Теодор Ройсс
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2015 г. ) |

Часть серии о |
Мартинизм |
---|
![]() |
Альберт Карл Теодор Ройсс (англ. Немецкий: [ʁɔɪs] ; 28 июня 1855 — 28 октября 1923) — Теодор Перегринус ( немецкий тантрический оккультист , масон , журналист, певец и глава Ordo Templi Orientis .
Ранние годы
[ редактировать ]Ройсс был сыном трактирщика Франца Ксавьера Ройсса и его жены Евы Барбары Маргарет Вагнер в Аугсбурге . В юности он был профессиональным певцом и был представлен Людвигу II Баварскому в 1873 году. Он принял участие в первом исполнении Вагнера » «Парсифаля в Байройте в 1882 году. Позже Ройсс стал корреспондентом газеты и часто путешествовал в этом качестве. в Англию, где он стал масоном в Пилджерской ложе № 238 Объединенной Великой Ложи Англии в 1876 году. [1] Он также провел там некоторое время в качестве журналиста и певца мюзик-холла под сценическим псевдонимом «Чарльз Теодор».
В 1876 году Ройсс женился на женщине на десять лет старше его, Дельфине Гарбуа из Дублина , и переехал в Мюнхен в 1878 году. Их брак был аннулирован из-за двоеженства (Hergemöller, 1998). У них был сын, Альберт Франц Теодор Ройсс -самоучка (1879–1958), зоолог , живший в Берлине (Кречак и Боле, 2008).
Полицейский шпион
[ редактировать ]В 1885 году в Англии Ройсс вступил в Социалистическую лигу . Он активно работал библиотекарем и министром труда. 7 мая 1886 года он был исключен как полицейский шпион, работавший на содержание прусской тайной полиции . Это происходило в сектантской атмосфере, с напряженностью между анархо-коммунистом Йозефом Пойкертом и бакунистом Виктором Дэйвом , где подобные обвинения часто выдвигались безосновательными. Однако это обвинение исходило от бельгийских социал-демократов и было выдвинуто здесь Генри Чарльзом . Пойкерт и Gruppe Autonomie опубликовали опровержение этих обвинений, появившихся в журнале Anarchist , который также обвинил Дэйва в шпионаже. Однако в феврале 1887 года Ройсс использовал ничего не подозревающего Пойкерта, чтобы выследить в Бельгии Иоганна Неве , контрабандиста оружия, который затем был арестован немецкой полицией.
Орден Восточного Храма
[ редактировать ]В 1880 году в Мюнхене он участвовал в попытке возродить Вейсгаупта Адама Баварский Орден Иллюминатов . Находясь в Англии, он подружился с Уильямом Винном Уэсткоттом , Верховным Магом Общества Розенкрейцеров в Англии и одним из основателей Герметического Ордена Золотой Зари . Уэсткотт предоставил Ройссу хартию Сведенборгианского Устава Масонства от 26 июля 1901 года и письмо-разрешение от 24 февраля 1902 года на основание Высшего Совета в Германии Общества Розенкрейцеров в Англии. Жерар Анкосс предоставил ему хартию от 24 июня 1901 года, назначавшую его Специальным инспектором Мартинистского Ордена в Германии. В 1888 году в Берлине он присоединился к Леопольду Энгелю из Дрездена , Максу Рану и Августу Вайнхольцу в еще одной попытке возродить Орден Иллюминатов. В 1895 году он начал обсуждать формирование Ordo Templi Orientis с Карлом Келлнером .
Дискуссии между Ройссом и Келлнером в то время не привели к каким-либо положительным результатам якобы потому, что Кельнер не одобрял связи Ройсса с Энгелем. По словам Ройсса, после его окончательного расставания с Энгелем в июне 1902 года Келлнер связался с ним, и они согласились приступить к созданию Ордена Восточных тамплиеров, добиваясь разрешений на проведение различных обрядов масонства высокого уровня.
