Амадео Бордига
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Амадео Бордига | |
---|---|
Генеральный секретарь Коммунистической партии Италии | |
В офисе Январь 1921 г. - январь 1924 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Антонио Грамши |
Личные данные | |
Рожденный | Резина , Королевство Италия | 13 июня 1889 г.
Умер | 23 июля 1970 г. Формия , Италия | ( 81 год
Политическая партия | ПСИ (1910–1921) ПКДИ (1921–1930) ПКинт (1952–1970) |
Часть серии о |
Левый коммунизм |
---|
Амадео Бордига (13 июня 1889 — 25 июля 1970) — итальянский теоретик марксизма . Революционный социалист , Бордига был основателем Коммунистической партии Италии (PCdI), членом Коммунистического Интернационала (Коминтерна), а позже ведущим деятелем Интернационалистической коммунистической партии (PCInt). Первоначально он был связан с PCdI, но был исключен в 1930 году после обвинения в троцкизме . Бордига считается одним из самых ярких представителей левого коммунизма в Европе.
Ранняя жизнь, семья и образование
[ редактировать ]Бордига родился в Резине в провинции Неаполь в 1889 году. Его отец, Оресте Бордига, был уважаемым ученым в области сельскохозяйственной науки , чей авторитет особенно признавался в отношении многовековых сельскохозяйственных проблем Южной Италии . Его мать, Заира дельи Амадей, происходила из древней флорентийской семьи, а его дед по материнской линии, граф Микеле Амадей, был заговорщиком в борьбе Рисорджименто . Его дядя по отцовской линии, Джованни Бордига , еще один боевик Рисорджименто , был математиком и профессором Падуанского университета .
Воспитание Бордиги, хотя и было совершенно радикальным, носило в то же время и высоконаучный характер. Противник итало -турецкой войны как итальянской колониальной войны в Ливии , Бордига был представлен в Итальянскую социалистическую партию (PSI) своим школьным учителем физики в 1910 году. В конце концов в 1912 году Бордига основал «Кружок Карла Маркса», где он познакомьтесь со своей первой женой Ортенсией Де Мео. со степенью инженера Бордига окончил Неаполитанский университет имени Федерико II в 1912 году. Бордига женился на Де Мео в 1914 году. У них было двое детей, Альма и Оресте. Ортензия умерла в 1955 году, и десять лет спустя, в 1965 году, Бордига женился на сестре Ортензии, Антониетте Де Мео. [1]
Политическая карьера
[ редактировать ]Итальянская социалистическая партия
[ редактировать ]В рамках недавно основанного кружка Карла Маркса Бордига отверг педагогический подход к политической работе и разработал «теорию партии», согласно которой организация должна была демонстрировать сиюминутные цели как объединение единомышленников, а не обязательно как совокупность группировок. рабочий класс . Бордига был глубоко против представительной демократии , которую он ассоциировал с буржуазным электорализмом . В номере журнала «Il Socialista» за 1914 год он писал: «Таким образом, если и существует полное отрицание теории демократического действия, то его можно найти в социализме». Бордига выступил против того, чтобы парламентская фракция PSI была автономной от центрального контроля. Как и большинство социалистов в латиноамериканских странах , Бордига вел кампанию против масонства , которое он считал несветской группой .
