Jump to content

Президентские кабинеты Веймарской республики

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Президентские кабинеты ( нем . Präsidialkabinette ) представляли собой последовательность правительств Веймарской республики , чья легитимность основывалась исключительно на президентских чрезвычайных указах . С апреля 1930 года по январь 1933 года три канцлера, Генрих Брюнинг , Франц фон Папен и Курт фон Шлейхер, были назначены президентом Паулем фон Гинденбургом и управляли страной без согласия Рейхстага , нижней палаты парламента Германии. После пребывания Шлейхера в должности канцлера лидер нацистов Адольф Гитлер унаследовал пост канцлера и восстановил согласие Рейхстага , получив большинство на федеральных выборах в Германии в марте 1933 года с ДНВП .

Статья 48 Веймарской конституции давала президенту Германии ( рейхспрезиденту ) право принимать чрезвычайные меры , не требующие поддержки парламента, при условии, что канцлер или компетентный национальный министр одобряют их. После того, как большая коалиция во главе с канцлером Германом Мюллером распалась, президент Пауль фон Гинденбург назначил Центристской партии на пост канцлера политика Генриха Брюнинга. Поскольку Брюнинг не имел большинства в парламенте, он управлял исключительно посредством чрезвычайных полномочий президента. Когда правительство потерпело поражение в парламенте, Гинденбург распустил Рейхстаг , чтобы позволить Брюнингу остаться у власти.

За время пребывания Брюнинга у власти Адольф Гитлер и его нацистская партия стали влиятельной силой в немецкой политике. деятельности партии Брюнинг издал закон, противодействующий военизированной , но был заменен Францем фон Папеном, консервативным советником президента, который стремился к компромиссу с силами радикальных правых. Его недолговечное президентское правительство привело к тому, что НСДАП получила наибольшую долю мест в парламенте на выборах в июле 1932 года . Не сумев преодолеть парламентскую обструкцию, его сменил Курт фон Шлейхер, за которым, в свою очередь, 30 января 1933 года последовал Гитлер.

Президентские кабинеты были интерпретированы как результат скептицизма по отношению к парламентскому правительству в немецком обществе, а также фундаментального сдвига в политической практике в сторону сильного президентского правителя. Решение Гинденбурга управлять страной без поддержки Рейхстага представляет собой важную веху на пути перехода Германии от многопартийной демократии к тоталитарной диктатуре под руководством Гитлера. [1]

Статья 48

[ редактировать ]

Веймарская конституция 1919 года ввела должность президента Германии ( рейхспрезидента ), избираемого прямым голосованием главы государства сроком на 7 лет. Офису были предоставлены далеко идущие прерогативы, включая полномочия назначать федеральное правительство и распускать Рейхстаг , нижнюю палату законодательного собрания Германии. [2] Согласно статье 48 Конституции, [3] Президент мог использовать чрезвычайные полномочия , не требующие поддержки парламента. [4] до тех пор, пока назначенный им канцлер или «компетентный национальный министр» (статья 50) одобряют их. [5] Полномочия назначать податливые правительства и распускать парламент, если эти правительства потеряют поддержку, означали, что президенты, по сути, могли управлять исключительно на основе статьи 48. [6]

Правительство Германа Мюллера

[ редактировать ]

привели Федеральные выборы в Германии 1928 года к расколу парламента, в котором ни одна партия не могла иметь правящего большинства. Социал -демократическая партия (СДПГ) получила наибольшее количество мест, в то время как правоцентристские партии понесли значительные потери. [7] Политик СДПГ Герман Мюллер стал рейхсканцлером (канцлером) во главе неформальной большой коалиции , включающей его собственную партию, а также Католическую Центристскую партию , а также либеральную Немецкую народную партию (DVP) и Немецкую демократическую партию (DDP). [8] Хотя партии правительства Мюллера имели мало общего во внутренних вопросах, их основной целью было гарантировать принятие Плана Янга . [9] соглашение между Германией и союзниками по Первой мировой войне о сокращении суммы причитающихся военных репараций . [10]

После принятия Плана Янга парламентом в начале марта 1930 г. [11] правительство изо всех сил пыталось найти единый подход к социальным и экономическим проблемам, возникшим в связи с наступлением Великой депрессии . Разногласия между СДПГ и ДВП стали непримиримыми после того, как последняя начала ориентироваться на интересы владельцев тяжелой промышленности . [9] Разногласия по поводу структурной реформы пособий по безработице привели к краху консенсуса между коалиционными партиями, что привело к отставке кабинета Мюллера 27 марта 1930 года. [12]

Президентские кабинеты

[ редактировать ]
Черно-белый портрет лысого мужчины средних лет в очках.
Генрих Брюнинг (на фото около 1930 года) возглавлял первый президентский кабинет с апреля 1930 года по май 1932 года.

