Имперская реформа
Имперская реформа ( лат . Reformatio imperii , нем . Reichsreform ) — название, данное неоднократным попыткам в XV и XVI веках адаптировать структуру и конституционный порядок ( Verfassungsordnung ) Священной Римской империи к требованиям раннего современного государства и дать ему единое правительство под властью императорских сословий или под верховенством императора .
Первые попытки
[ редактировать ]С 1434 по 1438 год на императорских сеймах в Эгере и Нюрнберге были предприняты первые попытки имперской реформы, частично по инициативе императора Сигизмунда , частично курфюрстами . Распри были запрещены, велись дискуссии о пересмотре прав чеканки и конвоирования ( Geleitrecht ) и административном делении Империи на имперские круги . Однако все предложения потерпели крах из-за противоположных интересов императора и имперских князей . [1]
Обе стороны стремились создать более работоспособное правительство империи, но действовали в противоположных направлениях. Император был заинтересован в усилении своего центрального контроля; князья хотели коллегиального, корпоративного руководства, в котором они могли бы участвовать. Журналы того времени, в том числе такие публикации, как Reformatio Sigismundi , показывают, что образованные классы, которые представляли небольшие территориальные владения графов и баронов ( Freiherren ), а также имперских рыцарей , а также имперские города и меньшие церковные территории, поддерживали Император имел мощное положение, поскольку оно обеспечивало лучшую защиту от требований их собственных лордов. Однако сам император, который со времен преемника Сигизмунда, Альберта II , почти всегда происходил из дома Габсбургов , обычно использовал имперскую политику только в том случае, если она служила поддержке его собственной личной базы власти внутри страны.
Реформаторские меры с 1495 г.
[ редактировать ]была предпринята попытка В 1495 году на императорском сейме в городе Вормс дать распадающейся Священной Римской империи новую структуру, обычно называемую имперской реформой. Основная идея реформы во многом основывалась на теории политического согласия между императором и имперскими государствами , разработанной Николаем Куэсом .
После падения Дома Гогенштауфенов в середине 13 века власть императоров постепенно снизилась в пользу сословий королевства , особенно принцев -курфюрстов, назначенных Золотой буллой 1356 года . Тем не менее, автономные сословия с болью осознали недостатки отсутствия централизованной власти в случае угроз и вооруженных конфликтов, таких как гуситские войны .
Максимилиан I Австрийский был избран королем римлян с 1486 года. На сейме 1495 года Максимилиан попросил представителей сословий не только внести пожертвования, но также поднять имперский налог и ввести войска для его войн против османов. на Востоке и французы в Италии. [2] Депутаты во главе с канцлером Бертольдом фон Хеннеберг-Рёмхильдом , архиепископом Майнца , в принципе согласились на уплату налога в обыкновенный пенни непосредственно Империи, но взамен поставили условия:
- Конституция имперского правительства , которая передала власть в руки князей с императором в качестве почетного председателя. Максимилиан с самого начала отверг это ограничение своей власти и не давал согласия до сейма в Аугсбурге в 1500 году, после того как штаты уступили ему свои собственные войска ландскнехтов , только для того, чтобы упразднить правительство два года спустя. [3] [4]
- Вечный общественный мир установил Империю как единый свод законов, исключающий распри как средство политики между вассалами.
- Рецепция римского права: Римское право было принято в качестве официального закона для всей Империи.
- Соответствующее учреждение Reichskammergericht ( Императорский палатный суд), верховного суда на всей территории Империи. Первоначально этот суд располагался во Франкфурте-на-Майне ; он переехал в Шпейер в 1523 году и, наконец, в Вецлар в 1693 году.
