Совет народных депутатов
Совет народных депутатов | |
---|---|
![]() Кабинет Германии | |
![]() Совет народных депутатов после выхода НСПГ 29 декабря 1918 года (слева направо): Филипп Шейдеман , Отто Ландсберг , Фридрих Эберт , Густав Носке , Рудольф Виссель. | |
Дата формирования | 10 ноября 1918 г. |
Дата расторжения | 13 февраля 1919 г. |
Люди и организации | |
Глава правительства | Фридрих Эберт , Хуго Хаазе (до 29 декабря) |
Член партии | Социал-демократы (СДПГ) Независимые социал-демократы (НСДПГ) |
История | |
Предшественник | Баденский кабинет |
Преемник | кабинет Шайдемана |
Совет народных депутатов (нем. Rat der Volksbeauftragten , иногда переводится как «Совет народных представителей» или «Совет народных комиссаров») был временным правительством Германии во время первой части немецкой революции , с 10 ноября 1918 года по 13 февраля 1919 года. Первоначально сформированная тремя членами от двух основных социалистических партий Германии, она определила переход от Империи к Веймарская республика .
Совет взял на себя функции главы правительства ( председателем Совета был канцлер Фридрих Эберт ) и издавал декреты вместо законодательства ( Рейхстаг ). В первые дни своего существования он провел ряд важных социальных реформ, таких как восьмичасовой рабочий день и всеобщее избирательное право, которые впервые дали женщинам право голоса.
После быстрого и почти бескровного краха политической системы авторитарной Империи революция приняла жестокий характер, поскольку она боролась с вопросом о том, должна ли Германия стать советской республикой , как того хотели более радикальные элементы, или парламентской демократией. Под руководством Эберта Совет победил радикальных левых, но ценой кровопролития навсегда расколол немецких социалистов. Совет также счел необходимым сохранить у власти множество правых, антиреспубликанских элементов в администрации, судебной системе и вооруженных силах. [ 1 ]
Совет назначил выборы в учредительное национальное собрание на январь 1919 года. Образовавшееся Веймарское национальное собрание сформировало демократически легитимное правительство, которое 13 февраля заменило Совет народных депутатов. Затем он разработал и утвердил конституцию парламентской Веймарской республики.
Учреждение
[ редактировать ]Предпосылки: поражение и революция
[ редактировать ]
В конце сентября 1918 года, когда немецкая армия столкнулась с неизбежным поражением в Первой мировой войне , Верховное командование армии (ВГЛ) под командованием генералов Пауля фон Гинденбурга и Эриха Людендорфа призвало правительство предложить державам Антанты прекращение огня и внести поправки в договор. Конституция Германии , согласно которой Империя стала парламентской монархией. Они надеялись, что тем самым противники Германии предоставят более выгодные условия и смогут спасти армию и ее «честь», переложив ответственность за проигранную войну на демократических политиков. [ 2 ]
Император Вильгельм II либерального принца Максимилиана фон Бадена назначил канцлером привел в правительство членов партий большинства в рейхстаге . Баден впервые , инициировал демократизацию рейха с помощью октябрьских конституционных реформ , которые, среди прочих изменений, сделали канцлера зависимым от доверия рейхстага, а не императора, и попросил президента США Вудро Вильсона выступить посредником в прекращении огня. Из ответных записок Вильсона было ясно, что державы Антанты были готовы вести переговоры только с демократическим правительством Германии и косвенно требовали отречения императора. [ 3 ]
Руководство крупнейшей партии в рейхстаге, Социал-демократического большинства (МСДПГ), и особенно ее председатель Фридрих Эберт , видели главную цель партии уже достигнутой конституционными реформами и считали, что элиты Империи придут к соглашению с демократизация, если Германия останется монархией. [ 4 ] Затем, 29 октября, моряки в Киле взбунтовались против приказа выйти на финальную битву против британского флота. Они создали в Киле рабочие и солдатские советы , которые взяли под контроль военное и гражданское правительство. Из Киля они быстро распространили немецкую революцию по стране, достигнув Берлина 9 сентября. [ 5 ] Лидеры MSPD опасались, что сторонники как Независимых социал-демократов (USPD), так и марксистской Лиги Спартака склоняются к большевизму . [ 6 ] Чтобы сохранить инициативу и удержать контроль над революционерами во время стремительно развивающихся событий, МСПГ также стала призывать к отречению императора. [ 7 ]
