Jump to content

Генрих Корнелий Агриппа

Генрих Корнелий Агриппа
Гравюра Теодора де Бри, 1598 г.
Рожденный 14 сентября 1486 г.
Умер 18 февраля 1535 г. (1535-02-18) (48 лет)
Альма-матер Кёльнский университет
Род занятий Писатель- оккультист , теолог , врач , юрист и солдат.

фон ( / əˈɡrɪpə ɡ; / Генрих Корнелиус Агриппа Неттесгейм Немецкий: [aˈgʀɪpa] ; 14 сентября 1486 — 18 февраля 1535) — немецкий эпохи Возрождения эрудит , врач, учёный-правовед, солдат, рыцарь, теолог и писатель -оккультист . Агриппы, «Три книги оккультной философии» опубликованные в 1533 году, во многом опирались на каббалу , герметизм и неоплатонизм . Его книга имела широкое влияние среди эзотериков раннего Нового времени и была осуждена как ересь инквизитором Кёльна. [1]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Агриппа родился в Неттесхайме, недалеко от Кельна , 14 сентября 1486 года в семье среднего дворянина. [2] Многие члены его семьи находились на службе у Дома Габсбургов . [3] Агриппа учился в Кёльнском университете с 1499 по 1502 год (13–16 лет), когда получил степень магистра искусства . [2] Кельнский университет был одним из центров томизма , а факультет искусств был разделен между доминирующими томистами и альбертистами . Вполне вероятно, что интерес Агриппы к оккультизму возник из-за влияния альбертистов. [4] Сам Агриппа назвал Альберта » «Зеркало одним из своих первых оккультных учебных текстов. [4] Позже он учился в Париже , где, по всей видимости, принимал участие в тайном обществе, занимавшемся оккультизмом. [2]

Военная карьера

[ редактировать ]

В 1508 году Агриппа отправился в Испанию, чтобы работать наёмником . [2] Он продолжил свое путешествие через Валенсию , Балеарские острова , Сардинию , Неаполь , Авиньон и Лион . [2] Он служил капитаном в армии Максимилиана I , императора Священной Римской империи, который присвоил ему титул Риттера (рыцаря). [2]

Академическая карьера

[ редактировать ]

Академическая карьера Агриппы началась в 1509 году, получив покровительство Маргариты Австрийской , губернатора Франш-Конте , и Антуана де Вержи, архиепископа Безансона и канцлера Университета Доля . [4] Ему была предоставлена ​​возможность читать в университете курс лекций по книге иврита Иоганна Рейхлина De verbo mirifico . [4] В Доле Агриппа написал De nobilitate et praecellentia foeminae sexus («О благородстве и превосходстве женского пола»), работу, целью которой было доказать превосходство женщин с использованием каббалистических идей. [2] [4] Вероятно, книга была предназначена для того, чтобы произвести впечатление на Маргарет. [4] Лекции Агриппы привлекли внимание, и благодаря им ему была присвоена степень доктора богословия. [2] приор Жан Катилине осудил его Однако францисканский как « иудаизирующего еретика» и был вынужден покинуть Доль в 1510 году. [2]

Зимой 1509–1510 гг. Агриппа вернулся в Германию и учился у гуманиста Иоганна Тритемия в Вюрцбурге . [2] 8 апреля 1510 года он посвятил неопубликованный тогда первый вариант « De occulta philosophia» («Об оккультной философии») Тритемию, который рекомендовал Агриппе хранить в секрете свои оккультные исследования. [2] Направляясь в Нидерланды, он снова поступил на службу к Максимилиану. В 1510 году король отправил Агриппу с дипломатической миссией в Англию, где он был гостем гуманиста и платоника Джона Колета , настоятеля собора Святого Павла , и где ответил на обвинения, выдвинутые против него Катилинетом ( Expostulatio super Expositione sua in librum De verbo mirifico ). [3] [2] В ответ он утверждал, что его христианская вера не является несовместимой с его пониманием еврейской мысли, написав: «Я христианин, но мне не неприятны еврейские раввины». [2] Затем Агриппа вернулся в Кельн и выступил с диспутами на богословском факультете университета. [2]

