Jump to content

Персонализм

Персонализм – это интеллектуальная позиция, подчеркивающая важность человеческой личности . Персонализм существует во многих различных версиях, и это затрудняет определение его как философского и теологического движения. [1] Фридрих Шлейермахер впервые использовал термин персонализм ( нем . Personalismus ) в печати в 1799 году. [2] Эту концепцию можно проследить до более ранних мыслителей в различных частях мира. [3]

В статье в Стэнфордской энциклопедии философии Томас Д. Уильямс [4] и Ян Олоф Бенгтссон [5] [6] ссылаются на множество «школ», придерживающихся «персоналистской» этики и « мировоззрения », утверждая:

Персонализм существует во многих различных версиях, и это затрудняет определение его как философского и теологического движения. В основе многих философских школ лежит один конкретный мыслитель или даже одна центральная работа, служащая каноническим пробным камнем. Персонализм — более расплывчатое и эклектичное движение, не имеющее такой общей точки отсчета. На самом деле правильнее говорить о многих персонализмах , чем об одном персонализме. В 1947 году Жак Маритен мог написать, что существует по крайней мере «дюжина персоналистических доктрин, которые порой не имеют ничего общего, кроме слова «человек». важные представители персонализма не издавали систематических трактатов по своим теориям.

Возможно, правильнее говорить о персонализме как о «текущем» или более широком «мировоззрении», поскольку он представляет собой более чем одну школу или одну доктрину, и в то же время наиболее важные формы персонализма действительно демонстрируют некоторые центральные и существенные общие черты. Важнейшим из последних является общее утверждение центральной роли личности для философской мысли. Персонализм постулирует высшую реальность и ценность личности – как человеческую, так и (по крайней мере, для большинства персоналистов) божественную. Он подчеркивает значимость, уникальность и неприкосновенность личности, а также ее реляционное или социальное измерение. Таким образом, название «персонализм» может быть законно применено к любой школе мысли, которая фокусируется на центральной роли людей и их уникальном статусе среди существ в целом, и персоналисты обычно признают косвенный вклад широкого круга мыслителей на протяжении всей истории философии. не считали себя персоналистами. Персоналисты считают, что человек должен быть онтологической и гносеологической отправной точкой философского размышления. Многие заинтересованы в изучении опыта, статуса и достоинство человека как личности и рассматривать это как отправную точку для всего последующего философского анализа. [7] [ чрезмерная цитата ]

Таким образом, по мнению Уильямса, следует иметь в виду, что, хотя на Западе могут существовать десятки теоретиков и общественных деятелей, придерживающихся рубрики «персонализм», их конкретные фокусы могут фактически быть асимптотическими и даже расходиться по материалу. стыки.

Варианты

[ редактировать ]

Nikolai Alexandrovich Berdyaev

[ редактировать ]

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — русский религиозный и политический философ, подчеркивавший человеческую свободу, субъективность и творчество . [8]

Эммануэль Мунье

[ редактировать ]

Во Франции философ Эммануэль Мунье (1905–1950) был ведущим сторонником персонализма, вокруг которого он основал журнал Esprit , существующий по сей день. Под руководством Жана-Мари Доменака оно подвергло критике применение пыток во время войны в Алжире . Персонализм рассматривался как альтернатива как либерализму , так и марксизму , которые уважали права человека и человеческую личность, не впадая в чрезмерный коллективизм . Персонализм Мунье имел важное влияние во Франции, в том числе в политических движениях, таких как (Лига молодой республики) Марка Саннье Ligue de la jeune République , основанная в 1912 году.

Католический персонализм

[ редактировать ]

Вслед за произведениями Дороти Дэй в 20 веке развился отчетливо христианский персонализм. Ее главным теоретиком был польский философ Кароль Войтыла (впоследствии Папа Иоанн Павел II). В своей работе « Любовь и ответственность» , впервые опубликованной в 1960 году, Войтыла предложил то, что он назвал «персоналистической нормой»:

Эта норма в своем негативном аспекте утверждает, что человек представляет собой такое благо, которое не допускает использования и не может рассматриваться как предмет использования и как таковое средство достижения цели. Персоналистическая норма в своей положительной форме подтверждает это: человек есть благо, к которому единственно правильным и адекватным отношением является любовь. [9]