Провозглашение республики
[ редактировать ]
9 ноября, в день, когда революция достигла Берлина, Баден самостоятельно объявил, что император отрекся от престола, а затем, не имея на это конституционных полномочий, передал пост канцлера Эберту. Несколько часов спустя, также действуя самостоятельно, Филипп Шейдеман из MSPD, стоя на балконе здания Рейхстага, заявил, что Германия является республикой . Эберт планировал быстро «направить революцию в упорядоченное русло». [ 8 ] и опубликовал обращение к народу, которое подписал как «рейхсканцлер». Он говорил о новом (и на тот момент еще не сформированном) правительстве, которое пришло к власти, чтобы спасти народ от гражданской войны и голода. Он также упомянул об опасности анархии, чтобы заручиться поддержкой государственных служащих, большинство из которых, включая государственных секретарей (эквивалентных министрам), предпочли остаться на своем посту. [ 9 ]
Для MSPD было очень важно сформировать коалицию с USPD, чтобы сохранить ее признание революционными рабочими и солдатами. [ 10 ] Хотя НСПГ также не имела под своим контролем массы рабочих в Берлине и других местах, позиция МСПГ была прочной только в союзе с НСПГ. [ 11 ] Революционные рабочие и солдатские советы, образовавшиеся по всей стране после восстания матросов, в любом случае состояли преимущественно из сторонников МСПГ и НСПГ и стремились к единству между двумя рабочими партиями. Умеренное крыло НСДПГ во главе с Уго Хаазе также было заинтересовано в союзе, поскольку в противном случае власть в больших городах находилась под угрозой перехода к левому крылу НСДПГ вокруг Розы Люксембург , Карла Либкнехта и спартаковцев. [ 12 ] Обе партии разошлись прежде всего в вопросе о том, должно ли новое правительство сразу же приступить к созданию условий для социалистической реорганизации Германии, такой как немедленная национализация крупных поместий и некоторых ключевых отраслей промышленности, или вместо этого ему следует оставить такие условия. решения учредительного национального собрания (конституционного собрания). [ 13 ]
Вечером девятого числа MSPD получила известие, что берлинский совет рабочих и солдат, созванный революционными управляющими , решил на следующее утро избрать новые советы, а затем собрать их во второй половине дня для избрания временного правительства. . Пытаясь получить возможность контролировать вновь избранные советы, MSPD уступила своей прежней позиции и приняла условия USPD о вступлении в правительство. [ 13 ] Рабочим и солдатским советам должна была быть предоставлена «политическая власть» и они собирались «как можно скорее», как того требовали НСПГ и спартаковцы, но MSPD смогла избежать более конкретного выражения «исполнительная, законодательная и судебная власть», чего хотели другие группы. MSPD, со своей стороны, пришлось признать, что национальное собрание будет обсуждаться только «после консолидации условий, созданных революцией». [ 14 ]
Формирование
[ редактировать ]

Временное революционное правительство было сформировано ближе к вечеру 10 ноября. Первоначально НСПГ хотела назвать его «Советом Народных Комиссаров», но он был создан как «Совет Народных Депутатов». [ 15 ] В состав Совета входили Фридрих Эберт, Филипп Шейдеман и Отто Ландсберг из MSPD, а также Хьюго Хаазе, Вильгельм Диттманн и Эмиль Барт из USPD. Эберт и Хаазе должны были быть равноправными председателями. Шейдеман подчеркнул равные права всех членов и назвал Совет народных депутатов «канцлером из шести человек». [ 16 ] Эберт, однако, пользовался особым доверием среди государственных секретарей и государственных служащих, поскольку последний канцлер императора передал эту должность ему. Временами он продолжал использовать титул канцлера, что возвышало его над Гаазе в глазах Верховного командования армии и общественности. [ 17 ]
Эберта устроило то, что НСДПГ направила двух умеренных, Хаазе и Диттмана, а также представителя левого крыла Барта, через которого Эберт надеялся также привлечь на свою сторону радикальных революционеров. «Буржуазные министры» (государственные секретари) остались на своих постах в качестве «технических помощников». К каждому должны были присоединиться один член MSPD и один член USPD в качестве «политических заместителей государственного секретаря», чтобы следить за ними. [ 18 ]
Движение Совета в Национальное собрание
[ редактировать ]Народные депутаты и советское движение
[ редактировать ]10 ноября 1918 года три тысячи делегатов рабочих и солдатских советов, избранных ранее в тот же день, встретились в зале цирка Буша в Берлине. Вопреки ожиданиям независимых, MSPD доминировала на собрании благодаря своей обширной партийной организации и способности мобилизовать профсоюзы. Вместе с правым крылом НСПГ она составляла большинство в Собрании Совета, которое с готовностью подтвердило членство в Совете народных депутатов. Одобрение советов на Ассамблее имело решающее значение, поскольку оно давало депутатам авторитет, необходимый им для эффективной работы. [ 19 ]
Ассамблея также учредила Исполнительный совет рабочих и солдатских советов Большого Берлина под руководством Рихарда Мюллера , главы Революционных управляющих. [ 20 ] В его состав входило по 14 представителей от рабочих и солдат. Представители рабочих в равной степени были представителями MSPD и USPD, тогда как представители солдат были в основном политически независимыми. Хотя он был предназначен для наблюдения за Советом народных депутатов, последний фактически контролировал всю организацию совета через Исполнительный совет Большого Берлина, а не наоборот. Совет народных депутатов смог занять доминирующее положение, поскольку в его состав входили важные партийные лидеры, и эффективная власть принадлежала им. По словам историка права Эрнста Рудольфа Хубера , «партийно-политический паритет в Исполнительном совете, а также в Совете народных депутатов был четким указанием на то, что в стране преобладало не « советное государство », а партийное государство». революция осталась всего лишь инструментом для установления господства двух социалистических партий».
Базовая конфигурация не менялась в последующие недели и месяцы. К разочарованию радикальных левых, организация советов не превратилась в организацию, которая встала на путь советного государства и диктатуры пролетариата . Имперский конгресс рабочих и солдатских советов , который собирался в Берлине с 16 по 21 декабря и на котором также доминировала MSPD, выступал за то, чтобы будущее Германии определялось национальным собранием. Советское государство с постоянным контролем масс за избранными представителями было тем, чего не хотело большинство рабочих, и выборы национального собрания встретили одобрение всех социальных классов. [ 21 ] Имперский конгресс также принял резолюцию о вооруженных силах под названием «Гамбургские пункты», в которой содержались революционные требования, против которых решительно выступали военные. Верховное командование должно было принадлежать Совету народных депутатов, дисциплинарная власть - солдатским советам, офицеры должны были избираться, не должно было быть никаких знаков отличия и требований отдавать честь офицерам в свободное от службы время. [ 22 ] Требования так и не были выполнены.
18 декабря 1918 г. Совет в принципе решил социализировать «подходящие» отрасли. Однако никаких конкретных шагов для этого предпринято не было, поскольку члены MSPD не горели желанием предпринимать какие-либо инициативы, которые могли бы еще больше нарушить истощенное снабжение продовольствием или отрицательно повлиять на производительность промышленности. Совет был занят демобилизацией и реинтеграцией восьми миллионов солдат, выводом трех миллионов из них через Рейн и обеспечением достаточного запаса угля и продовольствия на зиму. Существовали также угрозы целостности Рейха со стороны сепаратистских движений в Рейнской области и территориальной экспансии Польши . [ 23 ]
В конце декабря члены Народной военно-морской дивизии ( Volksmarinedivision ), которая была сформирована для защиты революционного правительства в Берлине, восстали из-за вопроса о задолженности по заработной плате. После того, как правительство Эберта применило против них военную силу во время рождественского кризиса 1918 года , НСПГ обвинила Эберта, Шайдемана и Ландсберга в предательстве революции и поддержке старых, антиреволюционных сил. Члены НСПГ ушли из Совета народных депутатов 29 декабря и были заменены двумя дополнительными представителями МСПГ, Густавом Носке и Рудольфом Висселем . [ 24 ]
