Jump to content

Немецкое искусство

Позднеготический Мариеналтар работы Тильмана Рименшнейдера , 1505-1508, Херрготскирхе, Креглинген

Немецкое искусство имеет давнюю и выдающуюся традицию в изобразительном искусстве , от самых ранних известных произведений фигуративного искусства до современных произведений современного искусства .

Германия объединилась в единое государство только с 19-го века, и определение ее границ было чрезвычайно трудным и болезненным процессом. В более ранние периоды немецкое искусство часто эффективно включало в себя произведения, созданные в немецкоязычных регионах, включая Австрию , Эльзас и большую часть Швейцарии , а также в основном немецкоязычных городах или регионах к востоку от современных границ Германии.

Хотя с точки зрения англоязычного мира немецкое искусство, как правило, игнорируется по сравнению с вкладом Италии и Франции, оно сыграло решающую роль в развитии западного искусства , особенно кельтского искусства , искусства Каролингов и искусства Оттона . С развитием романского искусства Франция и Италия начали лидировать в развитии до конца Средневековья , но производство все более богатой Германии оставалось очень важным.

Немецкий Ренессанс развивался в направлениях, совершенно противоположных итальянскому Ренессансу , и первоначально в нем доминировала центральная фигура Альбрехта Дюрера и раннее немецкое господство в печати. Заключительная фаза Возрождения, северный маньеризм , была сосредоточена на окраинах немецких земель, во Фландрии и имперской столице Праге , но, особенно в архитектуре, немецкое барокко и рококо с энтузиазмом подхватили эти импортированные стили. Немецкое происхождение романтизма не привело к столь же центральному положению в изобразительном искусстве, но участие Германии во многих широко модернистских движениях после краха академического искусства становится все более важным.

Предыстория до поздней античности

[ редактировать ]
Венера Холе-Фельса , 42 000–40 000 лет назад, старейшее известное фигуративное произведение искусства (истинная высота 6 см (2,4 дюйма))

Территория современной Германии богата находками доисторического искусства , в том числе Венеры Холе-Фельс , найденной в Швабских Альпах . Похоже, это самый старый бесспорный пример искусства верхнего палеолита и фигуративной скульптуры человеческого тела в целом, датируемый более чем 42 000 лет назад, который был обнаружен только в 2008 году; [1] [2] [3] более известная Венера Виллендорфская (24–22 000 лет назад) происходит недалеко от австрийской границы. Впечатляющие находки бронзового века золотых шляп сосредоточены в Германии, как и «центральная» форма культуры полей урн и культуры Гальштата .

Реконструкция могилы вождя Хохдорфа , Штутгарт

В железном веке «кельтская» культура Ла Тена была сосредоточена в Западной Германии и Восточной Франции, а Германия произвела множество крупных находок кельтского искусства, таких как элитные захоронения в Райнхайме и Хохдорфе , а также оппиды, города- такие как Глауберг , Манхинг и Хойнебург . [ нужна ссылка ]

После длительных войн Римская империя установила свои границы в Германии с Limes Germanicus, включив в себя большую часть юга и запада современной Германии. Немецкие провинции производили искусство в провинциальных версиях римского стиля, но центры там, как и на Рейне во Франции, были крупными производителями прекрасной древнеримской керамики , экспортируемой по всей Империи. [ нужна ссылка ] Райнцаберн был одним из крупнейших, который был хорошо раскопан и имеет специальный музей. [4]

Нероманизированные районы позднего римского периода подпадают под искусство периода миграции , отличающееся изделиями из металла, особенно ювелирными изделиями (самые большие произведения, по-видимому, в основном носили мужчины). [ нужна ссылка ]

Средний возраст

[ редактировать ]

Каролингское искусство

[ редактировать ]
Инкрустированная драгоценными камнями обложка Золотого кодекса Святого Эммерама , 870 г.

Немецкое средневековое искусство действительно начинается с Франкской империи ( Карла Великого ум. 814), первого государства, которое управляло подавляющим большинством современной территории Германии, а также Францией и большей частью Италии. Искусство Каролингов ограничивалось относительно небольшим количеством предметов, созданных для двора и ряда императорских аббатств, которые они спонсировали, но оказало огромное влияние на искусство позднего Средневековья по всей Европе. Наиболее распространенным типом сохранившихся объектов является освещенная рукопись ; настенные росписи, очевидно, были обычным явлением, но, как и здания, в которых они располагались, почти все исчезли. Раньше центры освещения располагались на территории современной Франции, но позже Мец в Лотарингии и аббатство Сен-Галль в современной Швейцарии с ними стали конкурировать и Сакраментарий Дрого Псалтирь Фольхарда . . Среди рукописей, которые они создали, - [5]

Каролингов Ни одна монументальная скульптура не сохранилась, хотя, пожалуй, самым важным покровительством Карла Великого был заказ на создание золотой фигуры Христа на распятии в натуральную величину для своей Палатинской капеллы в Аахене ; это известно только из литературных ссылок и, вероятно, представляло собой золотую фольгу вокруг деревянной основы, вероятно, смоделированной слоем левкаса , как более поздняя и довольно смятая Золотая Мадонна Эссена . В раннехристианском искусстве прочно ассоциировали их не было монументальных скульптур религиозных деятелей в отличие от правителей, поскольку отцы церкви с культовыми идолами древнеримской религии . Византийское искусство и современное восточно-православное религиозное искусство сохранили этот запрет и по сей день, но западное искусство, очевидно, под решающим влиянием примера Карла Великого отказалось от него. Круг Карла Великого хотел возродить славу классического стиля, который они знали главным образом в его позднеантичной форме, а также конкурировать с византийским искусством , в котором им, по-видимому, помогли художники-беженцы из конвульсий позднеантичного периода. Византийское иконоборчество . Поскольку сам Карл Великий, похоже, не очень интересовался изобразительным искусством, его политическое соперничество с Византийской империей , поддерживаемое папством , возможно, способствовало сильной проимиджевой позиции, выраженной в Libri Carolini , в которой изложена позиция по изображения, с небольшими изменениями хранившиеся в Западной церкви до конца Средневековья и далее. [6]

Оттоновское искусство

[ редактировать ]
Бамбергский апокалипсис школы Оттона достигает монументальности в Райхенау небольшом масштабе. 1000–1020.

