Jump to content

Кваме Гьеке

Кваме Гьеке
Рожденный
Кваме Гьеке

( 1939-11-10 ) 10 ноября 1939 г.
Гана
Умер 13 апреля 2019 г. (13 апреля 2019 г.) (79 лет)
Гана
Гражданство
  • Гана
Образование
Научная карьера
Поля
Учреждения
Диссертация Греко-арабская философия

Кваме Гекье (10 ноября 1939 — 13 апреля 2019) — ганский философ и важная фигура в развитии современной африканской философии . Гекье был почетным профессором философии в Университете Ганы и приглашенным профессором философии и афроамериканских исследований в Университете Темпл . [1] Он известен тем, что теоретизировал концепцию личности на основе культурной парадигмы Акан в дебатах с Кваси Виреду , которая считается одним из определяющих моментов современной африканской философии. [2]

Биография

[ редактировать ]

Он получил образование в школе Мфанципим . Гекье учился сначала в Университете Ганы , затем в Гарвардском университете , где получил степень доктора философии. защитил диссертацию по греко-арабской философии. Он был членом Вудро Вильсона при Смитсоновском институте имени Международного центра ученых и пожизненным членом Академии искусств и наук Ганы . [3]

Философская работа

[ редактировать ]

Человек и сообщество

[ редактировать ]

Гекье оспаривает точку зрения, согласно которой, согласно африканской мысли, сообщество наделяет человека индивидуальностью и, таким образом, идентичность человека является просто производной от сообщества. Он приписывает эту точку зрения африканскому философу Ифеани Менкити , а также таким социалистическим политическим деятелям , как Гане в Кваме Нкрума , Сенегала из Леопольд Сенгор и Танзании из Джулиус Ньерере .

Вместо этого Гьеке утверждает, что африканская мысль приписывает личности определенную ценность. Он цитирует аканскую пословицу: «Все люди — дети Бога; никто не является дитя земли» в поддержку своего аргумента о том, что человек рассматривается как теоморфное существо, имеющее в своей природе аспект Бога. Эта душа (известная аканам как бамия) описывается как божественная и происходящая от Бога. Таким образом, утверждает он, человек рассматривается не просто как материальный или физический объект, но и как ребенок Божий и, следовательно, по своей сути ценный. Утверждается, что эта внутренняя ценность делает бессмысленным мнение о том, что ценность личности проистекает исключительно из сообщества. Точно так же он утверждает, что человек мыслится как уникальная личность (как в пословице «душа антилопы одна, душа дукера другая»), так что каждая личность самодостаточна, и реальность личности не может быть производной и апостериорной по отношению к ней. что сообщества.

Хотя Гекье утверждает, что личность онтологически завершена, он также признает, что люди живут сообща, как в пословице: «Когда человек спускается с небес, он/она нисходит в человеческое общество». По его мнению, способностей человека недостаточно для выживания, поэтому для выживания личности необходима общность, как это сформулировано в пословице: «Человек — не пальма, чтобы он/она был самодостаточен».

Таким образом, утверждает он, было бы ошибкой считать, что африканская философия отрицает личность, но вместо этого человек является по своей сути ценным дитем Божьим, неразрывно связанным с паутиной человеческих отношений. Он цитирует ганского художника, который писал: «Мы связаны друг с другом, как цепь; мы связаны в жизни, мы связаны в смерти; люди, имеющие общее кровное родство, никогда не отрываются друг от друга».

Библиография

[ редактировать ]
  • 1975: «Философская значимость пословиц Акан» ( Второй порядок: Африканский философский журнал 4:2, стр. 45–53).
  • 1977: «Язык акан и тезис о материализме: краткое эссе об отношениях между философией и языком» ( Исследования по языку 1: 1, стр. 237–44).
  • 1978: «Аканская концепция человека» ( International Philosophical Quarterly 18:3, стр. 277–87).
  • 1987: Очерк африканской философской мысли: концептуальная схема Акан
    • (Кембридж: Издательство Кембриджского университета)
    • 1995: исправленное издание (Филадельфия: издательство Temple University Press) ISBN   1-56639-380-9
  • 1988: Неисследованная жизнь: философия и африканский опыт (Ghana Universities Press)
  • 1991: «Человек как моральный субъект: взгляд африканской философской антропологии» в книге «В поисках человека: актуальность философской антропологии », под ред. Йорис ван Ниспенс и Дуве Тимерсма (Ассен/Маастрихт, Нидерланды: VanGorcum)
  • 1992a: (под ред. Гекье и Кваси Виреду ) Человек и сообщество: ганские философские исследования 1 (Вашингтон, округ Колумбия: Совет по исследованиям в области ценностей и философии)
  • 1992b: «Человек и сообщество» в 1992a.
  • 1992c: «Традиционные политические идеи и ценности» в 1992a.
  • 1995: «Аспекты африканской коммунитарной мысли» ( Отзывчивое сообщество: права и обязанности )

Вторичная литература

[ редактировать ]
  • «Защита умеренного коммунитаризма Кваме Гекье», Кибуджо М. Калумба, Философские статьи, том 49, 2020 г. - Выпуск 1 .
  • «Этическая мысль Кваси Виреду и Кваме Гекье», Джордж Котей Никье, Справочник Пэлгрейва по африканской социальной этике.
  • «Очевидный конфликт трансцендентализма и имманентизма в интерпретации Кваме Гекье и Кваси Виреду концепции Бога Акан», Ада Агада, Журнал Filosofia Theoretica of African Philosophy Culture and Religions 6 (1): 23-38
  • Критическое изложение коммунитаризма Кваме Гекье , О. С. Мвимноби, магистерская диссертация, представленная в Университете Южной Африки (2003).
  1. ^ Вайнберг, Джастин (29 апреля 2019 г.). «Кваме Гекье (1939–2019)» . Ежедневный Ноус .
  2. ^ Винго, Аджуме (2017), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Аканская философия личности» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 марта 2021 г.
  3. ^ «Кваме Гекье | Отдел по связям с выпускниками Университета Ганы» . ar.ug.edu.gh. ​Проверено 2 декабря 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5979ec7bef98f327d89cd691c95f9695__1711718640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/95/5979ec7bef98f327d89cd691c95f9695.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kwame Gyekye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)