Культ личности
Культ личности , или культ вождя , [1] является результатом усилий, направленных на создание идеализированного и героического образа славного лидера, часто посредством беспрекословной лести и похвалы . Исторически оно развивалось посредством средств массовой информации, пропаганды , зрелищ , искусства , патриотизма, а также организованных правительством демонстраций и митингов. Культ , за исключением того , личности подобен апофеозу что он устанавливается с помощью современных методов социальной инженерии , обычно государством или партией в однопартийных государствах и государствах с доминирующей партией . Культы личности часто сопровождают лидеров тоталитарных или авторитарных правительств. Их также можно увидеть в некоторых монархиях , теократиях , несостоявшихся демократиях и даже в либеральных демократиях .
Фон
[ редактировать ]На протяжении всей человеческой истории к монархам и другим главам государств часто относились с огромным почтением и считали, что они наделены сверхчеловеческими качествами. Считалось , что согласно принципу божественного права королей , особенно в средневековой Европе, правители занимали свои должности по воле Бога или воле богов. Древний Египет , императорская Япония , инки , ацтеки , Тибет , Сиам (ныне Таиланд ) и Римская империя особенно известны своим новым определением монархов как «королей-богов». Более того, императорский культ Древнего Рима отождествлял императоров и некоторых членов их семей с санкционированной Богом властью ( auctoritas ) Римского государства .
Распространение демократических и светских идей в Европе и Северной Америке в XVIII и XIX веках сделало сохранение этой ауры монархами все более трудным, хотя Наполеон III , [2] и королева Виктория [3] ценили его увековечение в своих визитных карточках, которые распространялись, распространялись и собирались в XIX веке. [4] [5] [6]
Последующее развитие средств массовой информации, таких как радио, позволило политическим лидерам проецировать позитивный образ себя на массы, как никогда раньше. Именно из этих обстоятельств в XX веке возникли самые громкие культы личности. Зачастую эти культы являются формой политической религии . [7]
Появление Интернета и Всемирной паутины в XXI веке возобновило феномен культа личности. Дезинформация через платформы социальных сетей и круглосуточный цикл новостей позволила широко распространить и принять ложную информацию и пропаганду. [8] В результате культы личности выросли и остаются популярными во многих местах, что соответствует заметному росту авторитарного правительства во всем мире. [9]
Термин «культ личности», вероятно, появился в английском языке примерно в 1800–1850 годах вместе с французской и немецкой версиями этого термина. [10] Первоначально это не имело политического подтекста, а было тесно связано с романтическим «культом гения». [10] Первое известное политическое использование этой фразы появилось в письме Карла Маркса немецкому политическому деятелю Вильгельму Блосу от 10 ноября 1877 года: [10]
Никто из нас не заботится ни о какой соломинке популярности. Приведу одно подтверждение этому: таково было мое отвращение к культу личности [ориг. Personenkultus ], что во времена Интернационала, когда его мучили многочисленные шаги... чтобы оказать мне общественную честь, я никогда не позволял ни одному из них войти в сферу гласности... [10] [11]
Характеристики
[ редактировать ]Существуют различные взгляды на то, что представляет собой культ личности лидера. Историк Ян Плампер писал, что современные культы личности обладают пятью характеристиками, которые отличают их от «их предшественников»: культы светские и «укоренены в народном суверенитете»; все их объекты — мужчины; они нацелены на все население, а не только на зажиточных или только на правящий класс; они используют средства массовой информации; они существуют там, где средства массовой информации можно контролировать настолько, чтобы препятствовать появлению «соперничающих культов». [12]
В своей статье 2013 года « Что такое характер и почему он действительно имеет значение » Томас А. Райт заявил: «Феномен культа личности относится к идеализированному, даже богоподобному, публичному образу человека, сознательно формируемому и формируемому посредством постоянного пропаганда и освещение в средствах массовой информации. В результате человек может манипулировать другими, полностью основываясь на влиянии публичной личности... культ личности фокусируется на часто поверхностных внешних образах, которые многие общественные деятели культивируют для создания идеализированного и героического образа. изображение." [13]
Адриан Теодор Попан определял культ личности как «количественно преувеличенную и качественно экстравагантную публичную демонстрацию восхваления вождя». Он также выделил три причинно-следственных «необходимых, но недостаточных структурных условия» и зависимую от пути цепочку событий, которые вместе приводят к формированию культа: особое сочетание патримониализма и клиентелизма , отсутствие инакомыслия и систематическая фальсификация, пронизывающая культура общества». [14]
Одной из основных характеристик, как объяснил Джон Питтман, является природа культа личности как патриарха. Идея культа личности, совпадающая с марксистскими движениями, получает популярность среди власть имущих благодаря идее, что они будут «отцами народа». [ по мнению кого? ] К концу 1920-х годов мужские черты культов стали более радикальными. Питтман определяет, что эти черты стали ролями, включая «формальную роль [мужчины] «великого лидера» как культурного фокуса аппарата режима: опора на нисходящие «административные меры»: и пирамидальную структуру власти», которая был создан единым идеалом. [15]
Роль средств массовой информации
[ редактировать ]Двадцатый век принес технологические достижения, которые позволили режимам осуществлять пропаганду в форме радиопередач , фильмов , а затем и контента в Интернете.
В 2013 году Томас А. Райт заметил, что «становится очевидным, что харизматический лидер , особенно в политике, все чаще становится продуктом средств массовой информации и саморазоблачения». [13] Обращая внимание на средства массовой информации в Соединенных Штатах, Роберт Н. Белла добавил: «Трудно определить, в какой степени средства массовой информации отражают культ личности в американской политике и в какой степени они его создали. Конечно, не они его создали. В любом случае, в американской политике доминируют личности политических лидеров, что редко встречается в современном мире... в персонализированной политике последних лет проявляется «харизма» лидер может быть почти полностью продуктом воздействия средств массовой информации». [16]
Цель
[ редактировать ]Часто с этой революционной трансформацией ассоциировался один-единственный лидер, и к нему стали относиться как к доброжелательному «руководителю» нации, без которого заявленная трансформация к лучшему будущему не могла бы произойти. Как правило, это было оправданием культов личности, возникших в тоталитарных обществах, таких как культы Адольфа Гитлера в нацистской Германии , Иосифа Сталина в СССР , Ким Ир Сена , его сына Ким Чен Ира и ныне правящего внука Ким Чен Ына . Северной Кореи , Мао Цзэдуна из Китайской Народной Республики и Хафеза аль-Асада из Сирии , чей сын Башар аль-Асад в настоящее время управляет страной.
