Вемический суд
Суды Vehmic , Vehmgericht , святой vehme или просто Vehm , также пишется Feme , Vehmegericht , Fehmgericht , [1] — это названия, данные трибунальной системе Вестфалии в Германии , действовавшей в позднее Средневековье и основанной на братской организации народных заседателей, называемых «свободными судьями» ( нем . Freischöffen или француз . francs-juges ). [2] Первоначальное местонахождение судов было в Дортмунде . Разбирательства иногда были тайными, что приводило к альтернативным названиям «тайных судов» ( нем . heimliches Gericht ), «тихих судов» ( нем . Stillgericht ) или «запрещенных судов» ( нем . verbotene Gerichte ). После приведения в исполнение смертного приговора труп мог быть повешен на дереве, чтобы рекламировать этот факт и отпугивать других.
Пик активности этих судов пришелся на 14-15 века, меньшая активность наблюдалась в 13-м и 16-м веках, а отдельные свидетельства, подтверждающие их дальнейшее существование в 17-18 веках. [ нужна ссылка ] Окончательно они были отменены по приказу Жерома Бонапарта , короля Вестфалии, в 1811 году. [3]
Вемические суды были региональными судами Вестфалии, которые, в свою очередь, были основаны на окружных судах Франконии . Они получили свою юрисдикцию от императора Священной Римской империи , от которого они также получили право выносить смертную казнь ( нем . Blutgericht ), которую они исполняли от его имени. Повсюду власть над жизнью и смертью, первоначально принадлежавшая только Императору, была узурпирована территориальной знатью; только в Вестфалии, называемой «Красной Землей», поскольку здесь все еще действовал имперский Blutbann (юрисдикция над жизнью и смертью), смертные приговоры выносились и приводились в исполнение судами Vehmic только от имени императора. [4]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение этого термина неясно, но, похоже, он пришел в средневерхненемецкий язык из средненижненемецкого языка . Слово vëme впервые появляется в средневерхненемецкой литературе XIII века как существительное со значением «наказание». В документе, датированном 1251 годом, есть ссылка illud occultum judicium, quod vulgariter vehma seu vridinch appellari consuevit. («Это скрытое правосудие, которое в обиходе обычно называют вехма или вридинч ».)Общее значение слова «наказание» не связано со специальными судами Вестфалии, которые первоначально назывались просто «судами наказания». Но когда это слово проникло в южногерманские диалекты через Саксонию и Вестфалию, значение этого слова в раннем современном немецком языке стало напрямую связано с деятельностью этих судов.
Якоб Гримм считал, что это слово по происхождению идентично одноименному слову, обозначающему выращивание свиней на лесных пастбищах ( Хутевальд ), точно так же, как более привычное немецкое Zucht может означать и разведение, и дисциплину. [5] Гримм считает написание с h неэтимологическим, несмотря на его раннее появление в некоторых документах 13-го века, и выдвигает гипотезу о «потерянном корне» « fëmen », связанном с древнескандинавским fimr и предполагающем готское « fiman, fam, femun? ».
В период романтизма XVIII-XIX веков предпринимались различные ошибочные попытки объяснить этот неясный термин или возвысить его до статуса пережитка языческой древности, над которыми высмеивалась запись Гримма в его Deutsches Wörterbuch . [6] Этимология, предложенная Джеймсом Скином в 1824 году, происходит от Baumgericht (букв. «Закон дерева»), предположительно остатка языческого «лесного закона» Дикой охоты и языческих тайных обществ. [7]
Источник
[ редактировать ]Вестфальские суды Vehmic развились из средневековых «свободных судов» ( Freigerichte ), которые имели юрисдикцию в пределах «свободного графства» ( нем . Freigrafschaft ). В результате имперской реформы Священной Римской империи XIV века ( Золотая булла 1356 года ) ландграфства утратили большую часть своей власти, а Freigerichte исчезли, за исключением Вестфалии, где они сохранили свою власть и превратились в Vehmics. суд.
Местом суда Vehmic ( нем . Freistuhl ) был сначала Дортмунд , на площади между двумя липами , одна из которых была известна как Femelinde . С ростом влияния Кельна в 15 веке резиденция была перенесена в Арнсберг в 1437 году.
Членство и процедура
[ редактировать ]Заседания часто проводились тайно, отсюда и названия «тайный суд» ( нем . heimliches Gericht ), «тихий суд» ( нем . Stillgericht ) и т. д. Посещение секретных заседаний запрещалось непосвященным под страхом смерти. что привело к названию «запретных судов» ( нем . verbotene Gerichte ). Председатель ( нем . Stuhlherr ) председательствовал в суде, а народные заседатели ( нем . Freischöffen ) выносили решения. Суд также представлял собой Священный Орден . [8]
Любой свободный человек «чистокровного немецкого происхождения» [8] и с хорошим характером мог бы стать судьей. Новому кандидату были вручены секретная информация и опознавательные знаки. «Знающий» ( нем . Wissende ) должен был хранить свои знания в тайне даже от ближайшей семьи («vor Weib und Kind, vor Sand und Wind»). Народные заседатели должны были делать официальные предупреждения известным нарушителям спокойствия, выдавать ордера и принимать участие в казнях.
Организация Fehme была тщательно продуманной. Центр каждой юрисдикции назывался «свободным местом» ( нем . Freistuhl ), а его главой или председателем ( нем . Stuhlherr ) часто был светский или духовный князь, иногда гражданская община, архиепископ Кельна верховным главой которой был . все ( нем . Oberssttuhlherren ). Фактическим председателем двора был «свободный граф» ( нем . Freigraf ), выбранный пожизненно Штульгерром из числа фрайшёффенов , составлявших большую группу посвященных. Из них самым низким рангом были Fronboten или Freifronen , которым было поручено поддерживать порядок в судах и выполнять приказы Freigraf . Огромное развитие Fehme объясняется привилегиями Freischöffen ; ибо они не подчинялись никакой юрисдикции, кроме юрисдикции Вестфальских судов: независимо от того, были ли они обвиняемыми или обвинителями, они имели доступ к секретным заседаниям и участвовали в дискуссиях общего капитула относительно политики общества. Вначале они поклялись поддерживать Феме со всеми своими полномочиями охранять его тайны и представлять на суд трибунала все, что находится в пределах его компетенции и что они могут обнаружить. Затем их посвятили в тайные знаки, по которым участники узнавали друг друга, и подарили веревку и нож, на которых были выгравированы мистические буквы SSGG, предположительно означающие Stein, Strick, Gras, grün (камень, веревка, трава). , зеленый). [3]
, Местом проведения заседаний был Фрайштуль обычно представлявший собой холм или другое известное и доступное место. Freigraf (судьи) занимали скамью, перед которой и Schöffen стоял стол с мечом и веревкой на нем. Суд проводился днем, и, если заседание не было объявлено тайным, в него допускались все свободные люди, независимо от того, были ли они инициированы или нет. Обвинение было в старой немецкой форме; но только Freischöffe мог выступать в качестве обвинителя. Если преступление подпадало под юрисдикцию суда, то есть каралось смертной казнью, обвиняемому выдавалась повестка с печатью Freigraf . Обычно его не вручали лично, а прибивали к двери или к какому-нибудь удобному месту, где он обязательно должен был пройти. Согласно старому саксонскому закону, была предоставлена отсрочка в шесть недель и три дня, и вызов был повторен трижды. Если обвиняемый являлся, обвинитель излагал дело, и следствие продолжалось допросом свидетелей, как в обычном суде. Решение было приведено в исполнение на месте, если это было возможно. [3]
Тайный суд, благодаря процедуре которого все учреждение приобрело дурную репутацию, был закрыт для всех, кроме посвященных, хотя их было так много, что обеспечивалась квазигласность; любой, кто не был членом, при обнаружении был немедленно предан смерти, и присутствовавшие члены были обязаны под тем же наказанием не разглашать, что произошло. Под его юрисдикцию подпадали преступления тяжкого характера, особенно те, которые считались непригодными для обычного судебного расследования, такие как ересь и колдовство, равно как и апелляции лиц, осужденных в открытых судах, а также дела, рассматриваемые теми трибуналами, в которых обвиняемый не явился. Обвиняемый, если он был его членом, мог оправдать себя своей собственной клятвой, если только он не раскрыл секреты Феме . Если бы он был одним из непосвященных, ему необходимо было привести свидетелей своей невиновности из числа посвященных, число которых варьировалось в зависимости от числа на стороне обвинителя, но двадцать один в пользу невиновности обязательно обеспечивал бы оправдание. . Единственным наказанием, которое мог применить тайный суд, была смерть. Если обвиняемый появлялся, приговор немедленно приводился в исполнение; если он не появлялся, об этом быстро сообщали всему обществу, и Фрейшоффе , который первым встретил осужденного, должен был казнить его. Обычно это делалось через повешение, причем виселицей служило ближайшее дерево. Рядом с трупом оставили нож с мистическими буквами, чтобы показать, что деяние не было убийством. [3]
Это было заявлено [ кем? ] что в некоторых случаях осужденных отпускали на свободу с отсрочкой на несколько часов, а затем выслеживали и казнили. Репутация «Феме » и ее охват были настолько устрашающими, что многие из них, освобожденные таким образом, покончили жизнь самоубийством, вместо того чтобы отсрочить неизбежное. Эта практика могла быть пережитком древнегерманской правовой концепции вне закона ( Acht ).
Легенды и романтика объединились, чтобы преувеличить зловещую репутацию дворов фемов; но современные исторические исследования во многом игнорируют это, доказывая, что они никогда не применяли пыток, что их заседания лишь иногда были тайными и что места их встреч всегда были хорошо известны. [4]
Распространение судов Vehmic
[ редактировать ]Система хоть и древняя, но получила более широкое распространение только после раздела герцогства Саксонского после падения Генриха Льва , когда во главе его поставил себя архиепископ Кёльна Энгельберт II Бергский (также герцог Вестфалии с 1180 года). фемы как представителя императора.Затем организация быстро распространилась. Право на членство имел каждый свободный человек, рожденный в законном браке, не отлученный от церкви и не объявленный вне закона. [3]
Принцы и дворяне были посвящены; а в 1429 году даже сам император Сигизмунд стал «истинным и настоящим Freischöffe Священной Римской империи». [3] В ратуше вестфальского города Зост хранится рукопись , состоящая из оригинального документа Регламента Vehmic суда вместе с иллюстрациями.
К середине XIV века эти Freischöffen (лат. scabini ), заклятые соратники Феме, тысячами были разбросаны по всей Германии, известные друг другу по тайным знакам и паролям, и все они поклялись служить по вызову тайных судов и исполнять их решения. [3]
Упадок и роспуск судов
[ редактировать ]То, что организация такого характера изжила себя и привела к невыносимым злоупотреблениям, таким как коррупция , было неизбежным; с середины пятнадцатого века поднимались протесты против чудовищных размеров суда. [9]
С ростом власти территориальных суверенов и постепенным улучшением обычного процесса правосудия функции фемических судов были заменены. По решению императора Максимилиана и других немецких князей в XVI веке они были снова ограничены Вестфалией, и здесь они также были переданы под юрисдикцию обычных судов и, наконец, ограничились простыми полицейскими обязанностями. Однако с этими функциями, но со старыми формами, давно лишенными своей впечатляющей силы, они дожили до XIX века. Окончательно они были упразднены по приказу Жерома Бонапарта , короля Вестфалии, в 1811 году. Последний фрайграф умер в 1835 году. [3]
Современное использование термина
[ редактировать ]После закрытия судов Vehmic этот термин приобрел оттенок правления мафии и линчевания . В современном немецком языке написание Feme наиболее распространено . Другие варианты форм: Fehme, Feime, Veme. Глагол verfemen используется в настоящее время и означает «изгнать остракизм», то есть по общественному мнению, а не по формальному судебному разбирательству. Производное от этого существительное — Verfemter «преступник, подвергшийся остракизму человек».
В лекции 1856 года Карл Маркс использовал суды Фемиков как метафору для описания своих предсказаний рабочей революции, которая охватит Европу. [10]
В условиях политических беспорядков ранней немецкой Веймарской республики после Первой мировой войны средства массовой информации часто использовали термин Fememord для обозначения политических убийств правых, например, убийства еврейских политиков, таких как Курт Эйснер (1919 г.) или Вальтер Ратенау (1922 г.) . ) и других политиков, включая Матиаса Эрцбергера (1921), правыми группами, такими как Организация Консул . В 1926 году комиссия 27-го рейхстага официально разграничила распространённую в то время Fememorde от политического убийства, поскольку убийство по определению совершалось против открытых политических оппонентов, тогда как Fememorde была формой смертельной мести, совершаемой бывшим или нынешним членам организации, которой они стали. предатель. Это определение также можно найти в распространенной псевдоархаичной аллитерирующей фразе правых «Verräter verfallen der Feme!» («Предатели будут подвергнуты остракизму!», то есть убиты), как это часто цитировалось на протяжении 1920-х годов в сообщениях средств массовой информации о жестоких актах мести среди немецких правых. [11] [12] [13]
Суды Vehmic в художественной литературе
[ редактировать ]Суды Фемиков играют ключевую роль в романе Анна Гейрштайнская , или Девушка тумана», « сэра Вальтера Скотта в котором Арчибальд фон Хагенбах, губернатор герцога Бургундского в Бризахе (Швейцария), осужден и казнен Vehmgericht. Скотт черпал вдохновение из Гете пьесы « Гетц фон Берлихинген» , которую он неправильно перевел. Первая опера Гектора Берлиоза , Les francs-juges , была вдохновлена представлением Скотта о судах Vehmic. Хотя произведение так и не было поставлено, увертюра сохранилась как концертное произведение. На самом первом концерте творчества Берлиоза 26 мая 1828 года увертюра была исполнена вместе с увертюрой Opus 1 Waverley , что еще раз свидетельствует о долге Берлиоза перед художественной литературой Скотта. Увертюра «Les francs-juges» позже стала фирменной мелодией «Лицом к лицу» , ранней серии британских телевизионных интервью, представленных Джоном Фрименом .
В Уильяма Мейкписа Теккерея « романе Ярмарка тщеславия » «Была ли Ребекка виновна или нет?» Верховный суд прислуги высказался против нее.
Персонаж Дороти Л. Сэйерс романа «Убийство должно рекламироваться» появляется на костюмированной вечеринке как член Vehmgericht, что позволяет ему носить костюм с капюшоном, чтобы скрыть свою личность. Люди в костюмах Femgericht также появляются в новелле Артура Шницлера 1926 года «История снов» .
В Фрица Ланга местные « М» преступники неназванного города (вероятно, Берлина) ловят убийцу детей и устраивают суд над линчевателями.
В Иллюминатусе! В трилогии суды Вемиков упоминаются как связанные с нацистскими коммандос Вервольфами , а также с Иллюминатами .
В «Этюд в багровых тонах романе » о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла газетная статья упоминает Vehmgericht, заявляя, что черты недавней смерти схожи с убийствами, совершенными этой организацией.
Vehmgericht также появляется в качестве антагонистов в романе 1899 года «Сильная рука» , действие которого происходит в Священной Римской империи британско-канадского писателя Роберта Барра .
В романе Джеффа Тейлора 1966 года «Суд чести » рассказывается о возрождении Феме немецким офицером и Мартином Борманом в последние дни Третьего рейха.
В 3-м сезоне 12-й серии «Черного списка» под названием «Вем» рассказывается о группе линчевателей, использующих средневековые методы пыток для убийства педофилов и лиц, занимающихся отмыванием денег.
