Jump to content

Энрике Дюссель

Энрике Дюссель
Дюссель в 2009 году
Рожденный
Энрике Доминго Дюссель

( 1934-12-24 ) 24 декабря 1934 г.
Ла-Пас , Мендоса , Аргентина [1]
Умер 5 ноября 2023 г. (05.11.2023) (88 лет)
Мехико , Мексика
Национальность
  • Аргентина
  • Мексика
Образование
Супруг Джоанна Питерс
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия , теология освобождения , марксизм
Учреждения
Основные интересы
Философия освобождения , этика , политическая экономия , теология , история
Известные идеи
Трансмодернизм

Энрике Доминго Дюссель Амброзини (24 декабря 1934 — 5 ноября 2023) — аргентинско-мексиканский академик, философ, историк и богослов. Он занимал должность временного ректора Автономного университета Мехико с 2013 по 2014 год.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Энрике Дюссель родился 24 декабря 1934 года в Ла-Пасе, Мендоса . [2] [3] Он учился в Национальном университете Куйо в Мендосе с 1953 по 1957 год, получив степень бакалавра философии, после чего отправился в Европу, чтобы продолжить обучение. Затем он получил докторскую степень в Мадридском университете Комплутенсе , докторскую степень по истории в Сорбонне в Париже и степень бакалавра теологии, полученную во время учебы в Париже и Мюнстере . [2] Между 1959 и 1961 годами он жил в Израиле, изучая арабский и иврит и работая физическим трудом в кооперативе, возглавляемом французским иезуитом Полем Готье , который впоследствии оказал влияние на Дюсселя и его взгляды на теологию освобождения. [2] [4] Он вернулся в Аргентину в 1969 году и попал под влияние теории зависимости и работ Эммануэля Левинаса , которые оказали большое влияние на его мышление. В ходе событий, приведших к установлению военной диктатуры в Аргентине в 1976–1983 годах , он все чаще становился объектом насилия, включая угрозы смертью, взрыв в его доме и увольнение из университета. [2] [3] Он сбежал в Мексику в 1975 году в качестве политического изгнанника, где продолжил свою работу в качестве профессора философии в кампусе Истапалапа Автономного столичного университета (UAM) и на преподавательской должности в Национальном автономном университете Мексики ( Национальный автономный университет Мексики (УНАМ).

Дюссель получил степень почетного доктора в Фрибурского университета 1981 году, Университета Сан-Андрес в 1995 году, Университета Буэнос-Айреса в 2012 году, Университета Санто-Томас в 2015 году, Национального университета Сан-Мартин в 2015 году и Университета Чили. в 2017 году. Он написал обширный труд, насчитывающий около сорока книг по ряду тем, включая философию освобождения, этику, политическую экономию, теологию, историю и современность/постмодерн. Большая часть его работ пока ограниченно доступна на английском языке, и некоторые утверждают, что его работы не получили того широкого внимания, которого они заслуживают. [2]

Кроме того, он был приглашенным профессором в течение одного семестра во Франкфуртском университете , Университете Нотр-Дам , Калифорнийском государственном университете в Лос-Анджелесе , Союзной теологической семинарии (протестантской семинарии), Чикагском университете Лойолы , Университете Вандербильта , Университете Дьюка , Гарвардском университете и других. В марте 2013 года он был назначен временным ректором Автономного университета Мехико сроком на один год.

Дюссель поддерживал диалог с такими философами, как Карл-Отто Апель , Джанни Ваттимо , Юрген Хабермас , Рихард Рорти и Эммануэль Левинас. [5] Автор более 50 книг, его мысли охватывают множество тем, включая теологию, политику, философию, этику , политическую философию , эстетику и онтологию . Он был критиком постмодерна , предпочитая вместо этого термин « трансмодерн ».

Дюссель умер 5 ноября 2023 года в возрасте 88 лет. [6]

Философия освобождения

[ редактировать ]

Энрике Дюссель — одна из главных фигур наряду с другими, такими как Родольфо Куш, Артуро Ройг и Леопольдо Зеа , в философском движении, известном как Философия освобождения. [7] Философское содержание неоднородно, но возникает и реагирует на конкретный исторический/социально-политический контекст Латинской Америки как части глобальной периферии (см. Теорию зависимости ). Движение зародилось в Аргентине в начале 1970-х годов, но в период военной диктатуры оно распространилось по всей Латинской Америке, поскольку многие интеллектуалы были вынуждены покинуть страну. Впоследствии Философия освобождения имела большое влияние как в Латинской Америке, так и за ее пределами. [2] [7] Философия освобождения стремится критиковать структуры колониализма, империализма, глобализации, расизма и сексизма на основе конкретного опыта эксплуатации и отчуждения глобальной периферии. Это бросает прямой вызов дискурсам евроамериканской философии и подчеркивает социально-политическую ответственность латиноамериканской философии перед проектом исторического освобождения. [7]

Философия истории

[ редактировать ]

Эта работа состоит из отредактированных версий шести лекций, прочитанных Дюсселем в 1972 году. В тексте, призванном обрисовать идеи, позднее развитые во втором томе, озаглавленном «Этика и теология освобождения» , представлен широкий обзор, сосредоточенный на истории церкви и его роль в Латинской Америке с главной целью разработки отчетливо латиноамериканской теологии, сосредоточенной вокруг освободительной политики. [8] Дюссель занимается прежде всего историей, особенно созданием чувства истории Латинской Америки и чувства участия в историческом процессе, ведущем к освобождению. [8] Его рассказ восходит к происхождению человека и включает в себя самые разные темы: от систем верований и мировоззрений ацтеков и инков до истоков христианства, Византийской империи и роли церкви в испанском завоевании. [9] Вторая половина книги охватывает ХХ век, обращаясь к политическим потрясениям 1960-х годов, насилию и угнетению, которым подвергались военные режимы, реакции церкви и вопросу насильственного и ненасильственного сопротивления в христианском мышлении. Дюссель также исследует совместимость социализма с христианской доктриной и возможность уникального латиноамериканского социализма. Единственная нить, которая наиболее заметно проходит через каждый раздел, — это вопрос сопротивления угнетению. [10] Дюссель посредством экзегезы исследует христианское обязательство преодолеть грех угнетения через приверженность самоотверженным действиям ради цели исторического освобождения.

Выберите библиографию

[ редактировать ]
  • Гипотезы изучения Латинской Америки во всеобщей истории. Исследование «мира», в котором формируются и развиваются «Weltanschauungen» , 1966.
  • Семитский гуманизм , 1969.
  • За уничтожение истории этики I , 1972.
  • Гегелевская диалектика. Предположения и преодоление, или Первоначальное начало философствования , 1972 (2-е изд.: Метод философии освобождения. Аналектическое преодоление гегелевской диалектики , 1974).
  • Зависимость и освобождение Латинской Америки. Антология антропологических и теологических эссе с позиций латиноамериканского мышления , 1973.
  • За этику освобождения Латинской Америки I , 1973.
  • За этику освобождения Латинской Америки II , 1973.
  • Дуализм в антропологии христианства , 1974.
  • Освобождение Латинской Америки и Эммануэль Левинас , 1975.
  • Греческий гуманизм , 1975.
  • История и теология освобождения. Взгляд Латинской Америки, Orbis Books, Нью-Йорк , 1976.
  • Латиноамериканская этическая философия III , 1977.
  • Введение в философию освобождения Латинской Америки , 1977.
  • Введение в философию освобождения , 1977.
  • Философия освобождения , 1977.
  • Религия , 1977.
  • Этика и теология освобождения, Orbis Books, Нью-Йорк , 1978.
  • Философия поэзиса. Историческое введение , 1977 (Дополненное переиздание: Философия производства , 1984).
  • Латиноамериканская этическая философия IV: Латиноамериканская политика. Антропологический III , 1979.
  • Философия освобождения , Wipf & Stock Publishers, 2003 [1980]
  • Латиноамериканская этическая философия V: Латиноамериканская археология. Философия антифетишистской религии , 1980.
  • Женское освобождение и латиноамериканская эротика. Философский очерк , 1980.
  • Латиноамериканская педагогика , 1980.
  • История церкви в Латинской Америке: от колониализма к освобождению (1492–1979) , Эрдманс, 1981 г.
  • Латиноамериканская практика и философия освобождения , 1983.
  • Теоретическая продукция Маркса. Комментарий к Grundrisse , 1985.
  • Общественная этика , 1986.
  • Навстречу неизвестному Марксу. Комментарий к Рукописям 61–63 , 1988 г.
  • Последний Маркс (1863–1882) и освобождение Латинской Америки. Комментарий к третьему и четвертому выпускам «Эль Капитал» , 1990 год.
  • 1492: Сокрытие Другого. К истокам «мифа Модерна» , 1992.
  • Богословские метафоры Маркса , 1994.
  • Апель, Рикёр, Рорти и философия освобождения с ответами Карла-Отто Апеля и Поля Рикёра , 1994.
  • История философии и философии освобождения , 1994.
  • Этика и сообщество (освобождение и теология) , Hyperion Books, 1 994
  • Изобретение Америки: затмение «другого» и миф о современности , Continuum Intl Pub Group, 1 995
  • Обратная сторона современности: Апель, Рикёр, Рорти, Тейлор и философия освобождения , Humanity Books, 1996.
  • Этика освобождения в эпоху глобализации и изоляции , 1998.
  • Этика освобождения перед Апелем, Тейлором и Ваттимо с неопубликованной критической реакцией К.-О. Апель , 1998.
  • На пути к критической политической философии , 2001.
  • На пути к неизвестному Марксу: комментарий к рукописям 1861–1863 годов, Рутледж, Лондон , 2001 г.
  • За пределами философии: история, марксизм и теология освобождения, Роуман и Литтлфилд, Мэриленд , 2003.
  • Этика дискурса и этика освобождения (совместно с Карлом-Отто Апелем), 2005.
  • 20 тезисов о политике , 2006.
  • Философия культуры и освобождения , 2006.
  • Освободительная политика. Всемирная история и критика , 2007.
  • Материалы к политике освобождения , 2007.
  • Философия освобождения , Forlaget Politisk Revy, Копенгаген, 2008.
  • Двадцать тезисов о политике, издательство Silliman University Press, Дарем , 2008.
  • Политика освобождения: Архитектура , 2009.
  • Политика освобождения (возвращение теологии освобождения), SCM Press, Манила, Филиппины , 2011.
  • Этика освобождения: в эпоху глобализации и изоляции, Duke University Press, Дарем , 2013.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Энрике Дюссель, Этический и политический проект для Латинской Америки (Редакционная статья Anthropos, 1998), стр. 37.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Бертон, Марк; Осорио, Хорхе Марио Флорес (1 января 2011 г.). «Представляем Дюссель: философию освобождения и настоящую социальную психологию». Психология в обществе (41): 20–39. ISSN 1015-6046.
  3. ^ Jump up to: а б Дюссель, Энрике. «ДОМ - Энрике Дюссель-Философ». Веб-сайт Энрике Дюсселя. Архивировано 6 июля 2022 года в Wayback Machine.
  4. ^ Кандель Ламдан, Сильвана (октябрь 2022 г.). «Шляпа Тембель на улицах Назарета: израильский опыт Поля Готье» . Гарвардское богословское обозрение . 115 (4): 566–590. дои : 10.1017/S0017816022000323 .
  5. ^ Мендьета, Эдуардо (1993), «Введение редактора». Архивировано 21 октября 2007 г. в Wayback Machine на обратную сторону современности. Архивировано 18 октября 2007 г. в Wayback Machine (онлайн-версия).
  6. Энрике Дюссель, один из основателей философии освобождения, умер. Архивировано 6 ноября 2023 года в Wayback Machine (на испанском языке).
  7. ^ Jump up to: а б с Мендьета, Эдуардо (01 января 2016 г.). Залта, Эдвард Н., изд. Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  8. ^ Jump up to: а б Корт, Юджин Х. (1978). «Обзор истории и теологии освобождения. Латиноамериканская перспектива». Католический исторический обзор . 64 (1): 83–84. JSTOR   25020262 .
  9. ^ Вернон, Иван Р. (1978). «Обзор истории и теологии освобождения: латиноамериканская перспектива». Журнал церкви и государства . 20 (3): 576–577. дои : 10.1093/jcs/20.3.576 . JSTOR   23914847 .
  10. ^ Килгор, WJ (1976). «Обзор истории и теологии освобождения: латиноамериканская перспектива». Латиноамериканское историческое обозрение . 56 (4): 669–670. дои : 10.2307/2514222 . JSTOR   2514222 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80c59a0a4ba17006d2ce3e3f6a515722__1703865480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/22/80c59a0a4ba17006d2ce3e3f6a515722.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enrique Dussel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)