Прусская трехклассная франшиза
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Прусское трехклассное избирательное право (нем. Preußisches Dreiklassenwahlrecht ) представляло собой непрямую избирательную систему, использовавшуюся с 1848 по 1918 год в Королевстве Пруссия и в течение более коротких периодов времени в других немецких государствах. Избиратели были сгруппированы по округам в три класса, при этом общие суммы налоговых платежей в каждом классе были равны. Те, кто платил больше всего налогов, сформировали первый класс, за ним следовали следующие по величине - второй, а те, кто платил меньше всего, - третий. Избиратели каждого класса отдельно избрали одну треть выборщиков, которые, в свою очередь, проголосовали за представителей. Голосование не было тайным. Франшиза была формой распределения по экономическому классу, а не по географическому региону или населению.

Члены прусской Палаты представителей избирались по трехклассному избирательному закону, как и городские советы прусских городов и поселков в соответствии с Прусским муниципальным кодексом. [1] После десятилетий разногласий и неудачных попыток реформ, из-за которых для многих прусское трехклассовое избирательное право стало ненавистным символом демократических недостатков Пруссии, оно было окончательно отменено в начале немецкой революции 1918–1919 годов , разразившейся после поражения Германии в Первая мировая война .
Несмотря на значительные различия между округами в уровнях налогов, при которых были сделаны сокращения между классами, система имела тенденцию отдавать предпочтение консерваторам и сельским районам, а не левым либералам и городам. Явка избирателей также была значительно ниже при трехклассном голосовании, чем на выборах в Рейхстаг Германии, где эта система не использовалась. Несмотря на уменьшение веса многих голосов, избирательное право трех классов действительно имело то преимущество, что позволяло голосовать всем мужчинам, чего не делали многие современные избирательные системы в других немецких землях и европейских странах.
Правовая основа
[ редактировать ]
Правовой основой трехклассной избирательной системы явилось «Постановление о проведении выборов депутатов во вторую палату » от 30 мая 1849 г. [2] и «Положение о проведении выборов в Палату депутатов », которое было издано во исполнение постановления от 30 мая и затем неоднократно изменялось. Трехклассная избирательная система стала частью пересмотренной прусской конституции от 31 января 1850 г. (пункт 71). [3]
Поскольку до 1918 года к нему был добавлен только один параграф, постановление оставалось принципиально неизменным на протяжении всего срока его применения. Однако несколько раз его частично признавали недействительным или заменяли новыми правилами. В 1860 году законом были установлены избирательные округа и избирательные участки. В 1891 и 1893 годах было реформировано формирование выборных классов, а в 1906 году были внесены некоторые незначительные изменения, упорядочившие избирательный процесс.
Избирательные процедуры
[ редактировать ]Право голоса
[ редактировать ]Право голоса имел каждый прусский мужчина, достигший 25 лет и проживший в прусском муниципалитете не менее шести месяцев. Ему не разрешалось терять свои гражданские права в результате судебного решения или получать государственную помощь бедным. [4] Согласно параграфу 49 Военного закона рейха 1874 года ( Reichs-Militärgesetz ), действующие военнослужащие, за исключением офицеров, были лишены права голоса как в федеральных землях, так и в рейхстаге.
Три класса
[ редактировать ]Лица, имеющие право голоса, были разделены на три класса в зависимости от доходов от прямых государственных налогов (классовый налог или классифицированный подоходный налог, налог на имущество и налог на бизнес).
В каждом округе избиратели, имеющие право голоса и платившие больше всего налогов, попадали в первый класс. Избиратели, имеющие наибольшее количество налогоплательщиков, были отнесены к этому классу до тех пор, пока не была достигнута одна треть общих налоговых поступлений. Затем те, кто заплатил больше всего налогов среди оставшихся избирателей, имеющих право голоса, были переведены во второй класс до тех пор, пока снова не была достигнута одна треть общих налоговых поступлений. Все остальные избиратели, имеющие право голоса, которые также внесли одну треть от общей суммы налогов, образовали третий класс.
