Споры относительно роли императора Японии
Было несколько споров относительно роли и статуса императора Японии . Частично это связано с разнообразием ролей, которые исторически исполнял Император, а также с конкуренцией за власть с другими частями японского общества в некоторые моменты истории.
Конституция Мэйдзи
[ редактировать ]Согласно Конституции Мэйдзи, принятой в 1889 году, император был суверенным и находился в центре легитимности государства. В преамбуле говорилось: «Права суверенитета Государства Мы унаследовали от Наших предков и завещаем их Нашим потомкам». В послевоенной конституции роль императора в политической системе была радикально пересмотрена. Предварительным и важным шагом в этом процессе стала императора Хирохито в новогодняя речь 1946 году , произнесенная по наущению генерала Дугласа Макартура , в которой он отказался от своего статуса божественного правителя, не отрицая, однако, того, что он был потомком Аматэрасу как арахитогами . [ 1 ] Хирохито заявил, что отношения между правителем и его народом не могут основываться на «ложном представлении о том, что император является божеством в человеческом обличии ( акицумиками ) или что японский народ превосходит другие расы».
В первой статье новой конституции новый «гуманизированный» правитель описывается как «символ государства и единства народа, черпающий свое положение из воли народа, которому принадлежит суверенная власть». Полномочия императора как суверена в конституции 1889 года были широкими и неопределенными. Его функции в послевоенной системе узки, специфичны и в основном церемониальны и ограничиваются такими действиями, как созыв Сейма , вручение наград достойным гражданам и прием иностранных послов (статья 7). Он не обладает «полномочиями, связанными с правлением» (статья 4). Изменение статуса императора было призвано исключить возможность осуществления военных или бюрократических клик широких и безответственных полномочий «от имени императора» — характерной черты экстремизма 1930-х годов . Конституция определяет Сейм как «высший орган государственной власти» (статья 41), подотчетный не монарху, а народу, избравшему его членов.
Сётё
[ редактировать ]Использование японского слова сётё ( 象徴 ), означающего символ, для описания императора необычно и, в зависимости от точки зрения, удобно или разочаровывающе расплывчато. Император не является ни главой государства , ни сувереном, как многие европейские конституционные монархи Японии , хотя в октябре 1988 года Министерство иностранных дел заявило, что противоречиво, что император является сувереном страны в контексте ее внешних отношений . Император также не имеет официальной священнической или религиозной роли. Хотя он продолжает выполнять древние синтоистские ритуалы, такие как церемониальная посадка урожая риса весной, он делает это в частном порядке.
Ранняя эпоха Сёва
[ редактировать ]В течение первой половины эпохи Сёва , согласно Конституции Мэйдзи , Император имел «верховное командование армией и флотом» (статья 11). Таким образом, Хирохито был юридически верховным главнокомандующим Имперского генерального штаба , расширенного в 1937 году и посредством которого принимались военные решения.
Первоисточники, такие как « Записка Сугиямы » и дневники Фумимаро Коноэ и Коити Кидо , подробно описывают многочисленные неофициальные встречи, которые император проводил со своими начальниками штабов и министрами. Эти документы показывают, что его информировали обо всех военных операциях, он часто допрашивал свое высшее руководство и просил внести изменения.