Максимилиан в целом выступал против институтов, которые ослабляли его власть, но он поддерживал Земельный мир, принятие римского права, более разумные административные процедуры, лучшее ведение учета, требования к должностям и т. д. Отвечая на предложение о том, чтобы Имперский совет (позже Рейхсполк) должен быть создан, он согласился и приветствовал участие сословий, но он один должен быть тем, кто назначал членов, а совет должен функционировать только во время его походов. Он поддерживал модернизационные реформы (которые он сам инициировал на своих австрийских землях), но также хотел связать их со своим личным контролем, прежде всего посредством постоянного налогообложения, против которого последовательно выступали сословия. В 1504 году, когда он был достаточно силен, чтобы предложить свои собственные идеи создания такого Совета, съежившиеся сословия попытались сопротивляться. Однако в самый сильный момент ему все же не удалось найти решение вопроса общего налогообложения, что впоследствии привело к катастрофам в Италии. Тем временем он исследовал потенциал Австрии как базы имперской власти и построил свое правительство в основном из чиновников, принадлежащих к низшей аристократии и бюргерам Южной Германии. [5]
Рецепция римского права
[ редактировать ]
На сейме 1495 года рецепция римского права была ускорена и формализована. Римское право имело обязательную силу в немецких судах, за исключением случаев, когда оно противоречило местным законам. [7] На практике он стал основным законом по всей Германии, в значительной степени вытеснив германское местное право, хотя германское право все еще действовало в судах низшей инстанции. [8] [9] [10] [11] Помимо желания достичь юридического единства и других факторов, принятие также подчеркнуло преемственность между Древней Римской империей и Священной Римской империей. [12] Чтобы реализовать свою решимость реформировать и унифицировать правовую систему, император часто лично вмешивался в вопросы местного законодательства, отменяя местные уставы и обычаи. Эта практика часто встречалась с иронией и презрением со стороны местных советов, которые хотели защитить свои местные кодексы. [13]
Правовая реформа серьезно ослабила древний суд Vehmic ( Vehmgericht , или Тайный трибунал Вестфалии , традиционно считалось, что он был учрежден Карлом Великим , но теперь эта теория считается маловероятной). [14] [15] ), хотя полностью он не был отменен до 1811 года (когда он был отменен по приказу Жерома Бонапарта ). [16] [17]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Учреждение в 1500 г. шести (с 1512 г.: десяти) Императорских кругов со своими окружными сеймами. Круги, первоначально задуманные как избирательные округа Имперского правительства, позволили более единообразному управлению Империей лучше обеспечивать вечный общественный мир, налогообложение и набор войск. Создание Имперских кругов было давно назревшим ответом на административное бессилие Империи на местном уровне в вопросах налогов, осуществления правосудия, обычаев, нищих, бедняков и здравоохранения (осуществляемого медицинской полицией или medizinische Полиси, который заботился о снабжении питьевой водой и защите от эпидемий). Через некоторое время они также взяли на себя ответственность за строительство трансграничных автомагистралей и дорог, а также за многие другие вопросы в цивилизационном процессе раннего Нового времени. Вольфганг Вюст полагает, что даже если некоторые аспекты остались незавершенными, формирование Имперских кругов оказало существенное влияние на развитие Европа раннего Нового времени . [18] [19]
Максимилиан отреагировал на Reichskammergericht, учредив в 1497 году одновременный Аулический совет ( Reichshofrat ). На протяжении всего современного периода Аулический совет оставался гораздо более быстрым и эффективным среди двух дворов. часто С другой стороны , Reichskammergericht раздирали вопросы, связанные с конфессиональным союзом. [2] Примерно в 1497–1498 годах в рамках своих административных реформ он реструктурировал свой Тайный совет ( Geheimer Rat ), и это решение сегодня вызывает много научных дискуссий. Помимо уравновешивания Reichskammergericht с Reichshofrat , этот акт реструктуризации, по-видимому, предполагал, что, как Вестфаль цитирует Ортлиба, «имперский правитель - независимо от существования верховного суда - оставался контактным лицом для находящихся в трудном положении субъектов в юридических спорах, а также , так что создание специального агентства для решения этих вопросов могло показаться разумным» (о чем также свидетельствует большое количество полученных им просьб). [20]