Одним из таких контактов был французский оккультист и врач Жерар Анкосс (возможно, более известный под псевдонимом Папюс). Хотя он не был членом обычного масонского ордена, он основал два оккультных братства: Мартинистскую группу, l'Ordre des Superieurs Inconnus и Розенкрейцерский Каббалистический Орден Розы-Креста. Кроме того, он был членом Герметического Ордена Золотой Зари и епископом неогностической церкви l'Église Gnostique de France. Анкосс предоставил Ройссу хартию от 24 июня 1901 года, назначающую его специальным инспектором Мартинистского ордена в Германии. Он также помог Ройссу в формировании Гностико-католической церкви OTO, провозгласив EGC «ребенком» l'Église Gnostique de France, что связало EGC с французским неогностицизмом.
Тем временем Уэсткотт помог Ройссу связаться с английским масонским ученым Джоном Яркером (1833–1913). Вместе со своими соратниками Францем Хартманном и Генри Кляйном он активировал масонские обряды Мемфиса и Мицраима и филиал Шотландского обряда в Германии с помощью хартий Яркера. Ройсс получил письмо-патент в качестве Суверенного Великого Генерального Инспектора 33° Шотландского Устава Сернау от Яркера от 24 сентября 1902 года. В тот же день Яркер, судя по всему, выдал Ройссу, Францу Хартману и Генри Кляйну ордер на управление Суверенным Святилище 33°-95° шотландского, Мемфисского и Мицраимского обрядов. Оригинал документа не сохранился, но стенограмма этого ордера была опубликована в 1911 году в информационном бюллетене Ройсса «Орифламма» , публикация которого началась в 1902 году. 1 июля 1904 года Яркер издал хартию, подтверждающую полномочия Ройсса проводить указанные обряды; и Ройсс опубликовал стенограмму дополнительной подтверждающей хартии от 24 июня 1905 года. Ройсс и Келлнер вместе подготовили краткий манифест своего Ордена в 1903 году, который был опубликован в следующем году в Орифламма .
Когда Карл Келлнер умер в 1905 году, руководство Масонской академией OTO перешло к Ройссу, и он объединил под своим знаменем все остальные свои организации, превратив три степени Масонской академии, доступные только масонам, в последовательную, самостоятельную организацию. содержала систему посвящения, открытую как для мужчин, так и для женщин. Он обнародовал конституцию этого нового, расширенного ОТО 21 июня 1906 года в Лондоне (место его проживания с января 1906 года), а в следующем месяце провозгласил себя Внешним главой Ордена (ВГО). В том же году он опубликовал «Лингем-Йони» , который представлял собой немецкий перевод работы Харгрейва Дженнингса « Фаллизм» , и выдал ордер Рудольфу Штайнеру (1861–1925, который в то время был генеральным секретарем немецкого отделения Теософского общества). ), что сделало его заместителем Великого Магистра подчиненного Ордена ОТО/Мемфиса/Мицраима и Великого Совета под названием «Mystica Aeterna» в Берлине. [ нужна ссылка ] . Штайнер основал Антропософское общество в 1912 году и прекратил сотрудничество с Ройссом в 1914 году.
24 июня 1908 года Ройсс присутствовал на «Международной масонской и спиритуалистической конференции» Анкосса в Париже. На этой конференции Ройсс возвел Анкосса в X° Гностической католической церкви ОТО и вручил ему патент на учреждение «Верховного Великого Генерального совета унифицированных обрядов древнего и примитивного масонства Великого Востока Франции и ее зависимых территорий в Париже». Возможно, он получил взамен некоторую авторитетную должность в Католической Гностической церкви. Ройсс также назначил доктора Арнольда Крумм-Хеллера (Уиракоча, 1879–1949) своим официальным представителем в Латинской Америке.