По мнению историков Ёсиаки Ёсими и Сейя Мацуно, Хирохито санкционировал специальными приказами, переданными начальником штаба армии, таким как принц Канин Котохито или Хадзиме Сугияма , применение химического оружия против китайских гражданских лиц и солдат. Например, он санкционировал использование токсичного газа 375 раз во время вторжения в Ухань в 1938 году. [ 2 ] Такое оружие было также разрешено во время вторжения в Чандэ . [ 3 ]
По мнению историков Акиры Фудзивара и Акиры Ямады, Хирохито даже принимал серьезные меры в некоторых военных операциях. Например, он оказывал давление на Сугияму четыре раза, в январе и феврале 1942 года, , чтобы тот увеличил численность войск и начал атаку на Батаан . [ 4 ] В августе 1943 года он отругал Сугияму, который не смог остановить наступление американцев на Соломоновы острова , и попросил его рассмотреть другие места для атаки. [ 5 ]
Большинство имперских интервенций было осуществлено по прямым приказам, например, подавление восстания во время инцидента 26 февраля . Лишь в редкие моменты особой важности решения принимались Императорским советом. Имперское правительство использовало это специальное учреждение, чтобы санкционировать вторжение в Китай , войну в Большой Восточной Азии и положить конец войне . В 1945 году, выполняя решение, одобренное на Императорской конференции, император Сёва в первый и последний раз прямо приказал посредством записанной радиопередачи на всю Японию в качестве своей последней роли в качестве главнокомандующего - капитуляцию перед войсками Соединенных Штатов.
Закон об императорском дворе и конституционное право
[ редактировать ]Законы, относящиеся к императорскому дому, должны быть одобрены Сеймом. В старой системе Закон об императорском дворе был отделен от конституции и равнялся ей. После войны обширные поместья императорской семьи были конфискованы, а ее финансы переданы под контроль Агентства императорского двора , входящего в состав канцелярии премьер-министра и теоретически подчиняющегося сейму. На практике он остается бастионом консерватизма, его чиновники скрывают деятельность императора и его семьи за «хризантемовым занавесом» (хризантема является гербом императорского дома ), чтобы сохранить ауру святости. Несмотря на то, что пресса и другие наблюдатели знали о его болезни, подробности о состоянии здоровья покойного императора Хирохито в 1988 и 1989 годах строго контролировались.
Конституционный статус императора снова оказался в центре внимания общественности после новостей о серьезной болезни Хирохито в конце 1988 года. Наследный принц Акихито стал первым человеком, взошедшим на трон при послевоенной системе. Одним из важных символических вопросов был выбор нового титула правления в соответствии с ненго системой , которая отсчитывает годы, начиная с первого года правления монарха. Таким образом, в 1988 году исполнилось 63 года Сёва, шестьдесят третий год правления Хирохито, императора Сёва. Вступление на престол нового монарха ознаменовано наименованием новой эпохи, состоящим из двух благоприятных китайских иероглифов . Сёва (昭和), например, означает яркую гармонию. Критики выразили сожаление по поводу секретности, с которой такие названия выбирались в прошлом, решение оставлялось на усмотрение назначенного правительством комитета экспертов, и выступали за публичное обсуждение выбора как отражение демократических ценностей Японии. Хотя системе генго был предоставлен официальный статус законопроектом, принятым Сеймом в июне 1979 года, некоторые выступали за полный отказ от системы в пользу западного календаря. Но 7 января 1989 года, в день смерти Хирохито, правительство объявило, что Хэйсэй (平成, Достижение мира) будет названием новой эры. Таким образом, первым годом Хэйсэй был 1989 год, и все официальные документы были датированы этой датой.
Еще более спорными были церемонии, проводившиеся в связи с похоронами покойного императора и воцарением нового императора. Государственная поддержка этой деятельности нарушила бы статью 20 Конституции о разделении государственной и религиозной деятельности. Правые, такие как члены Общества защиты Японии (Нихон о Мамору Кай), общенациональной лоббистской группы, потребовали полной общественной поддержки церемоний как выражения любви народа к своему монарху. Идя по канату между сторонниками конституции и правыми группами, правительство решило разделить государственные похороны Хирохито, состоявшиеся 24 февраля 1989 года, на официальную и религиозную части. Вступление Акихито на престол в ноябре 1990 года также имело религиозный (синтоистский) и светский компоненты: Сокуино рей (即位の礼), или церемония возведения на престол, была светской; Дайдзёсай (大嘗祭), или Великий фестиваль Благодарения, традиционно представлял собой общение между новым монархом и богами, в ходе которого сам монарх становился божеством, и был религиозным. Решение правительства использовать государственные средства не только для Сокуи-но-рей, но и для Дайдзёсай, оправданное с точки зрения «публичного характера» обеих церемоний, было расценено религиозными и оппозиционными группами как серьезное нарушение статьи 20.