По мнению Томаса Брейди-младшего и Яна-Дирка Мюллера, наиболее важные правительственные изменения коснулись сердца режима: канцелярии. В начале правления Максимилиана Придворная канцелярия в Инсбруке конкурировала с Императорской канцелярией (которая подчинялась курфюрсту-архиепископу Майнца, старшему имперскому канцлеру). Передавая политические вопросы в Тироле, Австрии, а также имперские проблемы в Придворную канцелярию, Максимилиан постепенно централизовал ее власть. Две канцелярии были объединены в 1502 году. [21] Ян-Дирк Мюллер полагает, что эта канцелярия стала решающим государственным учреждением с 1502 года. В 1496 году император создал в Инсбруке общее казначейство ( Хофкаммер ), которое стало отвечать за все наследственные земли. Счетная палата ( Raitkammer ) в Вене была подчинена этому органу. [22] При Пауле фон Лихтенштейне Хофкамере были поручены не только дела наследственных земель, но и дела Максимилиана как немецкого короля. [23]
Максимилиан пытался провести реформу в соответствии со своей программой монархической централизации. Уэйли отмечает, что настоящая основа его имперской власти лежала в сети его союзников и клиентов, особенно в менее могущественных сословиях, которые помогли ему восстановить свои силы в 1502 году - его первые предложения по реформе в качестве короля римлян в 1486 году касались создания сети региональных союзов. По словам Уэйли, «более систематически, чем любой его предшественник, Максимилиан использовал потенциал региональных лиг и союзов для расширения имперского влияния и создания возможности имперского правительства в Рейхе». Для Империи механизмы, включающие такие региональные институты, способствовали созданию Земельной части ( Ewiger Landfriede ), провозглашенной в 1495 году, а также созданию Имперских кругов . [24] [25] ) между 1500 и 1512 годами, хотя полностью функциональными они стали лишь несколько десятилетий спустя. [26]
Швейцарская Конфедерация не приняла резолюции Имперского сейма и явно отказалась платить обыкновенный пенни , что было одним из обстоятельств, приведших к Швабской войне 1499 года и освобождению Конфедерации от имперского законодательства. Из-за упорного сопротивления нескольких штатов сбор налога был окончательно приостановлен в 1505 году.
Реформа была более или менее завершена Императорским приказом о казни 1555 года, являвшимся частью Аугсбургского мира , который регулировал более подробную информацию об обязанностях сословий Императорского круга .
Возникновение национальной политической культуры
[ редактировать ]
Максимилиан и Карл V (несмотря на то, что оба императора лично были интернационалистами [30] [31] ) были первыми, кто мобилизовал риторику Нации, прочно отождествляемой современными гуманистами с Рейхом. [32] При поддержке Максимилиана и его гуманистов культовые духовные фигуры были вновь представлены или стали заметными. Гуманисты заново открыли труд «Германия» , написанный Тацитом. По словам Питера Х. Уилсона, женская фигура Германии была заново изобретена императором как добродетельная миролюбивая Мать Священной Римской империи немецкой нации. [33] Уэйли далее предполагает, что, несмотря на более поздний религиозный раскол, «патриотические мотивы, развитые во время правления Максимилиана как самим Максимилианом, так и ответившими ему писателями-гуманистами, сформировали ядро национальной политической культуры». [34]
Правление Максимилиана также стало свидетелем постепенного появления общего немецкого языка с заметной ролью имперской канцелярии и канцелярии веттинского курфюрста Фридриха Мудрого . [35] [36] Развитие полиграфической промышленности вместе с появлением почтовой системы ( первой современной в мире). [37] ), инициированный самим Максимилианом при участии Фридриха III и Карла Смелого , привел к революции в коммуникации и позволил идеям распространиться. В отличие от ситуации в более централизованных странах, децентрализованный характер Империи затруднял цензуру. [38] [39] [40] [41]
Теренс Макинтош комментирует, что экспансионистская, агрессивная политика, проводимая Максимилианом I и Карлом V на заре возникновения немецкой нации раннего Нового времени (хотя и не для достижения целей, специфичных для немецкой нации как таковой), опиралась на немецкую рабочую силу, а также использовала устрашающие Ландскнехты и наемники повлияли на то, как соседи смотрели на немецкую политику, хотя в долгосрочном периоде Германия, как правило, жила в мире. [42]
Оценка
[ редактировать ]Цель реформы и уровень ее успеха интерпретировались по-разному в зависимости от периода и ученого.