После Октябрьской революции Бордига присоединился к коммунистическому движению и сформировал коммунистическую фракцию воздержанных внутри PSI, воздержавшуюся в том смысле, что она выступала против участия в буржуазных выборах. С добавлением бывшей группировки L'Ordine Nuovo в Турине вокруг Антонио Грамши группа сформирует костяк Коммунистической партии Италии (PCdI). Это произошло после долгой внутренней борьбы в ИОО, поскольку еще в 1919 году она проголосовала за вступление в Коминтерн , но отказалась очистить свое реформистское крыло. В ходе конфликта Бордига присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна в 1920 году, где добавил два пункта к « Двадцати одному условию членства», предложенному Владимиром Лениным . Тем не менее, Ленин подверг его критике в своей работе «Левый» коммунизм: детское расстройство (1920) за разногласия по поводу воздержания от участия в парламенте. Виктор Серж , который был свидетелем 2-го Конгресса Коминтерна, вспоминал Бордигу как «буйного и энергичного, с тупым лицом, густыми волосами, черными и щетинистыми, человека, дрожащего под бременем идей, переживаний и мрачных прогнозов». [2]
Коммунистическая партия Италии
[ редактировать ]Когда PSI провела свой конгресс в Ливорно в январе 1921 года, представители, посланные Коминтерном, все настаивали на том, что партия должна исключить свое реформистское крыло во главе с Филиппо Турати, но разделились во мнениях относительно того, продолжать ли работать с Джачинто Менотти Серрати , который советовал отложить раскол. . Бордига выступал за немедленный разрыв как с Серрати, так и с Турати, а, следовательно, и с большинством ИОО, и одержал победу над оппозицией ведущего представителя Коминтерна Пауля Леви , но также при поддержке других, включая Матьяша Ракоши , будущего сталинистского диктатора Венгрии. . [3]
После съезда Бордига стал лидером недавно сформированной Коммунистической партии Италии. Он был одним из пяти членов исполнительной власти, но был «фактическим директором всей партийной деятельности». [4] Для Бордиги партия была социальным мозгом пролетариата, чьей задачей было не искать поддержки большинства, а сосредоточиться на работе над вооруженным восстанием, в ходе которого он должен был захватить власть, а затем использовать ее для ликвидации капитализма и навязывания коммунистического общества. силой. Бордига отождествлял себя с диктатурой пролетариата и диктатурой партии и утверждал, что установление собственной диктатуры должно быть непосредственной и прямой целью партии. [ нужна ссылка ] Эта позиция была принята большинством членов ПКДИ, но должна была привести их к конфликту с Коминтерном, когда в 1921 году последний принял новую тактику, а именно, единый фронт с реформистскими организациями для борьбы за социальные реформы и даже за сформировать рабочее правительство. Бордига расценил это как возврат к неудачной тактике, которую приняли довоенные социал-демократы и которая привела к тому, что они стали реформистами.
Из уважения к дисциплине Бордига и его товарищи (которые стали известны как итальянские левые коммунисты ) приняли решение Коминтерна, но оказались во все более затруднительном положении. Когда Бордига был арестован в феврале 1923 года по сфабрикованному обвинению новым правительством Бенито Муссолини , ему пришлось оставить свой пост члена ЦК ПКДИ. После своего оправдания позже в том же году Бордига решил не требовать его возвращения, тем самым безоговорочно признав, что теперь он оппозиционер.
На Пятом конгрессе Коминтерна в Москве, состоявшемся в июне – июле 1924 года, Бордига был единственным голосом ультралевых, выступавшим против любого сотрудничества с социалистическими партиями в пользу «единого фронта снизу, а не сверху», получившего поддержку. кроме итальянской делегации. Он утверждал, что возвышение Муссолини и итальянских фашистов было всего лишь «изменением в руководящем составе буржуазного класса». [5] Также в 1924 году итальянские левые коммунисты уступили контроль над ПКДИ промосковской группе, лидер которой Грамши стал генеральным секретарем в июне партии. В марте 1925 года Бордига отказался поехать в Москву для участия в пленуме руководства Коминтерна и в его отсутствие был обвинен в том, что занял «враждебную позицию по отношению к Коминтерну, заявив о своей полной солидарности с Троцким ». [6]
На III съезде ПКДИ, состоявшемся в изгнании в Лионе в январе 1926 г., маневр промосковской группы был завершен. Без поддержки Коммунистического Интернационала, чтобы вырваться из-под фашистского контроля, [ нужна ссылка ] немногие представители итальянских левых коммунистов смогли прибыть на Конгресс, поэтому тезисы, выдвинутые Бордигой, были отклонены. Представители сталинистского меньшинства согласились. [ нужна ссылка ]
Под арестом
[ редактировать ]В декабре 1926 года Бордига был снова арестован Муссолини и отправлен в тюрьму на Устике , итальянском острове в Тирренском море , где он встретился с Грамши, и они возобновили дружбу и работали вместе, несмотря на политические разногласия. Бордига был обеспокоен плохим здоровьем Грамши, но из плана помочь ему сбежать с острова ничего не вышло. В 1928 году Бордигу перевели на остров Понца , где он построил несколько домов, вернувшись после заключения в 1929 году, чтобы закончить их. [7] Бордига был освобожден в 1931 году по случаю замужества его племянницы с фашистом. Он также позировал в группе чернорубашечников , и фотография была опубликована в фашистской газете. [8]
Оппозиция
[ редактировать ]После освобождения Бордига не возобновил свою деятельность в ПКДИ и фактически был исключен в марте 1930 года по обвинению в «поддержке, защите и одобрении позиций троцкистской оппозиции » и в организационном подрыве. [7] После изгнания Бордига оставил политическую деятельность до 1943 года и должен был отказываться комментировать политические дела, даже когда об этом просили доверенные друзья; многие из его бывших сторонников в ПКДИ уехали в изгнание и основали политическое течение, которое часто называют левыми итальянскими коммунистами.
