Спор

Диспут — это жанр литературы, в котором участвуют два соперника, стремящиеся найти решение проблемы или доказать превосходство чего-либо. Примером последнего являются шумерские поэмы-диспуты .
В схоластической системе образования Средневековья диспуты (на латыни : disputationes , единственное число: disputatio ) предлагали формализованный метод дебатов, предназначенный для раскрытия и установления истин в богословии и в науках . Процесс управлялся фиксированными правилами: они требовали зависимости от традиционных письменных источников и тщательного понимания каждого аргумента каждой стороны.
Месопотамские споры
[ редактировать ]На древнем Ближнем Востоке диспут был популярным жанром литературы, который восходит, по крайней мере, к середине III тысячелетия до нашей эры, с началом шумерских диспутов, за которыми последовали первые диспуты на аккадском языке , которые начались в 18 веке до нашей эры. Шумерские и аккадские языковые диспуты имели некоторую неоднородность, поскольку обсуждались разные темы, использовались разные литературные условности, и ни один из более поздних аккадских диспутов не был переводом более ранних шумерских диспутов. Двумя наиболее хорошо засвидетельствованными шумерскими спорами являются « Спор между мотыгой и плугом» и «Спор между овцами и зерном» . [ 1 ] [ 2 ]
Средневековые диспуты
[ редактировать ]
Межконфессиональные споры
[ редактировать ]происходила значительная категория споров, Между христианскими и иудейскими богословами представлявших собой форму как богословских , так и философских дебатов и прозелитизма . Часто христианскую сторону представлял недавний новообращенный из иудаизма. Единственным способом «победить» еврейской стороны было добиться ничьей, вовлекая христианскую сторону в положение, в котором для победы было необходимо отрицать Ветхий Завет, совершив ересь . [ нужна ссылка ] По словам Майкла Дж. Кука, «поскольку «победа» в дебатах вполне могла поставить под угрозу безопасность еврейской общины в целом, политические соображения, безусловно, влияли на то, что еврейские спорщики публично говорили или воздерживались от высказываний. ... Официальные стенограммы этих слушаний, более того, не могут дублировать то, что действительно произошло в некоторых местах, то, что они фиксируют, было как бы не живым действием, а христианской полемической редакцией, составленной постфактум». [ 3 ]
- 1240: Диспут в Париже во время правления Людовика IX Французского (Сент-Луис) между членом францисканского ордена Николасом Дониным , который ранее обратился из иудаизма и убедил Папу Григория IX издать законопроект, предписывающий сжечь Талмуд , и четыре самых выдающихся раввина Франции: Йехиэль из Парижа , Моисей из Куси , Иуда из Мелуна и Самуэль бен Соломон из Шато-Тьерри . Комиссия христианских богословов приговорила Талмуд к сожжению, и 17 июня 1244 года на улицах Парижа были подожжены двадцать четыре вагона с еврейскими религиозными рукописями.
- 1263: Спор в Барселоне перед королем Арагона Яковом I : между монахом Пабло Кристиани (обращенным из иудаизма) и раввином Моисеем бен Нахманом (также известным как Нахманид ). По окончании диспута царь наградил Нахманида денежной премией и заявил, что никогда прежде он не слышал, чтобы «несправедливое дело так благородно защищалось». [ 4 ] Тем не менее, доминиканцы заявили о своей победе, Нахманид был сослан, а его отчет о ходе дела был осужден и сожжен. Комитет, назначенный королем, подвергал цензуре отрывки из Талмуда, которые они считали оскорбительными. [ 5 ]
- 1375: публичные диспуты, проведенные в Бургосе и Авиле Моисеем Коэном де Тордесильясом с обращенными из иудаизма Иоанном Вальядолидским и Авениром Бургосским . Другой диспут состоялся примерно в то же время в Памплоне Шем-Тобом бен Исааком Шапрутом из Туделы с кардиналом доном Педро де Луна, впоследствии авиньонским папой Бенедиктом XIII , диспуты стали темой книг «Эзер ха-Эмуна» ( Моисея) и «Эбен Бохан». [ 6 ]
- 1413: Тортосский диспут в Испании, организованный антипапой Бенедиктом XIII . В результате Папа дал указание, по которому все книги Талмуда будут переданы его функционерам для цензуры .
