Jump to content

Рудольф фон Лабан

Рудольф фон Лабан
Рожденный 15 декабря 1879 г.
Умер 1 июля 1958 г. ) ( 1958-07-01 ) ( 78 лет
Известный Хореография , теория танца , Лабанотация
Заметная работа Лабанотация (система обозначения движений)
Движение Экспрессионистский танец
Партнер Лиза Ульман

Рудольф ( фон ) Лабан , также известный как Рудольф фон Лабан ( венгерский : Lábán Rudolf ; [1] 15 декабря 1879 г. - 1 июля 1958 г.), [2] был австро-венгерским , немецким и британским артистом танца , хореографом и теоретиком танца . Его считают «отцом-основателем экспрессионистского танца ». [3] и пионер современного танца . [4] Его теоретические инновации включали анализ движений Лабана (способ документирования движений человека) и Лабанотацию (систему обозначений движений), которые проложили путь для дальнейшего развития танцевальной нотации и анализа движений. Он положил начало одному из основных подходов танцевальной терапии . [5] Его работа в области театрального движения также имела большое влияние. [6] Он попытался применить свои идеи в нескольких других областях, включая архитектуру , образование , промышленность и менеджмент . [4]

После репетиции хореографии, которую он готовил к летним Олимпийским играм 1936 года в Берлине, Лабан стал мишенью нацистской партии. В конце концов он нашел убежище в Англии в 1937 году. Между 1945 и 1946 годами он и его давняя партнерша Лиза Ульманн основали Гильдию искусства движения Лабана в Лондоне и студию искусства движения в Манчестере , где он работал до своей смерти. в Консерватория музыки и танца Тринити Лабан Лондоне продолжила это наследие.

Жизнь и работа

[ редактировать ]
Группа фигур перед окном, составленная студентами хореографического института Лабана в Берлине-Грюнвальде (ноябрь 1929 г.).

Лабан был сыном Рудольфа Лабана-старшего. (1843–1907), военный губернатор в Прессбурге (Позсоны). [2] и (с 1899) фельдмаршал австро -венгерской армии в провинциях Боснии и Герцеговины , [7] и Мари (урожденная Бридлинг; 1858–1926). [2] В 1897 году Лабан-старший был пожалован венгерской монархией в знак признания его военных заслуг и получил дворянское сказуемое «де» к своей фамилии (выбрав Лабан де Варалья ; топоним, связанный с семьей Лабанов), после чего Лабан-младший был по праву имеет право использовать « фон » в своей фамилии в немецкоязычном мире. [2] Лабан вырос в придворных кругах Вены и Сараево .

В юном возрасте Лабан присоединился к танцевальной группе «Чардаш» . В 15 лет Лаван поступил в Терезианскую военную академию , но позже отказался от военной службы. В 1899 году Лабан переехал в Мюнхен и начал обучение в Академии изящных искусств ( Akademie der bildenden Künste ). Там Лабан познакомился с художницей Мартой Фрике из Ганновера , на которой женился 15 декабря 1900 года. Они переехали на Арчистр 44 , где в 1901 году у них родилась дочь Азраэла.

Параллельно с обучением Лабана в художественной академии он проходил курсы в недавно открывшейся учебно-экспериментальной студии свободного и прикладного искусства ( Lehr- und Veruchsatelier für Freie und Angewandte Kunst ). Там Лабан встретил своего будущего друга Германа Обриста, который вел курс природоведения. В 1904 году Лабан решил покинуть Мюнхен, чтобы посетить самую известную художественную школу в Европе, Школу изящных искусств в Париже, чтобы изучать архитектуру .

Сын Лабана, Арпад, родился в Париже в 1905 году. После трех лет полноценной богемной жизни с женой Марта Фрике внезапно скончалась. Не прошло и двух месяцев после смерти жены Лавана, как умер и его отец, что позволило Лавану вести самостоятельную жизнь при существенной финансовой поддержке. С тех пор двое детей Лавана росли со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии.