В 1928 году ее члены, находившиеся в изгнании во Франции и Бельгии, сформировали Левую фракцию Коммунистической партии Италии, которая в 1935 году стала Итальянской фракцией левых коммунистов. Это изменение названия было отражением мнения итальянских левых коммунистов о том, что PCdI и другие коммунистические партии теперь стали контрреволюционными. Фракция партии, со своей теорией партии и своей оппозицией любой форме фронтизма , считала, что программа — это все, а представление о количественных квитанциях — ничто. Бордига снова будет работать со многими из этих товарищей после окончания Второй мировой войны .
По сообщениям Анджело Аллиотты, тайного информатора фашистской полиции Италии, посетившего дом Бордиги в Формии, где он отдыхал со своей женой, Бордига проявил поддержку держав Оси . По словам Аллиотты, Бордига считал, что нацистская Германия ослабляет «английского гиганта», который для него был «величайшим представителем капитализма», и, таким образом, поражение Британии приведет к возникновению революционных условий в Европе. Бордига также раскритиковал Иосифа Сталина за союз с западными союзниками против Оси в апреле 1943 года. [9] [ ненадежный источник? ]
Международная коммунистическая партия
[ редактировать ]После 1944 года Бордига впервые вернулся к политической деятельности в базирующейся в Неаполе Фракции социалистов и коммунистов. Когда эта группировка была растворена в Интернационалистской коммунистической партии (PCInt), Бордига изначально не присоединился к ней; несмотря на это, он анонимно сотрудничал с ее прессой, в первую очередь Battaglia Comunista и Prometeo , в соответствии со своим убеждением, что революционная работа носит коллективный характер, и своим противодействием любой форме даже зарождающегося культа личности . Бордига вступил в PCint в 1949 году. Когда в 1951 году нынешняя партия раскололась на две части, он встал на сторону группировки, получившей название Международная коммунистическая партия , опубликовав ее Il Programma Comunista . Бордига посвятил себя партии, внося большой вклад. Бордига оставался в ИКП до своей смерти в Формии в 1970 году.
Теории и убеждения
[ редактировать ]Бордигизм — вариант левого коммунизма, поддерживаемый Бордигой. Бордигисты из Итальянской социалистической партии будут первыми, кто принципиально откажется от любого участия в парламентских выборах . [10]
О марксизме-ленинизме
[ редактировать ]На теоретическом уровне Бордига развил понимание Советского Союза как капиталистического общества . [11] Работы Бордиги о капиталистической природе советской экономики , в отличие от работ троцкистов , также фокусировались на аграрном секторе. Анализируя сельское хозяйство Советского Союза , Бордига стремился показать капиталистические общественные отношения, существовавшие в колхозах и совхозах , один из которых был кооперативным, а другой - совхозом с наемным трудом. [12] В частности, он подчеркнул, какая часть национальной аграрной продукции поступает из небольших частных участков (писал в 1950 году), и предсказал темпы, по которым Советский Союз начнет импортировать пшеницу после того, как имперская Россия была таким крупным экспортером с 1880-х по 1914 год. . [13]
Бордиги -ленинизма В концепции марксизма Иосиф Сталин , а затем Мао Цзэдун , Хо Ши Мин и т. д. были великими революционерами- романтиками , то есть буржуазными революционерами . Он чувствовал, что марксистско-ленинские государства , возникшие после 1945 года, расширяли буржуазную природу предыдущих революций, которые выродились, поскольку все они имели общую политику экспроприации, аграрного и производственного развития, которую он считал отрицанием предыдущих условий, а не подлинной политикой. строительство социализма. [14]
О демократии