Возникновение протестантизма (1518–1550 гг.)
[ редактировать ]Мартин Лютер открыл протестантскую Реформацию , потребовав диспута по своим 95 тезисам , 31 октября 1517 года. Хотя это и представлено как призыв к обычному схоластическому диспуту, нет никаких доказательств того, что такое событие когда-либо имело место. [ 7 ]
Гейдельбергский диспут (1518 г.)
[ редактировать ]Во время конгресса, состоявшегося в Гейдельберге в апреле 1518 года, Лютер руководил диспутом по 28 богословским и 12 философским тезисам. Ему удалось победить Йоханнеса Бренца и доминиканца Мартина Бусера .
Лейпцигский диспут (1519 г.)
[ редактировать ]Иоганн Экк участвовал в литературном соревновании с Андреасом Карлштадтом и вызвал своего противника на публичные дебаты. В Лейпциге , хотя профессорско-преподавательский состав университета выступил с протестом, а епископы Мерзебурга и Бранденбурга объявили запреты и отлучение от церкви, диспут проходил под эгидой герцога Саксонского Георгия . Эк приехал в Лейпциг с одним сопровождающим; Лютер и Карлштадт вошли в город в сопровождении армии приверженцев, в основном студентов. С 27 июня по 4 июля (1519 г.) Экк и Карлштадт обсуждали тему свободы воли и нашей способности сотрудничать с благодатью. Эк вынудил своего противника сделать признания, которые сводили на нет новую лютеранскую доктрину, после чего сам Лютер выступил с критикой догмы римского превосходства по божественному праву . За дебатами о папском первенстве последовали дискуссии о чистилище , индульгенциях , покаянии и т. д. 14 и 15 июля Карлштадт возобновил дебаты о свободе воли и добрых делах . Наконец герцог Георг объявил диспут закрытым, и каждый из соперников, как обычно, удалился, заявив о своей победе.
Из двух университетов, за которыми было закреплено окончательное решение, Эрфуртский университет отказался вмешаться и вернул документы; вынес Парижский университет суждение по поводу сочинений Лютера, подвергая каждое его мнение богословской критике . Лютер заручился поддержкой Меланхтона .
Лейпцигский диспут был последним случаем, когда был соблюден древний обычай клясться не выдвигать никаких догм, противоречащих католическому учению. Во всех последующих дебатах между католиками и протестантами за авторитет принимался голый текст Священного Писания. Это поставило католиков в невыгодное положение. Это особенно имело место в Швейцарии, где Цвингли и его помощники организовали ряд односторонних дебатов под председательством городских советов, уже перешедших на сторону протестантизма. Таковы были диспуты в Цюрихе (1523 г.), в швейцарском Бадене (1526 г.) и в Берне (1528 г.). Результатом всех этих споров была отмена католического богослужения и, по их мнению, осквернение церквей и религиозных учреждений.
Регенсбургский сейм (1541 г.)
[ редактировать ]Император Карл V попытался «быстро и мирно положить конец религиозным проблемам Германии» посредством конференций между католическими и протестантскими богословами. Протестанты заявили о своей решимости придерживаться условий Аугсбургского исповедания и, кроме того, формально отвергли авторитет римского понтифика и «не допустили ни одного другого судьи спора, кроме Иисуса Христа»; и Папа Павел III , и Лютер предсказывали провал. Однако, поскольку император и его брат, король Фердинанд , настаивали на судебном разбирательстве, папа разрешил своему нунцию Джованни Мороне проследовать в Шпейер , где собрание было назначено на июнь 1540 года. Поскольку в этом городе свирепствовала чума. конференция состоялась в Хагенау . Ни курфюрста Саксонии, ни ландграфа Гессенского не удалось убедить присутствовать на мероприятии. Меланхтон отсутствовал по причине болезни. Ведущими протестантскими богословами на конференции были Буцер, Бренц, Освальд Миконий , Амброзиус Бларер и Урбан Региус. . Наиболее видными представителями католической стороны были Иоганн Фабер , епископ Вены , и Экк. Присутствовал Жан Кальвин , тогда изгнанный из Женевы ; он выступал как конфиденциальный агент короля Франции. Через месяц король Фердинанд прервал конференцию и снова собрался в Вормсе 28 октября.
