Генрих Корнелий Агриппа
Генрих Корнелий Агриппа | |
---|---|
Рожденный | 14 сентября 1486 г. |
Умер | 18 февраля 1535 г. | (48 лет)
Альма-матер | Кёльнский университет |
Род занятий | Писатель- оккультист , теолог , врач , юрист и солдат. |
фон ( / əˈɡrɪpə ɡ; / Генрих Корнелиус Агриппа Неттесгейм Немецкий: [aˈgʀɪpa] ; 14 сентября 1486 — 18 февраля 1535) — немецкий эпохи Возрождения эрудит , врач, учёный-правовед, солдат, рыцарь, теолог и писатель -оккультист . Агриппы, «Три книги оккультной философии» опубликованные в 1533 году, во многом опирались на каббалу , герметизм и неоплатонизм . Его книга имела широкое влияние среди эзотериков раннего Нового времени и была осуждена как ересь инквизитором Кёльна. [1]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Агриппа родился в Неттесхайме, недалеко от Кельна , 14 сентября 1486 года в семье среднего дворянина. [2] Многие члены его семьи находились на службе у Дома Габсбургов . [3] Агриппа учился в Кёльнском университете с 1499 по 1502 год (13–16 лет), когда получил степень магистра искусства . [2] Кельнский университет был одним из центров томизма , а факультет искусств был разделен между доминирующими томистами и альбертистами . Вполне вероятно, что интерес Агриппы к оккультизму возник из-за влияния альбертистов. [4] Сам Агриппа назвал Альберта » «Зеркало одним из своих первых оккультных учебных текстов. [4] Позже он учился в Париже , где, по всей видимости, принимал участие в тайном обществе, занимавшемся оккультизмом. [2]
Военная карьера
[ редактировать ]В 1508 году Агриппа отправился в Испанию, чтобы работать наёмником . [2] Он продолжил свое путешествие через Валенсию , Балеарские острова , Сардинию , Неаполь , Авиньон и Лион . [2] Он служил капитаном в армии Максимилиана I , императора Священной Римской империи, который присвоил ему титул Риттера (рыцаря). [2]
Академическая карьера
[ редактировать ]Часть серии о |
Герметизм |
---|
Академическая карьера Агриппы началась в 1509 году, получив покровительство Маргариты Австрийской , губернатора Франш-Конте , и Антуана де Вержи, архиепископа Безансона и канцлера Университета Доля . [4] Ему была предоставлена возможность читать в университете курс лекций по книге иврита Иоганна Рейхлина De verbo mirifico . [4] В Доле Агриппа написал De nobilitate et praecellentia foeminae sexus («О благородстве и превосходстве женского пола»), работу, целью которой было доказать превосходство женщин с использованием каббалистических идей. [2] [4] Вероятно, книга была предназначена для того, чтобы произвести впечатление на Маргарет. [4] Лекции Агриппы привлекли внимание, и благодаря им ему была присвоена степень доктора богословия. [2] приор Жан Катилине осудил его Однако францисканский как « иудаизирующего еретика» и был вынужден покинуть Доль в 1510 году. [2]
Зимой 1509–1510 гг. Агриппа вернулся в Германию и учился у гуманиста Иоганна Тритемия в Вюрцбурге . [2] 8 апреля 1510 года он посвятил неопубликованный тогда первый вариант « De occulta philosophia» («Об оккультной философии») Тритемию, который рекомендовал Агриппе хранить в секрете свои оккультные исследования. [2] Направляясь в Нидерланды, он снова поступил на службу к Максимилиану. В 1510 году король отправил Агриппу с дипломатической миссией в Англию, где он был гостем гуманиста и платоника Джона Колета , настоятеля собора Святого Павла , и где ответил на обвинения, выдвинутые против него Катилинетом ( Expostulatio super Expositione sua in librum De verbo mirifico ). [3] [2] В ответ он утверждал, что его христианская вера не является несовместимой с его пониманием еврейской мысли, написав: «Я христианин, но мне не неприятны еврейские раввины». [2] Затем Агриппа вернулся в Кельн и выступил с диспутами на богословском факультете университета. [2]
Агриппа последовал за Максимилианом в Италию в 1511 году и в качестве богослова присутствовал на раскольническом соборе в Пизе (1512 год), который был созван некоторыми кардиналами в противовес собору, созванному Папой Юлием II . Он оставался в Италии в течение семи лет, частично на службе у Вильгельма IX, маркиза Монферратского , а частично на службе у Карла III, герцога Савойского , вероятно, занимаясь преподаванием теологии и медицинской практикой. [3] Во время своего пребывания в северной Италии Агриппа познакомился с Агостино Риччи и, возможно, с Паоло Риччи , а также изучал работы философов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола , а также каббалу . [2] В 1515 году он читал в Павийском университете лекции по « Пимандру» Гермеса Трисмегиста , но эти лекции были внезапно прекращены из-за побед Франциска I, короля Франции . [3]
В 1518 году усилиями того или иного из его покровителей Агриппа получил должность городского адвоката и оратора, или синдика , в Меце . Здесь, как и в Доле, его мнения вскоре привели его к столкновению с монахами, а его защита женщины, обвиненной в колдовстве, вовлекла его в спор с инквизитором Николасом Савином. Следствием этого было то, что в 1520 году он оставил свой пост и вернулся в Кельн, где пробыл около двух лет. Затем он некоторое время практиковал врачом в Женеве и Фрайбурге , но в 1524 году отправился в Лион, где был назначен врачом Луизы Савойской , матери Франциска I. В 1528 году он оставил эту должность и примерно в это же время был приглашен принять участие в споре о законности развода Екатерины Арагонской с Генрихом VIII ; но он предпочел предложение Маргариты, герцогини Савойской и регента Нидерландов, и стал архивариусом и историографом императора Карла V. [3]
Смерть Маргариты в 1530 г. ослабила его позиции, а публикация примерно в то же время некоторых его сочинений вновь возбудила ненависть его врагов; но после недолгого заключения за долги в Брюсселе он жил в Кельне и Бонне , под защитой Германа Вида , архиепископа Кельна. Публикуя свои произведения, он вступил в антагонизм с инквизицией , которая стремилась остановить издание De occulta philosophia . Затем он отправился во Францию, где был арестован по приказу Франциска I за некоторые пренебрежительные слова в адрес королевы-матери; но вскоре он был освобожден и 18 февраля 1535 года умер в Гренобле . Он был женат трижды и имел большую семью. [3]
Во время своих странствий по Германии, Франции и Италии Агриппа работал теологом, врачом, юристом и солдатом. [ нужна ссылка ] Агриппа какое-то время находился на службе у Максимилиана I , вероятно, в качестве солдата в Италии, но посвятил свое время в основном изучению оккультных наук и проблемным богословско-правовым вопросам, которые подвергали его различным гонениям на протяжении всей жизни, обычно в способ, описанный выше: его будут в частном порядке обвинять в том или ином виде ереси. Он ответил ядом только значительно позже (Науэрт эффективно демонстрирует эту закономерность).
Не существует никаких доказательств того, что Агриппу серьезно обвиняли, а тем более преследовали, за его интерес к магическим или оккультным искусствам или их практику при жизни, хотя было известно, что он выступал против преследования ведьм. [5] Конечно, невозможно цитировать отрицательно, но Нойерт, лучшее биобиблиографическое исследование на сегодняшний день, не обнаруживает никаких признаков такого преследования, а тщательное исследование Ван дер Поэлем различных нападок позволяет предположить, что они были основаны на совершенно других богословских основаниях. .
Недавние ученые (см. «Дальнейшую литературу» ниже, у Лериха, Науэрта и Ван дер Поэля) в целом согласны с тем, что это неприятие магии не то, чем кажется: Агриппа никогда не отвергал магию во всей ее полноте, но он действительно отказался от своей ранней рукописи «Магия». Оккультная философия – должна быть заменена более поздней формой. [а]
В Третьей книге «Оккультной философии» Агриппа завершает:
Но о магии я написал, когда был очень молод, три большие книги, которые я назвал «Оккультной философии», в которых то, что тогда было ошибочным из-за любопытства моей юности, теперь, когда меня больше советуют, готов отказаться этим отречением; Раньше я тратил много времени и денег на эту суету. Наконец я стал настолько мудрым, что смог отговорить других от этого разрушения. Ибо кто не в истине, ни в силе Божией, но в обольщениях бесовских, по действию злых духов дерзает прорицать и пророчествовать и практикует посредством магических сует, изгнаний нечистой силы, заклинаний и других бесовских дел и обманов идолопоклонства, хвастовства заблуждениями и фантазмами, вскоре прекращающимися, хвастающихся тем, что они могут творить чудеса, я говорю, что все они вместе с Янном, Жамбрем и Симоном Волхвом будут обречены на муки вечного огня. [6]
По словам его ученика Иоганна Вейера , в книге 1563 года De praestigiis daemonum Агриппа умер Гренобле. в [7]
Работает
[ редактировать ]Агриппа, пожалуй, наиболее известен своими книгами.
De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva (« Декламация, атакующая неопределенность и тщеславие наук и искусств» , 1526 г.; напечатано в Кельне в 1527 г.), скептическая сатира на печальное состояние науки. Эта книга, значительное произведение возрождения пирронового скептицизма в его фидеистической форме, должна была оказать значительное влияние на таких мыслителей и писателей, как Монтень , Декарт и Гете . [ нужна ссылка ]
пола , Декламация о благородстве и превосходстве женского 1529 г. [8] ), книга, провозглашающая теологическое и моральное превосходство женщин. Издание с английским переводом, Лондон, 1652 г. [9]
De occulta philosophia libri tres ( «Три книги об оккультной философии» , книга 1 напечатана в Париже в 1531 году; книги 2–3 в Кельне в 1533 году). Эта сумма оккультной и магической мысли, самая важная во многих отношениях работа Агриппы, искала решение скептицизма, предложенного в De vanitate . Короче говоря, Агриппа выступал за синтетическое видение магии, согласно которому мир природы сочетался с небесным и божественным посредством неоплатонического участия, так что обычно законная природная магия фактически подтверждалась своего рода демонической магией, исходящей в конечном итоге от Бога. Таким образом, Агриппа предложил магию, которая могла бы решить все эпистемологические проблемы, возникающие из-за скептицизма, в целях полного подтверждения христианской веры. [ нужна ссылка ]
Одним из примеров текста, не особенно показательным для его более широкого содержания, является анализ Агриппы лечения малярии травами в числовых выражениях:
доктор, составил прекрасную книгу о достоинствах чисел Рабан также, знаменитый : ибо он противостоит ядам силой числа пять; также отгоняет провалы, способствует искуплению; и один лист его, принятый дважды в день с вином, излечивает лихорадку одного дня: три - трехдневную лихорадку, четыре - четырехдневную. четыре зерна семени Турнизола Подобным же образом выпитые излечивают квартан, а три — третин. Подобным же образом Вервин, как говорят, вылечивает Фиверса, напившись вина, если его вырезать в третиях из третьей суставной части, в четверти - из четвертой. [ нужна ссылка ]
Книга оказала большое влияние на таких более поздних магических мыслителей, как Джордано Бруно и Джон Ди . Книга (чей ранний проект, сильно отличающийся от окончательной формы, распространялся в рукописи задолго до публикации) часто цитируется при обсуждении Альбрехта Дюрера знаменитой гравюры «Меланхолия I» (1514 г.).
поддельную Четвертую книгу оккультной философии , иногда называемую «О магических церемониях Ему также приписывают »; эта книга впервые появилась в Марбурге в 1559 году и не считается, что она была написана Агриппой. [10]
Современные издания
[ редактировать ]Три книги по оккультной философии
- Компаньи, Виттория Перроне, изд. (1992). De occulta philosophia libri tres (на латыни). Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-09421-0 .
- Де Лоуренс, LW , изд. (1913). Философия естественной магии . Перевод Джеймса Фрика. Чикаго, Иллинойс: Компания де Лоуренс. Забронируйте только один .
- Шеперд, Лесли, изд. (1974). Философия естественной магии . Перевод Джеймса Фрика. Университетские книги. ISBN 0-82160-218-7 . Забронируйте только один .
- Тайсон, Дональд, изд. (2005). Три книги оккультной философии . Перевод Джеймса Фрика. Ллевелин по всему миру. ISBN 0-87542-832-0 .
Другие работы
- Данн, Кэтрин М., изд. (1974). О тщеславии и неопределенности искусств и наук . Перевод Джеймса Сэнфорда. Нортридж, Калифорния: Фонд Калифорнийского государственного университета. ASIN B0006CM0SW .
- Мэттон, Сильвен, изд. (2014). De Arte Chimica [ Об алхимии ]. Перевод Сильвена Маттона. Париж: СЕХА. ISBN 978-88-7252-337-7 .
