Реификация (марксизм)
Часть серии о |
марксизм |
---|
статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Май 2023 г. ) |
В марксистской философии овеществление ( Verdinglichung , «превращение в вещь») — это процесс, посредством которого человеческие социальные отношения воспринимаются как неотъемлемые атрибуты вовлеченных в них людей или атрибуты некоторого продукта отношений, например, продаваемого товара.
В экономической практике овеществление превращает объекты в субъекты, а субъекты в объекты, в результате чего субъекты (люди) становятся пассивными (имеющими определенную идентичность), в то время как объекты (товары) превращаются в активный фактор, определяющий природу объекта. социальное отношение. Аналогично, термин гипостазирование описывает эффект овеществления, возникающий в результате предположения о существовании любого объекта, который можно назвать, и предположения о существовании абстрактно понимаемого объекта, что является овеществления онтологической ошибкой и эпистемологической интерпретации.
Овеществление концептуально связано с теорией отчуждения Маркса и теорией товарного фетишизма , но отличается от них ; отчуждение есть общее состояние человеческого отчуждения; овеществление — специфическая форма отчуждения; а товарный фетишизм — это специфическая форма овеществления. [1]
Георг Лукач [ править ]
Понятие овеществления возникло благодаря работе Лукача (1923), в эссе «Овеществление и сознание пролетариата» (1923), в его книге « История и классовое сознание », где определен термин овеществление . Лукач рассматривает овеществление как проблему капиталистического общества, связанную с преобладанием товарной формы, посредством внимательного прочтения «Фетишизма товара и его секрета» в первом томе « Капитала» .
Об этой концепции писали Макс Штирнер , Ги Дебор , Рая Дунаевская , Рэймонд Уильямс , Тимоти Бьюс и Славой Жижек .
Марксистский гуманист Гайо Петрович (1965), опираясь на Лукача, определяет овеществление как: [1]
Акт (или результат акта) преобразования свойств, отношений и действий человека в свойства, отношения и действия созданных человеком вещей, которые стали независимыми (и которые воображаются как изначально независимые) от человека и управляют его жизнью. А также превращение людей в вещоподобных существ, которые ведут себя не по-человечески, а по законам вещного мира. Овеществление — это «особый» случай отчуждения, его наиболее радикальная и распространенная форма, характерная для современного капиталистического общества .
Эндрю Финберг (1981) переосмысливает центральную категорию Лукача «сознание» как сходную с антропологическими представлениями о культуре как наборе практик. [2] [3] Таким образом, овеществление сознания, в частности, — это нечто большее, чем просто акт непризнания; оно влияет на повседневную социальную практику на фундаментальном уровне, выходящем за рамки отдельного субъекта.
школа Франкфуртская
Отчет Лукача оказал влияние на философов Франкфуртской школы , например, на Хоркхаймера и Адорно «Диалектику просвещения» , а также на работы Герберта Маркузе и Акселя Хоннета .
Франкфуртской школы Философ Аксель Хоннет (2008) переформулирует эту « западную марксистскую » концепцию в терминах интерсубъективных отношений признания и власти. [4] Вместо того, чтобы быть следствием структурного характера социальных систем, таких как капитализм , как утверждали Карл Маркс и Дьёрдь Лукач , Хоннет утверждает, что все формы овеществления возникают из-за патологий межсубъектной борьбы за признание.
строительство Социальное
Овеществление происходит, когда конкретно человеческие творения ошибочно воспринимаются как «факты природы, результаты космических законов или проявления божественной воли». [5] [6] [ нужна цитата для проверки ] Однако некоторые стипендии [ ВОЗ? ] использование Лукачем (1923) термина «овеществление» в «Истории и классовом сознании» бросило вызов этой интерпретации концепции, согласно которой овеществление подразумевает, что ранее существовавший субъект создает объективный социальный мир, от которого он затем отчуждается.
Феноменология [ править ]
Другие ученые предполагают, что на использование Лукачем этого термина, возможно, сильно повлияла Эдмунда Гуссерля, которая феноменология помогла понять его озабоченность, в частности, овеществлением сознания. [7] В этом прочтении овеществление влечет за собой позицию, которая отделяет субъект от объективного мира, создавая ошибочные отношения между субъектом и объектом, которые сводятся к отстраненному знанию. Применительно к социальному миру это оставляет у отдельных субъектов ощущение, что общество — это нечто, что они могут знать только как инопланетную силу, а не взаимодействовать с ним. В этом отношении использование этого термина Лукачем можно рассматривать как прообраз некоторых тем, которые Мартин Хайдеггер (1927) затрагивает в «Бытии и времени» , поддерживая предположение Люсьена Гольдмана (2009) о том, что Лукач и Хайдеггер были гораздо ближе в своих философских проблемах. чем обычно думают. [8]
Луи Альтюссер [ править ]
Французский философ Луи Альтюссер раскритиковал то, что он назвал « идеологией овеществления», которая видит «вещи» повсюду в человеческих отношениях. [9] Критика Альтюссера исходит из его понимания того, что Маркс претерпел значительные теоретические и методологические изменения или « эпистемологический разрыв » между его ранними и зрелыми работами.