[ редактировать ]Бордига называл себя антидемократом , считая, что следует традициям Карла Маркса и Фридриха Энгельса . Враждебность Бордиги к демократии не была связана со сталинистской идеологией однопартийного государства , поскольку он видел фашизм и сталинизм как кульминацию буржуазной демократии . Последователи Бордиги часто заявляют, что функциональной разницы между демократией и диктатурой нет, поскольку один класс неизбежно установит контроль. Для Бордиги демократия означала прежде всего манипулирование обществом как бесформенной массой. Этому он противопоставил диктатуру пролетариата , которая должна была быть осуществлена Коммунистической партией на основе принципов и программы, изложенных в «Коммунистическом манифесте» (1848 г.). Он часто ссылался на дух замечания Энгельса о том, что «накануне революции все силы реакции выступят против нас под знаменем «чистой демократии»», как всякий фракционный противник большевиков в 1921 году из числа монархистов ( Белое движение ) до анархисты , такие как Революционная повстанческая армия Украины , призывали к созданию советов без большевиков — или советских рабочих советов, в которых не доминировали бы большевики. Таким образом, Бордига выступал против идеи о том, что революционная теория является продуктом демократического процесса плюралистических взглядов, полагая, что марксистская точка зрения имеет то достоинство, что подчеркивает тот факт, что, как и все социальные формации , коммунизм прежде всего направлен на выражение программного содержания. . Это подтверждает тот факт, что для марксистов коммунизм — это не идеал, которого нужно достичь, а реальное движение, рожденное старым обществом, с набором программных задач. [15]
На едином фронте
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2024 г. ) |
Бордига решительно выступил против поворота Коминтерна вправо в 1921 году. Будучи лидером Коммунистической партии Италии , он отказался реализовать стратегию единого фронта Третьего конгресса. Он также отказался объединить недавно сформированную партию с левым крылом Итальянской социалистической партии, от которой она только что откололась. Бордига имел совершенно иной взгляд на партию, чем Коминтерн, который приспосабливался к революционному отливу, объявленному в 1921 году англо-советским торговым соглашением , Кронштадтским восстанием , проведением новой экономической политики , запретом фракций , и поражение Мартовской акции в Германии. Для Бордиги стратегия западноевропейских коммунистических партий по борьбе с этим отливом путем поглощения массы левых социал-демократов единым фронтом была полной капитуляцией перед периодом контрреволюционного отлива, который, как он видел, наступал. его критика демократии, поскольку именно во имя завоевания масс Коминтерн, казалось, делал всевозможные программные уступки левым социал-демократам. Для Бордиги программа была всем, а понятие цифр для квитанций у ворот было ничем. Роль партии в период отлива заключалась в том, чтобы сохранить программу и вести возможную пропагандистскую работу до следующего поворота волны, а не разбавлять ее в погоне за эфемерной популярностью.
Анализ Бордиги позволил увидеть фундаментальное вырождение мирового коммунистического движения в 1921 году (а не в 1927 году с поражением Троцкого ), не призывая просто к большей демократии. Абстрактная формальная перспектива бюрократии/демократии, с которой троцкистская традиция рассматривает этот решающий период в истории Коминтерна, оказалась отделенной от всякого содержания. Бордига на протяжении всей своей жизни называл себя ленинистом и никогда не полемизировал против Ленина напрямую; его совершенно иная оценка конъюнктуры 1921 года, ее последствий для Коминтерна и его оппозиция Ленину и Троцкому по вопросу единого фронта освещает поворотный момент, который обычно затеняется наследниками троцкистского крыла международной левой оппозиции 1920-х годов.