Дункан Харди отмечает, что «самые ранние историки, занявшиеся этой темой, которые придумали и популяризировали понятие «имперской реформы» (Reicksreform), расценили ее как частичный провал с благими намерениями. Для Леопольда фон Ранке и Эриха Молитора имперская реформа была упущенная возможность: попытка навязать Империи национальную государственность сверху, вдохновленная «патриотическими» реформистскими полемистами, которая потерпела крах на партикуляристских амбициях монархии и князей, но, тем не менее, породилаВ своем влиятельном исследовании рейхсреформы 1984 года Хайнц Ангермайер придерживался менее взгляда сверху вниз, но также рассматривал реформистские инициативы как «продукт диалектики между негосударственной конституцией Империи и государством, формирующим амбиции ее составляющих властей». [43]
Совсем недавно Георг Шмидт, также связывая вопрос государственности с реформой, утверждает, что раннее современное развитие Империи было своего рода государственным образованием и что реформы 1495 года «направили Священную Римскую империю немецкой нации на путь к государственность'. [43] Другой ученый, чей подход близок к подходу Шмидта, — это Йоахим Уэйли с его работой 2012 года «Германия и Священная Римская империя». Том I: Максимилиан I к Вестфальскому миру 1493–1648 гг. Роберт фон Фридебург полагает, что Уэйли приводит множество убедительных аргументов, но есть и определенные проблемы: «Действительно, начиная с 1650-х годов, а затем, в частности, с 1740-х годов, этот рецензент обнаруживает, что попытка Уэйли преуменьшить значение проблем обращения к Империи как к «Государство» имеет возрастающую цену». [44]
По словам Барбары Столлберг-Рилингер , разные стороны реформы преследовали разные цели и имели разные стратегии. Максимилиан стремился увеличить доходы, чтобы дать отпор османам на Востоке и французам в Италии, и в то же время хотел утвердить центральную власть, и его восхождение послужило прямым стимулом для реформы. Сословия, с другой стороны, хотели убедиться, что у них есть право голоса в правительстве, если они собираются предоставить ему деньги. Бертольд фон Хеннеберг сыграл решающую роль в координации разработки законов о реформе в сейме 1491 года. Столльберг-Рилингер отмечает, что политическая платформа Хеннеберга была на удивление последовательной. Однако в конечном итоге политическая структура и ориентированные на будущее структуры, возникшие после реформы, были не продуктом тщательно разработанного плана какой-либо стороны, а результатом компромиссов по практическим вопросам. Столлберг-Рилингер отмечает, что «правление Максимилиана I заложило основу для структурной эволюции Империи в следующие триста лет». Столльберг также связывает развитие реформы с концентрацией наднациональной власти в руках Габсбургов, что проявилось в успешных династических браках Максимилиана и его потомков (и успешной защите этих земель, особенно богатых Нидерландов), а также Разработка Максимилианом революционной почтовой системы, которая помогла Габсбургам сохранить контроль над своими территориями. [45]
Дункан отмечает, что Питер Мороу присоединяется к Барбаре Столлберг-Рилингер в представлении «ускоренных изменений и консолидации внутри Империи примерно в 1495–1500 годах как прагматического ответа на усиление консолидации и взаимосвязей внутри Империи, которые, в свою очередь, были продуктом более широких сил (больших военных и финансовые требования и демографический рост, среди прочего). представлено как восстановление (воображаемых) старых добрых обычаев и порядка. Представление о том, что структурные изменения были основаны на единой программе реформ, содержащейся в трактатах и полемике пятнадцатого века, также было поставлено под сомнение». [43]
Брейди-младший отмечает, что Империя, ныне Священная Римская империя немецкой нации, обрела большинство своих институтов, которые просуществовали до ее окончательного упадка в девятнадцатом веке. [46] [47] Томас Брэди-младший полагает, что имперская реформа прошла успешно, хотя, возможно, за счет реформы церкви, отчасти потому, что Максимилиан не очень серьезно относился к религиозным вопросам. [48]