При следующей династии Оттонов , чья основная территория больше приближалась к современной Германии, Австрии и немецкоязычной Швейцарии, оттоновское искусство было в основном продуктом крупных монастырей, особенно Райхенау , который был ведущим западным художественным центром во второй половине XIX века. 10 век. Стиль Райхенау использует упрощенные и узорчатые формы для создания сильно выразительных образов, далеких от классических устремлений каролингского искусства и с нетерпением ждущих романского стиля. Деревянный Крест Геро 965–970 годов в Кельнском соборе является одновременно старейшим и лучшим распятием раннего средневековья, почти в натуральную величину; историки искусства не хотели доверять записям с датой, пока они не были подтверждены дендрохронологией в 1976 году. [7] Как и в остальной Европе, работа по металлу по-прежнему оставалась самым престижным видом искусства, в таких произведениях, как украшенный драгоценными камнями Крест Лотаря , созданный около 1000 лет, вероятно, в Кельне . [ нужна ссылка ]

Романская резьба из Мария Лах . аббатства

Романское искусство

[ редактировать ]

Романское искусство было первым художественным движением, охватившим всю Западную Европу , хотя и с региональными разновидностями. Германия была центральной частью движения, хотя в немецкой романской архитектуре скульптура использовалась гораздо меньше, чем во Франции. С ростом процветания в городах по всей Германии строились огромные церкви, причем уже не только в тех, которым покровительствовал императорский круг. [8]

Готическое искусство

[ редактировать ]

Французы изобрели готический стиль , а Германия не спешила его перенимать, но как только это произошло, немцы сделали его своим и продолжали использовать его еще долго после того, как остальная Европа отказалась от него. По словам Анри Фокийона , готика позволила немецкому искусству «впервые определить некоторые аспекты его природного гения — энергичную и выразительную концепцию жизни и формы, в которой театральная показная показуха смешивалась с неистовой эмоциональной откровенностью». [9] Бамбергский всадник 1330-х годов в Бамбергском соборе — старейшая большая стоящая каменная конная статуя постантичного периода; больше средневековых княжеских гробниц В Германии сохранилось , чем во Франции или Англии. В романских и раннеготических церквях были настенные росписи в местных версиях международных стилей, имена художников из которых известны лишь немногим. [10]

Три неразумные девы , Магдебургский собор , ок. 1250

Двор императора Священной Римской империи , находившийся тогда в Праге , сыграл важную роль в формировании международного готического стиля в конце 14 века. [11] Этот стиль был распространен в богатых городах Северной Германии такими художниками, как Конрад фон Зост в Вестфалии , Мейстер Бертрам в Гамбурге , а затем Стефан Лохнер в Кельне . Гамбург был одним из городов Ганзейского союза , когда союз находился на пике своего процветания. На смену Бертраму в городе пришли такие художники, как Мастер Франке , Мастер Мальхинского алтаря , Ганс Борнеманн , Хинрик Фунхоф и Вильм Дедеке, дожившие до периода Возрождения. Ганзейские художники рисовали заказы для балтийских городов в Скандинавии и современных стран Балтии на востоке. На юге Мастер Бамбергского алтаря — первый значительный художник, базирующийся в Нюрнберге , в то время как Мастер Хайлигенкройца , а затем Михаэль Пахер работал в Австрии. [ нужна ссылка ]

Как и в мастерской Пахера, мастерская Бернта Нотке , художника из ганзейского города Любек , расписывала алтари или вырезала их во все более сложном стиле расписки и позолоты, используемом в качестве каркасов или альтернатив расписным панелям. Южногерманская деревянная скульптура сыграла важную роль в разработке новых предметов, которые отражали интенсивно эмоциональную религиозную жизнь, поощряемую движениями позднесредневекового католицизма, такими как немецкий мистицизм . Они часто известны на английском языке как andachtsbilder (религиозные изображения) и включают Пьету , Задумчивого Христа , Человека Скорби , Арма Кристи , Покров Вероники , отрубленную голову Иоанна Крестителя и Деву Скорби , многие из которых будут распространяться по всей Европе и остаются популярными до эпохи барокко, а в популярных религиозных образах и за ее пределами. Действительно, «Позднее готическое барокко» — это термин, который иногда используется для описания чрезмерно украшенного и эмоционального искусства 15-го века, прежде всего в Германии. [12]

Мартин Шонгауэр , работавший в Эльзасе во второй половине 15-го века, был кульминацией позднеготической немецкой живописи, обладая утонченным и гармоничным стилем, но он все больше тратил свое время на создание гравюр, для которых были созданы национальные и международные каналы распространения. развивалось, так что его гравюры были известны в Италии и других странах. Его предшественниками были Мастер игральных карт и Мастер ES , оба также из региона Верхнего Рейна. [13] Немецкий консерватизм проявляется в позднем использовании золотого фона, который многие художники все еще использовали вплоть до 15 века. [14]

Живопись и гравюры эпохи Возрождения

[ редактировать ]
Алтарь Хеллера , Альбрехт Дюрер

Понятие Северного Возрождения или немецкого Возрождения несколько сбивает с толку из-за продолжения использования тщательно продуманного готического орнамента вплоть до XVI века, даже в произведениях, которые, несомненно, относятся к эпохе Возрождения в своем обращении с человеческой фигурой и другими аспектами. Классический орнамент не имел большого исторического резонанса на большей части территории Германии, но в других отношениях Германия очень быстро последовала за развитием событий, особенно в принятии печати подвижным шрифтом — немецкого изобретения, которое в течение нескольких десятилетий оставалось почти немецкой монополией и впервые было представлено большинству Европы , включая Францию ​​и Италию, немцами. [ нужна ссылка ]

Эстамп и Дюрер

[ редактировать ]
Меланхолия I , 1514 г., гравюра Альбрехта Дюрера.

Гравюра методом ксилографии , гравюра , изобретенная Даниэлем Хопфером , и гравюра (возможно, еще одно немецкое изобретение) уже были более развиты в Германии и Нидерландах, чем где-либо еще, и немцы взяли на себя инициативу в разработке книжных иллюстраций, как правило, сравнительно невысокого художественного уровня. стандартный, но его можно увидеть по всей Европе, причем ксилографии часто сдаются в аренду типографиям изданий в других городах или на других языках. Величайший художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер начал свою карьеру учеником ведущей мастерской в ​​Нюрнберге Михаэля Вольгемута , который в значительной степени отказался от своей живописи, чтобы использовать новую среду. Дюрер работал над самой экстравагантно иллюстрированной книгой того периода, « Нюрнбергскими хрониками» , изданной его крестным отцом Антоном Кобергером , крупнейшим в Европе типографским издательством того времени. [15]

После завершения ученичества в 1490 году Дюрер четыре года путешествовал по Германии и несколько месяцев по Италии, прежде чем основать собственную мастерскую в Нюрнберге. Он быстро прославился на всю Европу своими энергичными и сбалансированными гравюрами и гравюрами на дереве, а также живописью. Несмотря на сохранение отчетливо немецкого стиля, его работы демонстрируют сильное итальянское влияние и часто воспринимаются как начало немецкого Возрождения в изобразительном искусстве, которое в течение следующих сорока лет заменило Нидерланды и Францию ​​как область, производящую величайшие инновации в Северной Европе. Европейское искусство. Дюрер поддерживал Мартина Лютера , но продолжал создавать Мадонн и другие католические образы, а также рисовать портреты лидеров обеих сторон нарождающегося раскола протестантской Реформации . [15]

