Рейхстаг (Германская империя)
Немецкий Рейхстаг Немецкий Рейхстаг | |
---|---|
Законодательный орган Германии | |
![]() | |
Тип | |
Тип | |
История | |
Учредил | 18 января 1871 г. |
Расформирован | 26 октября 1918 г. |
Предшественник | Северогерманский Рейхстаг |
Преемник | Веймарское национальное собрание |
Сиденья | 397 (при роспуске) |
Выборы | |
Двухтуровая система с всеобщее избирательное право для мужчин | |
Первые выборы | 3 марта 1871 г. |
Последние выборы | 12 января 1912 г. |
Место встречи | |
![]() | |
Лейпцигерштрассе, 4, Берлин (1871–1894) | |
Конституция | |
Конституция Германской империи |
Рейхстаг ( Немецкий: [ˈʁaɪçstaːk] ) Германской империи была нижней палатой парламента Германии с 1871 по 1918 год. В правительственной структуре Рейха она представляла национально-демократический элемент наряду с федерализмом Бундесрата и монархическим и бюрократическим элементом исполнительной власти, воплощенным в Рейхсканцлер . [1] Вместе с Бундесратом Рейхстаг обладал законодательной властью и участвовал в принятии решений по бюджету. Он также имел определенные права контроля над исполнительной властью и мог привлекать общественность к своим дебатам. У императора было мало политической власти, и со временем позиции Рейхстага укрепились как по отношению к имперскому правительству, так и по отношению к Бундесрату. [2] [3]
Члены рейхстага избирались сроком на три года с 1871 по 1888 год, а затем на пять лет. В стране действовал один из самых прогрессивных избирательных законов своего времени: с небольшими ограничениями всем мужчинам от 25 лет и старше разрешалось голосовать тайно и на равных правах на прямых выборах. Рейхстаг собирался на протяжении всей Первой мировой войны, но ему не разрешили заседать во время немецкой революции 1918–1919 годов . Его последняя сессия состоялась 26 октября 1918 года. Его преемниками стали Веймарское национальное собрание (с февраля 1919 года по июнь 1920 года), за которым последовал Рейхстаг Веймарской республики , который впервые собрался в июне 1920 года.
Избирательное право
[ редактировать ]1871 года Конституция Германской империи не изменила правовую форму парламента, как она была установлена для Рейхстага Северо- Германской Конфедерации в его конституции 1867 года . [4]
Члены избирались всеобщим, равным и тайным голосованием мужчин, при этом возрастной ценз был установлен на уровне 25 лет. [5] Избирательное право было довольно широким как по сравнению с другими странами, так и с парламентами различных земель Германии. В большинстве стран того времени голоса не были равными, а взвешивались по таким факторам, как класс или доход ( избирательное право по переписи населения ). [6] Пруссия , например, крупнейшее государство Империи, использовала избирательное право трех классов на выборах в Прусскую Палату представителей , при этом голоса взвешивались по сумме уплаченного налога.