Хотя концепция овеществления используется Марксом в «Капитале» , Альтюссер находит в ней важное влияние аналогичной концепции отчуждения, развитой в ранней «Немецкой идеологии» и в «Экономических и философских рукописях 1844 года» .
См. также [ править ]
- Тайна Гегеля
- Маска персонажа
- Объективация
- Каста
- Реификация (заблуждение)
- Ипостасная абстракция - Формальная операция в математической логике.
- Имманентизировать эсхатон – уничижительный термин, обозначающий попытки создать в мире утопические условия.
- Призраки - Возвращение или сохранение прошлых идей.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гайо Петрович . 2005 [1983]. « Реификация ». Интернет-архив марксистов , переписанный Р. Дюменом из Т. Боттомора , Л. Харриса, В. Г. Кирнана и Р. Милибэнда (ред.). 1983. Словарь марксистской мысли. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . Стр. 411–413.
- ^ Финберг, Эндрю . 1986 [1981]. Лукач, Маркс и источники критической теории. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Финберг, Эндрю . 2014. Философия практики: Маркс, Лукач и Франкфуртская школа . Лондон: Версо Пресс .
- ^ Хоннет, Аксель . 2008. Реификация: новый взгляд , с ответами Батлера, Джудит , Раймонда Гойсса и Джонатана Лира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Питер Бергер ; Томас Лукманн (1966). Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания . Нью-Йорк: Ведущий Даблдэй .
- ^ Сильва, Соня (2013). «Овеществление и фетишизм: процессы трансформации». Теория, культура и общество . 30 (1): 79–98. дои : 10.1177/0263276412452892 . S2CID 143741288 .
- ^ Вестерман, Р. 2010. «Овеществление сознания: феноменология Гуссерля в субъекте-объекте Лукача». Новая немецкая критика 111.
- ^ Гольдман, Люсьен . 2009. Лукач и Хайдеггер: На пути к новой философии , перевод У. К. Бёлхауэра. Лондон: Рутледж .
- ^ Альтюссер, Луи . 1969 [1965]. Для Маркса в переводе Б. Брюстера. п. 230, « Марксизм и гуманизм ». Получено из книги «От Маркса до Мао» , расшифровка DJ Romagnolo (2002). Веб.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Арато, Эндрю . 1972. «Теория овеществления Лукача» Телос .
- Бьюс, Тимоти. 2002. «Овеществление, или Тревога позднего капитализма» (иллюстрированное издание). Версо . ISBN 1-85984-685-8 . Получено через Google Книги .
- Беррис, Вэл. 1988. «Овеществление: марксистская перспектива ». Калифорнийский социолог 10 (1). Стр. 22–43.
- Домбровский, Томаш. 2014. «Реификация ». Энциклопедия политической мысли Блэквелла. Блэквелл. два : 10.1002/9781118474396.wbept0875 .
- Дамс, Гарри . 1998. «За пределами карусели овеществления: критическая социальная теория после Лукача, Адорно и Хабермаса». Современные перспективы социальной теории 18 (1): 3–62.
- Дуарте, Герман А. 2011. Реификация СМИ (Sic Editorial)
- Дунаевская, Рая . «Овеществление людей и товарный фетишизм ». Стр. 167–91 в Собрании Рая Дунаевской .
- Флойд, Кевин: «Введение: о капитале, сексуальности и ситуациях знания», в книге «Овеществление желания: на пути к странному марксизму» . Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты, 2009.
- Габель, Джозеф . 1975. Ложное сознание: эссе о овеществлении . Нью-Йорк: Харпер и Роу .
- Гольдманн, Люсьен . 1959 «Реификация». Диалектические исследования. Париж: Галлимар .
- Хоннет, Аксель. 2005 г., 14–16 марта. «Овеществление: взгляд на теорию распознавания ». Лекции Таннера о человеческих ценностях , прочитанные в Калифорнийском университете в Беркли .
- Канрга, Милан . 1968. Что такое овеществление?
- Ларсен, Нил. 2011. «Лукач без пролетариата, или Можно ли историю и классовое сознание реисторизировать ?». Стр. 81–100 в книге «Георг Лукач: Фундаментальный диссонанс существования» под редакцией Т. Бьюса и Т. Холла. Лондон: Континуум .
- Лёвит, Карл . 1982 [1932]. Макс Вебер и Карл Маркс .
- Лукач, Георг . 167 [1923]. История и классовое сознание . Мерлин Пресс. « Овеществление и сознание пролетариата ».
- Рубин И.И. 1972 [1928]. «Очерки теории стоимости Маркса».
- Шафф, Адам. 1980. Отчуждение как социальный феномен .
- Тадич, Любомир . 1969. «Бюрократия — реифицированная организация», под редакцией М. Марковича и Г. Петровича. Практика.
- Ванденберге, Фредерик. 2009. Философская история немецкой социологии . Лондон: Рутледж .
- Вестерман, Ричард. 2018. Феноменология капитализма Лукача: переоценка овеществления . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан .