Эмиль Нольде
Эмиль Нольде | |
---|---|
Рожденный | Ханс Эмиль Хансен 7 августа 1867 г. |
Умер | 13 апреля 1956 г. | (88 лет)
Национальность | немецкий датский |
Известный | Живопись , эстамп |
Заметная работа | Молодая женщина читает (1906) Цветочный сад (без фигуры) (1908) Цветочный сад (Утенварф) (1917) Цветы и облака (1933) |
Движение | Экспрессионизм |
Подпись | |
Эмиль Нольде (родился Ханс Эмиль Хансен ; 7 августа 1867 — 13 апреля 1956) — немецко-датский художник и гравер . Он был одним из первых экспрессионистов , членом Die Brücke и одним из первых художников, рисовавших маслом и акварелью начала 20 века, исследовавших цвет. Он известен своей манерой письма и выразительным выбором цветов. В его работах часто встречаются золотисто-желтые и темно-красные оттенки, придающие сияние мрачным тонам. Его акварели включают яркие, задумчивые грозовые пейзажи и блестящие цветочные композиции.
Интенсивная озабоченность Нольде темой цветов отражала его интерес к искусству Винсента Ван Гога .
Несмотря на то, что его работы были включены в Entartete Kunst выставку 1937 года, Нольде был расистом, антисемитом и стойким сторонником нацистской Германии. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эмиль Нольде родился как Ганс Эмиль Хансен недалеко от деревни Нольде (с 1920 года входит в состав муниципалитета Буркаль в Южной Ютландии , Дания ), в прусском герцогстве Шлезвиг . Он вырос на ферме. Его родители, набожные протестанты, были датскими и фризскими крестьянами. Он осознал свою непригодность к фермерской жизни и то, что он и трое его братьев совсем не похожи друг на друга.
Между 1884 и 1891 годами он учился на резчика по дереву и иллюстратора во Фленсбурге , а в молодости работал на мебельных фабриках. Он провел годы путешествий в Мюнхене , Карлсруэ и Берлине . В 1889 году он поступил в Школу прикладного искусства в Карлсруэ. [2] Он был преподавателем рисования в школе Музея промышленного и прикладного искусства ( Industrie- und Gewerbemuseum ; сегодня Textilmuseum или Текстильный музей) в Санкт-Галлене , Швейцария, с 1892 по 1898 год. [3] В конце концов он оставил эту работу, чтобы наконец осуществить свою мечту стать независимым художником.
Карьера
[ редактировать ]В детстве он любил рисовать и рисовать, но к тому времени, когда он начал новую карьеру, ему был уже 31 год. Когда в 1898 году его отвергли в Мюнхенской академии изящных искусств , он провел следующие три года, посещая частные уроки живописи, посещая Париж и знакомясь с современной импрессионистской сценой, которая была популярна в то время. Он женился на датской актрисе Аде Вильструп в 1902 году и переехал в Берлин, где познакомился с коллекционером Густавом Шифлером и художником Карлом Шмидт-Ротлуфом , оба из которых в дальнейшем будут защищать его творчество. С этого года он назвал себя в честь места своего рождения.
он стал членом революционной экспрессионистской группы Die Brücke (Мост) в Дрездене В 1906 году по приглашению группы . Это объединение просуществовало лишь до конца следующего года. [4] Он был членом Берлинского Сецессиона с 1908 по 1910 год, но затем был исключен из-за несогласия с руководством. [4] В Берлине на Нольде сильное влияние оказали коллекции Völkerkundemuseum на тогдашней Кениггретцерштрассе, который он неоднократно посещал и где сделал более 120 рисунков экспонатов Глобального Юга. Результатом его исследований стали такие работы, как «Мужчина, женщина и кот » (1912), в которых Нольде изобразил лишь слегка измененный трон короля Нджои «Манду Йену», прибывший в Германию из Камеруна при спорных обстоятельствах. [5] В 1912 году он выставлялся вместе с Василия Кандинского мюнхенской группой Der Blaue Reiter («Синий всадник»). к этому времени он добился некоторой известности и смог обеспечить себя за счет своего искусства. [6]
Политика
[ редактировать ]Нольде был сторонником Национал-социалистической немецкой рабочей партии с начала 1920-х годов, став членом ее датской секции. [7] Он выражал антисемитские, негативные мнения о еврейских художниках и считал экспрессионизм характерно германским стилем. [8] Эту точку зрения разделяли некоторые другие члены нацистской партии, в частности Йозеф Геббельс и Фриц Хиплер .