Президент Пауль фон Гинденбург , генерал в отставке, имеющий связи с антипарламентскими и аристократическими кругами, [13] уже давно стремился заменить большую коалицию консервативным правительством, которое подчинялось не парламенту, а самому президенту. [12] На мышление Гинденбурга повлияли его консервативные советники, которые выступали за авторитарный стиль правления, а также все более тупиковое состояние парламента. [14] Когда кабинет Мюллера ушел в отставку, Гинденбург назначил политика Центристской партии Генриха Брюнинга на пост канцлера. [12] По словам Отто Мейсснера президента , руководителя администрации , качества Брюнинга уникально подходили для этой роли: он принадлежал к консервативному крылу Центристской партии и участвовал в Первой мировой войне , что делало его приемлемым для крайне правых . С другой стороны, его позиция по социальным вопросам сделала его приемлемым для СДПГ. [15]

Задача нового канцлера заключалась в том, чтобы сформировать правительство из правоцентристских министров и исключить СДПГ, крупнейшую партию рейхстага , из правительства. [12] Хотя Брюнинг должен был представить свою законодательную программу парламенту, он получил гарантии того, что Гинденбург поддержит своего нового канцлера, ссылаясь на статью 48. [16]

3 апреля 1930 года, поддержанное голосами националистической Немецкой национальной народной партии (ДНВП), правительство Брюнинга неожиданно пережило вотум недоверия, вызванный СДПГ . [17] В июле 1930 года Брюнинг намеревался принять закон, который предусматривал резкое повышение налогов и сокращение социальных расходов, стремясь сократить государственные расходы на фоне Великой депрессии. Когда парламент отклонил законопроект, Гинденбург применил статью 48, распустил Рейхстаг и подписал планы канцлера о расходах, используя чрезвычайные полномочия. [18] По мнению историка Генриха Августа Винклера , этот шаг ознаменовал переход от «скрытой» формы президентского правления к явной. [19]

В сентябре 1930 года выборы взамен распущенного Рейхстага вернули парламент без жизнеспособных вариантов коалиции: Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером получила второе место по количеству мест после СДПГ. [20] Поскольку и Коммунистическая партия Германии , получившая значительное количество мест, и НСДАП отказались сотрудничать с другими политическими партиями, стало невозможно найти большинство для какой-либо законодательной программы. Брюнинг пытался убедить руководство НСДАП работать с его правительством, но получил отказ. [21] Канцлеру удалось пережить препятствия со стороны этих партий при поддержке СДПГ. Встревоженная растущим влиянием крайне правых, партия приняла «политику толерантности» ( Tolerierungspolitik ) по отношению к кабинету Брюнинга: она поклялась противостоять вотумам недоверия и тем самым позволила канцлеру управлять исключительно посредством статьи 48. [21] В последующие месяцы законодательное значение Рейхстага резко упало: хотя в 1930 году парламент провел 94 сессии, в 1932 году он собирался всего 13 раз. [22]

При попустительстве СДПГ Брюнинг продолжил свою политику жесткой финансовой экономии , сталкиваясь с растущей оппозицией со стороны лидеров бизнеса и крайне правого Гарцбургского фронта . [23] вернули Президентские выборы 1932 года Гинденбурга к власти, но выявили значительную народную поддержку НСДАП, кандидат которой Гитлер набрал 36,8% голосов. Это впечатление было усилено серией государственных выборов весной 1932 года, на которых НСДАП показала хорошие результаты. [24] Правительство стремилось противостоять этой тенденции, запретив партийные военизированные формирования, НСДАП включая Sturmabteilung и Schutzstaffel . [25] В это время советники Гинденбурга, главным среди которых был бывший генерал Курт фон Шлейхер , разработали планы по созданию более авторитарного кабинета министров при поддержке НСДАП. [26] Шлейхер предполагал такую ​​форму правления, при которой рейхсвер , армия Германии, должен был быть доминирующей силой, а Гитлер и его партия играли второстепенную роль. [27] Запрет Брюнинга на военизированные формирования противоречил таким планам и спровоцировал попытку отстранить его от должности. [26] 29 мая 1932 года Гинденбург потребовал отставки канцлера; [28] Непосредственной причиной этого были разногласия по поводу расселения земледельцев на территориях к востоку от реки Эльбы . [26]

Портрет пожилого мужчины с седыми волосами и усами в костюме в тонкую полоску.
Франц фон Папен , сфотографирован в 1936 году послом Германии в Турции.

1 июня 1932 года Гинденбург назначил Франца фон Папена канцлером. [29] Бывший член Центристской партии, [29] Папен набрал свой кабинет из рядов дворянства , в результате чего связанная с СДПГ газета Vorwärts назвала его Das Kabinett der Barone («Кабинет баронов»). [30] Поскольку только ДНВП согласилась терпеть его правительство, канцлер получил свою власть от использования Гинденбургом статьи 48. [29] Вскоре после назначения Папена Гинденбург распустил парламент и назначил выборы на 31 июля. За прошедший период правительство отменило запрет на военизированные формирования и взяло на себя управление Пруссией , законодательный орган которой находился в тупике после государственных выборов. [31]

Июльские выборы принесли убедительную победу гитлеровской НСДАП, которая набрала 37,4% голосов и стала крупнейшей партией в рейхстаге . [32] После выборов Шлейхер предложил Гитлеру возможность войти в нынешнее правительство. Гитлер отказался, потребовав сделать его канцлером нового президентского кабинета. Гинденбург резко отверг его требования на заседании 13 августа. [33] Папен остался на своем посту, но потерпел поражение на голосовании по вопросу о его чрезвычайных полномочиях, предложенном оппозицией 12 сентября. В тот же день парламент снова был распущен. [34]

Несмотря на то, что НСДАП отступила от своих сильных результатов в предыдущем опросе, выборы 6 ноября 1932 года существенно не изменили парламентский тупик. [35] Гитлер снова попытался стать канцлером президентского правительства. Гинденбург указал, что он не одобрит пост канцлера Гитлера, если тот не сможет собрать большинство в парламенте, - путь, который Гитлер категорически отверг. [36] Президент понял, что у нынешнего кабинета слишком мало поддержки, чтобы предотвратить новое поражение и последующие выборы. Папен предложил обойти эту проблему, отложив выборы на неопределенный срок и подавив оппозиционные группы силой. [37] Гинденбург, хотя и не был категорически против таких планов, под влиянием Шлейхера решил уволить Папена. [37]

3 декабря 1932 года Шлейхер был назначен канцлером и сформировал кабинет, аналогичный кабинету своего предшественника. [38] Он заслужил одобрение президента своим противодействием резко авторитарным планам Папена, поскольку сомневался в способности рейхсвера сдержать народное восстание, если оно возникнет. [37] Хотя правительству Шлейхера удалось остаться у власти во время короткой сессии парламента с 6 по 9 декабря, стало ясно, что в конечном итоге будет внесен вотум недоверия, если парламент соберется вновь в следующем месяце. Таким образом, Шлейхер начал подумывать о продлении чрезвычайного положения без избранного парламента. [39] Военное руководство Германии ожидало далеко идущих ударов [39] и даже начало гражданской войны, если этот вариант будет реализован. [40] Канцлер избежал такого исхода, обратившись ко всем политическим группам, включая НСДАП и профсоюзы . Его усилия были подорваны сопротивлением сельскохозяйственного и промышленного лобби, которое возмущалось его готовностью пойти на компромисс с организованным трудом. [41]

Фотография мужчины в коричневой военной форме в сопровождении немецкой овчарки.
Назначение Адольфа Гитлера , изображенного на обложке журнала Time в марте 1933 года , положило конец эпохе президентских кабинетов.

В январе 1933 года бывший канцлер Папен вступил в переговоры с Гитлером с целью замены правительства Шлейхера. [41] Папен рассматривал возможность сотрудничества с Гитлером, поскольку все еще питал обиду на Шлейхера. [42] и потому, что он разделял мнение ведущих промышленников о том, что народная поддержка Гитлера поможет построению стабильного правительства. [43] Пара встретилась в Кельне 4 января, чтобы обсудить возможность создания кабинета министров с участием ДНВП и собственной партии Гитлера под руководством Папена и Гитлера. [41] В последующие дни Папен активно лоббировал Гинденбурга в пользу своего плана, утверждая, что консервативные силы в потенциальном новом правительстве будут держать радикализм Гитлера под контролем. [40]

16 января, [40] Шлейхер потребовал, чтобы президент распустил Рейхстаг , чтобы ввести длительное чрезвычайное положение. Гинденбург отказался и настоял на том, чтобы решение было найдено в нынешнем парламенте. [44] Шлейхер подал в отставку свое правительство 28 января. Два дня спустя Гинденбург уступил предложениям Папена и назначил Гитлера канцлером. [40] в надежде, что он сможет собрать большинство в парламенте. Как и правительство его предшественников, правительство Гитлера первоначально поддерживалось только использованием президентом исполнительной власти. Что отличало его от предыдущих президентских кабинетов, так это то, что он руководил массовым политическим движением и его военизированными организациями. [45]