Поскольку считалось, что разрешение голосовать мужчинам, находящимся на действительной военной службе, политизирует армию, им было отказано в избирательном праве, хотя они имели право баллотироваться на выборах. Не имели права голоса также мужчины, зависящие от государственной помощи бедным, те, в отношении активов которых было возбуждено дело о банкротстве или неплатежеспособности, а также те, кто был признан недееспособным или лишен гражданских прав по решению суда. [4] На выборах в Рейхстаг 1912 года право голоса имели 22,2% населения (14,442 миллиона мужчин); для сравнения, в Великобритании эти цифры составляли 16%, а в США — 28%. Процент, имеющий право голоса на выборах в Рейхстаг, также был значительно выше, чем на государственных выборах в Германии, например, в Пруссии , Баварии и Саксонии , где право голоса подлежало дополнительным условиям. [7]
Второй тур выборов
[ редактировать ]
Выборы проводились в округах, в которых абсолютным большинством избирался один член, а это означало, что - в отличие от пропорционального представительства в Веймарской республике и Федеративной Республике Германия - были только депутаты, избираемые прямым голосованием. Если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства в первом туре, проводился второй тур выборов между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. [4] Второй тур выборов становился все более важным в течение жизни Империи. Если на выборах в Рейхстаг 1874 года второй тур пришлось провести в 46 из 397 избирательных округов (11,6%), то на выборах 1890 года их было 147 (37%) и 190 в 1912 году (47,9%). [6]
Последствия границ избирательных округов
[ редактировать ]В 1871 году Рейхстаг состоял из 382 депутатов. После добавления пятнадцати избирательных округов к Эльзасу-Лотарингии в 1874 году их было 397 до конца Империи в 1918 году. Первоначально планировалось, что избирательные округа будут включать около 100 000 человек каждый, за исключением восьми небольших штатов, которые образовали свои собственные. избирательные округа, даже несмотря на то, что в них проживало менее 100 000 жителей. Поскольку границы избирательных округов основывались на границах отдельных земель Германии, некоторые избирательные округа состояли из сильно разделенных территорий. Раздробленность была особенно выражена в тюрингских государствах .

В связи с разными темпами прироста населения, вызванными прежде всего внутренней миграцией в крупные города и промышленные центры, возникли большие различия в численности населения отдельных избирательных округов. В 1912 году существовало двенадцать избирательных округов с населением менее 75 000 человек и двенадцать с населением более 400 000 человек, самый крупный из которых, избирательный округ 10 в Потсдаме , насчитывал 1 282 000 человек. [8] Планировка избирательных округов, основанная на переписи 1864 года и не менявшаяся впоследствии, ставила в невыгодное положение те политические партии, которые имели свои избирательные округа преимущественно в городах. [9] Небольшие избирательные округа, совпадавшие с отдельными «карликовыми» штатами, продолжали посылать в рейхстаг по одному депутату, поскольку федеральная структура рейха требовала, чтобы каждый штат имел место независимо от численности населения, как это, в частности, имело место в Шаумбург-Липпе с население около 45 000 человек в 1912 году. [10] [11]
Закон о выборах 1869 года предусматривал, что именно парламент, а не законодательный приказ администрации корректировал избирательные границы с учетом изменений численности населения. Рейхстаг с подозрением относился к администрации, поскольку она регулярно манипулировала границами округов на государственных выборах в Пруссии. Но в последующие десятилетия Бундесрат как часть парламента предотвратил законодательное регулирование избирательных округов.
Состав и функции
[ редактировать ]Состояние | Сиденья |
---|---|
Пруссия | 236 |
Бавария | 48 |
Саксония | 23 |
Вюртемберг | 17 |
Баден | 14 |
Тюрингские государства | 12 |
Гессе | 9 |
Мекленбург | 6 |
Ганза Города | 5 |
Ольденбург | 3 |
Брансуик | 3 |
Малые государства | 6 |
Эльзас-Лотарингия | 15 |
Общий | 397 |
Депутаты
[ редактировать ]Депутаты считались представителями всего немецкого народа и по конституции не были связаны инструкциями. Они пользовались иммунитетом от судебного преследования на основании своей должности и защитой от убытков или другого финансового бремени (компенсации), а также защитой от дисциплинарных санкций в результате их политических действий в качестве парламентариев.
Особое внимание уделялось разделению исполнительной власти и парламента. Депутат, назначенный рейхсканцлером или подчиненным ему государственным секретарем (министром) или правительству земли, должен был отказаться от своего места в рейхстаге.
Никаких пособий не выплачивалось, потому что не должно было быть профессиональных политиков. На практике это означало, что депутаты должны были иметь свободное время и иметь возможность финансировать офис в финансовом отношении. Таким образом, небогатые кандидаты или государственные служащие оказались в невыгодном положении. Юристы и журналисты, например, смогли совмещать членство в парламенте со своей профессией. Макс Вебер прусских юнкеров также причислял к группе , промышленников, пенсионеров и высших чиновников. С другой стороны, большинство бизнесменов редко были свободными из-за требований своей профессии. В еще большей степени это касалось рабочих.
