Культ личности Николае Чаушеску
Во время Холодной войны румынский культом диктатор Николае Чаушеску руководил наиболее распространенным личности в Восточном блоке . Вдохновленный культом личности , окружавшим Ким Ир Сена в Северной Корее , он начался с Июльских тезисов 1971 года , которые обратили вспять либерализацию 1960-х годов, навязали строгую националистическую идеологию , установили сталинский тоталитаризм и возврат к социалистическому реализму . Первоначально культ личности был сосредоточен только на самом Чаушеску. Однако к началу 1980-х годов его жена Елена Чаушеску — одна из немногих супруг коммунистического лидера, ставшая самостоятельной властью — также оказалась в центре внимания культа. [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Ранние семена культа личности можно найти в одобрении Чаушеску после его речи , в которой он осудил вторжение стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. в заявлениях других чиновников. [ 1 ] Однако настоящее начало культа личности произошло после того, как Чаушеску посетил Китай и Северную Корею в 1971 году. Особенно его впечатлил сугубо личный подход китайского Мао Цзэдуна и северокорейского Ким Ир Сена к управлению своими странами, а также их личности. окружающие их культы. [ 2 ]
Предшественник Чаушеску, Георге Георгиу-Деж , был объектом культа личности. Однако культ, окружающий Чаушеску, вышел далеко за рамки всего, что окружало Георгиу-Дежа, и один наблюдатель назвал его « султанистским режимом». [ 3 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Чаушеску занимал пост генерального секретаря Коммунистической партии Румынии , самой влиятельной должности в коммунистическом государстве, с 1965 года. Он также стал президентом Государственного совета в 1967 году, что сделало его как де-юре, так и де-факто главой государства. В 1974 году его пост был повышен до полноценного исполнительного поста президента республики . Президентство было наделено почти диктаторскими полномочиями.
Тогда ему был вручен царский «Президентский скипетр ». Сальвадор Дали поздравил его с новым скипетром в телеграмме, опубликованной контролируемой государством прессой Румынии, которая не заметила ее сарказма:
Я глубоко ценю Ваше историческое решение об учреждении президентского скипетра. [ 4 ]
Кроме того, Чаушеску был председателем Высшего совета экономического и социального развития, президентом Национального совета трудящихся и председателем Фронта социалистической демократии и единства. [ 5 ]
Школьники с ранних лет разучивали стихи и песни, в которых восхвалялись «партия, вождь и нация». [ 6 ] Целью культа было сделать невозможным любую публичную оппозицию Чаушеску, поскольку он по определению считался непогрешимым и выше всякой критики. [ 7 ]
Изображения в СМИ
[ редактировать ]Румынские СМИ начали изображать Чаушеску как гениального коммунистического теоретика , внесшего значительный вклад в марксизм-ленинизм. [ 6 ] и политический лидер, чья «мысль» была источником всех национальных достижений. [ 5 ] [ 6 ] Его собрание сочинений регулярно переиздавалось и переводилось на несколько языков. В конечном итоге работы насчитывали десятки томов и были повсюду в книжных магазинах Румынии. [ 6 ] Елену изображали как «Матерь нации». По общему мнению, ее тщеславие и стремление к почестям превосходили тщеславие ее мужа. [ 2 ]
СМИ использовали выражение «золотая эра Чаушеску» и множество шаблонных названий, таких как «гарант прогресса и независимости нации» и «дальновидный архитектор будущего нации». [ 5 ] Дэн Ионеску , корреспондент Радио Свободная Европа, составил список эпитетов Чаушеску, которые использовали румынские писатели. Среди них были «архитектор», «небесное тело» ( Михай Бенюк ), «демиург», «светский бог» ( Корнелиу Вадим Тюдор ), «ель», «Прекрасный принц» ( Ион Маноле ), «гений», «святой». ( Эжен Барбу ), «чудо», «утренняя звезда» ( Василе Андронаке ), «штурман» ( Виктор Нистеа ), «спаситель» ( Никулае Стоян ), «солнце» ( Александру Андрисойу ), «титан» ( Ион Потопин ) и «провидец» ( Виорел Козма ). [ 8 ] [ 9 ] Чаще всего его описывали как Проводника , или «лидера». [ 2 ]
Однако его также описывали как человека скромного происхождения, который поднялся на вершину благодаря своим собственным усилиям и, таким образом, был символически связан с обычными народными героями в румынской истории, такими как Хорея и Аврам Янку . [ 7 ]
Неудивительно, что Чаушеску были очень обеспокоены своим публичным имиджем. На большинстве фотографий они изображены в возрасте около 40 лет. Румынскому государственному телевидению было дано строгое указание изображать их в наилучшем свете. Например, продюсерам пришлось позаботиться о том, чтобы небольшой рост Чаушеску (его рост составлял 1,68 метра (5 футов 6 дюймов)) никогда не подчеркивался на экране. Елену никогда не видели в профиль из-за ее большого носа и общего невзрачного вида. Последствия нарушения этих правил были серьезными; один продюсер показал кадры, на которых Чаушеску моргает и заикается, и его забанили на три месяца. [ 2 ]
В свое время все распространенные фотографии Чаушеску представляли собой одну фотографию, на которой он был изображен в полупрофиль, с открытым только одним ухом. После того, как распространилась шутка о том, что это портрет «на одно ухо» (румынское идиома, означающее «сходить с ума»), фотографии в профиль были признаны ненадлежащими и портреты были заменены новыми фотографиями, на которых были хорошо видны оба уха. [ 10 ] [ 11 ]