Встреча с Алистером Кроули
[ редактировать ]Живя в Лондоне, Ройсс познакомился с Алистером Кроули . В 1910 году он присвоил Кроули VII° ОТО (поскольку Кроули получил 33° от Дона Хесуса Медины в нерегулярной ложе Шотландского Устава в Мехико), а в 1912 году он присвоил ему IX° и назначил его. Национальный Великий Магистр X° ОТО в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии согласно хартии от 1 июня 1912 года. Назначение Кроули включало в себя власть над англоязычным обрядом низших (масонских) степеней ОТО, которому было присвоено название Мистерия. Мистика Максима , или М∴М∴М∴. В 1913 году Кроули издал Конституцию M∴M∴M∴ и Манифест M∴M∴M∴, который он впоследствии переработал и опубликовал как Liber LII (52), Манифест OTO . В 1913 году Кроули написал Liber XV Ройсса , Гностическая месса для гностической католической церкви . свою мистерию «Корабль» (1913) и сборник стихов « Большой палец гиганта» Кроули также посвятил Ройссу (1915). В 1913 году он стал Великим Магистром Устав Мемфиса-Мисраима которой ранее входили революционеры Луи Блан и Джузеппе Гарибальди — масонская группа, в состав .
В 1914 году, в начале Первой мировой войны , Ройсс покинул Англию и вернулся в Германию. Некоторое время он работал в Красном Кресте в Берлине, затем, в 1916 году, переехал в Базель , Швейцария. Находясь там, он основал «Анациональную Великую Ложу и Мистический Храм» ОТО и Герметическое Братство Света в Монте Верита , утопической коммуне недалеко от Асконы, основанной в 1900 году Анри Оденковеном и Идой Хофманн , которая функционировала как центр прогрессивного подполья. . 22 января 1917 года Ройсс опубликовал манифест этой Национальной Великой Ложи, который назывался «Verità Mystica». В тот же день он опубликовал пересмотренную Конституцию ОТО 1917 года (в значительной степени основанную на Конституции МММ Кроули 1913 года) с приложенным «Кратким обзором степеней» и сокращенным «Посланием Мастера Териона». Ройсс провел «Национальный конгресс по организации реконструкции общества на основе практического сотрудничества» в Монте Верита 15–25 августа 1917 года. Этот Конгресс включал чтение стихов Кроули (22 августа) и чтение Гностической мессы Кроули (24 августа). ). 24 октября 1917 года Ройсс основал ложу ОТО «Libertas et Fraternitas» в Цюрихе. Позднее эта ложа перешла под масонскую юрисдикцию Великая Ложа Альпина Швейцарии .
В 1918 году Ройсс опубликовал свой немецкий перевод Гностической мессы Кроули. В примечании в конце перевода Liber XV он называл себя одновременно Верховным Патриархом и Примасом Гностической Католической Церкви и Гностическим Легатом в Швейцарии. из Eglise Gnostique Universelle, признав Жана Брико (1881–1934) Суверенным Патриархом этой церкви. Выпуск этого документа можно рассматривать как рождение Телемитской ЭГК как независимой организации под эгидой ОТО, с Ройссом в качестве ее первого Патриарха.
Ройсс был явно впечатлен Телемой . Гностическая месса Кроули, которую Ройсс перевел на немецкий язык и прочитал на своем Национальном конгрессе в Монте Верита, представляет собой явно телемитский ритуал. В недатированном письме Кроули (полученном в 1917 году) Ройсс с волнением сообщил, что он прочитал «Послание Мастера Териона» собранию в Монте Верита и что он переводит «Книгу Закона» на немецкий язык. Он добавил: «Пусть эта новость воодушевит вас! Мы живем вашей Работой!!!»
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Ройсс покинул Монте Верита незадолго до ноября 1918 года. 10 мая 1919 года Ройсс выдал документ «Показатель дружбы» Мэтью Макблейну Томсону , основателю злополучной «Американской масонской федерации». 18 сентября 1919 года Ройсс был повторно рукоположен Брико, получив таким образом «Антиохийскую преемственность», и повторно назначен «гностическим легатом» в Швейцарию для Église Gnostique Universelle Брико. В 1920 году Оденковен и Хофман покинули Монте Верита, чтобы основать вторую колонию в Бразилии, а Ройсс опубликовал документ под названием « Программа строительства и руководящие принципы гностических неохристиан: ОТО».