Финансовая компенсация может быть получена за счет поддержки партии члена или группы интересов. Социал -демократическая партия (СДПГ) с 1876 года выплачивала своим депутатам своего рода зарплату. Многие парламентарии также работали партийными функционерами или журналистами партийной прессы. В 1898 около 40% депутатов-социал-демократов были партийными служащими и еще 15–20% работали в социалистических свободных профсоюзах . В консервативном лагере Немецкая аграрная лига ( Bund der Landwirte ) поддерживала членов рейхстага финансово и ожидала взамен политической поддержки. Аналогичным образом действовали промышленные ассоциации и католическая церковь. В 1906 году было предоставлено финансируемое государством пособие на расходы, но 3000 марок в год было слишком мало для жизни. Состав Рейхстага показал, что такого рода финансовые положения не могут предотвратить развитие чего-то вроде профессионального политического класса. [12] [13] [14]
Созыв и роспуск
[ редактировать ]Заседания Рейхстага были публичными (статья 22 Конституции Рейха). [15] и пресса широко освещала дебаты. Избирательный период длился три года до 1888 года, затем пять. [16] [17] Рейхстаг не имел права на самособрание, но созвался императором ежегодно , что оказалось формальностью.
Бундесрату было разрешено распустить Рейхстаг с согласия императора. Новые выборы должны были быть проведены в течение шестидесяти дней, а вновь избранный Рейхстаг должен был быть созван самое позднее через 90 дней. Рейхстаг распускался всего четыре раза: в 1878 , 1887 , 1893 и 1906 годах . [18] [19] Инициатива всегда исходила от канцлера, который надеялся, что поддерживающие его партии рейхстага получат места. Такой исход был неопределенным, и это было основным фактором, объясняющим небольшое количество роспусков Рейхстага.
Правила процедуры и президент
[ редактировать ]
Рейхстаг основывал свою внутреннюю организацию на правилах процедуры Прусской Палаты представителей . Они оставались в силе до 1922 года, после распада Империи.
Расширение парламентских комитетов приостановилось. Число членов зависело от силы парламентских партий. В совете старейшин ( Seniorenkonvent ), обычно состоящем из членов партийного руководства, было достигнуто соглашение о председательстве в комитетах. В отличие от регламента Рейхстага Веймарской республики, здесь не было указано количество или задачи комитетов. [20]
Депутаты рейхстага избрали президента и его заместителей. Президент представлял парламент снаружи и отвечал за поддержание внутреннего порядка. Он установил повестку дня, и члены могли отклонить ее только большинством голосов. Президент мог призвать ораторов к порядку, потребовать лишить их слова в случае неподчинения или исключить их из заседания. Недопустимо было вступать в дискуссию об императоре. Если член осмеливался сделать это, вмешивался президент.
Члены Бундесрата пользовались особым положением в парламенте. Они не подчинялись президентской власти и имели право быть услышанными. [21] Канцлер как таковой не имел права слова, но на практике он почти всегда был членом Бундесрата.
Политические партии и совет старейшин
[ редактировать ]Парламентские партии не упоминались в регламенте парламента, но де-факто они играли решающую роль. Они выбирали членов президиума , отвечавшего за текущую административную деятельность, определяли спикеров и состав комитетов.
Парламентские группы в Империи обычно представляли собой объединения депутатов от одной партии. Партии избирали исполнительный комитет, обычно из числа руководства соответствующей партии. Они финансировали себя за счет взносов членов. Проводились регулярные встречи для обсуждения парламентских процедур.