В начале 1990-х годов ряд подобных символических политических проблем привлек внимание к роли государства в религиозной или квазирелигиозной деятельности. Защитники конституции, в том числе японские христиане, последователи новых религий, левые и многие представители политической оппозиции, считали любое вмешательство правительства в религиозные аспекты интронизации консервативной попыткой подорвать дух, если не букву, конституция. Они также резко раскритиковали противоречивую директиву Министерства образования, науки и культуры 1989 года , которая призывала к исполнению довоенного государственного гимна (« Кимигайо », или «Царство суверена») и демонстрации флага восходящего солнца (Хиномару, использование которого датируется началом девятнадцатого века) на церемониях в государственных школах. Хотя с конца 1950-х годов министерство описывало эту деятельность как «желательную», ни одна из них не имела юридического статуса в соответствии с послевоенной конституцией.
Еще одним вопросом была государственная поддержка храма Ясукуни . Этот храм, расположенный в Токио недалеко от Императорского дворца, был основан в эпоху Мэйдзи как хранилище душ солдат и моряков, погибших в бою, и, таким образом, является святым местом, а не просто военным мемориалом. В течение 1970-х годов консерваторы пять раз вносили законопроекты о том, чтобы сделать его «национальным учреждением», но ни один из них не был принят. В сороковую годовщину окончания Второй мировой войны в Японии, 15 августа 1985 года, премьер-министр Накасонэ Ясухиро и члены его кабинета посетили храм в официальном качестве. Эта акция рассматривается как возобновление консервативных усилий за пределами Сейма. придать святыне официальный статус.
Несмотря на внешний вид вестернизации и запрет статьи 20 на государственную поддержку религиозной или церемониальной деятельности императора, его послевоенная роль в некотором смысле больше напоминала роль традиционных, а не довоенных императоров. В отличие от ранней эпохи Сёва (1926–45), в эпоху Мэйдзи (1868–1912) и Тайсё (1912–26) сам император не принимал активного участия в политике. Однако его политический авторитет был огромен, и от его имени действовала военная и бюрократическая элита. Однако «символическая» роль императора после 1945 года напоминала феодальную Японию, где политическая власть была монополизирована и осуществлялась сёгунами и где императорский двор вел неторопливое, аполитичное существование в традиционной столице Киото и выступал в качестве покровителей. культуры и искусства.
В 2007 году член императорской семьи принц Томохито сказал о роли членов королевской семьи: «Если вы спросите меня, что такое императорская семья, и я буду думать, думать и думать об этом, самым окончательным выводом будет то, что наше значение заключается в нашем простом существовании", - сказал князь. Члены королевской семьи, по его словам, могли выполнять свои обязанности, просто «просыпаясь утром, завтракая, обедая, ужиная, а затем ложась спать, повторяя это 365 дней в году». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Япония
- ^ Питер Ветцлер, Хирохито и война , Гавайский университет, 1998, стр. 3.
- ^ Ёшими и Мацуно, Докугасусен Канкей Сирё II, Кайсэцу , 1997, стр.25-29, Герберт Бикс , Хирохито и создание современной Японии , 2001, стр. 361.
- ^ Дэниел Баренблатт, Чума человечества , HarperCollns, 2004, стр. 220-221.
- ^ Фудзивара, Сёва тэнно но дзю-го нэн сенсо , 1991, стр.135-138, Ямада, Дайгенсуи Сёва тэнно , 1994, стр. 180, 181, 185.
- ^ Герберт Бикс, Хирохито и создание современной Японии , 2001, с. 466, со ссылкой на меморандум Сугиямы, с. 24.
- ^ Норимицу Ониси (20 октября 2007 г.). «Японский член королевской семьи, известный своими бурными высказываниями» . Интернэшнл Геральд Трибьюн .