Кваси-Виреду
Кваси-Виреду | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 6 января 2022 г. Соединенные Штаты | ( 90 лет
Философская карьера | |
Образование | Университет Ганы , Оксфордский университет (Bphil) |
Эра | |
Область | Африканская философия |
Школа | |
Учреждения | В качестве преподавателя : |
Диссертация | Знание, истина и разум (1960) |
Основные интересы |
Кваси Виреду (3 октября 1931 — 6 января 2022) — ганский философ. Его работы , которых часто называют величайшим африканским философом своего поколения, способствовали концептуальной деколонизации африканской мысли. [1] [2] [3] [4]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виреду родился в Кумаси , Голд-Кост (современная Гана ), в 1931 году и учился в колледже Адисадель с 1948 по 1952 год. Именно в этот период он открыл для себя философию через Платона (который отучил его от интереса к практической психологии). и Бертран Рассел . Он получил место в Университете Ганы , Легон . После окончания учебы в 1958 году он поступил в Университетский колледж Оксфорда, чтобы получить степень бакалавра философии. [1] [5]
В Оксфордском университете Wiredu преподавали Гилберт Райл (руководитель его диссертации), Питер Строусон (его наставник в колледже) и Стюарт Хэмпшир (его специальный наставник), и он написал диссертацию на тему «Знание, истина и разум». По окончании учебы в 1960 году он был назначен на преподавательскую должность в Университетском колледже Северного Стаффордшира (ныне Университет Кила ), где проработал год. Он вернулся в Гану, где принял должность преподавателя философии в своем старом университете. Он проработал в Университете Ганы двадцать три года, за это время он стал сначала заведующим кафедрой, а затем профессором. С 1987 года и до выхода на пенсию он был почетным профессором Университета Южной Флориды в Тампе .
Wiredu занимал ряд приглашенных профессорских должностей:
- Калифорнийский университет, Лос-Анджелес , Калифорния (1979–1980)
- Университет Ибадана , Нигерия (1984 г.)
- Университет Ричмонда , Вирджиния (1985)
- Карлтон-Колледж , Миннесота (1986)
- Университет Дьюка , Северная Каролина (1994–1995; 1999–2001)
Он был членом Комитета директоров Международной федерации философских обществ с 1983 по 1998 год. Он также был научным сотрудником Международного центра ученых Вудро Вильсона (1985) и Национального гуманитарного центра Северной Каролины (1986). Он был вице-президентом Межафриканского совета по философии .
Виреду умер 6 января 2022 года в США в возрасте 90 лет. [6] [7]
Философская работа
[ редактировать ]Одной из проблем Виреду при определении «африканской философии» было сохранение колониальной африканской философии в отдельной категории от доколонизированной Африки. [8] Wiredu (1998) предполагает, что у африканских философов есть уникальная возможность пересмотреть многие предположения западных философов, подвергнув их допросу, основанному на африканских языках. Допустим, гипотетически африканец родился и вырос в Китае. Их мысли и философия будут ориентированы на культуру языка. Они не только будут естественно философствовать на этом языке, но и будут строить свою жизнь вокруг этого языка. [9]
Виреду выступал против подходов « этнофилософского » и «философского проницательности» к африканской философии , утверждая, что все культуры имеют свои отличительные народные верования и мировоззрения, но их следует отличать от практики философствования. [10] Дело не в том, что «народная философия» не может играть роль в подлинной философии; напротив, он признал свой долг перед историей мысли своей собственной ( аканской ) культуры. Скорее, он утверждает, что подлинная философия требует применения к такой мысли критического анализа и строгой аргументации. [11]
Одна из самых ярких дискуссий Wiredu вращается вокруг концепции личности Акан. Он считает, что эта традиционная концепция предполагает двухчастную концепцию человека. Первым и наиболее интуитивным для западных представлений о личности является онтологическое измерение. Это включает в себя биологическую конституцию. Далее, Wiredu утверждает, что второе измерение, нормативная концепция личности, основано на способности человека свободно хотеть. Способность человека свободно хотеть зависит от его этических соображений. Можно сказать, что у человека есть свободная воля, если он высоко ценит этическую ответственность. Это означает, что человек станет личностью. Человек не рождается человеком, но становится им благодаря событиям и опыту, которые заставляют его действовать этично. Это отличается от западной концепции личности тем, что люди, согласно традиционной мысли Акан, не рождаются как волевые существа. Виреду также уверен, что африканская традиция не является «чисто теоретической, поскольку она показывает, как определенные аспекты африканской политической мысли могут быть применены для практического решения некоторых из наиболее насущных проблем Африки». [12]
На него оказали влияние, помимо его наставников в Оксфорде, Дэвид Юм , Иммануил Кант , прагматик Джон Дьюи , а также эпистемологические , метафизические и этические ресурсы культуры Акан. Результатом является философия, которая одновременно универсальна и по существу африканска.
Виреду в своей работе просветил многих людей в области философии и религии Африки. Он не только обобщил и изложил их убеждения во многих своих работах, но также бросил вызов предрасположенности посторонних к африканским верованиям. Он хотел пролить свет и понимание на их системы убеждений и на то, что они считают истинным и физическим. Он выразил свои мысли и идеи в книге «The Routledge Companion to Philosophy of Religion on African Religions». [13]
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Философия и африканская культура (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1980). ISBN 0-521-22794-1
(это принесло ему Национальную книжную премию Ганы 1982 года) - Культурные универсалии и особенности: африканская перспектива (Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1996). ISBN 0-253-21080-1
- Человек и сообщество: философские исследования Ганы [Ред] Wiredu & Kwame Gyekye (Нью-Йорк: Совет по исследованиям в области ценностей и философии, 1992). ISBN 1-56518-004-6
- Товарищ по африканской философии (Оксфорд: Блэквелл, 2003). ISBN 0-631-20751-1
Статьи
[ редактировать ]- Виреду, Кваси (1998). «На пути к деколонизации африканской философии и религии» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 1 (4): 17–46. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2022 года . Проверено 21 сентября 2023 г. [14]
- Виреду, Кваси (2000). «Демократия и консенсус в традиционной африканской политике. Призыв к беспартийной политике» . их.polylog.org . Полилог. Форум межкультурной философии. полилог. Журнал межкультурного философствования . Проверено 21 сентября 2023 г.
- Виреду, Кваси (весна 2009 г.). «Устная философия личности: комментарии к философии и устности». Исследования африканской литературы . 40 (1): 8–18. дои : 10.2979/RAL.2009.40.1.8 . JSTOR 30131182 . S2CID 170858179 .
Вторичная литература
[ редактировать ]- Футтер, Д.Б. Wiredu о концептуальной деколонизации . Теория , выпуск 175, том. 70, нет. 2, 2023, с. 24-41. doi:10.3167/th.2023.7017503
- Оладипо, О. Философия и африканский опыт: вклад Кваси Виреду. Ибадан: Публикации Надежды, 1996.
- Оша, С. Кваси Wiredu и за его пределами: текст, письмо и мысль в Африке . Дакар: Кодесрия, 2005.
- Халлен, Б. Кваси Виреду и не только: текст, письмо и мысль в Африке . Обзор африканских исследований , том. 49, нет. 3, 2006, с. 175-176.
- Молефе, М. Критика гуманизма и беспристрастности Кваси Виреду . Acta Academica , том. 48, нет. 1, 2016, с. 91-110.
- Халлен, Б. Ридинг Wiredu . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2021.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- «Факультет. Кваси Виреду, заслуженный профессор университета» . философия.usf.edu . Университет Южной Флориды. 2020. Архивировано из оригинала 29 января 2020 года . Проверено 21 сентября 2023 г.
- Кинг, Питер Дж. (2013). Сто философов: Путеводитель по величайшим мыслителям мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Chartwell Books. ISBN 9780785830221 . OCLC 824532348 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Виреду, Кваси» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «Прощание с великим философом: Кваси Виреду (1931-2022)» . CriticalSouth.блог . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ «Кваси Виреду расчистил путь современной африканской философии» . theconversation.com . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ «Кваси Виреду (1931-2022)» . dailynous.com . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ «УНФ :: Кафедра философии» . философия.usf.edu . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Коджо-Гранво, Северин (11 января 2022 г.). «Смерть Кваси Виреду, крупного деятеля африканской философии» . Мир . (на французском языке)
- ^ Оша, Санья (18 января 2022 г.). «Кваси Виреду расчистил путь современной африканской философии» . Разговор . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Джефферс, Чик (август – сентябрь 2011 г.). «Кваси Виреду и вопрос культурного национализма» . Критика (771–772): 639–649. doi : 10.3917/criti.771.0639 – через CAIRN.
- ^ Виреду, Кваси (1998). «На пути к деколонизации африканской философии и религии» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 1 (4): 17. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2014 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Оша, Саня (1999). «КВАСИ ВИРЕДУ И ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ» (PDF) . Квест: Ревю африканской философии . XIII (I – II): 157–64.
- ^ «Реджинальд М. Дж. Одуор, «Африканская философия и нечеловеческие животные» (интервью с Антене Роба и Райнером Эбертом)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Африканская философия» . Центр африканских исследований Лейдена. 15 марта 2003 года . Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ Мейстер, Чад; Копан, Пол (2012). Путеводитель Рутледжа по философии религии (второе изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. стр. 30–38. ISBN 9780415782951 .
- ^ Одуор, Реджинальд М.Дж. «Интервью: африканская философия и нечеловеческие животные. Реджинальд М.Дж. Одуор из Университета Найроби беседует с Антене Роба и Райнером Эбертом» . www.rainerebert.com . Райнер Эберт . Проверено 21 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оша, Саня. «Кваси Виреду (1931—)» . iep.utm.edu . Интернет-энциклопедия философии . Рецензируемый академический ресурс . Проверено 21 сентября 2023 г.
- Гранесс, Анке (2000). «Введение. Этика консенсуса Кваси Виреду. Африканская модель» . их.polylog.org . Перевод Кресс, Кай. полилог. Форум межкультурной философии 2 (2000) . Проверено 21 сентября 2023 г. Введение и обсуждение философии Wiredu.
- Пресби, Гейл М. «Философия африканских мудрецов» . iep.utm.edu . Интернет-энциклопедия философии . Рецензируемый академический ресурс . Проверено 21 сентября 2023 г.
- Ибе, Чуквуэбука (19 января 2022 г.). «Известный ганский философ Кваси Виреду скончался в возрасте 90 лет» . brittlepaper.com . Brittle Paper — литературный онлайн-журнал для читателей африканской литературы.
- 1931 рождений
- 2022 смертей
- Преподаватели Университета Дьюка
- Выпускники Лондонского университета по всему миру
- Выпускники Университетского колледжа Оксфорда
- Ганские философы
- Преподаватель Университета Южной Флориды
- Академический состав Ибаданского университета
- Факультет Университета Ричмонда
- Академики Кильского университета
- Люди из Кумаси