- Рабиль, Альберт младший, изд. (1996). Декламация о благородстве и превосходстве женского пола . Перевод Альберта Рабиля-младшего. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-01059-7 .
- Уорик, Тарл, изд. (2016). Женское превосходство: гениальный дискурс . Перевод независимой издательской платформы HC CreateSpace. ISBN 978-1-53532-532-5 .
См. также
[ редактировать ]- Небесный алфавит – Оккультный алфавит.
- Магия Возрождения - Магическая наука в эпоху Возрождения.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перроне Компаньи (2000) , с. 171: «Как христианский маг, Агриппа думает, что угроза адского огня угрожает не ему самому, а скорее шарлатанам, невежественным и «демоническим» магам, короче говоря, тем, кто не возрождается и занимается наукой посредством замена поддержки веры уступкой мятежного разума. Поэтому палинод Агриппы в его ранних любопытствах к магии ни в коем случае не является глобальным отказом, но признанием ограниченности его первого проекта, который не учитывал должным образом религиозные корни. реформы магии».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бэйли и Даррант (2012) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Валенте (2006) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Агриппа Неттесгеймский, Генрих Корнелиус ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 426. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гудрик-Кларк (2008) , с. 55.
- ^ Драббл (2000) , с. 12.
- ^ Агриппа фон Неттесхайм (1993) , с. 706.
- ^ Вейер (1998) , с. [ нужна страница ] .
- ^ "Французский - Агриппа, Анри Корнель (1486-1535). Анри Корнель Агриппа О благородстве и превосходстве женского пола 1529" (на латыни). Visualiseur.bnf.fr . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Агриппа Неттесгеймский (1652 г.) .
- ^ Уэйт (1913) , гл. III, раздел 5 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Агриппа фон Неттесгейм, Генрих Корнелиус (1652) [1529]. Слава женщин [Декларация благородства и прецелленции четырех полов] . Перевод Эдварда Флитвуда. Лондон: Напечатано для Роберта Иббитсона . Получено 0 января 2023 г.
- Агриппа фон Неттесхайм, Генрих Корнелиус (1993). Тайсон, Дональд (ред.). Три книги оккультной философии . Перевод Джеймса Фрика. Публикации Ллевеллина. ISBN 978-0875428321 .
- Бейли, Майкл Д.; Даррант, Джонатан (2012). Исторический словарь колдовства . Пугало Пресс. ISBN 978-0810872455 .
- Драббл, Маргарет, изд. (2000). Оксфордский справочник по английской литературе (6-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866244-0 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0195320992 .
- Перроне Компаньи, Виттория (2000). « Дисперса Намерение». Алхимия, магия и скептицизм у Агриппы». Ранняя наука и медицина . 5 (2): 160–77. дои : 10.1163/157338200X00164 . JSTOR 4130474 .
- Валенте, Микаэла (2006). «Агриппа, Генрих Корнелий». В Ханеграафе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден/Бостон: Брилл. ISBN 978-9004152311 .
- Уэйт, AE (1913). Книга Церемониальной Магии . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вейер, Джон (1998) [1563]. Коль, Бенджамин Г. (ред.). О колдовстве: сокращенный перевод книги Иоганна Вейера «Praestigiis Daemonum» . Пегас Пресс. ISBN 978-1889818023 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2024 г. ) |
- Гураши, Дарио (2020). «Врач-звездочет: как читать астрологический календарь Агриппы» . Бруниана и Кампанеллиана . 26 (2): 571–585 – через Academia.edu.
- Гураши, Дарио (2021). В божественном зеркале: гуманизм Агриппы . Падерборн: Брилл-Финк. ISBN 9783846766514 .
- Ханеграаф, Воутер Дж. (2009). «Лучше, чем магия. Корнелий Агриппа и лазареллианский герметизм». Магия, ритуалы и колдовство . 4 (1): 1–25. дои : 10.1353/mrw.0.0128 . S2CID 83272600 .
- Ханеграаф, Воутер Дж. (2010). «Платонические безумия Марсилио Фичино» . В Дейкстре, Джитсе; Кроесен, Джастин; Койпер, Им (ред.). Мифы, мученики и современность: Исследования по истории религий в честь Яна Н. Бреммера . Лейден/Бостон: Брилл. стр. 553–556. ISBN 9789004193659 – через Academic.edu.