Не встревоженный провалом конференции в Хагенау, император приложил еще больше усилий для успеха предстоящей конференции в Вормсе. Он отправил своего министра Гранвеля к папскому двору и своего посланника Ортиса. Последний привел с собой иезуита Питера Фабера . Папа послал епископа Фельтре , Томмазо Кампеджио брата кардинала, и приказал Мороне присутствовать. Они не должны были принимать участие в дебатах, но должны были внимательно следить за событиями и докладывать Риму. Гранвелла открыл заседание в Вормсе 25 ноября красноречивой и примирительной речью. Он описал зло, постигшее Германию, «некогда первую из всех наций в верности, религии, благочестии и поклонении Богу», и предупредил своих слушателей, что «все беды, которые постигнут вас и ваш народ, если, цепляясь за них, упрямо придерживаясь предвзятых представлений, вы препятствуете возобновлению согласия, вас припишут как их авторов». От имени протестантов Меланхтон дал «бесстрашный ответ»; всю вину он возложил на католиков, отказавшихся принять новое Евангелие.
Много времени было потрачено на споры по порядку ведения дела; наконец было решено, что Экк будет представителем католиков, а Меланхтон — протестантов. Дебаты начались 14 января 1541 года. Аугсбургское исповедание стало основой конференции; Аугсбургское исповедание 1540 года отличалось от исповедания 1530 года и было изменено Меланхтоном, чтобы оно соответствовало его сакраментарному взгляду на Евхаристию . Экк и Меланхтон четыре дня боролись над темой первородного греха и его последствий, и была выработана формула, с которой согласились обе стороны, протестанты — с оговоркой.
На этом этапе Гранвелла приостановил конференцию и возобновил ее в Регенсбурге , где император созвал сейм, на котором пообещал присутствовать лично. Эта диета, от которой император ожидал блестящих результатов, была созвана 5 апреля 1541 года. В качестве легата папы выступил кардинал Контарини , которому помогал нунций Мороне. Кальвин присутствовал якобы для того, чтобы представлять Люнебург , но на самом деле для того, чтобы разжечь раздор в интересах Франции. Собеседниками на религиозной конференции, проходившей одновременно, Карл назначил Экка, Пфлюга и Гроппера от католической стороны, а Меланхтона, Буцера и Писториуса от протестантов. Документ загадочного происхождения, Регенсбургская книга , был представлен Иоахимом Бранденбургским в качестве основы соглашения. Эта компиляция, разработанная позже, была результатом тайных конференций, состоявшихся во время встречи в Вормсе, между протестантами, Буцером и Вольфгангом Капито , с одной стороны, и лютеранским Гроппером и секретарем императора по имени Велтвик, с другой стороны. Он состоял из двадцати трех глав, в которых была предпринята попытка сформулировать спорные доктрины так, чтобы каждая сторона могла найти в них выражение своих собственных взглядов. Сколько Чарльзу и Гранвелле пришлось сделать в этой сделке, неизвестно; они, конечно, знали и одобряли это. «Книга» была представлена курфюрстом Бранденбурга на суд Лютера и Меланхтона; и их презрительное обращение с ним не предвещало его успеха.
Когда его показали легату и Мороне, последний высказался за то, чтобы отвергнуть его без промедления; Контарини, сделав множество поправок, особенно подчеркнув в статье 14 догму о пресуществлении , заявил, что теперь «как частное лицо» он может принять ее; но как легат он должен проконсультироваться с католическими богословами. Эк добился замены учения об оправдании более кратким изложением . С такими поправками «Книга» была представлена на рассмотрение собеседников Гранвеллой. Первые четыре статьи, касающиеся человека до грехопадения, свободы воли, происхождения греха и первородного греха, были приняты. Битва началась всерьез, когда была достигнута пятая статья об оправдании. После долгих и ожесточенных дебатов Буцер представил и принял формулу, сформулированную так, чтобы она могла выдерживать католическую и лютеранскую интерпретацию. Естественно, это не удовлетворило обе стороны. Святой Престол осудил это и резко упрекнул Контарини за то, что он не протестовал против этого. По другим важным статьям большего успеха достигнуто не было.
22 мая конференция завершилась, и императору сообщили о согласованных статьях и о тех, по которым соглашение невозможно. Чарльз был крайне разочарован, но был бессилен что-либо предпринять дальше. Декрет, известный как Регенсбургский переходный период , опубликованный 28 июля 1541 года, предписывающий обеим сторонам соблюдать статьи, согласованные богословами, был проигнорирован обеими сторонами.