Распятие Грюневальда , центральная панель Изенгеймского алтаря работы Матиаса

Дюрер умер в 1528 году, прежде чем стало ясно, что раскол Реформации стал постоянным, но его ученики следующего поколения не смогли избежать принятия чьей-либо стороны. Большинство ведущих немецких художников стали протестантами, но это лишило их возможности писать большинство религиозных произведений, которые раньше составляли основу дохода художников. Мартин Лютер возражал против многих католических образов, но не против самих образов, а Лукас Кранах Старший , близкий друг Лютера, написал ряд «лютеранских алтарей», в основном изображающих Тайную вечерю , некоторые с портретами ведущих протестантов. богословы как Двенадцать Апостолов . Эта фаза лютеранского искусства завершилась до 1550 года, вероятно, под более яростным аниконическим влиянием кальвинизма , и религиозные произведения для всеобщего обозрения практически перестали производиться в протестантских регионах. Вероятно, во многом из-за этого развитие немецкого искусства практически прекратилось примерно к 1550 году, но в предыдущие десятилетия немецкие художники были очень плодотворны в разработке альтернативных сюжетов, чтобы заполнить пробел в своих книгах заказов. Лукас Кранах Младший , помимо портретов, разработал формат тонких вертикальных портретов провокационных обнаженных тел с классическими или библейскими названиями. [16]

Несколько вне этих событий находится Маттиас Грюневальд , который оставил очень мало работ, но чей шедевр, его Изенгеймский алтарь (завершен в 1515 году), широко считается величайшей картиной немецкого Возрождения с тех пор, как он был восстановлен до критического внимания в 19 веке. Это чрезвычайно эмоциональное произведение, которое продолжает немецкую готическую традицию безудержного жеста и выражения, используя композиционные принципы эпохи Возрождения, но все в самой готической форме — многокрылом триптихе . [17]

Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480–1538), пейзаж Дуная близ Регенсбурга ок. 1528 год, один из самых ранних чистых западных пейзажей, из Дунайской школы на юге Германии.

Дунайская школа и северный маньеризм

[ редактировать ]

Дунайская школа — название кружка художников первой трети XVI века в Баварии и Австрии, включавшего Альбрехта Альтдорфера , Вольфа Хубера и Августина Хиршфогеля . Под руководством Альтдорфера школа создала первые образцы независимого ландшафтного искусства на Западе (почти через 1000 лет после Китая) как в картинах, так и в гравюрах. [18] Их религиозные картины имели экспрессионистский стиль, чем-то похожий на стиль Грюневальда. Ученики Дюрера Ганс Бургкмайр и Ханс Бальдунг Грин работали в основном над гравюрами, причем Бальдунг развивал актуальную тему ведьм в ряде загадочных гравюр. [19]

Дармштадтская Мадонна с донорскими портретами , картина маслом Ганса Гольбейна Младшего , [20] на ковре Гольбейна , 1525–26 и 1528. Масло, темпера на липе, Вюрта Коллекция , Швебиш-Халль .

Ганс Гольбейн Старший и его брат Сигизмунд Гольбейн писали религиозные произведения в стиле поздней готики. Ганс Старший был пионером и лидером в преобразовании немецкого искусства от готики к стилю Возрождения. Его сын, Ганс Гольбейн Младший, был выдающимся художником-портретистом и несколькими религиозными произведениями, работавшим в основном в Англии и Швейцарии. Гольбейна Хорошо известная серия небольших гравюр на дереве «Пляска смерти» относится к работам Маленьких мастеров , группы гравюр, которые специализировались на очень маленьких и очень подробных гравюрах для буржуазных коллекционеров, включая множество эротических сюжетов. [21]

За выдающимися достижениями первой половины XVI века последовало несколько десятилетий с примечательным отсутствием примечательного немецкого искусства, за исключением совершенных портретов, которые никогда не могли соперничать с достижениями Гольбейна или Дюрера. Следующие значительные немецкие художники работали в довольно искусственном стиле северного маньеризма , которому им пришлось учиться в Италии или Фландрии. Ганс фон Аахен и нидерландец Бартоломеус Шпрангер были ведущими художниками при императорских дворах в Вене и Праге, а продуктивная семья нидерландских граверов Саделер разъехалась по Германии, среди других графств. [22] Этот стиль был продолжен для другого поколения Бартоломеусом Штробелем , примером немецкого художника, родившегося и работавшего в Силезии , на территории сегодняшней Польши , пока он не эмигрировал, спасаясь от Тридцатилетней войны , и не стал художником при польском дворе. Адам Эльсхаймер , самый влиятельный немецкий художник 17 века, всю свою зрелую карьеру провел в Италии, где начал с работы у другого эмигранта Ганса Роттенхаммера . Оба создали высококлассные кабинетные картины , в основном на меди, на классические темы и пейзажный фон. [ нужна ссылка ]

Скульптура готики и ренессанса

[ редактировать ]
Фарфоровые фигурки Мейсена, ок. 1740 , 1744, 1735 гг., модель Иоганна Иоахима Кендлера.

В католических частях Южной Германии готическая традиция резьбы по дереву продолжала процветать до конца 18 века, адаптируясь к изменениям стиля на протяжении веков. Фейт Штосс (ум. 1533), Тильман Рименшнейдер (ум. 1531) и Петер Вишер Старший (ум. 1529) были современниками Дюрера, и их долгая карьера охватывала переходный период между готикой и эпохой Возрождения, хотя их орнамент часто оставался готическим даже после того, как их композиции стали отражать принципы Возрождения. [23]

Два с половиной столетия спустя Иоганн Йозеф Кристиан и Игнац Гюнтер были ведущими мастерами периода позднего барокко, оба умерли в конце 1770-х годов, всего за десять лет до Французской революции . Жизненно важным элементом эффекта немецких интерьеров в стиле барокко были работы школы Вессобраннера , более позднего термина для лепников конца 17 и 18 веков. Еще одним проявлением немецкого скульптурного искусства был фарфор ; Самый известный моделист — Иоганн Иоахим Кендлер с мейсенской фабрики в Дрездене, но лучшую работу Франца Антона Бустелли для Нимфенбургской фарфоровой мануфактуры в Мюнхене часто считают величайшим достижением фарфора XVIII века. [24]

Живопись 17-19 веков.

[ редактировать ]

Барокко, Рококо и Неоклассицизм

[ редактировать ]
Падение Фаэтона автора Иоганн Лисс
Готлиб Шик , жена Котты , 1802 г.

