Энрике Дюссель
Энрике Дюссель | |
---|---|
![]() Дюссель в 2009 году | |
Рожденный | Энрике Доминго Дюссель 24 декабря 1934 г. |
Умер | 5 ноября 2023 г. Мехико , Мексика | (88 лет)
Национальность |
|
Образование | |
Супруг | Джоанна Питерс |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия , теология освобождения , марксизм |
Учреждения | |
Основные интересы | Философия освобождения , этика , политическая экономия , теология , история |
Известные идеи | Трансмодернизм |
Энрике Доминго Дюссель Амброзини (24 декабря 1934 — 5 ноября 2023) — аргентинско-мексиканский академик, философ, историк и богослов. Он занимал должность временного ректора Автономного университета Мехико с 2013 по 2014 год.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Энрике Дюссель родился 24 декабря 1934 года в Ла-Пасе, Мендоса . [2] [3] Он учился в Национальном университете Куйо в Мендосе с 1953 по 1957 год, получив степень бакалавра философии, после чего отправился в Европу, чтобы продолжить обучение. Затем он получил докторскую степень в Мадридском университете Комплутенсе , докторскую степень по истории в Сорбонне в Париже и степень бакалавра теологии, полученную во время учебы в Париже и Мюнстере . [2] Между 1959 и 1961 годами он жил в Израиле, изучая арабский и иврит и работая физическим трудом в кооперативе, возглавляемом французским иезуитом Полем Готье , который впоследствии оказал влияние на Дюсселя и его взгляды на теологию освобождения. [2] [4] Он вернулся в Аргентину в 1969 году и попал под влияние теории зависимости и работ Эммануэля Левинаса , которые оказали большое влияние на его мышление. В ходе событий, приведших к установлению военной диктатуры в Аргентине в 1976–1983 годах , он все чаще становился объектом насилия, включая угрозы смертью, взрыв в его доме и увольнение из университета. [2] [3] Он сбежал в Мексику в 1975 году в качестве политического изгнанника, где продолжил свою работу в качестве профессора философии в кампусе Истапалапа Автономного столичного университета (UAM) и на преподавательской должности в Национальном автономном университете Мексики ( Национальный автономный университет Мексики (УНАМ).
Дюссель получил степень почетного доктора в Фрибурского университета 1981 году, Университета Сан-Андрес в 1995 году, Университета Буэнос-Айреса в 2012 году, Университета Санто-Томас в 2015 году, Национального университета Сан-Мартин в 2015 году и Университета Чили. в 2017 году. Он написал обширный труд, насчитывающий около сорока книг по ряду тем, включая философию освобождения, этику, политическую экономию, теологию, историю и современность/постмодерн. Большая часть его работ пока ограниченно доступна на английском языке, и некоторые утверждают, что его работы не получили того широкого внимания, которого они заслуживают. [2]
Кроме того, он был приглашенным профессором в течение одного семестра во Франкфуртском университете , Университете Нотр-Дам , Калифорнийском государственном университете в Лос-Анджелесе , Союзной теологической семинарии (протестантской семинарии), Чикагском университете Лойолы , Университете Вандербильта , Университете Дьюка , Гарвардском университете и других. В марте 2013 года он был назначен временным ректором Автономного университета Мехико сроком на один год.
Дюссель поддерживал диалог с такими философами, как Карл-Отто Апель , Джанни Ваттимо , Юрген Хабермас , Рихард Рорти и Эммануэль Левинас. [5] Автор более 50 книг, его мысли охватывают множество тем, включая теологию, политику, философию, этику , политическую философию , эстетику и онтологию . Он был критиком постмодерна , предпочитая вместо этого термин « трансмодерн ».
