Рудольф фон Лабан
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Январь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Рудольф фон Лабан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 15 декабря 1879 г. |
Умер | 1 июля 1958 г. | ( 78 лет
Известный | Хореография , теория танца , Лабанотация |
Заметная работа | Лабанотация (система обозначения движений) |
Движение | Экспрессионистский танец |
Партнер | Лиза Ульман |
Рудольф ( фон ) Лабан , также известный как Рудольф фон Лабан ( венгерский : Lábán Rudolf ; [1] 15 декабря 1879 г. - 1 июля 1958 г.), [2] был австро-венгерским , немецким и британским артистом танца , хореографом и теоретиком танца . Его считают «отцом-основателем экспрессионистского танца ». [3] и пионер современного танца . [4] Его теоретические инновации включали анализ движений Лабана (способ документирования движений человека) и Лабанотацию (систему обозначений движений), которые проложили путь для дальнейшего развития танцевальной нотации и анализа движений. Он положил начало одному из основных подходов танцевальной терапии . [5] Его работа в области театрального движения также имела большое влияние. [6] Он попытался применить свои идеи в нескольких других областях, включая архитектуру , образование , промышленность и менеджмент . [4]
После репетиции хореографии, которую он готовил к летним Олимпийским играм 1936 года в Берлине, Лабан стал мишенью нацистской партии. В конце концов он нашел убежище в Англии в 1937 году. Между 1945 и 1946 годами он и его давняя партнерша Лиза Ульманн основали Гильдию искусства движения Лабана в Лондоне и студию искусства движения в Манчестере , где он работал до своей смерти. в Консерватория музыки и танца Тринити Лабан Лондоне продолжила это наследие.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |

Лабан был сыном Рудольфа Лабана-старшего. (1843–1907), военный губернатор в Прессбурге (Позсоны). [2] и (с 1899) фельдмаршал австро -венгерской армии в провинциях Боснии и Герцеговины , [7] и Мари (урожденная Бридлинг; 1858–1926). [2] В 1897 году Лабан-старший был пожалован венгерской монархией в знак признания его военных заслуг и получил дворянское сказуемое «де» к своей фамилии (выбрав Лабан де Варалья ; топоним, связанный с семьей Лабанов), после чего Лабан-младший был по праву имеет право использовать « фон » в своей фамилии в немецкоязычном мире. [2] Лабан вырос в придворных кругах Вены и Сараево .
В юном возрасте Лабан присоединился к танцевальной группе «Чардаш» . В 15 лет Лаван поступил в Терезианскую военную академию , но позже отказался от военной службы. В 1899 году Лабан переехал в Мюнхен и начал обучение в Академии изящных искусств ( Akademie der bildenden Künste ). Там Лабан познакомился с художницей Мартой Фрике из Ганновера , на которой женился 15 декабря 1900 года. Они переехали на Арчистр 44 , где в 1901 году у них родилась дочь Азраэла.
Параллельно с обучением Лабана в художественной академии он проходил курсы в недавно открывшейся учебно-экспериментальной студии свободного и прикладного искусства ( Lehr- und Veruchsatelier für Freie und Angewandte Kunst ). Там Лабан встретил своего будущего друга Германа Обриста, который вел курс природоведения. В 1904 году Лабан решил покинуть Мюнхен, чтобы посетить самую известную художественную школу в Европе, Школу изящных искусств в Париже, чтобы изучать архитектуру .
Сын Лабана, Арпад, родился в Париже в 1905 году. После трех лет полноценной богемной жизни с женой Марта Фрике внезапно скончалась. Не прошло и двух месяцев после смерти жены Лавана, как умер и его отец, что позволило Лавану вести самостоятельную жизнь при существенной финансовой поддержке. С тех пор двое детей Лавана росли со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии.
В последующие годы Лабан вел неспокойную жизнь между Парижем и Веной, Сан-Ремо и Ниццей . Финансово обанкротившись, Лабан прошел обучение на бухгалтера в Ницце, которое также успешно окончил. Это была единственная встреча Лавана с регулярной трудовой жизнью.