Живопись в стиле барокко пришла в Германию медленно, примерно до 1650 года, но однажды она, похоже, хорошо соответствовала немецкому вкусу. В периоды барокко и рококо немецкое искусство создавало в основном произведения, производные от разработок других стран, хотя активно действовало множество квалифицированных художников в различных жанрах. Этот период остается малоизвестным за пределами Германии, и хотя он «никогда не претендовал на звание одной из великих школ живописи», пренебрежение им со стороны ненемецкой истории искусства остается поразительным. [25] Многие выдающиеся иностранные художники некоторое время работали в Германии на принцев, в том числе Бернардо Беллотто в Дрездене и других местах, а также Джанбаттиста Тьеполо три года рисовал Вюрцбургскую резиденцию , который вместе со своим сыном . Многие немецкие художники работали за границей, в том числе Иоганн Лисс , работавший в основном в Венеции , Иоахим фон Сандрарт и Людольф Бакхуизен , ведущий художник-маринист последних лет голландской живописи Золотого века . В конце 18 века портретист Генрих Фюгер и его ученик Иоганн Петер Краффт , чьи самые известные работы — три большие фрески в Хофбурге , оба переехали в Вену в качестве студентов и остались там. [26]

Неоклассицизм , зародившийся во многом благодаря трудам Иоганна Иоахима Винкельмана , появляется в Германии скорее, чем во Франции, у Антона Рафаэля Менгса (1728–79), датского художника Асмуса Якоба Карстенса (1754–98) и скульптора Готфрида. Шадов (1764–1850). Менгс был одним из самых уважаемых художников своего времени, работая в Риме, Мадриде и других местах, и нашел ранний неоклассический стиль, который сейчас кажется довольно изнеженным, хотя его портреты более эффективны. Короткая карьера Карстенса была бурной и беспокойной, оставив за собой след незавершенных работ, но благодаря ученикам и друзьям, таким как Готлиб Шик , Йозеф Антон Кох и Бонавентура Дженелли , он стал более влиятельным. [27] Кох родился в горах австрийского Тироля и стал ведущим континентальным художником- пейзажистом , сосредоточившись на горных пейзажах, несмотря на то, что большую часть своей карьеры провел в Риме. [ нужна ссылка ]

Даниэль Ходовецкий родился в Данциге и, по крайней мере, частично идентифицировал себя как поляк, хотя говорил только по-немецки и по-французски. Его картины и сотни гравюр, книжные иллюстрации и политические карикатуры представляют собой бесценный визуальный отчет о повседневной жизни и все более сложном менталитете Германии эпохи Просвещения и ее зарождающегося национализма . [28] Уроженец Швейцарии Антон Графф был плодовитым портретистом в Дрездене, рисовал литературных деятелей и придворных. была Семейная династия Тишбейнов солидными универсалами, которые охватывали большую часть 18-го века между собой, как и семья Зик , первоначально в основном художники потолков в стиле барокко, которые все еще действовали в 20-м веке в лице иллюстратора Александра Зика . [29] Оба брата Асам , а также Иоганн Баптист Циммерман и его брат смогли вместе обеспечить полный комплекс услуг по заказам церквей и дворцов, спроектировав здание и выполнив лепнину и настенные росписи. Совокупный эффект всех элементов этих зданий в Южной Германии, Австрии и Богемии , особенно их интерьеров, представляет собой одну из наиболее полных и крайних реализаций стремления барокко ошеломить зрителя «сияющим сказочным миром дворянского жилища». или «предвкушение славы Рая» в случае церквей. [30]

Самой ранней немецкой академией была Академия искусств, основанная в Берлине в 1696 году, и в течение следующих двух столетий ряд других городов создали свои собственные учреждения параллельно с развитием других европейских стран. В Германии неопределенный рынок искусства в стране, разделенной на множество мелких государств, означал, что выдающиеся немецкие художники по сей день с большей вероятностью соглашались на преподавательские должности в академиях и учреждениях, пришедших им на смену, чем их эквиваленты в Англии или Франции. . В целом немецкие академии навязывали определенный стиль менее жестко, чем долгое время это было в Париже, Лондоне, Москве или где-либо еще. [ нужна ссылка ]

Пишу об искусстве

[ редактировать ]
Антон фон Марон , Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана , 1768 год.

В период Просвещения немецкие писатели стали ведущими теоретиками и критиками искусства во главе с Иоганном Иоахимом Винкельманом , который превозносил древнегреческое искусство и, несмотря на то, что никогда не посещал Грецию и фактически не видел многих древнегреческих статуй, изложил анализ, различающий основные периоды древнегреческого искусства. Греческое искусство и его связь с более широкими историческими движениями. Работы Винкельмана ознаменовали вхождение истории искусства в высокофилософский дискурс немецкой культуры; его жадно читали Гете и Фридрих Шиллер , оба из которых начали писать по истории искусства, и его рассказ о Группе Лаокоона вызвал отклик у Лессинга . Гете пытался стать художником, и его пейзажные зарисовки показывают «случайные вспышки эмоций в присутствии природы, которые в тот период были совершенно изолированными». [31]

Появление искусства как основного предмета философских спекуляций было закреплено появлением Иммануила Канта » «Критики суждения в 1790 году и получило дальнейшее развитие в Гегеля » «Лекциях по эстетике . В следующем столетии немецкие университеты первыми начали преподавать историю искусств как академический предмет, начиная с лидирующей позиции, которую Германия (и Австрия) занимали в изучении истории искусства до тех пор, пока в период нацизма ученые не были рассредоточены за границей. Иоганн Готфрид Гердер отстаивал то, что он определил в готике и Дюрере как специфически германские стили, начав спор о подходящих моделях для немецкого художника против так называемой «тирании Греции над Германией», которая продлилась почти два столетия. [32]

Романтизм и назаряне

[ редактировать ]
Каспар Давид Фридрих , Странник над морем тумана (1818)

Немецкий романтизм стал свидетелем возрождения инноваций и самобытности в немецком искусстве. За пределами Германии только Каспар Давид Фридрих хорошо известен , но был ряд художников с очень индивидуальным стилем, в частности Филипп Отто Рунге , который, как и Фридрих, обучался в Копенгагенской академии и был забыт после его смерти до возрождения в 20 веке. . Фридрих почти полностью писал пейзажи с характерным северным настроением и всегда с ощущением квазирелигиозной тишины. Часто его фигуры видны сзади – они как будто зритель теряются в созерцании пейзажа. [33] Портреты Рунге, в основном принадлежащие его кругу, натуралистичны, за исключением его детей с огромными лицами, но другие работы за его короткую карьеру все больше отражали визионерский пантеизм . [34] Адриана Людвига Рихтера в основном помнят по его портретам, а Карл Вильгельм Кольбе был чисто офортистом (а также филологом ), на поздних гравюрах которого изображены фигуры, почти поглощенные гигантской растительностью. [35]

Иоганн Фридрих Овербек из движения Назарянина , Италия и Германия

Движение Назарянина , чеканка насмешливого критика, обозначает группу немецких художников-романтиков начала XIX века, которые стремились возродить честность и духовность в христианском искусстве. Основной мотивацией назареев была реакция на неоклассицизм и рутинное художественное образование в академической системе. Они надеялись вернуться к искусству, воплощающему духовные ценности, и искали вдохновения у художников позднего средневековья и раннего Возрождения, отвергая то, что они считали поверхностной виртуозностью позднего искусства. Их программа мало чем отличалась от программы английского Братства прерафаэлитов 1850-х годов, хотя основная группа дошла до того, что стала носить специальную псевдосредневековую одежду. В 1810 году Иоганн Фридрих Овербек , Франц Пфорр , Людвиг Фогель и швейцарец Иоганн Конрад Хоттингер переехали в Рим , где заняли заброшенный монастырь Сан-Исидоро. К ним присоединились Филипп Файт , Петер фон Корнелиус , Юлиус Шнорр фон Карольсфельд , Фридрих Вильгельм Шадов и небольшая группа других немецких художников. Они встретились с австрийским художником-романтиком-пейзажистом Йозефом Антоном Кохом (1768–1839), который стал неофициальным наставником группы. В 1827 году к ним присоединились Йозеф фон Фюрих и Эберхард Вехтер позже были связаны с группой. В отличие от сильной поддержки прерафаэлитов со стороны доминирующего искусствоведа того времени Джона Рёскина , Гете пренебрежительно относился к назарянам: «Это первый случай в истории искусства, когда настоящие таланты вздумали сформировать себя. назад, отступив в утробу матери, и таким образом открыли новую эпоху в искусстве». [36]

возглавляемая Назарянином Шадовым, сыном скульптора, Дюссельдорфская школа, представляла собой группу художников, которые писали в основном пейзажи и учились или находились под влиянием Дюссельдорфской академии , основанной в 1767 году. Влияние академии росло в 1830-х и 1840-х годах. , и в нем было много американских студентов, некоторые из которых стали связаны со Школой реки Гудзон . [37]

Семья художника Карла Бегаса , 1808 год, прославляет домашний уют в бидермейер . стиле

Натурализм и не только

[ редактировать ]

Бидермейер относится к стилю в литературе, музыке, изобразительном искусстве и дизайне интерьера в период между окончанием наполеоновских войн в 1815 году и революцией 1848 года. Искусство бидермейера привлекало процветающий средний класс своим подробным, но полированным реализмом , часто прославляющим домашние добродетели и стали доминировать над французскими аристократическими вкусами, а также над стремлениями романтизма. Карл Шпицвег был ведущим немецким художником в этом стиле. [38] Циммербильд или « портрет » пустой комнаты стал популярной формой.

Франц Штук (1873) Грех ( Грех )

Во второй половине XIX века возник ряд стилей, параллельных тенденциям в других европейских странах, хотя отсутствие доминирующей столицы, вероятно, способствовало еще большему разнообразию стилей, чем в других странах. [39]

Адольф Менцель пользовался огромной популярностью как среди немецкой публики, так и среди чиновников; на его похоронах Вильгельма II за его гробом шел немецкий император. Он драматизировал прошлые и современные Пруссии военные успехи как в картинах, так и в блестящих гравюрах на дереве, иллюстрирующих книги, однако его домашние темы интимны и трогательны. Он следил за развитием раннего импрессионизма , чтобы создать стиль, который он использовал для изображения великих общественных мероприятий, среди других предметов, таких как его стена в студии . Карл фон Пилоти был ведущим академическим художником исторических предметов во второй половине века, преподававшим в Мюнхене ; среди его наиболее известных учеников были Ганс Макарт , Франц фон Ленбах , Франц Дефреггер , Габриэль фон Макс и Эдуард фон Грюцнер . Термин «Мюнхенская школа» используется как в немецкой , так и в греческой живописи такие греки, как Георгиос Якобидес . после того, как у него учились [ нужна ссылка ] Самым влиятельным учеником Пилоти был Вильгельм Лейбль. Будучи главой так называемого Лейбл-кружка, неформальной группы художников с неакадемическим подходом к искусству, он оказал большое влияние на реализм в Германии. [40]

Дом Эрнста Людвига в Дармштадтской колонии художников , Дармштадт , Германия , автор Йозеф Мария Ольбрих (1900)

Берлинский Сецессион был группой, основанной в 1898 году художниками, в том числе Максом Либерманом , который широко разделял художественный подход Мане и французских импрессионистов , и Ловисом Коринтом, который тогда еще писал в натуралистическом стиле. Группа просуществовала до 1930-х годов, несмотря на расколы, а ее регулярные выставки помогли дать начало следующим двум поколениям берлинских художников, не навязывая при этом определенного стиля. [41] Ближе к концу века бенедиктинская художественная школа Бёрона разработала стиль, в основном для религиозных фресок, в довольно приглушенных тонах, с средневековым интересом к узорам, заимствованным из Ле Наби , и в некотором смысле предвосхищающим модерн или модерн ( «Молодежный стиль»), как его называют в немецком языке. [42] Франц фон Штук и Макс Клингер — ведущие немецкие художники -символисты . [ нужна ссылка ]

Экспрессионизм и Баухаус

[ редактировать ]
Rehe im Walde Косуля в лесу»), Франц Марк , 1914 год.

Даже в большей степени, чем в других странах, немецкое искусство в начале 20-го века развивалось через ряд свободных групп и движений, многие из которых охватывали также и другие художественные средства, и часто с конкретным политическим элементом, как в случае с Arbeitsrat für Kunst и October Group . обе образовались в 1918 году. В 1922 году «Ноябрьская группа», «Дрезденский сецессион», «Das Junge Rheinland» и несколько других прогрессивных групп сформировали «Картель передовых художественных групп в Германии» (Kartell fortschrittlicher Künstlergruppen в Германии), стремясь получить известность. [43]

Die Brücke («Мост») была одной из двух групп немецких художников, основополагающих экспрессионизму , другая — группа Der Blaue Reiter . Die Brücke — группа немецких художников-экспрессионистов, образованная в Дрездене в 1905 году студентами-архитекторами, которые хотели стать художниками: Фрицем Блейлем (1880–1966), Эрихом Хеккелем (1883–1970), Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880–1938) и Карлом Шмидтом. -Ротлафф (1884–1976), к которому позже присоединились Макс Пехштейн и другие. [44] Печально известный индивидуалист Эмиль Нольде (1867–1956) некоторое время был членом Die Brücke, но имел разногласия с более молодыми членами группы. «Ди Брюке» переехали в Берлин в 1911 году, где в конечном итоге распались в 1913 году. Возможно, их самым важным вкладом было повторное открытие гравюры на дереве как действенного средства оригинального художественного выражения. [ нужна ссылка ]

Der Blaue Reiter («Синий всадник») образовался в Мюнхене , Германия, в 1911 году. Василий Кандинский , Франц Марк , Август Маке , Алексей фон Явленский , Марианна фон Веревкин и другие основали группу в ответ на отказ от картины Кандинского «Страшный суд» от выставка Neue Künstlervereinigung — еще одной группы художников, членом которой был Кандинский. Название Der Blaue Reiter произошло от увлечения Марка лошадьми и любви Кандинского к синему цвету. Для Кандинского синий — это цвет духовности: чем темнее синий, тем больше он пробуждает в человеке стремление к вечному (см. его книгу 1911 года «О духовном в искусстве»). Кандинский также дал название картине «Синий всадник» (см. иллюстрацию) в 1903 году. [45] Интенсивная скульптура и гравюра Кете Кольвиц находились под сильным влиянием экспрессионизма , который также стал отправной точкой для молодых художников, которые впоследствии присоединились к другим тенденциям в движениях начала 20 века. [46]

Die Brücke и Der Blaue Reiter были примерами тенденции немецкого искусства начала 20-го века быть «честным, прямым и духовно вовлеченным». [47] Однако разница в том, как две группы попытались это сделать, была показательна. Художники «Синего всадника» были менее ориентированы на интенсивное выражение эмоций и больше на теорию — тенденция, которая привела Кандинского к чистой абстракции. И все же важны были духовные и символические свойства абстрактной формы. Поэтому в абстракциях Кандинского были утопические тона: «Перед нами эпоха сознательного творчества, и этот новый дух в живописи идет рука об руку с мыслями к эпохе большей духовности». [48] Die Brücke также имел утопические тенденции, но воспринимал средневековую ремесленную гильдию как модель совместной работы, которая могла бы улучшить общество: «Каждый, кто с прямотой и достоверностью передает то, что побуждает его к творчеству, принадлежит нам». [49] Баухаус . также разделял эти утопические взгляды, стремясь объединить изобразительное и прикладное искусство ( Gesamtkunstwerk ) с целью создания лучшего общества [ нужна ссылка ]

Веймарский период; Дада и не только

[ редактировать ]
Сделано в Германии ( нем . Никто не может нам подражать ), автор Джордж Гросс , нарисовано пером 1919 г., фотолитография 1920 г.
Ханна Хёх , Разрезание кухонным ножом в последнюю эпоху веймарской культуры пивного живота в Германии , 1919, коллаж из наклеенной бумаги, 90×144 см, Национальная галерея, Государственные музеи Берлина

Важнейшей особенностью немецкого искусства начала 20 в. до 1933 г. был бум производства произведений искусства гротескного стиля . [50] [51] Среди художников, использовавших сатирико - гротескный жанр, были Джордж Гросс , Отто Дикс и Макс Бекманн , по крайней мере, в своих работах 1920-х годов. Дадаизм в Германии, ведущими практиками которого были Курт Швиттерс и Ханна Хёх , был сосредоточен в Берлине, где он имел тенденцию быть более политически ориентированным, чем группы Дада в других местах. [52] Они внесли важный вклад в развитие коллажа как средства политического комментария: позже Швиттерс разработал свое «Мерцбау» , предшественника искусства инсталляции. [52] Дикс и Гросс также были связаны с группой берлинского дадаизма. Макс Эрнст возглавлял группу дадаистов в Кёльне, где он также практиковал коллаж, но с большим интересом к готическому фэнтези, чем к откровенному политическому содержанию — это ускорило его переход в сюрреализм , ведущим немецким практиком которого он стал. [53] Уроженец Швейцарии Пауль Клее , Лионель Файнингер и другие экспериментировали с кубизмом . [ нужна ссылка ]

Новая объективность , или Neue Sachlichkeit (новая прозаичность), — художественное движение, возникшее в Германии в 1920-е годы как результат экспрессионизма и в оппозицию ему. Таким образом, он является постэкспрессионистским и применяется к произведениям изобразительного искусства, а также к литературе, музыке и архитектуре. В нем описываются урезанный, упрощенный стиль строительства Баухауза и поселения Вайсенхоф , проекты городского планирования и государственного жилищного строительства Бруно Таута и Эрнста Мэя , а также индустриализация домашнего хозяйства, типичным примером которой является франкфуртская кухня . Гросс и Дикс были ведущими фигурами, образуя «веристскую» сторону движения вместе с Бекманом и Кристианом Шадом , Рудольфом Шлихтером , Георгом Шольцем (в его ранних работах), Эльфридой Лозе-Вехтлер и Карлом Хуббухом . Другая тенденция иногда называется магическим реализмом , и включала Антона Редершайдта , Георга Шримпфа , Александра Канольдта и Карла Гроссберга . В отличие от некоторых других группировок, Neue Sachlichkeit никогда не была формальной группой, а ее художники были связаны с другими группами; термин был изобретен сочувствующим куратором, а «Магический реализм» - искусствоведом. [54]

Plakatstil , «стиль плаката» на немецком языке, был ранним стилем дизайна плакатов , который зародился в начале 20 века с использованием жирных прямых шрифтов с очень простым дизайном, в отличие от плакатов в стиле модерн . Люциан Бернхард был ведущей фигурой. [ нужна ссылка ]

Искусство в Третьем Рейхе

[ редактировать ]

Нацистский режим запретил современное искусство , которое они осудили как дегенеративное искусство (от немецкого: entartete Kunst). Согласно нацистской идеологии, современное искусство отклонялось от предписанных норм классической красоты . Хотя период с 1920-х по 1940-е годы считается периодом расцвета движений современного искусства, существовали противоречивые националистические движения, которые возмущались абстрактным искусством, и Германия не была исключением. Немецких художников-авангардистов теперь называли врагами государства и угрозой немецкой нации. Многие уехали в изгнание, и относительно немногие вернулись после Второй мировой войны. Дикс был одним из тех, кто остался, будучи призванным в фольксштурма ополчение ; Пехштейн держал голову опущенной в сельской местности Померании . Нольде тоже остался, тайно создавая свои «ненаписанные картины» после того, как ему запретили рисовать. Бекман, Эрнст, Гросс, Фейнингер и другие уехали в Америку, Клее — в Швейцарию, где он умер. Киршнер покончил жизнь самоубийством. [55]

В июле 1937 года нацисты организовали в Мюнхене полемическую выставку под названием Entartete Kunst Дегенеративное искусство »). Впоследствии он посетил еще одиннадцать городов Германии и Австрии. Выставка была задумана как официальное осуждение современного искусства и включала более 650 картин, скульптур, гравюр и книг из коллекций тридцати двух немецких музеев. Наибольшее количество представленных картин было представлено экспрессионизму, зародившемуся в Германии. Одновременно с большим зрелищем нацисты представили Grosse deutsche Kunstausstellung (Великую выставку немецкого искусства) в роскошном Haus der deutschen Kunst (Доме немецкого искусства). На этой выставке были представлены работы официально признанных художников, таких как Арно Брекер и Адольф Виссель . К концу четырех месяцев Entartete Kunst привлекла более двух миллионов посетителей, что почти в три с половиной раза больше, чем количество посетителей, посетивших близлежащий Grosse deutsche Kunstausstellung . [56]

Искусство после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Неоэкспрессионизм, Рихтер и социалистический реализм

[ редактировать ]
Вальтер Вомакка , Наша жизнь , мозаика в стиле соцреализма из Восточного Берлина , 1964 год.
Карл-Маркс-Аллее

Тенденции послевоенного искусства в Германии можно в общих чертах разделить на социалистический реализм в ГДР (коммунистической Восточной Германии ), а в Западной Германии - множество в основном международных движений, включая неоэкспрессионизм и концептуализм . [ нужна ссылка ]

Йозеф Бойс в своей вездесущей шляпе читает лекцию о своей теории социальной скульптуры , 1978 год.

Известный социалистический реализм включает или включал Вальтера Вомакку , Вилли Зитте , Вернера Тюбке и Бернхарда Хейзига .

Герхард Рихтер ок. 1970 год, фотография Лотара Воллеха.

Среди особенно известных неоэкспрессионистов - Георг Базелиц , Ансельм Кифер , Йорг Иммендорф , А. Р. Пенк , Маркус Люперц , Питер Роберт Кейл и Райнер Феттинг . Другие известные художники, работающие с традиционными медиа или образными образами, включают Мартина Киппенбергера , Герхарда Рихтера , Зигмара Польке и Нео Рауха . [ нужна ссылка ]

Ведущие немецкие художники-концептуалисты включают Бернда и Хиллу Бехер , Ханне Дарбовен , Ханса-Петера Фельдманна , Ганса Хааке и Шарлотту Посененске . [57]

Х.А. Шульт, Trash People , выставка в Кёльне

Перформанс, хеппенинги, видеоарт и Йозеф Бойс

[ редактировать ]

Художник -перформанс , скульптор и теоретик Йозеф Бойс был, пожалуй, самым влиятельным немецким художником конца 20 века. [58] Его главным вкладом в теорию было расширение Gesamtkunstwerk, включив в него все общество, что выражено в его знаменитом высказывании «Каждый — художник». Эта расширенная концепция искусства, известная как социальная скульптура , определяет все, что творчески способствует обществу, как художественное по своей природе. Формы, которые это принимало в его творчестве, варьировались от богато метафорических, почти шаманских представлений, основанных на его личной мифологии (« Как объяснить картинки мертвому зайцу» , «Мне нравится Америка» и «Америка меня любит »), до более прямых и утилитарных выражений, таких как «7000 дубов» и «Америка любит меня». его деятельность в партии зеленых . [ нужна ссылка ]

Известными своими событиями являются Х.А. Шульт и Вольф Фостелл. Вольф Фостелл также известен своими ранними инсталляциями на телевидении. Его первые телевизионные инсталляции « Цикл Черная комната» 1958 года были показаны в Вуппертале в галерее «Парнас» в 1963 году, а его инсталляция «6 TV Dé-coll/age» была показана в галерее Смолина. [59] в Нью-Йорке также в 1963 году. [60] [61]

В состав художественной группы Gruppe SPUR входили: Лотар Фишер (1933–2004), Хеймрад Прем (1934–1978), Ханс-Петер Циммер (1936–1992) и Гельмут Штурм (1932). Художники ШПУР впервые встретились в Академии изящных искусств в Мюнхене и, прежде чем поссориться с ними, были связаны с Ситуационистским Интернационалом . Другие группы включают Юнге Уайльде конца 1970-х - начала 1980-х годов. [ нужна ссылка ]

Documenta (так в оригинале) — крупная выставка современного искусства, проводимая в Касселе каждые пять лет (2007, 2012...), Art Cologne — ежегодная художественная ярмарка, опять же в основном для современного искусства, а Transmediale — ежегодный фестиваль искусства и цифровых технологий. культуры, проходивший в Берлине. [ нужна ссылка ]

