Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер | |
---|---|
![]() Фотоавтопортрет 1919 года. | |
Рожденный | Эрнст Людвиг Кирхнер 6 мая 1880 г. |
Умер | 15 июня 1938 г. | (58 лет)
Образование | Королевский технологический институт |
Известный | Живопись и эстамп |
Движение | Экспрессионизм |
Причина смерти | Самоубийство (предположительно) |
Место захоронения | Кладбище Вальдфридхоф, Давос |
Подпись | |
![]() |
Эрнст Людвиг Кирхнер (6 мая 1880 - 15 июня 1938) был немецким -экспрессионистом художником и гравером , а также одним из основателей группы художников Die Brücke или «Мост», ключевой группы, приведшей к основанию экспрессионизма в искусстве 20-го века. . Он пошел добровольцем на военную службу во время Первой мировой войны , но вскоре получил нервный срыв и был демобилизован. заклеймили его работы как « дегенеративные » В 1933 году нацисты , а в 1937 году более 600 его работ были проданы или уничтожены. [1]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Эрнст Людвиг Кирхнер родился в Ашаффенбурге , Бавария . [2] Его родители были прусского происхождения, а мать была потомком гугенотов , о чем часто ссылался Киршнер. [3] Поскольку отец Киршнера искал работу, семья часто переезжала, и Киршнер посещал школы во Франкфурте и Перлене, пока его отец не получил должность профессора бумажных наук в технологическом колледже в Хемнице , где Киршнер учился в средней школе. [3]
Студент в Мюнхене, Дрездене.
[ редактировать ]Хотя родители Киршнера поощряли его творческую карьеру, они также хотели, чтобы он завершил свое формальное образование, поэтому в 1901 году он начал изучать архитектуру в Königliche Technische Hochschule в Дрездене (ныне TU Dresden ). Помимо архитектуры, учреждение предоставляет широкий спектр исследований, таких как рисование от руки, перспективное рисование и историческое изучение искусства. [4] Во время посещения он подружился с Фрицем Блейлом , с которым Киршнер познакомился во время первого срока. [5] Они вместе обсуждали искусство, а также изучали природу, [5] имеют общие радикальные взгляды. [6]
Кирхнер продолжил обучение в Мюнхене с 1903 по 1904 год, а в 1905 году вернулся в Дрезден, чтобы получить степень. [2]

Мост, 1905-1913 гг.
[ редактировать ]В 1905 году Кирхнер вместе с Блейлем и двумя другими студентами-архитекторами, Карлом Шмидт-Ротлуфом и Эрихом Хеккелем , основал группу художников Die Brücke («Мост»). С тех пор он посвятил себя искусству. [2] Группа стремилась отказаться от преобладающего традиционного академического стиля и найти новый способ художественного выражения, который стал бы мостом (отсюда и название) между прошлым и настоящим. [6] Они откликнулись как на художников прошлого, таких как Альбрехт Дюрер , Маттиас Грюневальд , так и на Лукас Кранах Старший , а также современные международные авангардные движения. [6] В рамках утверждения своего национального наследия они возродили старые средства массовой информации, особенно гравюры на дереве . [6]

Их группа была одной из плодотворных, которая со временем оказала большое влияние на эволюцию современного искусства 20 века и создала стиль экспрессионизма . [7] Первоначально группа встретилась в первой студии Киршнера, которая раньше была мясной лавкой. Блейл описал его как «настоящую богему, полную разбросанных повсюду картин, рисунков, книг и материалов художника - больше похожего на романтическое жилище художника, чем на дом хорошо организованного студента-архитектора». [6]