О коммунизме
[ редактировать ]Хотя большинство ленинистов проводят различие между социализмом и коммунизмом , и он действительно считал себя ленинистом, и его описывали как «более лениниста, чем Ленин», Бордига не проводил различия между ними так, как это делают ленинисты. Бордига рассматривал социализм не как отдельный от коммунизма способ производства, а скорее как то, как выглядит коммунизм, возникающий из капитализма, прежде чем он «развился на своей собственной основе». Бордига использовал слово «социализм» для обозначения того, что Маркс называл « низшей фазой коммунизма» . Придерживаясь концепции коммунизма Маркса, для Бордиги обе стадии социалистического или коммунистического общества — причем стадии относятся к историческому материализму — характеризовались отсутствием денег, капитала, рынка и т. д., причем разница между ними заключалась в том, что ранее в нормирование на первом этапе будет осуществляться таким образом, чтобы «определенное количество труда в одной форме обменивалось на равное количество труда в другой форме», [16] при этом отчисления из указанного труда будут осуществляться для финансирования общественных проектов, и будет существовать разница в интересах между сельским и городским пролетариатом, в то время как при коммунизме «буржуазного закона» больше не будет, следовательно, равный стандарт, применяемый ко всем народам, больше не будет применяться, и отчужденный человек «не будет стремиться вернуть свою личность», а скорее станет новым «социальным человеком». [17] Выступая против того, что Бордига считал буржуазной идеей «экономики свободного производителя», он вместо этого заявил, что при коммунизме, будь то низшая или высшая стадия, производство и потребление порабощены обществом. [18]
Эта точка зрения отличала Бордигу от других ленинистов и особенно от троцкистов, которые стремились и до сих пор склонны сближать первые две стадии и, таким образом, деньги и другие категории обмена пережили социализм; Бордига не хотел ничего из этого. По его мнению, ни одно общество, в котором сохранились деньги, покупка, продажа и все остальное, не могло считаться ни социалистическим, ни коммунистическим — эти категории обмена вымерли бы до того, как была бы достигнута социалистическая, а не коммунистическая стадия. В марксистском движении социализм был популяризирован во время русской революции . Лениным [19] Эта точка зрения согласуется с ранними концепциями социализма, в которых закон стоимости больше не направляет экономическую деятельность, и помогала формировать его. Денежные отношения в форме меновой стоимости , прибыли , процента и наемного труда не будут действовать и применяться к марксистскому социализму. [20]
Наследие
[ редактировать ]Жак Каматт начал переписываться с Бордигой с 19 лет в 1954 году, и у Бордиги сложились давние отношения с Каматтом и идеологическое влияние на него. Ранние работы Каматта во многом соответствуют течению бордигистов, и Бордига часто писал статьи в журнал Каматте « Инвариантность» ближе к концу своей жизни. Даже после разрыва Каматте с марксизмом после смерти Бордиги, озабоченность Каматте темой Gemeinwesen (сообщества, содружества) в творчестве Маркса согласуется с акцентом Бордиги на антииндивидуалистических и коллективистских аспектах марксизма. [21] Бордига также оказал влияние на Жиля Дове и имел большое влияние на ультралевые течения 20-го и 21-го веков. [22]
Фонд Амадео Бордиги был основан в 1998 году в Формии, в доме, где Бордига провел последние несколько месяцев своей жизни. Фонд организует публикации работ Бордиги и поощряет дальнейшее развитие его идей. [23] В августе 2020 года журнал «Исторический материализм» опубликовал «Науку и страсть к коммунизму» , антологию английских переводов работ Бордиги. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аванти Барбари!» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Серж, Виктор (1984). Мемуары революционера . Лондон: Кооператив писателей и читателей. п. 105. ИСБН 0-86316-070-0 .
- ^ Милорад М. Драчкович и Бранко Лазич (1966). Коминтерн – исторические события . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. стр. 275–81.
- ^ Драчкович и Лазич. Исторические моменты . п. 359.
- ^ Карр, Э.Х. (1972). Социализм в одной стране, 1924-26, том 3 . Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин. стр. 78–80, 84.
- ^ Карр. Социализм в одной стране, том 3 . п. 380.
- ^ Перейти обратно: а б Перегалли, Артуро; Саджуар, Сандро (1998). Поражение и темные годы (1926-1945 . Милан: Edizioni Colibri. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года. Проверено 12 апреля 2014 года .
- ^ "Делегаты из стран Западной и Южной Европы на II конгрессе Коминтерна" .
- ^ «История. Бордига, ленинец, надеявшийся на Ось» . Аввенире (на итальянском языке). 9 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «Бордигизм» . Международное коммунистическое течение. Архивировано из оригинала 10 марта 2006 года . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ Голднер 1995 , с. 76.
- ^ Голднер 1995 , с. 77.
- ^ Голднер 1995 , стр. 73–100.
- ^ Голднер 1995 , с. 78.
- ^ Голднер 1995 , с. 81.
- ^ Карл Маркс (1970) [1875]. «Критика Готской программы, часть I» . Маркс/Энгельс Избранные произведения . Том. 3. Москва: Издательство «Прогресс». стр. 13–30. Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 11 июня 2024 г. - через marxists.org.
