Конституция Мэйдзи
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2010 г. ) |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Японский портал |
Конституция Японской империи ( Кюдзитай : Конституция Японской империи ; Синдзитай : Конституция Японской империи , латинизированная: Дай-Ниппон Тейкоку Кенпо ), известная неофициально как Конституция Мэйдзи ( Конституция Мэйдзи , Мэйдзи Кенпо ), была конституция г. , Японской империи провозглашенная 11 февраля 1889 г. и действовавшая с 29 ноября 1890 г. по 2 мая 1947 [1] Принятый после Реставрации Мэйдзи в 1868 году, он предусматривал форму смешанной конституционной и абсолютной монархии , основанной совместно на немецкой и британской моделях . [2] Теоретически император Японии управлял империей по совету своих министров; на практике император был главой государства , но был премьер-министр фактическим главой правительства . Согласно Конституции Мэйдзи, премьер-министр и его кабинет не обязательно избирались из числа избранных членов парламента .
Во время американской оккупации Японии Конституция Мэйдзи была заменена « Послевоенной Конституцией » 3 ноября 1946 года; последний документ вступил в силу с 3 мая 1947 года. Чтобы сохранить правовую преемственность, была принята Послевоенная Конституция как поправка к Конституции Мэйдзи.
Обзор
[ редактировать ]в Реставрация Мэйдзи 1868 году предоставила Японии форму конституционной монархии , основанной на прусско - германской модели, в которой император Японии был активным правителем и обладал значительной политической властью над внешней политикой и дипломатией, которая была разделена с избранным императорским сеймом . [3] Сейм в первую очередь диктовал вопросы внутренней политики.
После Реставрации Мэйдзи, которая впервые за более чем тысячелетие восстановила прямую политическую власть императора, Япония пережила период радикальных политических и социальных реформ и вестернизации, направленных на усиление Японии до уровня стран западного мира. Непосредственным следствием принятия Конституции стало открытие первого парламентского правительства в Азии. [4]
Конституция Мэйдзи установила четкие ограничения власти исполнительной власти и Императора. Он также создал независимую судебную систему . Гражданские права и гражданские свободы были разрешены, хотя они свободно подвергались ограничениям законом. [5] Свобода слова, свобода объединений и свобода религии ограничивались законами. [5] Перед лидерами правительства и политических партий стояла задача истолковать, можно ли использовать Конституцию Мэйдзи для оправдания авторитарного или либерально-демократического правления. Именно борьба этих тенденций доминировала в правительстве Японской империи. Право голоса было ограничено: только 1,1% населения имели право голосовать за Сейм. [5] Всеобщее избирательное право для мужчин не было установлено (согласно закону) до тех пор, пока в 1925 году не был принят Всеобщий закон о выборах , который давал право голоса каждому мужчине в возрасте 25 лет и старше.
Конституция Мэйдзи была использована в качестве модели для Конституции Эфиопии 1931 года эфиопским интеллектуалом Текле Хавариат Текле Мариям . Это было одной из причин, почему прогрессивная эфиопская интеллигенция, связанная с Текле Хавариат, была известна как «японизаторы». [6]
В результате капитуляции во Второй мировой войне 2 сентября 1945 года Японская империя была лишена суверенитета союзниками , а действие Конституции Мэйдзи было приостановлено. Во время оккупации Японии Конституция Мэйдзи была заменена новым документом — послевоенной Конституцией Японии . Этот документ заменил имперское правление формой либеральной демократии западного образца . Чтобы сохранить правовую преемственность, эти изменения были приняты как поправка к конституции согласно статье 73 Конституции Мэйдзи. После получения необходимого большинства в две трети голосов в обеих палатах, он получил одобрение императора 3 ноября 1946 года и вступил в силу 3 мая 1947 года.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]До принятия Конституции Мэйдзи в Японии практически не было писаной конституции . Первоначально правовая система и конституция, вдохновленная китайцами, известная как рицурё, была принята в VI веке (в конце периода Аска и начале периода Нара ); он описывал правительство, основанное на тщательно продуманной и теоретически рациональной меритократической бюрократии, действующей под высшей властью императора и организованной по китайским моделям. Теоретически последний кодекс рицурё , Кодекс Ёро, принятый в 752 году, всё ещё действовал во время Реставрации Мэйдзи.
Однако на практике система правления рицурё стала в значительной степени пустой формальностью еще в середине периода Хэйан в 10 и 11 веках, и это развитие завершилось основанием сёгуната Камакура в 1185 году. Высокие должности в системе рицурё оставались синекурами , а император был лишен власти и отстранен как символическая фигура, которая «царила, но не правила» (по теории, что живой бог не должен осквернять себя делами земного управления ).
6 апреля 1868 года была обнародована Хартия -присяга , в которой излагались основные направления политики правительства и требовалось создание совещательных собраний , но она не определяла детали. Идея писаной конституции была предметом жарких дебатов внутри и за пределами правительства с самого начала правления Мэйдзи . [8] Консервативная олигархия Мэйдзи относилась ко всему, что напоминало демократию или республиканизм, с подозрением и трепетом и выступала за постепенный подход. Движение за свободу и права народа потребовало немедленного создания выборного национального собрания и обнародования конституции.
Составление
[ редактировать ]21 октября 1881 года Ито Хиробуми был назначен председателем правительственного бюро по исследованию различных форм конституционного правления, а в 1882 году Ито возглавил зарубежную миссию по наблюдению и изучению различных систем из первых рук. [9] Конституция США была отвергнута как слишком либеральная. Французская испанская и модели были отвергнуты как склонные к деспотизму . Рейхстаг , и правовые структуры Германской империи , особенно Пруссии оказались наиболее интересными для Миссии по изучению конституции. Влияние было также получено из британской Вестминстерской системы , хотя она считалась громоздкой и предоставляла парламенту слишком много власти .
Он также отверг некоторые идеи как непригодные для Японии, поскольку они вытекали из европейской конституционной практики и христианства. [10] Поэтому он добавил ссылки на кокутай или «национальное государство» как оправдание власти императора через его божественное происхождение и непрерывную линию императоров, а также уникальные отношения между подданным и государем. [11]
был Государственный совет заменен в 1885 году кабинетом министров, возглавляемым Ито в качестве премьер-министра . [12] Должности канцлера , левого министра и правого министра , существовавшие с VII века, были упразднены. Вместо них в 1888 году был создан Тайный совет для оценки будущей конституции и консультирования императора Мэйдзи.
В состав комитета по проекту вошли Иноуэ Коваси , Канеко Кентаро , Ито Миёдзи и Ивакура Томоми , а также ряд иностранных консультантов , в частности, немецкие ученые-правоведы Рудольф фон Гнейст и Лоренц фон Штайн . Центральным вопросом был баланс между суверенитетом, наделенным личностью Императора, и избранным представительным законодательным органом с полномочиями, которые ограничивали или ограничивали власть суверена. [ нужна ссылка ] После многочисленных проектов с 1886 по 1888 год окончательная версия была представлена императору Мэйдзи в апреле 1888 года. Конституция Мэйдзи была разработана комитетом тайно, без публичного обсуждения. [ нужна ссылка ]
Обнародование
[ редактировать ]Новая конституция была обнародована императором Мэйдзи 11 февраля 1889 года (годовщина Дня национального основания Японии в 660 году до нашей эры), но вступила в силу 29 ноября 1890 года. [13] [14] Первый Национальный парламент Японии , новое представительное собрание , был созван в день вступления в силу Конституции Мэйдзи. [4] Организационная структура Сейма отражала как прусское, так и британское влияние, особенно во включении Палаты представителей в качестве нижней палаты (существующей в настоящее время в соответствии со статьей 42 послевоенной конституции Японии, основанной на двухпалатном принципе ) и Палаты представителей. Пэры как верхняя палата (которая напоминала прусский Херренхаус и британскую Палату лордов , ныне Палату советников Японии в соответствии со статьей 42 послевоенной конституции Японии, основанной на двухпалатности), и в официальной тронной речи произнесенный Императором в день открытия (существующий в настоящее время в соответствии со статьей 7 послевоенной Конституции Японии ). Вторая глава конституции, подробно описывающая права граждан , так , имела сходство с аналогичными статьями как Европы и Северной Америки конституций того времени.
Основные положения
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Конституция Мэйдзи состоит из 76 статей в семи главах, общим объемом около 2500 слов. Он также обычно воспроизводится вместе с преамбулой, Императорской клятвой, принесенной в святилище Императорского дворца, и Императорским рескриптом об обнародовании Конституции, которые вместе составляют еще почти 1000 слов. [15] Семь глав таковы:
- I. Император (1–17)
- II. Права и обязанности субъектов (18–32)
- III. Императорский сейм (33–54)
- IV. Государственные министры и Тайный совет (55–56)
- V. Судебная власть (57–61)
- МЫ. Финансы (62–72)
- VII. Дополнительные правила (73–76)
Имперский суверенитет
[ редактировать ]В отличие от своего современного преемника, Конституция Мэйдзи была основана на принципе, согласно которому суверенитет принадлежал лично Императору в силу его божественного происхождения, «непрерывного на века», а не народу. Статья 4 гласит, что «Император есть глава Империи, сочетающий в себе права суверенитета». Император, по крайней мере номинально, объединял внутри себя все три ветви ( исполнительную , законодательную и судебную ) власти, хотя законодательство (статья 5) и бюджет (статья 64) подчинялись «согласию императорского сейма». Издавались законы и осуществлялось правосудие «от имени Императора».
Правила наследования императорского престола и императорского двора остались за пределами Конституции; вместо этого был принят отдельный Закон об императорском дворе ( коситу тенпан ). [5] Этот закон не был обнародован публично, поскольку считался частным законом императорского двора, а не публичным законом. [5]
Отдельные положения Конституции противоречат друг другу относительно того, является ли верховной Конституция или Император.
- Статья 3 объявляет его «священным и неприкосновенным», формула, которая была истолкована сторонниками жесткой линии как означающая, что он сохранил за собой право отозвать конституцию или игнорировать ее положения.
- Статья 4 обязывает Императора осуществлять свои полномочия «в соответствии с положениями настоящей Конституции».
- Статья 11 гласит, что Император командует армией и флотом . Руководители этих служб истолковали это как «Армия и флот подчиняются только Императору и не обязаны подчиняться кабинету министров и сейму», что вызвало политические разногласия.
- Статья 55, однако, подтверждала, что приказы Императора (включая Императорские указы, указы, рескрипты и т. д.) сами по себе не имели юридической силы, но требовали подписи «государственного министра». С другой стороны, эти «государственные министры» назначались (и могли быть уволены) только императором, а не премьер-министром или сеймом.
Права и обязанности субъектов
[ редактировать ]- Обязанности: Конституция закрепляет обязанность японских подданных соблюдать конституцию (преамбула), платить налоги (статья 21) и служить в вооруженных силах в случае призыва (статья 20).
- Ограниченные права: Конституция предусматривает ряд прав, которыми могут пользоваться субъекты, если законом не предусмотрено иное. В их число входило право:
- Свобода передвижения (статья 22).
- Не допускать обыска или проникновения в свой дом (статья 25).
- Тайна переписки (статья 26).
- Частная собственность (статья 27) .
- Свобода слова , собраний и ассоциаций (статья 29).
- Меньше условных прав
- Право «назначаться на равные гражданские, военные или любые другие государственные должности» (статья 19).
- «Процедурная» надлежащая правовая процедура (статья 23).
- Право на судебное разбирательство перед судьей (статья 24).
- Свобода религии (гарантируется статьей 28 «в пределах, не наносящих ущерба миру и порядку и не противоречащих их обязанностям как подданных»).
- Право на подачу петиций правительству (статья 30).
Органы власти
[ редактировать ]Император Японии имел право осуществлять исполнительную власть, а также назначать и увольнять всех государственных чиновников. Император также имел исключительное право объявлять войну, заключать мир, заключать договоры, распускать нижнюю палату Сейма и издавать императорские постановления вместо законов, когда Сейм не заседал. Самое главное, что командование Императорской японской армией и Императорским флотом Японии осуществлялось непосредственно Императором, а не Сеймом. Конституция Мэйдзи предусматривала создание кабинета министров, подчинявшегося императору, а не сейму, а также создание Тайного совета . В Конституции не упоминались гэнро , внутренний круг советников Императора, имевший значительное влияние.
Согласно Конституции Мэйдзи, законодательный орган - Сейм - был создан из двух палат. Верхняя палата, или Палата пэров, состояла из членов императорской семьи, потомственных пэров и членов, назначаемых императором. Нижняя палата, или Палата представителей, избиралась прямым голосованием всеми мужчинами, которые платили не менее 15 иен налога на недвижимость, что фактически ограничивало избирательное право до 1,1 процента населения. Эти требования были ослаблены в 1900 и 1919 годах с введением всеобщего избирательного права для взрослых мужчин в 1925 году. [16] Император разделял законодательную власть с Сеймом, и ни одна мера не могла стать законом без согласия Императора и Сейма. С другой стороны, Сейм получил право инициировать законодательство, утверждать все законы и утверждать бюджет.
Поправки
[ редактировать ]Поправки к конституции были предусмотрены статьей 73. Она предусматривала, что для того, чтобы стать законом, предложенная поправка должна была быть сначала представлена в Сейм Императором посредством императорского указа или рескрипта. Чтобы получить одобрение Сейма, поправка должна была быть принята в обеих палатах большинством в две трети от общего числа членов каждой из них (а не просто двумя третями от общего числа поданных голосов). После того как поправка была одобрена Сеймом, император, имевший абсолютное право вето, провозгласил ее законом. Во время регентства никакие поправки к конституции не допускались. Несмотря на эти положения, в имперскую конституцию не было внесено никаких поправок с момента ее принятия до ее кончины в 1947 году. Нынешняя конституция юридически считается поправкой к Конституции Мэйдзи; это было сделано для сохранения правовой преемственности, хотя это совершенно новый документ.
Однако, согласно статье 73 Конституции Мэйдзи, поправка должна быть санкционирована Императором. Действительно, Конституция 1947 года была утверждена Императором (как было заявлено в письме об обнародовании), что явно противоречит Конституции 1947 года, согласно которой эта конституция была создана и утверждена нацией («принцип народного суверенитета "). предложил некую своеобразную доктрину «Августовской революции» Чтобы развеять подобные несоответствия, Тосиёси Миядзава из Токийского университета , но без особой убедительности.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Конституция Мэйдзи | 1889 год, Япония» . Британская энциклопедия . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Хейн, Патрик (2009). Как японцы стали чужими сами себе: влияние глобализации на частную и общественную сферы Японии . Берлин: Лит. п. 72. ИСБН 978-3643100856 .
- ^ «Мэйдзи | император Японии» . Британская энциклопедия . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Эдвин. «Первый парламент Азии; сэр Эдвин Арнольд описывает шаг в Японии», New York Times. 26 января 1891 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ода, Хироши (16 апреля 2009 г.). «История современного японского права». Японское право . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acprof:oso/9780199232185.001.1 . ISBN 978-0-19-923218-5 .
- ^ Бахру Зевде, История современной Эфиопии: 1855–1991 , второе издание (Оксфорд: Джеймс Керри, 2001), стр. 110
- ^ Jump up to: а б с Мэйдзи Дзингу , изд. Фреска картинной галереи Мемориала Сейтоку [ Пояснительные примечания к изображениям в Мемориальной картинной галерее Мэйдзи Дзингу ] (на японском языке).
- ^ «Начальные шаги к конституционному государству: Очерк» . Национальная парламентская библиотека. Япония . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ «Миссия ИТО по изучению конституции Хиробуми в Европу» . Национальная парламентская библиотека. Япония . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , стр. 79–80. ISBN 0-312-04077-6
- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , p. 80 ISBN 0-312-04077-6
- ^ «Рождение кабинетной системы» . Национальная парламентская библиотека. Япония . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ «Старая и современная Япония; рождение конституционного правительства. После столетий исключительности японцы принимают западные формы права», The New York Times . 13 февраля 1890 г.
- ^ «Эволюция государства Мэйдзи: Очерк» . Национальная парламентская библиотека. Япония . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ «Нынешний кризис Японии и ее конституция; министры Микадо будут нести ответственность перед народом за мирный договор - маркиз Ито может спасти барона Комуру», New York Times. 3 сентября 1905 г.
- ^ Гриффин, Эдвард Г.; «Проблема всеобщего избирательного права в японской политике, 1918–25 годы»; Журнал азиатских исследований , Vol. 31, № 2 (февраль 1972 г.), стр. 275–290.
Ссылки
[ редактировать ]- Акамацу, Пол. (1972). Мэйдзи 1868: Революция и контрреволюция в Японии (Мириам Кочан, переводчик). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Акита, Джордж. (1967). Основы конституционного правления в современной Японии, 1868–1900 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Бизли, Уильям Г. (1972). Реставрация Мэйдзи . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804708159 ; OCLC 579232 .
- Бизли, Уильям Г. (1995). Возвышение современной Японии: политические, экономические и социальные изменения с 1850 года. Нью-Йорк: St. Martin's Press. ISBN 9780312127510 ; OCLC 695042844 .
- Крейг, Альберт М. (1961). Тёсю в эпоху Реставрации Мэйдзи . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. OCLC 482814571 .
- Янсен, Мариус Б. и Гилберт Розман , ред. (1986). Япония в переходный период: от Токугавы до Мэйдзи . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691054599 ; ОСЛК 12311985 .
- Янсен, Мариус Б. (2000). Создание современной Японии . Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674003347 ; ОСЛК 44090600 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Конституцией Мэйдзи , на Викискладе?
- Работы, связанные с Конституцией Японской империи, в Wikisource
- Японской империи Конституция Национальной парламентской библиотеки