Студия Киршнера стала местом, которое опрокинуло социальные условности и разрешило случайные занятия любовью и частое обнажение. [6] Групповые сеансы рисования с натуры проводились с использованием моделей из круга общения, а не профессионалов, и с выбором четвертьчасовых поз для поощрения спонтанности. [6] Блейл описал одну из таких моделей, Изабеллу, пятнадцатилетнюю соседскую девочку, как «очень живую, красиво сложенную, жизнерадостную личность, без каких-либо деформаций, вызванных глупой модой на корсеты, и полностью соответствующую нашим художественным требованиям». особенно в цветущем состоянии ее девичьих бутонов». [8]
В групповом манифесте, написанном Киршнером в 1906 году, говорилось, что «Каждый, кто непосредственно и без иллюзий воспроизводит все, что он чувствует побуждение создать, принадлежит нам». [9]
В сентябре и октябре 1906 года в выставочном зале KFM Seifert and Co. в Дрездене прошла первая групповая выставка, посвященная женской обнаженной натуре. [8]
В 1906 году он встретил Дорис Гроссе , которая была его любимой моделью до 1911 года. [2] Между 1907 и 1911 годами он останавливался летом на озерах Морицбург и на острове Фемарн (который он повторно посещал до 1914 года) с другими членами Брюке; в его работах изображены обнаженные женщины в естественной обстановке. [2] основал частную художественную школу MIUM-Institut В 1911 году он переехал в Берлин, где в сотрудничестве с Максом Пехштейном с целью пропаганды «Moderner Unterricht im Malen» (современного преподавания живописи). Это не увенчалось успехом и завершилось в следующем году, когда он также начал отношения с Эрной Шиллинг, которые продлились до конца его жизни. [2]
В 1913 году его написание Chronik der Brücke (Хроника Брюке) привело к распаду группы. [10] В это время он установил индивидуальность своей первой персональной выставкой, которая состоялась в Эссенском музее Фолькванга . [2] В течение следующих двух лет он нарисовал серию Straßenszenen ( уличных сцен), показывающих улицы Берлина. [2] с центральными персонажами уличных проституток .
Военная служба и психический срыв, 1914-1916 гг.
[ редактировать ]
С началом Первой мировой войны в сентябре 1914 года Киршнер пошел добровольцем на военную службу. В июле 1915 года его направили в Галле-ан-дер-Заале для обучения на водителя в резервном подразделении 75-го Мансфельдского полка полевой артиллерии. [3] Инструктор Киршнера по верховой езде, профессор Ханс Фер, организовал выписку Киршнера после психического расстройства. [3] Затем Киршнер вернулся в Берлин и продолжил работать, написав множество картин, в том числе «Автопортрет солдата» (1915). В декабре 1915 года он был госпитализирован в санаторий доктора Оскара Конштамма в Кенигштайне (Таунус) , где ему был поставлен диагноз алкоголизм и пристрастие к вероналу . [3]
В письме доктору Карлу Хагеману, другу и покровителю, Киршнер писал: «После длительной борьбы я оказался здесь на какое-то время, чтобы привести свой разум в какой-то порядок. Конечно, это ужасно трудная вещь: проводить большую часть дня среди незнакомцев. Но, возможно, мне удастся увидеть и создать что-то новое. А пока мне хочется больше покоя и абсолютного уединения. Конечно, я все больше и больше жажду своей работы и своего. Студия, возможно, очень хороша для поддержания духовного баланса, но она серая и призрачная по сравнению с работой и жизнью». [3] На протяжении 1916 года Киршнер периодически возвращался в Берлин на несколько недель, чтобы продолжить работу в своей студии; во время своего пребывания в Кенигштайне он также создал серию картин маслом и множество рисунков. [3] После выставки своих работ в галерее Людвига Шамса во Франкфурте-на-Майне в октябре 1916 года Кирхнер продал много работ и начал преуспевать в финансовом отношении. [3] В декабре у него случился нервный срыв, и его поместили в санаторий доктора Эделя в Берлине-Шарлоттенбурге. [3]

Давос, 1917–1938 гг.