Этот вид персонализма стал известен как «томистический» из-за его попыток согласовать современные представления о личности с учением Фомы Аквинского. [10] Войтыла находился под влиянием этического персонализма немецкого феноменолога Макса Шелера . [11]

Первый принцип христианского персонализма заключается в том, что человека нужно не использовать, а уважать и любить. В Gaudium et spes Второй Ватиканский Собор сформулировал то, что стало считаться ключевым выражением этого персонализма: «Человек — единственное существо на земле, которого Бог пожелал ради него самого, и он не может полностью обрести себя, кроме как через искренний дар сам». [12]

Эта формула самореализации предлагает ключ к преодолению часто ощущаемой дихотомии между личной «реализацией» и потребностями или требованиями социальной жизни. Персонализм также подразумевает интерперсонализм, как подчеркивает Бенедикт XVI в «Caritas in Veritate» :

Как духовное существо человеческое существо определяется через межличностные отношения. Чем аутентичнее он или она проживает эти отношения, тем более созревает его собственная личностная идентичность. Человек утверждает свою ценность не изоляцией, а ставя себя в отношения с другими и с Богом. [13]

Бостонский персонализм

[ редактировать ]

Персонализм процветал в начале 20 века в Бостонском университете в рамках движения, известного как Бостонский персонализм, возглавляемого теологом Борденом Паркером Боуном . Боун подчеркивал личность как фундаментальную категорию для объяснения реальности и утверждал, что реальны только личности. Он выступал против некоторых форм материализма , которые описывали людей как простые частицы материи. Например, вопреки аргументу о том, что люди — это незначительные пылинки в огромной вселенной, Боун сказал бы, что вся вселенная не может существовать отдельно от человека, который может ее испытать. С онтологической точки зрения, человек «больше», чем вселенная, потому что вселенная — это всего лишь один маленький аспект человека, который ее испытывает. Персонализм утверждает существование души . Большинство персоналистов утверждают, что Бог реален и что Бог — это личность (или, как в христианском тринитаризме , три «личности», хотя важно отметить, что нестандартное значение слова «личность» в этом богословском контексте существенно отличается от боуновского). использование).

Боун также считал, что люди имеют ценность (см. аксиологию , теорию ценностей и этику ). Провозглашая абсолютную ценность личности, он твердо выступал против некоторых форм философского натурализма (включая социальный дарвинизм ), стремившихся снизить ценность личности. Он также выступал против определенных форм позитивизма , которые стремились сделать бессмысленными этические и теологические дискурсы и отвергнуть разговоры о Боге априори .

Джорджия Харкнесс была крупным бостонским богословом-персоналистом. [14] [15] [16] [17] Фрэнсис Джон МакКоннелл был крупным сторонником бостонского персонализма во втором поколении, который стремился применить эту философию к социальным проблемам своего времени. [18]

Калифорнийский персонализм

[ редактировать ]

Джордж Холмс Хоуисон преподавал метафизическую теорию, называемую личным идеализмом. [19] или калифорнийский персонализм . Хоуисон утверждал, что как безличный, монистический идеализм, так и материализм противоречат моральной свободе, которую испытывают люди. Отрицать свободу следовать идеалам истины, красоты и «доброй любви» — значит подрывать все глубокие человеческие начинания, включая науку, мораль и философию. Таким образом, даже персоналистический идеализм Бордена Паркера Боуна и Эдгара С. Брайтмана и реалистический личностный теизм Фомы Аквинского неадекватны, поскольку они ставят конечных людей в зависимость в своем существовании от бесконечной Личности и поддерживают эту точку зрения непонятной доктриной creatio ex. нихило . [20]

Личный идеализм Хауисона был объяснен в его книге « Пределы эволюции и другие эссе, иллюстрирующие метафизическую теорию личного идеализма» . Хоуисон создал радикально демократическую концепцию личного идеализма, которая простиралась вплоть до Бога, который больше не был ни высшим монархом, ни единственным правителем и создателем вселенной, но высшим демократом в вечном отношении к другим вечным личностям. Ховисон нашел мало учеников среди верующих, для которых его мысли были еретическими; нерелигиозные же считали его предложения слишком религиозными; только Дж.М.Э. Мактаггарта идеалистический атеизм Томаса Дэвидсона кажутся или апейротеизм напоминающими личный идеализм Ховисона. [21]