Принуждения к принадлежности к парламентской партии не было. Тем не менее угроза исключения была важным средством внутренней дисциплины. Воздержание от голосования часто было вариантом для членов, несогласных. С течением времени партийная дисциплина становилась все более распространенной. Дисциплина была самой слабой в партиях среднего класса, в которых индивидуальное поведение при голосовании долгое время не было редкостью. [22] [13]
Совет старейшин действовал вне официальных правил процедуры. В качестве руководящего органа Рейхстага ведущие представители партий собрались вместе, чтобы проголосовать по таким вопросам, как повестка дня, назначения комитетов и процедурные вопросы. Решения совета старейшин не подчинялись принципу большинства, а принимались единогласно. Примерно с 1890 года партии были представлены в органе в соответствии с их силой.
Если президент рейхстага не был представителем сильной партии, он должен был следовать за советом в большей степени, чем если бы он был представителем сильной партии. До 1884 года члены президиума не входили в состав совета старейшин. После этого главой совета стал и первый вице-президент. В 1899 году эту функцию взял на себя сам президент. [23]
Обязанности и права
[ редактировать ]Законодательство и бюджет
[ редактировать ]Согласно статье 23 [15] Согласно конституции, одним из центральных прав Рейхстага было то, что он мог предлагать законопроекты (его законодательная инициатива) и что законопроект мог стать законом только с его согласия. Рейхстаг разделил оба права с Бундесратом (статья 16). [15] Хотя ни один закон не мог быть применен против воли правительств земель, представленных в Бундесрате, значение последнего в повседневной конституционной жизни постепенно уменьшалось. [24] [25]
При первом чтении законопроекта должны были состояться только общие дебаты по принципам проекта. Лишь во втором чтении отдельные статьи были допущены к обсуждению. На этом этапе также могут быть предложены поправки. В третьем чтении должен был состояться синтез результатов первого и второго чтений. Вновь предложенные предложения должны были получить поддержку не менее тридцати депутатов. Наконец, весь проект был поставлен на голосование. [26]

Основной ответственностью Рейхстага были его бюджетные полномочия и, следовательно, принятие решения по бюджету Рейха в форме закона (статья 69). [15] Отто фон Бисмарк , который был канцлером с 1871 по 1890 год, предложил трехлетний бюджет, но Рейхстаг установил срок в один год. Если имели место не предусмотренные в бюджете расходы, должен был быть принят дополнительный бюджет. Рейхстаг не голосовал по общей сумме, как первоначально предполагал Бисмарк; вместо этого расходы были детально разбиты, и Рейхстаг мог обсуждать каждую статью отдельно. В этом контексте обсуждение бюджета стало центральной дискуссией о действиях правительства в целом.
Военные бюджеты были установлены на семилетний период, а затем сократились до пяти. Сократить военный бюджет было очень сложно, и даже попытки повлиять на отдельные статьи встречали проблемы. В годы между принятием нового военного бюджета парламент не имел права голоса в самой крупной статье расходов Рейха. [ нужна ссылка ]
Существовали также пределы влияния парламента на доходы. Косвенные налоги и таможенные пошлины были установлены на более длительный период, чем бюджет, что ограничивало свободу действий парламента, а взносы штатов находились вне компетенции рейхстага. Парламент мог отклонить новые доходы, но не мог навязать их самостоятельно. [27] [28] Статья 70 конституции гласила, что дополнительные доходы «будут собираться, пока не будут установлены налоги Империи, путем обложения отдельных штатов Империи в соответствии с их населением, сумма налога, которая будет установлена канцлером Империи в соответствии с согласованным бюджетом». [15]
Также в сфере внешней политики права участия парламента были ограничены. Только в таможенной, торговой, транспортной и подобных областях требовалось утверждение международных договоров (статьи 4 и 11). [15] При создании союзов о соглашениях даже не требовалось доводить до сведения парламента. Объявление войны или мира было делом императора. Ему нужно было согласие Бундесрата, а не Рейхстага. [27]
Контроль исполнительной власти
[ редактировать ]По любой области действий правительства Рейхстаг имел право подачи петиции или интерпелляции (нарушение порядка дня путем требования объяснений от министра). Для запроса требовалось согласие 30 депутатов. Канцлер не был обязан появляться в рейхстаге или отвечать на вопросы. Однако на практике канцлеры делали это для того, чтобы оправдать свою позицию.
