Jump to content

Кваси-Виреду

Кваси-Виреду
Рожденный ( 1931-10-03 ) 3 октября 1931 г.
Умер 6 января 2022 г. ) ( 06.01.2022 ) ( 90 лет
Соединенные Штаты

Философская карьера
Образование Университет Ганы , Оксфордский университет (Bphil)
Эра
Область Африканская философия
Школа
Учреждения В качестве преподавателя :
Диссертация Знание, истина и разум (1960)
Основные интересы

Кваси Виреду (3 октября 1931 — 6 января 2022) — ганский философ. Его работы , которых часто называют величайшим африканским философом своего поколения, способствовали концептуальной деколонизации африканской мысли. [1] [2] [3] [4]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Виреду родился в Кумаси , Голд-Кост (современная Гана ), в 1931 году и учился в колледже Адисадель с 1948 по 1952 год. Именно в этот период он открыл для себя философию через Платона (который отучил его от интереса к практической психологии). и Бертран Рассел . Он получил место в Университете Ганы , Легон . После окончания учебы в 1958 году он поступил в Университетский колледж Оксфорда, чтобы получить степень бакалавра философии. [1] [5]

В Оксфордском университете Wiredu преподавали Гилберт Райл (руководитель его диссертации), Питер Строусон (его наставник в колледже) и Стюарт Хэмпшир (его специальный наставник), и он написал диссертацию на тему «Знание, истина и разум». По окончании учебы в 1960 году он был назначен на преподавательскую должность в Университетском колледже Северного Стаффордшира (ныне Университет Кила ), где проработал год. Он вернулся в Гану, где принял должность преподавателя философии в своем старом университете. Он проработал в Университете Ганы двадцать три года, за это время он стал сначала заведующим кафедрой, а затем профессором. С 1987 года и до выхода на пенсию он был почетным профессором Университета Южной Флориды в Тампе .

Wiredu занимал ряд приглашенных профессорских должностей:

Он был членом Комитета директоров Международной федерации философских обществ с 1983 по 1998 год. Он также был научным сотрудником Международного центра ученых Вудро Вильсона (1985) и Национального гуманитарного центра Северной Каролины (1986). Он был вице-президентом Межафриканского совета по философии .

Виреду умер 6 января 2022 года в США в возрасте 90 лет. [6] [7]

Философская работа

[ редактировать ]

Одной из проблем Виреду при определении «африканской философии» было сохранение колониальной африканской философии в отдельной категории от доколонизированной Африки. [8] Wiredu (1998) предполагает, что у африканских философов есть уникальная возможность пересмотреть многие предположения западных философов, подвергнув их допросу, основанному на африканских языках. Допустим, гипотетически африканец родился и вырос в Китае. Их мысли и философия будут ориентированы на культуру языка. Они не только будут естественно философствовать на этом языке, но и будут строить свою жизнь вокруг этого языка. [9]

Виреду выступал против подходов « этнофилософского » и «философского проницательности» к африканской философии , утверждая, что все культуры имеют свои отличительные народные верования и мировоззрения, но их следует отличать от практики философствования. [10] Дело не в том, что «народная философия» не может играть роль в подлинной философии; напротив, он признал свой долг перед историей мысли своей собственной ( аканской ) культуры. Скорее, он утверждает, что подлинная философия требует применения к такой мысли критического анализа и строгой аргументации. [11]

Одна из самых ярких дискуссий Wiredu вращается вокруг концепции личности Акан. Он считает, что эта традиционная концепция предполагает двухчастную концепцию человека. Первым и наиболее интуитивным для западных представлений о личности является онтологическое измерение. Это включает в себя биологическую конституцию. Далее, Wiredu утверждает, что второе измерение, нормативная концепция личности, основано на способности человека свободно хотеть. Способность человека свободно хотеть зависит от его этических соображений. Можно сказать, что у человека есть свободная воля, если он высоко ценит этическую ответственность. Это означает, что человек станет личностью. Человек не рождается человеком, но становится им благодаря событиям и опыту, которые заставляют его действовать этично. Это отличается от западной концепции личности тем, что люди, согласно традиционной мысли Акан, не рождаются как волевые существа. Виреду также уверен, что африканская традиция не является «чисто теоретической, поскольку она показывает, как определенные аспекты африканской политической мысли могут быть применены для практического решения некоторых из наиболее насущных проблем Африки». [12]

На него оказали влияние, помимо его наставников в Оксфорде, Дэвид Юм , Иммануил Кант , прагматик Джон Дьюи , а также эпистемологические , метафизические и этические ресурсы культуры Акан. Результатом является философия, которая одновременно универсальна и по существу африканска.