По мнению историка Андреаса Рёддера [ де ] , президентские кабинеты стали результатом более широкого скептицизма по отношению к парламентскому правительству, который укрепился в немецком обществе примерно в 1930 году после многих лет законодательного тупика. [46] Он утверждает, что передача исполнительной власти в руки президента оказалась наиболее практичным вариантом, когда политический статус-кво оказался неэффективным. [46] С другой стороны, для историков Удо Венгста [ де ] и Йоханнеса Хюртера они знаменуют собой сдвиг в политической культуре, который подчеркнул авторитет президента. По их мнению, управление Веймарской республикой приобрело заметно иное качество, основанное на конституционных вопросах и продиктованное Гинденбургом, приверженность которого демократии была ограничена. [47]

Винклер пишет, что использование Гинденбургом статьи 48 переосмыслило цель Веймарской конституции. [48] Эта статья была разработана для использования в ситуациях крайней опасности для нации, и от нее следовало отказаться после того, как она будет принята. По его мнению, Гинденбург превратил чрезвычайное устройство в замену первоначальной конституции, не намереваясь возвращаться к конституционной норме. После того, как НСДАП стала доминирующей партией немецкой политики на выборах в сентябре 1930 года, парламент больше не мог способствовать возвращению к нормальному конституционному правительству, поскольку устойчивое большинство больше не могло быть сформировано. [48]

Решение президента управлять страной без поддержки Рейхстага рассматривается историками как веха на пути перехода Германии от многопартийной демократии к тоталитарной диктатуре при Гитлере: [1] отмена парламентского правления отстранила умеренные партии от власти и подорвала доверие среди избирателей, сделав антидемократическую НСДАП более приемлемым политическим выбором. [49] По мнению историка и политолога Карла Дитриха Брахера , развитие полуконституционных форм правления было частью более широкой европейской тенденции, в то время как историк Андреас Виршинг [ де ] указывает на кризис 6 февраля 1934 года во Франции как на сопоставимый, но жестокий кризис. результат эрозии доверия к парламентскому правительству. [47]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 151.
  2. ^ Колб 2013 , с. 19.
  3. ^ Колб 2013 , стр. 19–20.
  4. ^ Винклер 1993 , с. 101.
  5. ^ Веймарская конституция   – через Wikisource .
  6. ^ Дизенхаус 1997 , с. 123.
  7. ^ Колб 2013 , с. 88.
  8. ^ Винклер 1993 , с. 338.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 90.
  10. ^ «План молодого» . Британская энциклопедия . 1998.
  11. ^ Винклер 1993 , с. 368.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Колб 2013 , с. 132.
  13. ^ Винклер 1993 , с. 280.
  14. ^ Колб 2013 , с. 130.
  15. ^ Винклер 1993 , с. 363.
  16. ^ Шульц 1992 , с. 13-15.
  17. ^ Винклер 1993 , стр. 377–378.
  18. ^ Колб 2013 , с. 133.
  19. ^ Винклер 1993 , с. 381.
  20. ^ Шульц 1992 , с. 122.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 134.
  22. ^ Колб 2013 , с. 135.
  23. ^ Колб 2013 , с. 138.
  24. ^ Колб 2013 , с. 139.
  25. ^ Колб 2013 , с. 140.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , стр. 140–141.
  27. ^ Колб 2005 , с. 126.
  28. ^ Винклер 1993 , с. 470.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Франц фон Папен 1879–1969» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 22 апреля 2021 г.
  30. ^ Винклер 1993 , с. 479.
  31. ^ Колб 2013 , с. 143.
  32. ^ Винклер 1993 , стр. 505–506.
  33. ^ Колб 2013 , с. 144.
  34. ^ Винклер 1993 , стр. 523–524.
  35. ^ Винклер 1993 , стр. 536–537.
  36. ^ Колб 2013 , с. 145.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , с. 146.
  38. ^ Винклер 1993 , с. 557.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колб 2013 , с. 147.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Винклер 1993 , с. 606.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колб 2013 , с. 148.
  42. ^ Колб 2013 , с. 149.
  43. ^ Веспиньяни 1976 , с. 11.
  44. ^ Колб 2013 , стр. 149–150.
  45. ^ Колб 2013 , с. 150.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рёддер 1999 , с. 100.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рёддер 1999 , с. 101.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винклер 1993 , с. 604.
  49. ^ Колб 2013 , с. 151-152.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0083f7d55488209568399cfe61586ea2__1716397200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/a2/0083f7d55488209568399cfe61586ea2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Presidential cabinets of the Weimar Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)