17 июля 1920 года он присутствовал на конгрессе «Всемирной федерации универсального масонства» в Цюрихе , который длился несколько дней. Ройсс при поддержке Брико выступал за принятие религии Гностической мессы Кроули в качестве «официальной религии для всех членов Всемирной федерации универсального масонства, владеющих 18° Шотландского Устава». Усилия Ройсса в этом отношении не увенчались успехом, и он покинул Конгресс после первого дня. 10 мая 1921 года Ройсс выдал Хартии X° Чарльзу Стансфельду Джонсу и Генриху Тренкеру , чтобы они служили Великими Магистрами США и Германии соответственно. 30 июля 1921 года Ройсс издал еще один документ «Показатель дружбы», на этот раз Х. Спенсеру Льюису , основателю AMORC , Сан-Хосе, Калифорния организации, базирующейся в розенкрейцерской . Ройсс вернулся в Германию в сентябре 1921 года и поселился в Мюнхене.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Есть некоторые основания полагать, что Ройсс весной 1920 года перенес инсульт, но это не совсем точно. Кроули писал У.Т. Смиту в марте 1943 года: «Покойный ОГО, после первого приступа паралича, впал в панику по поводу проводимой работы... Он спешно выдал почетные дипломы Седьмой степени разным людям, некоторые из которых не имели вообще ни на что права, а некоторые из них были всего лишь дешевыми мошенниками». Вскоре после назначения его вице-королем Австралии Кроули, судя по всему, переписывался со своим другом Фрэнком Беннеттом и обсуждал с ним свои сомнения по поводу продолжающейся способности Ройсса эффективно управлять Орденом.
Судя по всему, Ройсс обнаружил переписку; 9 ноября 1921 года он написал Кроули гневный, оборонительный ответ, в котором он, по-видимому, дистанцировал себя и О.Т.О. от Телемы, которую, как показано выше, он ранее поддерживал. Кроули ответил на письмо Ройсса 23 ноября 1921 года и заявил в своем письме: «Я желаю стать OHO и Братом-Настоятелем Ордена и воспользоваться вашим отречением — провозгласить себя таковым». Он подписал письмо « Бафомет OHO». Ответ Ройсса не сохранился, но Кроули рассказывает в своей «Исповеди» , что Ройсс «подал в отставку с поста [OHO] в 1922 году в мою пользу».
Однако не похоже, что Кроули ждал ответа Ройсса, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей. В дневниковой записи от 27 ноября 1921 года Кроули написал: «Я провозгласил себя Высшим Братом ОГО Ордена Восточных Тамплиеров». Ройсс умер 28 октября 1923 года. В письме Генриху Тренкеру от 14 февраля 1925 года Кроули заявил следующее: «Ройсс был очень неуверенным по характеру и во многих отношениях ненадежным. хватку, даже обвиняя Книгу Закона в коммунистических тенденциях, чем это утверждение не могло бы быть более абсурдным. Однако кажется, что он, должно быть, в некоторой степени правильно управлялся, поскольку он назначил вас и брата Ахада ( Чарльз Стэнсфельд Джонс ) и назначив меня в своем последнем письме своим преемником». В письме Чарльзу Стэнсфельду Джонсу, датированному Солнцем в Козероге , XX год (декабрь 1924 – январь 1925), Кроули сказал: «В последнем письме ОГО ко мне он пригласил меня стать его преемником на посту ОГО и Брата Высшего». Письмо Ройсса о назначении Кроули своим преемником на посту OHO не было найдено, но не появилось никакой достоверной документации, которая бы указывала на то, что Ройсс когда-либо назначал какого-либо альтернативного преемника.