Контроль над исполнительной властью получил дальнейшее развитие в комитетах. Небольшая реформа регламента Рейхстага в 1912 году предоставила каждому депутату право задавать незначительные вопросы рейхсканцлеру. Ответ на вопрос был дан без последующего обсуждения. Кроме того, право на интерпелляцию было расширено за счет разрешения постановки обсуждаемого вопроса на голосование. По конституции Рейхстаг не имел прямого влияния на назначение или увольнение канцлера, что входило в компетенцию императора. Однако на практике никакая политика не могла быть реализована в долгосрочной перспективе против воли Рейхстага, поскольку ему приходилось принимать законы большинством голосов и утверждать бюджет. Поэтому канцлеру требовалась политическая поддержка Рейхстага, даже если ему не пришлось уйти в отставку в случае вотума недоверия. [29]
Позиция в структуре власти
[ редактировать ]
Хотя канцлер не был подотчетен парламенту, он по-прежнему зависел от одобрения парламентом законов и бюджета. Недавно сформированному Рейху требовались дополнительные законы, а усложняющаяся экономика и общество привели к дальнейшей необходимости правового регулирования. [28] Временами отвергая важные предложения, поддержанные как правительством, так и императором, Рейхстаг демонстрировал свою растущую роль в законотворческом процессе.
Всеобщее избирательное право для мужчин (одно из самых либеральных избирательных прав того времени) привело к широкомасштабной политической мобилизации. Явка избирателей выросла с 51% в 1871 году до 85% в 1912 году. [5] Партии и группы интересов всех мастей формулировали свои интересы и эффективно реализовывали их в парламенте. Таким образом, Рейхстаг также занимал ключевую позицию в институциональной структуре принятия решений Рейха. [25] [30]
Позиция рейхстага по отношению к правительству зависела от его внутриполитического состава. Многопартийная система Германии затрудняла формирование парламентского большинства. Бисмарк настраивал партии друг против друга, полагаясь на меняющееся большинство или послушные коалиции. После поворота к более консервативному рейхстагу в 1878–1879 годах партии часто ограничивались реагированием на меры правительства или препятствованием им. Ограниченная готовность сторон идти на компромисс между собой облегчила правительству достижение своих целей. В случае необходимости оно прибегало к роспуску рейхстага, возможность которого всегда играла второстепенную роль при принятии парламентских решений.
После эпохи Бисмарка угроза роспуска становилась все менее и менее значимой. Свою роль в переменах сыграл тот факт, что формировались фиксированные политические избирательные лагеря. Осталось немного неизбирателей, которых правительство могло бы победить. За исключением выборов 1907 года , новые выборы уже не принесли никаких изменений, которые бы улучшили положение правительства. С другой стороны, контраст между политическими лагерями продолжал усиливаться, что затрудняло совместные действия против правительства. [31]
Конец Империи
[ редактировать ]В октябре 1918 года, предвидя неминуемое поражение в Первой мировой войне и в надежде получить от союзников более выгодные условия мира , парламент провел конституционные реформы , которые требовали одобрения Рейхстага для объявления войны и заключения мира и ставили канцлера в зависимость от доверие Рейхстага, а не императора. Но реформ было недостаточно ни для союзников, ни для народа Германии, и немецкая революция 1918–1919 годов положила конец Рейхстагу Германской империи.
