Рейхстаг (Северо-Германская Конфедерация)
Северогерманский Рейхстаг Северогерманский Рейхстаг | |
---|---|
Законодательный орган Германии | |
Тип | |
Тип | |
История | |
Учредил | 18 августа 1866 г. |
Расформирован | 18 января 1871 г. |
Предшественник | Федеральное собрание |
Преемник | Императорский Рейхстаг |
Сиденья | 382 (при роспуске) |
Выборы | |
Прямые конкурентные выборы | |
Первые выборы | февраль 1867 г. |
Последние выборы | 31 августа 1867 г. |
Место встречи | |
Прусская палата лордов , Берлин | |
Конституция | |
Конституция Северной Германии |
Рейхстаг ( Немецкий: [ˈʁaɪçstaːk] ) Северо-Германской Конфедерации была нижней палатой парламента федеральной земли. Всенародно избранный Рейхстаг отвечал за федеральное законодательство вместе с Бундесратом , верхней палатой, члены которой назначались правительствами отдельных земель для представления их интересов. Исполнительная власть принадлежала Бундесрату и королю Пруссии, выступавшему в качестве Bundespräsidium , или главы государства. [1] Рейхстаг обсуждал и одобрял или отклонял налоги и расходы и мог предлагать законы самостоятельно. Для вступления в силу всем законам требовалось одобрение как Бундесрата, так и Рейхстага. Право голоса на выборах в Рейхстаг на то время было расширено, предоставляя всеобщее, равное и тайное избирательное право мужчинам старше 25 лет. [2]
Когда в 1871 году была основана Германская империя , Северогерманский рейхстаг лег в основу нового рейхстага Германской империи .
Фон
[ редактировать ]Проект конституции
[ редактировать ]После победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 года Отто фон Бисмарк , который в то время был министром-президентом Пруссии , подготовил проект конституции Северо-Германской Конфедерации, в которой Рейхстаг должен был сформировать представительный орган народа. [3] Он должен был занять свое место рядом с монархически-федеральной исполнительной властью Бундесрата и Бундеспрезидиума – главы государства в лице короля Пруссии Вильгельма I. Рейхстагу должны были быть предоставлены обычные для той эпохи полномочия народного законодательного органа, и он должен был уравновесить как монархическое влияние, так и партикуляризм 22 штатов, входивших в Конфедерацию. Не менее важно для Бисмарка было интегрировать в нее либерально-национальное движение. В отличие от парламентов отдельных немецких земель, он должен был избираться всеобщим, равным и тайным голосованием мужчин, а не классовым или переписным голосованием , при котором голоса оценивались по-разному в зависимости от дохода, положения в обществе и тому подобного. Возрастной ценз был установлен в двадцать шесть лет. Хотя Рейхстаг был слабее других федеральных органов, он ни в коем случае не был отодвинут на второй план в проекте конституции.
Положение Бисмарка о том, что депутатам не будет платиться, было направлено прежде всего против выборов представителей рабочих, которые в результате сочли бы практически невозможным с финансовой точки зрения баллотироваться на посты. Планировалось также отделить членство в Рейхстаге от государственной службы, а это означало, что из него будут исключены многие государственные служащие в парламентах штатов и другие государственные служащие, которые составляли основную часть либерального движения Германии.
Выборы учредительного Рейхстага
[ редактировать ]12 февраля 1867 года на основе всеобщего избирательного права мужчин был избран учредительный рейхстаг для обсуждения предложенной конституции. Территория Северо-Германской Конфедерации была разделена на 297 избирательных округов, в каждом из которых прямым большинством голосов избирался один депутат. Если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства в первом туре голосования, проводился второй тур выборов между двумя лучшими кандидатами. Несмотря на значительную критику Северо-Германского союза, особенно на территориях, аннексированных Пруссией в конце австро-прусской войны, бойкота выборов не было. Общая явка избирателей, составившая почти 65%, была значительно выше, чем на выборах в парламенты земель Пруссии. Хотя правительство пыталось повлиять на выборы, результаты во многом отражали политические настроения населения и мало отличались от результатов парламентов штатов. Большинство в учредительном рейхстаге составляли Национал-либеральная партия (которая только что отделилась от Немецкой партии прогресса ), умеренно-консервативная Свободная консервативная партия и несколько других либерально настроенных депутатов, присоединившихся к ним. Вместе они получили 180 из 297 мест и были теми депутатами, которые потенциально поддержали бы политику Бисмарка. Напротив них стояли 63 депутата от Консервативной партии , 13 польскоязычных, 18 немецко-ганноверцев и других партикуляристов и 19 депутатов от Немецкой партии прогресса. Антипрусскую Саксонскую народную партию представляли два более поздних -социалиста парламентария Август Бебель и Рейнхольд Шрапс.
Состав учредительного Рейхстага
[ редактировать ]Президентом рейхстага был Эдуард фон Симсон , который занимал этот пост во Франкфуртском национальном собрании в 1848–1849 годах и снова занимал его в рейхстаге Германской империи с 1871 по 1874 год. Август Бебель позже писал в своих мемуарах, что « элита северогерманских политиков и парламентских светил» была собрана в парламенте. [4] «Время идеалов прошло», — заключил он. «Немецкое единство перешло из мира грез в прозаический мир реальности. Сегодня политикам меньше, чем когда-либо, приходится задаваться вопросом о том, что желательно, а не о том, что достижимо». [5]
Дебаты о конституции
[ редактировать ]Конституционные обсуждения проходили в основном внутри самого парламента. В отличие от Франкфуртского национального собрания, здесь было мало петиций и попыток оказать влияние извне. Бисмарк оставил за собой право навязать конституцию в случае, если в его проект будет внесено слишком много изменений. Имея эту угрозу на заднем плане, он обычно мог одержать победу в случае конфликта. Конституция не включала перечень основных прав, отчасти из-за разных формулировок в отдельных штатах. Бисмарк также хотел избежать принципиальных идеологических конфликтов, например, по поводу положения церкви или семьи в государстве. Тем не менее ему пришлось пойти на некоторые компромиссы. Ему, например, не удалось сделать президента рейхстага «федеральным монархом».
Либералы потерпели неудачу в своем требовании, чтобы главы федеральных министерств несли ответственность перед парламентом за свои правительственные действия. Рудольф фон Беннигсен , лидер парламентской группы Национал-либералов, затем представил формулировку, которая стала известна как «Лекс Беннигсен». Он возложил на канцлера ответственность за действия Бундеспрезидиума и занял его место в соответствии со статьей 17 конституции: [6]
« Бундеспрезидиум несет ответственность за обнародование и введение в действие федеральных законов, а также за надзор за их исполнением. Приказы и постановления Бундеспрезидиума издаются от имени Федерации и для того, чтобы иметь силу, требуют контрассигнации Федерального канцлера, который тем самым возьмет на себя ответственность». [6]
Это было фундаментальное изменение по сравнению с первоначальным проектом конституции и означало, что канцлеру нужно будет защищать и представлять свою политику парламенту и общественности. Хотя канцлер по-прежнему назначался Бундеспрезидиумом , он также стал в определенной степени зависеть от большинства в Рейхстаге. Однако настоящая парламентская подотчетность возникла только после распада Германской империи.
Первоначально канцлера считали лишь своего рода управляющим Бундесрата, но с появлением Лекса Беннигсена он стал как бы еще одним федеральным органом. Это изменение укрепило центральное правительство в борьбе с федеральным элементом и расширило политическое пространство канцлера для маневра. Тем не менее его ответственность перед парламентом была частичным успехом для либералов, поскольку означала усиление конституционного элемента.
Парламент согласился с запретом на парламентские зарплаты (статья 32) . [6] но поскольку рейхстаг состоял в основном из государственных служащих, он смог предотвратить их запланированное исключение из органа. Большинству также удалось значительно расширить основные полномочия Рейхстага в области судебной и финансовой политики. Хотя среди национал-либералов были определенные сомнения по поводу всеобщего избирательного права для мужчин, в конечном итоге они его приняли. Парламентское большинство также протолкнуло тайное голосование. Это не позволяло властям контролировать электоральное поведение, которое до этого было обычным. [2] Федеральный закон о выборах продолжал действовать до конца Империи в 1918 году.
Рейхстаг имел право предлагать законы и передавать петиции в Бундесрат или канцлеру (статья 5). [6] Для принятия федеральных законов требовалось большинство голосов как Бундесрата, так и Рейхстага (статья 23). [6] Парламент, прежде всего, имел право утверждать или отклонять бюджеты и налоговые поступления, что давало ему ограниченные возможности контроля над расходами. [3] Вместо трехлетних ассигнований, которых хотел Бисмарк, парламент протолкнул бюджетный период в один год, хотя это не распространялось на военные расходы, самую крупную статью расходов. Бисмарк изначально хотел постоянного военного бюджета, а либералов - ежегодного срока; им удалось достичь компромисса по четырехлетнему бюджету. В военной сфере права парламента оставались узко ограниченными.
Законодательный период Рейхстага составлял три года. Для роспуска в течение этого периода требовалось решение Бундесрата с согласия Бундеспрезидиума ( статья 24). [6]
Учредительный рейхстаг принял конституцию 230 голосами против 53 17 апреля 1867 года, при этом как либералы, так и консерваторы проголосовали за.
Выборы в первый очередной Рейхстаг
[ редактировать ]Первые выборы в очередной Рейхстаг как конституционный орган состоялись 31 августа 1867 года. Явка в 40,5% была значительно ниже, чем в предыдущем туре голосования. По сравнению с учредительным Рейхстагом в большинстве ничего существенного не изменилось. В его состав вошли национал-либералы и свободные консерваторы, хотя раскол в либеральном движении стал более заметным. В первоначальных прусских провинциях Немецкая партия прогресса держалась против национал-либералов (14,2% против 13,8%). Национал-либералы имели реальную силу в новых провинциях (почти 40% против 6,3% у Партии прогресса) и в более мелких федеральных землях. Представители рабочего движения были представлены сильнее, чем на первых выборах. Саксонская народная партия, из которой в 1869 году возникла Социал-демократическая рабочая партия (SDAP), получила три места, Всеобщее немецкое рабочее объединение (ADAV) — два места, а Лассалевская партия ADAV (LADAV), отколовшаяся от ADAV, получила три места. , одно место. На дополнительных выборах 1869 года ADAV и LADAV получили по одному дополнительному месту.
Таможенный парламент
[ редактировать ]С 1868 по 1870 годы члены Северогерманского рейхстага были также членами нового Таможенного парламента Германии ( Zollparlament ), представляя Немецкий таможенный союз ( Zollverein ). В Таможенный парламент также входили 85 депутатов из южной Германии, которые были выбраны на выборах в феврале и марте 1868 года в Баварии , Вюртемберге , Бадене и Гессене в соответствии с тем же избирательным законом, который использовался в Северо-Германской Конфедерации.
Переход к Германской империи
[ редактировать ]После побед Германии во франко-прусской войне и переговоров об объединении Германии между Бисмарком и землями Баден, Гессен, Бавария и Вюртемберг Северо-Германская Конфедерация 9 декабря 1870 года стала Германской империей по требованию Бундесрата и с одобрения. Рейхстага. Новое государство стало официальным 1 января 1871 года с введением в действие Конституции Германской Конфедерации . Новый Рейхстаг Империи был избран 3 марта 1871 года . В апреле была принята пересмотренная форма конституции Конфедерации, которая позже была названа « Конституцией Рейха Бисмарка ».
Известные участники
[ редактировать ]- Герман Генрих Беккер
- Рудольф фон Беннигсен
- Карл Браун
- Эдуард Фогель фон Фалькенштейн
- Макс фон Форкенбек
- Густав Фрейтаг
- Рудольф фон Гнейст
- Эдуард Ласкер
- Герман фон Маллинкродт
- Йоханнес фон Микель
- Евгений Рихтер
- Майер Карл фон Ротшильд
- Франц Герман Шульце-Делич
- Эдвард Самсон
- Карл Фридрих фон Штейнмец
- Карл Твестен
- Ганс Виктор фон Унру
- Георг фон Винке
- Герман Вагенер
- Бенедикт Вальдек
- Мориц Виггерс
- Людвиг Виндхорст
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1988). Конституционная история Германии с 1789 года. Том III: Бисмарк и Рейх [ Конституционная история Германии с 1789 года. Том III: Бисмарк и Рейх ] (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: В. Кольхаммер. п. 657.
- ^ Jump up to: а б «Закон о выборах в Рейхстаг Северо-Германской Конфедерации». de.Wikisource (на немецком языке) . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Создание Северо-Германской конфедерации» . Британника . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Бебель, Август. «Из моей жизни, часть 2: В учредительном северогерманском рейхстаге » . Интернет-архив марксистов (на немецком языке) . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Пёлс, Вернер (1966). читатель Исторический , Том 1: 1815–1871 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Библиотека Фишера. стр. 309–311.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Конституция Северо- Германской Конфедерации». de.Wikisource (на немецком языке).
Литература
[ редактировать ]- Клаус Эрих Полльманн: Парламентаризм в Северо-Германской Конфедерации 1867–1870 [ Парламентаризм в Северо-Германской Конфедерации 1867–1870.] (Дюссельдорф: Droste Verlag, 1985) ISBN 3-7700-5130-0
- Вольфрам Зиманн: Общество в движении. Германия 1848–1871 [ Новое общество. Германия 1848–1871 ]. (Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1990 г.) ISBN 3-518-11537-5 , стр. 287 f. ( Издание Suhrkamp 1537 = NF 537 — Новая историческая библиотека ).
- Ганс Фенске: конституционная история Германии. От Северо-Германской Конфедерации до наших дней [ Конституционная история Германии. От Северо-Германской конфедерации до наших дней . (Берлин: Коллоквиум издания, 1993 г.) ISBN 3-89166-164-9 , стр. 13–16.
- Ганс-Ульрих Велер : «Немецкая социальная история, том 3», В: От «германской двойной революции» до начала Первой мировой войны 1849–1914 гг. [«Немецкая социальная история, том 3» , В: Из «Немецкая двойная революция» к началу Первой мировой войны 1849–1914 гг. (Мюнхен: Бек, 1944 г.) ISBN 3-406-32263-8 , с. 303
- Эгберт Вайс: «Студенты корпуса в Рейхстаге Северо-Германской Конфедерации. Вклад в 130-летие» в: Однажды и сейчас. Том 42 [«Студенты корпуса в Рейхстаге Северо-Германской Конфедерации. Вклад к 130-летию» в: Однажды и сейчас . Том 42] (1997) ISSN 0420-8870 , стр. 9–40.
- Томас Ниппердей : история Германии 1866–1918 гг. Том 2: Силовое государство перед демократией [ История Германии 1866–1918. Том 2: Силовое государство до демократии . (Мюнхен: Бек, 1998) ISBN 3-406-44038-X, стр. 41–48.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Далее все на немецком:
- Протокол Рейхстага Северо-Германской Конфедерации получен 24 февраля 2012 г.
- Валентин Шредер: данные о выборах в Рейхстаг получены 24 февраля 2012 г.
- Подробные результаты выборов 1867–1912 гг. , дата обращения 24 февраля 2012 г.
- Карта результатов выборов 1867 года (февраль), дата обращения 24 февраля 2012 г.
- Карта результатов выборов 1867 года (август), дата обращения 24 февраля 2012 г.