Публикации
[ редактировать ]Работы Ройсса включают:
- Брачный вопрос с анархической точки зрения (1887);
- Тайны иллюминатов (1894 г.);
- История Ордена иллюминатов (1896 г.);
- Что нужно знать о масонстве? (1901);
- Что такое оккультизм и как обрести оккультные способности? (1903);
- Что нужно знать о Рихарде Вагнере и его звуковых драмах? (1903);
- Общий статут Ордена Восточных тамплиеров ОТО (1906 г.);
- лингам йони; или тайны гендерного культа (1906);
- «Парсифаль и раскрытая тайна Грааля» (1914);
- Конституция Древнего Ордена Восточных Тамплиеров (1917 г.);
- Программа развития и принципы гностических неохристиан (1920 г.);
- Гностическая месса» (1920).
Он также опубликовал множество статей в своем периодическом журнале «Орифламма» (1902–1914).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бесплатная энциклопедия Телемы . Теодор Ройсс . Проверено 24 мая 2005 г.
- Сабазиус X. Доктор Теодор Ройсс . Проверено 5 декабря 2022 г.
- Хергемёллер, Б.-У.; Мужчина для мужчины: биографический лексикон по истории любви между друзьями и мужской сексуальности в немецкоязычном регионе . Гамбург: HerrenschwarmSkript-Verlag 1998. 911 стр.
- Хау, Эллик; «Теодор Ройсс: Нерегулярное масонство в Германии, 1900-23» в Ars Quatuor Coronati , февраль 1978 г. , интернет-издание
- Кинг, Питер-Роберт; Феномен ОТО, ARW , Мюнхен, 1994 г.
- Кречак Л. и Боле Д. (2008) «Эксцентричный гадюка: заметка о жизни и творчестве Альберта Франца Теодора Ройсса (1879–1958)». Герпетологический вестник , 103: 1–10.
- Мерлин-Пилигрим (Теодор Ройсс); INRI, OTO, Ecclesiae Gnosticae Catholicae, Canon Massae, Die Gnostische Messe [1918], частное издание Oriflamme 1920, перевод Маркуса М. Юнгкурта
- Мёллер, Хельмут и Эллик Хоу; Мерлин Перегринус, из подземелья Запада , Кенигхаузен и Нойманн, Вюрцбург, 1986 г.
- Ройсс, Теодор; Конституция INRI Древнего Ордена Восточных Тамплиеров, OTO, Ordo Templi Orientis, с введением и кратким описанием степеней OTO , 1917 г.
- Ройсс, Теодор; Ordo Templi Orientis — Герметическое Братство Света. Национальная Великая Ложа и Мистический Храм: «Верита Мистика» или Аскона . Манифест, Аскона, Швейцария, 1917 г.
- Ройсс, Теодор; INRI Программа строительства и руководящие принципы гностических неохристиан, OTO , 1920 г.
- Ройсс, Теодор; Введение в Лингхем-Йони (Фаллизм, Харгрейв Дженнингс) , Верлаг Вильссон, Берлин, 1906 г.
- Шепард, Лесли (ред.); Энциклопедия оккультизма и парапсихологии , 2-е изд., Gale Research Co., Детройт, Мичиган, 1984 г.
- Саймондс, Джон и Грант, Кеннет, ред.; Волшебная запись зверя 666 , Дакворт, Лондон, 1972 г.
- Специфический
- ^ «Альберт Карл Теодор Ройсс» . Великая Ложа Британской Колумбии и Юкона . 2 июля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Теодором Ройссом, в Wikiquote
- 1855 рождений
- 1923 смерти
- Немецкие оккультисты
- Немецкие масоны
- Немецкие журналисты
- Немецкие журналисты-мужчины
- Немецкие певцы-мужчины
- Немецкие писатели-оккультисты
- Масоны Объединенной Великой Ложи Англии
- Члены Ордена Восточного Храма
- Музыканты из Аугсбурга
- Члены Социалистической лиги (Великобритания, 1885 г.)
- Немецкие поэты-мужчины
- Немецкие писатели XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Оккультисты XIX века
- Писатели из Аугсбурга