Среди других современных немецких художников - Джонатан Мезе , Даниэль Рихтер , Альберт Олен , Маркус Олен , Розмари Трокель , Андреас Гурски , Томас Рафф , Блинки Палермо , Ханс-Юрген Шликер , Гюнтер Юкер , Арис Калаизис , Катарина Фрич , Фриц Швеглер и Томас Шютте . [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Статуэтка Венеры проливает свет на происхождение искусства древних людей Los Angeles Times , 14 мая 2009 г., по состоянию на 11 декабря 2009 г.
  2. ^ «Опыт археологии — миссия Ледниковый период | История и открытия SWR» . Ютуб . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
  3. ^ " "Это, должно быть, женщина" - женские изображения из Холе Фельса датируются 40 000 лет назад..." Университет Тюбингена. 22 июля 2016. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.
  4. ^ Музей Terra Sigillata Rheinzabern (на немецком языке)
  5. ^ См. Хинкс повсюду, главы 1 Бекуита и 3–4 Додвелла.
  6. Додуэлл, 32 года, в Libri Carolini.
  7. ^ Беквит, Глава 2
  8. ^ Беквит, Глава 3
  9. ^ Фосийон, 106
  10. ^ Додуэлл, Глава 7
  11. Леви, 24–7, 37 и пассим, Снайдер, Глава II.
  12. ^ Снайдер, 308
  13. ^ Снайдер, Главы IV (художники до 1425 г.), VII (художники до 1500 г.), XIV (граверы) и XV (скульптура).
  14. ^ Фосийон, 178–181.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бартрум (2002)
  16. ^ Снайдер, Часть III, Гл. XIX о Кранахе, Лютере и др.
  17. ^ Снайдер, Ч. XVII
  18. ^ Вуд, 9 — это главная тема всей книги.
  19. ^ Снайдер, Ч. XVII, Бардрум, 1995 г.
  20. ^ «BBC — Темные искусства: Гольбейн и двор Генриха VIII» . Би-би-си . Проверено 30 декабря 2021 г.
  21. ^ Снайдер, Ч. XX о Гольбейнах, Бартрум (1995), 221–237 о гравюрах Гольбейна, 99–129 о Маленьких мастерах.
  22. ^ Тревор-Ропер, Леви
  23. ^ Снайдер, 298–311.
  24. ^ Сэвидж, 156
  25. ^ Гриффитс и Кэри, 24 года (цитата), и Шайер, 9 лет (с 1960 года, но точка зрения остается в силе)
  26. ^ Новотный, 62–65.
  27. ^ Новотный, 49–59.
  28. Гриффитс и Кэри, 50–68, Новотный, 60–62.
  29. ^ Новотный, 60.
  30. ^ Гомбрих, 352–357; цитаты со стр. 355 и 357
  31. ^ Новотный, 78 (цитата); и см. указатель Винкельмана и т. д.
  32. Риторическая фраза была придумана или популяризирована: Батлер, Элиза М. , «Тирания Греции над Германией: исследование влияния греческого искусства и поэзии на великих немецких писателей того времени».восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков »(Cambridge Univ. Press, Лондон, 1935).
  33. ^ Новотный, 95–101.
  34. ^ Новотный, 106–112.
  35. ^ Гриффитс и Кэри, 112–122.
  36. ^ Гриффитс и Кэри, 24–25 и пассим , цитата со стр. 24
  37. ^ Джон К. Ховат: Американский рай: мир школы реки Гудзон, S. 311
  38. ^ Дойл, Маргарет, в Энциклопедии эпохи романтизма, 1760–1850, Том 1 ,ред. Кристофер Джон Мюррей, с. 89, Тейлор и Фрэнсис, 2004 г. ISBN   1-57958-361-X , книги Google
  39. ^ Гамильтон, 180
  40. ^ Вильгельм Лейбл. Искусство видеть, Кунстхаус Цюрих, 2019 г.
  41. ^ Гамильтон, 181–184, более поздние упоминания см. в указателе.
  42. ^ Гамильтон, 113
  43. ^ Крокетт, Деннис (1999). Немецкий постэкспрессионизм: искусство великого беспорядка 1918–1924 гг . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 76. ISBN   0271043164 .
  44. ^ Гамильтон, 197–204, и Хонор и Флеминг, 569–576.
  45. ^ Хонор и Флеминг, 569–576, и Гамильтон, 215–221.
  46. ^ Гамильтон, 189–191.
  47. ^ Хантер, Якобус и Уиллер (2000), с. 113
  48. ^ квартал. Хантер и др., с. 118
  49. ^ Из Манифеста Die Brücke, qtd Hunter et al p. 113
  50. ^ Эсти Шейнберг (2000) Ирония, сатира, пародия и гротеск в музыке Дмитрия Шостаковича , стр. 248–9, ISBN   978-0-7546-0226-2
  51. ^ Памела Корт (2004) Comic Grotesque , Prestel Publishing ISBN   978-3-7913-3195-9
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хантер, Якобус и Уиллер (2000), стр. 173–77.
  53. ^ Гамильтон, 473–478
  54. ^ Гамильтон, 478–479
  55. ^ «Биография, искусство и анализ произведений Эрнста Людвига Кирхнера» . Проверено 29 сентября 2015 г.
  56. ^ Гамильтон, 486–487
  57. ^ Марзона, Дэниел. (2005) Концептуальное искусство. Кёльн: Сумки. Различные страницы
  58. Moma Focus , получено 16 декабря 2009 г.
  59. ^ Рольф Ведевер. Вольф Фостелл. Ретроспектива, 1992, ISBN   3-925520-44-9
  60. ^ Вольф Фостелл, Cycle Black Room , 1958, инсталляция с телевизором
  61. ^ Вольф Фостелл, 6 TV Dé-coll/возраст , 1963, инсталляция с телевизором
  • Бартрум, Джулия (1995); Немецкие гравюры эпохи Возрождения, 1490–1550 гг .; Британское музейное издательство, 1995, ISBN   0-7141-2604-7
  • Бартрум, Джулия (2002), Альбрехт Дюрер и его наследие: графические работы художника эпохи Возрождения , British Museum Press, 2002, ISBN   978-0-7141-2633-3
  • Беквит, Джон. Искусство раннего средневековья: Каролинги, Оттон, романский стиль , Темза и Гудзон, 1964 (ред. 1969), ISBN   0-500-20019-X
  • Кларк, сэр Кеннет , «Пейзаж в искусстве» , 1949, ссылки на страницы издания Penguin 1961 года.
  • Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN   0-300-06493-4
  • Фосийон, Анри , Искусство Запада в средние века, Том II, Готическое искусство , Phaidon/Oxford University Press, 3-е изд, 1980, ISBN   0-7148-2100-4
  • Гомбрих, Э.Х. , История искусства , Файдон, 13-е изд. 1982. ISBN   0-7148-1841-0
  • Госсман, Лайонел , Создание романтической иконы: религиозный контекст книги Фридриха Овербека «Италия и Германия». Американское философское общество, 2007. ISBN   0-87169-975-3 . [1]
  • Гриффитс, Энтони и Кэри, Фрэнсис; Немецкая гравюра в эпоху Гете , 1994, British Museum Press, ISBN   0-7141-1659-9
  • Гамильтон, Джордж Херд, Живопись и скульптура в Европе, 1880–1940 (История искусства пеликанов), издательство Йельского университета, переработанное 3-е изд. 1983 год ISBN   0-14-056129-3
  • Харбисон, Крейг. Искусство Северного Возрождения , 1995, Вайденфельд и Николсон, ISBN   0-297-83512-2
  • Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства, 1-е изд. Издания 1982 года и более поздние, Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984 года, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN   0-333-37185-2
  • Хантер, Сэм ; Джон Якобус, Дэниел Уиллер (2000) Современное искусство: живопись, скульптура, архитектура . Нью-Йорк: Прентис Холл и Гарри Н. Абрамс
  • Китцингер, Эрнст , Искусство раннего средневековья в Британском музее , (1940) 2-е изд., 1955, Британский музей
  • Майкл Леви , Картина при дворе , Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1971 г.
  • Новотный, Фриц , Живопись и скульптура в Европе, 1780–1880 (История искусства пеликанов), Издательство Йельского университета, 2-е изд. 1971 год ISBN   0-14-056120-X
  • Джордж Сэвидж, Фарфор сквозь века , Пингвин, (2-е изд.), 1963 г.
  • Шульц, Эллен (ред.). Искусство готики и ренессанса в Нюрнберге , 1986, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, ISBN   978-0-87099-466-1
  • Шайер, Эрнст, Живопись в стиле барокко в Германии и Австрии: пробел в американистике , Art Journal , Vol. 20, № 1 (осень 1960 г.), стр. 9–18, онлайн-текст JSTOR.
  • Снайдер, Джеймс ; Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0-13-623596-4
  • Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при четырех дворах Габсбургов 1517–1633 гг ., Темза и Гудзон, Лондон, 1976 г., ISBN   0-500-23232-6
  • Вуд, Кристофер , Альбрехт Альтдорфер и истоки ландшафта , 1993, Reaction Books, Лондон, ISBN   0-948462-46-9
  • Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 4426320cd24ceb38848744b15d0db963__1718821500
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/63/4426320cd24ceb38848744b15d0db963.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    German art - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)