискредитировавших себя убеждений военного времени, а также приверженность как элиты, так и простых японцев расширению экономики и повышению уровня жизни. стандарты. По мере достижения этих целей возникло самодовольное, в значительной степени аполитичное «общество средней массы» (термин, придуманный экономистом Мураками Ясусуке ), в котором 90 процентов людей в опросах общественного мнения последовательно относили себя к « среднему классу ». [1]

Сообщество и лидерство

[ редактировать ]

Можно выделить некоторые отличительные черты японской политики, хотя это не означает, что они уникальны для Японии. Скорее, качества, присущие и другим политическим системам, такие как важность личных связей и достижение консенсуса, сыграли чрезвычайно важную роль в японской политике. Эти особенности имеют глубокие исторические корни и отражают ценности, пронизывающие общество в целом. [1]

И в феодальную, и в современную эпоху главной проблемой для японских политических лидеров было согласование целей выживания общества с благополучием и самоуважением людей в условиях крайней нехватки ресурсов. В последние столетия Японии не хватало природных ресурсов и пространства для комфортного размещения своего населения. За исключением Хоккайдо и колониальных территорий в Азии между 1895 и 1945 годами, не было «границы», которая могла бы поглотить избыточное население. Одним из решений было игнорировать благосостояние больших слоев населения ( крестьян и рабочих) и применять силу, когда они выражали свое недовольство. Такие принудительные меры, распространенные как в период Токугавы , так и во время Второй мировой войны , в значительной степени, хотя и не полностью, исчезли в послевоенном «государстве всеобщего благосостояния» (например, фермеров выселяли со своих земель для строительства нового токийского международного аэропорта в Нарита Санризука). в 1970-е годы после провала долгих переговоров). Но ненасильственные или в основном ненасильственные методы обеспечения народного подчинения получили необычайное развитие в социальной и политической жизни. [1]

Самым важным из таких методов является поощрение сильного чувства общности и групповой солидарности. Японцев часто характеризуют как людей с сильным чувством самопожертвования и преданности обществу (см. «Японские ценности »). Историки и социологи отмечают, что как традиционные, так и современные японские общины — бураку , феодальные владения со свитой самураев , крупные торговые дома, возникшие в Эдо (будущий Токио), Осаке и Киото до 1868 года, а также современные корпорации и бюрократии с их когорты пожизненных сотрудников — стремились быть всеобъемлющими. Такие группы выполняют множество функций для человека, обеспечивая не только доход и средства к существованию, но также эмоциональную поддержку и индивидуальную идентичность. Японцы назвали такую ​​инклюзивность сообщества «образом жизни в горшке с осьминогом» ( такоцубо сэйкацу ). Большие горшки с узкими отверстиями наверху используются рыбаками для ловли осьминогов, и этот термин используется для обозначения людей, настолько поглощенных своей конкретной социальной группой, что они не могут видеть мир за ее пределами. [1]

Однако модель «группового сознания» японской общественной жизни временами переоценивалась. Человек часто может согласиться с групповыми требованиями, потому что в долгосрочной перспективе они служат личным интересам (например, политические взносы могут помочь обеспечить будущие благосклонности со стороны тех, кто находится у власти). Исторически демократические концепции прав личности и ограниченного управления были очень привлекательными, поскольку они также обещают защиту индивидуальной автономии. Несмотря на очень разные этические и политические традиции, японский народ был очень восприимчив к импортированным либеральным идеям как до, так и после 1945 года. Джона Стюарта Милля Эссе «О свободе» , например, было чрезвычайно популярно в эпоху Мэйдзи . [1]

Поскольку возникает индивидуальное, обычно пассивное, сопротивление групповым требованиям, японские лидеры считают создание сильного чувства общности сложной и трудоемкой задачей. Гармонию ( ва ), эту самую ценную социальную ценность, нелегко достичь. Одним из механизмов достижения ва является использование ритуалов для развития психологического чувства групповой идентичности . Политические партии и фракции, офисы национальных и местных органов власти, предприятия, факультеты университетов, исследовательские группы, ассоциации выпускников и другие группы спонсируют частые церемонии и более неформальные вечеринки с этой целью. История и идентичность группы тщательно конструируются посредством использования песен и символов (часто напоминающих в миниатюре создание символов кокутай правительством Мэйдзи в конце девятнадцатого века). Часто основателя организации, особенно если он умер, считают чем-то вроде конфуцианского мудреца или синтоистского ками (божества). Члены группы, однако, могут обнаружить, что всеобъемлющий ритуализм позволяет им «выполнять движения» (например, пение банзай! ( десять тысяч лет !) в конце политических митингов, без необходимости брать на себя более глубокие обязательства перед группой. [1]

Вторым механизмом содействия общественной солидарности является построение иерархических отношений. В этой практике очевидно влияние домодернистской этики. В японском «вертикальном обществе», которое антрополог Наканэ Чи называет «вертикальным обществом», человеческие отношения определяются с точки зрения неравенства, и люди относятся друг к другу как к вышестоящим и нижестоящим в соответствии с тщательно дифференцированным градиентом социального статуса, причем не только внутри бюрократических организаций, где это может быть так. ожидаемо, но также и в академическом, художественном и, особенно, политическом мире. [1]