Члены Совета
[ редактировать ]Член | Срок полномочий | Политическая партия | Должность/Портфели | |||
---|---|---|---|---|---|---|
# | Портрет | Имя | Вступил в должность | Левый офис | ||
![]() |
Фридрих Эберт (1871–1925) |
10 ноября 1918 г. | 11 февраля 1919 г. | МСПД | Сопредседатель Рейхсканцлер до 13 февраля 1919 г. Интерьер, Военный | |
![]() |
Хьюго Хаазе (1863–1919) |
10 ноября 1918 г. | 29 декабря 1918 г. (Ушел в отставку) |
УСПД | Сопредседатель Иностранные дела, Колонии, Правосудие | |
![]() |
Филипп Шейдеманн (1865–1939) |
10 ноября 1918 г. | 11 февраля 1919 г. | МСПД | Сопредседатель с 29 декабря 1919 г. Министр-президент с 13 февраля 1919 г. Финансы | |
![]() |
Отто Ландсберг (1896–1957) |
10 ноября 1918 г. | 11 февраля 1919 г. | МСПД | Финансы, Пресса | |
![]() |
Вильгельм Диттманн (1874–1954) |
10 ноября 1918 г. | 29 декабря 1918 г. (Ушел в отставку) |
УСПД | Демобилизация, Транспорт | |
![]() |
Эмиль Барт (1879–1941) |
10 ноября 1918 г. | 29 декабря 1918 г. (Ушел в отставку) |
УСПД | Социальная политика | |
![]() |
Густав Носке (1868–1946) |
29 декабря 1918 г. | 11 февраля 1919 г. | МСПД | Демобилизация, Армия, Флот | |
![]() |
Рудольф Висселл (1869–1962) |
29 декабря 1918 г. | 11 февраля 1919 г. | МСПД | Социальная политика |
Связи с имперскими системами
[ редактировать ]Историк Генрих Август Винклер отметил, что «хорошая степень демократии» была достигнута до 9 ноября 1918 года. Всеобщее избирательное право для мужчин действовало с 1871 года, а в октябре было введено парламентское правительство. Политическая система авторитарного государства рухнула в ноябре 1918 года, и за ней все еще стояло лишь меньшинство. Монархисты и армейское командование сопротивлялись смене режима, а это означало, что революция не могла сохранить старые государственные институты без опасности для нового строя. [ 25 ]
Несмотря на революцию, администрация продолжала функционировать, судебная система и система образования почти не были затронуты, а после пакта Эберта-Грёнера от 10 ноября Верховное командование армии и Совет народных депутатов молчаливо согласились поддержать друг друга. [ 26 ] С другой стороны, у MSPD и USPD были разные взгляды на то, как должна развиваться Германия, и у них было очень мало времени, чтобы действовать. Когда две партии сформировали союз, Совет решил управлять страной вне имперской конституции. Он проинструктировал Рейхстаг не собираться вновь и постановил, что существующий Федеральный совет земель (Бундесрат) должен осуществлять только свои административные функции, а не свои законодательные полномочия. [ 27 ]
В результате ни один из высших исполнительных или законодательных органов Империи не остался у власти. Государственные секретари, которые согласно имперской конституции подчинялись инструкциям канцлера, стали независимыми главами своих ведомств, фактически министрами в современном смысле этого слова. Правительство, которое контролировалось Советом, выполняло прежние функции императора, канцлера, бундесрата и рейхстага. Совет начал работать в соответствии с правилами процедуры 12 ноября. Правила запрещали несанкционированное вмешательство в управление отдельных членов Совета. Его инструкции госсекретарям должны были издаваться коллективно и только в качестве руководящих указаний, а не для отдельных случаев. [ 28 ]
Действия
[ редактировать ]10 ноября 1918 года, всего за несколько часов до формирования Совета народных депутатов, кабинет канцлера Эберта одобрил Компьенское перемирие , которое вступило в силу на следующий день и положило конец Первой мировой войне. Затем Совету пришлось иметь дело с последствиями. соглашения, включая передачу Эльзаса-Лотарингии , вывод немецких войск со всех французских и бельгийских территорий и немецкого региона к западу от Рейна, а также капитуляцию флот и другую военную технику союзникам по Первой мировой войне. [ 29 ]
12 ноября, через два дня после своего первого заседания, Совет выступил с обращением «К немецкому народу». Сразу же вступили в силу следующие пункты «социалистической программы»: [ 30 ]
- Осадное положение было снято.
- Право на ассоциации и собрания больше не подвергалось никаким ограничениям, в том числе для государственных служащих и государственных служащих.
- Цензура, в том числе театральная, была отменена.
- Выражение мнения в устной и письменной форме стало свободным.
- Свобода вероисповедания была гарантирована.
- Амнистия была предоставлена за все политические преступления. Продолжающееся производство по таким правонарушениям было прекращено.
- военного времени Закон о вспомогательных службах был отменен, за исключением положений, касающихся разрешения споров.
- Постановления о прислуге были отменены, как и исключительные законы против сельскохозяйственных рабочих.
- Положения об охране труда, отмененные в начале войны, были восстановлены.
В том же документе Совет также обещал ввести восьмичасовой рабочий день и другие социальные и политические реформы к 1 января 1919 года. Они включали создание рабочих мест, помощь по безработице, которая распределила бы бремя между Рейхом, государством и муниципалитетом, повышение заработной платы в потолке доходов для медицинского страхования, увеличении количества жилья для устранения дефицита, улучшении снабжения продовольствием, продолжении упорядоченного производства, защите собственности от посягательств частных лиц и обеспечении личной свободы и безопасности. Будущие выборы, в том числе в учредительное собрание, должны были проводиться на условиях равного, тайного, прямого и всеобщего избирательного права, основанного на пропорциональном представительстве и открытого для всех мужчин и женщин в возрасте 20 лет и старше. [ 30 ] Указ о выборах был издан 30 ноября. [ 31 ]

Совет не занимался фундаментальными реформами в вооруженных силах. Перед формированием Совета Эберт пообещал новому главе ОХЛ генералу Вильгельму Грёнеру , что военное командование останется за профессиональным офицерским корпусом (см. пакт Эберта-Грёнера ). Взамен командование армии пообещало поддержать новое республиканское правительство. [ 32 ]
Всеобщие выборы в Веймарское национальное собрание состоялись 19 января 1919 года. 10 февраля был принят имперский закон о временной власти, своего рода временная конституция, в первой статье которой говорилось, что «Учредительное Немецкое национальное собрание имеет задачу принятия будущей конституции Рейха, а также других неотложных законов Рейха». В соответствии с законом Рейха Национальное собрание должно было избрать временного президента Рейха. [ 33 ] и 11 февраля он выбрал Фридриха Эберта. Он, в свою очередь, выбрал Филиппа Шейдемана для формирования правительства. Кабинет Шейдемана , который представлял собой коалицию трех левоцентристских партий, поскольку СДПГ набрала лишь 38% голосов, [ 34 ] был представлен 13 февраля. Тогда в Германии были и парламент, и правительство, которые были демократически легитимизированы, а Совет народных депутатов был распущен. Ассамблея приступила к разработке и утверждению Веймарской конституции , которая провозгласила Германию парламентской республикой 14 августа 1919 года. [ 35 ]
Оценка
[ редактировать ]Велись серьезные дискуссии о том, мог ли Совет народных депутатов действовать более смело и можно ли было использовать важный переходный этап для осуществления более далеко идущих изменений в государстве и обществе. Его сотрудничество с государственной службой и военными было неизбежным, но режим мог создать свои собственные войска, которые были бы лояльны республике. Социал-демократы, окружавшие Эберта, позже настаивали на том, что им не хватает опыта, необходимого для массовой замены государственных служащих. Фундаментальная вера MSPD в демократию также не позволяла ей принимать решения о будущей форме правления Германии самостоятельно или только как представитель рабочего класса. Прежде чем оно захотело внести существенные изменения, ему потребовалась легитимация демократически избранного органа, такого как Национальное собрание. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винклер, Генрих Август (2002). Долгий путь на запад. История Германии 1806–1933 [ Долгая дорога на Запад. История Германии 1806–1933 ] (на немецком языке). Бонн: Федеральное агентство гражданского образования. п. 375. ИСБН 978-3893314638 .