По словам Брейди-младшего, Империя после имперской реформы представляла собой политическое тело удивительного долголетия и стабильности, «в некоторых отношениях напоминавшее монархические государства западного уровня Европы, а в других — слабо интегрированные выборные государства Восточной и Центральной Европы». ." Новая корпоративная немецкая нация вместо того, чтобы просто подчиняться императору, вела с ним переговоры. [49] [50]
Вильсон связал реформу с территориальной экспансией и расширением власти Габсбургов: «Территориальная экспансия семьи совпала с кульминацией имперской реформы около 1520 года, ускорив и изменив этот процесс. Материальная власть, которая сделала династию очевидным выбором в качестве императоров, также угрожал свободам Германии. Император занял позицию с лицом Януса как правитель Империи и ее самый могущественный принц. Имперские сословия ценили сильного императора, способного дать отпор османам, и были готовы отказаться от некоторых из своих заветных свобод в пользу институтов, которые, по их мнению, могли бы это сделать. обязать Габсбургов выполнять свои имперские обязанности. Габсбурги согласились на усиление конституционных ограничений прерогатив в качестве платы за более мощную инфраструктуру для мобилизации дополнительных ресурсов имперских сословий, необходимых для удовлетворения их собственных амбиций и обязательств». [51] Он называет постреформенную империю «смешанной монархией, в которой император делил власть со все более тонкой иерархией князей, лордов и городов, известных под общим названием имперские сословия». [52] Институты и структуры, разработанные в ходе имперской реформы, в основном обслуживали немецкие земли, в то время как монархия Габсбургов «оставалась тесно переплетенной с Империей», но сознательно воздерживалась от включения в ее рамки других своих территорий. «Вместо этого они разработали свои собственные институты для управления тем, что, по сути, было параллельной династической территориальной империей, что дало им подавляющее превосходство в ресурсах, что, в свою очередь, позволило им сохранить почти непрерывный контроль над имперским титулом в течение следующих трех столетий. ." [53]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Карл Цоймер: Сборник источников по истории немецкой имперской конституции в средние века и новое время . 2-е расширенное издание. Мор, Тюбинген, 1913 год. ( Полный текст в Wikisource )
- Лоренц Вайнрих (редактор): Источники имперской реформы в позднем средневековье = De reformando regni Teutonici statu in medioaevo posterior fontes selectae . Научное книжное общество, Дармштадт, 2001 г., ISBN 3-534-06877-7 ( Избранные источники по истории Германии в средние века 39).
- Беренджер, Жан; Симпсон, Калифорния (2014). История империи Габсбургов 1273-1700 гг . Рутледж. стр. 120, 121. ISBN. 9781317895701 . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- Брэди, Томас А. младший (2009). Немецкие истории в эпоху Реформаций, 1400–1650 гг . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88909-4 .
- Столльберг-Рилингер, Барбара (11 мая 2021 г.). Священная Римская империя: Краткая история . Издательство Принстонского университета. стр. 46–53. ISBN 978-0-691-21731-4 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- Мюллер, Ян-Дирк (2003). Госман, Мартин; Аласдер, А.; Макдональд, А.; Макдональд, Аласдер Джеймс; Вандерягт, Арье Йохан (ред.). Князья и княжеская культура: 1450-1650 гг . БРИЛЛ. п. 298. ИСБН 9789004135727 . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 24 октября 2021 г.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эванс, Роберт; Уилсон, Питер (25 июля 2012 г.). Священная Римская империя, 1495-1806: европейская перспектива . Брилл. ISBN 978-90-04-22872-6 . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Столльберг-Рилингер 2021 , с. 46.
- ^ Брэди 2009 , с. 429.
- ^ Уэйли, Иоахим (24 ноября 2011 г.). Германия и Священная Римская империя: Том II: Вестфальский мир до распада Рейха, 1648–1806 гг . ОУП Оксфорд. п. 61. ИСБН 978-0-19-162822-1 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Брэди, Томас А. (27 мая 2015 г.). «Максимилиан I и имперская реформа на сейме в Вормсе, 1495 г.». Максимилиан Румесверк . стр. 31–56. дои : 10.1515/9783110351026-004 . ISBN 978-3-11-034403-5 . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Ходнет, Эндрю Артур (2018). Иностранство ландскнехтов . Государственный университет Северной Каролины. п. 81.
- ^ Бердик, Уильям Ливси (2004). Принципы римского права и их связь с современным правом . The Lawbook Exchange, Ltd., стр. 19, 20. ISBN. 978-1-58477-253-8 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Ли, Дэниел (19 февраля 2016 г.). Народный суверенитет в конституционной мысли раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета. п. 243. ИСБН 978-0-19-106244-5 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Торнхилл, Крис (24 января 2007 г.). Немецкая политическая философия: Метафизика права . Рутледж. п. 12. ISBN 978-1-134-38280-4 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Гаиври, Офир (29 июня 2017 г.). Джон Селден и западная политическая традиция . Издательство Кембриджского университета. п. 118. ИСБН 978-1-107-01134-2 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Мусуракис, Джордж (2 марта 2017 г.). Исторический и институциональный контекст римского права . Рутледж. п. 435. ИСБН 978-1-351-88840-0 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Золлер, Элизабет (2008). Введение в публичное право: сравнительное исследование . БРИЛЛ. п. 64. ИСБН 978-90-04-16147-4 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Hodnet 2018 , стр. 79–81.
- ^ Спенс, Льюис (1993). Энциклопедия оккультизма . Кенсингтонская издательская корпорация. п. 133. ИСБН 978-0-8065-1401-7 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Пэлгрейв, Фрэнсис (5 декабря 2013 г.). Собрание исторических сочинений сэра Фрэнсиса Пэлгрейва, KH Cambridge University Press. стр. XIV, 203, 204. ISBN. 978-1-107-62636-2 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Беккариа, Чезаре Маркезе ди; Беккариа, Чезаре; Стивенсон, Брайан (1 января 2008 г.). О преступлениях и наказаниях и других сочинениях . Университет Торонто Пресс. п. 133. ИСБН 978-0-8020-8990-8 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Рипли, Джордж; Дана, Чарльз Андерсон (1869). Новая американская циклопедия: популярный словарь общих знаний . Д. Эпплтон. п. 43 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Вюст, Вольфганг (2020). Франконский императорский круг: факты, вопросы и исследования (переработанное и расширенное новое издание). Святой Оттилиен. ISBN 978-3830680314 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Имперский круг Франконии - Историческое представление - Судоходство Франконии» . Frankenland-versand.de/ (на немецком языке) . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Вестфаль, Зигрид (2011). «Нужна ли Священной Римской империи новая институциональная история?». В Эвансе, RJW; Шайх, Майкл; Уилсон, Питер Х. (ред.). Священная Римская империя, 1495-1806 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 88. ИСБН 9780199602971 .
- ^ Брэди 2009 , с. 111.
- ^ Беренджер и Симпсон, 2014 , с. 132.
- ^ Мюллер 2003 , с. 298.
- ^ Трейхель, Экхардт (14 декабря 2015 г.). Организация и внутреннее устройство Германской Конфедерации 1815-1819 гг . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 1549. ИСБН 978-3-11-042400-3 . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Путтен, Джаспер Корнелис ван (6 ноября 2017 г.). Сетевая нация: картографирование немецких городов в «Космографии» Себастьяна Мюнстера . БРИЛЛ. п. 256. ИСБН 978-90-04-35396-1 . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Уэйли, Иоахим (2012). Германия и Священная Римская империя: Том I: Максимилиан I к Вестфальскому миру, 1493–1648 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 76, 77. ISBN. 978-0198731016 . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Стридер, Питер (8 мая 2017 г.). «О происхождении Дюреровских Почетных ворот императора Максимилиана» . Реклама Германского национального музея : 128–142 страницы. дои : 10.11588/azgnm.1954.0.38143 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Хирши, Каспар (8 декабря 2011 г.). Истоки национализма: альтернативная история от Древнего Рима до Германии раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН 978-1-139-50230-6 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Брандт, Беттина (2010). Германия и ее сыновья: представления нации, пола и политики в современную эпоху (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. п. 37. ИСБН 978-3-525-36710-0 . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Альберт-младший, Рабиль (11 ноября 2016 г.). Гуманизм эпохи Возрождения, Том 2: Основы, формы и наследие . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-1-5128-0576-5 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Кеведо, Франсиско де; Бриттон, РК (1 января 1989 г.). Франсиско де Кеведо: Мечты и беседы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-80034-588-1 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Уэйли 2011 , с. 278.
- ^ Уилсон 2016 , с. 263.