Искусство и литература
[ редактировать ]Интеллигенция была призвана выразить свою признательность Чаушеску. [ 8 ] В 1973 году в его честь был опубликован большой том под названием «Омагиу» («Посвящение»). [ 6 ] К 1980-м годам публиковались ежегодные тома восхвалений румынских интеллектуалов, содержащие прозу, стихи и песни. [ 8 ] Эти тома были опубликованы в день рождения Николае, который был национальным праздником . [ 7 ]
Такие художники, как художник Сабин Бэлаша, изображали Чаушеску в произведениях искусства, заказанных государством. [ 1 ]
Несогласие
[ редактировать ]В гражданском обществе
[ редактировать ]
По мнению диссидента Михая Ботеза , основная причина, по которой немногие люди были готовы открыто выражать несогласие, заключалась не только в вопросе смелости, но и в анализе затрат и выгод : многие люди осознавали, что высказывание никак не повредит хорошо организованному режиму. , потому что за это они пострадают от последствий, таких как исключение из университета, ссылка или принуждение покинуть страну. [ 8 ]
Проблема усугублялась и тем, что до конца 1980-х годов западные страны имели хорошие отношения с Чаушеску и их не волновали внутренние проблемы Румынии. [ 8 ] Восхищение независимой политикой Румынии, выраженное Соединенными Штатами, Великобританией, Францией и Японией, обескуражило оппозицию. Михай Ботез сказал, что, по его мнению, в течение многих лет таких диссидентов, как он, воспринимали как «врагов Запада», потому что они пытались дистанцировать Чаушеску от Соединенных Штатов. [ 12 ]
Поддержка Чаушеску западными странами закончилась с приходом к власти Михаила Горбачева в марте 1985 года, когда Чаушеску перестал быть актуальным на мировой арене, а западные страны критиковали его за нежелание реализовать свою собственную версию перестройки и гласности . [ 12 ]
Внутри Коммунистической партии
[ редактировать ]было мало разногласий Внутри Румынской коммунистической партии . Один крупный инцидент произошел в ноябре 1979 года, во время Двенадцатого съезда Коммунистической партии, когда пожилой высокопоставленный чиновник Константин Пырвулеску обвинил Конгресс в том, что он мало что делает для решения проблем, существовавших внутри страны, поскольку вместо этого он был озабочен увековечивая прославление Чаушеску. После этого его исключили из Конгресса, поместили под строгий надзор и домашний арест. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]К концу 1980-х годов Коммунистическая партия — да и почти все другие институты Румынии — полностью подчинились воле Чаушеску. Хотя Чаушеску был национальным коммунистом , его абсолютный контроль над страной и распространение культа побудили некоторых нерумынских наблюдателей описать его режим как один из наиболее близких к сталинистскому режиму старого образца. Частично из-за подчинения ПКР Чаушеску, она исчезла сразу после румынской революции и больше никогда не возрождалась.
Из-за культа личности и, вместе с тем, концентрации власти в руках семьи Чаушеску , большая часть разочарования румынского народа была направлена лично против Николае Чаушеску, а не против политического аппарата Коммунистической партии в целом. [ 13 ] Возможно, именно поэтому победителем всеобщих выборов 1990 года стал Фронт национального спасения , состоящий в основном из бывших членов Коммунистической партии. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Семья Ким (Северная Корея)
- Список культов личности
- Культ личности Мао Цзэдуна
- Северокорейский культ личности
- Культ личности Иосифа Сталина
- Культ личности Си Цзиньпина
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Удалить, стр. 203
- ^ Jump up to: а б с д Себецыен, Виктор (2009). Революция 1989 года: падение советской империи . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN 978-0-375-42532-5 .
- ^ Ропер, с. 60
- ^ «Тайна ПРЕЗИДЕНТСКОГО СКИПЕТРА НИКОЛАЕ Чаушеску. Большая ТАЙНА раскрыта спустя 53 года!» [Тайна президентского скипетра Николае Чаушеску. Большая тайна была раскрыта спустя 53 года!] (на румынском языке). Прозрачные новости. 19 июля 2018 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рональд Д. Бахман (редактор), Румыния: страновое исследование . «Эра Чаушеску» Вашингтон: Генеральная прокуратура Библиотеки Конгресса, 1989.
- ^ Jump up to: а б с д и Кроутер, стр.125
- ^ Jump up to: а б с Кроутер, стр.126
- ^ Jump up to: а б с д и Удалить, стр. 204
- ^ «От А до Я культа личности в Румынии» , Radio Free Europe SK/1 (2 февраля 1989 г.).
- ^ Алекс. Штефанеску, «Неретушированный портрет Чаушеску». Архивировано 1 мая 2009 г. в Wayback Machine , Литературная Румыния , 2/2009.
- ^ Катерина Преда, Диктаторы и диктатуры: художественное выражение политики в Румынии и Чили (1970-1989): Нет Пасо Нада...? , Универсал-Паблишерс, 2010, с.284.
- ^ Jump up to: а б Удалить, стр. 205
- ^ Jump up to: а б Ропер, с. 68
Ссылки
[ редактировать ]- Деннис Делетант , Чаушеску и Секуритате: принуждение и инакомыслие в Румынии, 1965-1989 , с. 229. М.Э. Шарп, 1995, ISBN 1-56324-633-3 .
- Стивен Д. Ропер, Румыния: Незавершенная революция , Рутледж, 2000 г., ISBN 90-5823-027-9
- Уильям Э. Кроутер, Политическая экономия румынского социализма . Нью-Йорк: Прегер, 1988, ISBN 0275928403