Дегенеративное искусство
[ редактировать ]Однако Адольф Гитлер отверг все формы модернизма как « дегенеративное искусство », а нацистский режим официально осудил творчество Нольде. До этого времени он пользовался большим уважением в Германии. Всего из музеев было изъято 1052 его работы — больше, чем у любого другого художника. [9] Некоторые из них были включены в Entartete Kunst выставку 1937 года, несмотря на его протесты, включая (позже) личное обращение к нацистскому гауляйтеру Бальдуру фон Шираху в Вене. После 1941 года ему не разрешили рисовать, даже в частном порядке. Тем не менее, за этот период он создал сотни акварелей, которые скрывал. Он назвал их «Ненарисованные картины».
В 1942 году Нольде писал:
Есть серебристо-голубой, небесно-голубой и грозовой синий. В каждом цвете заключена душа, которая меня радует или отталкивает и которая действует как стимул. Для человека, в котором нет искусства, цвета — это цвета, тона, тона… и все. Все их последствия для человеческого духа, варьирующиеся от рая до ада, просто остаются незамеченными. [10]
Послевоенный
[ редактировать ]После Второй мировой войны Нольде снова был удостоен награды Pour le Mérite . [11] [12]
Признавая его успех как блестящего колориста, большее осознание приверженности Нольде нацизму и обсуждение взаимосвязи между его политикой, осуждением нееврейских противников как евреев и его искусством рассматриваются в более поздних исследованиях. [13] Недавняя выставка ( «Эмиль Нольде: немецкая легенда», «Художник во время нацистского режима», Берлинская национальная галерея, 2019) исследовала самопровозглашенные нацистские пристрастия Нольде и тенденцию послевоенных историков искусства преуменьшать их. [14]
Смерть
[ редактировать ]Он умер в Зеебюле , ныне являющемся частью Нойкирхена , в 1956 году. В том же году был создан Nolde Stiftung Seebüll (Фонд Нольде в Зеебюле), а в 1957 году открылся музей, посвященный его жизни и творчеству.
Основная часть работы
[ редактировать ]Помимо картин, творчество Нольде включает в себя множество гравюр, часто цветных, и акварельных картин различной тематики (пейзажи, религиозные образы, цветы, бурное море и сцены ночной жизни Берлина). Знаменитая серия картин посвящена немецкой экспедиции на Новую Гвинею , посещению Южных морей , Москвы , Сибири , Кореи , Японии и Китая . Шифлера В каталоге-резоне его гравюр описывается 231 гравюра , 197 гравюр на дереве , 83 литографии и четыре гектографии . Серию военного времени из 1300 работ акварелью на японской бумаге он назвал « Неокрашенные картины », созданные под сенью гитлеровского указа.
Религиозные мотивы
[ редактировать ]Хотя религиозные образы составляют относительно небольшую часть художественного творчества Нольде, некоторые из них он считал «вехами» на пути своего развития как художника. [15] [16]
Нольде, выросший в семье фермера в небольшой религиозной общине недалеко от немецко-датской границы, после прочтения Библии оставил неизгладимые впечатления от иудео-христианских историй. [17] [16] В своих ранних религиозных работах (1900–1904) он не смог укрепить свой собственный стиль и отличиться от нескольких образцов для подражания, Жана-Франсуа Милле и Оноре Домье . [16]
1906 год стал поворотным моментом для Нольде, когда он перешел от импрессионистического стиля к изображению религиозных тем, подчеркивающим эмоциональность момента, использованию ярких цветов и только двух измерений изображения. [16] Это новое увлечение религиозными произведениями искусства было ускорено почти смертельным опытом в 1909 году после употребления отравленной воды в возрасте 42 лет. [18] После 1911 года религиозные трактовки Нольде, включая теперь и офорты, стали более мрачными и зловещими по тону, чем его предыдущие работы. [16] Даже его жена Ада была встревожена его смелым видением. , состоящую из девяти частей В ответ на его «Жизнь Христа» , она написала в письме: «Первые несколько дней я могла лишь время от времени украдкой заглядывать, настолько сильным был эффект». [16] [19]
Картины
[ редактировать ]- «Житель островов Южного моря» Житель островов Южного моря (Südsee-Insulaner II) , цветная литография, на тканой бумаге, Бруклинский музей , 1915 год.
- Фотография выставки дегенеративного искусства в Haus der Kunst, которую посетил Геббельс с двумя картинами Нольде (висящими слева от двери), февраль 1938 года.
- «Пророк», гравюра на дереве , 1912 год.
- «Похороны» (Die Grablegung), холст, масло, 87 × 117 см, Stiftung Nolde, Seebüll, Nasjonalmuseet, Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна , Норвегия, 1915 год.
- «Дико танцующие дети», холст, масло, 1909 год.
- «Цветочный сад» (без рисунка) ( Blumengarten, ohne Figur ), картина маслом на холсте, 1908 год.
- «Голова с трубкой (Автопортрет)», литография, 1907 год.
- «Клематис и георгин», 1940 год.
Основные работы
[ редактировать ]Работы Нольде выставлены в крупнейших музеях мира, в том числе «Портрет молодой женщины с ребенком» , «Портрет мужчины» (около 1926 г.) и «Портрет молодой девушки» (1913–1914) в Эрмитаже , Санкт-Петербург. Россия; и «Пророк» (1921) и «Молодая пара» (1913) в Музее современного искусства , Нью-Йорк. Его самая важная гравюра «Пророк» (1912 г.) является иконой искусства ХХ века.
Среди его наиболее важных масел — « Читающая молодая женщина» (1906), «Цветочный сад (без фигуры)» (1908) и «Цветы и облака» (1933). [20]
Другие важные работы:
- Молодая женщина читает , 1906, холст, масло, Кунстхалле Киль.
- Цветочный сад (без рисунка) , 1908, холст, масло, покупатель Sotheby's 8 февраля 2012 г.
- Анна Видс Гартен , 1907, холст, масло, Частная коллекция.
- Восходящие облака , 1927, холст, масло, Музей Карла Эрнста-Остхауса, Хаген
- Большие подсолнухи , 1928, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Цветы и облака , 1933, холст, масло, Музей Шпренгеля, Ганновер.
В последние годы картины Нольде продавались по цене в несколько миллионов долларов США на аукционах, проводимых ведущими международными аукционными домами. 8 февраля 2012 года Блюменгартен (ohne Figur) был продан на аукционе Sotheby's в Лондоне за 3 272 673 доллара США. [21]
Искусство, украденное нацистами
[ редактировать ]Работы Нольде вновь оказались в центре внимания после выхода картины под названием «Блюменгартен (Утенварф)». [22] 1917 года, который сейчас висит в художественном музее Moderna Museet в Стокгольме , Швеция, и был оценен в 4 миллиона долларов США, как выяснилось, был украден у Отто Натана Дойча , немецко-еврейского беженца, чьи наследники, в том числе переживший Холокост , просят его вернуть. В 2007 году шведское правительство решило, что музей должен рассчитаться с наследниками. [23] [24] Дойч был вынужден бежать из Германии перед Второй мировой войной и уехал в Амстердам в конце 1938 или начале 1939 года. Картина была продана шведскому музею на аукционе в Швейцарии , где она вновь появилась в 1967 году. [25]
В 2015 году Майенвизе (Майенвизе) Нольде [Майский луг ], 1915 год (инв. № 94) была возвращена Художественным музеем Лентос в Линце наследникам доктора Отто Зигфрида Юлиуса. [26] [27]
В 2000 году музея Вильгельма Лембрука Фонд в Дуйсбурге отклонил просьбу семьи коллекционера из Бреслау (Вроцлав) доктора Исмара Литтмана о реституции картины Нольде «Бухсбаумгартен» («Сад самшита» ). [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Нольде, нацисты и канцелярия, Deutschlandfunk, 29 марта 2019 г. (немецкий)
- ^ «Эмиль Нольде – Биография и предложения – Купите и продайте» . www.kettererkunst.com . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Эмиль Нольде», Энциклопедия мировой биографии . Детройт: Гейл, 1998. Получено из базы данных Biography in Context 27 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ройтер, Манфред, « Нольде, Эмиль » (на немецком языке) . В: Новая немецкая биография 19 (1999), с. 328-330 [онлайн-версия].
- ^ Мейер, Андреа (2023). Неузнаваемый. Культурные ценности Камеруна в немецкой имиджевой продукции. В: Атлас отсутствия: культурное наследие Камеруна в Германии [ Неузнаваемо. Культурные ценности Камеруна в немецкой имиджевой продукции. В: Атлас отсутствия: Культурное наследие Камеруна в Германии ] (на немецком языке). Гейдельберг: Раймер Верлаг. стр. 201–203. ISBN 978-3-496-01700-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Петерс, Олаф. «Эмиль Нольде». В: Рене Прайс (ред.), Новые миры: немецкое и австрийское искусство, 1890–1940 . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2001. ISBN 978-0-300-09446-6 . [ нужна страница ]
- ^ Фульда Б., Сойка А. и Ринг К. (2019) Эмиль Нольде: Художник во времена Третьего рейха. Мюнхен: Престель
- ↑ Запись Джилл Ллойд об Эмиле Нольде, Словарь искусств Гроува , 1996.
- ^ Кнуббен, Томас. Эмиль Нольде: Ненаписанные картины . Остфильдерн-Руит, Германия: Hatje Cantz Publishers, 2000. с. 141.
- ^ Цитируется в «Нольде: Запретные картинки» [каталог выставки]. Лондон: Marlsborough Fine Art Ltd., 1970. с. 9.
- ^ «Эмиль Нольде» .
- ^ Орден «За заслуги перед наукой и искусством» (1978 г.). Члены ордена. 2 1882–1952 (PDF) (на немецком языке). Берлин: Gebr. Mann Verlag. п. 398. ИСБН 3-7861-1125-1 .
- ^ Фульда, Бернхард; Сойка, Ая; Кольцо, Кристиан (2019). Художник во времена Третьего Рейха . Престель. ISBN 978-3-79135-894-9 .
- ^ Туз, Адам (25 ноября 2019 г.). «До горького конца» . Лондонское обозрение книг . Том. 41, нет. 23. ISSN 0260-9592 . Проверено 06 сентября 2021 г.
- ^ Нольде, Эмиль (1931). Ваша собственная жизнь. Время молодости 1867–1902 гг . Берлин. п. 107.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Дитрих, Кэролайн (2014). Кремер, Феликс (ред.). Эмиль Нольде: Ретроспектива . Мюнхен: Престель. стр. 105–107.
- ^ Нольде, Эмиль (1945). Ваша собственная жизнь. Время молодости 1867–1902 (2-е расширенное изд.). Кёльн. п. 29.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нольде, Эмиль (1934). Годы борьбы . Берлин. стр. 103–4.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Ада Нольде Луизе Шифлер, февраль 1912 г., архив Фонда Нольде Зеебюлль.
- ^ Лабедски, Аннет. «Эмиль Нольде – немецкий экспрессионистский мастер тьмы». Статьи в журнале.
- ^ Art Daily « Лондонская вечерняя распродажа импрессионистов и современного искусства Sotheby's на общую сумму 125 504 018 долларов »
- ↑ Живопись и пресс-релиз. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine в Art Knowledge News.
- ^ Сэвидж, Джеймс. « В Стокгольмском музее скандал из-за нацистской добычи ». The Local, 1 февраля 2008 г.
- ^ Артдейли. «Moderna Museet и наследники Отто Натана Дойча достигли соглашения по спорной картине» . artdaily.cc . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г. Проверено 6 июня 2021 г.
СТОКГОЛЬМ.- Наследники Отто Натана Дойча и Музей современного искусства в Стокгольме (Швеция) урегулировали спор относительно судьбы картины «Блюменгартен» («Утенварф») 1917 года немецкого художника-экспрессиониста Эмиля Нольде. Произведение исчезло в 1939 году, после бегства Отто Натана Дойча из Германии в Нидерланды из-за преследований нацистов. Он появился вновь в начале 1960-х годов и был приобретен в 1967 году тогдашним директором музея Понтусом Хультеном от имени Moderna Museet у галереи Романа Норберта Кеттерера в Лугано, Швейцария. В 1961 году правительство Германии выплатило семье Дойч компенсацию за утраченное произведение искусства, которое теперь семья вернет. Блюменгартен (Утенварф) приобретается частным европейским коллекционером, который передает картину в аренду Moderna Museet на срок до пяти лет, после чего другие плодотворные картины экспрессионистов начала 20-го века будут переданы музею в аренду еще на пять лет. И немецкие наследники, и Moderna Museet удовлетворены исходом дела, которое было урегулировано в соответствии с принципами Вашингтонской конференции 1998 года, которая призывает к справедливому и справедливому решению с учетом всех соответствующих обстоятельств.
- ^ Хикли, Кэтрин. « Наследники жертвы нацизма теряют терпение по отношению к Швеции в отношении искусства (обновление 1) ». Bloomberg LP, 29 января 2008 г.
- ^ «Лентос Художественный музей Линца - Исследование происхождения» . www.lentos.at . Проверено 6 июня 2021 г.
2015: Эмиль Нольде, Майвизе (Maienwiese) [Майский луг], 1915 г. (инв. № 94) наследникам доктора Отто Зигфрида Юлиуса. ЛЕНТОС намерена сделать все, чтобы происхождение своих активов было максимально прозрачным.
- ^ «Linz restituiert Emil Noldes «Maiwiese» — Линц возвращает «Майский луг» Эмиля Нольде » . www.lootedart.com . Дер Стандарт. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Исследование происхождения: Stiftung Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург (Фонд музея Вильгельма Лембрука, Дуйсбург)» . www.lootedart.com . Проверено 6 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эмиль Нольде. Выборка с музейного портала земли Шлезвиг-Гольштейн .
- Доступные работы и биография Galerie Ludorff, Дюссельдорф, Германия.
- Фонд Эмиля Нольде, Зеебюлль, Германия .
- Эмиль Нольде
- 1867 рождений
- 1956 смертей
- Люди из муниципалитета Обенро
- Жители провинции Шлезвиг-Гольштейн
- Немецкие художники-экспрессионисты
- Немецкие люди датского происхождения
- Немецкие современные художники
- Немецкие художники XIX века.
- Немецкие художники-мужчины XIX века
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкие художники 20 века.
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Академия выпускников Джулиана
- Немецкие гравёры ХХ века
- Члены нацистской партии