- ^ Уэйли, Иоахим (2009). «Уэйли на серебре, «Маркетинг Максимилиан: визуальная идеология императора Священной Римской империи» | H-Немецкий | H-Net» . Networks.h-net.org . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Теннант, Элейн К.; Джонсон, Кэрролл Б. (1985). Язык Габсбургской канцелярии в перспективе, Том 114 . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1, 3, 9. ISBN 9780520096943 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Визингер, Питер. «Развитие письменного немецкого языка с XVI по XVIII вв. под влиянием конфессий» . Журнал немецких исследований в Румынии (ZGR) (17–18 / 2000 (9-й год)): 155–162. дои : 10.1515/jbgsg-2018-0014 . S2CID 186566355 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Мейнель, Кристоф; Сак, Харальд (2014). Цифровая связь: связь, мультимедиа, безопасность . Springer Science & Business Media. п. 31. ISBN 9783642543319 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Мециг, Грегор (21 ноября 2016 г.). Коммуникация и конфронтация: дипломатия и дипломатическая миссия императора Максимилиана I (1486–1519) (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 98, 99. ISBN. 978-3-11-045673-8 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Скотт, Хэмиш М. (2015). Оксфордский справочник по истории Европы раннего Нового времени, 1350–1750 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 173. ИСБН 978-0-19-959725-3 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Хедрик, Дэниел Р. (28 декабря 2000 г.). Когда информация достигла совершеннолетия: технологии познания в эпоху разума и революции, 1700–1850 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 184. ИСБН 978-0-19-803108-6 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Уэйли 2011 , с. 370.
- ^ «H-Немецкий круглый стол по Смиту, Германия: нация в свое время до, во время и после национализма, 1500–2000 | H-Немецкий | H-Net» . network.h-net.org . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Харди, Дункан (21 августа 2018 г.). Ассоциативная политическая культура в Священной Римской империи: Верхняя Германия, 1346-1521 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-256216-6 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Фридебург, Роберт фон (2012). Германия и Священная Римская империя . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-873101-6 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Столлберг-Рилингер 2021 , стр. 46–53.
- ^ Уилсон, Питер Х. (2016b). Священная Римская империя: тысяча лет истории Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 79. ИСБН 978-0-14-195691-6 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Брэди 2009 , стр. 104–106.
- ^ Брэди 2009 , стр. 128, 129, 144.
- ^ Брэди 2009 , стр. 128, 129.
- ^ Джонсон, Лонни (1996). Центральная Европа: враги, соседи, друзья . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 9780198026075 .
- ^ Уилсон, Питер Х. (28 января 2016 г.). Священная Римская империя: тысяча лет истории Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 211. ИСБН 978-0-14-195691-6 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Уилсон 2016 , с. iv.
- ^ Уилсон 2016 , с. ii.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайнц Ангермайер: Имперская реформа. 1410–1555. Государственный вопрос в Германии в период от Средневековья до современности . Бек, Мюнхен, 1984 г., ISBN 3-406-30278-5 (Аналогично: Мюнхен, Университет, Дисс., 1954).
- Маттиас Г. Фишер: Имперская реформа и «вечный мир». О развитии феодального права в XV веке до полного запрета феодальных отношений в 1495 году . Издательство Scientia, Аален, 2007 г., ISBN 978-3-511-02854-1 ( Исследования по истории государства и права Германии, новый эпизод 35). Аналогично: Göttingen, Univ., Diss., 2002.
- Герман Хаймпель: Исследования церковной и имперской реформы в 15 веке. Зима, Гейдельберг, 1974 год. ISBN 3-533-02338-9 ( Отчеты о заседаниях Гейдельбергской академии наук, философско-исторический класс, 1974, 1).
- Виктор фон Краус: Нюрнбергский императорский полк. Становление и упадок. 15.00–15.02. Часть конституционной истории Германии времен Максимилиана. Представлено на основе архивных источников . Вагнер, Инсбрук, 1883 г. (перепечатка: Scientia-Verlag, Аален, 1969 г.).
- Карл-Фридрих Кригер: король, империя и имперская реформа в позднем средневековье . 2-е исправленное издание. Ольденбург, Мюнхен, 2005 г., ISBN 3-486-57670-4 ( Энциклопедия истории Германии 14). Содержит обширную библиографию.