Малая государственность


История Германии |
---|
![]() |




Слово Kleinstaaterei (англ. Немецкий: [ˌklaɪnʃtaːtəˈʁaɪ] , «маленькое государство -ery ») — уничижительный термин, придуманный в начале девятнадцатого века для обозначения территориальной фрагментации Германии. [примечание 1] Хотя этот термин в первую очередь относится к территориальной фрагментации Германской Конфедерации, он также применяется в расширении к еще более крайней территориальной фрагментации Священной Римской империи . В этот период Германия была разделена на множество почти суверенных малых и средних светских и церковных княжеств и свободных имперских городов , некоторые из которых были немногим больше, чем один город или прилегающая территория монастыря императорского аббатства . Оценки общего числа немецких государств в любое время в течение 18 века варьируются от 294 до 348. [2] или больше. количество государств быстро сократилось Однако с началом немецкой медиатизации в начале 19 века .
Территориальная раздробленность усугублялась тем фактом, что из-за бессистемного территориального образования многих государств или раздела династических государств путем наследования очень большое количество государств Священной Римской империи состояло из несмежных частей, что привело к образованию бесчисленных анклавов и эксклавы .
Примером территориальной раздробленности может служить история о том, как молодой Вильгельм фон Гумбольдт и его друзья отправились из Брауншвейга , столицы княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель , летом 1789 года во Францию. С целью наблюдать за революционными событиями, разворачивавшимися в Париже Партия Гумбольдта вошла и покинула шесть герцогств , четыре епископства и один вольный имперский город ( Аахен ), прежде чем достичь французской границы. [3]
История [ править ]
Мощные и автономные немецкие основные герцогства , существовавшие еще до распада Каролингской империи и образования Восточной Франции в 9 веке, сформировали федеративный характер Священной Римской империи. Коллегия имперских принцев избрала короля из числа территориальных герцогов после того, как линия Каролингов вымерла примерно в 898 году. [4] Эта система препятствовала развитию сильной централизованной монархии, поскольку местные правители, стремившиеся продвигать свои собственные интересы и автономию, часто восставали против суверенного правителя, и конфликты приходилось решать на поле боя. [5]
Имперское междуцарствие между 1245 и 1312 годами и между 1378 и 1433 годами усилило политическую нестабильность и усилило общинные движения, такие как Швабский союз городов , Ганзейский союз и Швейцарская Конфедерация . Вражда среди мелкой территориальной знати , получившей феодальное владение от территориальных князей , привела к таким конфликтам, как Война тюрингских графов , и дальнейшей территориальной фрагментации. Вольные имперские города , многие из которых были основаны немецкими королями и императорами в 10-13 веках, первоначально находились под управлением имперской знати ( фогте ), прямых вассалов императора. Эти города постепенно обрели независимость, поскольку их городские магистраты- патриции взяли на себя полный контроль над администрацией и судебной системой в юрисдикции. [6] [7] [8] [9]
Политическая раздробленность Империи была самой яркой характеристикой немецкой истории на протяжении раннего Нового времени; оно лежало в основе и обуславливало развитие всех областей общественной жизни. [10]
В то время как в некоторых других европейских государствах, таких как Франция, централизованные государства возникли в результате раннего Нового времени политической концентрации и централизации , династия Габсбургов , которая уже контролировала Австрийское герцогство, Королевство Богемия и Венгерское королевство , правила Священной Римской империей из 1438 г. и сумел навсегда занять императорский престол до 1806 г. (за кратким исключением между 1742 и 1765 гг.). Семья Габсбургов, однако, проводила свою политику Большой стратегии , которая была сосредоточена на долгосрочном династическом правлении в центре обширного, многослойного и многоэтнического королевства против Бурбонской Франции и Османской империи . Имперские земли скорее служили для сохранения буферных зон, противоречащих любым представлениям о патриотизме и национальной идентичности. [11] [12]
В 1495 году император Максимилиан I попытался реформировать империю. Был учрежден Верховный имперский суд ( Reichskammergericht ), введены имперские налоги, а власть имперского сейма ( рейхстага ) была увеличена. Реформы, однако, были сорваны продолжающейся территориальной фрагментацией Империи. [13] Протестантская Реформация представляла собой серьезную угрозу целостности империи. Император Карл V заявил в 1546 году: «Если бы мы не вмешались сейчас, всем сословиям Германии грозила бы опасность порвать с верой». 1548 года Во время Аугсбургского переходного периода он попытался примирить религиозный раскол в Германии, но вместо этого лишь спровоцировал новое протестантское неповиновение. [14]