В последующие годы Лабан вел неспокойную жизнь между Парижем и Веной, Сан-Ремо и Ниццей . Финансово обанкротившись, Лабан прошел обучение на бухгалтера в Ницце, которое также успешно окончил. Это была единственная встреча Лавана с регулярной трудовой жизнью.

Живя с матерью в Вене, Лабан зарабатывал на жизнь графиком и карикатуристом. Лабан рисовал для журналов Simplicissimus и Jugend и продолжил начатые в Париже исследования исторических форм танца. На культурном мероприятии Лабан познакомился с певицей Майей Ледерер из Мюнхена и женился на ней 8 мая 1910 года в Прессбурге . В том же году они переехали в Мюнхен. Со своей второй женой Лабан переехал в дом в Швабинге по адресу Гогенцоллернштрассе, 120 .

В 1911 году Лабан снял комнату в заднем здании на мюнхенской Терезиенштрассе , где он устроил импровизированную студию движения. Лаван не мог зарабатывать на жизнь своей школой; ему пришлось продолжать работать коммерческим художником и карикатуристом. Переутомленный до изнеможения, Лабан потерял сознание в 1912 году и отправился на лечение в санаторий Ламанн Вайссер Хирш [ де ] недалеко от Дрездена , где о пациентах заботились в соответствии с принципами реформы жизни ( Lebensreform ). [8] В этом природном лечебном заведении Лабан встретил и полюбил Сюзанну Перротте , которая также была там пациенткой. В последующие годы между Перротте, Лабаном и его женой сложились в основном гармоничные трехсторонние отношения.

Мэри Вигман (Вигманн) в Монте-Верита на озере Маджоре , поступила в Школу искусств Рудольфа фон Лабана между 1913 и 1918 годами.
Молодые люди исполняют ритмичный танец в Хореографическом институте Лабана в Берлине-Грюнвальде (1929 год).

Перротте должен был стать самым важным сотрудником Лабана (наряду с Мэри Вигман и Катей Вульф ), [8] любовница и мать его ребенка Аллара Перротте (позже Андре Перротте фон Лабана) в Асконе и Цюрихе . Во время Первой мировой войны , школу Лабан создал на базе природно-лечебной колонии Монте Верита в швейцарском кантоне Тичино , в коммуне Аскона , которая вскоре привлекла множество последователей нового танцевального искусства. [9] Именно здесь Лабан проводил свои знаменитые летние курсы танцев с 1913 по 1919 год. Здесь студенты также стремились жить в гармонии с природой, выращивая собственные продукты питания, вегетарианцы, ткали ткани и изготавливали собственную одежду в реформаторском стиле , а также танцевали в природа на свежем воздухе, часто обнаженная, экспериментирующая с динамичными импровизациями. [9] [10] Здесь Лабан совершил свой интеллектуальный и художественный прорыв, прославляя « neuen menschen », « fiur-menschen », « anarchos » и « orgiastos » в экспрессионистских танцевальных драмах. [9]

В 1915 году Лабан, его жена и двое детей, а также Перротте и сын Аллар переехали в Хомбрехтикон недалеко от Цюриха. Там большая семья вела самодостаточный образ жизни, аналогичный образу жизни на Монте Верита, выращивая себе еду, выполняя много ручной работы и шила себе одежду (например, Перротте разработал удобную одежду для повседневной работы и танцев, которую можно отнести к к движению за реформу одежды ). школу искусства движения ( Schule für Bewegungskunst В то же время Лабан основал в Цюрихе ). Оно включало в себя междисциплинарное танцевальное искусство, пантомиму, импровизацию и эксперименты с телом, голосом, инструментами, текстами и даже рисунком. Позднее Лаван упомянул лишь термины: форма, звук, слово.