Критический персонализм

[ редактировать ]

Критический персонализм — это немецкая разработка. Основываясь на гуманистических соображениях (например, Спеманн ), африканских теориях личности (например, Wiredu ), приемах коммунитарных теорий (например, Тейлор ) и эмпирических выводах психологии развития, социальной и личностной психологии, он обращается к проблеме развития личности в сообществе. Каждый человек на протяжении своей жизни не только достигает определенного положения в обществе, но и формирует индивидуальную личность. При этом они определяют отношение к себе и к другим людям. Развитие личности выступает как способ взять на себя ответственность в обществе. Сообщества считаются по своей природе бесконечно разнообразными ассоциациями, которые характеризуются не фиксированными ценностями, а скорее тем фактом, что они постоянно сообщают о ценностях, поскольку они постоянно возникают в результате реальной практики. На основе этики дискурса ( Хабермас , Апель ) и методологии критического опосредования, [22] критический персонализм в данном социальном контексте отражается на коммуникативных практиках и социальных условиях развития личности.

Предшественники и влияние

[ редактировать ]

Философ Иммануил Кант , хотя формально и не считался персоналистом, внес важный вклад в дело персонализма, заявив, что человека следует ценить не просто как средство для достижения целей других людей, но что он обладает достоинством (абсолютной внутренней ценностью). ) и его следует ценить как самоцель.

Католический философ и богослов Джон Генри Ньюман был назван главным сторонником персонализма Джоном Кросби из Францисканского университета в его книге «Персоналистические документы» . Кросби отмечает личный подход Ньюмана к вере, изложенный в «Грамматике согласия», как главный источник персонализма Ньюмана. [23]

Мартин Лютер Кинг-младший находился под сильным влиянием персонализма во время учебы в Бостонском университете . Кинг согласился с позицией, согласно которой реальна только личность. Это укрепило его понимание Бога как личного бога . Это также дало ему метафизическую основу для его веры в то, что каждая человеческая личность имеет достоинство и ценность. [24]

Поль Рикёр явно стремился поддержать персоналистическое движение, развивая его теоретическую основу и расширяя его новой персоналистической социальной этикой. [25] : 3  Однако позже у него возникли серьезные разногласия с Мунье, и он критиковал других писателей-персоналистов за недостаточную концептуальную ясность. Рикёр также не соглашался с другими персоналистами в утверждении значения справедливости как самостоятельной ценности и отдавал ей первоочередное значение в публичной сфере, тогда как Мунье характеризовал все отношения, в том числе общественные и политические, с точки зрения любви и дружбы. [25]

Папа Иоанн Павел II также находился под влиянием персонализма, пропагандируемого экзистенциалистом христианским философом- Сёреном Кьеркегором . Перед своим избранием на пост римского папы он написал «Человек и поступок» (иногда неверно переводимый как «Действующий человек ») — философский труд, пронизанный персонализмом. [26] Хотя он оставался в рамках традиционного направления католической социальной и индивидуальной морали, его объяснение происхождения моральных норм, выраженное, например, в его энцикликах по экономике и сексуальной морали , в значительной степени было основано на персоналистской перспективе. [27] Его труды в качестве римского понтифика, конечно, оказали влияние на целое поколение католических богословов, которые с тех пор заняли персоналистские взгляды на теологию семьи и социального порядка.

Известные персоналисты

[ редактировать ]

«Начинайте свою работу там, где вы живете, с небольшими конкретными потребностями прямо вокруг вас. Помогите снять напряжение на рабочем месте. Помогите накормить человека прямо перед вами. Персонализм утверждает, что у каждого из нас есть глубокая личная обязанность жить просто, заботиться о нуждах наших братьев и сестер и разделять счастье и горе, от которых они страдают».