Восхищение Мао Цзэдуном по-прежнему широко распространено в Китае, несмотря на некоторую общую осведомленность о его действиях. В декабре 2013 года опрос Global Times показал, что более 85% китайцев считают, что достижения Мао перевешивают его ошибки. [18]
Ян Плампер утверждает, что, хотя Наполеон III внес некоторые новшества во Франции , именно Бенито Муссолини в Италии в 1920-х годах создал модель диктатора как культовой фигуры, которой подражали Гитлер, Сталин и другие, используя пропагандистские возможности тоталитарное государство . [19]
Пьер дю Буа де Дюнилак утверждает, что культ Сталина был тщательно создан, чтобы узаконить его правление. Было использовано множество преднамеренных искажений и лжи. [20] Кремль отказал в доступе к архивным записям, которые могли бы раскрыть правду, а ключевые документы были уничтожены. Фотографии были изменены, а документы изобретены. [21] Люди, знавшие Сталина, были вынуждены предоставлять «официальные» отчеты для удовлетворения идеологических требований культа, тем более, что сам Сталин представил их в 1938 году в « Кратком курсе истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) , который стал официальным история. [22]
Историк Дэвид Л. Хоффманн утверждает: «Культ Сталина был центральным элементом сталинизма и, как таковой, был одной из наиболее ярких особенностей советского правления… Многие исследователи сталинизма называют этот культ неотъемлемой частью власти Сталина или свидетельством его Сталинская мания величия». [23]
В Латинской Америке Кас Мудде и Кристобаль Ровира Кальтвассер связывают «культ лидера» с концепцией каудильо , сильного лидера, «который осуществляет власть, независимую от какой-либо должности и свободную от каких-либо ограничений». Эти авторитарные популисты изображаются как «мужественные и потенциально жестокие» и усиливают свой авторитет за счет культа личности. Мудде и Кальтвассер прослеживают связь с Хуаном Пероном из Аргентины . [1]
Государства и системы с культом личности
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Хуан Перон , который трижды избирался президентом Аргентины , и его вторая жена, Ева «Эвита» Перон , пользовались огромной популярностью среди многих аргентинцев, и по сей день они до сих пор считаются иконами ведущей Партии юстициалистов . Напротив, ученые и недоброжелатели часто считали его демагогом и диктатором. Перон симпатизировал державам Оси , когда был полковником и военным министром. [24] и даже служил дипломатическим посланником в фашистской Италии . Во время своего режима он поддерживал тесные связи с франкистской Испанией . Он яростно преследовал инакомыслящих и потенциальных политических соперников, поскольку политические аресты были обычным явлением в течение его первых двух сроков. Он подорвал республиканские принципы страны как способ остаться у власти и ввел общегосударственную цензуру в большинстве СМИ. [25] После своего избрания он создал культ личности вокруг себя и своей жены, настолько распространенный, что он до сих пор является частью нынешней политической жизни Аргентины. [26]
Во время режима Перона школы заставляли читать биографию Эвиты La Razón de mi Vida , рабочие места в профсоюзах и правительстве предоставлялись только тем, кто мог проявить себя как ярый перонист, газеты подвергались цензуре, а теле- и радиосети были национализированы, и только государственные СМИ было разрешено. Он часто проявлял презрение к любым противникам, регулярно характеризуя их как предателей и агентов иностранных держав. Те, кто не подчинялся требованиям или воспринимался как угроза политической власти Перона, подвергались потере работы, угрозам, насилию и преследованиям. Перон уволил более 20 000 университетских профессоров и преподавателей из всех крупных государственных учебных заведений. [27] Затем вмешались университеты, преподавателей заставили встать в очередь, а тех, кто сопротивлялся, занесли в черный список , уволили или сослали. Многие видные деятели культуры и интеллигенции были заключены в тюрьму. [28] Тысячи художников, ученых, писателей и ученых покинули страну, мигрировав в Северную Америку или Европу. Лидеры профсоюзов и политические соперники были арестованы и подвергнуты пыткам в течение многих лет. [29] [30] и были освобождены только после свержения Перона. [31]
Азербайджан
[ редактировать ]Бразилия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]У Чан Кайши был культ личности . Его портреты были распространены в частных домах и публично на улицах. [32] [33] Когда мусульманский генерал и военачальник Ма Линь давал интервью, он был описан как человек, «высоко восхищающийся и непоколебимо преданный Чан Кайши». [34]
генеральным секретарем Вокруг Си Цзиньпина развивается культ личности с тех пор, как он стал правящей Коммунистической партии Китая режима и главным лидером в 2012 году. [35] [36] [37]
Это Цзэдун
[ редактировать ]Культ личности Мао Цзэдуна был важной частью председателя Мао Цзэдуна в правления Китайской Народной Республике момента возвышения в 1949 году до его смерти в 1976 с . году его Статус Мао Цзэдуна достиг статуса непогрешимого героического лидера, который мог противостоять Западу и привести Китай к тому, чтобы он стал маяком коммунизма . Сам Мао, однако, публично критиковал сложившийся вокруг него культ личности. [38]
В период Культурной революции культ личности Мао поднялся на небывалую высоту. Лицо Мао прочно закрепилось на первой полосе People's Daily , где также каждый день печаталась колонка его цитат. Позднее «Избранные произведения Мао» были напечатаны еще большим тиражом; число его портретов (1,2 миллиарда) было больше, чем жителей Китая. И вскоре значки Председателя Мао стали появляться ; всего было произведено около 4,8 млрд. штук. [39] Каждому китайцу подарили « Красную книгу» — подборку цитат Мао. Ее предписывалось носить повсюду и демонстрировать на всех общественных мероприятиях, а граждане должны были ежедневно цитировать содержание книги. [40] Сам Мао считал, что ситуация вышла из-под контроля, и в разговоре с Эдгаром Сноу в 1970 году осудил титулы «Великий лидер, Великий верховный главнокомандующий, Великий рулевой» и настаивал на том, чтобы его называли только «учителем». [41]
После Культурной революции Дэн Сяопин и другие запустили программу « Болуань Фаньчжэн », которая признала недействительной Культурную революцию и отказалась (и запретила) от использования культа личности. [42] [43] [44]
Доминиканская Республика
[ редактировать ]Многолетний диктатор Доминиканской Республики Рафаэль Трухильо (правил в 1930–1961 годах) был центром большого культа личности. В его честь были переименованы столица страны, ее самая высокая вершина и провинция. Статуи «Эль-Хефе» массово производились и возводились по всей стране, а в его честь были названы мосты и общественные здания. На автомобильных номерных знаках были такие лозунги, как «¡Viva Trujillo!» и «Año Del Benefactor De La Patria» (Год Благодетеля нации). В Сьюдад-Трухильо был установлен электрический знак, чтобы «Диос-и-Трухильо» можно было увидеть как днем, так и ночью. В конце концов, даже церкви были вынуждены вывесить лозунг «Dios en el cielo, Trujillo en la tierra» (Бог на Небесах, Трухильо на Земле). Со временем порядок фраз изменился (Трухильо на Земле, Бог на Небесах). [45]
Италия
[ редактировать ]Бенито Муссолини изображался как воплощение итальянского фашизма , и он очень хотел, чтобы его считали таковым. [46] Другие итальянские фашисты называли Муссолини Иль Дуче («Вождь»). Поскольку Муссолини представлялся почти всеведущим лидером, во время правления Муссолини в Италии часто говорили: «Дуче всегда прав» (итал. Il Duce ha semper ragione ). [47] Муссолини стал объединяющей силой в Италии, чтобы простые итальянцы отошли на второй план от своих разногласий с местными властями. Культ личности, окружавший Муссолини, стал для него способом оправдать свое личное правление и способствовал социальной и политической интеграции.
Военная служба Муссолини в Первой мировой войне и выживание после неудавшихся покушений были использованы для создания вокруг него таинственной ауры. [48] Фашистская пропаганда утверждала, что тело Муссолини было пронзено шрапнелью так же, как Святого Себастьяна пронзили стрелы, с той лишь разницей, что Муссолини пережил это испытание. [48] Муссолини также сравнивали со святым Франциском Ассизским , который, как и Муссолини, «страдал и жертвовал собой ради других». [49]
Прессе были даны инструкции, что и чего нельзя писать о Муссолини. [46] Муссолини сам разрешил публикацию его фотографий и отверг любые фотографии, на которых он выглядел слабым или менее заметным, чем он хотел, чтобы его изображали в определенной группе. [50]
Война Италии против Эфиопии (1935–37) изображалась в пропаганде как возрождение Римской империи с Муссолини как первым римским императором Августом . [51] Чтобы улучшить свой имидж, а также имидж фашизма в арабском мире , Муссолини объявил себя «Защитником ислама » во время официального визита в Ливию в 1937 году. [52]
Индия
[ редактировать ]В дни борьбы за свободу Махатма Ганди имел среди народа Индии своего рода культ. Убийство Ганди в 1948 году привело к повсеместному насилию против брахманов-маратхи со стороны его последователей. После смерти Ганди его культ затмил другой культ личности, сложившийся вокруг первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру . [53] Раджагопалачари раскритиковал культ личности, окружающий Неру, заявив, что внутри Конгресса должна быть оппозиционная группа. Позже Раджагопалачари сформировал экономически правую партию Сватантра , противостоящую социалистическим экономическим взглядам Неру. [54] Выражение « нерувианский консенсус » отражает доминирование нерувианских идеалов, продукта культа личности Неру и связанного с ним этатизма, то есть всеобъемлющей веры в государство и руководство. [55] Однако сам Неру активно препятствовал созданию вокруг себя культа личности. [56] В 1937 году он написал эссе под названием «Раштрапати», опубликованное в Modern Review, предупреждая людей о диктатуре и подчеркивая ценность допроса лидеров. [57]
Партию Конгресс обвиняют в пропаганде культа личности, сосредоточенного вокруг Неру, его дочери Индиры Ганди и семьи Неру-Ганди . [58] У Индиры Ганди также был культ личности во время ее правления. [59] После победы Индии в индо-пакистанской войне 1971 года Ганди многие приветствовали как проявление индуистской богини Дурги . [60] Деваканта Баруа , тогдашний президент партии Конгресса, заметил: « Индия — это Индира, Индира — это Индия ». Ее убийство в 1984 году ее телохранителями-сикхами вызвало огромную волну общественного горя и антисикхского насилия . Партия Конгресса, возглавляемая ее сыном Радживом Ганди, использовала ее смерть, чтобы победить на всеобщих выборах, состоявшихся вскоре после этого . Его убийство во время предвыборной кампании на всеобщих выборах 1991 года также привело к широко распространенному общественному горю, которое было использовано Конгрессом для победы на выборах, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.