[ редактировать ]В 1917 году по предложению Гризебаха Шпенглер пригласила Киршнера Давос . [3] Он прибыл 19 января 1917 года. Там он посетил выставку Фердинанда Ходлера картин . Его визит в Давос совпал с периодом исключительно холодной погоды, и он вернулся в Берлин всего через десять дней. [3] [11]
Гризебах посетил его в марте 1917 года и написал Хелен Шпенглер о состоянии Киршнера: «Я провел с Киршнером два утра, чего никогда не забуду. Я нашел его сидящим на очень низком стуле рядом с маленькой горячей печкой в выкрашенном в желтый цвет чердак с покатой крышей Только с помощью палки он мог ходить, шатаясь по комнате... Красочно расписанная занавеска скрывала большую коллекцию картин, он оживал. со мной он видел, как все его переживания проносились на холсте, маленькая, робкого вида женщина откладывала увиденное и приносила бутылку вина. Он делал короткие поясняющие замечания усталым голосом. Каждая картина имела свою особую красочность. характер, во всех них присутствовала большая грусть; то, что раньше казалось мне непонятным и незавершенным, теперь производило такое же тонкое и чувствительное впечатление, как и его личность. Везде поиск стиля, психологического понимания его фигур. представлял собой автопортрет в военной форме с отрезанной правой рукой. Затем он показал мне свое разрешение на въезд в Швейцарию. Он хотел вернуться в Давос... и умолял меня попросить у отца медицинскую справку. ... Как справедливо сказала женщина, которая была с ним, хотя многие люди хотят ему помочь, но никто уже не может это сделать. ... Уходя, я думал о судьбе Ван Гога и думал, что рано или поздно она постигнет и его. Лишь позже люди поймут и увидят, какой большой вклад он внес в живопись». [3]

В апреле 1917 года умер близкий друг и наставник Киршнера Бото Греф , и Киршнер решил вернуться в Давос для лечения. [3] Там он находился под опекой доктора Люциуса Шпенглера, который заставлял Киршнера придерживаться строгих правил и распорядка. [3] Кирхнер глубоко возмущался этим и делал все возможное, чтобы обмануть врача: «Шпенглер не знал, что со мной делать, ибо мой обман был совершенно чужд образу мыслей этого превосходного человека». [3] Чтобы избежать постоянного наблюдения, Кирхнер летом 1917 года переехал в хижину Ройш на Стафелальпе. [3] Киршнер продолжал испытывать депрессию, периодические боли и паралич конечностей, но в конце июля более жизнерадостным тоном написал доктору Хагеманну: «Я хочу остаться в мире и для мира. Высокие горы здесь помогут мне». ". [3] Лето 1917 года было очень продуктивным, несмотря на болезнь Киршнера. [3] За два месяца он закончил несколько важных произведений, таких как «Вид на церковь в Монштайне» и «Восходящая луна в Стафелальпе». Вместе с 11 гравюрами на дереве эти работы положили начало альпийской жизни Киршнера. [11]
Киршнер тогда был [ когда? ] поступил в санаторий Бельвю, которым управляет Людвиг Бинсвангер , в Кройцлингене , где он продолжал создавать картины и гравюры на дереве. [3] В 1918 году Кирхнер получил вид на жительство, и он переехал в «Ин ден Лархен» во Фрауэнкирх Давос, где снял комнату на первом этаже, а затем и вышеуказанные комнаты в 1919 году, которые он украсил резной мебелью. [3] Он писал об этом доме Генри ван де Вельде : «Я живу в красивом старом доме Граубюндена с кухней, похожей на студию Рембрандта». [3] Киршнер преодолел свою болезнь, и, хотя он все еще зависел от морфия, его врач постепенно уменьшал его дозы. [3] Он также написал «Кредо художника», где утверждает: «Существует интеллектуальная опека над миром, это человек… Это последний суд, перед ним вы стоите… Они помогают вам, когда вы работаете». . Отблагодарить их можно только трудом. Когда ты хочешь умереть, они иногда являются тебе, когда ты совершенно пуст и совершенно открыт, ты принадлежишь им». [12] Эрна Шиллинг, его спутница жизни, периодически навещала его во Фрауэнкирхе, одновременно сохраняя резиденцию в Берлине, чтобы заниматься там бизнесом Киршнера. [3]