В 17 веке Прусское королевство стало второй доминирующей державой, которая также включала значительные негерманские территории и земли за пределами империи, исключая при этом основные части собственно Германии. [5] [15]
Помимо этих двух государств, Священная Римская империя состояла из сотен небольших немецкоязычных княжеств , большинство из которых произошли в результате последовательных династических расколов ( феодальной раздробленности ), иногда отражавшихся в составных названиях, таких как Саксен-Кобург ; некоторые из них были объединены королевскими браками, хотя образовавшееся образование часто не было прилегающей территорией. В период раннего Нового времени эти небольшие государства модернизировали свою военную, судебную и экономическую администрацию. Их почти не существовало на имперском уровне, а император был не более чем номинальным феодальным главой конфедерации , не имеющим политического или военного влияния. После Реформации небольшие государства Империи были разделены по религиозному признаку. Те, кто возглавлял римско-католические династии, столкнулись с династиями протестантов в Тридцатилетней войне и других конфликтах. [16] [5]
После того, как французский император Наполеон Бонапарт заставил императора Священной Римской империи Франциска II распустить Империю в 1806 году, Kleinstaaterei была изменена, но не ликвидирована. Путём ликвидации территорий, управляемых князьями-епископами ( секуляризация ) и путём объединения соседних княжеств, анклавов и эксклавов , Наполеон свёл несколько сотен государств в относительную концентрацию чуть более двух десятков государств в составе Рейнской Конфедерации . Эта конфедерация не пережила военного поражения Наполеона от рук союзников, но прежние княжества не были полностью восстановлены. Пруссия и Австрийская империя — государство-преемник Габсбургской монархии — были единственными крупными немецкими державами, и ни одна из них не входила в состав Рейнской конфедерации. Союзники-победители, включая Пруссию и Австрию, приняли решение на Венском конгрессе (1814–1815 гг.) о широкомасштабной династической реставрации , хотя некоторые консолидации Наполеона были сохранены, а Австрия и Пруссия выделили себе некоторые ранее независимые территории. В результате территориального разделения возникла консолидированная версия донаполеоновской системы — около 40 государств. Малая государственность .
Рост национализма по всей Европе привел к появлению движений, стремящихся к созданию « национальных государств », каждое из которых управляет целым (этнокультурным) народом . Немецкие националисты начали настаивать на единой Германии. Призыв к единому национальному государству был одним из центральных требований революций 1848 года , но правящим династиям небольших немецких государств, а также многонациональных Австрии и Пруссии удалось противостоять националистическим усилиям по объединению. Заметной фигурой, выступавшей против национального объединения, был немецкий писатель и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гете , написавший: «Франкфурт, Бремен, Гамбург, Любек велики и блестящие, и их влияние на процветание Германии неисчислимо. если бы они потеряли свою независимость и были включены как провинциальные города в одну великую Германскую империю, у меня были бы основания сомневаться в этом». [17]
Только после того, как Пруссии канцлер Отто фон Бисмарк постепенно построил единое немецкое государство под управлением прусского королевского дома Гогенцоллернов , Kleinstaaterei в основном прекратила свое существование в 1871 году с основанием Германской империи . (Единственные сохранившиеся мелкие государства — Люксембург и Лихтенштейн — расположены на периферии немецкоязычного мира.) Основание Германской империи создало преимущественно немецкое национальное государство. Хотя Германская империя исключила частично немецкие, но многонациональные Габсбургов владения в Австро-Венгрии , она включала значительное польское меньшинство, проживавшее на восточной территории под властью Пруссии, и другие меньшинства вдоль ее северных и западных границ. [18] Объединение Германской империи сделало Германию на карте мира крупной европейской державой , хотя и слишком поздно, чтобы стать крупным колониальным центром . Внутри страны некоторые из этих фрагментированных границ и небольших политических единиц продолжали существовать до тех пор, пока современные земли Германии в составе Федеративной Республики не были созданы после Второй мировой войны .