- Кифер, Майкл Э. (1991). «Дилемма Агриппы: герметическое «возрождение» и двойственность «De vanitate» и «De occulta philosophia». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 41 (4): 614–53. дои : 10.2307/2861884 . JSTOR 2861884 . S2CID 170433774 .
- Лерих, Кристофер И. (2003). Язык демонов и ангелов . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-13574-Х . Единственное углубленное научное исследование оккультной мысли Агриппы.
- Макдональд, Грантли (2008). «Школа любви Корнелия Агриппы: преподавание Платона на симпозиуме в эпоху Возрождения» . В Шерлоке, Питер ; Кэссиди-Уэлч, Меган (ред.). Гендерные практики в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 151–75. ISBN 9782503523361 . Проверено 7 января 2023 г. - через Academia.edu. Анализ одной из университетских речей Агриппы на тему любви с неоплатонической и каббалистической точки зрения.
- Морли, Генри (1856). Корнелиус Агриппа: Жизнь Генриха Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского . Том. Я. Лондон: Чепмен и Холл.
- Науэрт, Чарльз Г. (1965). Агриппа и кризис мысли Возрождения . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252723018 . Первое серьезное биобиблиографическое исследование.
- Перроне Компаньи, Виттория. «Генрих Корнелиус Агриппа Неттесгеймский» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Путник, Ноэль (2010). Благочестивое нечестие магии Агриппы: два противоречивых понятия о вознесении в произведениях Корнелия Агриппы . Саарбрюккен: VDM Verlag Доктор Мюллер. ISBN 9783639240467 .
- Путник, Ноэль (2017). «Космическая лестница Агриппы: построение мира с помощью слов в оккультной философии». Люкс в Тенебрисе . Серия книг «Овен». Том. 23. Лейден, Нидерланды: Брилл. стр. 81–102. дои : 10.1163/9789004334953_006 . ISBN 978-9004334953 .
- Путник, Ноэль (2020). «Операри за верность». В Конти, Фабрицио (ред.). Роль религиозных цивилизаций сверхъестественного: колдовство, ритуалы и религиозный опыт в традициях поздней античности, средневековья и Возрождения . Венгрия: Издательство Тривент. ISBN 978-6158168915 .
- Сёньи, Дьёрдь Э. (2004). Оккультизм Джона Ди: магическое возвышение посредством могущественных знаков . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791484425 .
- ван дер Поэль, Марк (1997). Корнелий Агриппа, теолог-гуманист и его декламации . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-10756-8 . Подробное исследование малых речей Агриппы и De vanitate неолатинским филологом.
- Уокер, ДП (1958). Духовная и демоническая магия от Фичино до Кампанеллы . Лондон: Институт Варбурга. ISBN 9780811513944 .
- Йейтс, Фрэнсис А. (1964). Джордано Бруно и герметическая традиция . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-95007-7 . Содержит научное изложение оккультных мыслей Агриппы в контексте герметизма.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Генриха Корнелиуса Агриппы или о нем в Интернет-архиве
- Работы Генриха Корнелиуса Агриппы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Сайт, посвященный жизни Агриппы
- Сочинения Агриппы
- Статья в Католической энциклопедии
- Интернет-галереи, коллекции истории науки, библиотеки Университета Оклахомы. Архивировано 14 февраля 2021 г. в Wayback Machine. Изображения произведений и/или портретов Агриппы в высоком разрешении в формате .jpg и .tiff.
- Magische Werke – Из коллекции Гарри Гудини в Библиотеке Конгресса.
- De occulta philosophia – Из коллекций Библиотеки Конгресса США.
- Оккультная философия . Книга 4 – Из коллекций Библиотеки Конгресса США.
- Керель | Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Querelle.ca — это веб-сайт, посвященный произведениям авторов, выступающих за женскую сторону querelle des femmes .
- 1486 рождений
- 1535 смертей
- Алхимики 16 века
- Астрологи XVI века
- Немецкие католические богословы XVI века
- Немецкие юристы XVI века
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Немецкие врачи XVI века
- Писатели XVI века на латыни
- Оккультисты XVI века
- Христианские оккультисты
- Создатели систем письменности
- Немецкие алхимики
- немецкие астрологи
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие оккультисты
- Немецкие писатели-оккультисты
- Немецкие гуманисты эпохи Возрождения
- Врачи из Кёльна