Нынешнего премьер-министра Индии Нарендру Моди часто критикуют за создание вокруг себя культа личности. [61] [62] Несмотря на некоторые неудачи и критику, [63] [64] [65] Харизма и популярность Моди стали ключевым фактором, который помог Партии Бхаратия Джаната (БДП) вернуться к власти на всеобщих выборах 2019 года . [66] Шиврадж Сингх Чоухан страны , главный министр второго по величине штата , сказал в 2022 году: «Он сверхчеловек, и в нем есть следы Бога». [67] Оппозиция часто обвиняла Моди в распространении пропаганды с использованием популярных средств массовой информации, таких как фильмы, телевидение и веб-сериалы. [68] [69] [70] [71] В 2021 году Моди назвал в честь себя крупнейший в мире стадион для крикета . Во время всеобщих выборов 2024 года Моди пытался обожествить себя в интервью, в котором он заявил, что считает себя посланным непосредственно Богом для служения особой цели на Земле. [72] Представитель БДП Самбит Патра во время предвыборной кампании в индуистском священном городе Пури заявил , что даже Джаганнатх (форма индуистского бога Вишну , которую там почитают) поклоняется Моди. [73] Утверждается также, что БДП создала культ личности вокруг индуистской Махасабхи лидера В.Д. Саваркара и убийцы Ганди Натурама Годзе , чтобы противостоять доминированию Гандианской философии в индийском обществе. [74] [75]
В одном исследовании утверждается, что политическая культура Индии после упадка единоличного доминирования Конгресса над национальной политикой в 1990-х годах проложила путь для культов личности, сосредоточенных вокруг лидеров небольших региональных партий. [76] происходит от поклонения героям спортсменов и знаменитостей киноиндустрии и концепции бхакти , [77] что, в свою очередь, способствовало кумовству , кумовству и подхалимству. Среди этих лидеров Тамил Наду у главного министра Дж. Джаялалиты был один из самых обширных. широко называли Лидеры и члены ее партии ее Аммой («мать» на тамильском языке , также используемой для обозначения индуистских богинь), и она падала ниц перед ней. Ее правительство предоставляло различные виды субсидируемых товаров под торговой маркой «Амма» . насилие вспыхнуло по всему штату Когда она была арестована по обвинению в коррупции, . Огромная волна общественного горя прокатилась по всему штату, некоторые даже покончили жизнь самоубийством после ее смерти в 2016 году. [78] [79] Другой лидер, Маявати , также была известна тем, что пыталась способствовать культу личности во время своего пребывания на посту главного министра самого густонаселенного штата Индии , строя большие статуи себя и слона (который был предвыборным символом ее партии ), которые были установлены в общественных парках за счет государственной казны. [80]
Германия
[ редактировать ]Начиная с 1920-х годов, в первые годы существования нацистской партии , нацистская пропаганда начала изображать нацистского лидера Адольфа Гитлера как фигуру- демагога , который был всемогущим защитником и спасителем Германии. После окончания Первой мировой войны и Версальского договора немецкий народ оказался в смятении под властью Веймарской республики , и, согласно нацистской пропаганде, только Гитлер мог спасти его и восстановить величие Германии, что, в свою очередь, породило « Фюрер -культ». [81] В ходе пяти избирательных кампаний 1932 года нацистская газета Völkischer Beobachter изображала Гитлера как человека, за которым сплотилось массовое движение, человека с единственной миссией — спасти Германию как «лидера грядущей Германии». [82] Ночь длинных ножей в 1934 году, после которой Гитлер назвал себя единолично «ответственным за судьбу немецкого народа», также помогла укрепить миф о том, что Гитлер был единственным защитником Volksgemeinschaft , этнической общности. немецкого народа. [83]
Министр нацистской пропаганды Йозеф Геббельс культивировал образ Гитлера как «героического гения». [81] Миф также породил поговорку и концепцию: «Если бы только фюрер знал». Немцы думали, что проблемы, которые они приписывали нацистской иерархии, не возникли бы, если бы Гитлер знал о ситуации; таким образом, были обвинены нацистские шишки, а Гитлер избежал критики. [83]
Британский историк Ян Кершоу опубликовал свою книгу «Миф о Гитлере: образ и реальность в Третьем рейхе» в 1987 году и написал:
Гитлер отстаивал, по крайней мере, некоторые вещи, которыми они [немецкий народ] восхищались, и для многих стал символом и воплощением национального возрождения, достижение которого во многих отношениях считалось Третьим рейхом. [84]
В начале 1930-х годов этот миф получил подтверждение из-за предполагаемой способности Гитлера возродить немецкую экономику во время Великой депрессии . Однако Альберт Шпеер писал, что к 1939 году миф оказался под угрозой, и нацистам пришлось организовывать ликующие толпы, чтобы прийти на мероприятия. Шпеер писал:
Смена настроений населения, падение морального духа, которое начало ощущаться по всей Германии в 1939 году, проявилось в необходимости организовать ликующие толпы там, где двумя годами ранее Гитлер мог рассчитывать на спонтанность. Более того, он сам тем временем отошел от восхищённых масс. Он чаще проявлял гнев и нетерпение, чем раньше, когда, как это иногда случалось, толпа на Вильгельмсплац начала требовать его появления. Два года назад он часто выходил на «исторический балкон». Теперь он иногда огрызался на своих адъютантов, когда они приходили к нему с просьбой показать себя: «Перестаньте меня этим беспокоить!» [85]
Миф помог объединить немецкий народ во время Второй мировой войны , особенно против Советского Союза и западных союзников . Во время первых побед Гитлера над Польшей и Западной Европой этот миф был на пике своего развития, но когда для большинства немцев стало очевидно, что война проиграна, миф был разоблачен, и популярность Гитлера пошла на убыль.
дается сообщение В маленьком баварском городке Маркт-Шелленберг 11 марта 1945 года:
Когда лидер подразделения вермахта в конце своей речи призвал к Зиг Хайлю для фюрера, его не вернули ни присутствующие вермахта, ни фольксштурм , ни явившиеся зрители из гражданского населения. Это молчание масс... вероятно, лучше всего отражает настроения населения. [86]
Северная Корея
[ редактировать ]Культ личности, окружающий Северной Кореи правящую семью , семью Ким , [87] существует уже несколько десятилетий, и его можно найти во многих аспектах северокорейской культуры . [88] Хотя это и не признается правительством Северной Кореи , многие перебежчики и западные гости заявляют, что часто применяются жесткие наказания для тех, кто критикует режим или не проявляет «должного» уважения к режиму. [89] [90] Культ личности возник вскоре после того, как Ким Ир Сен пришел к власти в 1948 году, и значительно расширился после его смерти в 1994 году.
Распространенность и крайность культа личности в Северной Корее превосходят культ личности Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна . [91] Культ также отличается интенсивностью чувств людей и преданностью своим лидерам. [92] и ключевую роль, которую играет конфуцианская идеология семейства как в поддержании культа, так и, следовательно, в поддержании самого режима. Северокорейский культ личности составляет значительную часть чучхе и тоталитаризма .
