Президентские кабинеты Веймарской республики
История Германии |
---|
![]() |
Президентские кабинеты ( нем . Präsidialkabinette ) представляли собой последовательность правительств Веймарской республики , чья легитимность основывалась исключительно на президентских чрезвычайных указах . С апреля 1930 года по январь 1933 года три канцлера, Генрих Брюнинг , Франц фон Папен и Курт фон Шлейхер, были назначены президентом Паулем фон Гинденбургом и управляли страной без согласия Рейхстага , нижней палаты парламента Германии. После пребывания Шлейхера в должности канцлера лидер нацистов Адольф Гитлер унаследовал пост канцлера и восстановил согласие Рейхстага , получив большинство на федеральных выборах в Германии в марте 1933 года с ДНВП .
Статья 48 Веймарской конституции давала президенту Германии ( рейхспрезиденту ) право принимать чрезвычайные меры , не требующие поддержки парламента, при условии, что канцлер или компетентный национальный министр одобряют их. После того, как большая коалиция во главе с канцлером Германом Мюллером распалась, президент Пауль фон Гинденбург назначил Центристской партии на пост канцлера политика Генриха Брюнинга. Поскольку Брюнинг не имел большинства в парламенте, он управлял исключительно посредством чрезвычайных полномочий президента. Когда правительство потерпело поражение в парламенте, Гинденбург распустил Рейхстаг , чтобы позволить Брюнингу остаться у власти.
За время пребывания Брюнинга у власти Адольф Гитлер и его нацистская партия стали влиятельной силой в немецкой политике. деятельности партии Брюнинг издал закон, противодействующий военизированной , но был заменен Францем фон Папеном, консервативным советником президента, который стремился к компромиссу с силами радикальных правых. Его недолговечное президентское правительство привело к тому, что НСДАП получила наибольшую долю мест в парламенте на выборах в июле 1932 года . Не сумев преодолеть парламентскую обструкцию, его сменил Курт фон Шлейхер, за которым, в свою очередь, 30 января 1933 года последовал Гитлер.
Президентские кабинеты были интерпретированы как результат скептицизма по отношению к парламентскому правительству в немецком обществе, а также фундаментального сдвига в политической практике в сторону сильного президентского правителя. Решение Гинденбурга управлять страной без поддержки Рейхстага представляет собой важную веху на пути перехода Германии от многопартийной демократии к тоталитарной диктатуре под руководством Гитлера. [1]
Фон
[ редактировать ]Статья 48
[ редактировать ]Веймарская конституция 1919 года ввела должность президента Германии ( рейхспрезидента ), избираемого прямым голосованием главы государства сроком на 7 лет. Офису были предоставлены далеко идущие прерогативы, включая полномочия назначать федеральное правительство и распускать Рейхстаг , нижнюю палату законодательного собрания Германии. [2] Согласно статье 48 Конституции, [3] Президент мог использовать чрезвычайные полномочия , не требующие поддержки парламента. [4] до тех пор, пока назначенный им канцлер или «компетентный национальный министр» (статья 50) одобряют их. [5] Полномочия назначать податливые правительства и распускать парламент, если эти правительства потеряют поддержку, означали, что президенты, по сути, могли управлять исключительно на основе статьи 48. [6]
Правительство Германа Мюллера
[ редактировать ]привели Федеральные выборы в Германии 1928 года к расколу парламента, в котором ни одна партия не могла иметь правящего большинства. Социал -демократическая партия (СДПГ) получила наибольшее количество мест, в то время как правоцентристские партии понесли значительные потери. [7] Политик СДПГ Герман Мюллер стал рейхсканцлером (канцлером) во главе неформальной большой коалиции , включающей его собственную партию, а также Католическую Центристскую партию , а также либеральную Немецкую народную партию (DVP) и Немецкую демократическую партию (DDP). [8] Хотя партии правительства Мюллера имели мало общего во внутренних вопросах, их основной целью было гарантировать принятие Плана Янга . [9] соглашение между Германией и союзниками по Первой мировой войне о сокращении суммы причитающихся военных репараций . [10]
После принятия Плана Янга парламентом в начале марта 1930 г. [11] правительство изо всех сил пыталось найти единый подход к социальным и экономическим проблемам, возникшим в связи с наступлением Великой депрессии . Разногласия между СДПГ и ДВП стали непримиримыми после того, как последняя начала ориентироваться на интересы владельцев тяжелой промышленности . [9] Разногласия по поводу структурной реформы пособий по безработице привели к краху консенсуса между коалиционными партиями, что привело к отставке кабинета Мюллера 27 марта 1930 года. [12]
Президентские кабинеты
[ редактировать ]Брюнинг
[ редактировать ]
Президент Пауль фон Гинденбург , генерал в отставке, имеющий связи с антипарламентскими и аристократическими кругами, [13] уже давно стремился заменить большую коалицию консервативным правительством, которое подчинялось не парламенту, а самому президенту. [12] На мышление Гинденбурга повлияли его консервативные советники, которые выступали за авторитарный стиль правления, а также все более тупиковое состояние парламента. [14] Когда кабинет Мюллера ушел в отставку, Гинденбург назначил политика Центристской партии Генриха Брюнинга на пост канцлера. [12] По словам Отто Мейсснера президента , руководителя администрации , качества Брюнинга уникально подходили для этой роли: он принадлежал к консервативному крылу Центристской партии и участвовал в Первой мировой войне , что делало его приемлемым для крайне правых . С другой стороны, его позиция по социальным вопросам сделала его приемлемым для СДПГ. [15]
Задача нового канцлера заключалась в том, чтобы сформировать правительство из правоцентристских министров и исключить СДПГ, крупнейшую партию рейхстага , из правительства. [12] Хотя Брюнинг должен был представить свою законодательную программу парламенту, он получил гарантии того, что Гинденбург поддержит своего нового канцлера, ссылаясь на статью 48. [16]
3 апреля 1930 года, поддержанное голосами националистической Немецкой национальной народной партии (ДНВП), правительство Брюнинга неожиданно пережило вотум недоверия, вызванный СДПГ . [17] В июле 1930 года Брюнинг намеревался принять закон, который предусматривал резкое повышение налогов и сокращение социальных расходов, стремясь сократить государственные расходы на фоне Великой депрессии. Когда парламент отклонил законопроект, Гинденбург применил статью 48, распустил Рейхстаг и подписал планы канцлера о расходах, используя чрезвычайные полномочия. [18] По мнению историка Генриха Августа Винклера , этот шаг ознаменовал переход от «скрытой» формы президентского правления к явной. [19]
В сентябре 1930 года выборы взамен распущенного Рейхстага вернули парламент без жизнеспособных вариантов коалиции: Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером получила второе место по количеству мест после СДПГ. [20] Поскольку и Коммунистическая партия Германии , получившая значительное количество мест, и НСДАП отказались сотрудничать с другими политическими партиями, стало невозможно найти большинство для какой-либо законодательной программы. Брюнинг пытался убедить руководство НСДАП работать с его правительством, но получил отказ. [21] Канцлеру удалось пережить препятствия со стороны этих партий при поддержке СДПГ. Встревоженная растущим влиянием крайне правых, партия приняла «политику толерантности» ( Tolerierungspolitik ) по отношению к кабинету Брюнинга: она поклялась противостоять вотумам недоверия и тем самым позволила канцлеру управлять исключительно посредством статьи 48. [21] В последующие месяцы законодательное значение Рейхстага резко упало: хотя в 1930 году парламент провел 94 сессии, в 1932 году он собирался всего 13 раз. [22]
При попустительстве СДПГ Брюнинг продолжил свою политику жесткой финансовой экономии , сталкиваясь с растущей оппозицией со стороны лидеров бизнеса и крайне правого Гарцбургского фронта . [23] вернули Президентские выборы 1932 года Гинденбурга к власти, но выявили значительную народную поддержку НСДАП, кандидат которой Гитлер набрал 36,8% голосов. Это впечатление было усилено серией государственных выборов весной 1932 года, на которых НСДАП показала хорошие результаты. [24] Правительство стремилось противостоять этой тенденции, запретив партийные военизированные формирования, НСДАП включая Sturmabteilung и Schutzstaffel . [25] В это время советники Гинденбурга, главным среди которых был бывший генерал Курт фон Шлейхер , разработали планы по созданию более авторитарного кабинета министров при поддержке НСДАП. [26] Шлейхер предполагал такую форму правления, при которой рейхсвер , армия Германии, должен был быть доминирующей силой, а Гитлер и его партия играли второстепенную роль. [27] Запрет Брюнинга на военизированные формирования противоречил таким планам и спровоцировал попытку отстранить его от должности. [26] 29 мая 1932 года Гинденбург потребовал отставки канцлера; [28] Непосредственной причиной этого были разногласия по поводу расселения земледельцев на территориях к востоку от реки Эльбы . [26]
Papen
[ редактировать ]
1 июня 1932 года Гинденбург назначил Франца фон Папена канцлером. [29] Бывший член Центристской партии, [29] Папен набрал свой кабинет из рядов дворянства , в результате чего связанная с СДПГ газета Vorwärts назвала его Das Kabinett der Barone («Кабинет баронов»). [30] Поскольку только ДНВП согласилась терпеть его правительство, канцлер получил свою власть от использования Гинденбургом статьи 48. [29] Вскоре после назначения Папена Гинденбург распустил парламент и назначил выборы на 31 июля. За прошедший период правительство отменило запрет на военизированные формирования и взяло на себя управление Пруссией , законодательный орган которой находился в тупике после государственных выборов. [31]
Июльские выборы принесли убедительную победу гитлеровской НСДАП, которая набрала 37,4% голосов и стала крупнейшей партией в рейхстаге . [32] После выборов Шлейхер предложил Гитлеру возможность войти в нынешнее правительство. Гитлер отказался, потребовав сделать его канцлером нового президентского кабинета. Гинденбург резко отверг его требования на заседании 13 августа. [33] Папен остался на своем посту, но потерпел поражение на голосовании по вопросу о его чрезвычайных полномочиях, предложенном оппозицией 12 сентября. В тот же день парламент снова был распущен. [34]
Несмотря на то, что НСДАП отступила от своих сильных результатов в предыдущем опросе, выборы 6 ноября 1932 года существенно не изменили парламентский тупик. [35] Гитлер снова попытался стать канцлером президентского правительства. Гинденбург указал, что он не одобрит пост канцлера Гитлера, если тот не сможет собрать большинство в парламенте, - путь, который Гитлер категорически отверг. [36] Президент понял, что у нынешнего кабинета слишком мало поддержки, чтобы предотвратить новое поражение и последующие выборы. Папен предложил обойти эту проблему, отложив выборы на неопределенный срок и подавив оппозиционные группы силой. [37] Гинденбург, хотя и не был категорически против таких планов, под влиянием Шлейхера решил уволить Папена. [37]
Шлейхер
[ редактировать ]3 декабря 1932 года Шлейхер был назначен канцлером и сформировал кабинет, аналогичный кабинету своего предшественника. [38] Он заслужил одобрение президента своим противодействием резко авторитарным планам Папена, поскольку сомневался в способности рейхсвера сдержать народное восстание, если оно возникнет. [37] Хотя правительству Шлейхера удалось остаться у власти во время короткой сессии парламента с 6 по 9 декабря, стало ясно, что в конечном итоге будет внесен вотум недоверия, если парламент соберется вновь в следующем месяце. Таким образом, Шлейхер начал подумывать о продлении чрезвычайного положения без избранного парламента. [39] Военное руководство Германии ожидало далеко идущих ударов [39] и даже начало гражданской войны, если этот вариант будет реализован. [40] Канцлер избежал такого исхода, обратившись ко всем политическим группам, включая НСДАП и профсоюзы . Его усилия были подорваны сопротивлением сельскохозяйственного и промышленного лобби, которое возмущалось его готовностью пойти на компромисс с организованным трудом. [41]

В январе 1933 года бывший канцлер Папен вступил в переговоры с Гитлером с целью замены правительства Шлейхера. [41] Папен рассматривал возможность сотрудничества с Гитлером, поскольку все еще питал обиду на Шлейхера. [42] и потому, что он разделял мнение ведущих промышленников о том, что народная поддержка Гитлера поможет построению стабильного правительства. [43] Пара встретилась в Кельне 4 января, чтобы обсудить возможность создания кабинета министров с участием ДНВП и собственной партии Гитлера под руководством Папена и Гитлера. [41] В последующие дни Папен активно лоббировал Гинденбурга в пользу своего плана, утверждая, что консервативные силы в потенциальном новом правительстве будут держать радикализм Гитлера под контролем. [40]
16 января, [40] Шлейхер потребовал, чтобы президент распустил Рейхстаг , чтобы ввести длительное чрезвычайное положение. Гинденбург отказался и настоял на том, чтобы решение было найдено в нынешнем парламенте. [44] Шлейхер подал в отставку свое правительство 28 января. Два дня спустя Гинденбург уступил предложениям Папена и назначил Гитлера канцлером. [40] в надежде, что он сможет собрать большинство в парламенте. Как и правительство его предшественников, правительство Гитлера первоначально поддерживалось только использованием президентом исполнительной власти. Что отличало его от предыдущих президентских кабинетов, так это то, что он руководил массовым политическим движением и его военизированными организациями. [45]
Оценка
[ редактировать ]По мнению историка Андреаса Рёддера , президентские кабинеты стали результатом более широкого скептицизма по отношению к парламентскому правительству, который укрепился в немецком обществе примерно в 1930 году после многих лет законодательного тупика. [46] Он утверждает, что передача исполнительной власти в руки президента оказалась наиболее практичным вариантом, когда политический статус-кво оказался неэффективным. [46] С другой стороны, для историков Удо Венгста и Йоханнеса Хюртера они знаменуют собой сдвиг в политической культуре, который подчеркнул авторитет президента. По их мнению, управление Веймарской республикой приобрело заметно иное качество, основанное на конституционных вопросах и продиктованное Гинденбургом, приверженность которого демократии была ограничена. [47]
Винклер пишет, что использование Гинденбургом статьи 48 переосмыслило цель Веймарской конституции. [48] Эта статья была разработана для использования в ситуациях крайней опасности для нации, и от нее следовало отказаться после того, как она будет принята. По его мнению, Гинденбург превратил чрезвычайное устройство в замену первоначальной конституции, не намереваясь возвращаться к конституционной норме. После того, как НСДАП стала доминирующей партией немецкой политики на выборах в сентябре 1930 года, парламент больше не мог способствовать возвращению к нормальному конституционному правительству, поскольку устойчивое большинство больше не могло быть сформировано. [48]
Решение президента управлять страной без поддержки Рейхстага рассматривается историками как веха на пути перехода Германии от многопартийной демократии к тоталитарной диктатуре при Гитлере: [1] отмена парламентского правления отстранила умеренные партии от власти и подорвала доверие среди избирателей, сделав антидемократическую НСДАП более приемлемым политическим выбором. [49] По мнению историка и политолога Карла Дитриха Брахера , развитие полуконституционных форм правления было частью более широкой европейской тенденции, в то время как историк Андреас Виршинг указывает на кризис 6 февраля 1934 года во Франции как на сопоставимый, но жестокий кризис. результат эрозии доверия к парламентскому правительству. [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 151.
- ^ Колб 2013 , с. 19.
- ^ Колб 2013 , стр. 19–20.
- ^ Винклер 1993 , с. 101.
- ^ Wikisource . – через
- ^ Дизенхаус 1997 , с. 123.
- ^ Колб 2013 , с. 88.
- ^ Винклер 1993 , с. 338.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 90.
- ^ «План молодого» . Британская энциклопедия . 1998.
- ^ Винклер 1993 , с. 368.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Колб 2013 , с. 132.
- ^ Винклер 1993 , с. 280.
- ^ Колб 2013 , с. 130.
- ^ Винклер 1993 , с. 363.
- ^ Шульц 1992 , с. 13-15.
- ^ Винклер 1993 , стр. 377–378.
- ^ Колб 2013 , с. 133.
- ^ Винклер 1993 , с. 381.
- ^ Шульц 1992 , с. 122.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 134.
- ^ Колб 2013 , с. 135.
- ^ Колб 2013 , с. 138.
- ^ Колб 2013 , с. 139.
- ^ Колб 2013 , с. 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , стр. 140–141.
- ^ Колб 2005 , с. 126.
- ^ Винклер 1993 , с. 470.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Франц фон Папен 1879–1969» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Винклер 1993 , с. 479.
- ^ Колб 2013 , с. 143.
- ^ Винклер 1993 , стр. 505–506.
- ^ Колб 2013 , с. 144.
- ^ Винклер 1993 , стр. 523–524.
- ^ Винклер 1993 , стр. 536–537.
- ^ Колб 2013 , с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , с. 146.
- ^ Винклер 1993 , с. 557.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Винклер 1993 , с. 606.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , с. 148.
- ^ Колб 2013 , с. 149.
- ^ Веспиньяни 1976 , с. 11.
- ^ Колб 2013 , стр. 149–150.
- ^ Колб 2013 , с. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рёддер 1999 , с. 100.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рёддер 1999 , с. 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винклер 1993 , с. 604.
- ^ Колб 2013 , с. 151-152.
Библиография
[ редактировать ]- Дизенхаус, Дэвид (1997). «Теория права во время краха Веймара: современные уроки?» (PDF) . Американский обзор политической науки . 91 (1): 121–134. дои : 10.2307/2952263 . ISSN 1537-5943 . JSTOR 2952263 .
- Колб, Эберхард (2005). Веймарская республика . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-203-34166-7 .
- Колб, Эберхард (2013). Веймарская республика (на немецком языке) (8-е изд.). Мюнхен: Издательство Oldenbourg Science . дои : 10.1524/9783486718775 . ISBN 978-3-486-49796-0 .
- Рёддер, Андреас (1999). «Размышления о конце Веймарской республики. Президентские кабинеты 1930-1932/33 гг. Кризисное управление или стратегия восстановления?» . Ежеквартальные журналы по современной истории (на немецком языке). 47 (1): 87–101. ISSN 0042-5702 . JSTOR 30195525 .
- Шульц, Герхард (1992). Эрлих, Эрнст Л. (ред.). От Брюнинга до Гитлера: Изменение политической системы в Германии 1930–1933 гг. (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110848946 . ISBN 978-3-11-013525-1 .
- Веспиньяни, Энцо (1976). Фашизм (на немецком языке). Берлин: Элефант Пресс. ISBN 978-3-88520-003-1 .
- Винклер, Генрих Август (1993). Веймар 1918-1933 гг. История первой немецкой демократии (на немецком языке). Мюнхен: CH Beck . ISBN 978-3-406-44037-3 .