- ^ Хаффнер, Себастьян (1991). Немецкая революция 1918/1919 [ Немецкая революция 1918/1919 ] (на немецком языке). Мюнхен: Кнауэр. п. 32. ISBN 978-3426038130 .
- ^ Винклер, Генрих Август (1993). Веймар 1918–1933 гг. История первой немецкой демократии [ Веймар 1918–1933. История первой немецкой демократии (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. стр. 23–25. ISBN 3-406-37646-0 .
- ^ Хаффнер 1991 , стр. 84, 90.
- ^ Штурм, Рейнхард (23 декабря 2011 г.). «От империи к республике 1918/19: Революция снизу» [От империи к республике 1918/19: Революция снизу]. Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Моммзен, Ганс (1996). Взлет и падение Веймарской демократии . Перевод Форстера, Эльборг; Джонс, Ларри Юджин. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. п. 18. ISBN 9780807847213 .
- ^ Моммзен 1996 , с. 20
- ^ Котулла, Майкл (2008). Конституционная история Германии. От Старого королевства до Веймара (1495–1934) [ Конституционная история Германии. От Старой Империи до Веймара (1495–1934) ] (на немецком языке). Берлин: Шпрингер. п. 581. ИСБН 978-3540487074 .
- ^ Винклер 2002 , с. 372.
- ^ Винклер 2002 , с. 370.
- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1978). Конституционная история Германии с 1789 года. Том V: Мировая война, революция и обновление Рейха: 1914–1919 [ Конституционная история Германии с 1789 года, Том 5. Мировая война, революция и обновление Рейха: 1914–1919 ] (на немецком языке). Штутгарт: В. Кольхаммер. п. 709.
- ^ Хубер 1978 , стр. 709–711.
- ^ Jump up to: а б Моммзен 1996 , стр. 27–29.
- ^ Хубер 1978 , стр. 711 f.
- ^ Хубер 1978 , стр. 712 f.
- ^ Махтан, Лотар (2018). Падение императора. О провале в сердце власти [ Падение Императора. Провал в сердце силы ] (на немецком языке). Дармштадт: Всемирный банк Тайсс. п. 272. ИСБН 978-3806237603 .
- ^ Хубер 1978 , с. 713.
- ^ Матиас, Эрих (1969). Миллер, Сюзанна; Поттофф, Генрих (ред.). Правительство народных депутатов 1918/19 г. Часть первая [ Правительство народных депутатов, часть 1 ] (PDF) (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте. п. LXI.
- ^ Хубер 1978 , стр. 715–717.
- ^ Винклер 1993 , стр. 37–38.
- ^ Винклер 2002 , с. 385 ф.
- ^ Хаффнер 1991 , с. 117.
- ^ Штурм, Рейнхард (2011). «Веймарская республика». Информация о политическом образовании (на немецком языке). 261 . Бонн: Федеральное агентство гражданского образования: 11, 13.
- ^ Галл, Александр (13 сентября 2018 г.). «Немецкая революция 1918/19» [Немецкая революция 1918/19]. Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Винклер 2002 , стр. 375–377.
- ^ Винклер 2002 , с. 375.
- ^ Хубер 1978 , стр. 728–730.
- ^ Хубер 1978 , стр. 731 f.
- ^ «Конец немецкой войны» . Британская энциклопедия . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Совет народных депутатов, Обращение «К немецкому народу», 12 ноября 1918 года ». 100(0) ключевых документов по истории Германии ХХ века (на немецком языке) . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ «Постановление о выборах в Учредительное национальное собрание Германии (Акт о рейхских выборах)» . schriftarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Скриба, Арнульф (15 августа 2015 г.). «Пакт Эберта-Грёнера» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ «Закон о временной власти Рейха от 10 февраля 1919 года» [Закон Рейха о временной власти от 10 февраля 1919 года]. schriftarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ «Wahl zur Nationalversammlung 1919» [Выборы в Национальное собрание 1919 года]. gonschior.de (на немецком языке) . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Альтманн, Герхард; Швайнох, Оливер (2 августа 2018 г.). «Национальное собрание» [Национальное собрание]. Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Винклер 2002 , стр. 382–384.