Виреду в своей работе просветил многих людей в области философии и религии Африки. Он не только обобщил и изложил их убеждения во многих своих работах, но также бросил вызов предрасположенности посторонних к африканским верованиям. Он хотел пролить свет и понимание на их системы убеждений и на то, что они считают истинным и физическим. Он выразил свои мысли и идеи в книге «The Routledge Companion to Philosophy of Religion on African Religions». [13]

Библиография

[ редактировать ]
  • Философия и африканская культура (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1980). ISBN   0-521-22794-1
    (это принесло ему Национальную книжную премию Ганы 1982 года)
  • Культурные универсалии и особенности: африканская перспектива (Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1996). ISBN   0-253-21080-1
  • Человек и сообщество: философские исследования Ганы [Ред] Wiredu & Kwame Gyekye (Нью-Йорк: Совет по исследованиям в области ценностей и философии, 1992). ISBN   1-56518-004-6
  • Товарищ по африканской философии (Оксфорд: Блэквелл, 2003). ISBN   0-631-20751-1

Вторичная литература

[ редактировать ]
  • Футтер, Д.Б. Wiredu о концептуальной деколонизации . Теория , выпуск 175, том. 70, нет. 2, 2023, с. 24-41. doi:10.3167/th.2023.7017503
  • Оладипо, О. Философия и африканский опыт: вклад Кваси Виреду. Ибадан: Публикации Надежды, 1996.
  • Оша, С. Кваси Wiredu и за его пределами: текст, письмо и мысль в Африке . Дакар: Кодесрия, 2005.
  • Халлен, Б. Кваси Виреду и не только: текст, письмо и мысль в Африке . Обзор африканских исследований , том. 49, нет. 3, 2006, с. 175-176.
  • Молефе, М. Критика гуманизма и беспристрастности Кваси Виреду . Acta Academica , том. 48, нет. 1, 2016, с. 91-110.
  • Халлен, Б. Ридинг Wiredu . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2021.

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Виреду, Кваси» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 20 марта 2021 г.
  2. ^ «Прощание с великим философом: Кваси Виреду (1931-2022)» . CriticalSouth.блог . Проверено 14 марта 2023 г.
  3. ^ «Кваси Виреду расчистил путь современной африканской философии» . theconversation.com . Проверено 14 марта 2023 г.
  4. ^ «Кваси Виреду (1931-2022)» . dailynous.com . Проверено 14 марта 2023 г.
  5. ^ «УНФ :: Кафедра философии» . философия.usf.edu . Проверено 20 марта 2021 г.
  6. ^ Коджо-Гранво, Северин (11 января 2022 г.). «Смерть Кваси Виреду, крупного деятеля африканской философии» . Мир . (на французском языке)
  7. ^ Оша, Санья (18 января 2022 г.). «Кваси Виреду расчистил путь современной африканской философии» . Разговор . Проверено 19 января 2022 г.
  8. ^ Джефферс, Чик (август – сентябрь 2011 г.). «Кваси Виреду и вопрос культурного национализма» . Критика (771–772): 639–649. doi : 10.3917/criti.771.0639 – через CAIRN.
  9. ^ Виреду, Кваси (1998). «На пути к деколонизации африканской философии и религии» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 1 (4): 17. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2014 года . Проверено 17 июля 2014 г.
  10. ^ Оша, Саня (1999). «КВАСИ ВИРЕДУ И ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ» (PDF) . Квест: Ревю африканской философии . XIII (I – II): 157–64.
  11. ^ «Реджинальд М. Дж. Одуор, «Африканская философия и нечеловеческие животные» (интервью с Антене Роба и Райнером Эбертом)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 17 июля 2014 г.
  12. ^ «Африканская философия» . Центр африканских исследований Лейдена. 15 марта 2003 года . Проверено 16 июля 2014 г.
  13. ^ Мейстер, Чад; Копан, Пол (2012). Путеводитель Рутледжа по философии религии (второе изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. стр. 30–38. ISBN  9780415782951 .
  14. ^ Одуор, Реджинальд М.Дж. «Интервью: африканская философия и нечеловеческие животные. Реджинальд М.Дж. Одуор из Университета Найроби беседует с Антене Роба и Райнером Эбертом» . www.rainerebert.com . Райнер Эберт . Проверено 21 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2659ec327c6f8d212df39b6772717652__1720497180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/52/2659ec327c6f8d212df39b6772717652.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kwasi Wiredu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)