Киршнер продолжал работать в 1919 и 1920 годах, поскольку его здоровье также быстро улучшалось. [3] Его репутация выросла благодаря нескольким выставкам в Германии и Швейцарии в 1920 году. [2] Ему предоставили множество предметов для рисования, когда он познакомился с местными фермерами, которые были поражены граммофоном Киршнера. [3] Киршнер писал о жителях Давоса: «Люди, живущие здесь, горды. Тяжелая работа, выполняемая с большой любовью, то, как они обращаются с животными (очень редко можно увидеть, как с животными плохо обращаются), дают им право гордиться. в большинстве случаев работа здесь доведена до идеального уровня выполнения с любовью. Это видно по движениям их рук, а это, в свою очередь, облагораживает выражение лица и наполняет все личные контакты большой деликатностью. страна, в которой демократия стала реальностью. Здесь слово человека по-прежнему имеет значение, и вам не нужно бояться спать с открытой дверью. Я так рад, что мне разрешили быть здесь, и я хотел бы поблагодарить людей своим упорным трудом. за доброту, которую они мне оказали». [3] Киршнер начал писать критику своего искусства под псевдонимом Луи де Марсаль, чтобы контролировать общественное мнение о нем и освободиться от зависимости от искусствоведов того времени. [3]
В 1921 году в Берлине прошла крупная выставка работ Киршнера, получившая положительные отзывы. [3] Отец Киршнера умер 14 февраля. [3] Киршнер посетил Цюрих в начале мая и встретил танцовщицу Нину Хард, которую он пригласил обратно во Фрауэнкирх, несмотря на возражения Эрны. Нина Хард станет важной моделью для Киршнера и будет фигурировать во многих его работах. [3] Киршнер начала создавать дизайны ковров, которые затем ткала Лиза Гухер. [3]

В 1923 году Кирхнер переехал в дом Вильдбодена, записав в своем дневнике: «Наш новый домик — настоящая радость для нас. Мы будем жить здесь комфортно и в новом порядке. Это действительно станет поворотным моментом в моей жизни». .Все должно быть приведено в порядок, а домик обставлен как можно проще и скромнее, но при этом оставаться красивым и уютным». [3] С одной стороны дом выходил на Фрауэнкирх и Стафелальп, а с другой Давос и Киршнер использовали эти пейзажи в качестве сюжетов для многих своих картин. [3]

В 1925 году Киршнер подружился с коллегой-художником Альбертом Мюллером и его семьей. [3] Rot-Blau, новая художественная группа, базирующаяся в Базеле, была основана Германом Шерером , Альбертом Мюллером, Паулем Каменишем и Хансом Шиссом, которые посетили Киршнера и работали под его руководством. [3] В конце 1925 года Киршнер вернулся в Германию и совершил поездку во Франкфурт, Хемниц, где жила его мать, и Берлин, где встретился с Карлом Шмидт-Ротлуффом , который хотел, чтобы Киршнер сформировал новую группу художников, но Киршнер вежливо отказался. [3] Затем он вернулся во Фрауэнкирх и 26 марта 1926 года написал доктору Хагеману: «Теперь я снова сижу спокойно дома и счастлив, что могу спокойно работать. Я сделал много зарисовок из жизни в Германии, и это было очень интересно увидеть там жизнь. Я также был рад снова увидеть старые картины Рембрандта, Дюрера и т. д. и получить подтверждение и поддержку, которые они мне дали. Что касается современности, я увидел чертовски мало того, что меня захватило». [3] В декабре 1926 года близкий друг Киршнера Альберт Мюллер умер от брюшного тифа вместе со своей женой Анни Мюллер. [3] В 1927 году Кирхнер организовал мемориальную выставку Альберта Мюллера в Кунстхалле Базеля . [3] В здании школы в Давосе прошла крупная выставка работ Киршнера, получившая положительные отзывы. [3]
Кирхнер продолжал работать во Фрауэнкирхе, его стиль становился все более абстрактным. [3] В 1929 году Киршнер был вынужден дистанцироваться от Рот-Блау после того, как они присягнули ему на верность, что сильно расстроило Киршнера. Он обратился к ним в «Открытом письме к Базельской красно-синей группе» в № 5 «Das Kunstbaltt» , где заявил, что не является их покровителем. [3] В том же году Киршнер посетил Цюрих, Берлин и Эссен . [3] Его также посетил во Фрауэнкирхе художник Фриц Винтер .