Агриппа последовал за Максимилианом в Италию в 1511 году и в качестве богослова присутствовал на раскольническом соборе в Пизе (1512 год), который был созван некоторыми кардиналами в противовес собору, созванному Папой Юлием II . Он оставался в Италии в течение семи лет, частично на службе у Вильгельма IX, маркиза Монферратского , а частично на службе у Карла III, герцога Савойского , вероятно, занимаясь преподаванием теологии и медицинской практикой. [3] Во время своего пребывания в северной Италии Агриппа познакомился с Агостино Риччи и, возможно, с Паоло Риччи , а также изучал работы философов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола , а также каббалу . [2] В 1515 году он читал в Павийском университете лекции по « Пимандру» Гермеса Трисмегиста , но эти лекции были внезапно прекращены из-за побед Франциска I, короля Франции . [3]

Офорт Генриха Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского

В 1518 году усилиями того или иного из его покровителей Агриппа получил должность городского адвоката и оратора, или синдика , в Меце . Здесь, как и в Доле, его мнения вскоре привели его к столкновению с монахами, а его защита женщины, обвиненной в колдовстве, вовлекла его в спор с инквизитором Николасом Савином. Следствием этого было то, что в 1520 году он оставил свой пост и вернулся в Кельн, где пробыл около двух лет. Затем он некоторое время практиковал врачом в Женеве и Фрайбурге , но в 1524 году отправился в Лион, где был назначен врачом Луизы Савойской , матери Франциска I. В 1528 году он оставил эту должность и примерно в это же время был приглашен принять участие в споре о законности развода Екатерины Арагонской с Генрихом VIII ; но он предпочел предложение Маргариты, герцогини Савойской и регента Нидерландов, и стал архивариусом и историографом императора Карла V. [3]

Смерть Маргариты в 1530 г. ослабила его позиции, а публикация примерно в то же время некоторых его сочинений вновь возбудила ненависть его врагов; но после недолгого заключения за долги в Брюсселе он жил в Кельне и Бонне , под защитой Германа Вида , архиепископа Кельна. Публикуя свои произведения, он вступил в антагонизм с инквизицией , которая стремилась остановить издание De occulta philosophia . Затем он отправился во Францию, где был арестован по приказу Франциска I за некоторые пренебрежительные слова в адрес королевы-матери; но вскоре он был освобожден и 18 февраля 1535 года умер в Гренобле . Он был женат трижды и имел большую семью. [3]

Во время своих странствий по Германии, Франции и Италии Агриппа работал теологом, врачом, юристом и солдатом. [ нужна ссылка ] Агриппа какое-то время находился на службе у Максимилиана I , вероятно, в качестве солдата в Италии, но посвятил свое время в основном изучению оккультных наук и проблемным богословско-правовым вопросам, которые подвергали его различным гонениям на протяжении всей жизни, обычно в способ, описанный выше: его будут в частном порядке обвинять в том или ином виде ереси. Он ответил ядом только значительно позже (Науэрт эффективно демонстрирует эту закономерность).

Не существует никаких доказательств того, что Агриппу серьезно обвиняли, а тем более преследовали, за его интерес к магическим или оккультным искусствам или их практику при жизни, хотя было известно, что он выступал против преследования ведьм. [5] Конечно, невозможно цитировать отрицательно, но Нойерт, лучшее биобиблиографическое исследование на сегодняшний день, не обнаруживает никаких признаков такого преследования, а тщательное исследование Ван дер Поэлем различных нападок позволяет предположить, что они были основаны на совершенно других богословских основаниях. .

Недавние ученые (см. «Дальнейшую литературу» ниже, у Лериха, Науэрта и Ван дер Поэля) в целом согласны с тем, что это неприятие магии не то, чем кажется: Агриппа никогда не отвергал магию во всей ее полноте, но он действительно отказался от своей ранней рукописи «Магия». Оккультная философия – должна быть заменена более поздней формой. [а]

В Третьей книге «Оккультной философии» Агриппа завершает:

Но о магии я написал, когда был очень молод, три большие книги, которые я назвал «Оккультной философии», в которых то, что тогда было ошибочным из-за любопытства моей юности, теперь, когда меня больше советуют, готов отказаться этим отречением; Раньше я тратил много времени и денег на эту суету. Наконец я стал настолько мудрым, что смог отговорить других от этого разрушения. Ибо кто не в истине, ни в силе Божией, но в обольщениях бесовских, по действию злых духов дерзает прорицать и пророчествовать и практикует посредством магических сует, изгнаний нечистой силы, заклинаний и других бесовских дел и обманов идолопоклонства, хвастовства заблуждениями и фантазмами, вскоре прекращающимися, хвастающихся тем, что они могут творить чудеса, я говорю, что все они вместе с Янном, Жамбрем и Симоном Волхвом будут обречены на муки вечного огня. [6]

По словам его ученика Иоганна Вейера , в книге 1563 года De praestigiis daemonum Агриппа умер Гренобле. в [7]

Работает

[ редактировать ]
Гравюра на дереве портрет Агриппы

Агриппа, пожалуй, наиболее известен своими книгами.

De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva Декламация, атакующая неопределенность и тщеславие наук и искусств» , 1526 г.; напечатано в Кельне в 1527 г.), скептическая сатира на печальное состояние науки. Эта книга, значительное произведение возрождения пирронового скептицизма в его фидеистической форме, должна была оказать значительное влияние на таких мыслителей и писателей, как Монтень , Декарт и Гете . [ нужна ссылка ]

пола , Декламация о благородстве и превосходстве женского 1529 г. [8] ), книга, провозглашающая теологическое и моральное превосходство женщин. Издание с английским переводом, Лондон, 1652 г. [9]

De occulta philosophia libri tres ( «Три книги об оккультной философии» , книга 1 напечатана в Париже в 1531 году; книги 2–3 в Кельне в 1533 году). Эта сумма оккультной и магической мысли, самая важная во многих отношениях работа Агриппы, искала решение скептицизма, предложенного в De vanitate . Короче говоря, Агриппа выступал за синтетическое видение магии, согласно которому мир природы сочетался с небесным и божественным посредством неоплатонического участия, так что обычно законная природная магия фактически подтверждалась своего рода демонической магией, исходящей в конечном итоге от Бога. Таким образом, Агриппа предложил магию, которая могла бы решить все эпистемологические проблемы, возникающие из-за скептицизма, в целях полного подтверждения христианской веры. [ нужна ссылка ]

Одним из примеров текста, не особенно показательным для его более широкого содержания, является анализ Агриппы лечения малярии травами в числовых выражениях:

доктор, составил прекрасную книгу о достоинствах чисел Рабан также, знаменитый : ибо он противостоит ядам силой числа пять; также отгоняет провалы, способствует искуплению; и один лист его, принятый дважды в день с вином, излечивает лихорадку одного дня: три - трехдневную лихорадку, четыре - четырехдневную. четыре зерна семени Турнизола Подобным же образом выпитые излечивают квартан, а три — третин. Подобным же образом Вервин, как говорят, вылечивает Фиверса, напившись вина, если его вырезать в третиях из третьей суставной части, в четверти - из четвертой. [ нужна ссылка ]

Книга оказала большое влияние на таких более поздних магических мыслителей, как Джордано Бруно и Джон Ди . Книга (чей ранний проект, сильно отличающийся от окончательной формы, распространялся в рукописи задолго до публикации) часто цитируется при обсуждении Альбрехта Дюрера знаменитой гравюры «Меланхолия I» (1514 г.).

поддельную Четвертую книгу оккультной философии , иногда называемую «О магических церемониях Ему также приписывают »; эта книга впервые появилась в Марбурге в 1559 году и не считается, что она была написана Агриппой. [10]

Современные издания

[ редактировать ]

Три книги по оккультной философии

  • Компаньи, Виттория Перроне, изд. (1992). De occulta philosophia libri tres (на латыни). Лейден и Бостон: Брилл. ISBN  90-04-09421-0 .
  • Де Лоуренс, LW , изд. (1913). Философия естественной магии . Перевод Джеймса Фрика. Чикаго, Иллинойс: Компания де Лоуренс. Забронируйте только один .
  • Шеперд, Лесли, изд. (1974). Философия естественной магии . Перевод Джеймса Фрика. Университетские книги. ISBN  0-82160-218-7 . Забронируйте только один .
  • Тайсон, Дональд, изд. (2005). Три книги оккультной философии . Перевод Джеймса Фрика. Ллевелин по всему миру. ISBN  0-87542-832-0 .

Другие работы

  • Данн, Кэтрин М., изд. (1974). О тщеславии и неопределенности искусств и наук . Перевод Джеймса Сэнфорда. Нортридж, Калифорния: Фонд Калифорнийского государственного университета. ASIN   B0006CM0SW .
  • Мэттон, Сильвен, изд. (2014). De Arte Chimica [ Об алхимии ]. Перевод Сильвена Маттона. Париж: СЕХА. ISBN  978-88-7252-337-7 .
  • Рабиль, Альберт младший, изд. (1996). Декламация о благородстве и превосходстве женского пола . Перевод Альберта Рабиля-младшего. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-01059-7 .
  • Уорик, Тарл, изд. (2016). Женское превосходство: гениальный дискурс . Перевод независимой издательской платформы HC CreateSpace. ISBN  978-1-53532-532-5 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перроне Компаньи (2000) , с. 171: «Как христианский маг, Агриппа думает, что угроза адского огня угрожает не ему самому, а скорее шарлатанам, невежественным и «демоническим» магам, короче говоря, тем, кто не возрождается и занимается наукой посредством замена поддержки веры уступкой мятежного разума. Поэтому палинод Агриппы в его ранних любопытствах к магии ни в коем случае не является глобальным отказом, но признанием ограниченности его первого проекта, который не учитывал должным образом религиозные корни. реформы магии».

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Агриппа фон Неттесгейм, Генрих Корнелиус (1652) [1529]. Слава женщин [Декларация благородства и прецелленции четырех полов] . Перевод Эдварда Флитвуда. Лондон: Напечатано для Роберта Иббитсона . Получено 0 января 2023 г.
  • Агриппа фон Неттесхайм, Генрих Корнелиус (1993). Тайсон, Дональд (ред.). Три книги оккультной философии . Перевод Джеймса Фрика. Публикации Ллевеллина. ISBN  978-0875428321 .
  • Бейли, Майкл Д.; Даррант, Джонатан (2012). Исторический словарь колдовства . Пугало Пресс. ISBN  978-0810872455 .
  • Драббл, Маргарет, изд. (2000). Оксфордский справочник по английской литературе (6-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-866244-0 .
  • Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0195320992 .
  • Перроне Компаньи, Виттория (2000). « Дисперса Намерение». Алхимия, магия и скептицизм у Агриппы». Ранняя наука и медицина . 5 (2): 160–77. дои : 10.1163/157338200X00164 . JSTOR   4130474 .
  • Валенте, Микаэла (2006). «Агриппа, Генрих Корнелий». В Ханеграафе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден/Бостон: Брилл. ISBN  978-9004152311 .
  • Уэйт, AE (1913). Книга Церемониальной Магии . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Вейер, Джон (1998) [1563]. Коль, Бенджамин Г. (ред.). О колдовстве: сокращенный перевод книги Иоганна Вейера «Praestigiis Daemonum» . Пегас Пресс. ISBN  978-1889818023 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 057ece1d5aec45be7d5920e4af2aea51__1719099360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/51/057ece1d5aec45be7d5920e4af2aea51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heinrich Cornelius Agrippa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)