Историческая фантастика Джека Майера 2015 года «Перед небесным судом » изображает Феме и «феме-правосудие» как часть заговора крайне правых, направленного на свержение веймарской демократии в Германии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фемические суды ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 236–237. Эта работа, в свою очередь, цитирует:
- П. Виганд, Femgericht Вестфалия (Хамм, 1825 г., 2-е изд., Галле, 1893 г.)
- Л. Тросс, собрание странных документов по истории Femgerichte (Ганновер, 1826 г.)
- Ф. П. Усенер, Свободные и тайные суды Вестфалии (Франкфорт, 1832 г.)
- К. Г. фон Вехтер, вклад в историю Германии, особенно в немецкое уголовное право (Тюбинген, 1845 г.)
- О. Опекуны, фем-суды и процессы над ведьмами в Германии (Штутгарт, 1882 г.)
- Т. Линднер, Женщина (Мюнстер и Падерборн, 1888 г.)
- Ф. Тудичум, Femgericht и инквизиция (Гиссен, 1889 г.)
- Т. Линднер, Предполагаемое происхождение Femgerichte от инквизиции (Падерборн, 1890 г.) Этот источник опровергает теорию Т. Линдера относительно происхождения Fehme.
- К.М. Лангмайер: Где я могу найти свои права? Ульрих Эрхарт против монастыря, герцога и имперского города: «бедняк» в колесах правосудия Баварский вклад в отдаленную юрисдикцию Вестфалии в XV веке. В: Westfälische Zeitschrift 170, 2020 37–68.
- Дальманн и Вайц, Квелленкунде (Лейпциг, 1906), с. 401; также дополнительный том. (1907), с. 78. Списки работ по отдельным аспектам.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в - Дараул, Аркон , История тайных обществ , Лондон, Тандем, 1965. Имеет главу о Священном Веме; среди прочего, здесь описана практика «Свободна как птица».
- Эта статья (или более ранняя версия) содержит текст из общедоступного «Справочника для читателей Брюэра» , опубликованного в 1898 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ OED, sv Vehmgericht .
- ^ История свободных кузнецов (12-е изд.). 2012. с. 11. ISBN 9781778035708 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , стр. 236–237.
- ^ от привлечения потоков разведения nutritio, disciplina, castigatio, poena, точно так же, как фермер ведет свой скот на откорм, так и правонарушитель попадает в темницу или на смерть и подвергается наказанию. ( Немецкий словарь )
- ^ KLOPSTOCK 9, 322. 10, 258. 316 даже есть старый. disir (испорченные струями ), превращенные в «богинь фемы», неправильная интерпретация стоит плохих форм. Сколько писателей XVIII века? обращались со Святой Феме самым худшим образом.
- ^ стр. 179 «Волшебные алфавиты» Найджел Пенник ISBN 0-87728-747-3
- ^ Перейти обратно: а б Макколл, Эндрю Средневековый преступный мир Sutton Publishing (2004), стр. 110
- ^ Макколл, Эндрю Средневековый преступный мир Sutton Publishing (2004), стр. 111
- ^ «Если на доме видели красный крест, люди знали, что его владелец был обречен Вемом. Все дома Европы теперь отмечены загадочным красным крестом. История — судья, а ее палач — пролетарий». Цитируется в книге Роберта К. Такера « Философия и миф у Карла Маркса» (2001, Transaction Publishers). ISBN 9781412830805 , с. 15.
- ^ Гумбель, Эмиль Юлиус (1919). «Предатели падают на расстоянии»: жертвы, убийцы, судьи, 1919-1929 , Берлин: Малик-Верлаг
- ^ Тухольский, Курт (1930). Э. Дж. Гумбель, Бертольд Якоб, Эрнст Фальк, «Предатели падают на расстоянии» , Die Weltbühne на вышеупомянутую книгу Гумбеля (современная рецензия Курта Тухольского )
- ^ Хофманн, Ульрика К. (2000). «Предатели падают на расстоянии!» Убийства женщин в Баварии в 1920-е годы , Кёльн: Бёлау
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новая энциклопедия Кольера . 1921. .