Дюссель умер 5 ноября 2023 года в возрасте 88 лет. [6]
Философия освобождения
[ редактировать ]Энрике Дюссель — одна из главных фигур наряду с другими, такими как Родольфо Куш, Артуро Ройг и Леопольдо Зеа , в философском движении, известном как Философия освобождения. [7] Философское содержание неоднородно, но возникает и реагирует на конкретный исторический/социально-политический контекст Латинской Америки как части глобальной периферии (см. Теорию зависимости ). Движение зародилось в Аргентине в начале 1970-х годов, но в период военной диктатуры оно распространилось по всей Латинской Америке, поскольку многие интеллектуалы были вынуждены покинуть страну. Впоследствии Философия освобождения имела большое влияние как в Латинской Америке, так и за ее пределами. [2] [7] Философия освобождения стремится критиковать структуры колониализма, империализма, глобализации, расизма и сексизма на основе конкретного опыта эксплуатации и отчуждения глобальной периферии. Это бросает прямой вызов дискурсам евроамериканской философии и подчеркивает социально-политическую ответственность латиноамериканской философии перед проектом исторического освобождения. [7]
Философия истории
[ редактировать ]Эта работа состоит из отредактированных версий шести лекций, прочитанных Дюсселем в 1972 году. В тексте, призванном обрисовать идеи, позднее развитые во втором томе, озаглавленном «Этика и теология освобождения» , представлен широкий обзор, сосредоточенный на истории церкви и его роль в Латинской Америке с главной целью разработки отчетливо латиноамериканской теологии, сосредоточенной вокруг освободительной политики. [8] Дюссель занимается прежде всего историей, особенно созданием чувства истории Латинской Америки и чувства участия в историческом процессе, ведущем к освобождению. [8] Его рассказ восходит к происхождению человека и включает в себя самые разные темы: от систем верований и мировоззрений ацтеков и инков до истоков христианства, Византийской империи и роли церкви в испанском завоевании. [9] Вторая половина книги охватывает ХХ век, обращаясь к политическим потрясениям 1960-х годов, насилию и угнетению, которым подвергались военные режимы, реакции церкви и вопросу насильственного и ненасильственного сопротивления в христианском мышлении. Дюссель также исследует совместимость социализма с христианской доктриной и возможность уникального латиноамериканского социализма. Единственная нить, которая наиболее заметно проходит через каждый раздел, — это вопрос сопротивления угнетению. [10] Дюссель посредством экзегезы исследует христианское обязательство преодолеть грех угнетения через приверженность самоотверженным действиям ради цели исторического освобождения.
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Гипотезы изучения Латинской Америки во всеобщей истории. Исследование «мира», в котором формируются и развиваются «Weltanschauungen» , 1966.
- Семитский гуманизм , 1969.
- За уничтожение истории этики I , 1972.
- Гегелевская диалектика. Предположения и преодоление, или Первоначальное начало философствования , 1972 (2-е изд.: Метод философии освобождения. Аналектическое преодоление гегелевской диалектики , 1974).
- Зависимость и освобождение Латинской Америки. Антология антропологических и теологических эссе с позиций латиноамериканского мышления , 1973.
- За этику освобождения Латинской Америки I , 1973.
- За этику освобождения Латинской Америки II , 1973.
- Дуализм в антропологии христианства , 1974.
- Освобождение Латинской Америки и Эммануэль Левинас , 1975.
- Греческий гуманизм , 1975.
- История и теология освобождения. Взгляд Латинской Америки, Orbis Books, Нью-Йорк , 1976.
- Латиноамериканская этическая философия III , 1977.
- Введение в философию освобождения Латинской Америки , 1977.
- Введение в философию освобождения , 1977.
- Философия освобождения , 1977.
- Религия , 1977.
- Этика и теология освобождения, Orbis Books, Нью-Йорк , 1978.
- Философия поэзиса. Историческое введение , 1977 (Дополненное переиздание: Философия производства , 1984).
- Латиноамериканская этическая философия IV: Латиноамериканская политика. Антропологический III , 1979.
- Философия освобождения , Wipf & Stock Publishers, 2003 [1980]
- Латиноамериканская этическая философия V: Латиноамериканская археология. Философия антифетишистской религии , 1980.
- Женское освобождение и латиноамериканская эротика. Философский очерк , 1980.
- Латиноамериканская педагогика , 1980.
- История церкви в Латинской Америке: от колониализма к освобождению (1492–1979) , Эрдманс, 1981 г.
- Латиноамериканская практика и философия освобождения , 1983.
- Теоретическая продукция Маркса. Комментарий к Grundrisse , 1985.
- Общественная этика , 1986.
- Навстречу неизвестному Марксу. Комментарий к Рукописям 61–63 , 1988 г.
- Последний Маркс (1863–1882) и освобождение Латинской Америки. Комментарий к третьему и четвертому выпускам «Эль Капитал» , 1990 год.
- 1492: Сокрытие Другого. К истокам «мифа Модерна» , 1992.
- Богословские метафоры Маркса , 1994.
- Апель, Рикёр, Рорти и философия освобождения с ответами Карла-Отто Апеля и Поля Рикёра , 1994.
- История философии и философии освобождения , 1994.
- Этика и сообщество (освобождение и теология) , Hyperion Books, 1 994
- Изобретение Америки: затмение «другого» и миф о современности , Continuum Intl Pub Group, 1 995
- Обратная сторона современности: Апель, Рикёр, Рорти, Тейлор и философия освобождения , Humanity Books, 1996.