В 1930 году у Киршнера начались проблемы со здоровьем из-за курения, а в 1931 году Эрне пришлось перенести операцию в Берлине из-за подозрения на рост. [3] В 1931 году он стал членом Прусской академии художеств в Берлине. Когда в 1933 году к власти в Германии пришла нацистская партия, Киршнеру стало невозможно продавать свои картины. В 1937 году он был вынужден уйти из Прусской академии художеств . Киршнера все больше беспокоила ситуация в Германии, и он писал: «Здесь до нас доходят ужасные слухи о пытках евреев, но все это, безусловно, неправда. Я немного устал и опечален ситуацией там. Идет война. В музеях уничтожаются с трудом завоеванные культурные достижения последних 20 лет, и все же причина, по которой мы основали Брюке, заключалась в том, чтобы поощрять истинно немецкое искусство, созданное в Германии. И теперь так и должно быть. не по-немецки. Господи, это меня расстраивает». [3]

В 1934 году Кирхнер посетил Берн и Цюрих, найдя первый более приятным, чем второй, и встретил Пауля Клее . [3] Зимой 1935 года во Фрауэнкирхе планировалось построить новую школу. Киршнер предложил нарисовать фреску, но проект был отклонен, и вместо этого Киршнер создал скульптуру, которую нужно было разместить над дверью здания школы. [3] Размышляя об открытии здания школы в 1936 году, он пишет: «Новая школа была открыта вчера. Это был праздник с песнями, танцами и речами, за которым последовала выпивка, какой я не видел и не испытывал десятилетиями... Они устроили Мне хотелось включить меня, и вот я снова сидел среди этих людей, которые приняли меня с такой добротой и дружелюбием на вершине двадцать лет назад. Облегчение нашло расположение и часто упоминалось в речах». [3]
На протяжении 1936 и 1937 годов у Киршнера начались проблемы со здоровьем, и Овальтин и Эукодал . врачи прописали ему [3] В 1937 году выставка дегенеративного искусства в Германии прошла ; Всего из музеев было вывезено 639 произведений Киршнера и 25 выставлено на выставке. [3] Академия художеств в Берлине исключила Киршнера из своих членов. [3] Киршнер продолжил работу и организовал крупную выставку в Базеле , получившую неоднозначные отзывы. [3]
Смерть
[ редактировать ]На протяжении 1938 года Киршнер все больше расстраивался ситуацией в Германии. После того, как Австрия была аннексирована Германией в результате аншлюса , Кирхнера встревожила мысль о том, что Германия может вторгнуться в Швейцарию. [3] 15 июня 1938 года Кирхнер покончил с собой выстрелом перед своим домом во Фрауэнкирхе; [1] [3] однако есть сомнения в том, что его смерть была самоубийством. [13] Три дня спустя Киршнер был похоронен на кладбище Вальдфридхоф. [3] Эрна продолжала жить в доме до своей смерти в 1945 году. [3]
Наследие
[ редактировать ]состоялась первая публичная выставка работ Киршнера в Соединенных Штатах В 1913 году на Armory Show , которая также стала первой крупной выставкой современного искусства в Америке. [14] В 1921 году музеи США начали приобретать его работы и с тех пор делали это все чаще. [14] Его первая персональная музейная выставка в США состоялась в Детройтском институте искусств в 1937 году. [14] В 1969 году большая ретроспектива картин, рисунков и гравюр прошла в Художественном музее Сиэтла , Художественном музее Пасадены и Музее изящных искусств в Бостоне . [15] В 1992 году Национальная галерея искусств Вашингтона провела монографическую выставку, используя существующую коллекцию; В 2003 году состоялась крупная международная кредитная выставка. [14] В ноябре 2006 года на аукционе Christie's картина Киршнера «Уличная сцена в Берлине» (1913) была продана за 38 миллионов долларов, что стало рекордом для художника. [16] С 3 августа по 10 ноября 2008 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла крупная выставка, которая «вероятно, включает в себя самое лучшее из его творчества». [17]
Многие коллекционеры Киршнера были евреями и по этой причине преследовались нацистами . Они либо продавали свои коллекции, чтобы бежать от нацистов, либо их коллекции конфисковывали. Картины Кирхнера « Берлинская уличная сцена » и « Суд Париса » принадлежали еврейскому коллекционеру произведений искусства Альфреду Гессу, чья вдова была вынуждена отказаться от них перед бегством. [18] [19] Картина Киршнера 1915 года «Артиллеристы» принадлежала крупному торговцу современным искусством, немецкому еврею Альфреду Флехтхайму, чья художественная галерея была арианизирована (захвачена нацистами) в 1933 году, прежде чем он бежал из Германии. [20] [21] Картина Киршнера «Песчаные холмы в Энгадине», конфискованная нацистами в 1935 году после того, как ее владелец Макс Фишер бежал из Германии в США, попала в коллекцию МоМА, но была возвращена наследникам Фишера в 2015 году. [22]
Галерея
[ редактировать ]- Восход луны, солдат и девушка , 1905, Музей изящных искусств, Хьюстон.