Дэвид Брукс , Дорога к характеру . 2015.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Герман Ван Ромпей, бывший премьер-министр Бельгии и президент Европейского совета , часто ссылался на персонализм и много писал о католической персоналистической философии. [34] [35] [36] [37]
  1. ^ Уильямс, Томас Д. «Персонализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  2. ^ FDE Шлейермахер о религии (1799), изд. Андреас Арндт. Моя, Гамбург 2004, ISBN   3-7873-1690-6 На оригинальном немецком языке: персонализм .
  3. ^ Томас О. Буфорд, Персонализм , Интернет-энциклопедия философии .
  4. ^ «Томас Д. Уильямс, доктор философии – теолог, автор, консультант – научные статьи» .
  5. ^ «Публикации» . 4 августа 2010 г.
  6. ^ https://philpeople.org/profiles/jan-bengtsson
  7. ^ Уильямс, Томас Д.; Бенгтссон, Ян Олоф (2020). «Персонализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2020 г.) . Проверено 3 августа 2020 г.
  8. ^ Ричардсон, Дэвид Боннер (1968). «Экзистенциализм: персоналистическая философия истории» . Философия истории Бердяева . стр. 90–137. дои : 10.1007/978-94-011-8870-8_3 . ISBN  978-94-011-8210-2 .
  9. ^ Любовь и ответственность (Ignatius Press, 1993), стр. 41
  10. ^ Уильямс, Томас Д. «Что такое томистический персонализм?» (PDF) . Альфа Омега. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2013 года . Проверено 20 июня 2014 г.
  11. ^ Персонализм (Стэнфордская энциклопедия философии)
  12. ^ Gaudium et spes , нет. 24. Эта на первый взгляд парадоксальная идея – если вы будете искать свою жизнь эгоистично, вы потеряете ее; если щедро дашь, то найдешь – коренится в Евангелии: ср. Мф 16:25; Мк 8:35; Лк 17:33.
  13. ^ Благотворительность по правде , #53
  14. ^ Майлз, Р. (2010). Джорджия Харкнесс: переделка либерального богослова . Библиотека богословской этики. Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  978-0-664-22667-1 . [ нужна страница ]
  15. ^ Берроу, Р. (1999). Персонализм: критическое введение . Сент-Луис, Миссури: Chalice Press. ISBN  978-0-8272-3055-2 . [ нужна страница ]
  16. ^ Детс, П.; Робб, К. (1986). Бостонская персоналистская традиция в философии, социальной этике и теологии . Издательство Университета Мерсера. ISBN  978-0-86554-177-1 . [ нужна страница ]
  17. ^ Карпентер, Дайан Э. (1988). Отличительный персоналистический синтез Джорджии Харкнесс (тезис). hdl : 2144/38009 . [ нужна страница ]
  18. ^ Берроу, Руфус младший (1993). «Фрэнсис Джон МакКоннелл и персоналистическая социальная этика». Методистская история . 31 (2). hdl : 10516/5872 .
  19. ^ «Джордж Холмс Ховисон» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 г. Проверено 17 августа 2012 г.
  20. ^ Исследования Хоуисона, Джорджа Холмса (1834–1916) — Философская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 октября 2012 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  21. ^ Маклахлан, Джеймс (2006). «Джордж Холмс Хауисон: Город Бога и личный идеализм». Журнал спекулятивной философии . 20 (3): 224–242. Проект МУЗА   209478 .
  22. ^ Гейзельхарт, Клаус (2020). «Правда и научные круги во времена фейковых новостей, альтернативных фактов и пузырей фильтров: прагматическое представление о критике как о посредничестве». В Уиллсе, Джейн; Лейк, Роберт В. (ред.). Сила прагматизма: производство знаний и социальные исследования . Издательство Манчестерского университета. стр. 139–156. ISBN  978-1-5261-3494-3 . JSTOR   j.ctv11vc913.12 .
  23. ^ Кросби, Джон (2003). Персоналистские документы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 280. ИСБН  978-0-8132-1317-0 .
  24. ^ «Мое паломничество к ненасилию» . Научно-образовательный институт Мартина Лютера Кинга-младшего .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Девеер, Дрис (2013). «Рикёр и актуальность политического образования: о кризисе и обязательствах». Архив Философии . 81 (1/2): 71–79. JSTOR   24488484 .
  26. ^ Войтыла, Кароль (28 февраля 1979 г.). Действующее лицо . Спрингер. ISBN  978-90-277-0985-1 .
  27. ^ см. Доран, Кевин П. Солидарность: синтез персонализма и коммунализма в мысли Кароля Войтылы/Иоанна Павла II. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1996. ISBN   0-8204-3071-4
  28. ^ Интервью Дороти Дэй на YouTube: Архивировано 11 декабря 2012 г. в Wayback Machine с Кристофером Клоузэпом (1971) и Хьюбертом Джессапом / WCVB-TV Boston (1974), где она обсуждает свои персоналистские взгляды.
  29. ^ Революция сердца: История Дорти Дэй . Общественное телевидение Мэриленда. 6 марта 2020 г. (Персонализм: минута 13:15+).
  30. ^ Колко, Габриэль, Анатомия войны, страницы 83-84, ISBN   1-56584-218-9
  31. ^ Карнов, Стэнли, Вьетнам: История , с. 259
  32. ^ Нгуен, Дуй Лап. Невообразимое сообщество: империализм и культура в Южном Вьетнаме . Издательство Манчестерского университета, 2020, стр. 51–152.
  33. ^ О'Брайен, Майкл (2019). Семья и новый тоталитаризм . Божественное Провидение Пресс. ISBN  9780991583263 .
  34. ^ Форе, Франсуа (22 августа 2011 г.). «Теории европейской интеграции и религии: критическая оценка». Ин Форе, Франсуа; Итшаина, Ксавьер (ред.). Политика религии в Западной Европе . Рутледж. дои : 10.4324/9780203803851 . ISBN  978-0-203-80385-1 .
  35. ^ Кросби, Джон Ф. (1 ноября 2006 г.). «Свидетельство Дитриха фон Хильдебранда» . Первые вещи . № 168. С. 7–9.
  36. ^ Гурли, Томас В. (9 февраля 2018 г.). «Рецензия на книгу: Дитрих фон Хильдебранд, Литургия и личность. Литургия и личность. Фон ХильдебрандДитрих. Стеубенвилл, Огайо: Hildebrand Press, 2016. Стр. 160. 17,99 долларов США. ISBN 9781939773005». Обзор недостатков . 136 (2): 137–138. дои : 10.1177/0012580618758961 . S2CID   149688189 .
  37. ^ Китцингер, Денис (2011). «К модели транснационального агентства: случай Дитриха фон Хильдебранда». Обзор международной истории . 33 (4): 669–686. дои : 10.1080/07075332.2011.620740 . S2CID   144076453 .
  38. ^ «X CONGRESSO da TSD - Trabalhadores Social Democratas (Социал-демократические рабочие)» (PDF) (на португальском языке). п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2004 г. Проверено 7 января 2008 г.
  39. ^ Джон Инглиш (06 октября 2006 г.). Гражданин Мира . Кнопф Канада. п. 147. ИСБН  978-0-676-97521-5 .
  40. ^ Ложный принцип нашего воспитания "Я скорее говорю, что нам нужно отныне личностное воспитание (а не навязывание убеждений). Если хочется еще раз назвать тех, кто следует этому принципу, -истами, то, по моему мнению, можно назовите их персоналистами».
  41. ^ Гронбахер, Грегори М.А. (весна 1998 г.). «Необходимость экономического персонализма» . Журнал рынков и морали . 1 (1): 1–35. Гейл   A186469651 ПроКвест   1438897603 .
  42. ^ Шмитц, Кеннет Л. (1993). В центре человеческой драмы: философская антропология Кароля Войтылы/Папы Иоанна Павла II . ЦУА Пресс. п. 35ф. ISBN  978-0-8132-0780-3 .
  43. ^ Лоулер, Р.Д. (1982). Христианский персонализм Папы Иоанна Павла II (Том 1). Францисканский пр.
  44. ^ Возницкий, Эндрю Н. (1980). Христианский гуманизм: экзистенциальный персонализм Кароля Войтылы . Публикации Мариэль. OCLC   567903880 . [ нужна страница ]
  45. ^ Доран, К. (1996). Солидарность: синтез персонализма и коммунализма в мысли Кароля Войтылы/Иоанна Павла II (Том 190). Питер Ланг Паб Инк. [ нужна страница ]
  46. ^ Купер, JW (1995). Тело, душа и вечная жизнь: библейская антропология и дебаты о монизме и дуализме. Ванкувер: Книжный магазин Риджент-колледжа. [ нужна страница ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 077ac30e6ca6d274241d4f40f0fbb851__1719862680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/51/077ac30e6ca6d274241d4f40f0fbb851.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Personalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)