Выборы
[ редактировать ]Выборы в Рейхстаг проводились в следующие годы:
Список президентов
[ редактировать ]Нет. | Имя | Начало семестра | Конец срока |
---|---|---|---|
1 | Эдуард Симсон | 1871 | 1874 |
2 | Максимилиан Франц Август фон Форкенбек | 1874 | 1879 |
3 | Отто фон Зейдевиц | 1879 | 1880 |
4 | Адольф Граф фон Арним-Бойценбург | 1880 | 1881 |
5 | Густав Конрад Генрих фон Госслер | 1881 | 1881 |
6 | Альберт Эрдман Карл Герхард фон Левецов | 1881 | 1884 |
7 | Вильгельм фон Ведель-Писдорф | 1884 | 1888 |
8 | Альберт Эрдман Карл Герхард фон Левецов | 1888 | 1895 |
9 | Рудольф барон фон Буоль-Беренберг | 1895 | 1898 |
10 | Франциск Баллестрем | 1898 | 1907 |
11 | Удо Граф цу Штольберг-Вернигероде | 1907 | 1910 |
12 | Ганс Граф фон Шверин-Лёвиц | 1910 | 1912 |
13 | Йоханнес Кемпф | 1912 | 1918 |
14 | Константин Ференбах | 1918 | 1918 |
Известные участники
[ редактировать ]- Франц фон Баллестрем (Центристская партия)
- Людвиг Бамбергер ( Национально-либеральная партия , Немецкая свободомыслящая партия )
- Теодор Барт (Национал-либеральная партия, Немецкая свободомыслящая партия)
- Эрнст Бассерманн ( Национал-либеральная партия )
- Август Бебель (Социалистическая рабочая партия, позже Социал-демократическая партия )
- Рудольф фон Беннигсен (Национал-либеральная партия)
- Эдуард Бернштейн (Социал-демократическая партия)
- Эдуард Георг фон Бетуси-Хюк (Свободная консервативная партия)
- Альберт Хэнель ( Немецкая партия прогресса , Немецкая свободомыслящая партия)
- Вильгельм Хазенклевер (Всеобщая немецкая рабочая ассоциация, Социалистическая рабочая партия)
- Отто фон Хельдорф (Консервативная партия Германии)
- Эрнст фон Хейдебранд и Ласа (Консервативная партия Германии)
- Войцех Корфанти ( Национал-демократическая партия (Польша) )
- Карл Либкнехт (Социал-демократическая партия)
- Вильгельм Либкнехт (Социалистическая рабочая партия, позже Социал-демократическая партия)
- Людвиг Лёве (Немецкая партия прогресса, Немецкая свободомыслящая партия)
- Отто фон Мантейфель (Консервативная партия Германии)
- Герман фон Маллинкродт ( Центристская партия )
- Гельмут Карл Бернхард фон Мольтке ( Консервативная партия Германии )
- Теодор Моммзен (Немецкая партия прогресса, Национал-либеральная партия)
- Фридрих фон Пайер ( Немецкая народная партия )
- Viktor I, Duke of Ratibor (Free Conservative Party)
- Август Райхенспергер (Центристская партия)
- Питер Райхенспергер (Центристская партия)
- Ойген Рихтер (Немецкая партия прогресса, Немецкая свободомыслящая партия, Свободномыслящая народная партия )
- Бургхард фон Шорлемер-Альст (Центристская партия)
- Герман Шульце-Делич (Немецкая партия прогресса, Немецкая свободомыслящая партия)
- Рудольф Вирхов (Немецкая партия прогресса, Немецкая свободомыслящая партия, Свободномыслящая народная партия)
- Генрих фон Трейчке (Национал-либеральная партия)
- Людвиг Виндторст (Центристская партия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нипперди, Томас (1992). История Германии 1866–1918 [ История Германии 1866–1918 ] (на немецком языке). Том 2. Мюнхен: CH Beck. п. 102. ИСБН 9783406348013 .
- ^ «Парламент: Империя (1871–1918)» . Немецкий Бундестаг . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Кларк, Кристофер (2008). Вильгельм II: Правило последнего немецкого императора [ Вильгельм II: Правило последнего немецкого императора ] (на немецком языке) (изд. Kindle). Мюнхен: Немецкая издательская компания. п. 121. ИСБН 978-3-421-04358-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Имперская внутренняя политика: партии, выборы и избирательное право» [Внутренняя политика Германской империи: партии, выборы и избирательное право]. Живой музей онлайн (на немецком языке). 14 сентября 2014 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Выборы в Империи 1871–1918» (PDF) . Немецкий Бундестаг . Проверено 15 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Риттер, Герхард А. (1980). "Введение". Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. [ Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-07610-6 .
- ^ Риттер, Герхард А. (1980). «Глава 1: Германский рейх, раздел 17: Второй тур 1871–1912 гг.» [Глава 1: Германский рейх, раздел 17: Второй тур 1871–1912 гг.]. Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. [ Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-07610-6 .
- ^ Лилла, Иоахим (2 июня 2009 г.). « Избирательные округа Рейхстага – проблемы избирательных округов». Исторический лексикон Баварии (на немецком языке) . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Гальдер, Винфрид (2003). Империи 1871–1914 гг. ( Внутренняя политика в на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество. стр. 18 ф . 9783534154838 .
- ^ Молт, Питер (1963). перед импровизированной революцией ( Рейхстаг на немецком языке). Висбаден: специализированные СМИ Springer. п. 55. ИСБН 978-3-322-96100-6 .
- ^ Захер, Герман (1912). Католическая энциклопедия . Том. 13. .
- ^ Гальдер 2003 , стр. 18 f.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нипперди 1992 , с. 105.
- ^ Райзер, Мэрион (2006). : профессионализация местной политики в немецких городах ( Между почетной должностью и профессиональной политикой на немецком языке). Висбаден: Издательство VS по общественным наукам. стр. 55 ISBN . 978-3-531-90112-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Wikisource . – через
- ^ «Закон от 19 марта 1888 г.». Рейхский юридический вестник (на немецком языке). п. 110.
- ^ «Закон об изменении статьи 24 Конституции Рейха» [Закон об изменении статьи 24 Конституции Рейха]. Wikisource (немецкий) (на немецком языке) . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Гальдер 2003 , стр. 17 f.
- ^ Нипперди 1992 , стр. 104 ф.
- ^ фон Вестфален, Рабан, изд. Немецкая ( система правления на немецком языке). Ольденбург: Вальтер де Грюйтер. стр. 37 ISBN . 9783486257373 .
- ^ Боллмейер, Хейко (2007). демократии: Веймарское национальное собрание между империей и республикой ( Тернистый путь к на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Кампус. стр. 63 ISBN . 9783593384450 .
- ^ Винклер, Майкл (1997). Парламентские фракции в немецко-испанском юридическом сравнении [ Правовое сравнение парламентских партий в Германии и Испании ] (на немецком языке). Берлин: Дункер и Хамблот. стр. 26–29. ISBN 978-3-428-09091-4 .
- ^ фон Вестфален 2001 , с. 36.
- ^ Бифанг, Андреас (2009). Другая сторона власти. Рейхстаг и общественность в «системе Бисмарка» 1871–1890 гг. [ Обратная сторона власти. Рейхстаг и общественная сфера в «системе Бисмарка» 1871–1890 ] (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте. стр. 233–234. ISBN 978-3-7700-5296-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нипперди 1992 , с. 491
- ^ Боллмейер 2007 , с. 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гальдер 2003 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нипперди 1992 , с. 103.
- ^ Ахтерберг, Норберт (1984). право Парламентское ( на немецком языке). Тюбинген: Мор Зибек. п. 28. ISBN 9783166447698 .
- ^ Велер, Ганс Ульрих (1995). Социальная история Германии, Том 3: От двойной революции в Германии до начала Первой мировой войны 1849–1914 гг. [ Социальная история Германии, Том 3: От двойной революции в Германии до начала Первой мировой войны 1849–1914 гг .] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. стр. 864 ISBN . 9783406322631 .
- ^ Нипперди 1992 , стр. 105–107.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Рейхстагом (Германская империя) на Викискладе?