Если налог, уплаченный избирателем, помещал его частично в первый, частично во второй класс, его относили к первому. Сумма налога первого класса тогда превысит одну треть от общей суммы налогов, в результате чего сумма, относящаяся ко второму и третьему классу, будет пересчитана путем разделения оставшейся суммы поровну между этими двумя классами.
Имеющие право избиратели избирают от 3 до 6 выборщиков в своем первичном округе. По данным последней переписи населения, в каждом округе на каждые 250 жителей приходилось по одному избирателю. Таким образом, в первичном избирательном округе проживало минимум 750 и максимум 1749 жителей.
В муниципалитетах с несколькими первичными избирательными округами после процедуры распределения по классам вообще не было избирателей, имеющих право голоса в первом или даже в первом и втором классах. В таких случаях распределение осуществлялось вновь на уровне отдельного избирательного округа. В 1908 г. в 2214 из 29 028 первичных избирательных округов первый класс состоял всего из одного человека. В 1888 г. в 2283 из 22 749 первичных избирательных округов был только один правомочный избиратель первого класса; еще в 1764 округах было два имеющих право голоса избирателя, а в 96 первичных избирательных округах был только один избиратель второго класса.

В 1891 и 1893 годах распределение избирателей по классам было реструктурировано в результате далеко идущих налоговых реформ, проведенных при прусском министре финансов Иоганнесе фон Микеле . Налоги на землю, строительство и бизнес стали муниципальными, а не государственными налогами. Прогрессивный подоходный налог заменил классовый налог и классифицированный подоходный налог; кроме того, в качестве прямого государственного налога был введен дополнительный налог (налог на богатство).
Прогрессивные ставки подоходного налога и дополнительный налог ложились более тяжелым бременем на богатых граждан, в результате чего к первому и второму классам было бы отнесено еще меньше мужчин. Чтобы этого не произошло, к каждому избирателю, не уплатившему подоходный налог, была применена сумма в три марки. Избиратели, которые не платили никакого другого прямого налога, кроме фиктивных трех марок, всегда попадали в третий класс. В дальнейшем наряду с прямыми государственными налогами при расчете классов учитывались и прямые муниципальные налоги.
Там, где муниципальные налоги не взимались, налоги, которые подлежали уплате в соответствии с предыдущим законодательством, продолжали учитываться как фиктивная сумма. Это была де-факто оговорка о защите помещиков в свободных от муниципалитета усадебных округах. Муниципальных налогов не было, поскольку землевладельцы платили их себе. До этого землевладельцы платили значительную сумму налога на землю, но часто мало на доход. Без учета условных муниципальных налогов некоторые землевладельцы могли бы перейти во второй класс.
Еще одним существенным изменением для городов 1891 г. было то, что деление на классы всегда осуществлялось на уровне первичного избирательного округа. До этого в муниципалитетах, разделенных на несколько первичных избирательных округов, требуемая сумма налога для первого или второго класса была одинаковой во всех первичных избирательных округах (если только класс таким образом не оставался незанятым). Ситуация изменилась в 1891 году, в некоторых случаях радикально. требовалось 494 балла Например, в 1888 году для первого класса в Кельне во всех первичных избирательных округах . Если бы разделение на трети проводилось по новым правилам на уровне первоначальных избирательных округов, сумма варьировалась бы от 18 до 24 896 марок. После изменения сумма, необходимая в 1893 году для первого класса в Берлине, варьировалась от двенадцати марок в самом бедном первоначальном избирательном округе до 27 000 марок на Фосштрассе (где располагалась рейхсканцелярия). Это изменение облегчило как многим горожанам с низкими и средними доходами переход во второй или даже первый класс, так и богатым гражданам в богатых первичных избирательных округах переход в третий класс; Рейхсканцлер Бернхарду фон Бюлову пришлось голосовать в третьем классе в 1903 году.
