Jump to content

Реификация (марксизм)

В марксистской философии овеществление ( Verdinglichung , «превращение в вещь») — это процесс, посредством которого человеческие социальные отношения воспринимаются как неотъемлемые атрибуты вовлеченных в них людей или атрибуты некоторого продукта отношений, например, продаваемого товара.

В экономической практике овеществление превращает объекты в субъекты, а субъекты в объекты, в результате чего субъекты (люди) становятся пассивными (имеющими определенную идентичность), в то время как объекты (товары) превращаются в активный фактор, определяющий природу объекта. социальное отношение. Аналогично, термин гипостазирование описывает эффект овеществления, возникающий в результате предположения о существовании любого объекта, который можно назвать, и предположения о существовании абстрактно понимаемого объекта, что является овеществления онтологической ошибкой и эпистемологической интерпретации.

Овеществление концептуально связано с теорией отчуждения Маркса и теорией товарного фетишизма , но отличается от них ; отчуждение есть общее состояние человеческого отчуждения; овеществление — специфическая форма отчуждения; а товарный фетишизм — это специфическая форма овеществления. [1]

Георг Лукач [ править ]

Понятие овеществления возникло благодаря работе Лукача (1923), в эссе «Овеществление и сознание пролетариата» (1923), в его книге « История и классовое сознание », где определен термин овеществление . Лукач рассматривает овеществление как проблему капиталистического общества, связанную с преобладанием товарной формы, посредством внимательного прочтения «Фетишизма товара и его секрета» в первом томе « Капитала» .

Об этой концепции писали Макс Штирнер , Ги Дебор , Рая Дунаевская , Рэймонд Уильямс , Тимоти Бьюс и Славой Жижек .

Марксистский гуманист Гайо Петрович (1965), опираясь на Лукача, определяет овеществление как: [1]

Акт (или результат акта) преобразования свойств, отношений и действий человека в свойства, отношения и действия созданных человеком вещей, которые стали независимыми (и которые воображаются как изначально независимые) от человека и управляют его жизнью. А также превращение людей в вещоподобных существ, которые ведут себя не по-человечески, а по законам вещного мира. Овеществление — это «особый» случай отчуждения, его наиболее радикальная и распространенная форма, характерная для современного капиталистического общества .

Эндрю Финберг (1981) переосмысливает центральную категорию Лукача «сознание» как сходную с антропологическими представлениями о культуре как наборе практик. [2] [3] Таким образом, овеществление сознания, в частности, — это нечто большее, чем просто акт непризнания; оно влияет на повседневную социальную практику на фундаментальном уровне, выходящем за рамки отдельного субъекта.

школа Франкфуртская

Отчет Лукача оказал влияние на философов Франкфуртской школы , например, на Хоркхаймера и Адорно «Диалектику просвещения» , а также на работы Герберта Маркузе и Акселя Хоннета .

Франкфуртской школы Философ Аксель Хоннет (2008) переформулирует эту « западную марксистскую » концепцию в терминах интерсубъективных отношений признания и власти. [4] Вместо того, чтобы быть следствием структурного характера социальных систем, таких как капитализм , как утверждали Карл Маркс и Дьёрдь Лукач , Хоннет утверждает, что все формы овеществления возникают из-за патологий межсубъектной борьбы за признание.

строительство Социальное

Овеществление происходит, когда конкретно человеческие творения ошибочно воспринимаются как «факты природы, результаты космических законов или проявления божественной воли». [5] [6] [ нужна цитата для проверки ] Однако некоторые стипендии [ ВОЗ? ] использование Лукачем (1923) термина «овеществление» в «Истории и классовом сознании» бросило вызов этой интерпретации концепции, согласно которой овеществление подразумевает, что ранее существовавший субъект создает объективный социальный мир, от которого он затем отчуждается.

Феноменология [ править ]

Другие ученые предполагают, что на использование Лукачем этого термина, возможно, сильно повлияла Эдмунда Гуссерля, которая феноменология помогла понять его озабоченность, в частности, овеществлением сознания. [7] В этом прочтении овеществление влечет за собой позицию, которая отделяет субъект от объективного мира, создавая ошибочные отношения между субъектом и объектом, которые сводятся к отстраненному знанию. Применительно к социальному миру это оставляет у отдельных субъектов ощущение, что общество — это нечто, что они могут знать только как инопланетную силу, а не взаимодействовать с ним. В этом отношении использование этого термина Лукачем можно рассматривать как прообраз некоторых тем, которые Мартин Хайдеггер (1927) затрагивает в «Бытии и времени» , поддерживая предположение Люсьена Гольдмана (2009) о том, что Лукач и Хайдеггер были гораздо ближе в своих философских проблемах. чем обычно думают. [8]

Луи Альтюссер [ править ]

Французский философ Луи Альтюссер раскритиковал то, что он назвал « идеологией овеществления», которая видит «вещи» повсюду в человеческих отношениях. [9] Критика Альтюссера исходит из его понимания того, что Маркс претерпел значительные теоретические и методологические изменения или « эпистемологический разрыв » между его ранними и зрелыми работами.

Хотя концепция овеществления используется Марксом в «Капитале» , Альтюссер находит в ней важное влияние аналогичной концепции отчуждения, развитой в ранней «Немецкой идеологии» и в «Экономических и философских рукописях 1844 года» .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гайо Петрович . 2005 [1983]. « Реификация ». Интернет-архив марксистов , переписанный Р. Дюменом из Т. Боттомора , Л. Харриса, В. Г. Кирнана и Р. Милибэнда (ред.). 1983. Словарь марксистской мысли. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . Стр. 411–413.
  2. ^ Финберг, Эндрю . 1986 [1981]. Лукач, Маркс и источники критической теории. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
  3. ^ Финберг, Эндрю . 2014. Философия практики: Маркс, Лукач и Франкфуртская школа . Лондон: Версо Пресс .
  4. ^ Хоннет, Аксель . 2008. Реификация: новый взгляд , с ответами Батлера, Джудит , Раймонда Гойсса и Джонатана Лира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
  5. ^ Питер Бергер ; Томас Лукманн (1966). Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания . Нью-Йорк: Ведущий Даблдэй .
  6. ^ Сильва, Соня (2013). «Овеществление и фетишизм: процессы трансформации». Теория, культура и общество . 30 (1): 79–98. дои : 10.1177/0263276412452892 . S2CID   143741288 .
  7. ^ Вестерман, Р. 2010. «Овеществление сознания: феноменология Гуссерля в субъекте-объекте Лукача». Новая немецкая критика 111.
  8. ^ Гольдман, Люсьен . 2009. Лукач и Хайдеггер: На пути к новой философии , перевод У. К. Бёлхауэра. Лондон: Рутледж .
  9. ^ Альтюссер, Луи . 1969 [1965]. Для Маркса в переводе Б. Брюстера. п. 230, « Марксизм и гуманизм ». Получено из книги «От Маркса до Мао» , расшифровка DJ Romagnolo (2002). Веб.

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eecebd6ade832bd06e1d7bf92183880__1709392620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/80/9eecebd6ade832bd06e1d7bf92183880.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reification (Marxism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)