Эльфрида Лозе-Вехтлер
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2021 г. ) |
Эльфрида Лозе-Вехтлер | |
---|---|
![]() Автопортрет ( ок. 1930), картон, масло 43,0 х 45,0 см (16,9 х 17,7 дюйма) | |
Рожденный | |
Умер | 31 июля 1940 г. | (40 лет)
Национальность | немецкий |
Известный | Рисование |
Движение | экспрессионист |
Эльфрида Лозе-Вехтлер (урожденная Анна Фрида Вехтлер ; 4 декабря 1899 — 31 июля 1940) — немецкая художница-авангардистка, чьи работы были запрещены как « дегенеративное искусство », а в некоторых случаях уничтожены в нацистской Германии . Она заболела психическим заболеванием и была убита в бывшем психиатрическом учреждении в замке Зонненштайн в Пирне в рамках «Действия Т4» — программы принудительной эвтаназии нацистской Германии. С 2000 года мемориальный центр программы Т4 в доме посвящен ее жизни и творчеству в постоянной экспозиции.
Жизнь
[ редактировать ]Эльфрида Лозе-Вехтлер выросла в семье среднего достатка, но уехала в 16 лет, чтобы учиться в Королевской школе искусств Дрездена с 1915 по 1918 год (мода, затем прикладная графика). С 1916 по 1919 год она также посещала курсы рисунка и живописи в Дрезденской художественной академии. В 1919 году она вступила в контакт с Дрезденской сецессионной группой и стала частью круга друзей Отто Дикса , Отто Грибеля и Конрада Феликсмюллера . Арендуя часть мастерской последнего недалеко от центра Дрездена, она зарабатывала на жизнь батиком, открытками и иллюстрациями.
В июне 1921 года она вышла замуж за художника и оперного певца Курта Лозе , следуя за ним в Гёрлиц в 1922 году и в 1925 году в Гамбург . Брак был трудным, и в последующие годы пара несколько раз расставалась. В 1926 году Эльфрида Лозе-Вехтлер присоединилась к Федерации женщин-гамбургских художниц и любителей искусства ; В 1928 г. ей удалось принять участие в некоторых выставках « Новой объективности» .
В 1929 году из-за финансовых и партнерских трудностей у нее случился нервный срыв, и ее поместили в психиатрическую больницу в Гамбурге-Фридрихсберге. За два месяца пребывания она нарисовала головы Фридрихсберга — произведение, состоящее примерно из 60 рисунков и пастелей, в основном портретов других пациентов. После выздоровления и окончательного расставания с Куртом Лозе (в 1926 году) у нее наступил очень творческий период. Она написала многочисленные картины с изображением гавани Гамбурга, сцены из жизни рабочих и проституток, а также безжалостные автопортреты. Но, несмотря на некоторые выставки, распродажи и небольшие гранты, она жила в крайней нищете.
Из-за финансовых проблем и растущей социальной изоляции к середине 1931 года она вернулась в дом своих родителей в Дрездене. Когда ее психическое состояние ухудшилось, отец в 1932 году поместил ее в государственный психиатрический приют в Арнсдорфе. Там ей поставили диагноз шизофрения . С 1932 по 1935 год она по-прежнему творчески активна, рисуя портреты и занимаясь декоративно-прикладным искусством. После того, как Курт Лозе развелся с ней в мае 1935 года, она стала недееспособной из-за «неизлечимого безумия».
После отказа дать согласие на стерилизацию ей больше не разрешили выйти из больницы. В декабре 1935 года она подверглась принудительной хирургической стерилизации в женской больнице Дрезден-Фридрихштадт на основании нацистской евгенической политики. После этого травмирующего события она больше никогда не рисовала. В 1940 году ее депортировали в бывшую психиатрическую больницу в Пирна-Зонненштайн (расположенную в замке Зонненштайн в Пирне ), где 31 июля она была убита вместе с большинством других обитателей в рамках нацистской программы «эвтаназии». , Действие Т4 . Официальной причиной смерти стала «пневмония с миокардиальной недостаточностью». В 1940 и 1941 годах в этом учреждении, ранее известном своими гуманистическими традициями, нацистами было отравлено газом 13 720 человек, в основном психически больных или инвалидов.
Работает
[ редактировать ]
Самый творческий период у нее приходится на время пребывания в Гамбурге. С 1927 по 1931 год она написала некоторые из своих основных работ. Большой интерес вызвали портреты психически больных людей, нарисованные ею в Гамбурге-Фридрихсберге (1929) и Арнсдорфе (1932–1935). В рамках « дегенеративного искусства нацистской кампании » девять ее работ из художественного музея Гамбургер Кунстхалле и музея Альтонаер были конфискованы и уничтожены в 1937 году, в том числе картины под названием «Штрассен-Музыка», «В дер Кнайпе», «Аус Санкт-Паули», « Кафе». и Кабаре , [ 1 ] а также большая часть ее картин из Арнсдорфа.