Доля избирателей в классах колебалась с течением времени, а также в зависимости от региона. В целом по стране третий класс составлял от 80 до 85 процентов избирателей, имеющих право голоса, а первый класс - около 4%. В 1913 году третий класс составлял 79,8% имеющих право голоса (по сравнению с 85,3% в 1898 году), второй класс - 15,8% (по сравнению с 11,4% в 1898 году) и первый класс - 4,4% (по сравнению с 3,3% в 1898 году). 1898).
В 1913 году по всему штату было 190 444 первичных голоса выборщиков первого класса и 1 990 262 голоса третьего класса. Поскольку оба класса избрали одинаковое количество выборщиков, голоса избирателей первого класса имели вес в 10,45 раза больше, чем голоса избирателей третьего класса.
Выборы избирателей (первичные выборы)
[ редактировать ]Выбор избирателей происходил на собрании первичных избирателей в один и тот же день по всему штату. Выборы проводились раздельно по классам. Если нужно было выбрать в общей сложности трех выборщиков, каждый класс избирал одного; если их было шесть, каждый избирал двоих. Если нужно было выбрать четырех выборщиков, первый и третий класс избирали по одному, а второй класс - по два; если нужно было выбрать пять выборщиков, первый и третий классы избирали по два, а второй класс избирал только одного. Избиратель должен был иметь право голосовать в первичном избирательном округе, но не обязательно был членом класса, в котором он был избран.
Третий класс голосовал первым, первый — последним. Голосование не было тайным. По завершении голосования в классе его избиратели, если они не были членами избирательной комиссии, должны были покинуть избирательный участок. Избиратели первого класса могли наблюдать за избирательным поведением всех избирателей, второго — за третьим, а избиратели третьего класса не знали, как голосовали высшие классы.
Избирателей вызывали поочередно в порядке убывания их налоговых платежей. Избиратель называл одного или двух кандидатов в зависимости от количества избирателей, которые будут выбраны в классе. Для избрания требовалось абсолютное большинство голосов. Если абсолютное большинство не было достигнуто, те еще не избранные люди, набравшие наибольшее количество голосов, включались во второй тур голосования, причем их было вдвое больше, чем оставалось выборщиков, которые еще не были избраны. В большинстве случаев избиратели побеждали подавляющим большинством голосов.
Избранные мужчины должны были заявить о своем согласии или несогласии с выборами немедленно, если они присутствовали, в противном случае - в течение трех дней, включая день выборов. Если отсутствовавший избиратель отвергал результаты, через несколько дней проводились дополнительные выборы.
В 1906 году в городах с населением 50 000 и более избирательное собрание было заменено голосованием с ограничением по времени, которое теперь является обычной практикой, позволяя избирателям проголосовать в течение определенного периода времени.
Избирательные округа (округи)
[ редактировать ]Избиратели округа собирались в единый национальный день на избирательном участке своего округа, установленном законом 1860 года, для избрания членов парламента. Обычно в избирательном округе было несколько сотен избирателей, а в некоторых случаях и более 1000. В каждом округе избиралось от одного до трех депутатов, хотя до 1860 г. были округа и с большим количеством депутатов. В 1860 году законом было создано 176 избирательных округов. Избирательные округа всегда включали один или несколько целых городских или уездных округов; только Берлин был разделен на несколько избирательных округов.
Помимо незначительных изменений в границах округов, до принятия закона 1906 года, вступившего в силу на выборах 1908 года, в этих округах произошло только одно изменение. По его условиям, несколько округов с особенно большим ростом населения были разделены на более мелкие округа, и этим округам было выделено в общей сложности 10 дополнительных мест (Большой Берлин - 5, Рур - 4 и Верхняя Силезия - 1). В остальном единственными изменениями в разделении округов были дополнительные округа для территорий, присоединенных к Пруссии после австро-прусской войны 1866 года ( Ганновер , Гессен-Нассау и Шлезвиг-Гольштейн в 1867 году и Лауэнбург в 1876 году). В долгосрочной перспективе можно наблюдать тенденцию к увеличению числа одномандатных округов:
Избирательные округа по количеству представителей | 1861 | 1867 | 1876 | 1885 | 1888 | 1908 |
1 представитель | 27 | 105 | 106 | 104 | 105 | 132 |
2 представителя | 122 | 123 | 123 | 124 | 125 | 121 |
3 представителя | 27 | 27 | 27 | 27 | 26 | 23 |
Всего избирательных округов | 176 | 255 | 256 | 255 | 256 | 276 |
Всего мест | 352 | 432 | 433 | 433 | 433 | 443 |
Классы, которые были лишь минимально приспособлены к изменениям численности населения, в дальнейшем отдавали предпочтение консерваторам, поскольку их депутаты были в основном выходцами из восточных и сельских частей страны с низким приростом населения.