Живя с матерью в Вене, Лабан зарабатывал на жизнь графиком и карикатуристом. Лабан рисовал для журналов Simplicissimus и Jugend и продолжил начатые в Париже исследования исторических форм танца. На культурном мероприятии Лабан познакомился с певицей Майей Ледерер из Мюнхена и женился на ней 8 мая 1910 года в Прессбурге . В том же году они переехали в Мюнхен. Со своей второй женой Лабан переехал в дом в Швабинге по адресу Гогенцоллернштрассе, 120 .
В 1911 году Лабан снял комнату в заднем здании на мюнхенской Терезиенштрассе , где он устроил импровизированную студию движения. Лаван не мог зарабатывать на жизнь своей школой; ему пришлось продолжать работать коммерческим художником и карикатуристом. Переутомленный до изнеможения, Лабан потерял сознание в 1912 году и отправился на лечение в санаторий Ламанн Вайссер Хирш недалеко от Дрездена , где о пациентах заботились в соответствии с принципами реформы жизни ( Lebensreform ). [8] В этом природном лечебном заведении Лабан встретил и полюбил Сюзанну Перротте , которая также была там пациенткой. В последующие годы между Перротте, Лабаном и его женой сложились в основном гармоничные трехсторонние отношения.


Перротте должен был стать самым важным сотрудником Лабана (наряду с Мэри Вигман и Катей Вульф ), [8] любовница и мать его ребенка Аллара Перротте (позже Андре Перротте фон Лабана) в Асконе и Цюрихе . Во время Первой мировой войны , школу Лабан создал на базе природно-лечебной колонии Монте Верита в швейцарском кантоне Тичино , в коммуне Аскона , которая вскоре привлекла множество последователей нового танцевального искусства. [9] Именно здесь Лабан проводил свои знаменитые летние курсы танцев с 1913 по 1919 год. Здесь студенты также стремились жить в гармонии с природой, выращивая собственные продукты питания, вегетарианцы, ткали ткани и изготавливали собственную одежду в реформаторском стиле , а также танцевали в природа на свежем воздухе, часто обнаженная, экспериментирующая с динамичными импровизациями. [9] [10] Здесь Лабан совершил свой интеллектуальный и художественный прорыв, прославляя « neuen menschen », « fiur-menschen », « anarchos » и « orgiastos » в экспрессионистских танцевальных драмах. [9]
В 1915 году Лабан, его жена и двое детей, а также Перротте и сын Аллар переехали в Хомбрехтикон недалеко от Цюриха. Там большая семья вела самодостаточный образ жизни, аналогичный образу жизни на Монте Верита, выращивая себе еду, выполняя много ручной работы и шила себе одежду (например, Перротте разработал удобную одежду для повседневной работы и танцев, которую можно отнести к к движению за реформу одежды ). школу искусства движения ( Schule für Bewegungskunst В то же время Лабан основал в Цюрихе ). Оно включало в себя междисциплинарное танцевальное искусство, пантомиму, импровизацию и эксперименты с телом, голосом, инструментами, текстами и даже рисунком. Позднее Лаван упомянул лишь термины: форма, звук, слово.
Завершением большого вегетарианского и пацифистского конгресса в конце лета 1917 года на Монте-Верита в Асконе стала трехчастная танцевальная драма Sang an die Sonne на текст Отто Борнгребера . Все началось с заходом солнца, за которым последовал танец демонов ночи. Эта часть была поставлена в полночь высоко в горах перед поэта-пророка Густава Грезера каменным гротом . Маски для лица создал дадаист Марсель Янко . Рано утром восходящее «победоносное» солнце встречалось как выражение надежды на преодоление войны и утопическое высшее развитие человечества. Над этими спектаклями работали также Мэри Вигман , Софи Тойбер и Сюзанна Перротте.
Масонство
[ редактировать ]Лабан был членом масонской ассоциации с 1913 года и основал свою собственную масонскую ложу «Иоханнисская ложа древних масонов шотландского, Мемфисского и Мицраимского обрядов в долине Цюриха», в которой было шесть братьев и десять сестры. [11] Находясь на Монте Верита, Лабан встретил оккультиста Теодора Ройсса , который некоторое время жил на Монте Верита и основал местную масонскую ложу. [11] (1882–1955) хартию 24 октября 1917 года Ройсс выдал Лабану и Гансу Рудольфу Хилфикер-Даннам на управление ложей III° Ordo Templi Orientis в Цюрихе под названием Libertas et Fraternitas . [11]
Веймар Германия
[ редактировать ]
После окончания Первой мировой войны Лабан вернулся в Германию. Цюрихскую школу Лабана перенял и продолжил Перротте. После перерыва в Штутгарте , где Лабан работал с художником Максом Аккерманом , Лабан основал Tanzbühne Laban (Танцевальную сцену Лабана) в Гамбурге , Веймарская Германия , в 1922 году.
Первое публичное исполнение танцевальной поэмы Лабана состоялось в Любеке осенью 1922 года в Государственном театре. Афишу спектакля Карла Гатермана Старшего они назвали Der schwingende Tempel (Качающийся храм), хранящуюся под номером PLK-Laban 29 в Танцевальном архиве Лейпцига . В 1923 году была основана первая Лаванская школа, имевшая собственный хор движения. Многочисленные выпускники Гамбургской школы успешно распространили метод Лабана в различных городах Германии и Европы. В последующие годы по всей Европе было открыто 24 школы Лавана.
Кроме того, Лабан создал «Хореографический институт» в Вюрцбурге (1926/27) и Берлине (1928/29). Вместе с Дусей Береской Лабан также руководил эстрадой камерного танца ( Kammertanzbühne ) (1925–1927). Береска из школы Лабана в Гамбурге участвует в популярном немом фильме 1925 года о культуре Германии Wege zu Kraft und Schönheit («Пути к силе и красоте») в исполнении Die Orchidee («Орхидея»); В том же фильме также участвуют Мэри Вигман и ее танцевальная группа, а также финальная сцена танцевальной драмы Лабана Das lebende Idol («Живой идол»), где появляется сам Лаван.
С 1930 по 1934 год Лабан взял на себя руководство балетом Берлинской государственной оперы . Лабан интегрировал идеи психолога Карла Юнга , [12] а в программе разминки Лабана - практики Йозефа Пилатеса , за которым, по словам Пилатеса, Лабан наблюдал, пока Пилатес работал с пациентами в Гамбурге. [13]
Лабан при национал-социализме
[ редактировать ]Лабан руководил крупными фестивалями танца при финансировании министерства пропаганды Йозефа Геббельса с 1934 по 1936 год. [14] Лабан даже написал в это время, что «мы хотим посвятить наши средства выражения и выражение нашей силы служению великим задачам нашего Народа (Народа). С непоколебимой ясностью наш Фюрер указывает путь». [15] В 1936 году Лабан стал председателем ассоциации «Немецкие мастерские танца» и получил зарплату в размере 1250 ℛℳ в месяц. [16] но язва двенадцатиперстной кишки, возникшая в августе того же года, приковала его к постели на два месяца, что в конечном итоге заставило его попросить свести свои обязанности к консультированию. [17] Это было принято, и его зарплата была снижена до 500 ℛℳ. Затем работа Лабана продолжалась до марта 1937 года, когда его контракт закончился. [18]
несколько обвинений в приверженности Лабана к нацистской идеологии Было высказано , например, еще в июле 1933 года Лабан исключил всех учеников, которых заклеймили как неарийцев, из детского курса, которым он руководил в качестве балетмейстера. [19] Однако некоторые учёные Лавана отмечают [20] что такие действия были необходимы для выживания в нацистской Германии в то время и что его положение было шатким, поскольку он не был ни гражданином Германии, ни членом нацистской партии . Фактически, захват власти национал-социалистами в 1933 году оказал немедленное влияние на работу Лабана благодаря новому закону, принятому