Альфред Флехтайм
Альфред Флехтайм | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 марта 1937 г. Лондон, Англия | ( 58 лет
Занятие | Арт-дилер |
Супруг |
Бетти Гольдшмидт |
Альфред Флеххайм (1 апреля 1878 г. - 9 марта 1937 г.) был немецким еврейским торговцем произведениями искусства, коллекционером произведений искусства, журналистом и издателем, преследуемым нацистами.
Ранние годы
[ редактировать ]Флеххайм родился в еврейской купеческой семье; его отец, Эмиль Флехтхайм, был торговцем зерном. Альфред стал партнером компании своего отца после бизнес-стажировок в Лондоне и Париже. [ 1 ]
Коллекционер произведений искусства
[ редактировать ]Флеххайм появился в мире искусства вскоре после 1900 года с коллекцией картин Винсента Ван Гога , Поля Сезанна ; ранние работы французского авангарда Пабло Пикассо , Жоржа Брака и Андре Дерена ; картины Василия Кандинского , Мориса де Вламинка , Алексея фон Явленского , Габриэле Мюнтер и рейнских экспрессионистов Генриха Кампендонка , Августа Маке , Генриха Науэна и Пауля Адольфа Зеехауса .
1912 Зондербунд в Кельне
[ редактировать ]Флеххайм организовал «Международную художественную выставку Специальной ассоциации западногерманских друзей искусства и художников ». [ 2 ] которая открылась в Кельне 25 мая 1912 года. Выставка, известная как Зондербунд, впервые объединила все авангардные группы художников и художественные течения Европы (экспрессионизм, Брюке, Синий всадник, фовизм, кубизм). Флеххайм был председателем руководящего комитета и кредитором многих важных произведений Пикассо и других художников. [ 3 ] [ 4 ]
Арт-дилер
[ редактировать ]Флеххайм открыл свою первую галерею в Дюссельдорфе в 1913 году, за ней последовали галереи в Берлине, Франкфурте, Кельне и Вене. [ 5 ] Флеххайм служил в немецкой армии во время Первой мировой войны, но не на фронте. Его художественный бизнес рухнул во время войны, но он вновь открылся в Дюссельдорфе в 1919 году. [ 6 ] Легендарные, гламурные вечеринки в галерее Флеххайма были переполнены блестящими людьми нового Берлина: кинозвездами, финансовыми титанами, боксёрами и артистами всех мастей. [ 7 ]
Он основал важный журнал модернистского искусства Der Querschnitt ( «Пересечение» ), который выходил с 1921 по 1936 год. [ 8 ]
Флехгейм, нацисты и арианизация
[ редактировать ]Как только нацисты пришли к власти, в 1933 году, Флеххайм подвергся преследованиям, а его бизнес подвергся нападкам. [ 9 ] [ 10 ] В 1933 году нацистские штурмовики разогнали аукцион картин Флеххайма. В марте 1933 года арт-дилер по имени Александр Фёмель , член СА или «коричневорубашечников» , конфисковал галерею Флеххайма в Дюссельдорфе. [ 11 ] Нацисты аризировали галерею Флехгейма, как и многие другие еврейские предприятия. [ 12 ] После войны бывший член нацистской партии Фёмель заявил, что даже не помнит, кто такой Флеххайм. Бывший помощник Флеххайма, Курт Валентин , покинул галерею Флеххайма в 1934 году и начал работать в берлинской галерее Карла Бухгольца , которому Гитлер и Геринг разрешили продавать конфискованные произведения искусства, чтобы собрать деньги для нацистов. [ 11 ] [ 13 ] Нацисты конфисковали и распродали частную коллекцию Флеххайма, а также содержимое его галереи. [ 14 ]
Эмиграция и смерть
[ редактировать ]Через шесть месяцев после прихода к власти нацистов в 1933 году Флеххайм, оставшись без гроша в кармане, бежал в Париж и пытался найти работу у своего бывшего делового партнера Даниэля-Генри Канвейлера и в галерее мэра в Лондоне. [ 15 ] Однако Флеххайм изначально не мог рассчитывать на разрешение на работу из-за ограничительного иммиграционного законодательства Великобритании. По словам биографа Флеххайма Отфрида Дашера, сотрудничество в галерее Майора было возможно только в том случае, если имя Флеххайма не появлялось на выставках или в прессе. [ 16 ] Впоследствии Флеххайм организовал в Лондоне выставки картин изгнанных немецких художников. 8 августа 1935 года Флеххайм написал Альфреду Барру из Музея современного искусства в Нью-Йорке письмо, в котором сообщал: «Я потерял все свои деньги и все свои картины». К ноябрю 1936 года бывший помощник галереи Флеххайма Курт Валентин заключил сделку с нацистами, которая позволяла ему эмигрировать в Нью-Йорк и продавать «дегенеративное искусство», чтобы помочь финансировать нацистские военные действия. [ 11 ] В январе 1937 года, при финансовой поддержке Бухгольца , Валентин уехал в Нью-Йорк и открыл галерею Карла Бухгольца на 3 West 46th Street, которую позже обвинили в том, что она служила каналом для доставки награбленных нацистами произведений искусства, в том числе картин, конфискованных из Флеххайма. в Америку. [ 11 ] В марте 1937 года в Лондоне Флеххайм поскользнулся на льдине, был доставлен в больницу, проколол ногу ржавым гвоздем на больничной койке, у него развился сепсис, приведший к ампутации ноги, и он умер. Galerie Alfred Flechtheim GmbH полностью исчезла 27 марта 1937 года. [ 17 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Флеххайм женился на Бетти Гольдшмидт , дочери богатого дортмундского купца. Во время свадебного путешествия в Париж Флехтхайм, к ужасу своих родственников, вложил приданое Бетти в искусство кубизма. Брак оказался бездетным. Бетти Флеххайм была со своим мужем в Лондоне в его последние дни. Затем она вернулась в Берлин. В 1941 году, когда ей было приказано явиться на депортацию в Минск, она приняла смертельную дозу веронала . Гестапо конфисковало ее коллекцию произведений искусства. [ 18 ]
Профессор Осип К. Флехтхайм , который в середине 1940-х годов ввёл термин «футурология», а позже стал директором Института Отто Зура в Западном Берлине, был племянником Альфреда Флехтхайма.
Восстановление произведений искусства
[ редактировать ]Наследники Флеххайма пытаются вернуть произведения искусства, украденные из Флехтхайма. Эти работы находятся в музеях Германии и США, в том числе в Музее современного искусства . [ 19 ]
В 2014 году Музей Людвига в Кельне после длительного расследования вернул наследникам Флехтхайма «Портрет Тиллы Дюрье» Оскара Кокошки (1910). [ 20 ]
Эрнста Людвига Кирхнера « Солдатенбад» (1915) остался на попечении племянницы Флехтхайма Рози Хулиш в Берлине. Его приобрел в 1938 году Курт Фельдхойссер, член нацистской партии. После смерти Фельдхойссера в 1945 году право собственности на его коллекцию перешло к его матери, которая привезла работу в Соединенные Штаты и в 1949 году передала ее галерее Вейхе в Нью-Йорке. Затем ее купил американский филантроп и коллекционер Мортон Д. Мэй. Сент-Луиса в 1952 году. Мэй собрал одну из крупнейших коллекций немецкого экспрессионистского искусства в Америке и подарил более тысячи работ из своей коллекции различным учреждениям; Das Soldatenbad был подарен Музею современного искусства в Нью-Йорке в 1956 году. В результате обмена в 1988 году работа стала частью коллекции Фонда Соломона Р. Гуггенхайма . В 2018 году « Дас Солдатенбад» был возвращен наследникам Альфреда Флеххайма Музеем и Фондом Соломона Р. Гуггенхайма после тщательного изучения обстоятельств, связанных с историей картины. В ноябре 2018 года он был продан на аукционе Sotheby's за 21 975 800 долларов (включая комиссионные).
Картина Оскара Кокошки «Жозеф де Монтескью-Фезенсак» (1910) была продана Алексом Вёмелем Национальному музею изящных искусств в Стокгольме, откуда позже была передана в Moderna Museet. Он оставался в коллекции Moderna Museet до 2018 года, когда был возвращен наследникам Флехтхайма. В ноябре 2018 года он был продан на аукционе Sotheby's за 20 395 200 долларов (включая комиссионные). [ 21 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Портрет Альфреда Флехтхайма работы Ганса Больца (1885-1918)
-
Альфред Флеххайм в костюме тореадора, картина Жюля Паскина , 1927 год.
-
Портрет Альфреда Флеххайма работы Хьюго Эрфурта , 1928 год.
-
Картина шведского художника Нильса Дарделя (1888-1943), написанная в 1913 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ну и дела, Малькольм (1981). Продавцы, критики и коллекционеры современной живописи: аспекты парижского арт-рынка между 1910 и 1930 годами . Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-3931-9 .
- ^ «Альфред Флехтхайм» . alfredflechtheim.com . Проверено 15 апреля 2021 г.
В 1912 году он организовал новаторскую выставку Зондербунда в Кёльне, которой также предоставил свои работы.
- ^ «Альфред Флехтхайм – ЗОНДЕРБУНД» . alfredflechtheim.com . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Международная художественная выставка Специального общества западногерманских друзей искусства и художников в Кельне, 1912 год» . 1912.
- ^ Майкл Зонтхаймер (25 июня 2012 г.). «Сильнее игр, алкоголя и женщин» . Зеркало (на немецком языке). Нет. 26/2012.
- ^ Малкольм Ги, «Мир искусства Берлина, 1918-1933» в: Малкольм Ги, Тим Кирк и Джилл Стюард (редакторы), Город в Центральной Европе: культура и общество с 1800 года по настоящее время , Эшгейт, 1999.
- ^ Отфрид Дашер (2011). «В искусстве есть что-то безумное»: Альфред Флеххайм. Коллекционер, арт-дилер и издатель (на немецком языке). Веденсвиль: Нимбус. ISBN 978-3-907142-62-2 .
- ^ « Дер Квершнитт » . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Пример: Альфред Флеххайм. Арт-дилер модернизма, Берлин, май-сентябрь 2017 г.» . Международная ассоциация исследований арт-рынка . 24 мая 2017 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Два шедевра экспрессионизма возвращены наследникам коллекционера, дилера и бонвивана Альфреда Флехтхайма» . Сотбис . 29 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г.
Нацисты пришли к власти в начале 1933 года и почти в одночасье разрушили жизнь и бизнес Альфреда. Его еврейская вера, яркая репутация и горячая поддержка авангарда подвергли его беспрецедентным преследованиям.
- ^ Jump up to: а б с д Коэн, Уильям Д. (17 ноября 2011 г.). «Проблемное происхождение МоМА» . АРТньюс. Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 года.
- ^ Учитель, Стивен (2000). Ванзейский дом и Холокост . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. стр. 36–47. ISBN 0-7864-4092-9 .
- ^ «Незаконченное арт-дело Второй мировой войны» . Новости Би-би-си . 04.11.2013 . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Каплан, Исаак (7 декабря 2016 г.). «Наследники крупного еврейского торговца произведениями искусства подали в суд на Баварию за украденные нацистами произведения искусства на сумму 20 миллионов долларов» . Артистичный . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Архивы и местоположения избранных дилеров (Исследовательский институт Гетти)» . www.getty.edu . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Дашер, Отфрид (31 декабря 2015 г.), «Альфред Флехтхайм в Лондоне (1933–1937)» , Альфред Флехтхайм , Де Грюйтер Ольденбург, стр. 129–142, doi : 10.1515/9783110404975-017 , ISBN 9783110404845 , получено 25 января 2022 г.
- ^ «Альфред Флеххайм – Ликвидация» . alfredflechtheim.com .
- ^ Колдехофф, Стефан (30 июня 2010 г.). «С немецким приветом» . Мир (на немецком языке).
- ^ Берли, Нина (2012). «Призраки МоМА: забытая история «дегенерата» дилера Альфреда Флехтхайма» . Галерист Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 9 января 2014 г. Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ «Кельн возвращает разграбленный нацистами портрет Кокошки Тиллы Дюрье» . lootedart.com . Артинфо. 19 июня 2013 года . Проверено 31 октября 2023 г.
После более чем четырехлетнего расследования городской совет Кельна единогласно решил 30 апреля 2013 года предложить вернуть картину семье Флеххайма.
- ^ «ОСКАР КОКОЩКА | Жозеф де Монтескью-Фезенсак» . Сотбис .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альфред Флеххайм: арт-дилер авангарда
- Дьявол и арт-дилер
- « Призрак МоМА: забытая история «дегенерата» дилера Альфреда Флехтхайма », «Обозреватель», Нина Берли, 2012 г.
- Произведения искусства, украденные у Альфреда Флеххайма в МОМА
- Международная художественная выставка Специальной ассоциации западногерманских друзей искусства и художников в Кельне, 1912 г.
- 1878 рождений
- 1937 смертей
- Немецкие издатели (чел.)
- Немецкие арт-дилеры
- Коллекционеры еврейского искусства
- Немецкие историки искусства
- Писатели из Берлина
- Предметы нацистских ассигнований в сфере искусства
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Люди из провинции Бранденбург
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Основатели немецкого журнала