- Обнаженная женщина с тенями листвы , 1905, Музей Киршнера в Давосе
- Танцоры , 1906 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Сидящая женщина (Додо) , 1907, Пинакотека современности , Мюнхен
- Додо и ее брат , ок. 1908 , Художественный музей Смит-колледжа.
- Обнаженные , ок. 1908, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Женщина в черной шляпе , 1908 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Обнаженная женщина , 1908, Национальная художественная галерея.
- Голова женщины , ок. 1909, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Таверна , 1909, Художественный музей Сент-Луиса , Сент-Луис.
- Обнаженные играющие люди , 1910, Пинакотека современности , Мюнхен.
- Франци перед резным стулом , 1910, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
- Портрет женщины , 1911, Художественный музей Сент-Луиса.
- Ноллендорфплац , 1912 год, Фонд Берлинского городского музея.
- Уличная сцена Берлина , 1913 год.
- Потсдамская площадь , 1914, Новая национальная галерея , Берлин.
- Три купальщика в море , ок. 1914 , Национальная художественная галерея.
- Школа танцев , 1914, Пинакотека современности.
- Бранденбургские ворота , 1915 год, частное собрание Вюрта в Германии.
- Красная башня в Галле , 1915 год, Музей Фолькванг.
- Станция Кенигштайн , 1916 год, Штедель , Франкфурт-на-Майне
- За столом , 1916 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Автопортрет как
Больной человек , 1918, Пинакотека современности , Мюнхен. - Два брата , 1921, Пинакотека современности , Мюнхен.
- Старуха и молодая женщина , 1921, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Поездка на санях , 1923, Германский национальный музей.
- Автопортрет , 1925, Музей Киршнера, Давос.
- Мост возле Визена , 1926 год, Музей Кирхнера, Давос.
- Эскиз настенной росписи «Цветной танец» , 1927, Музей Фолькванг.
- Вид на Базель и
Рейн , 1927-28, Художественный музей Сент-Луиса. - Снежный пейзаж , 1930 год.
- Красочный танец , 1932 год.
- Пейзаж в Граубюндене с солнечными лучами , 1937 год.
- Дом Виолетт перед заснеженной горой , 1938 год.
Публикации
[ редактировать ]- Кремер, Феликс. Киршнер , Хатье Канц , 2010. ISBN 978-3-7757-2553-8
- Уай, Дебора. Киршнер и Берлинская улица , Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2008. ISBN 978-0-87070-741-4
- Корт, Памела. Эрнст Людвиг Кирхнер: Уличная сцена Берлина , Neue Galerie, Нью-Йорк, 2008. ISBN 978-1-931794-15-2
- Эрнст Людвиг Кирхнер: Воображаемые путешествия Престель, 2018 [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Эрнст Людвиг Кирхнер: Германия, 1880–1938» . Немецкий экспрессионизм . Музей современного искусства . Нью-Йорк . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Эрнст Людвиг Кирхнер» , Музей Брюке. Проверено 8 сентября 2007 г. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. Корнфилд, EW; Стауффер, Кристин Э. Стауффер (1992). «Биография Эрнста Людвига Киршнера» , Музей Киршнера в Давосе. Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ «Студенческие годы Брюке и их учителей» , ingentaconnect.com (аннотация книги Питера Ласко), из «Истории искусства» , том 20, номер 1, март 1997 г., стр. 61–99. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Фриц Блейль (1880–1966)» , Музей Брюке. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Киршнер – Экспрессионизм и город» , Королевская академия , 2003 г. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ «Ассоциация художников «Мост»» , Музей моста. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Симмонс, Шервин. «Уличные проститутки Эрнста Киршнера: искусство, роскошь и безнравственность в Берлине, 1913–1916» , The Art Bulletin , март 2000 г., с сайта findarticles.com. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Цитируется в «Ассоциации художников Брюке – Хронология» , Музей Брюке. Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Зельц, Питер (1950). «Хроника моста Э. Л. Киршнера » . Колледжский художественный журнал . 10 (1):51.
- ^ Перейти обратно: а б Эрнст Людвиг Кирхнер Горная жизнь . Базельский художественный музей. п. 143.
- ^ Эрнст Людвиг Кирхнер, дневник Давоса
- ^ Урс Вильманн (4 августа 2021 г.). «Как умер Киршнер?» . Время (на немецком языке). Статья в еженедельной газете Die Zeit по случаю выставки «Европа в лечении: Эрнст Людвиг Кирхнер, Томас Манн и миф о Давосе» в Германском национальном музее с 18 февраля по 3 октября 2021 года о Киршнере и его пребывании в Давосе
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эрнст Людвиг Кирхнер» . Архивировано 5 октября 2008 года в Wayback Machine , Национальная галерея искусств, США. Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ Гордон, Дональд Э. (1969). Киршнер: ретроспективная выставка . Бостон: Музей изящных искусств
- ^ Немецкие произведения искусства взлетают выше оценок , ARTINFO, 14 июня 2007 г. , дата обращения 17 апреля 2008 г.
- ^ Бурума, Желание в Берлине , с. 19.
- ^ «Еврейские наследники хотят вернуть свое искусство» . www.lootedart.com . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «История« уличной сцены »: реституция украденных нацистами произведений искусства, дело и споры» . www.lootedart.com . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Sotheby's выставит на аукцион картины Киршнера и Кокошки, возвращенные наследникам еврейского дилера» . www.lootedart.com . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Музей Гуггенхайма возвращает картину Эрнста Людвига Кирхнера наследникам еврейского коллекционера» . lootedart.com . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Александр, Харриет (17 ноября 2015 г.). «Музей Нью-Йорка возвращает картину, украденную нацистами после десятилетней битвы» . «Дейли телеграф» . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Отзыв Синди Хелмс в New York Journal of Books» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Эрнста Людвига Кирхнера или о нем в Internet Archive
- Музей Киршнера, Давос. Архивировано 18 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- Кирхнерхаус, Ашаффенбург (немецкий)
- Публикации Эрнста Людвига Киршнера и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- Юнкербоден под снегом в Давосе от Киршнера, в «Вашем городе в Тиссене», проекте музея Тиссена на Flickr.
- Информация о Киршнере и немецком экспрессионистском движении. Архивировано 18 июля 2010 года в Wayback Machine.
- Немецкие экспрессионисты и «примитивизм»
- Иллюстрированная библиография Эрнст Людвиг Кирхнер
- Бурума, Ян . « Желание в Берлине », NYRB, 4 декабря 2008 г. Обзор выставки MOMA и ее каталога, Киршнер и Берлинская улица (2008 г.), ISBN 0-87070-741-8 .
- Эрнст Людвиг Кирхнер
- 1880 рождений
- 1938 смертей
- Люди из Ашаффенбурга
- Художники из Королевства Бавария
- Немецкие художники-экспрессионисты
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Эмигранты из нацистской Германии в Швейцарию
- Немецкие современные художники
- Немецкие художники 20 века.
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкие гравёры ХХ века
- Художники, покончившие жизнь самоубийством
- Самоубийства 1938 года