Выборы депутатов
[ редактировать ]В отличие от первичных выборов, классы не играли никакой роли в выборах депутатов. Если должно было быть избрано несколько депутатов, за каждое место проводилось отдельное голосование. Для избрания требовалось абсолютное большинство голосов. Если этого не удавалось добиться, проводился второй тур. До 1903 года всем кандидатам, получившим более одного голоса в первом туре голосования, разрешалось участвовать во втором туре голосования. В каждом последующем туре голосования выбывал кандидат, набравший наименьшее количество голосов. Если между двумя оставшимися кандидатами было равное количество голосов, решение принималось путем жеребьевки. Начиная с 1903 года, сразу же, как и на первичных выборах, проводился второй тур выборов двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Если каждый из двух кандидатов получил ровно половину голосов в первом туре голосования, начиная с 1906 года решение принималось по жребию; до тех пор в таком случае также проводился второй тур. Чтобы упростить довольно трудоемкие выборы депутатов, с 1903 г. выборщики голосовали одновременно, если должно было быть избрано более одного депутата, т. е. они должны были указать, за кого они хотят проголосовать первого, второго и, если применимо, третье место. В первом туре голосования было избрано более 90% депутатов.
Эффекты
[ редактировать ]
Избирательная процедура в сочетании с использованием классов в округах явно благоприятствовала консерваторам. В 1913 году Консервативная партия Германии получила 14,8% голосов первичных избирателей, но получила 149 из 443 мест (33,6%) в Палате представителей Пруссии; Свободная консервативная партия получила 53 места (12%), набрав всего 2% голосов первичных избирателей. С другой стороны, Социал -демократическая партия Германии (СДПГ) получила только 10 мест (2,3%) в 1913 году с 28,4% избирателей. Если судить по доле голосов, Центристская партия , Национал-либеральная партия и партии левых либералов, как правило, пользовались благосклонностью избирательного закона, хотя ни в коем случае не в такой степени, как консерваторы. Голосование по партиям статистически регистрировалось на выборах только с 1898 года и определялось сотрудником по выборам, учитывающим предполагаемую политическую ориентацию каждого человека, получившего голос на первичных выборах. По этой причине доли голосов являются лишь приблизительными. Следует также отметить, что несоответствие между долей голосов и долей мандатов среди консерваторов и свободных консерваторов возникло не только из-за самого закона о выборах, но и из-за того, что явка избирателей обычно была особенно низкой в их оплотах.
По сравнению с правом голоса в немецком Рейхстаге, право голоса в прусской Палате представителей было особенно благоприятным для консерваторов, свободных консерваторов и национал-либералов. Полякам это было невыгодно (Польская национально-демократическая партия представляла польское меньшинство в Германии). [5] и особенно СДПГ. [6] В 1903 году СДПГ получила 32 из 236 прусских мест в рейхстаге, но в том же году не получила ни одного из 433 мест на выборах в прусскую палату представителей.