- Этика освобождения в эпоху глобализации и изоляции , 1998.
- Этика освобождения перед Апелем, Тейлором и Ваттимо с неопубликованной критической реакцией К.-О. Апель , 1998.
- На пути к критической политической философии , 2001.
- На пути к неизвестному Марксу: комментарий к рукописям 1861–1863 годов, Рутледж, Лондон , 2001 г.
- За пределами философии: история, марксизм и теология освобождения, Роуман и Литтлфилд, Мэриленд , 2003.
- Этика дискурса и этика освобождения (совместно с Карлом-Отто Апелем), 2005.
- 20 тезисов о политике , 2006.
- Философия культуры и освобождения , 2006.
- Освободительная политика. Всемирная история и критика , 2007.
- Материалы к политике освобождения , 2007.
- Философия освобождения , Forlaget Politisk Revy, Копенгаген, 2008.
- Двадцать тезисов о политике, издательство Silliman University Press, Дарем , 2008.
- Политика освобождения: Архитектура , 2009.
- Политика освобождения (возвращение теологии освобождения), SCM Press, Манила, Филиппины , 2011.
- Этика освобождения: в эпоху глобализации и изоляции, Duke University Press, Дарем , 2013.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Энрике Дюссель, Этический и политический проект для Латинской Америки (Редакционная статья Anthropos, 1998), стр. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бертон, Марк; Осорио, Хорхе Марио Флорес (1 января 2011 г.). «Представляем Дюссель: философию освобождения и настоящую социальную психологию». Психология в обществе (41): 20–39. ISSN 1015-6046.
- ^ Jump up to: а б Дюссель, Энрике. «ДОМ - Энрике Дюссель-Философ». Веб-сайт Энрике Дюсселя. Архивировано 6 июля 2022 года в Wayback Machine.
- ^ Кандель Ламдан, Сильвана (октябрь 2022 г.). «Шляпа Тембель на улицах Назарета: израильский опыт Поля Готье» . Гарвардское богословское обозрение . 115 (4): 566–590. дои : 10.1017/S0017816022000323 .
- ^ Мендьета, Эдуардо (1993), «Введение редактора». Архивировано 21 октября 2007 г. в Wayback Machine на обратную сторону современности. Архивировано 18 октября 2007 г. в Wayback Machine (онлайн-версия).
- ↑ Энрике Дюссель, один из основателей философии освобождения, умер. Архивировано 6 ноября 2023 года в Wayback Machine (на испанском языке).
- ^ Jump up to: а б с Мендьета, Эдуардо (01 января 2016 г.). Залта, Эдвард Н., изд. Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Корт, Юджин Х. (1978). «Обзор истории и теологии освобождения. Латиноамериканская перспектива». Католический исторический обзор . 64 (1): 83–84. JSTOR 25020262 .
- ^ Вернон, Иван Р. (1978). «Обзор истории и теологии освобождения: латиноамериканская перспектива». Журнал церкви и государства . 20 (3): 576–577. дои : 10.1093/jcs/20.3.576 . JSTOR 23914847 .
- ^ Килгор, WJ (1976). «Обзор истории и теологии освобождения: латиноамериканская перспектива». Латиноамериканское историческое обозрение . 56 (4): 669–670. дои : 10.2307/2514222 . JSTOR 2514222 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Философия освобождения , ссылка на полный текст онлайн
- Обратная сторона современности , ссылка на полный текст онлайн.
- Изобретение Америки , ссылка на полный текст онлайн
- Педагогика освобождения: латиноамериканская философия образования , ссылка на полный текст онлайн
- 1934 рождения
- 2023 смерти
- Аргентинские философы XX века
- Аргентинские философы XXI века
- Аргентинские богословы
- Аргентинские эмигранты в Мексику
- Натурализованные граждане Мексики
- Мексиканские философы
- Академический состав Национального автономного университета Мексики
- Сотрудники Гарвардского университета
- Аргентинцы немецкого происхождения
- Аргентинские писатели-марксисты
- Теологи освобождения
- Аргентинские христианские социалисты
- Мексиканские христианские социалисты
- Христианские философы
- Христианские социалистические богословы
- Академический состав Автономного университета Метрополитана
- Теоретики марксизма
- Критики постмодернизма
- Члены Американской академии искусств и наук
- Выпускники Мадридского университета Комплутенсе
- Выпускники Национального университета Куйо
- Выпускники Парижского университета Пантеон-Сорбонна 1
- Жители провинции Мендоса