Jump to content

Споры относительно роли императора Японии

Толпа, размахивающая флагами, приветствует императора Акихито в Императорском дворце в его день рождения. Фотография сделана 23 декабря 2017 года.

Было несколько споров относительно роли и статуса императора Японии . Частично это связано с разнообразием ролей, которые исторически исполнял Император, а также с конкуренцией за власть с другими частями японского общества в некоторые моменты истории.

Конституция Мэйдзи

[ редактировать ]

Согласно Конституции Мэйдзи, принятой в 1889 году, император был суверенным и находился в центре легитимности государства. В преамбуле говорилось: «Права суверенитета Государства Мы унаследовали от Наших предков и завещаем их Нашим потомкам». В послевоенной конституции роль императора в политической системе была радикально пересмотрена. Предварительным и важным шагом в этом процессе стала императора Хирохито в новогодняя речь 1946 году , произнесенная по наущению генерала Дугласа Макартура , в которой он отказался от своего статуса божественного правителя, не отрицая, однако, того, что он был потомком Аматэрасу как арахитогами . [ 1 ] Хирохито заявил, что отношения между правителем и его народом не могут основываться на «ложном представлении о том, что император является божеством в человеческом обличии ( акицумиками ) или что японский народ превосходит другие расы».

В первой статье новой конституции новый «гуманизированный» правитель описывается как «символ государства и единства народа, черпающий свое положение из воли народа, которому принадлежит суверенная власть». Полномочия императора как суверена в конституции 1889 года были широкими и неопределенными. Его функции в послевоенной системе узки, специфичны и в основном церемониальны и ограничиваются такими действиями, как созыв Сейма , вручение наград достойным гражданам и прием иностранных послов (статья 7). Он не обладает «полномочиями, связанными с правлением» (статья 4). Изменение статуса императора было призвано исключить возможность осуществления военных или бюрократических клик широких и безответственных полномочий «от имени императора» — характерной черты экстремизма 1930-х годов . Конституция определяет Сейм как «высший орган государственной власти» (статья 41), подотчетный не монарху, а народу, избравшему его членов.

Использование японского слова сётё ( 象徴 ), означающего символ, для описания императора необычно и, в зависимости от точки зрения, удобно или разочаровывающе расплывчато. Император не является ни главой государства , ни сувереном, как многие европейские конституционные монархи Японии , хотя в октябре 1988 года Министерство иностранных дел заявило, что противоречиво, что император является сувереном страны в контексте ее внешних отношений . Император также не имеет официальной священнической или религиозной роли. Хотя он продолжает выполнять древние синтоистские ритуалы, такие как церемониальная посадка урожая риса весной, он делает это в частном порядке.

Ранняя эпоха Сёва

[ редактировать ]

В течение первой половины эпохи Сёва , согласно Конституции Мэйдзи , Император имел «верховное командование армией и флотом» (статья 11). Таким образом, Хирохито был юридически верховным главнокомандующим Имперского генерального штаба , расширенного в 1937 году и посредством которого принимались военные решения.

Император Сёва одет как командир Имперского генерального штаба .

Первоисточники, такие как « Записка Сугиямы » и дневники Фумимаро Коноэ и Коити Кидо , подробно описывают многочисленные неофициальные встречи, которые император проводил со своими начальниками штабов и министрами. Эти документы показывают, что его информировали обо всех военных операциях, он часто допрашивал свое высшее руководство и просил внести изменения.

По мнению историков Ёсиаки Ёсими и Сейя Мацуно, Хирохито санкционировал специальными приказами, переданными начальником штаба армии, таким как принц Канин Котохито или Хадзиме Сугияма , применение химического оружия против китайских гражданских лиц и солдат. Например, он санкционировал использование токсичного газа 375 раз во время вторжения в Ухань в 1938 году. [ 2 ] Такое оружие было также разрешено во время вторжения в Чандэ . [ 3 ]

По мнению историков Акиры Фудзивара и Акиры Ямады, Хирохито даже принимал серьезные меры в некоторых военных операциях. Например, он оказывал давление на Сугияму четыре раза, в январе и феврале 1942 года, , чтобы тот увеличил численность войск и начал атаку на Батаан . [ 4 ] В августе 1943 года он отругал Сугияму, который не смог остановить наступление американцев на Соломоновы острова , и попросил его рассмотреть другие места для атаки. [ 5 ]

Большинство имперских интервенций было осуществлено по прямым приказам, например, подавление восстания во время инцидента 26 февраля . Лишь в редкие моменты особой важности решения принимались Императорским советом. Имперское правительство использовало это специальное учреждение, чтобы санкционировать вторжение в Китай , войну в Большой Восточной Азии и положить конец войне . В 1945 году, выполняя решение, одобренное на Императорской конференции, император Сёва в первый и последний раз прямо приказал посредством записанной радиопередачи на всю Японию в качестве своей последней роли в качестве главнокомандующего - капитуляцию перед войсками Соединенных Штатов.

Закон об императорском дворе и конституционное право

[ редактировать ]
Императорская печать

Законы, относящиеся к императорскому дому, должны быть одобрены Сеймом. В старой системе Закон об императорском дворе был отделен от конституции и равнялся ей. После войны обширные поместья императорской семьи были конфискованы, а ее финансы переданы под контроль Агентства императорского двора , входящего в состав канцелярии премьер-министра и теоретически подчиняющегося сейму. На практике он остается бастионом консерватизма, его чиновники скрывают деятельность императора и его семьи за «хризантемовым занавесом» (хризантема является гербом императорского дома ), чтобы сохранить ауру святости. Несмотря на то, что пресса и другие наблюдатели знали о его болезни, подробности о состоянии здоровья покойного императора Хирохито в 1988 и 1989 годах строго контролировались.

Конституционный статус императора снова оказался в центре внимания общественности после новостей о серьезной болезни Хирохито в конце 1988 года. Наследный принц Акихито стал первым человеком, взошедшим на трон при послевоенной системе. Одним из важных символических вопросов был выбор нового титула правления в соответствии с ненго системой , которая отсчитывает годы, начиная с первого года правления монарха. Таким образом, в 1988 году исполнилось 63 года Сёва, шестьдесят третий год правления Хирохито, императора Сёва. Вступление на престол нового монарха ознаменовано наименованием новой эпохи, состоящим из двух благоприятных китайских иероглифов . Сёва (昭和), например, означает яркую гармонию. Критики выразили сожаление по поводу секретности, с которой такие названия выбирались в прошлом, решение оставлялось на усмотрение назначенного правительством комитета экспертов, и выступали за публичное обсуждение выбора как отражение демократических ценностей Японии. Хотя системе генго был предоставлен официальный статус законопроектом, принятым Сеймом в июне 1979 года, некоторые выступали за полный отказ от системы в пользу западного календаря. Но 7 января 1989 года, в день смерти Хирохито, правительство объявило, что Хэйсэй (平成, Достижение мира) будет названием новой эры. Таким образом, первым годом Хэйсэй был 1989 год, и все официальные документы были датированы этой датой.

Еще более спорными были церемонии, проводившиеся в связи с похоронами покойного императора и воцарением нового императора. Государственная поддержка этой деятельности нарушила бы статью 20 Конституции о разделении государственной и религиозной деятельности. Правые, такие как члены Общества защиты Японии (Нихон о Мамору Кай), общенациональной лоббистской группы, потребовали полной общественной поддержки церемоний как выражения любви народа к своему монарху. Идя по канату между сторонниками конституции и правыми группами, правительство решило разделить государственные похороны Хирохито, состоявшиеся 24 февраля 1989 года, на официальную и религиозную части. Вступление Акихито на престол в ноябре 1990 года также имело религиозный (синтоистский) и светский компоненты: Сокуино рей (即位の礼), или церемония возведения на престол, была светской; Дайдзёсай (大嘗祭), или Великий фестиваль Благодарения, традиционно представлял собой общение между новым монархом и богами, в ходе которого сам монарх становился божеством, и был религиозным. Решение правительства использовать государственные средства не только для Сокуи-но-рей, но и для Дайдзёсай, оправданное с точки зрения «публичного характера» обеих церемоний, было расценено религиозными и оппозиционными группами как серьезное нарушение статьи 20.

В начале 1990-х годов ряд подобных символических политических проблем привлек внимание к роли государства в религиозной или квазирелигиозной деятельности. Защитники конституции, в том числе японские христиане, последователи новых религий, левые и многие представители политической оппозиции, считали любое вмешательство правительства в религиозные аспекты интронизации консервативной попыткой подорвать дух, если не букву, конституция. Они также резко раскритиковали противоречивую директиву Министерства образования, науки и культуры 1989 года , которая призывала к исполнению довоенного государственного гимна (« Кимигайо », или «Царство суверена») и демонстрации флага восходящего солнца (Хиномару, использование которого датируется началом девятнадцатого века) на церемониях в государственных школах. Хотя с конца 1950-х годов министерство описывало эту деятельность как «желательную», ни одна из них не имела юридического статуса в соответствии с послевоенной конституцией.

Главное здание храма Ясукуни

Еще одним вопросом была государственная поддержка храма Ясукуни . Этот храм, расположенный в Токио недалеко от Императорского дворца, был основан в эпоху Мэйдзи как хранилище душ солдат и моряков, погибших в бою, и, таким образом, является святым местом, а не просто военным мемориалом. В течение 1970-х годов консерваторы пять раз вносили законопроекты о том, чтобы сделать его «национальным учреждением», но ни один из них не был принят. В сороковую годовщину окончания Второй мировой войны в Японии, 15 августа 1985 года, премьер-министр Накасонэ Ясухиро и члены его кабинета посетили храм в официальном качестве. Эта акция рассматривается как возобновление консервативных усилий за пределами Сейма. придать святыне официальный статус.

Несмотря на внешний вид вестернизации и запрет статьи 20 на государственную поддержку религиозной или церемониальной деятельности императора, его послевоенная роль в некотором смысле больше напоминала роль традиционных, а не довоенных императоров. В отличие от ранней эпохи Сёва (1926–45), в эпоху Мэйдзи (1868–1912) и Тайсё (1912–26) сам император не принимал активного участия в политике. Однако его политический авторитет был огромен, и от его имени действовала военная и бюрократическая элита. Однако «символическая» роль императора после 1945 года напоминала феодальную Японию, где политическая власть была монополизирована и осуществлялась сёгунами и где императорский двор вел неторопливое, аполитичное существование в традиционной столице Киото и выступал в качестве покровителей. культуры и искусства.

В 2007 году член императорской семьи принц Томохито сказал о роли членов королевской семьи: «Если вы спросите меня, что такое императорская семья, и я буду думать, думать и думать об этом, самым окончательным выводом будет то, что наше значение заключается в нашем простом существовании", - сказал князь. Члены королевской семьи, по его словам, могли выполнять свои обязанности, просто «просыпаясь утром, завтракая, обедая, ужиная, а затем ложась спать, повторяя это 365 дней в году». [ 6 ]

  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Япония
  1. ^ Питер Ветцлер, Хирохито и война , Гавайский университет, 1998, стр. 3.
  2. ^ Ёшими и Мацуно, Докугасусен Канкей Сирё II, Кайсэцу , 1997, стр.25-29, Герберт Бикс , Хирохито и создание современной Японии , 2001, стр. 361.
  3. ^ Дэниел Баренблатт, Чума человечества , HarperCollns, 2004, стр. 220-221.
  4. ^ Фудзивара, Сёва тэнно но дзю-го нэн сенсо , 1991, стр.135-138, Ямада, Дайгенсуи Сёва тэнно , 1994, стр. 180, 181, 185.
  5. ^ Герберт Бикс, Хирохито и создание современной Японии , 2001, с. 466, со ссылкой на меморандум Сугиямы, с. 24.
  6. ^ Норимицу Ониси (20 октября 2007 г.). «Японский член королевской семьи, известный своими бурными высказываниями» . Интернэшнл Геральд Трибьюн .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5525de807841ce8cddde0c3d50d6787__1711458900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/87/e5525de807841ce8cddde0c3d50d6787.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Controversies regarding the role of the Emperor of Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)