Явка избирателей всех трех классов была намного ниже, чем на выборах в Рейхстаг. В 1913 г. она составляла 32,7% (в 1898 г. - только 18,4%), тогда как на выборах в Рейхстаг 1912 г. явка в Пруссии составила 84,5%. Возможных причин много: выборы всегда проводились в будний день и, в отличие от выборов в Рейхстаг, голосование могло длиться несколько часов. В сельской местности мог потребоваться долгий путь до соседнего муниципалитета, тогда как на выборах в Рейхстаг в каждом муниципалитете всегда был хотя бы один избирательный участок. Отсутствие тайны голосования и, следовательно, возможные негативные последствия голосования также могут отпугнуть избирателей, имеющих право голоса. Для избирателей третьего класса также могла сыграть роль относительно низкая значимость их голосов. Во многих случаях важность первичных выборов также уменьшалась из-за того, что первичный округ или весь округ политически не вызывал разногласий, а победитель практически определялся еще до голосования. Явка избирателей была особенно низкой в третьем классе: в 1913 году она составляла всего 29,9% по всему штату по сравнению с 41,9% во втором классе и 51,4% в первом классе. Явка избирателей была особенно высокой в районах с большим польским населением и в Берлине, в то время как в остальной части Пруссии и без того низкий средний показатель в некоторых случаях был значительно ниже. В городах явка была выше, чем в сельской местности. Историк Томас Кюне, специалист по трехклассной избирательной системе, говорит об «экономике воздержания». Избиратели, по его словам, остались в стороне от избирательных участков не в знак протеста против ограничительного закона о выборах, а потому, что они могли заранее договориться, кто будет голосовать – и было достаточно, если бы проголосовало лишь несколько бюллетеней. [7]
Провинция | Первый класс | Второй класс | Третий класс | Общий |
---|---|---|---|---|
Восточная Пруссия | 485 | 139 | 15 | 42 |
Западная Пруссия | 559 | 147 | 17 | 48 |
Район города Берлин | 2,739 | 445 | 44 | 124 |
Бранденбург | 635 | 168 | 21 | 56 |
Померания | 608 | 147 | 16 | 46 |
Они обладают | 395 | 83 | 11 | 32 |
Силезия | 546 | 113 | 15 | 45 |
Саксония | 724 | 181 | 21 | 59 |
Земля Шлезвиг-Гольштейн | 654 | 208 | 23 | 63 |
Ганновер | 469 | 149 | 18 | 49 |
Вестфалия | 662 | 146 | 22 | 59 |
Гессен-Нассау | 589 | 163 | 27 | 72 |
Рейнская провинция | 733 | 170 | 24 | 67 |
Провинция Гогенцоллерн | 61 | 24 | 6 | 14 |
Тотальная Пруссия | 671 | 165 | 21 | 59 |
Поскольку налоговые поступления в Пруссии сильно различались от региона к региону, ограничения для голосования первого или второго класса также значительно различались от провинции к провинции и даже между различными избирательными округами более крупного муниципалитета. На прусских государственных выборах 1898 года нужно было уплатить в среднем 1361 марку прямых налогов в городе и только 343 марки в деревне, чтобы иметь право голосовать по первому классу. [8] Средний налог, уплаченный берлинским избирателем второго класса на государственных выборах 1898 года, составил 445 марок, тогда как налог, уплаченный соответствующим избирателем в провинции Гогенцоллерн , части Пруссии на крайнем юге Германии, составил 24 марки. Различия были еще более выражены при сравнении различных первичных избирательных округов. В 29 избирательных округах Берлина с особенно высокими налогами избиратели были отнесены к третьему классу с налоговыми поступлениями до 3000 марок в год, тогда как в четырех округах с низкими налогами налоговые поступления в размере 100 марок в год были достаточны, чтобы претендовать на участие в избирательных округах Берлина. первый класс. [8] В некоторых случаях даже высокопоставленным прусским государственным чиновникам приходилось голосовать в третьем классе. Из десяти государственных министров Пруссии шесть, в том числе премьер-министр Пруссии Бото цу Эйленбург , рейхсканцлер и прусский министр Лео фон Каприви , проголосовали в третьем классе на прусских государственных выборах 1893 года. Три других министра проголосовали во втором классе, а десятый министр , военный министр, не имел права голосовать как действующий военный. [8]
Усилия по реформированию и отмене
[ редактировать ]В то время как консервативные силы отвергали изменения в трехклассовой системе Пруссии, левые либералы и особенно СДПГ регулярно требовали, чтобы требования национального Рейхстага были приняты Пруссией. Особенно на рубеже веков прусский избирательный закон стал считаться устаревшим и подвергался критике со всех сторон. Не только социал-демократы вышли на улицы против закона о выборах, но и прогрессивные граждане выступили против него в петициях. [9] Национал-либералы, например, призывали к множественному избирательному праву , при котором определенные люди могут голосовать более одного раза по образцу Бельгии и Саксонии . Кроме того, национал-либералы вместе с Центристской партией потребовали прямого избирательного права и перекройки округов с учетом изменений в численности населения.