Иерархия выражается в двух измерениях: во-первых, внутри сообщества дифференциация рангов по старшинству, образованию и профессиональному статусу; и, во-вторых, различие между «инсайдерами» и «аутсайдерами», между членами и нечленами сообщества, а также ранжирование целых групп или сообществ по вертикальному континууму. Хотя внутренняя иерархия может вызвать отчуждение, поскольку подчиненные раздражаются авторитетом своих начальников, внешний вид иерархии имеет тенденцию усиливать групповую сплоченность, поскольку отдельные члены работают над улучшением относительного рейтинга своей группы. Японская нация в целом рассматривается ее народом как единая группа по отношению к другим нациям. Интенсивный национализм часто был проявлением стремления членов группы «догнать и перегнать» развитые («превосходящие») страны Запада, в то время как права незападных стран, таких как Китай или Корея , часто рассматривались как «низшие». », были проигнорированы. [1]

Однако, как и в случае с групповым сознанием, тема иерархии преувеличена. Современная японская политика демонстрирует сильное сознание равенства, и даже традиционные сообщества, такие как сельские деревни, часто были эгалитарными, а не иерархическими. Гражданские движения 1960-х и 1970-х годов отличались от старых политических организаций своей приверженностью продвижению внутригрупповой демократии. Обращаясь к нации, император Акихито использовал разговорные японские термины, подчеркивающие равенство, а не формальный, насыщенный иерархией язык его предшественников. [1]

Двумя механизмами снижения напряженности, порождаемой иерархией, являются принцип старшинства и досрочный выход на пенсию. По мере того, как мужчины или женщины становятся старше, приобретая старшинство в организации, они приобретают авторитет и более высокий статус. Принцип старшинства подкрепляется традиционным нежеланием ставить молодых людей на руководящие должности над старшими. Институт досрочного выхода на пенсию (высокопоставленные бизнесмены и бюрократы обычно выходят на пенсию в возрасте пятидесяти пяти или шестидесяти лет) помогает обеспечить плавное и предсказуемое продвижение по службе других. Система также помогает талантливым людям занимать наиболее ответственные должности и не позволяет небольшой группе пожилых людей (тот, кого японцы называют «единоличными лидерами») монополизировать руководящие должности и навязывать организации все более устаревшие идеи. Однако элитные пенсионеры часто продолжают пользоваться влиянием в качестве советников и обычно делают вторую карьеру в организациях, связанных с той, из которой они вышли на пенсию. [1] (см. Пожилые люди в Японии )

Циркуляция элит, возникающая в результате принципов старшинства и досрочного выхода на пенсию, гарантирует, что каждый человек в верхних слоях иерархии имеет возможность занять высокостатусную должность, например пост в кабинете министров национального правительства. Этот принцип, в свою очередь, позволяет людям вознаграждать своих последователей. Например, произошла регулярная смена лидеров ЛДП . Ни один человек не занимал пост президента партии (и премьер-министра) дольше, чем Сато Эйсаку , занимавший этот пост в период с 1964 по 1972 год. Средний срок пребывания в должности президентов партии / премьер-министров в период с 1964 по 1987 год составлял чуть более трех лет. Частые перестановки в кабинете министров означали, что средний срок пребывания в должности других министров кабинета за тот же период составлял чуть меньше года. В Японии не было лидеров в возрасте семидесяти и восьмидесяти лет, не желающих отказываться от своих влиятельных позиций. [1]

Еще одним механизмом снижения внутригрупповой напряженности являются сильные личные, а не юридические или идеологические связи между начальником и подчиненным. Эти связи обычно характеризуются как фиктивные семейные отношения, аналогичные связям между родителями и детьми ( оябун -кобун отношения ). Идеальный лидер рассматривается как патерналистский лидер, с теплой и личной заботой о благополучии своих последователей. Для последователей лояльность морально предписана и эмоционально поддерживается системой. В политическом мире отношения оябун-кобун широко распространены, несмотря на формальную приверженность универсалистским демократическим ценностям. В то же время молодые люди находят такие отношения менее привлекательными, чем старшие. Так называемые синджинруи (новые люди), родившиеся в богатых 1960-х и 1970-х годах, часто подвергались критике со стороны пожилых японцев за эгоцентричность, эгоизм и «крутость». Молодое поколение склонно с пренебрежением относиться к эмоциональному выражению патерналистских связей, например, в телевизионных передачах бывшего премьер-министра 1989 года. Танаки Какуэя горько плачут по поводу его политического ухода. Сторонники [1]

Достижение консенсуса

[ редактировать ]

Сообщество часто требовательно, но оно также хрупко, поскольку социальные связи поддерживаются не только посредством правовых норм и общих личных интересов, но и через эмоциональные отношения патрон -клиент. Открытый конфликт представляет опасность для выживания такого рода сообществ, и поэтому выработка политики требует тщательных консультаций и достижения консенсуса, обычно с участием всех заинтересованных сторон, чтобы поддерживать ва (和), понятие гармонии внутри группы. По мнению политолога Льюиса Остина , «со всеми надо консультироваться неформально, всех надо слышать, но не так, чтобы выслушивание разных мнений переросло в противостояние. Лидер и его помощники «согласовывают мнения»… заранее, использование посредников для предотвращения конфронтации противоборствующих сил». После достижения предварительного соглашения между всеми проводится официальная встреча, на которой будет предложена и принята согласованная политика. [1]

Этот процесс называется нэмаваси (обрезка или связывание корней), вызывая образ садовника, готовящего дерево или кустарник к пересадке, то есть изменению политики. Остин отмечает, что распространенный японский глагол, означающий «решать» ( матомеру ), буквально означает «собирать или объединять». Решения — это «сумма вкладов всех». Хотя достижение консенсуса является для лидеров трудоемким и эмоционально утомительным процессом, необходимо не только продвигать групповые цели, но также уважать и защищать индивидуальную автономию. Фактически, этот процесс представляет собой примирение этих двух факторов. В политической системе в целом большинство групп играют определенную роль в процессе немаваси . Исключением являются те группы или отдельные лица, как корейцы или другие группы меньшинств, которых считают аутсайдерами. [1]

Политические лидеры должны поддерживать солидарность и гармонию внутри одной группы, а также обеспечивать сотрудничество различных групп, которые часто находятся в ожесточенных конфликтах. Такоцубо сэйкацу может способствовать деструктивному секционированию. Во время Второй мировой войны соперничество между Имперской армией и Имперским флотом было настолько интенсивным, что координировать их стратегические операции было практически невозможно. В послевоенной политической системе премьер-министрам часто не удавалось убедить различные министерства, все из которых были самодостаточными и сильно завистливыми «королевствами», согласиться на реформы в таких областях, как либерализация торговли . Такие наблюдатели, как журналист Карел ван Вольферен , пришли к выводу, что политическая система Японии пуста в центре, ей не хватает реального лидерства или локуса ответственности: «Государственное управление в Японии сильно отличается от такового в остальной Азии, Европе и Америке. На протяжении веков это влекло за собой сохранение тщательного баланса полуавтономных групп, разделяющих власть... Эти полуавтономные компоненты, каждый из которых наделен большими дискреционными полномочиями, не представлены в одном центральном правящем органе». Вероятно, эта точка зрения преувеличена. Лидерство в других странах, в том числе Соединенные Штаты время от времени были парализованы влиятельными группами интересов, и некоторые политики в Японии, требующие решительного руководства, такие как создание политики социального обеспечения и энергосбережения в 1970-х годах и приватизация государственных предприятий в 1980-х годах, были достаточно успешен. [1]

Культура как идеология

[ редактировать ]

Влияние японской культуры на политические ценности имеет первостепенное значение для объяснения японских ценностей в современной Японии, поскольку японская культура представляет собой скорее идеологическую основу, которая, как можно рассматривать, воплощает японские политические ценности через культурные и социальные нормы. Для большинства японцев идея отказаться от своей индивидуальности и полностью посвятить себя компании или организации естественна. Это отражается на японских политических ценностях через чувство лояльности, которое большинство японцев испытывает в жизни.

Более того, тот смысл, в котором индивидуальность японской культуры укоренилась в политическом строении Японии, самоочевиден в современной японской политике. Это можно увидеть в объяснении того, почему политика Японии не всегда следовала западной модели из-за «культурных причин», таких как социальная гармония и другие дисциплины японской культуры, препятствующие этому.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . "Япония". Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Карел-Ван-Вольферен (1989). Загадка японской мощи , с. 201. Старинные книги; 1-е издание Vintage Books Ed. ISBN   0679728023 .
  • Долан, Рональд Э. и Роберт Л. Уорден, изд. «Ценности и убеждения» в Японии: страновое исследование (Библиотека Конгресса США, 1994), онлайн .
  • Инглхарт, Рональд. «Изменение ценностей в Японии и на Западе». Сравнительные политические исследования 14.4 (1982): 445–479. онлайн
    • Фланаган, Скотт К. «Изменение ценностей в развитых индустриальных обществах: тихая революция Инглхарта с точки зрения японских открытий». Сравнительные политические исследования 14.4 (1982): 403–444. онлайн
  • Кумагай, Фуми и Донна Дж. Кейзер. Разоблачая Японию сегодня: влияние традиционных ценностей на современное японское общество (Гринвуд, 1996) онлайн .
  • Савада, Джанин Андерсон. Конфуцианские ценности и популярный дзэн: Секимон Шингаку в Японии восемнадцатого века (University of Hawaii Press, 1993) онлайн
  • Чжан, Ян Бин и др. «Гармония, иерархия и консерватизм: межкультурное сравнение конфуцианских ценностей в Китае, Корее, Японии и Тайване». Отчеты о коммуникационных исследованиях 22.2 (2005): 107–115. онлайн
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c887f1e8b1066d3cc1853491e5d5e37__1696869780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/37/3c887f1e8b1066d3cc1853491e5d5e37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese political values - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)