Память и наследие
[ редактировать ]Возобновление интереса к Лозе-Вехтлер началось с презентации некоторых ее картин в Райнбеке недалеко от Гамбурга. В 1994 году была основана ассоциация по продвижению творчества Эльфриды Лозе-Вехтлер ( Förderkreis Elfriede Lohse-Wächtler ). В 1996 году вышла в свет первая монография о ее творчестве, написанная Георгом Рейнхардтом. Эта, а также выставки в Дрездене, Гамбурге-Альтоне и Ашаффенбурге положили начало более широкому восприятию творчества и судьбы художника.
была установлена стела В 1999 году в память о ней в Саксонской больнице в Арнсдорфе и в палатном доме, названном в ее честь. В Пирна-Зонненштайне в 2005 году ей была посвящена улица, а с 2008 года ее имя носит улица в Арнсдорфе. На территории бывшей больницы во Фридрихсберге (Гамбург-Бармбек-Зюд) в 2004 году для нее был спроектирован розарий с памятной доской. В соседнем районе ее имени была названа еще одна улица.
Выставки
[ редактировать ]Это были некоторые из наиболее важных экспозиций творчества Эльфриды Лозе-Вехтлер:
- 1991 Замок Рейнбек недалеко от Гамбурга
- 1997 Художественная галерея Finckenstein, Дрезден.
- 1999 Муниципальный музей Дрездена, Музей Альтонаер в Гамбурге и Муниципальная галерея города Ашаффенбург.
- 2002 Галерея Kunsthandel & Edition Fischer, Берлин
- 2003 Муниципальный музей Пирны 2003
- 2004 Коллекция Принцхорна, Гейдельберг
- 2005 Представительство Свободного государства Саксония в Федерации, Берлин.
- 2006 Во время выставки «Женщины-художницы авангарда (II)» в Гамбурге с 1890 по 1933 год (2006) в художественном музее Hamburger Kunsthalle также было представлено несколько работ Эльфриды Лозе-Вехтлер. Среди них была выставлена одна из ее самых известных картин - «Лисси» 1931 года.
- 2008/09 Музей Цеппелинов, Фридрихсхафен, Боденское озеро и Музей Паулы Модерсон-Беккер , Бремен: комплексная выставка, посвященная жизни и творчеству художницы: Эльфриды Лозе-Вехтлер. 1899–1940 гг., около сотни работ всех периодов (с обширным одноименным каталогом).
- 2010 Дом Кете-Кольвиц, Морицбург (недалеко от Дрездена): акварель и рисунки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Изучите «Entartete Kunst»: нацистский перечень «дегенеративного искусства» · Виктория и Альберта» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 5 ноября 2023 г.
Это одни из самых важных работ об Эльфриде Лозе-Вехтлер (все на немецком языке). Более полный список можно найти в статье в немецкой Википедии о художнице Эльфриде Лозе-Вехтлер .
- Георг Рейнхардт (ред.): Затерянный в водовороте жизни... Эльфрида Лозе-Вехтлер. 1899-1940. Жизнь и работа (при участии Георга Рейнхардта, Бориса Бема, Хильдегард Рейнхардт и Майке Брюнс), Кельн: Wienand, 1996. Монография. ISBN 3-87909-471-3
- Мемориальный фонд Саксонского Мемориала памяти жертв политической тирании (ред.): «...часто возникающее чувство покинутости». Работы художницы Эльфриды Лозе-Вехтлер в психиатрических больницах Гамбург-Фридрихсберг (1929) и Арнсдорф (1932-1940) (с участием Хильдегард Рейнхардт и прологом Норберта Хаазе), Дрезден: Verlag der Kunst, 2000. ISBN 90-5705-152-4 или ISBN 3-86572-477-9
- Hamburger Kunsthalle (ред.): Художники авангарда в Гамбурге между 1890 и 1933 годами , вып. II Бремен: Hachmannedition, 2006. Каталог. ISBN 3-939429-10-4 или ISBN 978-3-939429-10-4
- Регина Зондерманн: Искусство без компромиссов. Художница Эльфрида Лозе-Вехтлер. 1899–1940. (ред. Ред.), Берлин: Weißensee Verlag, 2008. ISBN 978-3-89998-994-6
- Регина Зондерманн: Ничего, кроме искусства Эльфрида Лозе-Вехтлер, 1899–1940. Магдебург, 2013 г., ISBN 978-1492851943
- Дирк Блюбаум, Райнер Штамм, Урсула Целлер (редактор): Эльфрида Лозе-Вехтлер. 1899-1940 гг . Тюбинген, Берлин: Васмут, 2008. Каталог одноименной выставки в Музее Цеппелинов во Фридрихсхафене и Музее Паулы-Модерсона-Беккера, Бремен, 2008–2009. ISBN 978-3-8030-3328-4
- Борис Бём: Эльфрида Лозе-Вехтлер. 1899–1940. Биография в картинках под ред. Kuratorium Memorial Sonnenstein eV Dresden: Sandstein Verlag 2009, 128 страниц, 182 илл., ISBN 978-3-940319-85-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]