В 1910 году правительство Теобальда фон Бетмана Хольвега , который был канцлером Германии и министром-президентом Пруссии, внесло законопроект о реформе трехклассной избирательной системы, но реформа повсеместно непопулярного закона о выборах не прошла в закон, потому что левые бескомпромиссно потребовал его замены законом о выборах в рейхстаг. Это зашло слишком далеко как для более центристских либералов, так и для консервативных сил, которые были полностью готовы к реформам. [10] Они призывали к множественному избирательному праву, за которое выступали такие интеллектуалы, как Джон Стюарт Милль и Отто Хинтце . [10]
Сразу после окончания Первой мировой войны и в результате немецкой революции 1918–1919 годов свержения Гогенцоллернов монархии Совет народных депутатов , временный орган управления Германии, 12 ноября 1918 года провозгласил всеобщее демократическое избирательное право. Это отменило избирательное право трех классов в Пруссии и одновременно ввело избирательное право для женщин по всей Германии. [11]
Историческая оценка
[ редактировать ]В последнее время прусское трехклассное право получило более снисходительную оценку, чем в предыдущие десятилетия. Например, было отмечено, что и Джон Стюарт Милль, и Алексис де Токвиль положительно относились к этой системе. [12] Когда оно было введено, трехклассное избирательное право считалось в некоторой степени прогрессивным, поскольку его избирательные списки основывались не на землевладении, а на налогах, а также потому, что оно было «всеобщим», то есть потому, что в принципе каждому мужчине было разрешено голосовать. По этой причине консерваторы резко осудили его. [13] Всеобщим, равным, тайным и прямым избирательным правом для мужчин, например, применительно к выборам в Рейхстаг, в 1914 году пользовались только две из 25 федеральных земель — Баден и Вюртемберг , а также имперская территория Эльзас-Лотарингия , которую Германия были отняты у Франции во время франко-прусской войны в 1871 году. В других странах, таких как Великобритания, Швеция или Нидерланды, многим мужчинам не разрешалось голосовать до Первой мировой войны, например, из-за имущественных требований, в то время как в Пруссии каждый взрослый мужчина имел право голоса, даже если для большинства оно имело небольшой вес. Всеобщее избирательное право для мужчин существовало за пределами Германии до начала века только в Швейцарии и Франции. В Швеции, например, около 1900 года только 8,2 процента от общей численности населения имели право голосовать. [14]
Избирательное законодательство Пруссии было менее демократичным, чем в большинстве других немецких земель, из-за отсутствия секретности. Во всех других землях, кроме Вальдека , выборы считались тайными после того, как Бавария ввела тайное голосование в 1881 году, Брауншвейг в 1899 году, Гессен в 1911 году и Шварцбург-Зондерсхаузен в 1912 году. Однако тайное голосование часто существовало только на бумаге.
С другой стороны, непрямое голосование в то время было довольно обычным явлением в Европе. К 1914 году в большинстве других немецких земель оно было заменено прямым голосованием.
В Мекленбург-Шверине и Мекленбург-Стрелице до 1918 не было выборной парламентской палаты. В Гамбурге и до 1905 года в Любеке применялась налоговая перепись (уплата определенной суммы налога как необходимое условие для получения избирательного права). В Баварии, Саксонии, Гессене, Шварцбург-Рудольштадте , Шварцбург-Зондерсхаузене , Липпе и Любеке уплата прямых налогов была обязательным условием получения права голоса; в Саксен-Альтенбурге , Саксен-Кобург-Готе и Ройсс-Грайце требовалась уплата прямых налогов и собственное хозяйство.
Помимо Пруссии, трехклассный избирательный закон применялся в Брауншвейге, Липпе, Саксонии (только 1896–1909), Саксен-Альтенбурге и Вальдеке. В Любеке существовала двухклассовая избирательная система: первый класс избирал 105 представителей, а второй только 15. Пруссия, Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен, а с 1911 г. Эльзас-Лотарингия имела двухпалатный парламент; один из которых не был заполнен в результате всенародных выборов. В большинстве штатов, имеющих только одну палату парламента, некоторые депутаты либо назначались сувереном, либо избирались определенными группами (например, теми, кто облагался наиболее высокими налогами, крупными землевладельцами или учеными). В Бремене (с избирательным правом из восьми классов) только 68 из 150 мест были выбраны всеобщим голосованием; в Гамбурге — 80 из 160; в Брауншвейге, 30 из 48.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баасен, Герд (2012). «Выборы в Городское собрание и Палату представителей Берлина в период с 1862 по 2011 год» ( PDF) . Журнал официальной статистики Берлин-Бранденбург (на немецком языке). 1-2 : 58-65.
- ^ «Постановление об исполнении выборов депутатов во вторую палату от 30 мая 1849 года» [Постановление о проведении выборов депутатов во вторую палату от 30 мая 1849 года]. Конституции мира (на немецком языке).
- ^ «Конституционная хартия Прусского государства от 31 января 1850 года ». Конституции мира (на немецком языке).
- ^ Постановление о проведении выборов депутатов Второй палаты, § 8.
- ^ Стиенен, Даниэль Бенедикт (2021). Проданное Отечество - Моральная экономия земельного рынка в Восточной Пруссии 1886–1914 [ Проданное Отечество - Моральная экономия земельного рынка в Восточной Пруссии 1886–1914 ] (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. п. 97. ИСБН 9783647367651 .
- ^ Волосы, Инго (2022). Еврейская миграция и разнообразие в Вене и Берлине 1667/71-1918 [ Еврейская миграция и разнообразие в Вене и Берлине 1667/71-1918 ] (на немецком языке). Геттинген: Wallstein Verlag. п. 448. ИСБН 9783835347007 .
- ^ Кюне, Томас (1994). Трехклассное избирательное право и избирательная культура в Пруссии 1867–1914 гг. Государственные выборы между корпоративной традицией и политическим массовым рынком [ Трёхклассное избирательное право и избирательная культура в Пруссии 1867–1914. Государственные выборы между корпоративной традицией и политическим массовым рынком (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте. стр. 178–190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Риттер, Герхард А. (1980). Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. [ Рабочая тетрадь по истории выборов: Материалы по статистике Германской империи 1871–1918 гг. ] (на немецком языке). Мюнхен: Издательство CH Beck. ISBN 3-406-07610-6 .
- ^ Рихтер, Хедвиг (2015). «Создание современного избирателя около 1900 года. Конвергенция методов голосования в Европе и Северной Америке». Академия (на немецком языке) . Проверено 12 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рихтер, Хедвиг (2017). Современные выборы. История демократии в Пруссии и США в XIX веке [ Современные выборы. История демократии в Пруссии и США в XIX веке ] (на немецком языке). Гамбург: Гамбургское издание. стр. 469 ISBN . 9783868543131 .
- ^ Юрчик, Кордула (2019). « Введение избирательного права женщин». Немецкий исторический музей (на немецком языке).
- ^ Рихтер 2017 , стр. 252 f.
- ^ Рихтер 2017 , стр. 252–263.
- ^ Поэнсген, Оскар (1909). голоса Право ( на немецком языке). Лейпциг: Тойбнер. стр. 134 ф.