Сообщается, что Яков Новиченко , советский военный офицер, спасший жизнь Ким Ир Сену 1 мая 1946 года, также развил культ личности примерно в 1984 году. Он считается единственным некорейцем, развившим там культ личности. [93]
Перу
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]Фердинанд Маркос развил культ личности как способ оставаться президентом Филиппин в течение 20 лет. [94] [95] таким образом, что политологи [ ВОЗ? ] по сравнению с другими авторитарными и тоталитарными лидерами, такими как Иосиф Сталин и Адольф Гитлер , [96] но также и более современным диктаторам, таким как Сухарто в Индонезии , Саддам Хусейн в Ираке и династия Кимов в Северной Корее . [97] : стр. 114
Пропагандистские методы , используемые им самим или другими для мифологизации Фердинанда Маркоса, начались с местных политических махинаций в Илокос Норте , когда Фердинанд был еще маленьким сыном политика и японского коллаборациониста Мариано Маркоса . [98] и сегодня упорствуют в попытках пересмотреть образ Маркоса в филиппинской истории. [99] По словам членов его администрации, таких как Адриан Кристобаль , намерением Маркоса было создать образ себя «единственного покровителя, короля» филиппинского общества, которое он все еще считал обществом племен». [100] Кристобаль далее говорит, что «Маркос и первая леди больше всего на свете хотели [...] быть королем и королевой. Они хотели сформировать королевство по своему собственному образу; [...] Маркос хотел иметь возможность сказать: L'État, c'est moi .'» [100] В некоторых крайних случаях, когда Маркос поощрял формирование культов, чтобы они могли служить политическим оружием, Маркоса стали считать Богом. [101]
Эти пропагандистские повествования и методы включают в себя: использование тактики красной запугивания, такой как красные метки, для изображения активистов как коммунистов и преувеличения угрозы, которую представляет Коммунистическая партия Филиппин ; [102] : "43" использование военного положения, чтобы взять под контроль средства массовой информации и заставить замолчать критику; [103] использование финансируемых государством проектов развития и строительных проектов в качестве инструментов пропаганды; [104] создание целой пропагандистской структуры вокруг «нового общества», в котором он будет править в рамках системы «конституционного авторитаризма»; [105] [99] [106] увековечивание агиографических книг и фильмов; [107] [108] увековечивание пропагандистских рассказов о деятельности Маркоса во время Второй мировой войны, ложность которых с тех пор была доказана историческими документами; [109] [110] создание мифов и историй вокруг себя и своей семьи; [111] [112] и изображения самого себя на монетах и даже памятник типа горы Рашмор; [113] среди других».
После смерти Фердинанда Маркоса были предприняты пропагандистские усилия, чтобы обелить его место в истории Филиппин. [114] [115] акт исторического отрицания [116] обычно его называют более популярным термином «исторический ревизионизм». [117]Польша
[ редактировать ]Румыния
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Первым культом личности, сформировавшимся в СССР, был Владимир Ленин. Вплоть до распада СССР портрет и цитаты Ленина были повсеместной частью культуры. Однако при жизни Ленин яростно осуждал любые попытки построить культ личности, поскольку, по его мнению, культ личности был антитезой марксизму. [118] Несмотря на это, члены Коммунистической партии и дальше использовали образ Ленина как всезнающего революционера, который освободит пролетариат . Ленин попытался принять меры против этого; однако оно было остановлено, поскольку Ленина чуть не убили в августе 1918 года. Его здоровье только ухудшилось, поскольку он перенес многочисленные тяжелые инсульты, худшие из которых пришлись на май 1922 года и март 1923 года. В этом состоянии Ленин потерял способность ходить и говорить. Именно в это время Коммунистическая партия начала пропагандировать достижения Ленина как основу культа его личности, используя его как образ морали и революционных идей. [15]
После смерти Владимира Ленина в 1924 году и ссылки Троцкого Льва Иосиф Сталин стал олицетворением Советского Союза . Как только культ личности Ленина пришёл к власти и создал достаточное влияние, Сталин интегрировал его идеалы в свой собственный культ. [118] В отличие от других культов личностей, культы Ленина и Сталина не были созданы для того, чтобы дать власть лидерам, они были созданы для того, чтобы дать власть и признание Коммунистической партии. Первоначально Сталин выступил против культа и других возмутительных и ложных утверждений, сосредоточенных вокруг него. Однако отношение Сталина начало меняться в пользу культа в 1930-х годах, и он начал поощрять его после Великой чистки . [119] Сталин редко возражал против действий государства, которые способствовали культу его личности, однако он выступал против некоторых инициатив советских пропагандистов. Когда Николай Ежов предложил переименовать Москву в «Сталинодар», что переводится как «подарок Сталина», Сталин возразил. [120] Чтобы объединить идеи культов Ленина и Сталина, Сталин изменил аспекты жизни Ленина в глазах общественности, чтобы прийти к власти. Это удерживало два культа в соответствии с линией, которая показывала, что и Ленин, и Сталин имели одни и те же идеи и что Сталин был законным преемником Ленина и руководил СССР так, как это делал бы Ленин. [118]
В декабре 1929 года Сталин отпраздновал свое 50-летие, что сделало Сталина заметной фигурой в советской прессе. [121] Советская пресса использовала для его описания такие положительные прилагательные, как «Великий», «Возлюбленный», «Смелый», «Мудрый», «Вдохновитель» и «Гений». [122] Точно так же в речах, произнесенных людьми перед крестьянами, Сталин описывался как «наш лучший колхозник», «наш ударник , наш лучший из лучших» и «наш любимец, наша путеводная звезда». [122] К 1934 году, когда страна находилась под полным контролем Сталина, социалистический реализм стал общепринятым методом искусства и литературы. [119] Даже при коммунистическом режиме культ личности Сталина изображал сталинское руководство как патриархат в тех чертах, которые были изложены в речи Хрущева. [15] После 1936 года советская пресса называла Сталина «отцом народов». [123]
Одним из ключевых элементов советской пропаганды было взаимодействие между Сталиным и детьми Советского Союза. Его часто фотографировали с детьми разных национальностей Советского Союза и часто фотографировали с подарками детям. В 1935 году фраза «Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство!» стали появляться над дверными проемами в детских садах, детских домах и школах; дети также скандировали этот лозунг на фестивалях. [124] Еще одним ключевым элементом советской пропаганды были образы Сталина и Ленина. На многих плакатах Сталин и Ленин были изображены вместе, чтобы показать их дух товарищества и единство их идеалов. На протяжении 1930-х годов плакаты с обоими изображениями использовались как способ объединить нацию и армию в рамках политики Коммунистической партии во время Второй мировой войны с идеей Ленина как отца революционных идей и Сталина как ученика. кто будет воплощать коммунистические идеалы. [119] Сталин также изображался в многочисленных фильмах, снятых Мосфильмом , который оставался под руководством Советского Союза до распада Советского Союза.
Сирия
[ редактировать ]Сирийский Хафез аль-Асад , офицер партии Баас , который захватил власть в результате государственного переворота в 1970 году , установил всепроникающий культ личности, чтобы сохранить свою диктатуру. Как только он пришел к власти, сторонники партии Баас назвали его « Аль-Абадом »; арабская терминология с глубокими религиозными аспектами. С лингвистической точки зрения « Аль-Абад » означает «вечность, бесконечность и бессмертие», и религиозные священнослужители используют этот термин по отношению к Божественным Атрибутам . Назвав Асада « Аль-Абадом », сирийское движение Баас идеологически возвысило Хафеза аль-Асада как свою «Бессмертную», «богоподобную фигуру», которая должна представлять государство, а также сам сирийский народ . Другое значение слова «Аль-Абад» — «постоянный», которое используется в государственной пропаганде для обозначения вечного статус-кво «вечного политического порядка», созданного Хафезом аль-Асадом, который продолжает жить в асадистской идеологии. Глагольная форма термина « Абада » означает «совершить геноцид », включая «символическую, перформативную сторону насилия». Это измерение было использовано режимом Асада в качестве оружия, чтобы монополизировать насилие против предполагаемых диссидентов и оправдать государственный терроризм , включая геноцидные акты массовых убийств, такие как резня в Хаме , резня в Камышлы и другие массовые убийства в ходе гражданской войны в Сирии . [17]
Арабская социалистическая партия Баас героизма Хафеза аль-Асада изначально создала культ арабского социалистического в консультации с советскими государственными пропагандистами , имитируя широко распространенные культы личности, преобладающие в советского блока, диктатурах таких как Румыния и Северная Корея. Начавшись как инструмент, связывающий каждого сирийского гражданина обязательством вечной верности ( байа ) Асаду в 1970-х годах, пропаганда еще больше усилилась, и персоналистские изображения достигли новых высот в 1980-х годах. Государство само начало переписывать сирийскую историю : партия Баас обожествила Хафеза аль-Асада как своего «вечного лидера» (« каидуна ила ль-абад ») и изображала его «вторым Саладином », который гарантирует Победа арабского народа над сионистскими крестоносцами . Через детский сад, школьные учебники, образовательные учреждения и баасистские СМИ ; Асадистская пропаганда создала образ однородной арабской нации , защищенной отцовским лидером, упивающимся «культом Саладина». Хафеза Асада Режим Асада уважает персоналиста иконография постоянно присутствует в общественной и частной сферах повседневной сирийской жизни; через памятники, изображения, фрески, плакаты, статуи, марки, баасистскую символику, денежные знаки, фотографии, баннеры, государственное телевидение и т. д. [125] [126] Баасистская пропаганда больше, чем лидера масс, приравнивала Хафеза аль-Асада к «народу», не говоря уже о том, что он провозглашал его «отцом нации » и исключительным человеком; ему поручено выполнять несколько ролей в качестве врача, солдата, юриста, педагога, государственного деятеля, генерала и т. д. Каждая организация гражданского общества, профсоюз и любая форма культурных или религиозных объединений в Сирии обязаны заявить о своем «обязательном соглашении с Хафез аль - Асада и продемонстрировать его иконографию, чтобы быть легализованным. Далеко идущий культ личности его отца был использован Башаром аль-Асадом как опора легитимности своего режима, а также как дополнение к усилению культа его собственной личности. Культ преуменьшает значение религиозных элементов ради технократических арабских социалистических тем, с постоянным милитаристским акцентом на конспиративных угрозах со стороны сил сионизма из-за якобы продолжающейся «спящей войны с Израилем ». [127]
Одним из способов использования культа личности было предоставление династии Асада возможности скрыть алавитское от общественности происхождение своей семьи. Изображения членов семьи Асада установлены на многочисленных объектах наследия и памятниках Сирии, чтобы объединить династию с баасистской сирийской историей. Фрески и статуи Хафеза аль-Асада и Башара аль-Асада построены в сирийских городах, поселках, деревнях и т. д., изображая их в костюмах средневековых бедуинов или султанов, таких как Харун ар-Рашид . [128] Асадистский культ личности действует как психологический инструмент тоталитарного режима; которая пытается заявить сирийскому обществу, что баасистская система будет продолжать править вечно, вечно и без конца. [17]
Турция
[ редактировать ]В Турции основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку посвящено множество мемориалов по всей стране, таких как международный аэропорт Ататюрка в Стамбуле, мост Ататюрка через Золотой Рог (Халич), плотина Ататюрка и стадион Ататюрка . Его титулы включают Великий лидер (Улу Ондер), Вечный командир (Эбеди Баскомутан), Главный учитель (Башогретмен) и Вечный вождь (Эбеди Шеф). Статуи Ататюрка были установлены правительством Турции во всех турецких городах, и в большинстве городов есть свои мемориалы в его честь. Его лицо и имя можно увидеть и услышать повсюду в Турции; его портрет можно увидеть во всех общественных зданиях, во всех школах и классах, на всех школьных учебниках, на всех банкнотах турецких лир и в домах многих турецких семей. [129]
В точное время смерти Ататюрка, каждый 10 ноября, в 09:05, большинство транспортных средств и людей на улицах страны останавливаются на одну минуту в память. [130] В 1951 году турецкий парламент издал закон (5816), запрещающий оскорбление его памяти ( турецкий : Hatırasına alenen hakaret ) или уничтожение представляющих его объектов , который действует до сих пор. [131] Есть правительственный сайт [132] его цель — разоблачить различные виды преступлений, обнаруженных в Интернете, в том числе преступления 8-го элемента, совершенные против Ататюрка ( турецкий : Atatürk aleyhine işlenen suçlar ). С 2011 года правительство Турции установило фильтры для блокировки веб-сайтов, которые, как считается, содержат материалы, оскорбляющие его память.
Начало культа личности Ататюрка приходится на 1920-е годы, когда начали строить первые статуи. [133] Идея Ататюрка как «отца турок» укоренилась в турецкой политике, и политики в этой стране оцениваются с точки зрения его культа личности. [134] Сохранение феномена культа личности Ататюрка стало областью глубокого интереса ученых. [135]
Имитаторов Ататюрка также можно увидеть по всей Турции намного после смерти Ататюрка, чтобы сохранить так называемый «самый продолжительный в мире культ личности». [136]
Османские султаны Мехмед Завоеватель и Абдул-Хамид II имеют культы личности, созданные религиозными консерваторами и исламистами . Политику этих государственных деятелей они связывают с их «благочестием».
В последние годы в современной Турции растет культ личности вокруг нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана .
Культы, созданные в честь султанов и Эрдогана, поддерживаются набожными мусульманами, выступающими против светского образа жизни и секуляристских идей.Соединенные Штаты
[ редактировать ]Венесуэла
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Авторитарная личность
- Большой Брат ( Девятнадцать восемьдесят четыре )
- Боливарианство
- Больсонаризм
- Бонапартизм
- Хлеб и зрелища
- Синдром поклонения знаменитостям
- Харизматический авторитет
- Чавизмо
- Коммунизм
- Культ личности (песня)
- Диктатура
- Эрдоганизм
- Фашизм
- Феодализм
- Фуджиморизм
- гандизм
- комплекс Бога
- Теория великого человека
- Эффект ореола
- Эффект рога
- Ходжаизм
- Имперский культ
- кемализм
- хомейнизм
- Киршнеризм
- Лидеризм
- ленинизм
- Оскорбление величества
- Список культов личности
- Список претендентов на мессию
- маоизм
- Марксизм–ленинизм
- Монархия
- Нарциссизм
- Нарциссическое лидерство
- насеризм
- нацизм
- Перонизм
- Личность и образ королевы Елизаветы II
- Пиночетизм
- Путинизм
- Верховный лидер
- Подхалимство
- Титоизм
- Троцкизм
- Трампизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мудде, Кас и Кальтвассер, Кристобаль Ровира (2017) Популизм: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 63. ISBN 978-0190234874
- ^ Планкетт, Джон (2013). «Карта посещения». В Ханнави, Джон (ред.). Энциклопедия фотографии девятнадцатого века . Рутледж. стр. 276–277. дои : 10.4324/9780203941782 . ISBN 978-0203941782 .
- ^ «Изобразительное искусство: фотовыставка мистера Мэйолла». Утренний вестник . Лондон. 16 августа 1860 г. с. 6.
- ^ Дарра, Уильям К. (1981). Cartes de Visite в фотографии девятнадцатого века . Геттисберг, Пенсильвания: WC Darrah Publishing. п. 43. ИСБН 978-0913116050 . ОСЛК 8012190 .
- ^ Ди Белло, Патриция (19 марта 2013 г.). «Карта-де-визит: фотографический портрет как «социальная сеть»» (PDF) . Понимание британских портретов: копирование, версия и множественность: тиражирование и распространение портретных изображений. – через семинар: M Shed, Бристоль.
- ^ Радд, Энни (2016). «Викторианцы, живущие публично: Cartes de Visite как социальные сети XIX века». Фотография и культура . 9 (3): 195–217. дои : 10.1080/17514517.2016.1265370 . S2CID 193760648 .
- ^ Плампер 2012 , стр. 13-14.
- ^ Патхак, Арчита; Шрихари, Рохини; Нату, Нихит (2021). «Дезинформация: анализ и выявление» . Теория вычислительной и математической организации . 27 (3). Национальная медицинская библиотека США: 357–375. дои : 10.1007/s10588-021-09336-x . ПМЦ 8212793 . ПМИД 34177355 .
- ^ Талисс, Роберт Б. (3 января 2022 г.). «Не всякая поляризация плоха, но у США могут быть проблемы» . Разговор . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хеллер, Клаус (2004). Хеллер, Клаус; Плампер, Ян (ред.). Культы личности в сталинизме/Культы личности в сталинизме . Геттинген: V&R Unipress. стр. 23–33. ISBN 978-3899711912 .
- ^ Давай, Вильгельм. «Письмо Карла Маркса Вильгельму Блосу» . Мемуары социал-демократа . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Плампер 2012 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Райт, Томас А.; Лауэр, Тайлер Л. (2013). «Что такое характер и почему он действительно имеет значение» . Университет Фордхэма: публикации факультета бизнеса . 2 . Университет Фордэма : 29 . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Попан, Адриан Теодор (август 2015 г.). Азбука подхалима: структурные условия возникновения культов личности диктаторов (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Остине. дои : 10.15781/T2J960G15 . hdl : 2152/46763 .
- ^ Перейти обратно: а б с Питтман, Джон (2017). «Мысли о «культе личности» в коммунистической истории» . Русская революция век спустя . 81 (4): 533–547. doi : 10.1521/siso.2017.81.4.533 – через Guilford Press Periodicals .
- ^ Белла, Роберт Н. (1986). «Значение репутации в американском обществе» . Обзор законодательства Калифорнии . 74 (3): 747. дои : 10.15779/Z386730 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бадер Эддин, Эйлаф (8 ноября 2022 г.). «Аль-Абад: дальше» . Ближневосточный журнал культуры и коммуникации . 15 (4): 367–372. дои : 10.1163/18739865-01504004 . S2CID 253455744 . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года – через Brill.
- ^ «Достижения Мао «перевешивают» ошибки: опрос» . Аль-Джазира . 23 декабря 2013 г.
- ^ Плампер 2012 , стр. 4, 12–14.
- ^ дю Буа, Пьер (1984). «Сталин – генезис мифа». Опрос. Журнал исследований Востока и Запада . 28 (1): 166–181. См. аннотацию в Иган, Дэвид Р.; Мелинда А. Иган (2007). Иосиф Сталин: Аннотированная библиография англоязычной периодической литературы до 2005 года . Пугало Пресс. п. 157. ИСБН 978-0810866713 .
- ^ Стронг, Кэрол; Киллингсворт, Мэтт (2011). «Сталин-харизматический лидер?: Объяснение« культа личности »как метода легитимации». Политика, религия и идеология . 12 (4): 391–411. дои : 10.1080/21567689.2011.624410 . S2CID 144628885 .
- ^ Маслов Н.Н. (1989). «Краткий курс истории Всероссийской коммунистической партии (большевиков) – энциклопедия культа личности Сталина». Советские исследования по истории . 28 (3): 41–68. дои : 10.2753/RSH1061-1983280341 .
- ^ Хоффманн, Дэвид Л. (2013). «Культ Сталина». Историк . 75 (4): 909. doi : 10.1111/hisn.12023_65 . S2CID 145070443 .
- ^ «Обвиняемый сосед» . Время . 18 февраля 1946 года. Архивировано из оригинала 29 января 2009 года.
- ^ Мартинес, Томас Элой (20 января 1997 г.). «Женщина, стоящая за фантазиями. Проститутка, фашистка, распутница – Еву Перон много оклеветали, в основном несправедливо» . Время . Архивировано из оригинала 21 декабря 2001 года . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Политика и образование в Аргентине , 1946–1962, Моника Эсти Рейн; транс Марты Гренцебак. Опубликовано М. Е. Шарпом, Армонк, Нью-Йорк/Лондон, 1998 г., стр. 79–80.
- ^ Рок, Дэвид (1987). Аргентина, 1516–1982 гг . Издательство Калифорнийского университета .
- ^ «Палермо онлайн» . Palermonline.com.ar . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Пинья, Фелипе. «Рикардо Бальбин» . Elhistoriador.com.ar (на испанском языке). Эль Историадор. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Фейтловиц, Маргарита (2002). Лексикон террора: Аргентина и наследие пыток . Издательство Оксфордского университета .
- ^ «Кларин» . Clarin.com . 2 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2009 года . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Пакула 2009 , с. 531 .
- ^ Тайсон Ли, Лаура (2007). Госпожа Чан Кайши: вечная первая леди Китая . Гроув Пресс. п. 448. ИСБН 978-0-8021-4322-8 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Мусульманский мир, тома 31–34 . Фонд Хартфордской семинарии. 1941. с. 183. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ «Рост культа личности Си Цзиньпина – La Croix International» . International.la-croix.com . 3 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Чжу, Цзяян Фань, Тайсу Чжан, Инь (8 марта 2016 г.). «За культом личности Си Цзиньпина» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Власть Си Цзиньпина» . Экономист . 18 сентября 2014 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Линь, Сюй и Ву 1995 . п. 48.
- ^ Барме, Жереми. (1996). Тени Мао: посмертный культ великого вождя . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 0585269017 . OCLC 45729144 .
- ^ Чанг, Юнг (2007). Мао: неизвестная история . Холлидей, Джон. Лондон: Винтаж. ISBN 978-0099507376 . OCLC 71346736 .
- ^ Ян Чангуй (2006). « Кто предложил «Четырех великих»» . Party History Expo (8): 49. Архивировано из оригинала 4 марта 2015 года. Проверено 27 ноября 2014 года .
- ^ Теон, Арис (1 марта 2018 г.). «Дэн Сяопин о культе личности и единоначалии - интервью 1980 года» . Журнал Большого Китая . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Хуан, Чжэпин (26 февраля 2018 г.). «Теперь Си Цзиньпин мог править Китаем пожизненно – именно то, что Дэн Сяопин пытался предотвратить» . Кварц . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Глава 8: Третье пленарное заседание Центрального комитета одиннадцатого созыва открывает новую эру в развитии дела социализма» . cpc.people.com.cn . Архивировано из оригинала 1 марта 2008 г. Проверено 29 июля 2020 г. .
- ^ Рурда, Эрик, Диктатор по соседству: политика добрососедства и режим Трухильо в Доминиканской Республике, 1930–1945 . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1998, стр. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1973 , с. 73.
- ^ Босворт 2006 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Фаласка-Зампони 2000 , стр. 72–73.
- ^ Фаласка-Зампони 2000 , стр. 65–66.
- ^ Галло 1973 , стр. 206–207.
- ^ Брендон 2016 , с. 329.
- ^ Уильямс 2006 , с. 112.
- ^ Гуха, Рамачандра (3 мая 2014 г.). «Опасности поклонения героям — Чтение Амбедкара во времена Моди» . Телеграф .
- ^ Кришнан, Рави (27 мая 2014 г.). «Индия Неру» . Мята .
- ^ «Взлет и упадок нерувианского консенсуса: исторический обзор» (PDF) .
- ^ Шерман, Тейлор. «Мифы и реальность лет Неру» . Индостан Таймс .
- ^ «Мы не хотим цезарей: предупреждение Неру самому себе» . журнал караван . 14 ноября 2016 г.
- ^ «Заплесневелые фалды чачи» . Outlookindia.com/ . 5 февраля 2022 г.
- ^ Гуха, Рамачандра (4 ноября 2022 г.). «Культ Моди» . Внешняя политика . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ ДХНС. «Ваджпаи называл Индиру аватаром Дурги?» . Декан Вестник . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Вайдьянатан, Раджини. «Политика личности» Нарендры Моди и Дональда Трампа . Би-би-си . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Чаттерджи, Манини (13 мая 2019 г.). «Я, я, я сам: культ Моди может угрожать и БДП» . Телеграф . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Вайшнав, Милан (25 мая 2019 г.). «Мнение: если это «экономика, дурак», то почему Моди победил?» . Вашингтон Пост . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Харе, Хариш (25 ноября 2016 г.). «Культ лидера: демонетизация и поклонение Моди» . Проволока . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Сафи, Майкл (23 мая 2019 г.). «Результаты выборов в Индии 2019 года: Моди заявляет о убедительной победе» . Хранитель . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Гош, Амбар Кумар (19 мая 2019 г.). «Расшифровка культа личности Моди» . КРИУС . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Диллон, Амрит (2 февраля 2022 г.). «В Нарендре Моди есть следы бога, — говорит министр БДП по мере роста культа личности» . Таймс . ISSN 0140-0460 .
- ^ Рэй, Саптарши (13 апреля 2019 г.). «Как Нарендра Моди пытался привлечь Болливуд для продвижения своего культа личности» . Телеграф . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Тхарур, Шаши (28 мая 2019 г.). «Индийский культ Моди» . Проект Синдикат . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Сохини, К. (5 февраля 2019 г.). «Триумф пропаганды Моди в Болливуде» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Гош, Самрудхи (25 июня 2019 г.). «Вивек Агнихотри: Премьер-министр Нарендра Моди не баллотировался даже в течение 7 дней. Вот что происходит с пропагандистскими фильмами» . Индия сегодня . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ « Бог послал меня убежденным, что моя энергия не биологическая»: премьер-министр Нарендра Моди» . Бизнес сегодня . 23 мая 2024 г. Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ Служба, Statesman News (20 мая 2024 г.). «Господь Джаганнатх — преданный премьер-министра Моди: Самбит Патра» . Государственный деятель . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ Гуха, Рамачандра (22 сентября 2019 г.). «Создание культа антигандистов» . Индостан Таймс .
- ^ Серхан, Ясмин (2 июня 2022 г.). «Что почитание убийцы Ганди говорит об Индии» . Атлантика . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Сиркар, Ниланджан (4 февраля 2022 г.). «От Моди до Маматы, как индийская политика стала настолько зависимой от культа личности?» . Прокрутка.в . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Гуха, Рамачандра (4 декабря 2016 г.). «Почему бхакти в политике вредна для демократии» . Индостан Таймс .
- ^ «Деконструкция культа личности Джаялалиты» . Проволока . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Джаялалита:« богиня »политики Тамил Наду» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2016 года . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Сардесай, Радждип (20 октября 2011 г.). «Идолопоклонство Амбедкару не понравилось бы» . Навхинд Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б «Миф о фюрере, как Гитлер победил немецкий народ» . Дер Шпигель . 30 января 2008 г.
- ^ Кершоу 1998 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б Кершоу 1998 , с. 95.
- ^ Кершоу 1998 , с. 71.
- ^ Шпеер 2009 , с. 158.
- ^ Кершоу 2001 , с. 766.
- ^ Уильямсон, Люси (27 декабря 2011 г.). «Погружение в мистический культ личности Северной Кореи» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 9 января 2013 г.
- ^ Чо, Ён Хо, Ли, Питер Х. и де Барри, Wm. Теодор., ред. Источники корейской традиции , Чичестер, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 419, 2000.
- ^ Форер, Бен (12 января 2012 г.). «Сообщается, что Северная Корея наказывает неискренних скорбящих» . Новости Эй-Би-Си. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 9 января 2013 г.
- ^ «КНДР, уголовные наказания» . Государственный департамент США, 2 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 9 января 2013 г.
- ^ Армстронг, Чарльз К. (2013). Северокорейская революция, 1945–1950 гг . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 222. ИСБН 978-0801468797 .
- ^ Хантер, Хелен-Луиза (1999). Северная Корея Ким Ир Сена . Издательская группа Гринвуд. п. 25. ISBN 978-0275962968 . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ Янг, Бенджамин Р. (12 декабря 2013 г.). «Познакомьтесь с человеком, который спас жизнь Ким Ир Сену» . Новости НК . Проверено 8 мая 2023 г.
- ↑ Рут, Хилтон Л., Три азиатских диктатора: хороший, плохой и злой (16 января 2016 г.). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2716732
- ^ Марк М. Тернер (1990) Авторитарное правление и дилемма легитимности: дело президента Филиппин Маркоса, The Pacific Review, 3:4, 349–362, DOI: 10.1080/09512749008718886
- ^ Баутиста Максимиано, Хосе Марио (17 июля 2018 г.). «Силачи Гитлер, Сталин, Маркос – исследование характера» . INQUIRER.net США . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Раймонд, Уолтер Джон (1992) Политический словарь: избранные американские и зарубежные политические и юридические термины. ISBN 9781556180088
- ^ «Дело №60: Семейное дело» . Philstar.com . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б де Инчаусти, Ник (23 сентября 2016 г.). «Почему пропаганда Маркоса жива?» . Журнал Esquire Филиппины . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бурума, Ян (16 января 1986 г.). «Кто может искупить мать-филиппинку?» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Герреро, Эйлин (10 сентября 1993 г.). «Культы начинались как политическое оружие, а закончились обожествлением Фердинанда Маркоса похоронами AM-Маркоса» .
- ^ Кесслер, Ричард Джон (1989). Восстание и репрессии на Филиппинах . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04406-5 . OCLC 19266663 .
- ^ Сан-Хуан-младший, Э. (1978) https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1080/03064227808532787
- ^ Лико, Жерар (2003). Комплекс зданий: власть, миф и государственная архитектура Маркоса. Издательство Гавайского университета.
- ^ Ромеро, Хосе В. младший (2008). Филиппинская политическая экономия . Кесон-Сити, Филиппины: Центральный книжный магазин. ISBN 978-971-691-889-2 . ОСЛК 302100329 .
- ^ Кураминг, Роммель А. Власть и знания в Юго-Восточной Азии: государство и ученые в Индонезии и на Филиппинах. ISBN 9780429438196
- ^ Маккаллус, JP (1989): «Мифы нового филиппинца: пропаганда филиппинского правительства в первые годы военного положения». Филиппинский ежеквартальный журнал. Культура и общество 17 (2): 129–48.
- ^ Герт, Джефф; Бринкли, Джоэл (23 января 1986 г.). «Роль Маркоса во время войны дискредитирована в документах США» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Досье № 60: Развенчание мифа о войне Маркоса» . Вера Файлс . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «Искусство обмана | 31 год амнезии» .
- ^ Рафаэль, Висенте Л. (апрель 1990 г.). «Покровительство и порнография: идеология и зрительство в ранние годы Маркоса» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 32 (2): 282–304. дои : 10.1017/S0010417500016492 . ISSN 1475-2999 . S2CID 144809573 .
- ^ Чимату, Фрэнк; Сантос-Доктор, Джойя (1 января 2003 г.). «Филиппинский Озимандиас до сих пор не дает покоя». Филиппинский Daily Inquirer. Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Правительство Филиппин столкнулось с негативной реакцией на фоне заявлений о том, что оно пытается обелить историю покойного диктатора Маркоса» . «Стрейтс Таймс» . 12 сентября 2016 г.
- ^ Вильямор, Фелипе (8 ноября 2016 г.). «Филиппины могут похоронить героя Фердинанда Маркоса, постановил Высокий суд» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Руководство для исторических ревизионистов» . Esquiremag.ph .
- ^ «Военное положение и исторический ревизионизм: целостное понимание» . 30 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Такер, Роберт (1979). «Рост культа личности Сталина» (PDF) . Американский исторический обзор . 84 (2): 347–366. дои : 10.2307/1855137 . JSTOR 1855137 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2021 г. Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пиш, Анита (2016). Культ личности Сталина в советских плакатах, 1929–1953 гг . Австралия: ANU Press. стр. 87–190. ISBN 978-1760460624 .
- ^ Коткин, Стивен (1995). «Обзор сталинского террора: новые перспективы» . Русское обозрение . 54 (4): 635–637. дои : 10.2307/131639 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 131639 .
- ^ Гилл 1980 .
- ^ Перейти обратно: а б Гюнтер 1936 , стр. 516–517, 530–532, 534–535.
- ^ «Культ личности Иосифа Сталина» . Сборник истории . 21 марта 2017 г.
- ^ Келли 2005 , стр. 206–207.
- ^ Грубер, Хаугболле, Кристиана, Суне; Хайдеманн, Стефан (2013). «3: Память и идеология: образы Саладина в Сирии и Ираке». Визуальная культура на современном Ближнем Востоке: риторика образа . Блумингтон, Индиана 47405 США: Издательство Университета Индианы. стр. 57–75. ISBN 978-0-253-00884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сайфо, Омар (15 февраля 2017 г.). «От курдского султана до панарабского чемпиона и мусульманского героя: эволюция мифа о Саладине в популярной арабской культуре» . Журнал популярной культуры . 50 (1): 65–83. дои : 10.1111/jpcu.12503 . hdl : 1874/361826 – через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ Грубер, Хаугболле, Кристиана, Суне; Хайдеманн, Стефан (2013). «3: Память и идеология: образы Саладина в Сирии и Ираке». Визуальная культура на современном Ближнем Востоке: риторика образа . Блумингтон, Индиана 47405 США: Издательство Университета Индианы. стр. 67–74. ISBN 978-0-253-00884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Грубер, Хаугболле, Кристиана, Суне; Хайдеманн, Стефан (2013). «3: Память и идеология: образы Саладина в Сирии и Ираке». Визуальная культура на современном Ближнем Востоке: риторика образа . Блумингтон, Индиана 47405 США: Издательство Университета Индианы. стр. 79–80. ISBN 978-0-253-00884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Наваро-Яшин, Яэль (2002). Лица государства: секуляризм и общественная жизнь в Турции . Издательство Принстонского университета . стр. 196–199 . ISBN 0691088454 .
- ^ Моррисон, Терри; Конэуэй, Уэйн А. (1994). Поцелуй, поклонись или пожми руки: как вести бизнес в шестидесяти странах . Адамс Медиа. п. 392 . ISBN 1558504443 .
- ^ Йона, Александр (2007). Турция: терроризм, гражданские права и Европейский Союз . Рутледж . п. 137. ИСБН 9780415441636 .
- ^ «Ихбар Веб» . Ихбар Веб . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Турай Атабаки; Эрик Дж. Цурчер (2004). Люди порядка: авторитарная модернизация при Ататюрке и Реза Шахе . ИБ Таурис. п. 4. ISBN 9781860644269 . Проверено 21 июня 2013 г.
...а в случае Ататюрка культ личности начался рано...
- ^ М. Хакан Явуз (2009 г.). Секуляризм и мусульманская демократия в Турции . Издательство Кембриджского университета. п. 120. ИСБН 9780521888783 . Проверено 21 июня 2013 г.
В других работах присутствует глубоко укоренившееся представление об Ататюрке как об «отце» турок, и все политики в значительной степени настроены против его культа личности.
- ^ Картер В. Финдли (2010). Турция, ислам, национализм и современность: история, 1789–2007 гг . Издательство Йельского университета. стр. 467–. ISBN 9780300152609 . Проверено 21 июня 2013 г.
- ^ Александр Кристи-Миллер (20 апреля 2013 г.). «Двойник поддерживает культ Ататюрка» . Лондонская «Таймс» .
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, Ричард Дж.Б. (2006). Италия Муссолини: жизнь при диктатуре, 1915–1945 гг . Взрослый пингвин. ISBN 978-0141012919 .
- Босворт, Ричард Дж. Б. (2014). Муссолини . А&С Черный. ISBN 978-1849660242 .
- Брендон, Пирс (2016). Темная долина . Случайный дом. ISBN 978-1446496329 .
- Фаласка-Зампони, Симонетта (2000). Фашистский спектакль: эстетика власти в Италии Муссолини . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520226777 .
- Фенби, Джонатан (2005). Чан Кайши: китайский генералиссимус и нация, которую он потерял . Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 0-7867-1484-0 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2010 г. Альтернативный URL
- Галло, Макс (1973). Италия Муссолини; Двадцать лет фашистской эпохи . Макмиллан.
- Гилл, Грэм (1980). «Культ советского лидера: размышления о структуре лидерства в Советском Союзе». Британский журнал политической науки . 10 (167): 167–186. дои : 10.1017/S0007123400002088 . S2CID 155049543 .
- Гюнтер, Джон (1936). Внутри Европы . Харпер и братья.
- Гамильтон, Аластер (1973). Призыв фашизма . Книги Harper для массового рынка в мягкой обложке. ISBN 978-0380010257 .
- Келли, Катриона (2005). «На ковре-самолете: дети и культ вождя в сталинскую эпоху». Славянский и восточноевропейский журнал . 49 (2): 199–224. дои : 10.2307/20058260 . JSTOR 20058260 .
- Кершоу, Ян (1998). «Миф о Гитлере». Образ и реальность в Третьем рейхе .
- Кершоу, Ян (2001). Гитлер 1936–1945: Немезида . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0141925813 .
- Пакула, Ханна (2009). Последняя императрица: мадам Чан Кайши и рождение современного Китая . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4391-4893-8 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Плампер, Январь (2012). Культ Сталина: исследование алхимии власти . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300169522 .
- Шпеер, Альберт (2009). Внутри Третьего Рейха . Орион. ISBN 978-1842127353 .
- Уильямс, Мануэла (2006). Зарубежная пропаганда Муссолини: подрывная деятельность в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, 1935–1940 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0203004777 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апор, Балаж; Берендс, Ян К .; Джонс, Полли; Рис, Э.А., ред. (2004). Культ лидера в коммунистических диктатурах: Сталин и Восточный блок . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1403934436 .
- Коэн, Ив (2007). «Культ номер один в эпоху лидеров» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 8 (3): 597–634. дои : 10.1353/kri.2007.0032 . S2CID 144730066 . Проверено 7 сентября 2018 г.
- Дикёттер, Франк (2020). Диктаторы: культ личности в двадцатом веке . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1526626981 .
- Гилл, Грэм (1984). «Культ личности, политическая культура и партийная структура». Исследования по сравнительному коммунизму . 17 (2): 111–121. дои : 10.1016/0039-3592(84)90008-5 .
- Гандл, Стивен; Дагган, Кристофер; Пьери, Джулиана (2015). Культ дуче: Муссолини и итальянцы . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1526101419 .
- Мелограни, Пьеро (1976). «Культ дуче в Италии Муссолини» (PDF) . Журнал современной истории . 11 (4): 221–237. дои : 10.1177/002200947601100411 . S2CID 150787157 . Проверено 7 сентября 2018 г.
- Морган, Кевин (2017). Международный коммунизм и культ отдельных лидеров, трибунов и мучеников при Ленине и Сталине . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1349953370 .
- Палтиэль, Джереми (1983). «Культ личности: некоторые сравнительные размышления о политической культуре в ленинских режимах». Исследования по сравнительному коммунизму . 16 (1–2): 49–64. дои : 10.1016/0039-3592(83)90043-1 .
- Петроне, Карен (2004). «Культ личности». В Милларе, Джеймс Р. (ред.). Энциклопедия истории России . Том. 1. С. 348–350. ISBN 978-0028656946 .
- Полесе, Авель; Горак, Славомир (2015). «Повесть о двух президентах: культ личности и символическое государственное строительство в Туркменистане». Национальные документы . 43 (3): 457–478. дои : 10.1080/00905992.2015.1028913 . S2CID 142510277 .
- Ратленд, П. (2011). «Культ личности». В Куриане, Джордж Томас (ред.). Энциклопедия политической науки . Том. 1. Вашингтон. Округ Колумбия: CQ Press. п. 365. ИСБН 978-1608712434 .
- Васильев, Россен (2008). «Культ личности». В Дарити-младшем, Уильям А. (ред.). Международная энциклопедия социальных наук . ISBN 978-0028659657 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Почему диктаторы любят китч» , Эрик Гибсон, The Wall Street Journal , 10 августа 2009 г.