Децентрализованный характер Kleinstaaterei мешал немецкой экономике реализовать свой потенциал. Различные системы мер и весов, разные валюты и многочисленные тарифы препятствовали торговле и инвестициям, хотя создание Таможенного союза Германии начало снимать эти барьеры. [19] Поразительная скорость экономического роста Германии после объединения при Бисмарке стала еще одним доказательством того, что Kleinstaaterei носили экономический репрессивный характер. Эта система действительно способствовала культурному разнообразию внутри Германии, и многочисленные конкурирующие суды – хотя обычно политически незначительные – часто приобретали некоторую известность благодаря покровительству .
использование Современное немецкое
Сегодня термин Kleinstaaterei иногда используется в немецких средствах массовой информации и в других местах в переносном смысле для критического описания немецкой политической системы федерализма . , особенно в отношении ее кажущейся неэффективности в принятии решений о реформах в политических областях, за которые отвечает правительство Länder (земли Германии) и, таким образом, находятся под эгидой шестнадцати различных администраций. По состоянию на 2010 год Kleinstaaterei чаще всего используется в вопросах образовательной политики , например, в связи с трудностями, вызванными различными школьными системами для детей из семей, которые переезжают из одного штата в другой.
См. также [ править ]
- Балканизация
- Список участников императорского сейма (1792 г.)
- Список государств Священной Римской империи
- Мелкое королевство
- Федерализм в Германии
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дж. Уэйли, Германия и Священная Римская империя (1493–1806) , Oxford University Press, 2011, том. 2, с. 653 (Глоссарий).
- ^ The Times, Атлас европейской истории , Харпер Коллинз, 1994, с. 127
- ^ Э.Д. Брозе, История Германии 1789–1871 гг. От Священной Римской империи до Бисмарковского рейха , Berghahn Books, 1997, стр. 4.
- ^ «Ламберт Сполето» . Немецкая биография . Проверено 17 мая 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Солстен, Эрик (август 1999 г.). Германия: страновое исследование . ДИАНА. стр. 24 и далее. ISBN 978-0-7881-8179-5 .
- ^ «Императорское дворянство Германии» . Ассоциация Священной Римской Империи . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ Голландия, Артур Уильям (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 342. . В
- ^ «Зачем существует Швейцария? – 2.1.1. Священная Римская империя» . Учебные пособия Швейцария . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Николас, Дэвид (1997). Рост средневекового города: от поздней античности до начала четырнадцатого века . Лонгман. стр. 69–72, 133–142, 202–220, 244–45, 300–307.
- ^ Джон Гальярдо, Германия при старом режиме, 1600–1790 , Longman, 1991, стр. viii.
- ^ Митчелл, А. Весс (26 июня 2018 г.). Великая стратегия империи Габсбургов . Издательство Принстонского университета. стр. 307 и далее. ISBN 978-1-4008-8996-9 .
- ^ Тейх, Микулаш; Портер, Рой (6 мая 1993 г.). Национальный вопрос в Европе в историческом контексте . Издательство Кембриджского университета. стр. 153 и далее. ISBN 978-0-521-36441-6 .
- ^ Иоахим Уэйли (2012). Германия и Священная Римская империя . Том. I: Максимилиан I к Вестфальскому миру, 1493–1648 гг. ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-873101-6 .
- ^ Нексон, Дэниел Х. «Борьба за власть в Европе раннего Нового времени» (PDF) . Издательство Принстонского университета . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Рейнхард Бендикс (8 апреля 1980 г.). Короли или народ: власть и мандат на правление . Издательство Калифорнийского университета. стр. 141–. ISBN 978-0-520-04090-8 .
- ^ Дензел, Маркус А. «Государство и финансы в Священной Римской империи с 1650 по 1800 год» (PDF) . Университет Хельсинки . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Ханс-Герман Хоппе (1 февраля 2012 г.). «Политика Иоганна Вольфганга Гете» . Институт Мизеса . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Бергер, Стефан (январь 2015 г.). Бергер, Стефан; Миллер, Алексей (ред.). «Строительство нации среди представлений о Германской империи» . Национальные империи . Академия: 247–308. дои : 10.1515/9789633860175-007 . ISBN 9789633860175 . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Тилли, Ричард (1967). «Германия: 1815–1870». В Кэмероне, Рондо (ред.). Банковское дело на ранних этапах индустриализации: исследование сравнительной экономической истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 151–182.