- ^ Бордига, Амадео (11–25 марта 1960 г.). «Незыблемые скрижали коммунистической теории партии» . Коммунистическая программа (на итальянском языке). Милан: Интернационалистическая коммунистическая партия . Архивировано из оригинала 16 июня 2024 года . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Бордига, Амадео (1957). «Основы революционного коммунизма» . Il programma comunista . Милан: Интернационалистическая коммунистическая партия . Архивировано из оригинала 14 июня 2024 года . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Стил, Дэвид (1992). От Маркса до Мизеса: посткапиталистическое общество и проблема экономического расчета . Издательство «Открытый суд». стр. 44–45. ISBN 978-0-87548-449-5 .
К 1888 году термин «социализм» широко использовался среди марксистов, которые отказались от термина «коммунизм», который теперь считался старомодным термином, означающим то же самое, что и «социализм». ... На рубеже веков марксисты называли себя социалистами. ... Определение социализма и коммунизма как последовательных стадий было введено в марксистскую теорию Лениным в 1917 году ... новое различие помогло Ленину защитить свою партию от традиционной марксистской критики, согласно которой Россия слишком отстала для социалистической революции. .
- ^ Бокман, Джоанна (2011). Рынки во имя социализма: левые истоки неолиберализма . Издательство Стэнфордского университета. п. 20. ISBN 978-0-8047-7566-3 .
Согласно социалистическим взглядам девятнадцатого века, социализм будет функционировать без капиталистических экономических категорий – таких как деньги, цены, процент, прибыль и рента – и, таким образом, будет функционировать по законам, отличным от тех, которые описаны современной экономической наукой. Хотя некоторые социалисты признавали необходимость денег и цен, по крайней мере, во время перехода от капитализма к социализму, социалисты чаще считали, что социалистическая экономика вскоре приведет к административной мобилизации экономики в физических единицах без использования цен или денег.
- ^ Эль-Оджейли 2015 , с. 93.
- ^ Ла Банкиз. «Вспоминая наше прошлое» . Либком . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ «Кто мы» . Фонд Амадео Бордиги. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Бордига 2020 .
Библиография
[ редактировать ]- Бордига, Амадео (2020). Наука и страсть к коммунизму: избранные сочинения Амадео Бордиги (1912-1965 ) Перевод Джакомо Дониса. Лейден: Брилл. ISBN 9789004234505 .
- Эль-Оджейли, Чамси (2015). За пределами постсоциализма: диалоги с крайне левыми . Хаундсмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-349-50157-1 .
- Голднер, Лорен (1995). «Амадео Бордига, аграрный вопрос и международное революционное движение» (PDF) . Критика: Журнал социалистической теории . 23 (1): 73–100. дои : 10.1080/03017609508413387 . Проверено 1 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международная библиотека левых коммунистов — страница Бордиги .
- Архив Бордиги на Marxists.org.
- Архив "Sinistra comunista 'italiana'" - Сотни текстов Бордиги в обзоре "n+1".
- Архив Либертарианской коммунистической библиотеки Амадео Бордиги .
- Антагонизм Бордига Архив . Архивировано 25 октября 2009 г.).
- Бордигизм – Адам Бьюик . Архивировано 25 октября 2009 г.
- Лорен Голднер, Коммунизм — это материальное человеческое сообщество: Амадео Бордига сегодня .
- Международная коммунистическая партия .
- Эрлин Крейвер Третье поколение: Молодые социалисты в Италии, 1907–1915 гг .
- Филипп Буррине, «Бордигистское» течение (1912–1952) в «левом» коммунизме – детское расстройство? .
- Непреложные скрижали коммунистической теории партии
- Критика Готской программы – I
- Основы революционного коммунизма
- Бордигизм
- 1889 рождений
- 1970 смертей
- Итальянские инженеры 20-го века
- Итальянские журналисты ХХ века
- Итальянские политики ХХ века
- Антимасонство
- Антисталинистские левые
- Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала
- Итальянские антикапиталисты
- Итальянские атеисты
- Итальянские журналисты-мужчины
- Итальянские марксисты
- Политики Коммунистической партии Италии
- Политики Итальянской Социалистической партии
- Итальянские социалисты
- Левые коммунисты
- Теоретики марксизма
- Люди из Формии
- Люди из столичного города Неаполя