против расовой перенаселенности в немецких школах и университетах от 25 апреля 1933 года ( Gesetz gegen die Überfüllung deutscher Schulen und Hochschulen ) . Таким образом, Лаван был связан этим новым законом о проверке студентов с расовыми признаками «неарийского» происхождения. Его работа при нацистском режиме достигла кульминации в 1936 году, когда Геббель запретил хореографию Vom Tauwind und der Neuen Freude («О весеннем ветре и новой радости»), предназначенную для летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине, за то, что она не способствовала осуществлению нацистской программы. [21] [22]
Англия
[ редактировать ]В очень плохом состоянии здоровья Лабану удалось поехать в Париж в августе 1937 года. [23] В конце концов, его пригласили в Англию, где в феврале 1938 года он присоединился к двум своим бывшим ученикам Курту Йоссу и Сигурду Лидеру в танцевальной школе Йосс-Лидер, которую они основали в Дартингтон-холле в Девоне (благодаря филантропии Леонарда Элмхерста и его жена Дороти Уитни ), где новаторский танец уже преподавали другие беженцы из нацистской Германии. [24]
В эти годы Лабану в преподавании танцев большую помощь оказывали его близкие соратники и давние партнеры Лиза Ульманн и Сильвия Бодмер. [25] Их сотрудничество привело к основанию Гильдии искусства движения Лабана (ныне известной как Консерватория музыки и танца Тринити Лабан ) в 1945 году и студии искусства движения в Манчестере в 1946 году. [25]
В 1947 году вместе с консультантом по менеджменту Фредриком Лоуренсом Лабан опубликовал книгу «Усилия» , фордистское исследование времени, затрачиваемого на выполнение задач на промышленном рабочем месте, и используемой энергии. [25] Лабан пытался предложить методы, призванные помочь устранить «теневые движения» (которые, по его мнению, напрасно тратили энергию и время) и вместо этого сосредоточиться на конструктивных движениях, необходимых для текущей работы. Лабан опубликовал «Современный образовательный танец» в 1948 году, когда его идеи о танце для всех, включая детей, преподавали во многих британских школах. Лабан умер в Англии в 1958 году.
Известные студенты и соратники Лавана, занимающиеся танцами
[ редактировать ]Среди учениц, друзей и соратников Лабана были Мэри Вигман , Сюзанна Перротте , Катя Вульф , Курт Йосс , Лиза Ульман , Альбрехт Кнуст, Дуся Береска, Лилиан Хармель , Софи Тойбер-Арп , Хильда Хольгер , Ана Малетич, Мильча Майерова , Гертруда Краус , Гиза Герт , Уоррен Лэмб , Элизабет Снеддон , Дилис Прайс , Ят Мальмгрен , Сильвия Бодмер, Бетти Мередит-Джонс и Ирмгард Бартениефф .
Наследие
[ редактировать ]Коллекция Архиве Лавана Лавана в Консерватории музыки и танца Тринити Лабан документирует жизнь и творчество Лавана в 1920-1950-х годах. Архив Рудольфа Лабана в Национальном ресурсном центре танца , собранный и организованный Лизой Ульманн и Эллинор Хинкс , документирует его образовательную работу в Великобритании и содержит множество его оригинальных рисунков. В коллекции Джона Ходжсона в библиотеке Браттона Университета Лидса хранятся оригинальные документы, относящиеся к карьере Лавана в Европе в начале двадцатого века. Другие архивы, содержащие материалы о Лабане, включают Танзархив Лейпцига, Дартингтонский архив и Немецкий танцевальный архив в Кельне .
Ученики Лабана основали свои собственные школы современного танца, оказывая влияние на своих учеников на протяжении всего 20 века:
- Рудольф фон Лабан
- Курт Йосс ( выразительный танец )
- Пина Бауш ( театр танца )
- Мэри Вигман ( Танец-экспрессионист )
- Урсула Кейн
- Хайке Хенниг (см. Танцы со временем )
- Просто Холм
- Валери Беттис
- Алвин Николаис — децентрализация
- Урсула Кейн
- Курт Йосс ( выразительный танец )
Работы и публикации
[ редактировать ]- (Без даты). Гармоничная теория движения (нем.). (Рукописная копия книги Рудольфа Лабана, сделанная Сильвией Бодмер) Лондон: Коллекция Лабана SB 48.
- (1920). Die Welt des Taenzers [Мир танцоров] (немецкий). Штутгарт: Вальтер Зайферт. (3-е издание, 1926 г.)
- (1926). Хореография: Первый выпуск (немецкий). Йена: Ойген Дидерихс.
- (1926). Гимнастика и танцы (немецкий). Ольденбург: Задержка.
- (1926). Детская гимнастика и танцы (немецкий). Ольденбург: Задержка.
- (1928). Письменный танец: методика, орфография, пояснения (немецкий). Вена: Универсальное издание.
- (1929). «Хореографический институт Лабана» в монографиях по обучению танцу и танцевальному телесному образованию (немецкий). Под редакцией Лизель Фройнд. Берлин-Шарлоттенбург: Л. Античность.
- (1947). с ФК Лоуренс. Усилия: Экономика человеческого движения Лондон: Макдональд и Эванс. (4-е переиздание 1967 г.)
- (1948). Современный обучающий танец . Лондон: Макдональд и Эванс. (2-е издание 1963 г., отредактировано Лизой Ульманн)
- (1948). «Выступление президента на ежегодном общем собрании гильдии искусства движения Лабан». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 1 (апрель): 5–8.
- (1950). Мастерство движения на сцене . Лондон: Макдональд и Эванс.
- (1951). «Что побудило вас изучать движение? Ответил Р. Лабан». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 7 (сентябрь): 8–11.
- (1952). «Искусство движения в школе». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 8 (март): 10–16.
- (1956). Принципы обозначения танцев и движений Лабана . Лондон: Макдональд и Эванс. (2-е издание 1975 г., аннотировано и отредактировано Родериком Ланге)
- (1960). Мастерство движения . (2-е издание «Мастерства движения на сцене »), переработанное и дополненное Лизой Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс. (3-е издание, 1971 г. Лондон: Макдональд и Эванс) (1-е американское издание, 1971 г. Бостон: Пьесы) (4-е издание, 1980 г. Плимут, Великобритания: Northcote House)
- (1966). Хоревтика . Аннотировано и отредактировано Лизой Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс.
- (1974). Язык движения; Путеводитель по хоревтике . Аннотировано и отредактировано Лизой Ульманн. Бостон: Играет. (Американское издание Choreutics )
- (1975). Жизнь для танца; Воспоминания . Перевод и аннотации Лизы Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс. (Оригинальный немецкий вариант опубликован в 1935 году.)
- (1984). Видение динамического пространства . Составлено Лизой Ульманн. Лондон: Фалмер Пресс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Старый источник (Сэмюэл Торнтон, Теория движения Лабана: новая перспектива , пьесы, 1971, стр. 3), в котором указано имя при рождении Аттила Лабан Резсо Керессо Сент Янош, считается дискредитированным и анекдотическим, согласно Сюзанне Вальтер, Танец смерти: Курт Йосс и Веймарские годы , Routledge, 2013, стр. 41 н. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Войтек, Миклош (1999). «Корни Рудольфа Лабана в Братиславе» [Корни Рудольфа в Братиславе] (на венгерском языке). Братислава: Издательство «Каллиграмма» . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Дорр, Эвелин (2008). Рудольф Лабан, Танцор хрусталя . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 99–101. ISBN 9780810860070 .
- ^ Jump up to: а б Маккоу, Дик (2011). «Справочник по Лавану» . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж Тейлор и Фрэнсис. п. 1. ISBN 9780415543330 .
- ^ Леви Ф.Дж. (1988). «Анализ движений Лабана и танцевальная терапия в Соединенных Штатах». Танцевально-двигательная терапия: искусство исцеления (PDF) . Рестон, Вирджиния: Национальная танцевальная ассоциация . стр. 131–164. ISBN 0-88314-380-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2022 года – через Институт педагогических наук .
- ^ Эванс М. (2009). Тренировка движений для современного актера (PDF) . Нью-Йорк: Рутледж. п. 17. ISBN 9780203883549 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2018 года – через Университет Ковентри .
- ^ Ходжсон, Джон (2016). Освоение движения, жизнь и творчество Рудольфа Лабана . Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 17. ISBN 9781135860868 . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дверь 2008 , стр. 24–45.
- ^ Jump up to: а б с Николас, Ларрейн (2007). Танцы в Утопии Бинстед, Англия: Танцевальные книги. стр. 100-1 36–41. ISBN 9781852731212 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Саврами, Катя (2019). Прослеживая ландшафт танца в Греции . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 26–27. ISBN 9781527543331 .
- ^ Jump up to: а б с Дверь 2008 , стр. 67–68.
- ^ Ходжсон 2016 , с. 72.
- ^ Ринке, Ева (2015). Джозеф Пилатес, Биография [ Йозеф Пилатес, Биография ] (на немецком языке). Файбург-им-Брайсгау: Издательство Herder. стр. 96–97, 147, 173. ISBN. 9783451600425 . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Мэннинг, Сьюзен. «Переосмысление Лабана» - обзор Веры Малетич «Тело-пространство-выражение: развитие концепций движения и танца Рудольфа Лабана». Танцевальная хроника , Том. 11, № 2 (1988), стр. 315–320.
- ↑ Рудольф Лабан, «Мастера и работа в искусстве танца», German Dance Magazine, май 1936 г., цитируется в Хорсте Кеглере , «От выразительного танца к «движению хора» немецкого народа: Рудольф фон Лабан», в книге «Интеллектуалы под властью» Заклинания национал-социализма, изд. Карла Корино (Гамбург: Hoffmann & Campe, 1980), стр. 176.
- ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 244.
- ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 254.
- ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 256.
- ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, 2003.
- ^ Престон-Данлоп, Валери. «Рудольф Лабан: Необыкновенная жизнь» (Dance Books, 1998) (особенно глава 9 «Нацификация культуры» и глава 10 «Выживание»).
- ^ Топфер, Карл Эрик (1997). Империя экстаза: нагота и движение в немецкой культуре тела, 1910–1935 гг . Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд: Издательство Калифорнийского университета. п. 315. ИСБН 9780520918276 .
- ^ Кью, Кэрол. «От хора Веймарского движения до танца нацистской общины: взлет и падение «Festkultur» Рудольфа Лабана». Исследования танца: Журнал Общества исследований танца , Vol. 17, № 2 (1999): стр. 73–96.
- ^ Престон-Данлоп 1998, стр. 201-203.
- ^ Престон-Данлоп 1998, с. 204.
- ^ Jump up to: а б с Маккоу 2011 , с. XVIII.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Путеводитель по икосаэдру Рудольфа Лабана. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния
- Рудольф Лабан - биография с сайта Тринити Лабан
- Лимсонлайн Лабан / Институт исследований движения Бартенева - LIMS NYC
- Краткие биографии Лавана и некоторых ведущих практиков Лавана - сайт Laban Project
- EUROLAB - Европейская ассоциация исследований движения Лабана/Бартениева
- Сертификационные программы EUROLAB по исследованиям движения Лабана/Бартениева
- Бесплатные партитуры Рудольфа фон Лабана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1879 рождений
- 1958 смертей
- Люди из Братиславы
- Танцоры из Австро-Венгрии
- Венгерское дворянство
- Французское безымянное дворянство
- Венгерский народ 20-го века
- Австрийские люди 20-го века
- Ученые-танцы
- Танцевальные нотаторы
- Преподаватели танцев
- Венгерские танцоры
- Австрийские танцоры
- Австрийские танцоры ХХ века
- Австрийские хореографы
- Венгерские хореографы
- Венгерский народ французского происхождения
- Венгерский народ британского происхождения
- Австрийцы французского происхождения
- Австрийцы венгерского происхождения
- Анализ движения Лабана