Завершением большого вегетарианского и пацифистского конгресса в конце лета 1917 года на Монте-Верита в Асконе стала трехчастная танцевальная драма Sang an die Sonne [ de ] на текст Отто Борнгребера . Все началось с заходом солнца, за которым последовал танец демонов ночи. Эта часть была поставлена ​​в полночь высоко в горах перед поэта-пророка Густава Грезера каменным гротом . Маски для лица создал дадаист Марсель Янко . Рано утром восходящее «победоносное» солнце встречалось как выражение надежды на преодоление войны и утопическое высшее развитие человечества. Над этими спектаклями работали также Мэри Вигман , Софи Тойбер и Сюзанна Перротте.

Масонство

[ редактировать ]

Лабан был членом масонской ассоциации с 1913 года и основал свою собственную масонскую ложу «Иоханнисская ложа древних масонов шотландского, Мемфисского и Мицраимского обрядов в долине Цюриха», в которой было шесть братьев и десять сестры. [11] Находясь на Монте Верита, Лабан встретил оккультиста Теодора Ройсса , который некоторое время жил на Монте Верита и основал местную масонскую ложу. [11] (1882–1955) хартию 24 октября 1917 года Ройсс выдал Лабану и Гансу Рудольфу Хилфикер-Даннам на управление ложей III° Ordo Templi Orientis в Цюрихе под названием Libertas et Fraternitas . [11]

Веймар Германия

[ редактировать ]
Рудольф фон Лабан среди своих учеников (ок. 1929 г.).

После окончания Первой мировой войны Лабан вернулся в Германию. Цюрихскую школу Лабана перенял и продолжил Перротте. После перерыва в Штутгарте , где Лабан работал с художником Максом Аккерманом , Лабан основал Tanzbühne Laban (Танцевальную сцену Лабана) в Гамбурге , Веймарская Германия , в 1922 году.

Первое публичное исполнение танцевальной поэмы Лабана состоялось в Любеке осенью 1922 года в Государственном театре. Афишу спектакля Карла Гатермана Старшего они назвали Der schwingende Tempel (Качающийся храм), хранящуюся под номером PLK-Laban 29 в Танцевальном архиве Лейпцига . В 1923 году была основана первая Лаванская школа, имевшая собственный хор движения. Многочисленные выпускники Гамбургской школы успешно распространили метод Лабана в различных городах Германии и Европы. В последующие годы по всей Европе было открыто 24 школы Лавана.

Кроме того, Лабан создал «Хореографический институт» в Вюрцбурге (1926/27) и Берлине (1928/29). Вместе с Дусей Береской Лабан также руководил эстрадой камерного танца ( Kammertanzbühne ) (1925–1927). Береска из школы Лабана в Гамбурге участвует в популярном немом фильме 1925 года о культуре Германии Wege zu Kraft und Schönheit («Пути к силе и красоте») в исполнении Die Orchidee («Орхидея»); В том же фильме также участвуют Мэри Вигман и ее танцевальная группа, а также финальная сцена танцевальной драмы Лабана Das lebende Idol («Живой идол»), где появляется сам Лаван.

С 1930 по 1934 год Лабан взял на себя руководство балетом Берлинской государственной оперы . Лабан интегрировал идеи психолога Карла Юнга , [12] а в программе разминки Лабана - практики Йозефа Пилатеса , за которым, по словам Пилатеса, Лабан наблюдал, пока Пилатес работал с пациентами в Гамбурге. [13]

Лабан при национал-социализме

[ редактировать ]

Лабан руководил крупными фестивалями танца при финансировании министерства пропаганды Йозефа Геббельса с 1934 по 1936 год. [14] Лабан даже написал в это время, что «мы хотим посвятить наши средства выражения и выражение нашей силы служению великим задачам нашего Народа (Народа). С непоколебимой ясностью наш Фюрер указывает путь». [15] В 1936 году Лабан стал председателем ассоциации «Немецкие мастерские танца» и получил зарплату в размере 1250 ℛℳ в месяц. [16] но язва двенадцатиперстной кишки, возникшая в августе того же года, приковала его к постели на два месяца, что в конечном итоге заставило его попросить свести свои обязанности к консультированию. [17] Это было принято, и его зарплата была снижена до 500 ℛℳ. Затем работа Лабана продолжалась до марта 1937 года, когда его контракт закончился. [18]

несколько обвинений в приверженности Лабана к нацистской идеологии Было высказано , например, еще в июле 1933 года Лабан исключил всех учеников, которых заклеймили как неарийцев, из детского курса, которым он руководил в качестве балетмейстера. [19] Однако некоторые учёные Лавана отмечают [20] что такие действия были необходимы для выживания в нацистской Германии в то время и что его положение было шатким, поскольку он не был ни гражданином Германии, ни членом нацистской партии . Фактически, захват власти национал-социалистами в 1933 году оказал немедленное влияние на работу Лабана благодаря новому закону, принятому против расовой перенаселенности в немецких школах и университетах от 25 апреля 1933 года ( Gesetz gegen die Überfüllung deutscher Schulen und Hochschulen [ de ] ) . Таким образом, Лаван был связан этим новым законом о проверке студентов с расовыми признаками «неарийского» происхождения. Его работа при нацистском режиме достигла кульминации в 1936 году, когда Геббель запретил хореографию Vom Tauwind und der Neuen Freude («О весеннем ветре и новой радости»), предназначенную для летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине, за то, что она не способствовала осуществлению нацистской программы. [21] [22]

В очень плохом состоянии здоровья Лабану удалось поехать в Париж в августе 1937 года. [23] В конце концов, его пригласили в Англию, где в феврале 1938 года он присоединился к двум своим бывшим ученикам Курту Йоссу и Сигурду Лидеру в танцевальной школе Йосс-Лидер, которую они основали в Дартингтон-холле в Девоне (благодаря филантропии Леонарда Элмхерста и его жена Дороти Уитни ), где новаторский танец уже преподавали другие беженцы из нацистской Германии. [24]

В эти годы Лабану в преподавании танцев большую помощь оказывали его близкие соратники и давние партнеры Лиза Ульманн и Сильвия Бодмер. [25] Их сотрудничество привело к основанию Гильдии искусства движения Лабана (ныне известной как Консерватория музыки и танца Тринити Лабан ) в 1945 году и студии искусства движения в Манчестере в 1946 году. [25]

В 1947 году вместе с консультантом по менеджменту Фредриком Лоуренсом Лабан опубликовал книгу «Усилия» , фордистское исследование времени, затрачиваемого на выполнение задач на промышленном рабочем месте, и используемой энергии. [25] Лабан пытался предложить методы, призванные помочь устранить «теневые движения» (которые, по его мнению, напрасно тратили энергию и время) и вместо этого сосредоточиться на конструктивных движениях, необходимых для текущей работы. Лабан опубликовал «Современный образовательный танец» в 1948 году, когда его идеи о танце для всех, включая детей, преподавали во многих британских школах. Лабан умер в Англии в 1958 году.

Известные студенты и соратники Лавана, занимающиеся танцами

[ редактировать ]

Среди учениц, друзей и соратников Лабана были Мэри Вигман , Сюзанна Перротте , Катя Вульф , Курт Йосс , Лиза Ульман , Альбрехт Кнуст, Дуся Береска, Лилиан Хармель , Софи Тойбер-Арп , Хильда Хольгер , Ана Малетич, Мильча Майерова , Гертруда Краус , Гиза Герт , Уоррен Лэмб , Элизабет Снеддон , Дилис Прайс , Ят Мальмгрен , Сильвия Бодмер, Бетти Мередит-Джонс и Ирмгард Бартениефф .

Наследие

[ редактировать ]

Коллекция Архиве Лавана Лавана в Консерватории музыки и танца Тринити Лабан документирует жизнь и творчество Лавана в 1920-1950-х годах. Архив Рудольфа Лабана в Национальном ресурсном центре танца , собранный и организованный Лизой Ульманн и Эллинор Хинкс , документирует его образовательную работу в Великобритании и содержит множество его оригинальных рисунков. В коллекции Джона Ходжсона в библиотеке Браттона Университета Лидса хранятся оригинальные документы, относящиеся к карьере Лавана в Европе в начале двадцатого века. Другие архивы, содержащие материалы о Лабане, включают Танзархив Лейпцига, Дартингтонский архив и Немецкий танцевальный архив в Кельне .

Ученики Лабана основали свои собственные школы современного танца, оказывая влияние на своих учеников на протяжении всего 20 века:

Работы и публикации

[ редактировать ]
  • (Без даты). Гармоничная теория движения (нем.). (Рукописная копия книги Рудольфа Лабана, сделанная Сильвией Бодмер) Лондон: Коллекция Лабана SB 48.
  • (1920). Die Welt des Taenzers [Мир танцоров] (немецкий). Штутгарт: Вальтер Зайферт. (3-е издание, 1926 г.)
  • (1926). Хореография: Первый выпуск (немецкий). Йена: Ойген Дидерихс.
  • (1926). Гимнастика и танцы (немецкий). Ольденбург: Задержка.
  • (1926). Детская гимнастика и танцы (немецкий). Ольденбург: Задержка.
  • (1928). Письменный танец: методика, орфография, пояснения (немецкий). Вена: Универсальное издание.
  • (1929). «Хореографический институт Лабана» в монографиях по обучению танцу и танцевальному телесному образованию (немецкий). Под редакцией Лизель Фройнд. Берлин-Шарлоттенбург: Л. Античность.
  • (1947). с ФК Лоуренс. Усилия: Экономика человеческого движения Лондон: Макдональд и Эванс. (4-е переиздание 1967 г.)
  • (1948). Современный обучающий танец . Лондон: Макдональд и Эванс. (2-е издание 1963 г., отредактировано Лизой Ульманн)
  • (1948). «Выступление президента на ежегодном общем собрании гильдии искусства движения Лабан». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 1 (апрель): 5–8.
  • (1950). Мастерство движения на сцене . Лондон: Макдональд и Эванс.
  • (1951). «Что побудило вас изучать движение? Ответил Р. Лабан». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 7 (сентябрь): 8–11.
  • (1952). «Искусство движения в школе». Информационный бюллетень Гильдии Искусства Движения Лабана . 8 (март): 10–16.
  • (1956). Принципы обозначения танцев и движений Лабана . Лондон: Макдональд и Эванс. (2-е издание 1975 г., аннотировано и отредактировано Родериком Ланге)
  • (1960). Мастерство движения . (2-е издание «Мастерства движения на сцене »), переработанное и дополненное Лизой Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс. (3-е издание, 1971 г. Лондон: Макдональд и Эванс) (1-е американское издание, 1971 г. Бостон: Пьесы) (4-е издание, 1980 г. Плимут, Великобритания: Northcote House)
  • (1966). Хоревтика . Аннотировано и отредактировано Лизой Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс.
  • (1974). Язык движения; Путеводитель по хоревтике . Аннотировано и отредактировано Лизой Ульманн. Бостон: Играет. (Американское издание Choreutics )
  • (1975). Жизнь для танца; Воспоминания . Перевод и аннотации Лизы Ульманн. Лондон: Макдональд и Эванс. (Оригинальный немецкий вариант опубликован в 1935 году.)
  • (1984). Видение динамического пространства . Составлено Лизой Ульманн. Лондон: Фалмер Пресс.
  1. ^ Старый источник (Сэмюэл Торнтон, Теория движения Лабана: новая перспектива , пьесы, 1971, стр. 3), в котором указано имя при рождении Аттила Лабан Резсо Керессо Сент Янош, считается дискредитированным и анекдотическим, согласно Сюзанне Вальтер, Танец смерти: Курт Йосс и Веймарские годы , Routledge, 2013, стр. 41 н. 11.
  2. ^ Jump up to: а б с д Войтек, Миклош (1999). «Корни Рудольфа Лабана в Братиславе» [Корни Рудольфа в Братиславе] (на венгерском языке). Братислава: Издательство «Каллиграмма» . Проверено 31 января 2022 г.
  3. ^ Дорр, Эвелин (2008). Рудольф Лабан, Танцор хрусталя . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 99–101. ISBN  9780810860070 .
  4. ^ Jump up to: а б Маккоу, Дик (2011). «Справочник по Лавану» . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж Тейлор и Фрэнсис. п. 1. ISBN  9780415543330 .
  5. ^ Леви Ф.Дж. (1988). «Анализ движений Лабана и танцевальная терапия в Соединенных Штатах». Танцевально-двигательная терапия: искусство исцеления (PDF) . Рестон, Вирджиния: Национальная танцевальная ассоциация . стр. 131–164. ISBN  0-88314-380-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2022 года – через Институт педагогических наук .
  6. ^ Эванс М. (2009). Тренировка движений для современного актера (PDF) . Нью-Йорк: Рутледж. п. 17. ISBN  9780203883549 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2018 года – через Университет Ковентри .
  7. ^ Ходжсон, Джон (2016). Освоение движения, жизнь и творчество Рудольфа Лабана . Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 17. ISBN  9781135860868 . Проверено 30 января 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б Дверь 2008 , стр. 24–45.
  9. ^ Jump up to: а б с Николас, Ларрейн (2007). Танцы в Утопии Бинстед, Англия: Танцевальные книги. стр. 100-1 36–41. ISBN  9781852731212 . Проверено 29 января 2022 г.
  10. ^ Саврами, Катя (2019). Прослеживая ландшафт танца в Греции . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 26–27. ISBN  9781527543331 .
  11. ^ Jump up to: а б с Дверь 2008 , стр. 67–68.
  12. ^ Ходжсон 2016 , с. 72.
  13. ^ Ринке, Ева (2015). Джозеф Пилатес, Биография [ Йозеф Пилатес, Биография ] (на немецком языке). Файбург-им-Брайсгау: Издательство Herder. стр. 96–97, 147, 173. ISBN.  9783451600425 . Проверено 31 января 2022 г.
  14. ^ Мэннинг, Сьюзен. «Переосмысление Лабана» - обзор Веры Малетич «Тело-пространство-выражение: развитие концепций движения и танца Рудольфа Лабана». Танцевальная хроника , Том. 11, № 2 (1988), стр. 315–320.
  15. Рудольф Лабан, «Мастера и работа в искусстве танца», German Dance Magazine, май 1936 г., цитируется в Хорсте Кеглере , «От выразительного танца к «движению хора» немецкого народа: Рудольф фон Лабан», в книге «Интеллектуалы под властью» Заклинания национал-социализма, изд. Карла Корино (Гамбург: Hoffmann & Campe, 1980), стр. 176.
  16. ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 244.
  17. ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 254.
  18. ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион, 2003 (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, стр. 256.
  19. ^ Карина, Лилиан и Кант, Мэрион (переводчик: Стейнберг, Джонатан). «Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх», Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books, 2003.
  20. ^ Престон-Данлоп, Валери. «Рудольф Лабан: Необыкновенная жизнь» (Dance Books, 1998) (особенно глава 9 «Нацификация культуры» и глава 10 «Выживание»).
  21. ^ Топфер, Карл Эрик (1997). Империя экстаза: нагота и движение в немецкой культуре тела, 1910–1935 гг . Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд: Издательство Калифорнийского университета. п. 315. ИСБН  9780520918276 .
  22. ^ Кью, Кэрол. «От хора Веймарского движения до танца нацистской общины: взлет и падение «Festkultur» Рудольфа Лабана». Исследования танца: Журнал Общества исследований танца , Vol. 17, № 2 (1999): стр. 73–96.
  23. ^ Престон-Данлоп 1998, стр. 201-203.
  24. ^ Престон-Данлоп 1998, с. 204.
  25. ^ Jump up to: а б с Маккоу 2011 , с. XVIII.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a586f76fcb7f5ef03193c2cc7636559__1722203940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/59/5a586f76fcb7f5ef03193c2cc7636559.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rudolf von Laban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)