Столь же безрезультатно прошла последняя из конференций, созванных Карлом в Регенсбурге в 1546 году, незадолго до начала Смалькальдской войны . [ 8 ]
Разговор в Пуасси (1561 г.)
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2019 г. ) |
В художественной литературе
[ редактировать ]- Умберто Эко (1980), Имя розы . В сюжете рассказывается о споре между францисканцами и доминиканцами о богатстве церкви и о том, владели ли Иисус и апостолы каким-либо материальным имуществом.
- Хайам Маккоби , «Диспут» . [ 9 ] Пьеса, драматизирующая диспут в Барселоне в 1263 году. Адаптирована для телевидения в 1986 году каналом Channel 4 в главных ролях с Кристофером Ли , Бобом Пеком и Аланом Доби . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хименес 2017 , с. 13–26.
- ^ Миттермайер 2020 .
- ^ «Развитие еврейских взглядов на Иисуса» Майкла Дж. Кука, в книге «Иисус глазами евреев: раввины и ученые вовлекают древнего брата в новый разговор» , Беатрис Брюто (редактор). Orbis Books, Нью-Йорк, 2001, стр. 15–16.
- ^ Слейтер, Элинор и Роберт (1999): Великие моменты еврейской истории . Компания Джонатан Дэвид, Inc. ISBN 0-8246-0408-3 . стр. 168
- ^ Грец, ЖК VII. 121–124 (из Еврейской энциклопедии )
- ^ Диспуты ( Еврейская энциклопедия , изд. 1906 г.)
- ^ Леппин и Венгерт 2015 , с. 388.
- ^ Этот основной раздел из вики-источника: Католическая энциклопедия (1913 г.)/Религиозные дискуссии .
- ^ Хайам Маккоби (2001), Спор , Calder Publications Ltd, мягкая обложка. ISBN 0-7145-4317-9 .
- ^ Диспут на IMDb ; получено 22 июня 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Хабиб, Ирфан (1997). Акбар и его Индия . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563791-5 .
- Хименес, Энрике (2017). Стихи о вавилонском споре . Брилл.
- Леппин, Волкер; Венгерт, Тимоти Дж. (2015). «Источники за и против публикации девяносто пяти тезисов » (PDF) . Лютеранский ежеквартальный журнал . 29 : 373–398. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2016 г. Проверено 16 марта 2021 г.
- Миттермайер, Екатерина (2020). «Дебаты о шумерском приоритете: старейшие в мире риторические упражнения?». В Хименесе, Энрике; Миттермайер, Кэтрин (ред.). Диспутная литература на Ближнем Востоке и за его пределами . Де Грютер. стр. 11–32.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Дэвид Еврейско-христианские дебаты в эпоху высокого средневековья (Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1979)
- Чазан, Роберт Кинжалы веры: христианская миссионерская деятельность тринадцатого века и еврейская реакция (Беркли: University of California Press, 1989).
- Коэн, Джереми Монахи и евреи (Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1982).
- Коэн, Мартин А. «Размышления о тексте и контексте диспута в Барселоне», Annual 35 Jewish Union College (1964): стр. 157–92.
- Донавин, Джорджиана; Кэрол Постер и Ричард Утц, ред. Средневековые формы аргументации: диспуты и дебаты (Эванстон, Иллинойс: издательство Northwestern University Press, 2002)
- Ласкер, Дэниел Дж. Еврейская философская полемика против христианства в средние века (Нью-Йорк: Ктав, 1977).
- Маккоби, Хайам, изд. и пер., Иудаизм на суде: еврейско-христианские диспуты в средние века (Восточный Брансуик, Нью-Джерси: Associated University Press, 1982)
- Рэнкин, Оливер С., редактор, Еврейская религиозная полемика (Эдинбург: University Press, 1956).
- Талмейдж, Фрэнк Э., редактор, «Диспут и диалог: чтения на еврейско-христианской встрече» (Нью-Йорк: Ктав, 1975).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диспут от daat.co.il (иврит)
- Спор Рамбана, Тора613 (иврит)
- Статья в Еврейской энциклопедии о диспутах
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .